Введение 3
Глава 1. Генеалогия кино-философии 5
1.1. Феномен кино-философии и его специфика 5
1.2. Стенли Кэвелл. Кино как состояние философии 9
1.2.1. Теоретический обзор: комедии жанра Remarriage и возможность смотрения 9
1.2.2. Пример кэвеллианского размышления: киноавангард как само-рефлексивное кино 12
1.3. Жиль Делез: кино-мысль 15
1.4. Дэниел Фрэмптон: кино разум 17
1.5. Осмысление феномена кино-философии научным сообществом и критика 19
Глава 2. Кино-философские случаи 26
2.1 Случай «Трактата Витгенштейна» 26
2.2. Случай «Деррида» 33
Заключение 44
Список литературы 46
Фильмография 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
Актуальность: традиционный способ взаимодействия с философией происходит через речь. Устная и письменная речь - два источника распространения философской рефлексии. Однако мы задаемся вопросом, возможно ли философию показать? В нашей работе мы пытаемся ответить на этот вопрос. Если это возможно, то это означает существование альтернативного способа взаимодействия с философией, со своими особыми преимуществами и недостатками.
В данном направлении было предпринято множество теоретических рейдов. Главные теоретики кино-философии, которые разбираются нами - это Стенли Кэвелл, Жиль Делез и Дэниел Фрэмптон. Однако в научном сообществе к идеям философствующего кино относятся скептически, выдвигается множество весомых аргументов почему фильм не может быть философией. Нами разбирается критика, ее сильные места и ее несостоятельность.
Более того, в отечественной науке концепт кино-философии разработан значительно хуже, нежели в зарубежной. Поэтому мы надеемся с помощью данной работы внести вклад в дальнейшее развитие этой области.
Цель данной работы вписать фильмы о философах в богатую традицию философии кино и кино-философии, проанализировать тип фильмической рефлексии, который является новым явлением по отношению к речевой рефлексии. Доказать, что во многом, философские фильмы выступают более доступным, более многомерным философским исследованием, нежели другие его типы. Перед нами стоит задача ответить на вопросы: «Какой философский багаж несут на себе фильмы о философах?», «Что мульти-сенсорный медиум, такой как кино, добавляет к одномерному измерению академического текста?», «Привносит ли кино нечто новое в философию, есть ли у него преимущества перед академическим текстом в отношении философского потенциала?»
Предмет исследования - кино-философия; фильмы о философах и философских системах
Методы исследования - критический обзор существующих теорий и гипотез, затрагивающих поле нашего исследования; анализ фильмов
Значение работы состоит в том, что находятся новые возможности для фильма означать. Мы отходим от фильма как рассказчика историй и от фильма как чисто визуального события, и рассматриваем, как через монтаж и общую структуру фильма транслируются философские концепты.
Гипотеза - мы предполагаем, что фильм может рефлексировать на те же проблемы, что и классическая (не-фильмическая) философия. Это концепты времени, памяти, пространства и движения; а так же такие специфичные понятия конкретных философий (в нашей работе философия Жака Деррида), как деконструкция, различание, призрачность и итерабельность.
Разбираются фильмы, отсылающие к конкретным философиям, так как, когда мы анализируем конкретную философию, нам легче, на контрасте с литературной, заметить кино-специфичность.
Большинство фильмов о философах и философских системах склонны либо к нарративности (байопики), либо к акцентированию присутствия (записи лекций, интервью). При том, что возможности фильма значительно шире.
Философия может восприниматься не только классическим способом, то есть через речь и через текст, но также при помощи образов и движущегося изображения. Кинематографическое философствование означает попадание в зону рефлексии, которая исходит не от зрителя, а навязана самим фильмом. Саморефлексия сопровождала кино с самого его зарождения, как мы показали на примере экспериментальных фильмов. Однако по мере осознания всей полноты кинематографических возможностей, начали появляться фильмы, которые становились важными исследованиями многих проблем, волнующих философию на протяжении веков: проблем памяти, времени, сознания, перцепции. Происходит отход от нарративного кино в сторону иного типа фильмического опыта, который всегда был на периферии, при находящемся в центре мейнстримном кино.
Нами были проанализированы фильмы, напрямую связанные с определенными философиями (философия Людвига Витгенштейна и Жака Деррида), что дало нам шанс порассуждать о них в конкретных терминах конкретных философий. Фильмы о философах - альтернативный способ соприкоснуться с их философией, который оперирует не понятиями, но заставляет зрителя самому встроиться в поток рефлексии, характерный для определенного философа.
В случае фильма «Трактат» Питера Форгача мы оказываемся в мире объектов и связей между ними - мире взаимодействия изображения, звука и слова. Помимо сенсорного измерения, фильм восполняет «недостаток» «Трактата» - добавляет этическое измерение. В целом, все стремление фильма лежит в достижении всей полноты перцептивного опыта.
Фильм «Деррида» существует в координатах мысли Деррида. Как медиум, кино отвечает главным запросам его философии - проблемам призрачности, присутствия, различания, речиписьма и итерабельности. Более того, фильм самостоятельно производит работу деконструкции - подчеркивая собственные противоречия и искусственность. В целом, фильм «Деррида», пользуясь терминологией Д.Фрэмптона, - это кино-разум Деррида, существующий целиком в его дискурсе и обитающий целиком в его голосе.
Кино - одно из ярких проявлений пикториального поворота, который совершается сейчас или уже совершился. И Эйнштейн, и Витгенштейн указывали, что они зачастую мыслят изображениями, а затем переводят их в словесную форму. Образы в целом говорят о первоначалах нашего мышления. Впрочем, раскрытие полного философского потенциала кино нам еще предстоит испытать. В чем можно будет быть уверенными, так это в том, что это всегда будет альтернативный способ взаимодействия с философией, нежели печатный текст; опыт, который упирает на перцептивное богатство и включение субъекта в работу размышления, на активное взаимодействие со смотрящим. Ведь у кино намного больше возможностей для оказания влияния - не только текст, но изображение, звук, речь и монтаж. Фильм философствует, и разве возможно ли в наше время разделить фильм и философию? Может ли фильм не рефлексировать по поводу проблем, или не создавать концепты, может ли философия не замечать фильм, в эпоху, когда главенствует знак? Судя по всему, союз кино и философии - стойкий симптом нашего времени.
1. Allen, R. Looking at Motion Pictures. Oxford: Clarendon Press, 1997. Pp. 41-45.
2. Arnheim, R. Visual Thinking, Berkeley: University of California Press, 1969. 234 p.
3. Barnett, D. If a Film Did Philosophy We Wouldn’t Understand It. Film as Philosophy: Essays on Cinema After Wittgenstein and Cavell. Hampshire & New York: Palgrave, Macmillan. 219 p.
4. Bergala A., Bonitzer P., Chevrie M., Narboni J., Tesson C., Toubiana S. Le cerveau, c’est l’ecran, Cahiers du cinema, 380. 1986. URL: http://www.diagonalthoughts.com/?p=2252 (дата обращения 01.03.2018)
5. Buslowska E. Cinema as Art and Philosophy in Bela Tarr's Creative Exploration of Reality, Sapientiae, Film and Media Studies, 2009, 1. Pp. 107-116
6. Carroll, N. Philosophy of Film and Motion Pictures: An Anthology, Malden, MA: Blackwell Publishing, 2006. 328 p.
7. Cavell, S. The World Viewed: Reflections on the Ontology of Film, Cambridge: Harvard University Press, 1979. 401 p.
8. Cavell, S. Pursuits of Happiness: The Hollywood Comedy of Remarriage, Cambridge: Harvard University Press, 1981, 283 p.
9. Currie, G. Image and Mind: Film, Philosophy and Cognitive Science, New York: Cambridge University Press, 1995. 222 p.
10. David R. Derrida Framed, Film-Philosophy, vol. 7 no. 3, 2003, Pp 13-15
11. Eddy T, Deleuze and Kieslowski: On the Cinema of Exhaustion: Film-Philosophy, Volume 21, Issue 1, 2017, Pp 37-59.
12. Frampton, D. Filmosophy. Columbia: Columbia University Press, 2012. 256 p.
13. Frampton, D. The Way that Movements Speak [on Tarr & Pawlikowski], Film-Philosophy, 2001, vol. 5 no. 10, 2001. URL: http://www.film- philosophy.com/vol5-2001/n10frampton
14. Genova, J. Wittgenstein on Thinking: Words or Pictures? Philosophy and the Cognitive Sciences, Kirchberg am Wechsel: OLWG, 1993, pp.163-167.
15. Gombrich H. The Visual Image, Scientific American, 1972, vol. 227, no. 3, p. 87.
...