Технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой (Шадринский государственный педагогический университет)
|
Проведена опытно-поисковая работа.
База исследования: МАДОУ ЦРУ «Детский сад №125 «Ручеёк» г. Тюмень.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста группы «Березка».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.1. Сущность и содержание понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе…8
1.2. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста…13
1.3. Методы и приемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой……… 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Выявление уровня нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста………29
2.2. Технология реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой…………………………………………………………………… 43
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы……………………….. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 71
База исследования: МАДОУ ЦРУ «Детский сад №125 «Ручеёк» г. Тюмень.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста группы «Березка».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.1. Сущность и содержание понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе…8
1.2. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста…13
1.3. Методы и приемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой……… 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Выявление уровня нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста………29
2.2. Технология реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой…………………………………………………………………… 43
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы……………………….. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 71
Актуальность темы исследования. Одной из сегодняшних проблем является гармоничное развитие личности, которое включает в себя формирование здоровых моральных и духовных потребностей и сочетает такие качества как: гражданские, умственные, творческие, физические, эмоциональные и т.д. Данная задача реализуется с помощью одного из основных компонентов образования – нравственного воспитания. Главной задачей нравственного воспитания является развитие у ребенка духовных ценностей, духовного здоровья, как начала, что доминирует в структуре личности, зависящих от морального потенциала. В дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, культуры и мировоззрения, влияющие на развитие личности. Именно поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом ориентирования в изменяющемся окружающем мире.
Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач современного детского сада является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [57, с. 11].
Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Нравственное воспитание невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений. В решении этой задачи особенно значимой становится роль дошкольных образовательных организаций, которые остаются одним из главных институтов нравственного воспитания дошкольников.
В ФГОС ДО выдвигаются требования по воспитанию нравственных качеств, что также свидетельствует об актуальности исследования роли ознакомления с художественной литературой в воспитании нравственных качеств старших дошкольников [57]. Однако художественной литературе как средству нравственного воспитания детей дошкольного возраста не уделено должного внимание в современной научной литературе.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью качественно совершенствовать процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на использование художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников.
Указанное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой».
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации разработанной технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объект исследования – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования − применение технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой будет эффективно, если:
- будет разработана технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности детей;
- будут подобраны методы и приемы ознакомления с художественной литературой, которые будут иметь проблемный и творческий характер.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
2. Подобрать методики направленные на выявление уровня нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Установить уровень нравственной воспитанности дошкольников с помощью подобранных методик.
4. Разработать и реализовать технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
5. Определить эффективность применения технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой в опытно-экспериментальной работе.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на проблему нравственного воспитания (Я.А. Коменский, Д.Д. Летова, В.А. Лисица, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.);
- современные подходы к пониманию проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста (С.В. Варнаков, М.А. Дьячкова, Г.А. Ковалев и др.);
- дидактические подходы к организации нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условия дошкольной образовательной организации (Ф.М. Бурдакова, С.В. Гаголичева, Ю.С. Дарвина, Е.Е. Игнатьева и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области воспитания дошкольников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций организации работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; разрабатывались условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации.
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Практическая база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в МАДОУ ЦРУ «Детский сад №125 «Ручеёк» г. Тюмень. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Уточнено определение понятия «нравственное воспитание» применительно к дошкольному возрасту, которое рассматривается как процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.
Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой: индивидуализация воспитания, учет возрастных особенностей детей, подбор активных приемов и методов, способствующими воспитанию у детей дошкольного возраста образцов нравственного поведения.
Разработано содержание педагогической технологии, направленной на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объем и структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (58 источников), приложений.
Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач современного детского сада является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [57, с. 11].
Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Нравственное воспитание невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений. В решении этой задачи особенно значимой становится роль дошкольных образовательных организаций, которые остаются одним из главных институтов нравственного воспитания дошкольников.
В ФГОС ДО выдвигаются требования по воспитанию нравственных качеств, что также свидетельствует об актуальности исследования роли ознакомления с художественной литературой в воспитании нравственных качеств старших дошкольников [57]. Однако художественной литературе как средству нравственного воспитания детей дошкольного возраста не уделено должного внимание в современной научной литературе.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью качественно совершенствовать процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на использование художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников.
Указанное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой».
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации разработанной технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объект исследования – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования − применение технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой будет эффективно, если:
- будет разработана технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности детей;
- будут подобраны методы и приемы ознакомления с художественной литературой, которые будут иметь проблемный и творческий характер.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
2. Подобрать методики направленные на выявление уровня нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Установить уровень нравственной воспитанности дошкольников с помощью подобранных методик.
4. Разработать и реализовать технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
5. Определить эффективность применения технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой в опытно-экспериментальной работе.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на проблему нравственного воспитания (Я.А. Коменский, Д.Д. Летова, В.А. Лисица, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.);
- современные подходы к пониманию проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста (С.В. Варнаков, М.А. Дьячкова, Г.А. Ковалев и др.);
- дидактические подходы к организации нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условия дошкольной образовательной организации (Ф.М. Бурдакова, С.В. Гаголичева, Ю.С. Дарвина, Е.Е. Игнатьева и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области воспитания дошкольников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций организации работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; разрабатывались условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации.
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Практическая база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в МАДОУ ЦРУ «Детский сад №125 «Ручеёк» г. Тюмень. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Уточнено определение понятия «нравственное воспитание» применительно к дошкольному возрасту, которое рассматривается как процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.
Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой: индивидуализация воспитания, учет возрастных особенностей детей, подбор активных приемов и методов, способствующими воспитанию у детей дошкольного возраста образцов нравственного поведения.
Разработано содержание педагогической технологии, направленной на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объем и структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (58 источников), приложений.
Вопрос нравственного воспитания является на сегодняшний день очень актуальным. Воспитание человека как гражданина и патриота, знающего, уважающего и любящего свою Родину, практически невозможно без сильного познания духовного состояния своего народа. В настоящее время проблема нравственного воспитания детей стала являться одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом.
Анализ литературы позволил рассмотреть определение понятия «нравственное воспитание» дошкольника, которое рассматривается как педагогически организованный процесс, осуществляемый в образовательном процессе ДОУ, направленный на усвоение и принятие детьми традиционных моральных норм, нравственных идеалов, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству.
Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о том, что в психолого-педагогической литературе недостаточно рассмотрены методы нравственного воспитания и развития дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой. Так же нет единства в понимании и сущности и содержании понятия «нравственное воспитание». Не определены структура и уровни сформированности нравственных ориентиров у дошкольников, что существенно затрудняет работу педагогов по их совершенствованию.
В рамках исследования была организована и проведена опытно-поисковая работа по реализации технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Опытно-поисковая работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволил сформулировать вывод о том, что у старших дошкольников есть представления о нравственных понятиях, большая часть имеет средний уровень сформированности представлений о нравственных нормах и использует их в своем поведении. Однако есть часть старших дошкольников, у которых недостаточно сформированы знания о нравственных понятиях, не сформированы нравственные качества и, соответственно, они не используют их в своем поведении, либо используют, но не осознанно.
В рамках формирующего этапа опытно-поисковой работы была реализована технология нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Основная цель разработанной технологии – повышение уровня нравственной воспитанности старших дошкольников. Всего за время формирующего этапа было проведено 25 занятий. Помимо занятий по ознакомлению с художественной литературой работа по нравственному воспитанию продолжалась и во всех режимных моментах. Проводилась также и работа с родителями старших дошкольников в форме консультаций.
После подведения итогов контрольного этапа опытно-поисковой работы был сформулирован вывод о том, что уровень нравственного воспитания у старших дошкольников значительно повысился. Также дети научились более четко и грамотно формулировать свои мысли и высказывания, научились давать оценку поступкам других людей на примере героев художественных произведений.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза. После подведения результатов исследования можно сформулировать вывод о том, что уровень нравственной воспитанности старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно: общение стало более конструктивным, уменьшилось количество конфликтов, дети стали более дружны, улучшилось взаимодействие со сверстниками и родителями. Цель достигнута, задачи исследования были полностью решены в данном исследовании.
Анализ литературы позволил рассмотреть определение понятия «нравственное воспитание» дошкольника, которое рассматривается как педагогически организованный процесс, осуществляемый в образовательном процессе ДОУ, направленный на усвоение и принятие детьми традиционных моральных норм, нравственных идеалов, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству.
Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о том, что в психолого-педагогической литературе недостаточно рассмотрены методы нравственного воспитания и развития дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой. Так же нет единства в понимании и сущности и содержании понятия «нравственное воспитание». Не определены структура и уровни сформированности нравственных ориентиров у дошкольников, что существенно затрудняет работу педагогов по их совершенствованию.
В рамках исследования была организована и проведена опытно-поисковая работа по реализации технологии нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Опытно-поисковая работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволил сформулировать вывод о том, что у старших дошкольников есть представления о нравственных понятиях, большая часть имеет средний уровень сформированности представлений о нравственных нормах и использует их в своем поведении. Однако есть часть старших дошкольников, у которых недостаточно сформированы знания о нравственных понятиях, не сформированы нравственные качества и, соответственно, они не используют их в своем поведении, либо используют, но не осознанно.
В рамках формирующего этапа опытно-поисковой работы была реализована технология нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Основная цель разработанной технологии – повышение уровня нравственной воспитанности старших дошкольников. Всего за время формирующего этапа было проведено 25 занятий. Помимо занятий по ознакомлению с художественной литературой работа по нравственному воспитанию продолжалась и во всех режимных моментах. Проводилась также и работа с родителями старших дошкольников в форме консультаций.
После подведения итогов контрольного этапа опытно-поисковой работы был сформулирован вывод о том, что уровень нравственного воспитания у старших дошкольников значительно повысился. Также дети научились более четко и грамотно формулировать свои мысли и высказывания, научились давать оценку поступкам других людей на примере героев художественных произведений.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза. После подведения результатов исследования можно сформулировать вывод о том, что уровень нравственной воспитанности старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно: общение стало более конструктивным, уменьшилось количество конфликтов, дети стали более дружны, улучшилось взаимодействие со сверстниками и родителями. Цель достигнута, задачи исследования были полностью решены в данном исследовании.
Подобные работы
- Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Знакомство с родным регионом, как фактор патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024 - Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста (Новокузнецкий педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



