Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерьер усадьбы русского художника второй половины XIX — начала XX века (на примере музейных комплексов Ленинградской области)

Работа №132618

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы174
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Историография 6
Глава 1. Русская усадебная культура как историко-культурное явление второй половины XIX столетия 36
1. 1. Терминологическое значение понятия «усадьба» 36
1. 2. История возникновения и эволюции феномена русской усадьбы 40
Глава 2. Памятник деревянного зодчества второй половины XIX века музей-усадьба П. П. Чистякова в Царском селе 47
2. 1. История строительства дачи П. П. Чистякова в Царском селе 47
2. 2. Интерьеры дачи П. П. Чистякова в Царском селе 53
2. 3. Мастерская П. П. Чистякова 58
Глава 3. Памятник деревянного зодчества второй половины XIX века музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» 64
3. 1. История строительства усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» 64
3. 2. Интерьеры усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» 70
3. 3. Мастерские И. Е. Репина 77
Глава 4. Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре 86
Заключение 102
Список использованной литературы 104
Список использованных интернет-источников 115
Список архивных источников 115
Список иллюстраций 116
Приложение 1. Иллюстрации 122

Усадьба на протяжении всего ее существования являлась одним из самых ярких и загадочных явлений в истории русской культуры. Во второй половине XIX - начале XX в., не смотря на общий упадок усадебной культуры и «естественную смерть классицизма», строительство усадеб не сократилось, а наоборот, возросло, учитывая значительное расширение социальной базы строительства и демократизацию заказчика. Однако, в силу недолговечности материала, а также различных исторических причин до наших дней дошло мало деревянных домов-дач последней трети XIX - начала XX века, а те, что сохранились, почти не привлекали внимания исследователей. Архитектурно-планировочный облик каждой из усадеб, безусловно, отражал стилевые особенности своего времени, но, прежде всего, зависел от вкусов и интересов хозяев, тем более, если ими являлись художники. В таком случае все строительство сосредотачивалось вокруг одного главного помещения - мастерской владельца.
Мастерская художника, за редким исключением, становилась предметом особого научного интереса, и в основном оставалась представленной в виде небольших очерков в путеводителях, разнообразных буклетах и альбомах, посвященных домам-музеям и их экспозициям, а также находила упоминание в эпистолярном наследии, как самих художников, так и их современников. Меж тем изучение творческого наследия мастера через анализ жилой среды его окружавшей давно стало одним из приемов современной гуманитарной науки. В этой связи обращение к заявленной теме - интерьеру мастерской русского художника второй половины XIX столетия - отвечает всем качествам новизны.
Актуальность темы также подтверждается все возрастающим интересом к феномену русской усадьбы, о котором свидетельствует проходившая в 2008 году Главном здании Российской национальной библиотеки выставка «Дачная жизнь Петербурга». В августе 2016 года в Фермерском дворце парка Александрия также в рамках постоянной экспозиции ГМЗ «Петергоф» была открыта специальная выставка - «Петергофские дачники», повествующая об исключительном характере дачной культуры на южном побережье Финского залива в XIX - начале ХХ веков. Важно отметить, что один из пятнадцати залов данной экспозиции выделен под рассказ о мастерской художника, что еще раз подтверждает мысль об особой роли это пространства как в истории дома-усадьбы, так и в биографии ее владельца.
Целью данной работы является рассмотрение характера формирования мастерской как особой части интерьера усадьбы художника второй половины XIX - начала XX века на примере музейных комплексов Ленинградской области: дома-музея П. П. Чистякова, музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» и музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с литературой и определить степень изученности заявленной темы исследования; рассмотреть феномен русской усадебной культуры как историко-культурного явления второй половины XIX столетия; проследить историю строительства домов-дач художников; проанализировать интерьеры рассматриваемых усадеб в целом, и убранство мастерских в частности; определить степень влияния художника на формирование и оформление собственной усадьбы и мастерской.
Объектом исследования являются интерьеры усадеб русских художников второй половины XIX - начала XX века, находящихся в пределах Ленинградской области.
Предметом исследования является процесс формирования интерьеров в усадьбах русских художников второй половины XIX - начала XX века, в том числе особых приемов архитектурного и интерьерного решений мастерских .
Методологическую основу исследования составляет комплексный подход, в основе которого лежит принцип историко-культурного подхода, позволивший раскрыть содержание особо исторического контекста и среды, в рамках которой создавались и бытовали изучаемые памятники загородного строительства; метод компаративного анализа позволил выявить особые черты, присущие отдельным архитектурным решениям; существенный вклад в развитие исследования внесли возможности источникового анализа с привлечением эпистолярного наследия, мемуаристики, фотодокументов.
Структура работы была определена характером исследования, что требовало описать круг проблематик как напрямую, так и косвенно связанных с заявленным предметом изучения, в том числе культурную традицию усадебного строительства в Российской империи второй половины XIX века, формирование феномена творческих мастерских, а также отдельные биографические линии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было рассмотрение характера формирования мастерской как особой части интерьера усадьбы художника второй половины XIX - начала XX века на примере музейных комплексов Ленинградской области: дома-музея П. П. Чистякова, музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» и музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре.
Литература по обозначенной теме исследования представлена косвенными источниками в виде очерков-путеводителей по музейным комплексам, альбомов и буклетов, посвященным домам-музеям и их экспозициям, опубликованных воспоминаний и эпистолярного наследия, как самих художников, так и их современников, что позволяет говорить о новизне темы моего исследования.
В ходе работы нам удалось выяснить, что усадьба является совершенно уникальным явлением русской культуры. Начав формироваться еще в XVI веке, она постепенно развивалась и менялась, отражая в себе черты соответствующей эпохи, вплоть до своего исчезновения в начале XX века.
К концу XIX века относится процесс перерождения усадьбы в «дачу». Примерами этого явления служат два из рассматриваемых нами в этой работе загородных дома русских художников - П. П. Чистякова и И. Е. Репина.
Оба художника активно участвовали в строительстве своих дач, формировании и оформлении интерьеров собственной усадьбы и мастерской в ней. В архитектурном решении обеих усадеб были использованы элементы древнерусского зодчества, популярные в деревянной архитектуре второй половины XIX века. Также одинаково удачно решена проблема освещения, путем создания дополнительных окон и стеклянных крыш, в случае с «Пенатами». В это же время внутренняя планировка мастерских и их обустройство кардинально различаются, на что повлияла социальная и публичная роль рассматриваемых художников.
Так, мастерская П. П. Чистякова, как в первую очередь педагога, словно бы представляет собой уменьшенный вариант класса рисунка Академии художеств с выбеленными стенами, множеством мольбертов и всевозможных вспомогательных материалов для обучения. В противоположность ей выступает максимально индивидуализированная мастерская И. Е. Репина, переполненная разнообразием вещей и предметов, которые по отдельности никак не связаны друг с другом, но именно здесь складываются в общую гармоничную картинку, которая может многое рассказать о своем хозяине и его жизни. Установлено также, что И. Е. Репин в «Пенатах» продолжил свои архитектурные изыскания, начатые им в имении Здравнёво под Витебском.
Анализируя архитектурные особенности имения Н. К. Рериха в Изваре следует отметить, что дом был приобретен семьей Рерихов и имеет долгую историю фомирования, художник, в свою очередь, лишь надстроил мезонин, в котором расположилась его комната, а впоследствии мастерская. Источников, отразивших ее обстановку, а также внутреннее устройство летней мастерской Н. К. Рериха, устроенной им в бывшем птичнике , не сохранилось. В связи с этим вопрос об интерьерах усадьбы в Изваре остается открытым для размышлений.


1. Абакумовская Т. Башня над Двиной. Под Витебском воссоздается музей-усадьба И. Е. Репина // Советская культура. - 16 августа 1986. - № 98. - С. 6.
2. Абарова Е. В. Архитекторы Царского Села: Александр Видов, Александр Кольб. - СПб.: Genio Loci, 2008. - 118 с.
3. Алтаев Ал. Памятные встречи. М.: Сов. писатель, 1959. - 412 с.
4. Андрущенко Л. Прекрасные гостьи репинских «Пенатов» // Русское искусство. - 2014. - № 1. - С. 64-71.
5. Балаценко Ю. Д. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» // Курортный район: страницы истории. - Вып. № 8. - СПб.: Остров, 2013. - 109 с.
6. Балашова С. Чистяковские пенаты // Аврора. - 1975. - № 8. - С. 80.
7. Барановский А. В. Вырица при царе: дачный Петербург. - СПб.: Остров, 2006. - 307 с.
8. Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии). - Новосибирск: ИЧП «Лазарев В. В. и О», 1994. - 432 с.
9. Белов П. Войти в дом Репина // Советский Союз. - 1979. - № 8. - С. 31.
10. Блянова И. М. Творческий путь П. П. Чистякова // Вопросы художественного образования. - 1983. - № 33. - С. 85.
11. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3. В 30 т. - М.: Советская энциклопедия, 1977. - Т. 27. - 623 с.
12. Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. - М.: Наука, 1970. - 239 с.
13. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Наука, 1979. - 320 с.
14. Бородина Т. П. История музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» // Курортный район: страницы истории. - Вып. № 7. - СПб.: Остров, 2012. - 127 с.
15. Бородина Т. П. «Пенаты» - музей-усадьба И. Е. Репина // Декоративное искусство. - 2004. - № 3. - С. 32-40.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ