Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВОФОРМЫ ТОГО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ/РЕЧИ

Работа №132630

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. УСТНАЯ РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Соотношение понятий «письменная речь» - «устная речь» - «разговорная речь» 7
1.2. Понятие спонтанной речи 8
1.3. Корпусная лингвистика и корпусы текстов русского языка 10
1.3.1. Национальный корпус русского языка 12
1.3.2. Звуковой корпус русского языка 14
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СЛОВОФОРМЫ ТОГО 16
2.1. Материал и методика исследования 16
2.2. ТОГО в словарях русского языка 17
2.3. Функционально-грамматические возможности формы ТОГО 19
2.3.1. ТОГО как местоимение-прилагательное 21
2.3.1.1. Указательное местоимение-прилагательное в дейктической функции 21
2.3.1.2. Указательное местоимение-прилагательное в функции коррелята в соотносительных сложноподчинённых предложениях 22
2.3.1.3. Определительное местоимение 23
2.3.1.4. Местоимение в значении признака 23
2.3.2. ТОГО как местоимение-существительное 24
2.3.2.1. Указательное местоимение-существительное в дейктической функции 24
2.3.2.2. Указательное местоимение-существительное в функции коррелята в соотносительных сложноподчинённых предложениях 24
2.3.2.3. Указательное местоимение-существительное в составе устойчивых сочетаний 25
2.3.3. ТОГО как частица 26
2.3.4. ТОГО как компонент составного союза 28
2.3.5. ТОГО как компонент фразеологизма с наречным значением 30
2.4. Прагматемы, включающие форму ТОГО 30
2.4.1. Немного о лингвистической прагматике. Поиск термина 30
2.4.2. Вводные сочетания 32
2.4.3. Маркеры нечёткой номинации: маркер-заместитель и маркер-аппроксиматор 33
2.4.4. Маркер согласия 34
2.4.5. Ксенопоказатель (маркер чужой речи) 34
2.4.6. Вербальный хезитатив 34
2.4.7. Распределение прагматем с компонентом того в речи 34
2.5. Выводы по главе 2 35
ГЛАВА 3. УПОТРЕБЛЕНИЕ ТОГО В РАЗНЫХ СФЕРАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЧИ 36
3.1. Сферы функционирования текстов в Национальном корпусе русского языка 36
3.2. Распределение функциональных вариантов формы ТОГО в речи разных сфер функционирования: гипотезы 38
3.3. Частотность формы ТОГО в Национальном корпусе русского языка 38
3.4 Распределение формы ТОГО в текстах разных сфер функционирования 41
3.4.1. Местоимение-существительное ТОГО в разных сферах функционирования речи 43
3.4.2. Частица ТОГО в разных сферах функционирования речи 44
3.4.3. Союзы с компонентом ТОГО в разных сферах функционирования речи 45
3.4.4. Устойчивые сочетания с наречным значением, содержащие компонент ТОГО, в разных сферах функционирования речи 46
3.4.5. Прагматемы в разных сферах функционирования речи 47
3.5. Выводы по главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 61

С середины XX века в лингвистике началась эпоха изучения устной речи, продолжающаяся по сей день. Вряд ли возможно поставить под сомнение важность исследования устной речи для понимания функционирования языка в целом. «Наши представления о любом естественном языке являются неполными и даже искаженными, если они не основываются на данных устной формы этого языка» (Рассказы о сновидениях 2009: 26) - утверждают А. А. Кибрик и В. И. Подлесская, известные современные лингвисты.
Говоря об изучении речи, нельзя оставить без внимания такую важную её особенность, как грамматика. Об особой грамматике речи, отличающейся от грамматики письменного языка, ещё в середине XX-го столетия писали Ф. де Соссюр, Л. В. Щерба, А. Мартине и другие (Соссюр 1933; Щерба 1957; Мартине 1963). В настоящее время грамматика речи изучается посредством исследования реального функционирования тех или иных единиц, зафиксированных в словарях и грамматиках. Такие исследования, проводящиеся, как правило, на корпусном материале, нередко приводят к выявлению новых языковых единиц, не освещённых в научной литературе.
В связи с этим актуальность настоящей работы состоит в том, что она может внести вклад в изучение грамматики русской речи - «грамматики, основанной на употреблении» (Tomasello 2003). Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что оно проведено в рамках корпусного подхода с введением в научный обиход нового материала, описаны функции конкретной формы указательного местоимения с точки зрения прагматики устного высказывания.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и положения работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях русской устной речи в различных сферах её функционирования. Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в лексикографических описаниях, при составлении грамматики русской речи, а также при обучении иностранцев русскому языку.
Объектом настоящего исследования стала русская устная и письменная речь, организованная в корпусы - Национальный корпус русского языка (НКРЯ) и Звуковой корпус русского языка (ЗКРЯ). Предмет исследования - словоформа того в различных вариантах функционирования в русской речи.
Конкретным материалом для исследования послужили все контексты, содержащие словоформу того, из блока «Один речевой день» (ОРД) Звукового корпуса русского языка (336 контекстов), и 1364 контекста из Национального корпуса русского языка, относящиеся к разным сферам функционирования (СФ) текстов: публичная речь, непубличная речь, речь кино (устный подкорпус НКРЯ) и художественная литература (основной подкорпус НКРЯ). Таким образом, общее число проанализированных контекстов составило 1700.
Цель работы состояла в выявлении, описании и классификации всех единиц, включающих словоформу того, в русской речи, а также в изучении их функционирования в различных сферах функционирования текстов. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучена литература по основным теоретическим вопросам, затронутым в исследовании;
2) изучены существующие описания слова того в словарях и грамматиках;
3) собран исследовательский корпус материала;
4) произведён анализ и систематизация материала;
5) выявлены единицы, включающие форму того, не получившие достаточного описания в научной литературе;
6) произведена классификация единиц с того и их распределение по функциональным типам;
7) даны количественные характеристики употребления единиц, содержащих форму того;
8) выдвинута гипотеза о соотношении сфер функционирования речи через призму возможностей употребления единиц с формой того;
9) произведено сравнение количества единиц разных функциональных типов в различных СФ речи.
При анализе материала применялись следующие методы:
• описательный;
• сопоставительный;
• метод элементарных статистических подсчётов.
Настоящая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных сокращений, литературы и словарей.
Апробация работы: основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены в ряде докладов и сообщений на научных конференциях:
• Международная конференция молодых филологов (Тарту, апрель 2015 г.).
• XIX Международная научная конференция студентов-филологов (Санкт-Петербург, апрель 2016 г.).
Результаты работы отражены в следующей публикации автора:
1) Изолированное употребление словоформы того в русской устной речи: функционально-грамматические варианты // XIX Международная научная конференция студентов-филологов. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 18-22 апреля 2016 года. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2016 (в печати).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Корпусный подход к изучению языка, получивший в последнее время широкое распространение, позволяет решать множество лингвистических задач. В частности - выявлять и описывать особенности функционирования речевых и условно-речевых единиц, не зафиксированных ранее в словарях и грамматиках в соответствующих значениях и функциях.
В данной работе были исследованы функциональные возможности формы того в речи в целом и в различных сферах её функционирования в частности.
В ходе исследования было установлено, что реальный функционально-семантический потенциал словоформы того гораздо шире того, что зафиксировано в словарях и грамматиках. Данная форма в процессе развития языка, помимо изолированных употреблений, становится частью конструкций разной степени грамматичности и идиоматичности. Были выявлены следующие функциональные варианты формы того:
1) местоимение-прилагательное в дейктической функции;
2) местоимение-прилагательное в функции коррелята в предложениях с соотносительной связью;
3) компонент определительного местоимения (одного и того же, того или иного и др.)
4) местоимение-прилагательное со значением признака;
5) местоимение-существительное в дейктической функции;
6) местоимение-существительное в функции соотносительного слова в предложениях с корреляционной связью;
7) местоимение-существительное как компонент устойчивых сочетаний с различным значением;
8) компонент составного подчинительного союза;
9) компонент составного пояснительного союза;
10) компонент фразеологизма с наречным значением;
11) частица в функции предикатива;
12) вводное сочетание;
13) вербальный хезитатив/эвфемизм;
14) маркер согласия;
15) маркер-аппроксиматор;
16) маркер-заместитель;
17) ксенопоказатель.
По крайней мере 6 функциональных типов употребления словоформы того недостаточно освещены в справочной и научной литературе: пояснительный союз типа того что (вроде того что), маркер согласия типа того (вроде того), маркер-аппроксиматор типа того (вроде того), маркеры- заместители того ... сего, того ... этого, того ... другого, ксенопоказатель типа того что, вербальный хезитатив того. Почти все эти единицы являются прагматемами, что в очередной раз доказывает необходимость создания Словаря прагматем русской устной речи.
Кроме того, была произведена попытка сравнения разных сфер функционирования речи посредством наблюдения за употреблением одной полифункциональной формы того. Результаты сравнения показывают значительную разницу между СФ устной речи: так, публичная речь в аспекте употребления указательного местоимения того находится ближе к письменной речи, чем к устной непубличной (разговорной). Речь кино, традиционно считающаяся имитацией живой разговорной речи, на практике показывает значительные отличия от своего «прототипа».
Настоящее исследование может быть продолжено, по крайней мере, в двух направлениях.
Во-первых, целесообразным представляется изучение функционирования в речи других указательных местоимений. Думается, что они, являясь словами, семантически ненаполненными и приобретающими значение в зависимости от контекста, имеют богатый прагматический потенциал. Описание подобных единиц может внести ощутимый вклад в изучение и описание грамматики устной речи.
Во-вторых, среди перспектив настоящего исследования видится продолжение работы над сравнением различных сфер функционирования речи - с точки зрения употребления других полифункциональных единиц.


1. Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. - СПб.: Наука, 1994. - 157 с.
2. Арутюнова Н. Д. Прагматика. // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 389.
3. Арутюнова Н. Д. Показатели чужой речи де, дескать, мол // Язык о языке / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 437-452.
4. Баранов А. Н., Плунгян В. А., Рахилина Е. В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. - М.: Помовский и партнеры, 1993. - 207 с.
5. Блинова О. В. «Микрофонный эффект» и речевой (само)контроль в материалах звукового корпуса повседневной речи // Социолингвистический семинар факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге 11 мая 2016 г. - СПб, 2016 (устное выступление).
6. Богданова Н. В. Живые фонетические процессы русской речи. Пособие по спецкурсу. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - 186 с.
7. Богданова Н. В. Фонологическая модель слова в соотношении с лексической системой русского языка. Дис. ... докт. филол. наук. - СПб., 2002. - 403 с. (машинопись).
8. Богданова Н. В., Асиновский А. С., Маркасова Е. В., Степанова С. Б., Супрунова А. В., Шерстинова Т. Ю. Звуковой корпус русского языка «Один речевой день»: пути пополнения и первые результаты исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной международной конференции «Диалог». - М.: РГГУ, 2010. - С. 16-21.
9. Богданова-Бегларян Н. В. Дискурсивная единица типа (того что): функционирование в устной спонтанной речи и возможности лексикографического описания // Проблемы филологии, истории и культуры. Journal of Historical, Philological and Cultural Studies. Научный рецензируемый журнал. Москва - Магнитогорск - Новосибирск. - 2014а, № 3. - С. 252-254.
10. Богданова-Бегларян Н. В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2014б. Вып. 3 (27). - С. 7-20.
11. Богданова-Бегларян Н. В., Е. М. Баева, О. В. Блинова, О. Б. Ермолова, А. И. Рыко, Т. Ю. Шерстинова. Звуковой корпус русского языка как база для социолингвистических исследований // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Материалы конференции / http://www.dialog-21.ru/digest/2015/?type=conference.
12. Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 276 с.
13. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2001. - 408 с.
14. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
15. Виноградов В. А. Вводные слова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 81-82.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ