ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАНТСКИХ КВАРТАЛОВ (1980-2000-Е ГГ.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ И ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ 12
1.1. История национального образования во Франции: политические реалии и гражданское воспитание 12
1.2. Политика мультикультурализма в области образования как следствие деколонизации 30
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА 47
2. 1. Светскость французского образования и ислам 47
2.2. Проблемы интеграции иммигрантов 2-го и 3-го поколений в образовательный процесс 59
ГЛАВА 3. ИММИГРАНТСКИЕ ГЕТТО В ПРИГОРОДАХ ПАРИЖА, ЛИОНА, МАРСЕЛЯ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНЦИИ 70
3.1. Проблемные зоны иммигрантских кварталов в образовательной системе (на примере 2-го и 3-го поколения иммигрантов) 70
3.2. Эволюция политики правительства в области приема иммигрантов и образования: от либеральной к консервативной 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 105
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ И ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ 12
1.1. История национального образования во Франции: политические реалии и гражданское воспитание 12
1.2. Политика мультикультурализма в области образования как следствие деколонизации 30
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА 47
2. 1. Светскость французского образования и ислам 47
2.2. Проблемы интеграции иммигрантов 2-го и 3-го поколений в образовательный процесс 59
ГЛАВА 3. ИММИГРАНТСКИЕ ГЕТТО В ПРИГОРОДАХ ПАРИЖА, ЛИОНА, МАРСЕЛЯ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНЦИИ 70
3.1. Проблемные зоны иммигрантских кварталов в образовательной системе (на примере 2-го и 3-го поколения иммигрантов) 70
3.2. Эволюция политики правительства в области приема иммигрантов и образования: от либеральной к консервативной 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 105
Исторические реалии середины XXв. обозначили множество точек невозврата и подготовили новые условия для изменения социальной, политической и экономической сфер в разных странах. Французская республика, которая после Второй Мировой войны все еще имела колонии, не избежала таких изменений, приняв ряд важных решений для своей колониальной политики. Деколонизация стран Африки, закончившаяся кровавой Алжирской войной (1954-1962гг.), во многом позволила приобрести бывшим угнетенным народам осознание различных возможностей самореализации в мировом масштабе и в бывшей метрополии в частности. Правительство Франции всеми силами пыталось сформировать новое, наделенное французским гражданским воспитанием, поколение на захваченных территориях. Обучаясь во французских католических школах, марокканцы, алжирцы, тунисцы усваивали международное право вместе с местными обычаями. И когда вследствие нехватки рабочей силы из-за различных экономических и нефтяных кризисов, Франция к 1970гг. «открыла» свои границы, поток миграции усилился именно из бывших колоний - стран Магриба, а к 1990 гг. принял новые проблемные обороты.
Число же иностранцев, получивших французское гражданство, выросло с 1392 тыс. (2,6% от всего населения) в 1974 г. до 2679 тыс. (4,3%) в 2007 г. Неуклонно росло и общее количество иммигрантов в стране. Оно увеличилось с 3887 тыс. в 1975 г. до 5148 тыс. в 2007 г. Таким образом, иммиграция изменяет этнический состав Франции. Постепенно растёт количество приверженцев мусульманского образа жизни, так как подавляющее большинство выходцев из Северной Африки исповедовало ислам. В результате иммигранты-африканцы являются носителями культуры, сильно отличающейся от французской. В связи с этим ассимиляционный механизм перестал работать и с 1980-х гг., начались попытки политики «интеграции», которая во многом осуществлялась и осуществляется посредством образования и работы. Однако в еще больших масштабах проблемы данной политики выявились в 1990-е гг. и существуют до настоящего момента. Поэтому актуальность данного исследования в том, чтобы выявить противоречия политики «интеграции»- «сотрудничества» Французской республики в отношении иммигрантов и их детей, сделав определенные выводы.
Объект данного исследования – эволюция политики Франции в области национального образования с 1980-х по 2000-е гг.
В качестве предмета данной диссертации выступает иммигрантские кварталы пригородов Парижа, Лиона, Марселя.
Хронологические рамки исследования – 1980-2000-е гг. Нижняя граница обусловлена большим разнообразием политических реформ в области образования, проведенных вначале 1980-х гг., в связи с разросшимся количеством иммигрантов 2-го и 3го поколений. Однако для полного анализа в исследовании затрагиваются более ранние периоды. Верхняя граница обусловлена современной ситуацией, к которой привели реформы 1980-х и 1990-х гг.
Территориальными рамками являются пригороды Парижа, Лиона и Марселя (которые являются также крупными промышленными агломерациями), так как значительная доля иммигрантов-рабочих начала концентрироваться именно здесь с начала 1970-х гг. - под контролем правительства Франции. На примере этих кварталов мы можем проследить образовательную политику в отношении детей иммигрантов и увидеть всю противоречивость правительственных мер.
Методология и методы исследования: Методологической основой работы служит новая политическая история. В сферу изучения новой политической истории входит политика повседневности и местная политика во взаимодействии с центром, что полностью подходит нашему исследованию. Также, в данном исследовании политическая история фокусируется на способе действия властей в обществе и на воздействии правительства на слои населения (в нашем случае – на иммигрантов).
Применения инструментария локально-исторического подхода способствовало изучению событий иммиграции и интеграции глазами «снизу», через интервью и автобиографические сводки.
Данное исследование базируется на принципах историзма, объективности и системности. Кроме того, применялись такие общенаучные методы как синтез, анализ, описание, методы дедукции и индукции, что позволило на основе разнородного фактического материала получить целостное представление о причинах и целях интеграционной политики властей в области образования детей иммигрантов 2-го и 3-го поколений.
Историко-генетический метод использовался для последовательного раскрытия свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Он позволил выявить трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования на примере иммигрантских кварталов. Историко-системный метод использовался нами для того чтобы понять внутренние механизмы деколонизации, иммиграции и попыток интеграции с позиций всей системы общественно – исторического развития. Был применен описательно – повествовательный (иллюстративный) метод для подробного и последовательного изучения эволюции образования и гражданского воспитания во Франции. Ретроспективный метод был использован в изучении политики властей. Для того чтобы установить причины изменения от либеральной политики к консервативной, мы проанализировали реформы в отраслях образования и приема мигрантов. Использовался элемент контент-анализа для более полного раскрытия темы восприятия мусульман французами.
Таким образом, методология исторической науки позволяет нам использовать в данном исследовании богатый арсенал направлений и конкретно-исторических методов.
Все проблемы, освещенные в задачах, взаимосвязаны, но только по некоторым отдельным аспектам существует научная литература и источники. Поэтому стоит разобраться с существующей историографией представленной темы.
Проблемы интеграции иммигрантов 2-го и 3-го поколения в образовательный процесс лежат на пересечении сразу нескольких научных отраслей: истории, педагогики, социологии, психологии, культурологии и политологии.
Вопросы в области национального образования во Франции нашли освещение в трудах Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, Е.Б. Лысовой, С. А. Фрумов, Е.Я. Ореховой, диссертации Л.И. Пренко, С.А. Дудко, Е.С. Антоновой и др. В некоторых из них затрагиваются, в той или иной мере, проблемы обучения и воспитания детей иммигрантов. Б.Л. Вульфсон полагает, что общая тенденция к интеграции в различных сферах жизнедеятельности французского общества повлияла на государственную образовательную политику Третьей республики и данные тенденции существуют до сих пор. А.Н. Джуринский считает, что данные по Франции свидетельствуют, что в стране проводится политика мультикультурализма: облегчение школьного успеха детей − выходцев из этнических меньшинств, обучение на родном языке на начальном этапе.
Классическое наследие французской культуры и образования анализируется французскими социологами К. Бодело, Р. Эстаблетом, М. Туазье, а также историками Ж. Бинде, А. Векслиар, Ф. Ванискотт и др. В соответствии с их работами, образование во Франции в своем развитии прошло два исторических периода: дореволюционный (до 1789 г.) и постреволюционный, среди которых есть исторические этапы: античность, средневековье, королевский режим, революция, период деколонизации и современный период. Труды отечественных и зарубежных исследователей затрагивают в основном отдельные исторические этапы развития образовательной системы Франции, где рассматриваются последствия тех или иных реформ образования, интеграционные европейские тенденции, подготовка педагогических кадров для различных образовательных учреждений.
Понятие «мультикультурализма» - это политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Политику мультикультурализма в системе образования рассмотрели такие исследователи, как Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, К.Л. Снисаренко, С.А. Дудко, А.П. Черкасова. К.Л.Снисаренко говорит о том, что французские власти на момент 1980-х гг. не отказались от идеи ограничения иммиграции, а лишь предлагали более гуманные способы решения возникших в связи с ней проблем. Однако не смотря на то, что политики пытаются сгладить противоречия, исследователи считают, что они продолжают расти из-за «большой пропасти» между французами и иммигрантами.
Среди зарубежных исследователей политики мультикультурализма выделились не только французские (Р.Уберт, Р. Перье, Ч. Фурье, А. Мумони ), но и английские исследователи – В.Б. Мамфорд, Дж. Андерсон и др. Анализ данных исследований показал появление мультикультурализма вследствие процесса деколонизации. Главной причиной провала этой политики, по мнению исследователей, явилась «несостыковка» действий французских властей в колониальных школах и школах метрополий, что породило массовый поток неграмотного населения, приезжающего во Францию и живущего по своим обычаям.
Проблемы фундаментального ислама осветили отечественные исследователи: Е.В. Пинюгина, Деминцева, Л.Р. Сюкияйнен, а также зарубежные: Т. Дельтомб, А. Фадела, Дж.Боуэн, М. Детлер. Исследователи считают, что для фундаменталистов ислама важным фактором отношения к политике Франции является правовая доктрина ислама, неоднозначность положений ислама, что позволяет различным силам (фундаменталистам, исламистам, либералам, мусульманским богословам и др.) по-своему интерпретировать современную ситуацию в жизни мусульман западно-европейских стран. В свою очередь, власти стараются проявлять сдерживающую политику светского государства, особенно в образовательных учреждениях.
Большое внимание проблемам интеграции иммигрантов 2-го и 3го поколений во Франции уделено в работах российских социологов и историков: Е.О. Обичкиной, Е.М. Михайлова, М.Н. Фролкина, Е.Б. Деминцевой, К.Б. Дьяконова, Ю.И. Рубинского, Я.Р. Стрельцовой и др. Иммигранты второго-третьего поколения попадают в поле зрения исследователей гораздо реже, так как авторы, писавшие о магрибинской иммиграции, сосредотачивались в основном на социально-экономических условиях жизни африканцев, их работе, состоянии здоровья, жилье, уровне оплаты труда. Поэтому в данных исследованиях также освещена политика иммигрантских кварталов, которые стали квази-гетто и затруднили приведение в жизнь абсолютно все последующие реформы, в частности образования и воспитания детей иммигрантов. Именно из-за этого появилась сегрегация магрибинской диаспоры, которая ликвидировала теорию «сотрудничества» как в левом, так и в правом правительствах.
Несмотря на обилие вышеперечисленных работ, можно говорить, что среди них не обнаруживается целостного представления о политике французских властей в области национального образования, осуществляемого в иммигрантских кварталах, что и побудило к написанию данного исследования.
Исследование было написано на основе нескольких типов источников. В первую очередь это законодательные акты Французской Республики. Был проанализирован архив Сената. Это позволяет проследить, используемые в определённое время термины. Были задействованы законодательные акты, декреты, инструкции и циркуляры Министерства национального образования Франции; рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод; программы по гражданскому воспитанию во Франции. Кроме того в работу включены отчёты других французских государственных учреждений. Среди них Высший Совет по интеграции и Высший орган по борьбе с дискриминацией и по обеспечению равноправия. Помимо выше перечисленного в работу включены отчёты работы правительственных комиссий. Это комиссия по Расследованию 1997-1998 гг. и комиссия по светскости 2003 г.
Для исследования отношения французских правящих кругов к интеграции иммигрантов в работе были задействованы программы политических партий и публичные выступления государственных деятелей.
С целью изучения состояния французской модели интеграции иммигрантов в образовательную систему были использованы материалы французской (LeMonde, L’Humanite, Figaro), американской (RespectMag, Oumma.com) и отечественной прессы (Московские ведомости, Российские ведомости). LeMonde в большую часть изучаемого периода (до 2000 года) была правительственной газетой.L’Humanite наоборот издавалась коммунистической партией Франции и, следовательно, выражала оппозиционную точку зрения. В журналах RespectMag и Oumma.com часто говорится о дискриминации в школах против мусульман и иммигрантов. В газете Figaro часто освещаются статистические данные по иммигрантам и стоимости социального жилья.
Для установления количества иммигрантов во Франции в работе были использованы статистические источники. Они изданы Национальным институтом статистики и экономических исследований Франции, который является главным местом изучения демографии в Республике. Необходимо отметить, что в трудах английских ученых по вопросам иммиграции и интеграции во Франции статистики присутствует больше, чем во французских.
Целью данной работы является определить трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования на примере иммигрантских кварталов. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
1) проследить эволюцию образования и черты гражданского воспитания во Франции
2) рассмотреть вопросы интеграции иммигрантов и их детей
3) охарактеризовать причины низкого качества образования и проблемы, связанные с трудоустройством иммигрантов
4) проанализировать условия жизни в искусственно созданных иммигрантских кварталах
5) выявить обстоятельства, при которых правительство Франции перенаправило политику в отношении иммигрантов от либеральной к консервативной
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Число же иностранцев, получивших французское гражданство, выросло с 1392 тыс. (2,6% от всего населения) в 1974 г. до 2679 тыс. (4,3%) в 2007 г. Неуклонно росло и общее количество иммигрантов в стране. Оно увеличилось с 3887 тыс. в 1975 г. до 5148 тыс. в 2007 г. Таким образом, иммиграция изменяет этнический состав Франции. Постепенно растёт количество приверженцев мусульманского образа жизни, так как подавляющее большинство выходцев из Северной Африки исповедовало ислам. В результате иммигранты-африканцы являются носителями культуры, сильно отличающейся от французской. В связи с этим ассимиляционный механизм перестал работать и с 1980-х гг., начались попытки политики «интеграции», которая во многом осуществлялась и осуществляется посредством образования и работы. Однако в еще больших масштабах проблемы данной политики выявились в 1990-е гг. и существуют до настоящего момента. Поэтому актуальность данного исследования в том, чтобы выявить противоречия политики «интеграции»- «сотрудничества» Французской республики в отношении иммигрантов и их детей, сделав определенные выводы.
Объект данного исследования – эволюция политики Франции в области национального образования с 1980-х по 2000-е гг.
В качестве предмета данной диссертации выступает иммигрантские кварталы пригородов Парижа, Лиона, Марселя.
Хронологические рамки исследования – 1980-2000-е гг. Нижняя граница обусловлена большим разнообразием политических реформ в области образования, проведенных вначале 1980-х гг., в связи с разросшимся количеством иммигрантов 2-го и 3го поколений. Однако для полного анализа в исследовании затрагиваются более ранние периоды. Верхняя граница обусловлена современной ситуацией, к которой привели реформы 1980-х и 1990-х гг.
Территориальными рамками являются пригороды Парижа, Лиона и Марселя (которые являются также крупными промышленными агломерациями), так как значительная доля иммигрантов-рабочих начала концентрироваться именно здесь с начала 1970-х гг. - под контролем правительства Франции. На примере этих кварталов мы можем проследить образовательную политику в отношении детей иммигрантов и увидеть всю противоречивость правительственных мер.
Методология и методы исследования: Методологической основой работы служит новая политическая история. В сферу изучения новой политической истории входит политика повседневности и местная политика во взаимодействии с центром, что полностью подходит нашему исследованию. Также, в данном исследовании политическая история фокусируется на способе действия властей в обществе и на воздействии правительства на слои населения (в нашем случае – на иммигрантов).
Применения инструментария локально-исторического подхода способствовало изучению событий иммиграции и интеграции глазами «снизу», через интервью и автобиографические сводки.
Данное исследование базируется на принципах историзма, объективности и системности. Кроме того, применялись такие общенаучные методы как синтез, анализ, описание, методы дедукции и индукции, что позволило на основе разнородного фактического материала получить целостное представление о причинах и целях интеграционной политики властей в области образования детей иммигрантов 2-го и 3-го поколений.
Историко-генетический метод использовался для последовательного раскрытия свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Он позволил выявить трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования на примере иммигрантских кварталов. Историко-системный метод использовался нами для того чтобы понять внутренние механизмы деколонизации, иммиграции и попыток интеграции с позиций всей системы общественно – исторического развития. Был применен описательно – повествовательный (иллюстративный) метод для подробного и последовательного изучения эволюции образования и гражданского воспитания во Франции. Ретроспективный метод был использован в изучении политики властей. Для того чтобы установить причины изменения от либеральной политики к консервативной, мы проанализировали реформы в отраслях образования и приема мигрантов. Использовался элемент контент-анализа для более полного раскрытия темы восприятия мусульман французами.
Таким образом, методология исторической науки позволяет нам использовать в данном исследовании богатый арсенал направлений и конкретно-исторических методов.
Все проблемы, освещенные в задачах, взаимосвязаны, но только по некоторым отдельным аспектам существует научная литература и источники. Поэтому стоит разобраться с существующей историографией представленной темы.
Проблемы интеграции иммигрантов 2-го и 3-го поколения в образовательный процесс лежат на пересечении сразу нескольких научных отраслей: истории, педагогики, социологии, психологии, культурологии и политологии.
Вопросы в области национального образования во Франции нашли освещение в трудах Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, Е.Б. Лысовой, С. А. Фрумов, Е.Я. Ореховой, диссертации Л.И. Пренко, С.А. Дудко, Е.С. Антоновой и др. В некоторых из них затрагиваются, в той или иной мере, проблемы обучения и воспитания детей иммигрантов. Б.Л. Вульфсон полагает, что общая тенденция к интеграции в различных сферах жизнедеятельности французского общества повлияла на государственную образовательную политику Третьей республики и данные тенденции существуют до сих пор. А.Н. Джуринский считает, что данные по Франции свидетельствуют, что в стране проводится политика мультикультурализма: облегчение школьного успеха детей − выходцев из этнических меньшинств, обучение на родном языке на начальном этапе.
Классическое наследие французской культуры и образования анализируется французскими социологами К. Бодело, Р. Эстаблетом, М. Туазье, а также историками Ж. Бинде, А. Векслиар, Ф. Ванискотт и др. В соответствии с их работами, образование во Франции в своем развитии прошло два исторических периода: дореволюционный (до 1789 г.) и постреволюционный, среди которых есть исторические этапы: античность, средневековье, королевский режим, революция, период деколонизации и современный период. Труды отечественных и зарубежных исследователей затрагивают в основном отдельные исторические этапы развития образовательной системы Франции, где рассматриваются последствия тех или иных реформ образования, интеграционные европейские тенденции, подготовка педагогических кадров для различных образовательных учреждений.
Понятие «мультикультурализма» - это политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Политику мультикультурализма в системе образования рассмотрели такие исследователи, как Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, К.Л. Снисаренко, С.А. Дудко, А.П. Черкасова. К.Л.Снисаренко говорит о том, что французские власти на момент 1980-х гг. не отказались от идеи ограничения иммиграции, а лишь предлагали более гуманные способы решения возникших в связи с ней проблем. Однако не смотря на то, что политики пытаются сгладить противоречия, исследователи считают, что они продолжают расти из-за «большой пропасти» между французами и иммигрантами.
Среди зарубежных исследователей политики мультикультурализма выделились не только французские (Р.Уберт, Р. Перье, Ч. Фурье, А. Мумони ), но и английские исследователи – В.Б. Мамфорд, Дж. Андерсон и др. Анализ данных исследований показал появление мультикультурализма вследствие процесса деколонизации. Главной причиной провала этой политики, по мнению исследователей, явилась «несостыковка» действий французских властей в колониальных школах и школах метрополий, что породило массовый поток неграмотного населения, приезжающего во Францию и живущего по своим обычаям.
Проблемы фундаментального ислама осветили отечественные исследователи: Е.В. Пинюгина, Деминцева, Л.Р. Сюкияйнен, а также зарубежные: Т. Дельтомб, А. Фадела, Дж.Боуэн, М. Детлер. Исследователи считают, что для фундаменталистов ислама важным фактором отношения к политике Франции является правовая доктрина ислама, неоднозначность положений ислама, что позволяет различным силам (фундаменталистам, исламистам, либералам, мусульманским богословам и др.) по-своему интерпретировать современную ситуацию в жизни мусульман западно-европейских стран. В свою очередь, власти стараются проявлять сдерживающую политику светского государства, особенно в образовательных учреждениях.
Большое внимание проблемам интеграции иммигрантов 2-го и 3го поколений во Франции уделено в работах российских социологов и историков: Е.О. Обичкиной, Е.М. Михайлова, М.Н. Фролкина, Е.Б. Деминцевой, К.Б. Дьяконова, Ю.И. Рубинского, Я.Р. Стрельцовой и др. Иммигранты второго-третьего поколения попадают в поле зрения исследователей гораздо реже, так как авторы, писавшие о магрибинской иммиграции, сосредотачивались в основном на социально-экономических условиях жизни африканцев, их работе, состоянии здоровья, жилье, уровне оплаты труда. Поэтому в данных исследованиях также освещена политика иммигрантских кварталов, которые стали квази-гетто и затруднили приведение в жизнь абсолютно все последующие реформы, в частности образования и воспитания детей иммигрантов. Именно из-за этого появилась сегрегация магрибинской диаспоры, которая ликвидировала теорию «сотрудничества» как в левом, так и в правом правительствах.
Несмотря на обилие вышеперечисленных работ, можно говорить, что среди них не обнаруживается целостного представления о политике французских властей в области национального образования, осуществляемого в иммигрантских кварталах, что и побудило к написанию данного исследования.
Исследование было написано на основе нескольких типов источников. В первую очередь это законодательные акты Французской Республики. Был проанализирован архив Сената. Это позволяет проследить, используемые в определённое время термины. Были задействованы законодательные акты, декреты, инструкции и циркуляры Министерства национального образования Франции; рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод; программы по гражданскому воспитанию во Франции. Кроме того в работу включены отчёты других французских государственных учреждений. Среди них Высший Совет по интеграции и Высший орган по борьбе с дискриминацией и по обеспечению равноправия. Помимо выше перечисленного в работу включены отчёты работы правительственных комиссий. Это комиссия по Расследованию 1997-1998 гг. и комиссия по светскости 2003 г.
Для исследования отношения французских правящих кругов к интеграции иммигрантов в работе были задействованы программы политических партий и публичные выступления государственных деятелей.
С целью изучения состояния французской модели интеграции иммигрантов в образовательную систему были использованы материалы французской (LeMonde, L’Humanite, Figaro), американской (RespectMag, Oumma.com) и отечественной прессы (Московские ведомости, Российские ведомости). LeMonde в большую часть изучаемого периода (до 2000 года) была правительственной газетой.L’Humanite наоборот издавалась коммунистической партией Франции и, следовательно, выражала оппозиционную точку зрения. В журналах RespectMag и Oumma.com часто говорится о дискриминации в школах против мусульман и иммигрантов. В газете Figaro часто освещаются статистические данные по иммигрантам и стоимости социального жилья.
Для установления количества иммигрантов во Франции в работе были использованы статистические источники. Они изданы Национальным институтом статистики и экономических исследований Франции, который является главным местом изучения демографии в Республике. Необходимо отметить, что в трудах английских ученых по вопросам иммиграции и интеграции во Франции статистики присутствует больше, чем во французских.
Целью данной работы является определить трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования на примере иммигрантских кварталов. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
1) проследить эволюцию образования и черты гражданского воспитания во Франции
2) рассмотреть вопросы интеграции иммигрантов и их детей
3) охарактеризовать причины низкого качества образования и проблемы, связанные с трудоустройством иммигрантов
4) проанализировать условия жизни в искусственно созданных иммигрантских кварталах
5) выявить обстоятельства, при которых правительство Франции перенаправило политику в отношении иммигрантов от либеральной к консервативной
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Подводя итоги, нужно сказать о том, что в политике Франции существуют большие трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования, особенно в иммигрантских кварталах. Сглаживая эти противоречия, правительство проводило отдельные мероприятия по наиболее острым проблемам интеграции, таким как расизм, ксенофобия. Причём правительственная реакция всегда следовала с большим опозданием относительно появления напряжения в обществе. «Иммигранты второго поколения» заявили о себе с конца 1970-х гг., однако признание того факта, что иностранные трудящиеся и их потомки не собираются возвращаться на родину приходится на середину 1980-х гг. Осознание, что ислам стал частью Франции, появляется ещё позже в начале 1990-х. «Дело о платке» было решено спустя 15 лет после его начала. Политика интеграции или регулирование взаимоотношений между французами и иммигрантами никогда не было приоритетом правительств с 1974 по 2002 гг.
И правые, и левые в течение изучаемого периода придерживались традиционного для Франции идеала нации. Он заключается в том, что французское общество объединено общим гражданством и, следовательно, приверженностью общим принципам свободы, равенства и братства. Нация – это образование надэтническое и надкультурное. Поэтому нам удалось на примере эволюции гражданского образования и воспитания отразить главное противоречие - существующий мультикультурализм против навязывания французской гражданственности.
Политика французского правительства в области образования с конца 1970-х гг. была направлена на приобщение детей иммигрантов к французской школе и национальным идеалам. Изначально детей учили французскому языку на французском языке, но из-за увеличения потока иммигрантов и появления иммигрантов 2-го и 3-го поколения, преподавание стало базироваться и на арабский язык – это затруднило процесс интеграции. Также мы выяснили, что из-за негативного отношения к учителям в иммигрантских кварталах молодые специалисты не задерживаются в преподавательской сфере.
Кроме того причины низкого качества образования коренятся не только в образовательной системе, где пытаются совместить толерантность и возвышенность французской нации, но и в самом менталитете магрибинской диаспоры. При попытках интеграции детей иммигрантов в светскую действительность французских школ выявилось новые явления – фундаментальный ислам и даже расизм. И, как мы выяснили, бёры (иммигранты 2-го и 3-го поколений), являются некими изгоями, так как их неохотно берут в хорошие школы или на хорошую работу - все из-за предвзятого отношения к их родителям.
Исследование подтвердило, что основой проблемы нереализованности реформ в отношении иммигрантов является геттоизация кварталов. Несмотря на то, что социальное жилье строилось для экономической помощи приезжим, постройки в одних и тех же местах способствовали сплочению магрибинцев в одних районах, часто делая эти районы преступными и опасными. Проживая в таких кварталах, иммигрантская молодежь не просто «бастует» против французских учителей в своих школах, но даже угрожает их жизни, не говоря уже о полиции. Атмосфера преступлений, безработицы и нищеты негативно сказывается на подрастающем поколении, которое изначально относит себя к девиантной группе.
В это время, политики пытались провести реформу «включения». По большому счёту, левые придерживались концепции мультикультурализма, а правые ассимиляции, хотя ни те, ни другие не употребляли эти термины. Однако оба подхода не сумели примирить коренных французов с иммигрантами и их потомками. Особенно политиков стало пугать желание иммигрантов остаться в чужой стране, что совпадает с желанием перенять её образ жизни. Поэтому правые сосредоточились на политике ограничения числа иностранцев во Франции или регулировании въезда и пребывания. В итоге, русло всех правительственных мер направилось в сторону консервативной политики, что в свою очередь сформировало еще более негативное отношение к иммигрантам и это продолжается до сих пор.
И правые, и левые в течение изучаемого периода придерживались традиционного для Франции идеала нации. Он заключается в том, что французское общество объединено общим гражданством и, следовательно, приверженностью общим принципам свободы, равенства и братства. Нация – это образование надэтническое и надкультурное. Поэтому нам удалось на примере эволюции гражданского образования и воспитания отразить главное противоречие - существующий мультикультурализм против навязывания французской гражданственности.
Политика французского правительства в области образования с конца 1970-х гг. была направлена на приобщение детей иммигрантов к французской школе и национальным идеалам. Изначально детей учили французскому языку на французском языке, но из-за увеличения потока иммигрантов и появления иммигрантов 2-го и 3-го поколения, преподавание стало базироваться и на арабский язык – это затруднило процесс интеграции. Также мы выяснили, что из-за негативного отношения к учителям в иммигрантских кварталах молодые специалисты не задерживаются в преподавательской сфере.
Кроме того причины низкого качества образования коренятся не только в образовательной системе, где пытаются совместить толерантность и возвышенность французской нации, но и в самом менталитете магрибинской диаспоры. При попытках интеграции детей иммигрантов в светскую действительность французских школ выявилось новые явления – фундаментальный ислам и даже расизм. И, как мы выяснили, бёры (иммигранты 2-го и 3-го поколений), являются некими изгоями, так как их неохотно берут в хорошие школы или на хорошую работу - все из-за предвзятого отношения к их родителям.
Исследование подтвердило, что основой проблемы нереализованности реформ в отношении иммигрантов является геттоизация кварталов. Несмотря на то, что социальное жилье строилось для экономической помощи приезжим, постройки в одних и тех же местах способствовали сплочению магрибинцев в одних районах, часто делая эти районы преступными и опасными. Проживая в таких кварталах, иммигрантская молодежь не просто «бастует» против французских учителей в своих школах, но даже угрожает их жизни, не говоря уже о полиции. Атмосфера преступлений, безработицы и нищеты негативно сказывается на подрастающем поколении, которое изначально относит себя к девиантной группе.
В это время, политики пытались провести реформу «включения». По большому счёту, левые придерживались концепции мультикультурализма, а правые ассимиляции, хотя ни те, ни другие не употребляли эти термины. Однако оба подхода не сумели примирить коренных французов с иммигрантами и их потомками. Особенно политиков стало пугать желание иммигрантов остаться в чужой стране, что совпадает с желанием перенять её образ жизни. Поэтому правые сосредоточились на политике ограничения числа иностранцев во Франции или регулировании въезда и пребывания. В итоге, русло всех правительственных мер направилось в сторону консервативной политики, что в свою очередь сформировало еще более негативное отношение к иммигрантам и это продолжается до сих пор.
Подобные работы
- АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



