ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ И ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ 12
1.1. История национального образования во Франции: политические реалии и гражданское воспитание 12
1.2. Политика мультикультурализма в области образования как следствие деколонизации 30
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА 47
2. 1. Светскость французского образования и ислам 47
2.2. Проблемы интеграции иммигрантов 2-го и 3-го поколений в образовательный процесс 59
ГЛАВА 3. ИММИГРАНТСКИЕ ГЕТТО В ПРИГОРОДАХ ПАРИЖА, ЛИОНА, МАРСЕЛЯ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНЦИИ 70
3.1. Проблемные зоны иммигрантских кварталов в образовательной системе (на примере 2-го и 3-го поколения иммигрантов) 70
3.2. Эволюция политики правительства в области приема иммигрантов и образования: от либеральной к консервативной 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 105
Исторические реалии середины XXв. обозначили множество точек невозврата и подготовили новые условия для изменения социальной, политической и экономической сфер в разных странах. Французская республика, которая после Второй Мировой войны все еще имела колонии, не избежала таких изменений, приняв ряд важных решений для своей колониальной политики. Деколонизация стран Африки, закончившаяся кровавой Алжирской войной (1954-1962гг.), во многом позволила приобрести бывшим угнетенным народам осознание различных возможностей самореализации в мировом масштабе и в бывшей метрополии в частности. Правительство Франции всеми силами пыталось сформировать новое, наделенное французским гражданским воспитанием, поколение на захваченных территориях. Обучаясь во французских католических школах, марокканцы, алжирцы, тунисцы усваивали международное право вместе с местными обычаями. И когда вследствие нехватки рабочей силы из-за различных экономических и нефтяных кризисов, Франция к 1970гг. «открыла» свои границы, поток миграции усилился именно из бывших колоний - стран Магриба, а к 1990 гг. принял новые проблемные обороты.
Число же иностранцев, получивших французское гражданство, выросло с 1392 тыс. (2,6% от всего населения) в 1974 г. до 2679 тыс. (4,3%) в 2007 г. Неуклонно росло и общее количество иммигрантов в стране. Оно увеличилось с 3887 тыс. в 1975 г. до 5148 тыс. в 2007 г. Таким образом, иммиграция изменяет этнический состав Франции. Постепенно растёт количество приверженцев мусульманского образа жизни, так как подавляющее большинство выходцев из Северной Африки исповедовало ислам. В результате иммигранты-африканцы являются носителями культуры, сильно отличающейся от французской. В связи с этим ассимиляционный механизм перестал работать и с 1980-х гг., начались попытки политики «интеграции», которая во многом осуществлялась и осуществляется посредством образования и работы. Однако в еще больших масштабах проблемы данной политики выявились в 1990-е гг. и существуют до настоящего момента. Поэтому актуальность данного исследования в том, чтобы выявить противоречия политики «интеграции»- «сотрудничества» Французской республики в отношении иммигрантов и их детей, сделав определенные выводы.
Объект данного исследования – эволюция политики Франции в области национального образования с 1980-х по 2000-е гг.
В качестве предмета данной диссертации выступает иммигрантские кварталы пригородов Парижа, Лиона, Марселя.
Хронологические рамки исследования – 1980-2000-е гг. Нижняя граница обусловлена большим разнообразием политических реформ в области образования, проведенных вначале 1980-х гг., в связи с разросшимся количеством иммигрантов 2-го и 3го поколений. Однако для полного анализа в исследовании затрагиваются более ранние периоды. Верхняя граница обусловлена современной ситуацией, к которой привели реформы 1980-х и 1990-х гг.
Территориальными рамками являются пригороды Парижа, Лиона и Марселя (которые являются также крупными промышленными агломерациями), так как значительная доля иммигрантов-рабочих начала концентрироваться именно здесь с начала 1970-х гг. - под контролем правительства Франции. На примере этих кварталов мы можем проследить образовательную политику в отношении детей иммигрантов и увидеть всю противоречивость правительственных мер.
Методология и методы исследования: Методологической основой работы служит новая политическая история. В сферу изучения новой политической истории входит политика повседневности и местная политика во взаимодействии с центром, что полностью подходит нашему исследованию. Также, в данном исследовании политическая история фокусируется на способе действия властей в обществе и на воздействии правительства на слои населения (в нашем случае – на иммигрантов).
Применения инструментария локально-исторического подхода способствовало изучению событий иммиграции и интеграции глазами «снизу», через интервью и автобиографические сводки.
Данное исследование базируется на принципах историзма, объективности и системности. Кроме того, применялись такие общенаучные методы как синтез, анализ, описание, методы дедукции и индукции, что позволило на основе разнородного фактического материала получить целостное представление о причинах и целях интеграционной политики властей в области образования детей иммигрантов 2-го и 3-го поколений.
Историко-генетический метод использовался для последовательного раскрытия свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Он позволил выявить трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования на примере иммигрантских кварталов. Историко-системный метод использовался нами для того чтобы понять внутренние механизмы деколонизации, иммиграции и попыток интеграции с позиций всей системы общественно – исторического развития. Был применен описательно – повествовательный (иллюстративный) метод для подробного и последовательного изучения эволюции образования и гражданского воспитания во Франции. Ретроспективный метод был использован в изучении политики властей. Для того чтобы установить причины изменения от либеральной политики к консервативной, мы проанализировали реформы в отраслях образования и приема мигрантов. Использовался элемент контент-анализа для более полного раскрытия темы восприятия мусульман французами.
Таким образом, методология исторической науки позволяет нам использовать в данном исследовании богатый арсенал направлений и конкретно-исторических методов.
Все проблемы, освещенные в задачах, взаимосвязаны, но только по некоторым отдельным аспектам существует научная литература и источники. Поэтому стоит разобраться с существующей историографией представленной темы.
Проблемы интеграции иммигрантов 2-го и 3-го поколения в образовательный процесс лежат на пересечении сразу нескольких научных отраслей: истории, педагогики, социологии, психологии, культурологии и политологии.
Вопросы в области национального образования во Франции нашли освещение в трудах Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, Е.Б. Лысовой, С. А. Фрумов, Е.Я. Ореховой, диссертации Л.И. Пренко, С.А. Дудко, Е.С. Антоновой и др. В некоторых из них затрагиваются, в той или иной мере, проблемы обучения и воспитания детей иммигрантов. Б.Л. Вульфсон полагает, что общая тенденция к интеграции в различных сферах жизнедеятельности французского общества повлияла на государственную образовательную политику Третьей республики и данные тенденции существуют до сих пор. А.Н. Джуринский считает, что данные по Франции свидетельствуют, что в стране проводится политика мультикультурализма: облегчение школьного успеха детей − выходцев из этнических меньшинств, обучение на родном языке на начальном этапе.
Классическое наследие французской культуры и образования анализируется французскими социологами К. Бодело, Р. Эстаблетом, М. Туазье, а также историками Ж. Бинде, А. Векслиар, Ф. Ванискотт и др. В соответствии с их работами, образование во Франции в своем развитии прошло два исторических периода: дореволюционный (до 1789 г.) и постреволюционный, среди которых есть исторические этапы: античность, средневековье, королевский режим, революция, период деколонизации и современный период. Труды отечественных и зарубежных исследователей затрагивают в основном отдельные исторические этапы развития образовательной системы Франции, где рассматриваются последствия тех или иных реформ образования, интеграционные европейские тенденции, подготовка педагогических кадров для различных образовательных учреждений.
Понятие «мультикультурализма» - это политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Политику мультикультурализма в системе образования рассмотрели такие исследователи, как Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, К.Л. Снисаренко, С.А. Дудко, А.П. Черкасова. К.Л.Снисаренко говорит о том, что французские власти на момент 1980-х гг. не отказались от идеи ограничения иммиграции, а лишь предлагали более гуманные способы решения возникших в связи с ней проблем. Однако не смотря на то, что политики пытаются сгладить противоречия, исследователи считают, что они продолжают расти из-за «большой пропасти» между французами и иммигрантами.
Среди зарубежных исследователей политики мультикультурализма выделились не только французские (Р.Уберт, Р. Перье, Ч. Фурье, А. Мумони ), но и английские исследователи – В.Б. Мамфорд, Дж. Андерсон и др. Анализ данных исследований показал появление мультикультурализма вследствие процесса деколонизации. Главной причиной провала этой политики, по мнению исследователей, явилась «несостыковка» действий французских властей в колониальных школах и школах метрополий, что породило массовый поток неграмотного населения, приезжающего во Францию и живущего по своим обычаям.
Проблемы фундаментального ислама осветили отечественные исследователи: Е.В. Пинюгина, Деминцева, Л.Р. Сюкияйнен, а также зарубежные: Т. Дельтомб, А. Фадела, Дж.Боуэн, М. Детлер. Исследователи считают, что для фундаменталистов ислама важным фактором отношения к политике Франции является правовая доктрина ислама, неоднозначность положений ислама, что позволяет различным силам (фундаменталистам, исламистам, либералам, мусульманским богословам и др.) по-своему интерпретировать современную ситуацию в жизни мусульман западно-европейских стран. В свою очередь, власти стараются проявлять сдерживающую политику светского государства, особенно в образовательных учреждениях.
Большое внимание проблемам интеграции иммигрантов 2-го и 3го поколений во Франции уделено в работах российских социологов и историков: Е.О. Обичкиной, Е.М. Михайлова, М.Н. Фролкина, Е.Б. Деминцевой, К.Б. Дьяконова, Ю.И. Рубинского, Я.Р. Стрельцовой и др. Иммигранты второго-третьего поколения попадают в поле зрения исследователей гораздо реже, так как авторы, писавшие о магрибинской иммиграции, сосредотачивались в основном на социально-экономических условиях жизни африканцев, их работе, состоянии здоровья, жилье, уровне оплаты труда. Поэтому в данных исследованиях также освещена политика иммигрантских кварталов, которые стали квази-гетто и затруднили приведение в жизнь абсолютно все последующие реформы, в частности образования и воспитания детей иммигрантов. Именно из-за этого появилась сегрегация магрибинской диаспоры, которая ликвидировала теорию «сотрудничества» как в левом, так и в правом правительствах.
Несмотря на обилие вышеперечисленных работ, можно говорить, что среди них не обнаруживается целостного представления о политике французских властей в области национального образования, осуществляемого в иммигрантских кварталах, что и побудило к написанию данного исследования.
Исследование было написано на основе нескольких типов источников. В первую очередь это законодательные акты Французской Республики. Был проанализирован архив Сената. Это позволяет проследить, используемые в определённое время термины. Были задействованы законодательные акты, декреты, инструкции и циркуляры Министерства национального образования Франции; рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод; программы по гражданскому воспитанию во Франции. Кроме того в работу включены отчёты других французских государственных учреждений. Среди них Высший Совет по интеграции и Высший орган по борьбе с дискриминацией и по обеспечению равноправия. Помимо выше перечисленного в работу включены отчёты работы правительственных комиссий. Это комиссия по Расследованию 1997-1998 гг. и комиссия по светскости 2003 г.
Для исследования отношения французских правящих кругов к интеграции иммигрантов в работе были задействованы программы политических партий и публичные выступления государственных деятелей.
С целью изучения состояния французской модели интеграции иммигрантов в образовательную систему были использованы материалы французской (LeMonde, L’Humanite, Figaro), американской (RespectMag, Oumma.com) и отечественной прессы (Московские ведомости, Российские ведомости). LeMonde в большую часть изучаемого периода (до 2000 года) была правительственной газетой.L’Humanite наоборот издавалась коммунистической партией Франции и, следовательно, выражала оппозиционную точку зрения. В журналах RespectMag и Oumma.com часто говорится о дискриминации в школах против мусульман и иммигрантов. В газете Figaro часто освещаются статистические данные по иммигрантам и стоимости социального жилья.
Для установления количества иммигрантов во Франции в работе были использованы статистические источники. Они изданы Национальным институтом статистики и экономических исследований Франции, который является главным местом изучения демографии в Республике. Необходимо отметить, что в трудах английских ученых по вопросам иммиграции и интеграции во Франции статистики присутствует больше, чем во французских.
Целью данной работы является определить трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования на примере иммигрантских кварталов. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
1) проследить эволюцию образования и черты гражданского воспитания во Франции
2) рассмотреть вопросы интеграции иммигрантов и их детей
3) охарактеризовать причины низкого качества образования и проблемы, связанные с трудоустройством иммигрантов
4) проанализировать условия жизни в искусственно созданных иммигрантских кварталах
5) выявить обстоятельства, при которых правительство Франции перенаправило политику в отношении иммигрантов от либеральной к консервативной
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Подводя итоги, нужно сказать о том, что в политике Франции существуют большие трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования, особенно в иммигрантских кварталах. Сглаживая эти противоречия, правительство проводило отдельные мероприятия по наиболее острым проблемам интеграции, таким как расизм, ксенофобия. Причём правительственная реакция всегда следовала с большим опозданием относительно появления напряжения в обществе. «Иммигранты второго поколения» заявили о себе с конца 1970-х гг., однако признание того факта, что иностранные трудящиеся и их потомки не собираются возвращаться на родину приходится на середину 1980-х гг. Осознание, что ислам стал частью Франции, появляется ещё позже в начале 1990-х. «Дело о платке» было решено спустя 15 лет после его начала. Политика интеграции или регулирование взаимоотношений между французами и иммигрантами никогда не было приоритетом правительств с 1974 по 2002 гг.
И правые, и левые в течение изучаемого периода придерживались традиционного для Франции идеала нации. Он заключается в том, что французское общество объединено общим гражданством и, следовательно, приверженностью общим принципам свободы, равенства и братства. Нация – это образование надэтническое и надкультурное. Поэтому нам удалось на примере эволюции гражданского образования и воспитания отразить главное противоречие - существующий мультикультурализм против навязывания французской гражданственности.
Политика французского правительства в области образования с конца 1970-х гг. была направлена на приобщение детей иммигрантов к французской школе и национальным идеалам. Изначально детей учили французскому языку на французском языке, но из-за увеличения потока иммигрантов и появления иммигрантов 2-го и 3-го поколения, преподавание стало базироваться и на арабский язык – это затруднило процесс интеграции. Также мы выяснили, что из-за негативного отношения к учителям в иммигрантских кварталах молодые специалисты не задерживаются в преподавательской сфере.
Кроме того причины низкого качества образования коренятся не только в образовательной системе, где пытаются совместить толерантность и возвышенность французской нации, но и в самом менталитете магрибинской диаспоры. При попытках интеграции детей иммигрантов в светскую действительность французских школ выявилось новые явления – фундаментальный ислам и даже расизм. И, как мы выяснили, бёры (иммигранты 2-го и 3-го поколений), являются некими изгоями, так как их неохотно берут в хорошие школы или на хорошую работу - все из-за предвзятого отношения к их родителям.
Исследование подтвердило, что основой проблемы нереализованности реформ в отношении иммигрантов является геттоизация кварталов. Несмотря на то, что социальное жилье строилось для экономической помощи приезжим, постройки в одних и тех же местах способствовали сплочению магрибинцев в одних районах, часто делая эти районы преступными и опасными. Проживая в таких кварталах, иммигрантская молодежь не просто «бастует» против французских учителей в своих школах, но даже угрожает их жизни, не говоря уже о полиции. Атмосфера преступлений, безработицы и нищеты негативно сказывается на подрастающем поколении, которое изначально относит себя к девиантной группе.
В это время, политики пытались провести реформу «включения». По большому счёту, левые придерживались концепции мультикультурализма, а правые ассимиляции, хотя ни те, ни другие не употребляли эти термины. Однако оба подхода не сумели примирить коренных французов с иммигрантами и их потомками. Особенно политиков стало пугать желание иммигрантов остаться в чужой стране, что совпадает с желанием перенять её образ жизни. Поэтому правые сосредоточились на политике ограничения числа иностранцев во Франции или регулировании въезда и пребывания. В итоге, русло всех правительственных мер направилось в сторону консервативной политики, что в свою очередь сформировало еще более негативное отношение к иммигрантам и это продолжается до сих пор.
1. Архив Сената Франции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.senat.fr.
2. Комиссия по урегулированию дел с иностранцами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.senat.fr/rap/l97-4701/l97-470159.html (дата обращения 25.05.2016).
3. Конвенция о беженцах 1950 г. (документы ООН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml. (дата обращения 23.05.2016).
4. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenconv.htm (дата обращения 12.12.2016).
5. Официальный сайт министерства образования Франции [электронный ресурс] – режим доступа: education.gouv.fr. (дата обращения 25.06.2017).
6. Codedelasanté publique, delafamilleetdel’aidesociale [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006072637&dateTexte=20001222 (дата обращения 24.04.2016).
7. Delamaternelleaubaccalauréat [Электронный ресурс]. – Режим досутпа: http://www.education.gouv.fr/cid187/l-education-prioritaire.html (дата обращения 2.08.2016)
8. Éducationnationale et quartiers de la politique de la ville : assurer l'égalitérépublicaine [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.senat.fr/basile/visio.do?id=r867456_9&idtable=r864837_15|r86040_52|r816269_56|r866573_37|r867456_9|r862248_15|r81285_73|r84900_41|r860789_10|r831069_9&_c=ecole&rch=rs&de=19900101&au=20101231&dp=1+an&radio=deau&aff=ens&tri=p&off=10&afd=ppr&afd=ppl&afd=pjl&afd=cvn&isFirst=true. (14.12.2016)
9. Loimodifiant la loi du 1er juillet 1901 relative au contratd'association en ce qui concerne les associations dirigées en droitou en fait par des étrangers // Journal Officiel de la RépubliqueFrançaise du 17 octobre 1981. Р. 2759.
10. Loi № 2006-396 du 31 mars 2006 pour l'égalité des chances // Journal Officiel de la RépubliqueFrançaise du 2 avril 2006. P. 495.
11. Loi № 80-9 du 10 janvier 1980 relative à la prévention de l'immigration clandestine et portant modification de l'ordonnance № 45-2658 du 2 novembre 1945 relative aux conditions d'entrée et de séjour en France [электронныйресурс]. – режимдоступа: http://admi.net/jo/loi80-9.htmlю. (Датаобращения 14.12.2016).
12. Loi № 98-170 du 16 mars 1998 relative à la nationalité // Journal Officiel de la RépubliqueFrançaise du 17 mars 1998. P. 393.
13. Loisurl’Instructionprimaire, 28 juin 1833. Закон оначального образования, 28 июня 1833 года [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dcalin.fr/textoff/loi_guizot.html.
14. Projet de loi pour l'égalité des chances, n°2787, déposé le 11 janvier 2006. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.assemble-nationale.fr/12/projets/pl2787.asp (дата обращения 17.02.2016).
15. Proposition de loitendant à garantir les droitset les libertés des travailleursimmigrés et des étrangers en France. - 1977. 20 décembre; Proposition de loiportantstatutdémocratique de l'immigration 1980. 16 janvier.
16. Rapport 470 (97-98) TomeI - Commissiond'enquête [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.senat.fr/rap/l97-4701/l97-4701.html (дата обращения 14.09.2016).
17. Rapport public de Conseild’Etat, 05.02.2004. Jurisprudence etavis de 2003. Un siècle de laïcité (Réflexionssur la laïcité) // Études et documents. №55. – Paris, 2004. – P. 254.
18. Résolutionvisant à créerune commission d'enquêtesur la situation et la gestion des personnelsenseignants et non enseignants de l'Educationnationale (Разрешения, направленныенасозданиекомиссиипорасследованиюситуациивотношенииучителейнациональногообразования) [электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.senat.fr/dossier-legislatif/ppr98-030.html (Дата обращения 18.02.2017).
Опубликованные источники
19. Филиппов, В. М. Кодекс образования Франции. Законодательная часть. – М.: Статут, 2003. – 270с.
20. Annuairestatistique de France. Ed. 2002, vol.105, Resultats 2000. P. 352.[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://istmat.info/files/uploads/48863/2002_str_301-650.pdf. (Дата обращения 14.03.2017).
21. Évolution de la part des populations étrangèresetimmigréesjusqu'en 2011. INSEE. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=NATTEF02131 (режим доступа 12.02.2017).
22. Institut national de la statistiqueet des etudes économiques (INSEE). [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/themes/document.asp?ref_id=ip1287.(Дата обращения 14.02.2017).
23. Tavan, Chloé. 2005. Les immigrés en France: Une situation qui évolue. INSEE Premiere 1042, September. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insee.fr. (дата обращения 14.08.2016).
24. Three Country Audit of the Lower Secondary Citizenship and Human Rights Educat ion Curriculum [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pjp-eu.coe.int/documents/1417855/4703063/3countriesreport.pdf/2dd2f80d-36c0-4f70-b49d-a45432ef11bb. (Дата обращения 14.08.2016)
Нарративные источники
25. Арабская молодежь воюет с французской полицией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anirniit.ru/newsb0ee.php?i=1904 (дата обращения 13.05.2016).
26. Российская Национальная Библиотека. – ИЖФ. - «LeMonde». - mars, mai, juillet. - Lesannées 1989,1996, 1998 и 1999.
27. Д’Эстен, Ж В. Французы. Размышления о судьбе народа. / Жискар Валери д’Эстен. - М., 2004. - 248с.
28. Привалов, К.О Париж, образование: Философский камень и камни преткновения // Российские ведомости,1998 [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proxy.library.spbu.ru:4332/show_doc_print.pu?query=859326&doc=32217586 (Дата обращения 14.03.2016).
29. Рейтер, Детский комендантский час // Известия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proxy.library.spbu.ru:4332/show_doc_print.pu?query=859326&doc=34086425 (дата обращения 28.02.2016).
30. Соловьева, И.Н. Иммигрантов из мусульманских стран во Франции и правда много - но говорят, одеваются и проводят досуг они по-французски // Московские ведомости № 4. - 1.10.2012. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0525/gazeta022.php (Дата обращения 1.03.2017).
31. Ярцев, И. Комендантский час во Франции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politcom.ru/1595.html (дата обращения 4.04.2016).
32. A quoi les migrantsont-ilsvraimentdroit en France? [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2016/10/13/a-quoi-les-migrants-ont-ils-vraiment-droit-en-france_5012683_4355770.html#b7stjpDZVXStVxK4.99. (Дата обращения 14.08.2016).
33. Annuleundébatsurl’immigrationetl’islamismedanssesmurs [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oumma.com/lump-annule-un-debat-sur-limmigration-et-lislamisme-dans-ses-murs/ (дата обращения 14.06.2016).
34. Découvrezlanouvellecartedel'éducationprioritaire à Paris [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tempsreel.nouvelobs.com/education/20141121.OBS5788/decouvrez-la-nouvelle-carte-de-l-education-prioritaire-a-paris.html (Дата обращения 24.03.2017).
35. Durand, Marine. 2009. Français, qui êtes-vous! // Respect Mag, November 16. Availableat [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.respectmag.com. (Дата обращения16.02.2016).
36. La France et le sous-développementTravailleursimmigrés: légalité des droitsou un statutparticulier? LeMonde. 1974. 20 mai. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lemonde.fr/archives/article/1974/05/20/la-france-et-le-sous-developpement-travailleurs-immigres-legalite-des-droits-ou-un-statut-particulier_3087686_1819218.html?xtmc=immigration_integration_migrants_muslim&xtcr=19576 (дата обращения 14.01.2016).
37. L'installation du Haut Conseil à l'intégrationÉdouard Balladur appelle à "prévenir et limiter les phénomènesd'exclusion". LeMonde. 1994. 11 mai. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lemonde.fr/archives/article/1994/03/11/l-installation-du-haut-conseil-a-l-integration-edouard-balladur-appelle-a-prevenir-et-limiter-les-phenomenes-d-exclusion_3796715_1819218.html?xtmc=immigration_integration_migrants_muslim&xtcr=1448.(Дата обращения 10.10.2016).
38. L'Islamdansl'école de la République. LeMonde. 1989. 7 octobre. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lemonde.fr/archives/article/1989/10/07/l-islam-dans-l-ecole-de-la-republique_4130106_1819218.html?xtmc=immigration_intégration_migrants_muslim&xtcr=8005 (Дата обращения 15.03.2017).
39. On aoublié le problème de l'intégration derrière le voile. L’Humanité. 2004. 12 février. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanite.fr/node/300150. (Дата обращения 16.03.2017).
40. Philippe, Bernard. 1993. La longue marche des beurs. LeMonde, December3 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lemonde.fr. (Дата обращения: 15.08.2016).
41. Sobocinski, Aurélie. 2008. Un rapport de deuxinspecteursgénéraux, interdit de publication par le ministère, offreun premier bilan: La suppression de la carte scolairer en forcera les ghettos. LeMonde, June 18. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lemonde.fr. (Дата обращения 14.05.2016).
2.Литература
42. Авраменко, Н.А. Международные аспекты проблемы иммиграции во Франции: дипломная работа [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/898385/mezhdunarodnye-aspekty-problemy.../. (Дата обращения 14.12.2016).
43. Акинин, В.Е. Африканцы в Европе : Африк. диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-е гг. ХХ в. : дисс. канд. ист. наук . / Владимир Евгеньевич Акинин. – М., 1997. – 238с.
44. Аллак, Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. англ. - М., 1993. – 168с.
45. Аналитическая записка о событиях во Франции 2005г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ereading.by/bookreader.php/79161/Analiticheskaya_zapiska_o_sobytiyah_vo_Francii_osen'yu_2005_goda.html (дата обращения 10.02.2016).
46. Антонова, Е.С. Гражданское воспитание в современной школе Франции : дисс.канд.пед.наук / Антонова Елена Сергеевна.- Волгоград, 2009.- 196 с.
47. Арабский язык могут начать преподавать во французских школах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://usemind.org/960-arabskij-yazyk-mogut-nachat-prepodavat-vo-frantsuzskikh-shkolakh (дата обращения 14.01.2017).
48. Батырев, С. Заслон от чужеземцев//Эхо планеты.-№27.-июль,1993. – 192с.
49. Бродель, Ф. Что такое Франция? Люди и вещи. / Перевод:С.Н. Зенкин, В.А. Мильчина, И.К. Стаф, О.Э. Гринберг- Т. 1. М., 1995. – 492с.
50. Валлерстайн, И. Беспорядки во Франции: восстание низших слоев общества / ИммануилВаллерстайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_410.html. (Дата обращения 14.02.2016).
51. Вебер, Л. Проблемы образовательной системы во Франции [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_389.html (Дата обращения 15.05.2016).
52. Вульфсон, Б. Л. Сравнительная педагогика / Б. Л. Вульфсон, 3. А Малькова-М. Воронеж, 1996- 278с.
53. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 2. - М., 1971. – 630с.
54. Гизо, Ф. История цивилизации в Европе: Издательский дом «Территория будущего» [электронный ресурс]. – Москва,2007. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/02/87/41/02874165.a4.pdf (Дата обращения 12.12.2016).
55. Гражданство и «Право почвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.feel-heal.org/#!-jus-soli-/cbuc (дата обращения 12.02.2017).
56. Григорьев, Л. М. Средневековые школы и университеты // Энциклопедия для детей. Т.1. - М., 1993. – 667с.
57. Деминцева, Екатерина Борисовна. Магрибинцы во Франции : История эмиграции и эволюция диаспоры : дисс.канд.ист. наук.- Москва, 2002.- 198 с.
58. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире / А. П. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
59. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: ФОРУМ-ИНФРА. 1998. – 400с.
60. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 200с.
61. Джуринский, А.Н. Межнациональное воспитание в странах Запада: сравнительный анализ / Александр Наумович Джуринский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhnatsionalnoe-vospitanie-v-stranah-zapada-sravnitelnyy-analiz (дата обращения (16.10.2016).
62. Джуринский, А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М., 1989. – 119с.
63. Джуринский, А.Н. Школа Франции. Традиции и реформы [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st014.shtml (Дата обращения 15.10. 2016).
64. Дудко, С. А. Педагогические основания интеграции детей иммигрантов в социокультурное пространство современной Франции: дисс.канд.пед.наук / Дудко Светлана Анатольевна; Москва, 2013.- 161с.
65. Дудко, С.А. Дошкольное образование во Франции: история и современность [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/doshkolnoe-obrazovanie-vo-frantsii-istoriya-i-sovremennost (Дата обращения 14.08.2016).
66. Дудко, С.А. Интеграция иммигрантской молодёжи во Франции как социально-педагогическая проблема [электронный ресурс]. –Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-immigrantskoy-molodyozhi-vo-frantsii-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (Дата обращения 12.12.2016).
67. Дудко, С.А. К вопросу об обучении детей иммигрантов в России [электронный ресурс] / Светлана Анатольевна Дудко. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-obuchenii-detey-immigrantov-vo-frantsii
68. Дьяконов, К.Б. Стратегии интеграции и адаптация иммигрантов из стран Северной Африки во Французское общество: Дисс. канд. социологич. наук. - М., 2009. – 169с.
69. Есть или не есть: Быть ли свинине во французской школьной столовой [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.rfi.fr/stil-zhizni/20150120-est-ili-ne-est-byt-li-svinine-vo-frantsuzskoi-shkolnoi-stolovoi (Дата обращения 12.01.2017).
70. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.
71. История педагогики как учебный предмет / Под ред. К.И. Салимовой. - М., 1996. -230с.
72. Кварталы парижа. [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proxy.library.spbu.ru:4332/show_doc_print.pu?query=859326&doc=34259833 (Дата обращения 13.06.2016).
73. Кукушкин, П.В. Положение эмигрантов из стран Магриба во Франции: социально-политические проблемы в человеческом измерении // Гуманитарные аспекты международных отношений. М., 1992. сс. 32 - 50.
74. Кулакова, К. С ножом на парижского учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scepsis.net/library/id_460.html (дата обращения 10.05.2016).
75. Кулешов, И. Тревожные огни большого города.//Эхо планеты.-№51.-декабрь,1991-с.2- 9.
76. Легостаев, В. М., Наука в рамках технократической утопии Жана Фурастье. // «Вопросы философии», 1974, № 12. с.26-33.
77. Личность, социум и мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/671174/sbornik-vtoryh-chtenij-po-pravam-cheloveka. (Дата обращения 10.07.2016).
78. Лоншакова, В.В. Социально-педагогические предпосылки формирования мультикультурализма в системе образования Франции // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-predposylki-formirovaniya-multikulturalizma-v-sisteme-obrazovaniya-frantsii (дата обращения: 20.09.2016).
79. Лукьянова Т.К. Реформы в социальной сфере: опыт Франции // Труд за рубежом. 2006. № 3. сс. 95 - 118.
80. Лысова, Е. Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике / Е. Б. Лысова // Педагогика. 1999. - № 2. -сс. 101-108.
81. Малькова, З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1983. с 98
82. Михайлов, Е.М. Иностранная рабочая сила во Франции. - М., 1977. – 151с.
83. Морозов, Д.Ю. Североафриканская иммиграция во Франции. – М., ИЭА РАН, 2009. – 40с.
84. Мультикультурализм – это… [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/104640 volutiondelapartdes (Дата обращения 10.11.2016)
85. Мультикультурализм и социальная интеграция в Западной Европе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.online-science.ru/userfiles/file/zdnz6tbyhem8izsxtcexh1mogngp34bt.pdf (дата обращения 27.01.2017).
86. Обичкина, Е.О. Франция на рубеже ХХ-ХХI веков: кризис идентичности. - М., 2003. – 137с.
87. Образование Франции [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurekanet.ru/ewww/promo_print/5278.html. (Дата обращения 15.03.2017).
88. Орехова, Е. Я. Воспитание в лицеях Франции: Дис. . канд. пед. наук / Е. Я. Орехова. Тула, 1999. - 150 с.; Орехова, Е. Я. Высшее образование во Франции / Е. Я. Орехова // Сб. науч.-метод. материалов «Управление учебным процессом и современные технологии обучения». Тула, 2001. - сс. 147-150.
89. Пинюгина, Е.В. Мусульманское меньшинство как вызов современному европейскому государству (обзор актуальных исследований) // Политическая наука. – М.: РАН, ИНИОН, 2010. - №1. – (Формирование государства в условиях этнокультурного многообразия). – сс. 192 - 201.
90. Понкин, И.В. Столетие французского закона о разделение церквей и государства [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.state-religion.ru/files/1905.pdf. (дата обращения 17.12.2016).
91. Пренко, Л.И. Формирование межкультурной компетенции школьников в поликультурной образовательной среде (на материале материнской и младшей школы Франции): Дисс. канд. пед. наук. М., 2005. – 199с.
92. Проблемы и перспективы миграционной политики Французской Республики на современном этапе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.geoknow.ru/dmws-460-2.html (дата обращения 12.12.2016).
93. Равенство шансов по-французски [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infrance.su/forum/showthread.php?t=56623 (дата обращения 18.01.2017).
94. Рязанцев, С.В. ,Опыт и проблемы регулирования миграционных потоков в странах Западной Европы / Сергей Васильевич Рязанцев. – М.,2001. – 366с.
95. Садыкова, Л.Р. Мусульманские сообщества в Великобритании, Германии и Франции: проблема адаптации в принимающих странах: дисс.канд.ист.наук: / Садыкова Людмила Рафкатовна. - Москва, 2016 – 201с.
96. Салимова, К., Додде, Н. Педагогика народов мира. История и современность. - М., 2001. – 576с.
97. Снисаренко, К.Л. Иммиграционный вопрос и политическая борьба во Франции в 1981-1988 гг. [электронный ресурс] / Константин Снисаренко Леонидович. – Режим доступа: http://www.evolutio.info/content/view/2397/ (Дата обращения 15.02.2017).
98. Степанова, Н. М. Государственная семейная политика в странах Западной Европы (1990-2000-е гг.) // Женщина в российском обществе. 2010. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-semeynaya-politika-v-stranah-zapadnoy-evropy-1990-2000-e-gg (дата обращения: 20.09.2016).
99. Страсбургский суд оправдал колледж, исключивший мусульманок за ношение хиджаба [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/world/04dec2008/muslm.html. (Дата обращения 14.02.2016).
100. Стрельцова, Я. Р. Интеграция иммигрантов. В чем особенность? [электронный ресурс ] // Политическое образование. – Режим доступа: http://lawinrussia.ru/content/integratsiya-immigrantov-vo-frantsii-v-chem-osobennost (Дата обращения 6.01.2017).
101. Сюкияйнен, Л.Р. Исламское право в правовых системах мусульманских стран: от доктрины к законодательству [электронный ресурс] / Леонид Рудольфович Сюкияйнен. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/islamskoe-pravo-v-pravovyh-sistemah-musulmanskih-stran-ot-doktriny-k-zakonodatelstvu.
102. Федоров, С.М. Иммигрантские кварталы как барометр французской политики / Сергей Матвеевич Федоров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/book/immigrantskije_kvartaly_kak_barometr_francuzskoj_politiki_2007-06-09.htm (дата обращения 13.01.2017).
103. Франция в поисках новых путей / под редакцией Рубинского Ю.И. - М.: Весь мир, 2007. - 624 с.
104. Франция выделила 5 млрд евро на иммигрантов из Африки [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newsland.com/user/4297781156/content/frantsiia-vydelila-5-mlrd-evro-na-migrantov-iz-afriki/4509095. (Дата обращения 20.02.2017).
105. Франция. Эволюция высшей школы и ее социально-экономическая роль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/946/669/1219/sistemy_vo_ch2_9-Frantsiya.pdf (дата обращения 3.02.2017).
106. Французская система образования // Журнал «Обучение за рубежом». – 2002, № 10. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.intered.ru/zhurnal/MAGAZINE.pdf. (Дата обращения 14.08.2016).
107. Фролкин Н.М. Трудовая иммиграция во Франции в новейшее время. - Киев.,1975. – 286с.
108. Фрумов, С. А. Французская школа и борьба за ее демократизацию. 1850 1870 / С. А. Фрумов. - М., 1960. – 584с.
109. Хорошо ли быть средним классом во Франции? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://francissimo.ru/2014/09/srednii-klass-vo-francii.html (дата обращения 27.01.2017).
110. Черкасова, А. П. Арабские иммигранты во Франции / А. П. Черкасова // Материалы международной научной конференции: Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики. – Волгоград, 2012. - сс. 135-138.
111. Число мусульман в странах ЕС достигло 15 млн. человек [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dw.com/ru/число-мусульман-в-странах-ес-достигло-15-млн-человек/a-1399220 (Дата обращения 12.02.2017).
112. Aghion, Philippe, Cohen Elen. Education etcroissance. - Paris 1994. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scholar.harvard.edu/files/aghion/files/cv_sept_2014.pdf (Дата обращения 14.03.2017).
113. Alfred-PierredeFalloux [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inrp.fr/edition-electronique/lodel/dictionnaire-ferdinand-buisson/document.php?id=2715 (Дата обращения 12.12.2016).
114. Amara, Fadéla, with Sylvia Zappi. Breaking the silence: French women’s voices from the ghetto. -Berkeley: University of California Press, 2006. – 132p.
115. Anderson, J. The Struggle for the School. - London, 1970. – 345p.
116. Anderson-Levitt, Kathryn M. Elementary Education in France // The Elementary School Journal. - Vol. 92, № 1, Special Issue: International Education (Sep., 1991), pp. 79-95.
117. Ashby E., Anderson M. Universities: British, Indian, African. A Study In The Ecology Of Higher Education. London: HazellWaton&Viney, 1966. XII. – 558p.
118. Auduc, J.L. Enseigner en «banlieue». - Paris, 1996, Hachette.- 224p.
119. Barou, J. Le logement des immigrés. // Hommes et Migrations - № 118, 1989.- pp.29-37.
120. Baudelot, C. Le niveaumonte / C. Baudelot, R. Establet. - P.; Seuil, 1999. -240 p.
121. Baudelot, C. Qui travaille pour qui? / C. Baudelot, R.Establet, M. Toisier. - Paris: Maspero, 1997. - 570p.
122. Begag, Azouz. 1986. Le gône de chaâba. Paris: Seuil. -. Paris: Fayard. 2007 P.9-10.
123. Berstein, S. La France de l’expansion. La Républiquegaullienne, 1959–1969, Paris. - 1989. – 375p.
124. Bindé, J. L'éducation au XXI siècle: l'éducation pour tousettoute au longue de la vie / J. Bindé // Futuribles. 2000. - № 250. - pp. 5-21.
125. Bowen, John R. Why the French do not like headscarves: Islam, the state, and public space. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 204. – 283p.
126. Brown, G. N., Hiskett, M. Conflict and Harmony in Education in Tropical Africa. - London, George Allen &Unwin. 1975. – 496p.