Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика нарушений слухоречевой памяти у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №132581

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы39
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №131» комбинированного вида комитета по образованию города Барнаула.
Выборка: 10 старших дошкольников от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 9 месяцев с ТНР.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 7
1.1 Слухоречевая память и ее развитие в онтогенезе 7
1.2 Особенности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР 13
1.3 Методики диагностики слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 25
2.1 Организация и методики изучения слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Актуальность исследования. Многочисленные наблюдения и исследования памяти в старшем дошкольном возрасте убедительно показывают, что недоразвитие мнемических функций оказывают влияние на развитие способности запоминать нужную информацию в полном объеме. В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование всех психических процессов. Именно в этот период у детей преобладают непроизвольные словесные мнемические процессы, появляется универсальный способ заучивания.
Характерной особенностью слухоречевой памяти старших дошкольников является запоминание информации в той форме, в которой он воспринимается на слух. При изучении словесного материала старшими дошкольниками запоминаются слова, как они их слышат. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания, хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Особое значение имеет развитие слухоречевой памяти у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), так как она создает, сохраняет и обогащает знания, умения и навыки, без чего немыслима не только успешная образовательная деятельность старших дошкольников с ТНР, но и их социализация.
Актуальность исследования проблемы диагностики слуховоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР обусловлена ее значимостью в социальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно-теоретическом и методическом планах. Характеристика закономерностей развития и особенностей диагностики слухоречевой памяти у старших дошкольников с ТНР позволит определить, влияет ли дефект на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции.
Степень изученности. Механизм развития памяти представлен научными трудами У. Джеймса, С. А. Изюмовой, А. Н. Леонтьева, Т. П. Зинченко и др. Н. В. Москвина, Д. А. Муллер и др. раскрыли особенности памяти как психического процесса. Т. И. Дубровина, М. М. Мишина, А. Д. Остромецкая и др. определили сущность и особенности развития слухоречевой памяти применительно к детям старшего дошкольного возраста. Е. Н. Селезнева, А. А. Тараканова, Л. В. Черемошкина и др. проанализировали особенности развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с ТНР. Однако, несмотря на достаточное количество научных трудов, посвященным исследованию особенностей развития памяти у старших дошкольников с ТНР, проблема развития такого вида памяти, как слухоречевая в старшем дошкольном возрасте при ТНР не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью диагностики слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях дошкольной образовательной организации и отсутствие единых методологических подходов к обследованию слухоречевой памяти у дошкольников с ТНР.
Проблема исследования: каковы особенности диагностики слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Цель исследования – изучить особенности диагностики слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «слухоречевая память» и онтогенетические аспекты её формирования.
2. Охарактеризовать особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
3. Подобрать методики для обследования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
4. Проанализировать результаты исследования по изучению особенностей развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Объект исследования – слухоречевая память.
Предмет исследования – особенности диагностики слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с ТНР слухоречевая кратковременная и долговременная память не развита, наблюдаются нарушения в слухоречевой памяти по различению неречевых звуков.
Методы: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к памяти как психическому процессу – У. Джеймса, Т. П. Зинченко, А.Н. Леонтьева и др.;
- подходы к развитию слуховой памяти в старшем дошкольном возрасте с развитием в норме – А. Н. Белова, С. А. Изюмова и др.;
- подходы к развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР – В. И. Долгова, А. А. Тараканова и др.;
Этапы исследования:
Первый этап – организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап – содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №131» комбинированного вида комитета по образованию города Барнаула.
Выборка: в эксперименте участвовало 10 старших дошкольников от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 9 месяцев с ТНР.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Память человека способна хранить информацию и забывать ее. Хранением информации считается процесс длительного ее удержания в собственной памяти. Процесс забывания считается более значимым для психиатрии. Ведь целью забывания является потеря или уменьшение объема сохраненного в памяти материала. Данный процесс сопровождается невозможностью произношения утраченной информации. Забывание может мешать узнаванию новой и важной информации. Считается, что чаще всего забывается та информация, которая не играет важной роли для человека.
Слуховая (слухоречевая) память – это вид образной памяти, связанный с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов, речи т.д. Данный вид памяти условен, так как удерживает только физические признаки без их семантического кодирования. Эти признаки равны объёму восприятия. Сенсорная копия информации обладает большой ёмкостью. В процессе переработки часть сигналов стирается из памяти вследствие быстрого угасания, разрушения и маскировки информативных следов на сенсорном уровне.
У детей с ТНР наблюдаются следующие особенности слухоречевой памяти: продуктивность непроизвольного запоминания ниже, чем в норме; дети слабо владеют приёмами смыслового заучивания; они плохо контролируют себя при воспроизведении заученного; дети с ТНР недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности; воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ТНР слухоречевая память развита в основном на среднем (50%) и низком (5%) уровнях, слуховая память – на среднем (3%) и низком (70%) уровнях. У детей с ТНР дефицит слухоречевой памяти проявлялся и в неточном воспроизведении заданного порядка слов. Согласно результатам диагностики, старшим дошкольникам с ОНР легче дается выполнение заданий с использованием речевого материала, задание с использованием неречевого материала дети выполнили значительно хуже. Следовательно, в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо подбирать игры и упражнения на основе неречевого материала (музыкальные инструменты, голоса птиц и другие звуки окружающего мира).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бадаева, В. И. Обследование познавательного развития детей школьного возраста с ОВЗ [Текст] / В.И. Бадаева // Дефектология. – 2019. – №4. – С. 58-61.
2. Барсукова, И. Т. Память как психический процесс [Текст] / И. Т. Барсукова // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 85-88.
3. Белова, А. П. Природа индивидуальных различий рабочей памяти [Текст] / А. П. Белова, С. Б. Малых // Специальное образование – 2018 – №2. – 2013. – Т. 6. – № 3. – С. 51-64
4. Будникова, Т. Л. Особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / Т. Л. Будникова, А. В. Бурцева // Новая наука : Теоретический и практический взгляд. – 2020. – № 1. – С. 78-81
5. Грачева, И. А. Особенности психокоррекционной работы в условиях интеграции старших дошкольников с ТНР в ДОУ [Текст] / И. А. Грачева // Школьный логопед. – 2019. – №1 (28). – C. 38-42.
6. Джеймс, У. Память [Текст] / У. Джеймс. – Санкт-Петербург : Питер. 2017. – 269 с.
7. Долгова, В. И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога [Текст] / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова. – Челябинск : Изд-во «АТОКСО», 2018. – 116 с.
8. Долгова, В. И. Коррекционно-психологическая работа специального психолога [Текст] / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова. – Челябинск : Изд-во «АТОКСО», 2018. – 104 с.
9. Дубровина, Т. И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников с ЗПР : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 [Текст] / Т. И. Дубровина. – Москва, 2015. – 176 с.
10. Зинченко, Т. П. Непроизвольное запоминание [Текст] / Т. П. Зинченко. – Москва : Директмедиа Паблишинг, 2018. – 717 с.
11. Зуева, В. А. Обзор генов и генетических мутаций, вызывающих речевые патологии [Текст] / В. А. Зуева // Школьный логопед. – 2018. – № 1. – С. 32-37.
12. Иванова, А. С. Исследование слухоречевой памяти у детей с ТНР [Текст] / А. С. Иванова, Е. П. Андреева // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 819-822.
13. Изюмова, С. А. Мнемические способности и усвоение знаний [Текст] / С. А. Изюмова // Психологические исследования. – 2016. – №4. – С. 71-75.
14. Калягин, В. А. Качество речи старших дошкольников с ТНР [Текст] / В. А. Калягин // Специальная психология. – 2019. – № 3/4. – С. 78-90.
15. Кучина, В. Н. Память старших дошкольников : классификация видов, их значение и характеристики [Текст] / В. Н. Кучина // В мире научных открытий Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли, 2015. – С. 48-51.
16. Левченко, И. Ю. Особенности памяти старших дошкольников с ОНР [Текст] / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина // Коррекционная педагогика. – 2017. – №2. – С. 5-12.
17. Леонтьев, А. Н. Очерки психологии детей [Текст] / А. Н. Леонтьев / Под ред. А. Н. Леонтьева. – Москва : Издательство «Академия», 2016. – 210 с.
18. Михайлова, Е. А. Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией [Текст] / Е. А. Михайлова, Н. В. Ванифатьева, Л. А. Соколова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2017. – № 1. – С. 81-83.
19. Мишина, М. М. Внедрение психологических мнемотехник с целью развития памяти дошкольников [Текст] / М. М. Мишина // Социально-психологические проблемы современной семьи Сборник статей VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией И.В. Ткаченко, 2018. – С. 74-79.
20. Москвина, Н. В. Латеральные профили и некоторые особенности мнестических и речевых функций человека [Текст] / Н. В. Москвина : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 . – Уфа, 2010. – 189 c.
21. Муллер, Д. А. Память и мнемотехника [Текст] / Д. А. Муллер // Старт в науке, 2016. – № 3. – С. 82-83.
22. Остромецкая, А. Д. Гендерные различия памяти [Текст] / А. Д. Остромецкая // Современные проблемы в науке и образовании глазами молодых ученых сборник научных статей, 2016. – С. 45-47.
23. Пацуло, Е. В. К вопросу поиска эффективных путей коррекции связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. В. Пацуло, Н. В. Пасечникова // Школьный логопед. – 2018. – № 1. – С. 69-72.
24. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции [Текст] / Ж. Пиаже. – Москва : Международная педагогическая академия, 2018. – 680 с.
25. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Б. Полянская. – Санкт-Петербург : ПРЕСС, 2019. – 64 с.
26. Селезнева, Е. Н. Комплексное сопровождение развития старших дошкольников с ТНР [Текст] / Е. Н. Селезнева // Открытый урок : методики, сценарии и примеры. – 2017. – № 9. – С. 68-71.
27. Тараканова, А. А. Специфические особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР [Текст] / А. А. Тараканова // Сибирский педагогический журнал, 2018. – № 5. – С. 139-145.
28. Фотекова, Т. А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Фотекова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. – Абакан : Бригантина, 2015. – 204 с.
29. Хофман, И. Активная память. Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти[Текст] / И. Хофман. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 312 с.
30. Черемошкина, Л. В. Психология мнемических способностей : диссертация доктора психол. наук [Текст] / Л. В. Черемошкина. – Ярославль, 2016. – 587 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ