Введение 3
Глава I. Особенности интервью в спортивной журналистике 7
1.1.Жанр интервью в спортивном вещании 7
1.2. Трансформация интервью в современных программах о спорте 10
1.3. Типологизация интервью и анализ данных 12
1.4. Привлечение аудитории посредством участия «звезды» 17
1.5 Фактор интервью как форматный признак спортивных программ 21
1.6. Персонификация информации и жанр интервью 28
Выводы к I главе 39
Глава II. Организационные и творческие аспекты в подготовке и проведении интервью 41
2.1. Типы интервью по системообразующим признакам 41
2.2 Методика подготовки для проведения интервью со «звездой» 46
2.3 Коммуникационные тактики журналиста во время беседы со «звёздной» личностью 50
2.4 Организационно-творческие предпосылки эффективной коммуникации со «звездой» 65
2.5 Разнообразие вопросных форм в устной коммуникации: критерии эффективности 67
2.6 Психологическая адаптация журналиста при подготовке к интервью со «звездой» 72
Выводы к II главе 73
Глава III. Психологические особенности коммуникации со «звёздной» спортивной личностью 75
3.1. Понятие личности в психологии журналистики: прагматический аспект 75
3.2 Своеобразие психологической коммуникации спортивных «звёзд». 77
3.3 Психологические компетенции и навыки журналиста, как залог эффективной коммуникации со «звездой» 79
3.4 Манипулятивные приёмы и ситуации в ходе общения между субъектами интервью 83
3.5. Некорректные и неадекватные приёмы журналиста в ходе интервью 88
3.6. Способы преодоления дисфункциональной коммуникации в процессе интервью с «трудными» спикерами 92
Выводы к III главе 98
Заключение 100
Список использованной литературы 104
Приложения 109
В практике современных журналистов интервью является одним из самых востребованных методов работы с информацией. Для того чтобы сделать качественное интервью, уметь общаться со спикерами так, чтобы это дало хороший результат, современным журналистам необходимо знать специфику этого метода, его отличительные черты и признаки.
Актуальность исследования. Присутствие в спортивном медиа- контенте интервью с персонами, которые являются лидерами мнений, а именно – спортивными «звёздами», способствует повышению популяризации соответствующих журналистских материалов, независимо от канала коммуникации. При всей схожести использования метода интервью в иных сферах, у интервью со «звездой» существует своя специфика - индивидуальные стратегии и тактики ведения беседы, описание которых представляем актуальным. Отдельного внимания заслуживает вопрос персонификации информации, так как мнение «звезды» может повлиять на способ подачи материала. Дополнительным фактором актуальности является то, что спорт в определённом событийном контексте становится доминирующей темой в информационном пространстве.
Степень разработанности научной проблемы. Основой настоящей диссертации стали труды учёных в области системы жанров СМИ:
Е. Л. Вартановой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, О. Р. Самарцева, А. А. Тертычного, Л. Ю. Шибаевой ; исследования типологической структуры: А. И. Акопова, Я. Н. Засурского, О. В. Коноваловой, С. Г. Корконосенко. Теоретическая концепция применения метода интервью получила развитие во многих работах зарубежных исследователей:
Л. Гроссберг, Р. Бойл, Дж. Болтер. Принципы овладения навыками построения эффективной коммуникации представлены в наработках С. А. Муратова, Э. Фихтеллиуса, В. В. Ульянова. При выявлении особенностей специализированных журналистских материалов и типологизации текстов спортивной направленности были использованы материалы Е. А. Войтик, К. А. Алексеева, Е. Г. Малышевой, С. Н. Ильченко, С. А. Михайлова. Работа в жанре интервью со «звездой» описаны в книгах Л. Лаундеса, Л. Г. Парфёнова, У. Отта, О. В. Пушкиной, Л. Кинга.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1 января 2014 по 1 апреля 2018 гг.
Научная новизна диссертации. В данной работе определяются самые эффективные современные приёмы ведения интервью с персоной высокого профессионального (спортивного) и социального статуса. Описывается значение участия «звезды» для популяризации программ о спорте.
В исследовании рассматриваются формы выражения интенциональности в авторских спортивных программах, а также способы воздействия на аудиторию, посредством различных типов подачи интервью.
Объект исследования – интервью с известными спортсменами, выходившие на федеральных и региональных российских СМИ, в обозначенном хронологическими рамками периоде.
Предмет исследования – структурно-типологические особенности жанра спортивного интервью (со «звездой»).
Цель работы – выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, а также проанализировать прагматические и психологические аспекты использования данного метода на практике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе общепринятых классификаций интервью, представить собственную разработку типологии жанра;
2. Описать отличительные черты подготовки
к интервью со «звездой»;
3. Классифицировать типологию вопросов, которые использует журналист в ходе интервью, и раскрыть их роль в тактике ведения беседы;
4. Выявить наиболее эффективные журналистские приёмы, используемые для общения с «трудными» «звёздными» собеседниками;
5. Определить модели поведения спортивных «звёзд» при общении с журналистами
Гипотеза исследования состоит в том, что проведение спортивного интервью со «звездой» требует от журналиста особых навыков ведения беседы и глубоких знаний в исследуемой области. Выбор конкретных приёмов и моделирование поведения определяется не только вышеперечисленными требованиями, но и особенностями и своеобразием спортивной личности, а также ситуацией, в которой берётся интервью. Вместе с тем, к процессу следует подходить творчески, так как беседа с использованием стандартных вопросов не привлечёт широкую аудиторию.
Методы исследования. В работе был использован комплексный описательно – аналитический метод. Он позволил проанализировать работу журналиста в жанре интервью при подготовке к работе со «звёздной» личностью. Контент-анализ структуры диалогов помог определить самые действенные психологические и тактические приёмы ведения интервью, которые работали в большинстве из рассмотренных примеров. Сравнительный метод был использован для выявления общих тенденций работы спортивного журналиста в жанре интервью со «звездой».
Эмпирическим материалом данного исследования были выбраны более 70 интервью, проведённые журналистами спортивного телеканала «Матч.ТВ», которые вышли как в прямом телевизионном эфире, так и на сайте холдинга, а также беседы со спортсменами радиожурналистов
«Спорт FM» и Радио «Зенит». Дополнением к этому списку служат интервью автора исследования, в ходе его творческой практики на радио «Петербург». Представленные материалы отличаются как содержательно-тематическим разнообразием, так и характерными признаками построения беседы ведущими спортивными журналистами данного периода.
Положения, выносимые на защиту:
• Интервью, как формат работы спортивного журналиста имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены характером спортивных событий и подачи информации о них;
• Формат интервью со «звездой» имеет как общие с типовым интервью характеристики, так и характеристики ситуативные;
• Понятие статуса спортивной «звезды» можно считать особенным, так как в основе этого понятия лежат количественные и качественные показатели;
• Инструментарий спортивного журналиста носит более дискретный характер из-за того, что к каждому отдельному спортсмену нужен индивидуальный подход и нет универсальных способов получить необходимую информацию
Структура работы: выпускная квалификационная работа, исходя из поставленных цели и задач, строится на принципах комплексного анализа журналистской деятельности в жанре интервью со «звездой» и следования от общих вопросов к частным и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной исследовательской работе мы проверили, насколько теоретические основы метода интервью, заложенные учеными и исследователями, соответствуют реальной практике работы журналистов в проведении интервью с известными спортсменами. Для этого в первой главе мы отдельно рассмотрели теоретические взгляды на интервью таких исследователей, как М. Лукина, Л. Кинг, М. Шостак, С. Ильченко,
В. Аграновский, Е. Голанова и многих других. Во второй части работы мы экстраполировали выводы, сделанные в первой части, на реальный опыт применения жанра интервью со спортивной «звездой» и разобрали особенности журналистской подготовки. Третья глава была посвящена психологии интервью и включила в себя анализ психотипов «звёздных» собеседников, также вопросы специфики журналистского настроя на диалог.
Основные выводы: Интервью – востребованный жанр в журналистском творчестве, а применительно к спортивной журналистике у него есть ряд отличительных черт:
1. индивидуальный подход при журналистской подготовке;
2. активная позиция журналиста при интервьюировании, в силу ограниченного количества времени на беседу;
3. большее количество интервью-мнений, связанных с событиями, происходящими на площадке, чем интервью-портретов;
4. увеличение влияния персонификации информации.
Часть диссертации раскрыла нюансы подготовки к интервью со спортивной «звездой», как очень важной составляющей работы корреспондентов и ведущих. В ходе исследования было выявлено, что современные корреспонденты к интервью готовятся редко, в большинстве случаев это происходит из-за недостатка времени. Из-за этого многие часто не знают, что спросить у собеседника и обходятся «дежурными» вопросами. Конечно, все меняется, когда речь идет о проведении портретных интервью. Как показывает практика, когда собеседник видит, что ведущий имеет какие-то знания по теме, беседа получается намного интереснее и глубже. Мы проанализировали основные этапы и методы подготовки к интервью, предложенные российскими и зарубежными исследователями, обратили внимание на часто совершаемые ошибки начинающих журналистов и дали советы, как облегчить работу по подготовке к интервью: как можно больше узнать о личности собеседника, его характере, привычках, отношении к журналистам, и в частности к тому СМИ, для которого берется интервью.
Важной частью работы журналиста в проведении интервью со «звездой» является выбор места и времени встречи. Были описаны наиболее типовые ситуации, которые журналист может использовать для собственной выгоды при выборе места, а также возможность привлечения к беседе третьих лиц.
В рамках работы была проведена адаптация классической модели спикеров под тематику данного исследования, изучены основные и вспомогательные типы вопросов в жанре интервью, поскольку зачастую именно от них зависит успех беседы. Развивающие и уточняющие вопросы могут заметно помочь журналисту в работе, они способствуют развитию беседы и проясняют ранее непонятные моменты. Иногда помочь в интервью могут и вопросы-перебивки, которые возвращают разговор в нужное русло и помогают журналисту узнать от собеседника именно то, что необходимо. Внимательно журналисты должны относиться к провокационным вопросам. С одной стороны, они могут спровоцировать спикера на яркий, эмоциональный ответ, а с другой - часто вызывают негативную реакцию.
В исследовании была проанализирована тактика ведения беседы. Выявлено, что помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» - представлять, какие ответы даст человек на поставленные вопросы и что после этого можно будет у него спросить.
Следует подчеркнуть, что «звёздная» личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Поэтому записать качественное интервью, можно только подходя со знанием того, что «звезда» ожидает от журналиста, и каким образом реагирует на различные речевые конструкции.
Сама непредсказуемость спортивных соревнований, исхода того или иного поединка, способствует тому, что «звёздные» персоны этого вида человеческой деятельности наиболее близки народу. И не в последнюю очередь потому, что эмоции, которые испытывают болельщики и спортсмены после триумфального восхождения, например, на олимпийский пьедестал – имеют одинаковую природу. А дополнительным передатчиком этих эмоций служат журналисты, которые в самые волнительные моменты могут задать спортсмену правильный вопрос или же объяснить зрителям, какие, на самом деле эмоции испытывает человек, находясь в гуще событий.
В завершении исследования мы попытались выделить типы собеседников, общение с которыми представляет некоторые сложности для журналистов. Одними из таких являются «неговорящие» собеседники. Те, кто в силу каких-либо причин крайне неохотно рассказывают о себе и кратко, сдержанно отвечают на вопросы журналистов. Однако на практике встречаются и те, кто говорит слишком много и не по делу. Для журналистов такие гости также представляют определенные сложности. Основываясь на опыте современных журналистов, можно сказать, что практически все спортивные «звёзды» относятся к «трудным» собеседникам. Во-первых, их достаточно сложно пригласить в эфир, во-вторых, в беседе они могут вести себя непредсказуемо и импульсивно. У «звезд» всегда очень насыщенный график, и иногда у них просто нет времени, чтобы прийти в эфир.
Кроме того, некоторые знаменитости считают журналистов недостойными собеседниками и смотрят на них свысока. К сожалению, с «трудными» спикерами журналистам приходится сталкиваться довольно часто, но такова специфика профессии. Далее были представлены несколько полезных советов для журналистов, которые помогут облегчить общение с «трудными» спикерами. По мнению психологов, перед любым общением, и особенно с «трудными» спикерами, нужно внутренне себя подготовить. Журналист, общаясь со «звездой», всегда должен говорить то, в чем твердо убеждён.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели отличительные черты интервью со спортивной «звездой», выделив некоторые закономерности и проанализировав реальные примеры применения этого метода, взятые из практики современных петербургских журналистов. Как оказалось, все теоретические взгляды на интервью со знаменитыми персонами, данные известным исследователями, в целом, остаются актуальными. Однако прикладная сторона журналистской деятельности показывает, что иногда ведущим и корреспондентам приходится отходить от теоретических основ, применять те методы и способы интервью, которые не описаны в учебниках, сталкиваться с проблемами, которые могут возникнуть только в ходе практической деятельности. Выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, и определить специфику работы журналиста в проведении интервью со спортивной «звездой» - цель, которая была реализована в исследовании.
1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» №2124-1 от 21.12.1991. – М. : Проспект, 2013. – 40 с.
2. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы” [Текст]. – М., 2009. – 85 с.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года. – М. : Правительство РФ, 2009. – 32 с.
Отечественная и зарубежная литература по теме:
1. Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики : учебное пособие. – М.; Ростов-на-Дону : ИКЦ МарТ, 2008. – 320 с.
2. Барабаш, Н. С. Ведущий радиопередач: творческая типология / Н. С. Барабаш. – М. : ИПК РТР, 2003. – 100 с.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 204 с.
4. Бурдьё, П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой. – М. : «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160 с.
5. Вартанова, Е. Л. Диалоги о журналистике. – 2-е изд. / Е. Л. Вартанова, Н. И. Ажгихина. – М. : МедиаМир, 2012. – 96 с.
6. Василик, М. А. Основы теории коммуникации : Учебник / М.А. Василик.– М. : Гардарики, 2003. – 615 с.
7. Васильева, Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики : Учебное пособие / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров. – СПб. : Питер, 2004. – 328 с.
8. Войтик, Е. А. Спортивная журналистика. Учебно-методическое пособие / Е. А. Войтик. – Томск : Томский гос. ун-т, 2004. – 92 с.
9. Войтик, Е. А. Спортивное телевидение в Европе : типологические характеристики. Учебно-методическое пособие / Е. А. Войтик. – Томск : Изд-во ТГУ, 2010. – 70 с.
10. Войтик, Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. / науч. ред. Б. Я. Мисонжников. – Томск : ИД ТГУ, 2013. – 240 с.
11. Гаспарян, В. В. Работа радиожурналиста. Технология творчества / В. В. Гаспарян. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 142 с.
12. Журналистика : исследования – методология – практика : Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. – СПб. : Роза мира, 2004 – 175 с.
13. Ильченко, С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ : новые жанры и формы вещания. Учеб. пособие / С. Н. Ильченко. – СПб. : изд-во факультета журналистики, 2006. – 156 с.
14. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения : Монография / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 220 с.
15. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 268 с.
16. Ким, М. Н. Журналистика: Методология профессионального творчества / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 197 с.
17. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 135 с.
18. Лебедева, Т. В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие / Т. В. Лебедева. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 224 с.
19. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. – М. : «Кучково поле», 2003. – С. 80.
20. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ. Монография / Санкт-Петербургский государственный университет, факультет журналистики / Ред. М. А. Шишкина, Б. Я. Мисонжников. – СПб. : Роза мира, 2009. – 324 с.
21. Мельник, Г. C. Основы творческой деятельности журналиста / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. – СПб. : Питер пресс, 2008. – 272 с.
22. Михайлов, С. А. Спортивная журналистика / С. А. Михайлов, А. Г. Мостов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 231 с.
23. СМИ в меняющейся России : Коллективная монография / Под ред. Е.Л.Вартановой; науч. ред. И.Д. Фомичёва. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 336 с.
24. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики : Учебное пособие / В. В. Смирнов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 206 с.
25. Смирнов, В. В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм : Учебное пособие для вузов / В. В. Смирнов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
26. Спортивная журналистика : учебное пособие. Ч. 1 / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2009. – 207 с.
27. Спортивная журналистика : учебное пособие. Ч. 2 / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2012. – 241 с.
28. Телерадиоэфир : история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 239 с.
29. Телерадиоэфир : история и современность / под ред. А. Г. Качкаевой. – М.: Элиткомстар, 2008. – 400 с.
30. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А. А. Тертычный. – М. : Гендальф, 1998. – 230 с.
31. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста / Е. В. Черникова. – М. : Гардарики, 2005. – 348 с.
32. Шерель, А. А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию / А. А. Шерель. – М. : Прогресс-Традиция, 2004. – 331 с.
33. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. – М.: Академкнига, Добросвет, 2003. – 596 с.
34. Boyle, R. Sports Journalism. Context and Issues / R. Boyle. – London, Thousand Oaks, New Delhi : SAGE Publications, 2006. – 198 p.
Статьи в научных изданиях:
1. Арсланова, О. Р. Особенности современного информационного радиовещания в России / О. Р. Арсланова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2009. – №2. – С. 45-50.
2. Войтик, Е. А. К пониманию сущности спортивного информационного пространства / Е. А. Войтик // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012) / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб. : Филол. ф-т. СПбГУ, 2012. – С. 356-359.
3. Ильченко, С. Н. Спорт в электронных медиа : потребность зрелища / С. Н. Ильченко // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 53-60.
4. Ильченко, С. Н. Спорт и электронные медиа : аспекты коммуникативного взаимодействия / С. Н. Ильченко // Вестник СПбГУ. Серия 9, Филология, востоковедение, журналистика. – 2009. – №4. – С. 232-236.
5. Мирошникова, О. О. Информационные потребности современной аудитории / О. О. Мирошникова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2011. - №1. – С. 199-203.
6. Пронин, А. А. Авторские стратегии в тележурналистике / А. А. Пронин // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 8-17.
7. Сергеев, Е. Ю. Радио и телевидение в условиях глобализации / Е. Ю. Сергеев // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 73-78.
Диссертации и авторефераты диссертаций:
1. Алексеев, К. А. Спортивная пресса России XIX – начала XX вв.: историко-типологический анализ : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / К. А. Алексеев; С-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2008. – 22 с.
2. Войтик, Е. А. Региональные СМИ в системе массовой спортивной коммуникации: предметно-тематические и структурные особенности : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Е. А. Войтик; Мос. гос. ун-т. – М., 2008. – 24 с.
3. Мальцева, И. Н. Система приёмов и методов достижения эффективности взаимоотношений «адресант – адресат» в современной радиожурналистике : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / И. Н. Мальцева; Кубанский гос. ун-т. – Краснодар, 2007. – 26 с.
Электронные ресурсы:
1. Берк, Джон. Народная журналистика против профессиональной [Электронный ресурс] / Форум российских редакторов. – Электрон. журнал. – Режим доступа к журн. : http://editorsweblog.ru/narodnaya_zhurnalistika/425_narod_zhurnalist_pr_prof.
2. Вартанова, Е. Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Медиаскоп» / Е. Л. Вартанова. – 2009. – №1. – Режим доступа : http://www.mediascope.ru/node/261.
3. Кононыхин, С. Н. Спорт на радио и телевидении. Исторический очерк [Электронный ресурс] / С. Н. Кононыхин // Виртуальный музей радио и телевидения. – Режим доступа к статье: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=79&page=1.
4. Сосновская, А. М. Журналист : личность и профессионал (психология идентичности) [Электронный ресурс] / А. М. Сосновская. – СПб. : Роза мира, 2005. – Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text19/037.htm.
5. Шибаева, Л. Ю. Жанры в теории и практике журналистики: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Л. Ю. Шибаева. – Ростов-на-Дону : изд-во Ростовского гос. ун-та, 2001. – Режим доступа : http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm.