СТРУКТУРА РАБОТЫ: 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. 6
1. 1. Глобальные экологические вызовы современности. 6
1. 2. Институционализация международного сотрудничества в области защиты окружающей среды. 9
1.3. Проблема экологического сотрудничества с точки зрения основных теорий международных отношений. 15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ И ТУРЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 22
2.1. Германо-турецкие отношения в исторической перспективе. 22
2.2. Интеграция турецких иммигрантов в германское общество. 26
2.3. Экологическое сотрудничество между Турцией и Германией. 34
2.4. Сотрудничество Германии и Турции в области экологического образования. 40
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРЦИИ И ЕС В ЛИЦЕ ГЕРМАНИИ. 51
3.1. Возможности партнерства ФРГ и Турции в рамках ОЭСР. 51
3.2. Перспективы членства Республики Турция в Европейском Союзе. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Актуальность темы данного исследования обуславливается особым характером отношений, столетиями связывающих Германию и Турцию. Двустороннее сотрудничество данных государств определяется сегодня тремя существенными факторами.
Это, во-первых, политический фактор. Турция не только была союзником Германии в Первой мировой войне, но и в настоящее время является кандидатом на вступление в Европейский Союз. Турция воспринимается Германией как важное ключевое звено в укреплении партнерских связей с исламскими государствами, прежде всего в регионе, а затем, в стратегическом плане, и в мире.
Второй фактор — экономический, который характеризуется интенсивно развивающимися хозяйственными связями. Германия уже давно стала ведущим экономическим партнером Турции. Обе страны являются членами Организации экономического сотрудничества и развития. Турецкая Республика является новым донором в ОЭСР, и существует вероятность создания трехстороннего сотрудничества в лице Турции и Германии как доноров для развивающихся стран.
Третий же фактор, по мнению автора, внутриполитический. С момента заключения в 1961 г. соглашения между Турцией и Германией о поставке рабочей силы и до окончания действия этого договора в 1973 г., в Германию приехало 910,5 тыс. турок. На данный момент, спустя 55 лет, в ФРГ проживает около 3 млн. человек первой, второй, третьей волн миграции турецкого происхождения. Это не могло не вызвать экономические, политические, социальные и культурные изменения в германском обществе и предопределить особую политику в отношении Турции. Властям Германии приходится считаться с мнением многочисленной турецкой диаспоры при ведении внутренней политики. 15 ноября 2008 года на партийном собрании в Эрфурте делегаты партии «зеленых» Союз 90 впервые в своей истории избрали своим сопредседателем германского политика турецкого происхождения — Джема Оздемира. Он получил почти 80 процентов всех голосов депутатов, став, таким образом, первым руководителем общенациональной политической партии Германии, который по своему этническому происхождению не является немцем. Изучение данного прецедента позволяет определить влияние национальных диаспор на принятие решений властями страны пребывания в отношениях со страной-родиной иммигрантов.
Таким образом, в настоящее время складываются новые условия для развития двусторонних отношений, которые следует рассматривать во взаимосвязи внутренних и внешних, глобальных и региональных, экологических и политических факторов развития, текущих и перспективных интересов сторон. Уровень контактов Турции и Германии в области защиты окружающей среды позволяет говорить о совершенно особом значении этих стран в международном природоохранном движении.
Объектом исследования данной диссертации стали связи Турции и Германии в природоохранной сфере, предметом исследования - основные направления, динамика и этапы развития турецко-германских отношений в сфере защиты окружающей среды
Цель работы состоит в выявлении основных механизмов сотрудничества ФРГ и Турецкой Республики в природоохранной сфере.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– охарактеризовать основные глобальные вызовы современности;
проследить процесс институционализации международного сотрудничества в сфере решения экологических проблем;
проанализировать феномен международного экологического сотрудничества с точки зрения теорий реализма, либерального глобализма и неофункционализма;
изложить историю двустороннего сотрудничества Турции и Германии в области защиты окружающей среды;
выявить связи в экологической политике исследуемых государств на уровнях международных организаций, двусторонних договоров и деятельности НПО;
составить прогноз дальнейшего развития сотрудничества между Турцией и ФРГ в природоохранной сфере.
Методологической основой диссертации является системный комплексный подход, предполагающий исследование по возможности большего числа компонентов двусторонних отношений в сфере зашиты окружающей среды, их внутренних взаимосвязей, а также воздействия на них исторических, политических, экономических и культурных факторов. В работе использованы также методы сравнительного анализа, а для обработки статистического материала — элементы математической статистики.
Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что, несмотря на наличие ряда публикаций в отечественной и немецкой литературе по теме сотрудничества Турции и Германии, вопросы партнерства государств в сфере защиты окружающей среды комплексно практически не рассматривались.
Значительная часть работы посвящена исследованию направлений взаимодействия Турции и Германии в области охраны окружающей среды. Тенденции и особенности этих отношений так же не были всесторонне проанализированы отечественными авторами. Впервые проведен детальный анализ основных механизмов экологического сотрудничества двух стран. Был составлен прогноз вступления Турции в состав Европейского Союза. Особое внимание уделено детальному изучению такого фактора современных двусторонних отношений, как турецкая диаспора в ФРГ.
В качестве источников были использованы «Всемирная хартия природы», Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, «Повестка дня на 21-ый век», а также двусторонние договоры между Турцией и Германии, законодательные акты ФРГ об иммиграции. Источником статистического материала для диссертации послужили данные, полученные с интернет-сайтов Всемирного Банка; Организации экономического сотрудничества и развития; Федерального министерства сельского хозяйства и продовольствия ФРГ; Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства; Организации Восстановления Упаковки в Европе; Немецкого Энергетического Агентства; Турецкой федерации органического сельского хозяйства; Министерства иностранных дел Республики Турция.
Степень изученности темы представляется недостаточно высокой. При написании работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых на русском, английском и немецком языках.
Отдельную группу составляют материалы, посвящённые непосредственно анализу феномена международного сотрудничества с точки зрения основных теорий международных отношений.
Из монографий особый интерес представляет работа политолога В. В.Сахаровой, – сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада, посвященный мультикультурализму и его роли в интеграции иммигрантов.
Важное теоретико-методологическое значение для выявления этапов формирования понятия «экологическое образование» имеют работы Палмера, Стоукса, Эджа, Веста и Парахонского.
Данная тема нашла отражение в исследованиях немецких авторов. Из трудов, изданных на английском языке, следует выделить работу Ж. Хаусманн, посвященную анализу перспектив Турции как донора в Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Стоит также отметить большое значение для диссертации книгу политика и банкира Т. Саррацина «Германия самоликвидировалась».
Среди работ турецких авторов следует выделить статью С. Онер в «Восточном журнале европейских исследований», имевшую большое значение для освещения перспектив сотрудничества Турции и Европейского Союза в лице Германии.
Актуальные научные исследования представляет работа турецкого автора Н. Йилдиз о роли экологического образования в школьной системе Турции и стран-членов ЕС.
В ходе работы автор обращался к материалам целого ряда немецких и других СМИ. Ценным для исследования стал информационный портал Deutsche Welle, газета Der Spiegel, Taz.de, Agrar Cockpit, Berliner Woche, AFC Consultants International, Bundeszentrale fur politische Bildung.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и приложений.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.
В-первых, появление экологического аспекта в международных отношениях как независимой тематики относится к середине ХХ в. Однако развитие процесса институционализации международного экологического сотрудничества состоялось позже, в 70-ые гг. Глобальные экологические вызовы современности требуют и глобальных решений со стороны человечества. Но глобальные проблемы должны решаться в том числе и на межрегиональном уровне. В этом процессе важную роль играет развитие экологического взаимодействия между государствами смежных регионов.
Во-вторых, согласно теории функционализма, развитие экономического сотрудничества влечёт за собой усиление политических связей. А, с точки зрения автора, экономическое сотрудничество приводит и к развитию экологического взаимодействия.
В-третьих, как кандидат на вступление в Европейский Союз, Турция реформирует свое законодательство согласно принципам экологической политики европейских стран. Экологическое сотрудничество Турции и Германии имеет огромное значение не только для первой, но и для второй страны, поскольку Германия заинтересована в соблюдении высоких стандартов качества. Основными направлениями сотрудничества являются сферы органического сельского хозяйства, энергетики и экологического образования. Последнее представляет особый интерес, так как взаимодействия ведется не только на внешнеполитическом уровне, но и на внутриполитическом, поскольку ФРГ берет на себя ответственность за образование иммигрантов. Одной из НПО, основанных в Германии и действующих как в государствах-членах ЕС, так и в Турции, является PRO Europe, которая создает активную гражданскую позицию посредством различных программ на местном, региональном и национальном уровнях образования, а также распространяет осведомленность общественности о глобальных экологических проблемах.
В-четвертых, восприятие Турции в Германии и других европейских странах построено за счет турецких иммигрантов. Турки сталкиваются с множеством препятствий при интеграции в германское общество. Несмотря на свою численную популяцию, вклад в экономику и общественное развитие Германии, на отсутствие желания вернуться домой, турецкая диаспора рассматривается как наиболее проблемная для интеграции по причине культурных и религиозных различий.
В заключение, ни Турция, ни Германия, ни ЕС хотят потерять друг друга. Тем не менее, ни ЕС, ни в частности, немецкое правительство пока не готово принять Турцию в качестве полноправного члена ЕС. Однако высокий уровень взаимодействия Германии и Турции в экономическом, политическом, а также, с точки зрения автора, экологическом планах, позволяет говорить об усилении интеграции Турции в Европейский Союз.
Теоретическое значение выбранной темы работы заключается в том, что экологическая сторона сотрудничества ФРГ и Турции должна получить большее внимание и развитие.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования выводов диссертации для составления прогноза развития не только турецко-германских, но и российско-турецких торгово-экономических отношений.
Результаты анализа турецко-германского сотрудничества могут быть полезны представителям государственных структур России, а также частных фирм для определения стратегии выхода на турецкий рынок с российскими товарами обрабатывающей промышленности.
Выводы и обобщения диссертационного исследования могут быть также востребованы при подготовке курсов лекций для студентов и аспирантов, изучающих международные отношения, использованы в научных публикациях и учебно-методических разработках по актуальным проблемам развивающихся стран в системе глобальной экономики и мирохозяйственных связей.
1. 1. Nationaler Integrationsplan 14. Juli 2006 http://www.bundesregierung.de/Webs/Breg/DE/Bundesregierung/BeauftragtefuerIntegration/nap/integrationsgipfel/Integrationsgipfel1/_node.html Проверено 07.05.2016.
2. 6. Integrationsgipfel 28. Mai 2013 http://www.bundesregierung.de/Webs/Breg/DE/Bundesregierung/BeauftragtefuerIntegration/nap/integrationsgipfel/integrationsgipfel6/_node.html Проверено 07.05.2016.§ 37 Abs. des Schwerbeschädigtengesetztes. Bundesanz. Nr. 233 vom 5. Dezember 1961. http://www.bpb.de/geschichte/deutsche-geschichte/anwerbeabkommen/43264/das-anwerbeabkommen Проверено 26.04.2016.
3. Act on the Residence, Economic Activity and Integration of Foreigners in the Federal Territory http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_aufenthg/englisch_aufenthg.html Проверено 07.05.2016.
4. BMZ (Bundesministerium für internationale Zusammenarbeit und Entwicklung) (2004): Ankerländer – Partner für globale Entwicklung : Ein Positionspapier des BMZ, Bonn – (2011): Konzept der entwicklungspolitischen Zusammenarbeit mit Globalen Entwicklungspartnern 2011–2015, Bonn. S.20
5. CDU (Christlich Demokratische Union) / CSU (Christlich-Soziale Union) / FDP (Freie Demokratische Partei) (2009): Wachstum. Bildung. Zusammenhalt : Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP
6. CEEDEA. 2005. Education and the World Summit on Sustainable Development http://www.unesco.org/new/en/education/themes/leading-the-international-agenda/education-for-sustainable-development/ Проверено 23.04.2016.
7. der 17. Legislaturperiode, Berlin. S. 28 http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/DE/Ministerium/koalitionsvertrag.pdf?__blob=publicationFile Проверено 18.04.16.
8. Веб-сайт Европейской Комиссии. Turkey On The Path Towads The EU. http://ec.europa.eu/enlargement/countries/detailed-country-information/turkey/index_en.htm Проверено 07.05.2016.
9. EC. 1988. Resolution of the Council and the Ministers of Education meeting within the Council on Environmental education of 24 May 1988 http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A41988X0706%2802%29 Проверено 24.04.2016.
10. EC. 2001. Environment 2010: 6th Environment Action Program. Our Future, Our Choice http://ec.europa.eu/environment/air/pdf/6eapbooklet_en.pdf Проверено 24.04.2016.
11. EC. 2005a. Publications Catalogue. Environmental Education and Training: Selected Projects http://ec.europa.eu/environment/life/publications/lifepublications/generalpublications/documents/successstories_en.pdf Проверено 24.04.2016
12. Entscheidungen Asyl 2007. Federal Agency for Migration and Refugees (BAMF) 2007 http://www.bamf.de/cln_042/nn_566312/DE/Asyl/asyl-node.html Проверено 07.05.2016.
13. Europaesches Parlament: Delegation im Gemischten Parlamentarischen Ausschluss EU-Tuerkei http://www.europarl.europa.eu/intcoop/euro/jpc/turk/history2004_turkey_de.pdf Проверено 07.05.2016.
14. Deutscher Bundestag. Gedenken an Völkermord an den Armeniern http://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2015/kw17_de_armenier/369868 Проверено 07.05.2016.
15. Gesetz über den Aufenthalt, die Erwerbstätigkeit und die Integration von Ausländern im Bundesgebiet (Aufenthaltsgesetz - AufenthG) 2004 http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/aufenthg_2004/gesamt.pdf Проверено 07.05.2016.
16. MEF (Republic of Turkey Ministry of Environment and Forestry) Ankara. 2004. PP. 113.
17. Ministry of National Education. Republic of Turkey. Basic Education in Turkey: Background Report. 2005. https://www.oecd.org/education/school/39642601.pdf P. 14, 48. Проверено 25.04.2016.
18. MONE. 2005a.MEB Curriculum Development Process http://dhgm.meb.gov.tr/yayimlar/dergiler/Milli_Egitim_Dergisi/160/gozutok.htm Проверено 25.04.2016.
19. Nationaler Integrationsplan 2006 http://www.bundesregierung.de/Content/DE/StatischeSeiten/Breg/IB/2006-10-27-ib-nationaler-integrationsplan.html Проверено 07.05.2016.
20. Treaty of Alliance Between Germany and Turkey 2 August, 1914. Lilian Goldman Law Library. http://avalon.law.yale.edu/20th_century/turkgerm.asp
21. UNEP. 2005a. Educational, Informational, Social and Cultural Aspects of Environmental Issues http://www.unep.org/Documents.multilingual/Default.asp?DocumentID=97&ArticleID=1511&l=en Проверено 23.04.2016.
22. UNESCO. 1975. The Belgrade Charter: A Global Framework for Environmental Education http://portal.unesco.org/education/en/file_download.php/47f146a292d047189d9b3ea7651a2b98The+Belgrade+Charter.pdf Проверено 23.04.16
23. UNESCO. 1977. Intergovernmental Conference on Environmental Education http://unesdoc.unesco.org/images/0003/000327/032763eo.pdf Проверено 23.04. 2016
24. UNESCO. 2005a. History of Environmental Education: Four Fundamental Documents http://www.unesco.org/education/posit_paper.PDF Проверено 23.04.2016.
25. UNESCO. 2005c. Education for Sustainable Development http://portal.unesco.org/education/en/ev.php-URL_ID=27234&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html Проверено 23.04.2016.
26. UNESCO. 2005e. 3rd WEEC http://portal.unesco.org/education/en/ev.php-URL_ID=38587&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SeCTION=201.html Проверено 23.04.2016.
27. UNESCO. 2005f. International Conference on Environmental Education http://portal.unesco.org/education/en/ev.php-URL_ID=39014&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html Проверено 25.04.2016.
28. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml Проверено 18.04.16.
29. Принципы лесоводства. Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/forest.shtml Проверено 06.05.2016.
30. Салоникская декларация, 1997. С. 60 http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf Проверено 23.04.2016.
31. Текст Конвенции о биоразнообразии http://www.un.org/ru/events/biodiversityday/convention.shtml Проверено 18.04.16.
32. Текст Конвенции Повестка дня на XX век http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml Проверено 29.02.16
33. Текст Рамочной Конвенции ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml Проверено 29.02.16
34. Текст Рамочной конвенции ООН об изменении климата http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml Проверено 18.04.16.
35. Текст Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 г. (A/RES/2997 (XXVII) https://daccess-ods.un.org/TMP/2548702.65722275.html Проверено 29.02.16
36. Текст Резолюции 37/7 Генеральной Ассамблеи от 28 октября 1982 года https://daccess-ods.un.org/TMP/9552204.60891724.html Проверено 29.02.16
37. Устав Лиги наций http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4067695-9a78-dfe9-ec82-4626ac915f5d/1001421A.htm Проверено 17.04.2016.
38.
Монографии:
1. Alasalvar, C. Turkish Food Industry & Food Chain Sustainability in Turkey. TÜBİTAK Marmara Research Centre Food Institute, Turkey. 2004.
2. Bаnаgе W.B. Policies for the Maintenance of Biological Diversity, prepared for WCED, 1986.
3. Barbieri. W.A. Ethics of Citizenship: Education and Group Rights in Germany // Durham and London: Duke University Press. 1998. C. 241-259
4. Beeson М., McDonald М. The Dog that Didn’t Bark: The Securitization of Climate Change in Australia University of Queensland, 2011.
5. Bull H. The Anarchical Society: A study of order 11. in World Politics. N. Y.: Colombia University Press, 1977
6. Carr E.H. The twenty years’ crisis, 1919–1939. 2nd ed. L.: Macmillan, 1951
7. Cini, M. and Perez-Solorzano Borragan, N. (eds.) (2004), European Union Politics. Oxford: Oxford University Press. P.81
8. Crocker, Chester A,; Hampson, Fen Osler; Aall, Pamela R. (2007). Leashing the Dogs of War: Conflict Management in a Divided World. US Institute of Peace Press. P. 13
9. Frankel О.Н., Soule М.Е. , Conservation аnд Evolution. Cambr1dge: Cambridge Univers1ty Press, 1981.
10. Haas, Ernst B. The Uniting ofEurope: Political, Social, and Economic Forces,. 1950-1957 Stanford: Stanford University Press, 1958.
11. Hausmann, J. Turkey as a Donor Country and Potential Partner in Triangular Cooperation. Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. Bonn. 2014.
12. Homo institutius – Человек институциональный / под ред. О. В. Иншакова. Волгоград : ВолГУ, 2005.
13. Kastoryano, R. Negotiating Identities: States and Immigrants in France and Germany // Princeton University Press. Princeton and Oxford. 2002. C. 7-15.
14. Kılıç, A. Turkish Migrants in Germany, Prospects of Integration // EU-Turkish Relations Dossier, Observatory of European Foreign Policy. Essen, 2003.
15. Maehler, D. Acculturation Orientations of Naturalized Immigrants in Germany ICP, 20. – 25. July 2008 Berlin, Germany.
16. Modood, T. Multiculturalism: A civic idea. Cambridge, 2007.
17. Nye, J. S.. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. P. 192
18. Palmer, J. A. Environmental education in the 21st century: Theory, practice, progress and promise. New York: Routledge. 1998. P. 53.
19. Sarrazin, T. Deutschland schafft sich ab: Wie wir unser Land aufs Spiel setzen. München, Deutsche Verlags-Anstalt. 2010.
20. Schaefgen, А.: Schwieriges Erinnern. Der Völkermord an den Armeniern. Berlin 2006/
21. Skanavis, C., Sarri, E. 2004. World Summit on Sustainable Development: An Environmental Highlight or an Environmental Education Letdown? The International Journal of Sustainable Development and World Ecology. 2004.
22. Stiebel , T. Der deutsche Lokomotivführer im Weltkriege. - Berlin, Georg Koenig-Verlag, 1919. S. 461-474.
23. Stokes, E., Edge, A., West, A. 2001. Environmental Education in the Educational Systems of the European Union. P.4. http://www.medies.net/_uploaded_files/ee_in_eu.pdf Проверено 24.04.2016
24. Wiener, A. and Diez, T. (eds.) (2004), European Integration Theory. Oxford: Oxford University Press. PP. 51-99
25. Yildiz, N.. Environmental Education in Schools in Turkey. Aalborg University. 2006. P. 13
26. Андрияш В.И. Институционализация: понятие и содержание // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39534 Проверено 31.03.2016.
27. Бондаревский Г. Л. Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток. - Ташкент, 1955. С. 367.
28. Кант И. К вечному миру. Соч. в 6-ти томах. Т. 6. - М.,1966. – С. 266.
29. Косых Е.С. Крах европейского мультикультурализма // Культура мира на современном этапе: материалы Республиканской научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2011 г.). — Уфа: Вагант, 2011.
30. Кырдина С. Социокультурный и институциональные подходы как основа позитивной социологии в России / Светлана Кырдина // Социальные исследования. 2002. № 12.
31. Лебедева, М.М. Современные глобальные проблемы мировой политики – М., 2009.
32. Максимова М.М. Общемировые проблемы / Современные международные отношения / под ред. А.В. Торкунова. – М., 2009.
33. Новицкий, В.Ф. Багдадская железная дорога — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. В. Сытина, 1911—1915. С. 336.
34. Парахонский А.П. Роль образования в формировании экологической культуры // Успехи современного естествознания. 2005. № 2. С. 46-47.
35. Сахарова. В.В. Мультикультурализм и политика итеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада. – СПб.: Златоуст, 2011.
36. Семененко И.С. Интеграция инокультурных сообществ: западные модели и перспективы для России // Сравнительные политические исследования России и зарубежных стран / Редколл.: В.И. Лапкин (отв. ред.) и др. М., 2008.
37. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1955 г., вып. 11, с 84 – 91.
38. Cушинський А. И. Контроль в сфере публичной власти: теоретико-методологические и организационно-правовые аспекты. Львов: ЛИДУУАДУ, 2002.
39. Ткач А.А. Институциональные основы рыночной инфраструктуры / А.А. Ткач: НАН Украины, Объединенный институт экономики. 2005.
40. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. Спб., 2001.
Статьи
1. Carens, J.H. Fear versus fairness: Migration, citizenship, and the transformation of political community. In Philosophy of Education // IL:Philosophy of Education Society. Urbana, 2006
2. Clark, M. Germany’s Angela Merkel: Multiculturalism has ‘utterly failed’. 2010, October, 17. The Christian Science Monitor // [Electronical resource] – URL: http://www.csmonitor.com/World/Global-News/2010/1017/Germany-s-Angela-MerkelMulticulturalism-has-utterly-failed Проверено 23.04.2016
3. Gaebel K. S. The Failed Project of Multiculturalism: The Case of Turkish Immigrants and/in German Education. // The Journal of Multiculturalism in Education, Ohio. С. 1.
4. Hawley C. Integration in Europe: How Germany Has Failed Its Immigrants. Der Spiegel Online, 2004 http://www.spiegel.de/international/integration-in-europe-how-germany-has-failed-its-immigrants-a-333899.html Проверено 26.04.2016.
5. Heinsohn, G.: Lexikon der Völkermorde. Rowohlt Taschenbuch, 2. Aufl. 1998, S. 80.
6. Kramer, Heinz, Die Turkei zwischen Europa, Asien und dem Nahen Osten – eine aufstrebende Regionalmacht? Sudosteuropa Mitteilungen 1992, no.1.
7. Leise,E. Migration Policy Institute http://www.migrationinformation.org/Feature/display.cfm?ID=610 Проверено 07.05.2016.
8. McGrew, A. Liberal internationalism: between realism and cosmopolitanism // Governing Globalization: Power, Authority and Global Governance / D. Held, A. McGrew (eds.). Polity Press, 2002. P. 268.
9. Mueller, C. Integrating Turkish communities: a German dilemma. // Population Research & Policy Review, 2006. C. 419-441.
10. Nye, J. Get Smart: Combining Hard and Soft Power. Foreign Affairs. 2012. https://www.foreignaffairs.com/articles/2009-07-01/get-smart?page=1 Проверено 17.04.2016.
11. Nye, J. Wielding Smart Power in World Affairs. Boston Globe. 2012. http://www.wcfia.harvard.edu.node/6279 Проверено 17.04.2016.
12. Öger, V. 50 Jahre Migration aus Türkei. // Interkultur, Ausgabe 12. 2011.
13. Öner, S. Influential internal and external factors in German policy towards Turkey’s EU membership: more than ‘privileged partnership’; less than full membership? Eastern Journal of European Studies. Vol. 5, Issue 2, Dec. 2014.
14. Schmitter P.C. Three neo-functional hypotheses about international integration // International Organization 23 (01), 161-166
15. Барабанов О.Н. Проблемы глобального управления: выбор аналитической парадигмы. Вестник международных организаций. 2009. №2 (24) С.9
16. Гладкий Ю.Н. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения. – 1994. – No 10.
17. Ильченко Н.М. Методология исследования проблем государственного управления: институциональный подход // Актуальные проблемы государственного управления. Харьков: ХарРИНАДУ, 2011. № 1 (39).
18. Колодий А. Неоинституциализм и его познавательные возможности в политических исследованиях // Вестник Львовского университета. Серия: философия и политология. 2010. Вып. 1.
19. Лагутина М.Л. Роль Российской Федерации в процессе экологизации международных отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета СПб. Сер.6. − 2008, Вып. 4.
20. Менц Г. «Полезные» гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальных расходов: связь между миграцией и государством всеобщего благосостояния // Прогнозис. 2007. № 1 (9). 2 Апреля 2007.
21. Хабермас Ю. Спор о прошлом и будущем международного права. Переход от национального к постнациональному контексту // Вопросы философии. - № 3. - 2004.
Статьи СМИ:
1. German Energy Agency. News. Germany and Turkey step up co-operation in the field of energy. 2013. http://www.dena.de/en/news/news/germany-and-turkey-step-up-co-operation-in-the-field-of-energy.html Проверено 25.04.16
2. Entering the Turkish market. dena news No. 2, 2014. http://www.dena.de/en/news/dena-newsletter/newsletter-archive/dena-news-no-2-2014/entering-the-turkish-market.html Проверено 23.04.2016.
3. Hawley C. Integration in Europe: How Germany Has Failed Its Immigrants. Der Spiegel Online, 2004 http://www.spiegel.de/international/integration-in-europe-how-germany-has-failed-its-immigrants-a-333899.html Проверено 07.05.2016.
4. Simsek, A. (2012), Ankara and Berlin: A Unique Partnership, 2012, Deutsche Welle, 31 October http://www.dw.de/ankara-and-berlin-a-unique-partnership/a-16339218. Проверено 07.05.2016.
5. Zeitung Radikal http://www.radikal.com.tr/politika/ahmet_turk_ezidi_suryani_ve_ermenilerden_ozur_diledi-1252968 Проверено 07.05.2016.
Материалы конференций
1. Conference «Education for Sustainable Development - Building Capacity and Empowerment» www.cvu-vest.dk/conference05.htm l Проверено 23.04.2016.
2. CSIS Commission on Smart Power: A Smarter, More Secure America. Center for Strategic and International Studies. 2012. http://csis.org/files/media/csis/pubs/071106_csissmartpowerreport.pdf Проверено 17.04.2016.
3. FiBLE. Activity report. 2012. P. 28 http://www.fibl.org/fileadmin/documents/en/activity-report/ar12-turkey-training.pdf Проверено 25.04.2016.
4. FiBL-Projekt. Deutsch-Türkische Zusammenarbeit Ökologische Landwirtschaft http://www.fibl.org/de/schweiz/projektdatenbank/projektitem.html?tx_projectlist_pi1[item]=500&tx_projectlist_pi1[state]=detail&cHash=229d981b71d0b4a881d7aa902e5cd3ae Проверено 25.04.2016.
5. German-Turkish Energy Efficiency Alliance – a business platform. Berlin. 2014. P.20
6. Hesselink, F., Van Kempen, P. P. 1999. Background paper for the European Union Conference on EE&T in Europe Brussels 3 - 4 May 1999 http://www.vankempenconsultancy.com/html/resources/6D/6DD8C46E-3DE7-447F-BEA9-3074AF03DF56/EU_BG_Paper.pdf Проверено 24.04.2016
7. North American Association for Environmental Education. 2001. P. 10. https://naaee.org/sites/default/files/naaeehistory2001.pdf Проверено 23.04.2016
8. Всемирный Банк. Доклад о мировом развитии 1986. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1986.
9. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. А/42/427. 1987. С. 166
10. Косых Е.С. Крах европейского мультикультурализма // Культура мира на современном этапе: материалы Республиканской научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2011 г.). — Уфа: Вагант, 2011.
11. О кризисе мультикультурализма. // Международный проект Общественного Объединения «За права человека», 2013 http://thedecline.info/ru/part1 Проверено 25.04.2016.
Словари и справочники:
1. Политическая наука. Словарь: категории, понятия и термины / Борис Кухта, Анатолий Романюк, Любовь Старецкого [и др.]. Л.: Кальвария, 2003..
2. Социологическая энциклопедия / составитель. В. Г. Городяненко. К.: Академвидав, 2008.
3. Философский энциклопедический словарь / [редкол. В.И.Шинкарук (председатель редкол.)]. К.: Абрис, 2002.
Веб-сайты:
1. Website des Statistischen Bundesamts: 1.527.118 turkische Staatsburger am 31. Dezember 2014 Quelle: Auslanderzentralregister (AZR) https://www.destatis.de/DE/PresseService/Presse/Pressemitteilungen/2015/03/PD15_097_12521.html
2. Website of Ministry of Foreign Affairs of Turkey Relations between Turkey and the Federal Republic of Germany // http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-the-federal-republic-of-germany.en.mfa Проверено 26.04.2016
3. Website of the 4th German-Turlish Innovation Forum on Energy and Environmental Technologies https://www.b2match.eu/innovationforum2016 Проверено 15.04.2016
4. Веб-сайт Европейской Комиссии. Turkey On The Path Towads The EU. http://ec.europa.eu/enlargement/countries/detailed-country-information/turkey/index_en.htm Проверено 07.05.2016.
5. Сайт Конференции http://www.un.org/geninfo/bp/enviro.html Проверено 29.02.16
6. Сайт партии Союз 90 http://www.gruene.de/startseite.html Проверено 26.04.2016.
7. Сайт COP21 http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/cop21 Проверено 18.04.16.