Работа над текстом описанием в начальной школе (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
|
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ-ОПИСАНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Общая характеристика текста-описания в науке 6
1.2 Функциональные элементы и виды текста-описания 10
1.3 Принципы отбора текстов для младших школьников 13
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.1 Методика изучения текста-описания в начальной школе 17
2.2 Анализ программ начальной школы по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы 22
2.3 Практические задания по изучению текста-описания на уроках русского языка в начальной школе в различных учебниках 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Приложение А. Примеры страниц учебников русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России») 38
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ-ОПИСАНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Общая характеристика текста-описания в науке 6
1.2 Функциональные элементы и виды текста-описания 10
1.3 Принципы отбора текстов для младших школьников 13
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.1 Методика изучения текста-описания в начальной школе 17
2.2 Анализ программ начальной школы по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы 22
2.3 Практические задания по изучению текста-описания на уроках русского языка в начальной школе в различных учебниках 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Приложение А. Примеры страниц учебников русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России») 38
Начальная школа - фундамент образования каждого человека, поэтому необходимо сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Особым в жизни ребенка является период обучения в начальной школе. Это связано с изменением ведущей деятельности, с освоением новой социальной позиции, с расширением сферы и взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Для начального образования главным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит, безусловно, и умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
Актуальность обучения тексту-описанию в начальной школе на основе функционального подхода обусловлена тем, что:
1) потенциальные возможности текста-описания для развития устной и письменной речи, логического и лингвистического мышления младших школьников достаточно высоки;
2) обучение тексту-описанию соответствует направленности мышления младших школьников;
3) в речевой деятельности текст-описание младшими школьниками используется неосознанно, что связано с недостаточной разработанностью методической системы;
4) обучающие возможности текста-описания на основе функционального подхода исследованы и опробованы в меньшей степени, чем возможности других типов текста.
Цель: описать методику работы над текстом-описанием на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: развитие речи младших школьников.
Предмет исследования: методика работы над текстом-описанием в начальной школе.
Для решения поставленной цели исследования мы ставим следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте изучить теорию текста и общие особенности текста-описания.
2. Проанализировать учебники и программы по русскому языку для начальной школы по работе над текстом-описанием.
3. Изучить методику формирования умения составлять письменный текст-описание.
4. Рассмотреть приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологическую основу исследования составили научно- теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами Е.П. Буториной, А.В. Голубевой, Т.И. Зиновьевой и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников.
Для начального образования главным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит, безусловно, и умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
Актуальность обучения тексту-описанию в начальной школе на основе функционального подхода обусловлена тем, что:
1) потенциальные возможности текста-описания для развития устной и письменной речи, логического и лингвистического мышления младших школьников достаточно высоки;
2) обучение тексту-описанию соответствует направленности мышления младших школьников;
3) в речевой деятельности текст-описание младшими школьниками используется неосознанно, что связано с недостаточной разработанностью методической системы;
4) обучающие возможности текста-описания на основе функционального подхода исследованы и опробованы в меньшей степени, чем возможности других типов текста.
Цель: описать методику работы над текстом-описанием на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: развитие речи младших школьников.
Предмет исследования: методика работы над текстом-описанием в начальной школе.
Для решения поставленной цели исследования мы ставим следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте изучить теорию текста и общие особенности текста-описания.
2. Проанализировать учебники и программы по русскому языку для начальной школы по работе над текстом-описанием.
3. Изучить методику формирования умения составлять письменный текст-описание.
4. Рассмотреть приемы и методы работы с текстами-описаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологическую основу исследования составили научно- теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами Е.П. Буториной, А.В. Голубевой, Т.И. Зиновьевой и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Описание - это изображение какого-либо явление действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
- общее представление о предмете;
- описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
- авторская оценка, вывод, заключение.
При отборе текстов для чтения необходимо учитывать следующие условия:
1.Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал, в какой степени тексты способствуют воспитанию детей в широком смысле этого слова и формированию морально-этических норм поведения.
2.Познавательная ценность и научность содержания текстов
3.Соответствие содержания текстов возрасту учащихся.
При подборе текстов для анализа важно учитывать наличие положительных стимулов для выполнения задания и создавать их; интерес к содержанию и характеру работы, творческое направление деятельности и т.д.
Развитию у младших школьников описательной речи будут способствовать упражнения, направленные на наблюдение, сравнение, сопоставление, выделение отличительных черт в текстах художественного стиля речи, работа над образно-выразительными средствами, конструирование и переконструирование текста одного стиля в другой.
Авторы учебников по русскому языку для начальных классов стараются предлагать разнообразные упражнения ученикам, чтобы сформировать у детей устойчивую систему навыков, развить умение работать с разными типами текстов.
Проведен анализ учебников русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).
Описание - это изображение какого-либо явление действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
- общее представление о предмете;
- описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
- авторская оценка, вывод, заключение.
При отборе текстов для чтения необходимо учитывать следующие условия:
1.Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал, в какой степени тексты способствуют воспитанию детей в широком смысле этого слова и формированию морально-этических норм поведения.
2.Познавательная ценность и научность содержания текстов
3.Соответствие содержания текстов возрасту учащихся.
При подборе текстов для анализа важно учитывать наличие положительных стимулов для выполнения задания и создавать их; интерес к содержанию и характеру работы, творческое направление деятельности и т.д.
Развитию у младших школьников описательной речи будут способствовать упражнения, направленные на наблюдение, сравнение, сопоставление, выделение отличительных черт в текстах художественного стиля речи, работа над образно-выразительными средствами, конструирование и переконструирование текста одного стиля в другой.
Авторы учебников по русскому языку для начальных классов стараются предлагать разнообразные упражнения ученикам, чтобы сформировать у детей устойчивую систему навыков, развить умение работать с разными типами текстов.
Проведен анализ учебников русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).
Подобные работы
- Методика изучения сказов П.П. Бажова в начальной школе (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА: НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ О ХАКАСИИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2024 - Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся 10 классов на примере исторических деятелей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Метод проектов как инновационная педагогическая технология при обучении творческому монологическому высказыванию на уроках английского языка (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Приемы работы с лексикой на среднем этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2024 - РОЛЬ ВЕНЧУРНОГО БИЗНЕСА В ПРИТОКЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование понятий по теории литературы в старших классах
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ВЕНЧУРНОГО БИЗНЕСА В ПРИТОКЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Коррекционная работа специального психолога по преодолению школьной дезадаптации у обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



