ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1 Понятие и сущность понятий «универсальные учебные действия» и «художественные знания» 6
1.2 Возрастные особенности младших школьников 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЖАНРАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ 18
2.1Методическое сопровождение формирования художественных умений младших школьниках на уроках изобразительного искусства 18
2.2 Процесс знакомства на уроке с жанрами в развитии художественных знаний учащихся 3 класса 23
Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Актуальность данной работы обусловлена тем, что ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучения начальной школы. Важными аспектами в процессе формирования образования являются предметные, метапредметные и личностные результаты. В рамках изучения предметной области «Искусство» ученики должны расширить знания о роли искусства в жизни человека, развить художественную культуру, формировать эстетическое отношение к миру и понимание красоты. Также важно развивать практические навыки восприятия, анализа и оценки произведений искусства, а также владение основными видами художественной деятельности [23].
Изучение изобразительного искусства способствует развитию личности ребенка и его познавательных способностей. Моделирующй характер изобразительной деятельности позволяет учащимся осваивать общеучебные действия и воплощать объекты и явления через творчество. При этом особое внимание уделяется развитию регулятивных действий, таких как целеполагание и контроль. Изучение искусства также способствует формированию личности, толерантности и эстетических ценностей. Основной подход к оценке умений и знаний учащихся в этой области основан на их способности воспринимать и творчески воплощать произведения искусства.
Содержание ООП НОО предполагает, что учащиеся должны овладеть практическими навыками в различных видах художественной деятельности, уметь понимать и оценивать искусство, применять художественные знания в учебных и творческих заданиях и различать виды и жанры пластических искусств. Для достижения этих целей учителю требуется использовать соответствующие педагогические технологии [20].
Формирование знаний о жанрах изобразительного искусства открывает широкие возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Оно способствует развитию познавательной деятельности и формированию потребности познавать окружающий мир. Уроки изобразительного искусства, соответствующие ФГОС, направлены на создание условий художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей.
УМК «Школа России» по предмету «изобразительное искусство» для 1-4 классов начальной школы, под редакцией Б.М. Неменского, разработана на основе государственного образовательного стандарта и учитывает примерную программу по этому предмету. Главная цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как части общей культуры. Программа основана на традициях российского художественного образования, использует инновационные методы и соответствует современным требованиям. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и оцениваются по степени самостоятельности учащихся, характеру деятельности и качеству работ [21].
Стоит отметить, что проблема формирования знаний у младших школьников становится все более актуальной в современной педагогике. Как отмечают И.Т. Алейникова [1] и С.И. Блинков [2] это связано с переходом системы образования на новую образовательную парадигму. Государственные требования начального общего образования ориентируют образовательные учреждения на развитие универсальных учебных действий (УУД) у школьников, что способствует формированию их способности к самоорганизации. Важным аспектом развития личности в системе образования является формирование УУД, которые служат основой образовательного процесса. Все учебные предметы, включая изобразительное искусство, организовываются как система учебной деятельности, в результате которой учащиеся осваивают предметные способы действий, ключевые понятия и теории, а также отношения между изучаемыми объектами. Результаты в области изобразительной деятельности характеризуют навыки и опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, а метапредметные результаты свидетельствуют о сформированности знаний и универсальных способностей.
Степень изученности темы. Большую роль в изучении универсальных учебных действий как фактора формирования знаний, сыграли работы С.В. Журавлёвой, Н.В. Медведевой, А.Г. Пачиной, О.А. Старостина А.В. Хуторской и др.
Возрастные и психологические особенности младших школьников были изучены в работах Ю.О. Бронниковой, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других ученых.
Методические средства формирования знаний о жанрах изобразительного искусства рассмотрены в работах Н.А. Горяевой, Б.М. Неменского, В.С. Кузина, А.В. Пожарской.
Несмотря на значительный опыт, отражающий особенности формирования знаний на уроках изобразительного искусства, проблема их формирования все еще не решена окончательно.
Актуальность проблемы определила выбор темы данного исследования: «Формирование знаний о жанрах изобразительного искусства у обучающихся 3 классов».
Объект исследования – формирование знаний о жанрах изобразительного искусства у обучающихся 3-х классов.
Предмет исследования – формирование знаний как составляющая универсальных учебных действий
Цель исследования: изучить особенности формирования знаний о жанрах изобразительного искусства у обучающихся 3 классов
Задачи исследования:
1) выявить сущность понятия художественные знания и универсальные учебные действия;
2) исследовать возрастные особенности младших школьников;
3) рассмотреть методические средства и процесс формирования знаний о жанрах изобразительного искусства у обучающихся 3 классов.
Гипотеза исследования: процесс формирования знаний о жанрах изобразительного искусства у обучающихся третьего класса будет эффективным при условии использования разнообразных форм и методов обучения на уроках изобразительного искусства.
В качестве методов исследования использовался теоретический анализ исследуемой проблемы на основе изучения и систематизации психолого-педагогической и научно-методической литературы, который позволил охарактеризовать понятие «художественные знания» и изучить особенности формирования знаний о жанрах изобразительного искусства у обучающихся третьего класса.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух, заключения и библиографического списка.
В заключение данного исследования можно отметить, что авторы различным образом определяют универсальные учебные действия (УУД). А.Г. Пачина и О.А. Старостина считают, что УУД – это способы действий учащихся, обеспечивающие усвоение знаний и организацию учебного процесса. Н.В. Медведева утверждает, что УУД позволяют ученикам самостоятельно учиться, ставить цели, искать способы и средства их достижения, контролировать и оценивать свою деятельность и результаты.
Существуют четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Предметные УУД включают предметные знания и действия с предметным содержанием. Художественные знания представлены наиболее полно в работе А.В. Хуторского. В процессе обучения изобразительному искусству у детей развиваются умения и навыки, развиваются психологические процессы. Ученик учится представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества, анализировать и описывать произведения изобразительного искусства с использованием специальной терминологии.
Младший школьный возраст – особенно сенситивный период для формирования эстетического опыта. Он характеризуется переходом от игровой деятельности к деятельности познавательной. Этому процессу подчинены и изменения в психической активности ребенка – происходит развитие памяти, воображения, воли, внимания, дисциплины, ответственности, самоконтроля, чувства долга, развиваются такие операции мышления как абстрагирование, сравнение, синтез, анализ, обобщение, систематизация.
Таким образом, важнейшие особенности изменения возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. К важнейшим новообразованиям относятся: развитие мышления, памяти, восприятия; развитие речи; произвольности поведения; познавательный интерес; формируются межличностные отношения.
Формирование знаний о жанрах изобразительного искусства открывает широкие возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Оно способствует развитию познавательной деятельности и формированию потребности познавать окружающий мир. Уроки изобразительного искусства, соответствующие ФГОС, направлены на создание условий художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей. Они помогают учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками в выполнении живописных работ, а также накапливать опыт творческой деятельности. Важным условием успешного формирования знаний учащихся является разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках. Цель изобразительного искусства – не только передать детям духовные и культурные ценности народов мира, но и развить у них системность знаний, способность применять знания в новых условиях и использовать предметные понятия и способы действия. Достижение этих результатов обеспечивается основными компонентами образовательного процесса учебного предмета «Изобразительное искусство», представленного в базисном учебном плане. Примерная образовательная программа Н.М. Неменского детально раскрывает предметные результаты освоения основной образовательной программы, указывая на важность обучения изобразительной деятельности младших школьников в определенных методологических условиях и необходимость оценки художественных умений по определенным критериям. В итоге, можно сказать, что изучение жанров изобразительного искусства способствует всестороннему развитию личности младшего школьника и формированию у него потребности познавать окружающий мир.
1. Алейникова, И. Т. Тяжело, но интересно: внедрение новых стандартов / И. Т. Алейникова // Управление школой. – 2013 – № 11 – С. 78–83.
2. Блинков,С. И. Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения / С. И. Блинков // Справочник заместителя директора школы. – 2016 – № 7 – С. 6–13.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 320 с.
4. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа. – 2013. – №10. – С.41–44.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: учебник/ Л.С. Выготский – СПб.: Изд-во «Союз», 2004. – 300с.
6. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских. – Москва: Просвещение, 2014 – 144 с.
7. Журавлева, С .В. Сущность универсальных учебных действий в образовании// Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. – №2. – С.34–36.
8. Искусство, 1-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 96 с.
9. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование:инновации и эксперимент. – 2010 – № 2 – С.11–12.
10. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и преподавания в начальных классах: учебное пособие// Владимир Кузин. – М.: Просвещение, 1984. – 234с.
11. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: учебное пособие/ Владимир Кузин. – М.: Просвещение, 1979 – 120 с.
12. Литвиняк, Е. Они хотят учиться / Е. Литвиняк, Е. Хилтунен // Первое сентября. – 2000. – 8 апреля. – С. 4–9.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – 352 с.
14. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности /А. М. Матюшкин// Вопросы психологии. – 1999. – № 4 – С. 5–17.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс: до и после. – 2014. – № 11. – С. 59-62.
16. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. / Борис Неменский. – М.: Просвещение, 1995 – 88 с.
17. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков / Борис Неменский. – Волгоград: Учитель, 2014 – 181 с.
18. Пачина, А. Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой. – 2013. – № 5. – С. 15–27.
19. Пожарская, А. В. Изобразительное искусство: 2-8 классы: коллекция интересных уроков / Алла Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2015 – 134 с.
20. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22)/Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2022. – 661 с.
21. Рабочая программа по Изобразительному искусству 1-4 класс Школа России к учебнику Б. М. Неменского [Электронный ресурс] – URL: /https://nsportal.ru (дата обращения 30.01.2024).
22. Старостина О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов // Управление качеством образования. – 2013. – № 2. – С. 87–90.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2022. / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2022. – 33 с.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во «Академия», 2011. – 384 с.