Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа над текстом описанием в начальной школе (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)

Работа №132604

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ-ОПИСАНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Общая характеристика текста-описания в науке 6
1.2 Функциональные элементы и виды текста-описания 10
1.3 Принципы отбора текстов для младших школьников 13
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.1 Методика изучения текста-описания в начальной школе 17
2.2 Анализ программ начальной школы по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы 22
2.3 Практические задания по изучению текста-описания на уроках русского языка в начальной школе в различных учебниках 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Приложение А. Примеры страниц учебников русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России») 38


Начальная школа - фундамент образования каждого человека, поэтому необходимо сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Особым в жизни ребенка является период обучения в начальной школе. Это связано с изменением ведущей деятельности, с освоением новой социальной позиции, с расширением сферы и взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Для начального образования главным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит, безусловно, и умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
Актуальность обучения тексту-описанию в начальной школе на основе функционального подхода обусловлена тем, что:
1) потенциальные возможности текста-описания для развития устной и письменной речи, логического и лингвистического мышления младших школьников достаточно высоки;
2) обучение тексту-описанию соответствует направленности мышления младших школьников;
3) в речевой деятельности текст-описание младшими школьниками используется неосознанно, что связано с недостаточной разработанностью методической системы;
4) обучающие возможности текста-описания на основе функционального подхода исследованы и опробованы в меньшей степени, чем возможности других типов текста.
Цель: описать методику работы над текстом-описанием на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: развитие речи младших школьников.
Предмет исследования: методика работы над текстом-описанием в начальной школе.
Для решения поставленной цели исследования мы ставим следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте изучить теорию текста и общие особенности текста-описания.
2. Проанализировать учебники и программы по русскому языку для начальной школы по работе над текстом-описанием.
3. Изучить методику формирования умения составлять письменный текст-описание.
4. Рассмотреть приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологическую основу исследования составили научно- теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами Е.П. Буториной, А.В. Голубевой, Т.И. Зиновьевой и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Описание - это изображение какого-либо явление действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
- общее представление о предмете;
- описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
- авторская оценка, вывод, заключение.
При отборе текстов для чтения необходимо учитывать следующие условия:
1.Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал, в какой степени тексты способствуют воспитанию детей в широком смысле этого слова и формированию морально-этических норм поведения.
2.Познавательная ценность и научность содержания текстов
3.Соответствие содержания текстов возрасту учащихся.
При подборе текстов для анализа важно учитывать наличие положительных стимулов для выполнения задания и создавать их; интерес к содержанию и характеру работы, творческое направление деятельности и т.д.
Развитию у младших школьников описательной речи будут способствовать упражнения, направленные на наблюдение, сравнение, сопоставление, выделение отличительных черт в текстах художественного стиля речи, работа над образно-выразительными средствами, конструирование и переконструирование текста одного стиля в другой.
Авторы учебников по русскому языку для начальных классов стараются предлагать разнообразные упражнения ученикам, чтобы сформировать у детей устойчивую систему навыков, развить умение работать с разными типами текстов.
Проведен анализ учебников русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).



1. Буторина, Е. П. Русский язык и культура речи : учебник для академического бакалавриата / Е. П. Буторина, С. М. Евграфова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 261 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07126-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424021 (дата обращения: 12.02.2023).
2. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева ; под редакцией А. В. Голубевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 386 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412532 (дата обращения: 12.02.2023).
3. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-07285-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434674 (дата обращения: 12.02.2023).
4. Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ текста : учебное пособие для вузов / Ю. В. Казарин ; под научной редакцией Л. Г. Бабенко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07556-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454651 (дата обращения: 12.02.2023).
5. Методика обучения русскому языку в начальной школе : учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08110-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433604 (дата обращения: 12.02.2023).
6. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 468 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420600 (дата обращения: 12.02.2023).
7. Русский язык (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 385 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-15628-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509240 (дата обращения: 12.02.2023).
8. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов / В. Д. Черняк [и др.] ; под редакцией В. Д. Черняк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02663-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468668 (дата обращения: 12.02.2023).
9. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Волошинова [и др.] ; под редакцией А. В. Голубевой, В. И. Максимова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 306 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06066-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449653 (дата обращения: 12.02.2023).
10. Современный русский язык : учебник для академического бакалавриата / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков ; под редакцией П. А. Леканта. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 493 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9883-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412785 (дата обращения: 12.02.2023).
11. Современный русский язык : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08790-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441960 (дата обращения: 12.02.2023).
12. Солганик, Г. Я. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров / Г. Я. Солганик. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 239 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2183-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/382869 (дата обращения: 12.02.2023).
13. Фугелова, Т. А. Образовательные программы начальной школы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т. А. Фугелова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. — 465 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11269-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01223-5 (Издательство Тюменского государственного университета). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444834 (дата обращения: 12.02.2023).
14. Водясова Л. П. Описание как функционально-смысловой тип речи, его виды и роль в художественном тексте // Вестник угроведения. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-kak-funktsionalno-smyslovoy-tip-rechi-ego-vidy-i-rol-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения: 12.02.2023).
15. Варфоломеева Ю. Н. Типология описательных текстов (сравнительная характеристика визуального описания и описания-характеристики) // Филология: научные исследования. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-opisatelnyh-tekstov-sravnitelnaya-harakteristika-vizualnogo-opisaniya-i-opisaniya-harakteristiki (дата обращения: 12.02.2023).
16. Варфоломеева Ю. Н. Типы описательных текстов (визуальное описание, описание-характеристика, контаминированное описание) // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-opisatelnyh-tekstov-vizualnoe-opisanie-opisanie-harakteristika-kontaminirovannoe-opisanie (дата обращения: 12.02.2023).
17. Евтеев С.В., Латышев Л.К. Типы текста и их функциональное наполнение // Вестник БГУ. 2017. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-teksta-i-ih-funktsionalnoe-napolnenie (дата обращения: 12.02.2023).
18. Золина О. М. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АУТЕНТИЧНЫМИ ТЕКСТАМИ НОВОСТНОГО И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-s-autentichnymi-tekstami-novostnogo-i-publitsisticheskogo-haraktera-v-professionalnoy-inoyazychnoy-podgotovke (дата обращения: 12.02.2023).
19. Никитина Л. Б., Гейко Е. В. ОБУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-lingvisticheskomu-analizu-teksta-v-sisteme-podgotovki-uchitelya-slovesnika (дата обращения: 12.02.2023).
20. Муслима Жаббарова Смысловые типы речи // Science and Education. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovye-tipy-rechi (дата обращения: 12.02.2023). Муслима Жаббарова Смысловые типы речи // Science and Education. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovye-tipy-rechi (дата обращения: 12.02.2023).
21. Рогова Кира Анатольевна Структурная организация описания как функционально-смыслового типа речи // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-organizatsiya-opisaniya-kak-funktsionalno-smyslovogo-tipa-rechi (дата обращения: 12.02.2023).
22. Феталиева Л.П., Алисманова Г.Г. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ // Вестник СПИ. 2021. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-v-nachalnoy-shkole-s-tochki-zreniya-uchitelya (дата обращения: 12.02.2023).
23. Хопренинова В. А. Обучение созданию текста-описания художественного стиля на уроках русского языка в начальной школе или "об одном и том же по-разному" // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-sozdaniyu-teksta-opisaniya-hudozhestvennogo-stilya-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole-ili-ob-odnom-i-tom-zhe-po-raznomu (дата обращения: 12.02.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ