Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОПИЯ И ОРИГИНАЛ: РОЛЬ И МЕСТО В МУЗЕЕ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

Работа №132663

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Копия в культурном наследии 7
1.1. Проблема копии и оригинала в искусствоведении и музеологии 7
1.2. Роль копирования и копии в искусстве и культуре 15
Глава 2. Психологические аспекты восприятия копии и оригинала 30
2.1. Психологические теории восприятия 30
2.2. Особенности восприятии применительно к копии и оригиналу 33
Глава 3. Оригинал и копия в музее 39
3.1. Оригинал и копия в классическом музее 39
3.2. Копия и оригинал в современном музее 46
3.3 Музей будущего: копия и оригинал в виртуальности 58
Заключение 62
Список литературы 65
Интернет - источники 69
Аннотация 72

Культурная революция XX - XXI веков, послевоенный музейный бум, бурное развитие культурного туризма, появление «новой музеологии» — свидетельство невиданного роста популярности музея на планете, население которой превысило семь миллиардов. В музейной практике и теории проблема использования копии и оригинала всегда была весьма насущной. Проблема эта хорошо известна с античных времен, она возникла задолго до формирования первых музейных коллекций, вытекая из природы и особенностей психологии человека, имея онтологическую культурную базу, но четко оформилась в уже музейные времена, библиография ее крайне обширна. Вопрос о копировании, подобии, подражании волновал уже античных философ не случайно. Поскольку копирование, воспроизведение, повторение, не связанные с наследственными программами, лежат в основе культуры.
Проблема оригинал - копия актуальна для всех музеев: технических, мемориальных, исторических, этнографических..., но наиболее значима она для художественного музея. Здесь она стоит наиболее остро, а дискуссии о сравнительной ценности копии и оригинала не только не утрачивают остроты, но с годами, с ходом научно-технического прогресса лишь набирают силу. Именно поэтому в работе внимание уделяется первостепенно музею художественному.
Вопрос о возможности, правомерности использования копии, замены в экспозиции оригинала копией (воспроизведением) волновала специалистов музейного дела как в XIX, так и в начале XXI века. Эта проблема имеет глубокие корни разного характера - гносеологического, эстетического, этического, и аксиологического. Важна она в первую очередь для специалистов (как теоретиков, так и практиков) в музейной отрасли.
В современных условиях, когда увеличивается видовое многообразие музеев, а возможности использования технологических достижений для широкодоступного копирования неизмеримо возрастают, проблема соотношения оригинала и копии в музее приобретает новое звучание и оттенки.
Актуальность темы подтверждается напряженностью дискуссий и активностью музейного сообщества в обсуждении различных сторон избранной мною темы. Не остается равнодушной к проблеме «оригинал и копия в музее» и широкая массовая аудитория, внимание которой за последнее столетие музей привлекает все сильнее.
Проблема «оригинал и копия в музее» рассматривается исследователями в разных областях знания: в искусствоведении, музеологии, психологии, культурологии, философии. Обобщающие работы по теме диссертации отсутствуют. Методологическое значение имеют работы Федрова Н.Ф., В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, у. Эко, В. Выготского, Р. Солсо, Р. Арнхейма, Кагана М.С., Г.Я. Меньшиковой, Т.П. Полякова, А.С. Дриккера, В.М. Розина. При анализе проблем музейного экспонирования, музеологии особо полезными оказались труды Шмита Ф.И., Калугиной Т.П., Майстровской М.Т., Дукельского В.Ю. Крайне важными при написании диссертационной работы оказались исследования реставраторов, музейных проектировщиков, технических специалистов. В исследовании использовались материалы монографий и периодических изданий, а также Интернет-источники. Историографии проблемы посвящен раздел первой главы. Цель исследования: Сравнительная оценка копии и оригинала, их роли и места в музее прошлого, настоящего и будущего.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• выявить актуальные на сегодня, дискуссионные проблемы по теме «Копия и оригинал в музее»; проанализировать и обобщить материалы дискуссии;
• проанализировать многообразие ролей копии в культуре;
• рассмотреть влияние технологического прогресса на феномен копирования;
• рассмотреть распространение практики бытования копии и оригинала в классическом музее прошлого и современного;
• проанализировать психологические аспекты восприятия в подходах когнитивной, гештальт-психологии, социально-психологического взгляда Выготского, феномен зрительских иллюзий применительно к восприятию копии и оригинала;
• выделить базисные причины, определяющие влияние и зрительскую оценку оригинального произведения и копии;
• рассмотреть процесс внедрения копий в сегодняшний музей;
• оценить настоящую и будущую роль копии в классическом музее;
• проанализировать место, значение копии, в том числе электронной, в современном музее демократического общества;
• представить прогноз музея будущего.
Объект исследования: проблема «оригинал - копия» в культуре, искусстве, в музее.
Предмет исследования: сравнительная ценность копии и оригинала в музее, прошлая и будущая роль копии в экспозиции.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе Копия в культурном наследии рассматриваются теоретические аспекты соотношения копии и оригинала, феномен копии в культурном наследии.
Вторая глава Психологические аспекты восприятия копии и оригинала посвящена теоретическим вопросам психологии восприятия и особенностей восприятия копии и оригинала художественного произведения.
В третьей главе Оригинал и копия в музее говорится о месте копии и оригинала в классическом музее и музее современном, высказываются предположения о том, что явит собой музей будущего, что представят собой оригинал и копия в виртуальном пространстве.
Заключение содержит ряд выводов по теме.
Научная новизна исследования: представлена попытка связать оценку копии и оригинала с психологией восприятия и выявить причины, определяющие вариативную оценку;
высказано предположение, что оценка копии в сравнении с оригиналом неоднозначна, субъективна, не может иметь завершения;
сделан прогноз относительно роли и места копии в музеях разного «жанра».
Методологическая основа исследования: в работе использованы сравнительный, описательный, аналитический, междисциплинарный, исторический методы.
Положения выносимые на защиту.
• Дискуссия по проблеме оригинала и копии в музее многозначна в культуре, среди специалистов встречаются полярные воззрения;
• Современные психологические подходы позволяют заключить, что различие оригинала и копии сводится лишь к варьированию силы впечатления;
• Воздействие художественного произведения определяется качеством копий и личности, условиями восприятия (внешними «объективными» и внутренними, субъективными);
• Роль и место копии в музее не может быть определено однозначно никогда. В ретроспективе и перспективе она существенно меняется. В музее классическом копия никогда не заменит оригинал (эстетический эталон). В современном музее, в эпоху тиражного производства, копия - равноценный элемент, а, иногда и основа экспозиции;
• Проблема «оригинал-копия» - вечная. В музее будущего она в современной постановке снимается. Дискуссия переносится в другую плоскость.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящей работы заключалась в определении роли и места оригинала и копии в музее прошлого, настоящего и будущего. Для ее достижения был сформулирован ряд задач, которые последовательно решались в исследовании.
В результате изучения литературы по теме исследования удалось выделить основные актуальные направления дискуссии по теме исследования. Таковыми являются: «взаимоотношение» копии и оригинала, копия как феномен культуры, место и роль копии в музее в целом, и в музейной экспозиции в частности. Общепринятое понимание копии как повторения, воспроизведения в работах специалистов разных областей подверглось детализации, рассмотрено видовое многообразие копий, определяемое целями и техниками копирования. Проанализированы подходы к решению проблемы «оригинал и копия в музее» в разных областях научного знания. Многоплановое отношение к оригиналу и копии является следствием того, на какой информации, характеризующей объект, фокусируется внимание исследователя. Решение проблемы «оригинал и копия в музее» предлагается в психологических теориях восприятия, в области семиотики, в теории и практике музейного проектирования, в искусствознании и в сфере непосредственной профессиональной деятельности, в первую очередь, в теории и практике, технологических и этических исследованиях копирования и реставрации.
Вопрос о сравнительной ценности, о соотношении копии и оригинала, о значении копии не утратил своей актуальности в течение многих веков (или тысячелетий). Усиливающаяся напряженность теоретической полемики, ее нарастающая острота на музейном фронте, в теории искусств, культурологи, множественность и разноплановость авторитетных мнений и заключений говорит об актуальности проблемы и не спадающем интересе к ней в глобальной современной культуре.
Нестихающая дискуссия свидетельствует о том, что значение, потребность в копировании, лежащая в самых основах культуры, не только не ослабевает на высоких цивилизационных стадиях, но нарастает и реализуется в многообразных практиках. В тонкой сфере художественной культуры копирование - важнейший способ распространения искусства, его влияния, наиболее действенный, незаменимый путь развития пластических способностей художника, становления таланта. Вне копирования сохранение культурного наследия становится недостижимым.
Современные знания в области когнитивной психологии позволяют придти к выводу, что теоретически копия способна сохранить единство формы и содержания, присущее оригиналу, что дает основания усомниться в несопоставимости ценности оригинала и копии. Ценность копии относительно оригинала будет определяться, во-первых, объективно: качеством копии, мастерством и культурой ее изготовления и предъявления. Во-вторых, ценность копии как мера её влияния преимущественно зависит от субъекта восприятия, от его личностных, культурных особенностей. Анализ актуальных психологических теорий восприятия позволяет заключить, что на сравнительную оценку оригинала и копии влияет целый ряд базисных причин: качество копии, определяемое физическими параметрами; качество опыта, багаж сознания и памяти, потенциал воображения и фантазии; условия предъявления и восприятия копии или оригинала, частный и общий контекст, в котором оценивается произведение. В зависимости от того, какой вес придать тому или иному фактору, можно, например, свести ценность копии к минимуму, или, напротив - в пределе уравнять ее в правах с оригиналом. Это будет зависеть от того, какого типа иллюзию мы предпочтем.
Художественное восприятие выражается в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства, которое сопровождается эстетическим переживанием. Принципиально оригинального произведения или его копии в сознании зрителя отличаются только по силе вызываемого ими переживания, которая варьируется в зависимости от внешних и внутренних условий.
При попытке оценить настоящую и будущую роль копии в классическом музее и представить прогноз музея будущего я прихожу к выводу, что классический музей как место хранения, изучения и популяризации артефактов, произведений искусства никуда не исчезнет. Место и роль оригинала в нем останутся прежними - как основа музейной коллекции. Копия может в чем-то потеснить оригинал в экспозиции, может занять самостоятельное место в различных просветительских проектах музеев. Но она всегда будет вторична.
Однако общество не откажется от освоенных ими практик копирования и продолжит их развитие. Демократические тенденции, тиражное производство современной культуры не утратят своих позиций. Поэтому параллельно классическому музею будет существовать и развиваться другой жанр - современный музей с широким использованием копий, интерактива. Оригинал, утрачивая сакральность в постиндустриальном обществе и культуре, теряет ценность в интерактивной среде, в социокультурном центре. Роль копии, напротив, в связи с непрерывно расширяющимися технологическими возможностями ее совершенствования, вероятно, будет только возрастать.
Учитывая общий вектор движения культуры в XXI столетии, доминирование экранных форм, стремительный прогресс информационно-коммуникационных технологий, музей будущего следует связывать уже не с модернизацией, трансформацией известных форм, а со все шире открывающимся виртуальным пространством. Очевидно, что традиционная постановка проблемы копии и оригинала в виртуальности снимается. Однако вечный вопрос об оригинале и копии, конечно, не закрывается, а обретает более глубокий, экзистенциальный смысл.


1. Антонова И. А. Музейный сотрудник-существо эзотерическое // Культура. 2001,N.48.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 С.
3. Арнхейм Р. Визуальное мышление / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 97-107.
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под ред. Ю.А. Здорового - М.: Медиум, 1996.-240 С.
5. Берлайн Д. Эстетика и психобиология. 1971. - С. 320.
6. Бодрийяр Ж. Система вещей. Издательство: М.: Рудомино, 2001. - 224 С.
7. Ботт И.К. Из истории мебельной коллекции музея училища Штиглица // Искусство и предметно-пространственная среда (посвящается 150- летию со дня рождения М.Е. Месмахера): материалы науч.-практ. конф.преподавателей и аспирантов 14-16 апреля 1992 г./Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. - СПб., 1992 С.32-35.
8. Всеволожская С.Н. Картины Караваджо и его школы в Эрмитаже/ С.Н. Всеволожская. - Л.:Аврора, 1970.- 50 С.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 573 С.
10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ. /Общ. ред. А. Д. Логвиненко. - М.: Прогресс, 1988. -464 С.
11. Дриккер А.С. Идеальная экспозиция в демократической культуре / А.С. Дриккер // В поисках музейного образа: материалы научной конференции (12-13 апреля 2007, С.-Петербург).- СПб,2007.- С. 177-185.
12. Дриккер А.С. Уникальность и тиражирование в цифровую эпоху.//Сборник докладов Всероссийской конференции «Использование современных мультимедийных технологий в целях сохранения и реставрации объектов культурного наследия». СПб.: СПбГУ, 2013, факультет искусств, Институт искусств, с. 16-24.
13. Дриккер А.С. К проблеме копии и оригинала: фазы в эволюции художественной культуры. /Материалы Международного конгресса по креативности и психологии искусства. М.: Смысл, Пермь: Государственный институт искусства и культуры, 2005, с. 194-197.
14. Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник / М.: Наука, 1980. — 404 С.
15. Жуковский В. А. Эстетика и критика.: Искусство, 1985. - 431 С.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ