Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской самостоятельности учащихся 3 класса (посредством читательского дневника) (Педагогика и дидактика начальной школы)

Работа №132670

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы34
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: школа № 61 города Севастополя.
Выборка: 20 школьников (3 «А» и 3 «Б» классы).
Есть приложения.

Введение 3
1 Теоретические основы формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов с использованием читательского дневника 5
1.1 Чтение как социокультурный феномен 5
1.2 Сущность понятия «читательская самостоятельность» применительно к младшему школьному возрасту 9
1.3 Роль читательского дневника в начальной школе 13
2 Методика формирования читательской самостоятельности учащихся 3 класса посредством читательского дневника 17
2.1 Диагностика уровня сформированности читательской самостоятельности учащихся 3 класса 17
2.2 Опыт использования читательского дневника в формировании читательской самостоятельности учащихся 21
2.3 Анализ и обобщение проведенной работы 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А 32
Приложение Б 33
Приложение В 34

Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена ролью чтения в жизни современного человека: чтобы занять достойное место в обществе, он должен уметь работать с большим объемом информации, анализировать ее, использовать для решения стандартных и нестандартных задач. Вполне очевидно, что такие качества формируются в детские годы, когда ребенок учится в младших классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования уделяет большое внимание развитию такого фундаментального качества, как читательская самостоятельность. Сформированность навыка является одним из ключевых требований для совершенствования читательских умений младших школьников, интеллектуального, духовного и нравственного развития личности. В то же время информационное поле, представленное телевидением, социальными сетями, сетью Интернет, накладывает отпечаток на мировоззрение ребенка. Многие родители, занятые на работе, не могут уделить достаточно внимания своим детям, вследствие чего процесс взаимодействия с книгой превращается для младшего школьника в утомительное занятие.
Достаточно быстро он начинает считать, что чтение – это нечто скучное, устаревшее, ненужное. Отсутствие интереса влияет на то, что ребенок читает мало или перестает читать совсем. Начинаются проблемы с техникой чтения, с пониманием содержания книги (неосмысленное чтение), с подбором литературы. Отсюда возникает противоречие между требованием государственных стандартов к овладению навыком и наличной ситуацией. Указанные обстоятельства порождают проблему: как сформировать читательскую самостоятельность младших школьников. Проблема формирования читательской самостоятельности школьников младшего возраста интересовала В.В. Давыдова, О.В. Джежелей, Н.И. Жинкина, М.Р. Львова, М.И. Оморокову, Т.С. Пиче-Оол, Н.Н. Светловскую, И.И. Тихомирову и других ученых. Как представляется, стимулирование читательской самостоятельности возможно посредством читательского дневника: он представляет широкое поле для творческой деятельности учащихся, поэтому вызовет интерес к книге.
Объект исследования – формирование читательской самостоятельности учащихся 3 класса.
Предмет исследования – использование читательского дневника в процессе формирования читательской самостоятельности учащихся 3 класса.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность использования читательского дневника в процессе формирования читательской самостоятельности учащихся 3 класса.
Задачи исследования:
1. раскрыть социокультурный феномен чтения;
2. выявить сущность понятия «читательская самостоятельность» применительно к младшему школьному возрасту;
3. описать роль читательского дневника в начальной школе;
4. осуществить диагностику уровня сформированности читательской самостоятельности учащихся 3 класса;
5. представить опыт использования читательского дневника в формировании читательской самостоятельности учащихся, проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (анкетирование, опрос, формирующий педагогический эксперимент, качественная и количественная оценка полученных результатов).
Теоретическая база исследования – школа № 61 города Севастополя.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках проведенного исследования осуществлено теоретическое обоснование и подтверждение опытно-эмпирическим путем эффективности использования читательского дневника в процессе формирования читательской самостоятельности учащихся 3 класса. Чтение – это социокультурный феномен, который оказывает общее влияние на развитие личности, внутреннего мира и духовного взросления человека. Благодаря этому из поколения в поколение передаются важные сведения, помогающие сохранению национального самосознания, единения людей. Обучение чтению на систематической основе начинается в младшем звене школы. Педагоги делают все возможное для того, чтобы каждый ученик смог стать самостоятельным читателем. Такой человек умеет выбирать книги согласно своим интересам, способен читать, понимать и выражать собственное отношение к прочитанному, испытывает потребность в постоянном обращении к книге.
В начальной школе дети под руководством учителя знакомятся с произведениями разных жанров, овладевают практическими умениями для анализа художественного текста. Пи этом главная задача педагога – сформировать у детей читательский интерес, желание работать с информацией, приобщать учащихся к культурному наследию своего народа. В дальнейшем читательская самостоятельность как качество проявляется в действиях, которые уже осуществляются без помощи учителя. Значимую роль в становлении читательской самостоятельности играют родители: это первые лица, которые в раннем детстве познакомили ребенка с книгой; по мере его взросления мать и отец поддерживают уверенность в своих силах, помогают справиться с трудностями. Объединение усилий представителей двух социальных институтов также необходимо для приобщения к систематическому ведению читательского дневника.
Он представляет собой обычную тетрадь или готовое учебное пособие, в котором ребенок ведет записи относительно прочитанного. Читательский дневник поможет младшему школьнику понять и запомнить первые произведения и будет способствовать развитию познавательной и творческой активности. Назначение дневника заключается в том, чтобы сформировать у учащихся навыки работы с литературными текстами. В ходе такой работы у детей развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к мельчайшим подробностям, умение анализировать лингвистическое, стилистическое и художественное своеобразие текста. Читательский дневник помогает ребенку выразить личное отношение к персонажам.
При опоре на представленную выше теоретическую базу было проведено опытно-эмпирическое исследование в школе № 61 города Севастополя. К участию в педагогическом эксперименте приглашены два класса: состав 3 «А» стал контрольной группой, состав 3 «Б» экспериментальной. Количество детей в обоих классах по 20 человек. Изучению подлежал уровень сформированности читательской самостоятельности детей: для этого было использовано анкетирование и опрос. Результаты показали, что в каждом классе большинство составляют учащиеся со средним уровнем. Далее организован формирующий эксперимент, в ходе которого младшие школьники из 3 «Б» класса работали с читательскими дневниками. При повторной диагностике установлено: в экспериментальном классе большинством стали учащиеся с высоким уровнем, тогда как в контрольном положение не изменилось. Перспектива дальнейшего исследования заключается в апробации возможностей разных типов читательских дневников (на печатной и на электронной основе) с целью установления, какой из них более эффективен в формировании читательской самостоятельности учащихся начальных классов.



1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2010. – 1536 с.
2. Волдаева Т.А. Формирование нравственных качеств у младших школьников в процессе анализа сказок зарубежных авторов на уроках литературного чтения // СтРИЖ: студенческий электронный журнал. – 2022. –№ 4(45). – С. 88-91.
3. Гудова М.Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: автореф. дисс. … канд. культурологии. – Екатеринбург, 2015. – 51 с.
4. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий. – М.: Дрофа, 2017. – 96 с.
5. Жуйкова Н.С., Чебыкина А.В. Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков смыслового чтения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №2(46). – С. 68-75.
6. Киргизова С.А. Методика работы над читательским дневником // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/02/05/metodika-raboty-nad-chita telskim-dnevnikom. – (Дата обращения: 15.01.2024).
7. Короткова Е.Г. Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой // Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности: сборник докладов педагогической мастерской. – Смоленск: МБУ ДО «ЦДО», 2021 – 119 с.
8. Лотман Ю.М. Семиосфера: монография. – М.: Книга по Требованию, 2017. – 704 с.
9. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 2007. – 216 с.
10. Моток В.С. Вклад Н.А. Рубакина в развитие библиотековедения // Актуальные проблемы информационного и документационного обеспечения управления: науч.-практ. конф. – Тамбов, 2019. – С. 64-68.
11. Нестерова Л.В. Психолого-педагогические аспекты чтения как важной составляющей информационной культуры специалиста // Современная наука. – 2015. – №1. – С. 71 - 74.
12. Никитина Л.А., Зарубина С.П. Интерактивные формы работы с книгой – ресурс формирования читательской самостоятельности младших школьников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2022. – №4(53). – С. 13-18.
13. Психология и социология чтения / А.В. Себелева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2016. – 139 с.
14. Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Юрайт, 2019. – 305 с.
15. Силченкова Л.С. Формирование у младших школьников навыков осознанного чтения // Языковое и литературное образование в современном обществе: сборник научных статей. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. – С. 62-71.
16. Сорока О.А. Методические рекомендации по формированию основ читательской самостоятельности у второклассников // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 37-41.
17. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собр. соч. в 11 тт. Т. 2. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 825 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ