Введение…
Глава I: Становление дипломатической службы США
1.1 Исторические корни американской дипломатической службы…………..……..10
1.2 Этапы реформирования дипломатической службы США………………....…….13
1.3 Проблемы и вызовы, стоящие перед американской дипломатией на современном этапе
Глава II: Навыки, формы и инструменты дипломатии Соединенных Штатов в информационный век
2.1 Навыки современной американской дипломатии…………….………………….29
2.2 Формы дипломатии США: переход к публичной и цифровой дипломатии……33
2.3 Новые инструменты в дипломатической работе……………………...………….37
Глава III:Развитиеинституциональной структуры современного дипломатического механизма США под влиянием информационного фактора
3.1 Современная структура Госдепартамента и посольств……………………...…..42
3.2. Изменение структуры Госдепартамента в цифровую эпоху……………………49
3.3 Другие внешнеполитические ведомства Соединенных Штатов, вовлеченные в дипломатическую деятельность
ГлаваIV:Проблемы изменения системы подготовки американских дипломатических работников
4.1 Система подготовки дипломатических служащих в США….…………………..59
4.2 Система переподготовки и повышение квалификации дипломатов……..……..67
4.3 Особенности дипломатической карьеры в цифровой век
Заключение
Список источников и литературы
На самом глубинном уровне дипломатия представляет собой тонкую стратегическую деятельность. С ее помощью разные страны мира совмещают свои эгоистичные интересы и находят компромиссные решения внешнеполитических проблем. Благодаря дипломатическому искусству можно изменить представления и параметры международных проблем таким образом, чтобы другие страны добровольно пришли к выводу, что в их интересах сотрудничать с твоей страной и делать то, чего от них хочет твоя страна.
Актуальность: Во все времена именно дипломатия была призвана служить наиболее эффективным инструментом международного диалога. Тем не менее, в современном мире методы традиционной дипломатии теряют былое значение. В условиях глобализации и возрастающей роли информационных технологий, проблемы, которые раньше считались сугубо внутренним делом государства, сегодня зачастую решаются на международном уровне.
Сложно предположить, что изменения, происходящие в мировой системе приведут к исчезновению традиционной дипломатической службы, однако возникновение ее новых форм и методов свидетельствует о стремлении современной дипломатии гибко реагировать на возникающие вызовы. В условиях возрастающего влияния общественного мнения, одной из задач дипломатии является продвижение имиджа своей страны за рубежом. Это обстоятельство ужесточает требования, предъявляемые к дипломатам, особенно к тем, кто работает в области PR и информации.
Во многом будущее дипломатической службы зависит от того, насколько успешно она приспособится к современным условиям, где роль информационного фактора постоянно возрастает и меняет характер работы дипломатов. Благодаря современным электронным средствам, становится возможной моментальная связь дипломатических представителей на местах с правительством, что требует немедленной реакции на те или иные события. При этом, реакция становится достоянием гласности как в стране, так и за рубежом, создавая контуры обратной связи дипломатов с общественным мнением.
Появление новых технологий также поставило вопрос о необходимой, отвечающей современным требованиям, подготовке дипломатов, призванных трудиться в условиях возросшего информационного влияния. Таким образом, формы подготовки дипломатических кадров становятся все более разнообразными. Очевидно, что в информационную эпоху требования к дипломату постоянно возрастают. Будучи избавлен от рутинной деятельности по сбору информации, дипломат новой формации должен проявлять себя, прежде всего, как опытный аналитик, менеджер, переговорщик и координатор. Весьма значимой становится его роль, как посредника между традиционной и нетрадиционной дипломатией, его способность выявить и мобилизовать неправительственные ресурсы для достижения государственных целей.
Дипломатическая служба США нуждается в комплексном реформировании в целях повышения эффективности ее деятельности, а значит и американской внешней политики в целом. ВXXI веке многие сферы жизнедеятельности претерпели коренные изменения, на смену индустриальной эпохе пришла эпоха постиндустриальная (информационная). В новых условиях возникла проблема адаптации внешнеполитических ведомств США к реалиям ХХI века, которая частично была решена путем внедрения новых информационных отделов в структуру Госдепартамента, а также появлением инновационных по своему содержанию дипломатических инструментов и методов.
Цель диссертационного исследования: на основе комплексного анализа проследить эволюцию развития и выявить проблемы реформирования дипломатической службы США с учетом возрастающей роли информационного фактора и трансформации всей системы международных отношений под его влиянием. Достижение этой цели потребовало решения следующих исследовательских задач.
Изучить истоки и становление дипломатической службы.
Проанализировать реформы, которые были приняты в дипломатической службе США на разных этапах.
Определить современные проблемы и вызовы, которые возникают перед американской дипломатией в условиях информационного общества.
Изучить структуру Госдепартамента и американских посольств и ее изменение на современном этапе.
Определить какие новые отделы и агентства, занимающиеся дипломатической деятельностью, появились из-за возрастающей роли информационного фактора.
Выявить, какие новые инструменты используют дипломаты в современном информационном обществе.
Изучить систему подготовки американских дипломатических работников.
Определить современные особенности дипломатической карьеры в цифровую эпоху.
Объектом данного исследования является дипломатическая служба США в середины XX - начале XXI вв. Предмет –формы, механизмы, инструменты, институты дипломатии США, претерпевшие изменения в результате возрастающей роли информационного фактора в современной международной среде.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины ХХ века по настоящее время. Именно в этот период произошли важнейшие исторические события, породившие совершенно новый этап развития международных отношений и американской дипломатии, в частности. Однако необходимость изучения эволюции дипломатической службы потребовала выхода за пределы указанных рамок и обращения к более раннему периоду.
Концептуально-методологическая основа. Концептуальные рамки исследования связаны с неолиберальной парадигмой в теории международных отношений. Характерной особенностью неолиберализма является положение, согласно которому, государство больше не является единственным актором международных отношений. В современном мире все сильнее возрастает влияние нетрадиционных акторов, а взаимодействие государств в настоящее время осуществляются не только в рамках дипломатических посольств и консульств, но также в рамках транснациональных корпораций, международных организаций, отдельных индивидов и т.д. Одновременно с этим, благодаря технологическому прогрессу, прежде всего, в сфере коммуникаций, усиливается взаимозависимость отдельных стран и целых регионов между собой, что приводит к росту интенсивности международных и транснациональных контактов, ставя перед сферой дипломатии принципиально новые вызовы и задачи.
Методология исследования включает в себя ряд общенаучных и специальных методов и подходов. Системный подход. Использовался при анализе дипломатии США как совокупности взаимодействующих элементов. Системный подход позволил рассмотреть отдельные институты Госдепартамента, американские посольства и консульства, ряд других внешнеполитических ведомств, дипломатические формы и инструменты в качестве единой системы, структурные элементы которой реализуют задачи, направленные на достижение общих целей. Историко-описательный метод. Широко применялся при изучении исторической эволюции Госдепартамента и его структурных изменений под воздействием информационного фактора. Сравнительно-сопоставительный метод: Данный метод позволил сравнить и сопоставить основные элементы американского дипломатического механизма в разные исторические эпохи, в частности, до и после трансформации форм и методов, произошедшей под влиянием возрастающей роли информационного фактора.
Источниковая база: Источники, использованные при проведении исследования, можно разделить на следующие группы: 1) законодательные акты Конгресса , 2) документы исполнительной власти: стратегии , доктрины , 3) мемуары политических деятелей и других высокопоставленных работников в дипломатической сфере, 4) публичные выступления лиц, вовлеченных в изучаемую проблему: пресс-конференции, заявления высокопоставленных представителей Госдепартамента, а также президентов США, 5) доклады совещательных комиссий и аналитических центров, 6) ежегодные планы работы Госдепартамента, Информационного агентства США, Корпуса мира.
Степень разработанности проблемы: В научной литературе накопился большой опыт в изучении дипломатической службы США. Историческая эволюция американской дипломатии рассмотрена в ряде работ советских и российских историков в частности В.М Матвеева, Р.С Овинникова. Большой упор в указанных работах сделан на характеристике этапов дипломатического развития Соединенных Штатов. Среди зарубежных исследователей следует отметить монографии Дональда К. Ватта и Герсона Д. Коэна.
Некоторые аспекты трансформации системы международных отношений под воздействием информационного фактора рассмотрены в работах американских исследователей, наиболее важными из которых являются работы таких ученых, как: С Граффи, Джона Харра, Дж. Манхэйма .Указанные исследователи рассматривают появление информационного фактора, как новый виток развития всей системы международных отношений и американской дипломатии, в частности.
Вопросы информационного общества и информационной безопасности рассматриваются в монографиях Е. Зиновьевой, А.В Федорова, Е.В Батуева, В.Н Цыгичко.
Отечественные исследователи Н.А Цветкова, А.И Кубышкин, О.А, Манжулина, Л. Пермякова, как и американские ученые Дж. Най, П. Крауз, В. Дизард известны как первопроходцы в изучении новых форм дипломатии: публичной и цифровой, а также вопросам их становления и эволюции.
Некоторые аспекты системы подготовки американских дипломатов рассматриваются в работах Р. Беккрофта, Т. Пикеринга, Р. Неймана, Эл. Лайпсона. В работах рассматривается эволюция программ дипломатической подготовки, приводятся интересные факты о жизни дипломатических работников и их семей, а также описываются требования, предъявляемые к дипломатическим кадрам в информационную эпоху.
Структура дипломатических ведомств и Госдепартамента описана в трудах A.A. Кокошина и С.М. Самуйлова. Среди американских ученых этот аспект исследовали такие американские ученые, как: Тайера, У. Бланке. Данные авторы рассматривали структурные изменения Госдепартамента, произошедшие под влиянием информационного фактора.
Научная новизна:В работах отечественных и зарубежных исследователей были проанализированы отдельные аспекты дипломатической службы США. В данном исследовании впервые предпринята попытка выявить проблемы, связанные с адаптацией различных элементов, составляющих в своей взаимосвязи дипломатический механизм США, к изменениям в системе международных отношений и окружающей социальной среде, спровоцированным усилением роли информационного фактора.
Структура работы: работа состоит из введения, 4 глав, 12 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Апробация. Некоторые положения результатов диссертационного исследования нашли отражение в коллективной монографии под названием «Информационный фактор в глобальной политике», также результаты исследования были апробированы путём обсуждения на научных семинарах и в рамках студенческих конференций, в частности, на IV Всероссийской студенческой конференции «Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности» в марте 2016 года.
Американская дипломатическая служба уже не первое десятилетие является предметом споров. Большое количество ученых, аналитиков, политиков и дипломатов высказывают свое мнение относительно необходимости ее реорганизации в современном информационном мире. Оценка информации как нового фактора развития началась еще в 1950-е годы, с середины 1970-хх годов ученые заговорили о становлении информационного общества. С этого времени постепенно начала меняться структура внешнеполитических ведомств США. В частности, в системе центральных управлений Госдепартамента были образованы новые, специальные службы и отделы, отвечающие современным международным требованиям, такие как: Бюро по вопросам международных информационных программ, Бюро по связям с общественность, в котором существует отдел быстрого реагирования (Rapid Response Unit), осуществляющий текущий мониторинг международной реакции на американские внешнеполитические действия, Офис по делам информационных ресурсов и т.д.
Помимо этого, в современных международных условиях появился ряд совершенно новых, инновационных по своему содержанию дипломатических инструментов, которые дипломаты используют для быстрого и максимально эффективного ответа на существующие вызовы. Речь идет о таких инструментах, как: Dipnote, Diplopedia, ряд правительственных порталов, в частности America.gov., Отдел быстрого реагирования и т.д. Современный дипломат должен уметь оперативно предоставлять адекватную информацию в сети, опровергать некорректные сведения и подтверждать данные из официальных источников. Дипломатическому специалисту необходимо обладать специальными навыками, подавая информацию таким образом, чтобы она могла привлечь внимание аудитории, вызывала интерес и желание продолжить диалог.
Электронная дипломатия не заменит собой дипломатию традиционную, по крайней мере, в ближайшем будущем рано об этом говорить. Появление Интернета не ликвидировало дипломатические традиции и методы, которые применялись до распространения информационного фактора, такие как: личные визиты, дипломатические переговоры и т.д., а лишь добавило новые. К тому же, новые дипломатические инструменты имеют свои риски, к которым можно отнести взломы аккаунтов, утечку информации, анонимность, хакерство и т.д. Тем не менее, интернет-дипломатия и социальные медиа с каждым днем эволюционируют и вовлекают в информационную среду все большее количество участников.
Под влиянием информационного фактора многие элементы системы подготовки американских дипломатических работников были перенесены в виртуальное пространство. В частности, была введена онлайн - регистрация претендентов, добавлены новые интернет – площадки для проведения тестирования, которое тоже теперь проводится в электронном виде. Помимо этого, одним из требований, предъявляемых к претендентам, является их умение работать с новыми компьютерными технологиями. Проходя курс подготовки, все претенденты обучаются программированию, совершенствуют свои знания в этой области, а также учатся грамотно использовать современные дипломатические инструменты для эффективной работы. Именно через дипломатов и их личный имидж зачастую складывается представление о целой стране, при этом поддерживать позитивный имидж нужно не только в реальной жизни, но и в виртуальном пространстве.
В настоящее время одной из проблем американской дипломатии является проблема финансирования Госдепартамента. Со времен «холодной войны», затем с появлением ядерного оружия и распространением терроризма при распределении государственного бюджета приоритет всегда отдавался оборонным ведомствам. Следовательно, Государственный департамент оставался недофинансированным. Это серьезно сказывалось на его деятельности и сказывается до сих пор.
С каждой новой президентской администрацией финансирование Госдепартамента и всей дипломатической деятельности сокращалось. Исключение составляет лишь администрация Дж. Кеннеди. Как уже говорилось выше, он инициировал создание программы «Новая Дипломатия», главной особенностью которой было повышении значения дипломатии ее методов среди других внешнеполитических ведомств США.
Говоря о сегодняшнем дне, стоит отметить заявление нынешнего госсекретаря Р. Тиллерсона. Он заявил, что новая президентская администрация собирается сократить финансирование Государственного Департамента. Ранее Белый Дом предоставил документы, из которых следовало, что предложенный президентом США Дональдом Трампом проект бюджета предполагает сокращение затрат на Государственный департамент и на Агентство международного развития США.
Таким образом, сложно прогнозировать перспективы развития Госдепартамента, его отделов и подразделений, в том числе Института Заграничной Службы и ряда других отделов, связанных с дипломатической службой США, в позитивном ключе. Нехватка финансирования негативно сказывается на деятельности всего дипломатического аппарата и затрудняет его модернизацию. Конечно, Соединенные Штаты располагают инновационными технологиями в области информационных технологий, новыми дипломатическими инструментами и привлекают на работу высококвалифицированных сотрудников, тем не менее, в условиях урезанного финансирования все эти действия происходят гораздо медленнее.
Подводя итог, необходимо отметить, что самая главная проблема реформирования дипломатической службы США на современном этапе, связана с необходимостью адаптации дипломатического механизма к изменениям, происходящим в среде международных и транснациональных отношений в современную информационную эпоху. В настоящее время Интернет представляет собой фундамент, на котором строится все глобальное информационное пространство. С каждым днем все сильнее он проникает во все сферы жизнедеятельности и диктует новые условия развития. Постепенно уходят в историю все те необходимые навыки и инструменты, которыми пользовались дипломатические работники до появления информационной революции. Сейчас ценность представляют профессионалы в области информационных технологий, умеющие быстро найти нужную информацию и хорошо ориентирующиеся в глобальном информационном пространстве.
В зависимости от того, насколько успешно в дипломатическом механизме произойдет адаптация к новой информационной международной среде, будет зависеть эффективность работы всей дипломатической сферы Соединенных Штатов. При правильном использовании информационных технологий можно значительно усилить работу государства в сфере внешней политики и международных отношений.
1. Department of State's Foreign Service. «Up-Or-Out» Promotion System. Report № Aud/PR-02-27, August 2002. Wash.: Dept of State's Office of Inspector General, 2012.Датаобращения: 12.09.2016.
2. Directive number 68. Management of public diplomacy for national security. // Congress official website. URL: http://www.house.gov/ Дата обращения: 12.09.2016.
3. Executive Decree on recruiting for the diplomatic service, signed by President Roosevelt in May 1905. Official website of the US Congress. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/senate-bil/textДатаобращения: 02.02.2017.
4. A Strategy for Reinvigorating U.S. Public Diplomacy // official website of the White House. URL: https://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc/ Дата обращения: 13.01.2017.
5. Overview of the Foreign Service Assignment System, Appendix II. State Department: Staffing Shortfalls and Ineffective Assignment System Compromise Diplomatic Readiness at Hardship Posts. Report GAO-02-626. Wash.: «US General Accounting Office», June 2002.
6. U.S. International Broadcasting: New Strategic Approach Focuses on Reaching Large Audiences but Lacks Measurable Program Objectives // official website of the White House. URL: https://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc/ Дата обращения: 15.03.2017.
Документы законодательной власти:
7. Cyber Security National Action Plan. 2009. // Official website of the White House. URL: https://obamawhitehouse.archives.govДатаобращения: 15.03. 2017.
8. Foreign service law, 1946.// Congress official website. URL: https://www.congress.gov/bill/112th-congress/senate-bill/243/textДата обращения: 12.05.2016.
9. H.R.234 – Cyber Intelligence Sharing and Protection Act// Congress official website. URL:https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/234 Дата обращения: 01.02.2017.
10. Public Diplomacy. A Strategy for Reform, // official website of the White House. URL: https://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc/ Дата обращения: 15.03.2017.
11. S.443 – Foreign Service law, 1981. // Congress official website. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/senate-bill/243/text Дата обращения: 12.05.2016.
12. The law on exchange in the field of education and culture, 1961.// Congress official website.URL: https://www.congress.gov/bill/23th-congress/senate-bill//text Дата обращения: 12.05.2016.
13. The US International Strategy for Cyber space 2011// Official website of the US White House. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/rss_viewer/international_strategy_for_cyberspace.pdf Дата обращения: 06.11.2016.
Публичные выступления лиц, вовлеченных в изучаемую проблему:
14. Application Advisor for National Security Affairs Condoleezza Rice on 22.04.2003. // official website of the White House. URL: https://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc/ Дата обращения: 2.01.2017.
15. Speech by President Carter at a meeting of the National Security Council 23.02.1979// Официальный сайт СНБ. URL: https://apply.whitehouse.gov/ Дата обращения: 24.04.2016
16. Speech. G. W. Bush. 9/11 Address to the Nation, from 11.09.2001. URL: http://www.americanrhetoric.com/speeches/gwbush911addresstothenation.htm. Дата обращения: 23.04.16.
17. Rice's speech in January 2006 for the global "promotion of democracy" through peaceful, diplomatic methods, publications in the journal of the diplomatic service, the report of the SDM. URL: http://www.americanrhetoric.com/speeches/gwbush11addresstothenation.htm. Дата обращения: 23.01.17.
18. Press Conference by Secretary of State Hillary Clinton 15.08.2007. // Официальный сайт Госдепартамента. URL: http://www.state.gov/r/pa/prs/dpb/index.htm Дата обращения: 28.03.2016.
19. Rice K. Transformational diplomacy. Public speaking from 18.01.2006. // Colledge Digital Commons. URL: http://marshallcenterciss.contentdm.oclc.org/cdm/ref/collection/p16378coll5/id/309 Дата обращения 12.01.2017.
Мемуары:
20. Acheson D. Present at the Creation. My Years in the State Department. L., 1970. -341 p.
21. Brzezinski Zb. Power and Principle: Memoirs of the National Security Advisor, 1977 - 1981. London, 1983. -275p.
22. Kissinger H. Years of Upheaval. Boston, N.Y, 2001.– 452p.
23. Shultz G. Turmoil and Triumph: My Years as Secretary of State. N.Y., 1993.- 367p.
24. Vance C. Hard Choices. Critical Years in American Foreign Policy. N.Y.: «SimonandSchuster», 1999.– 562 p.
ЛИТЕРАТУРА
Монографии:
1. Бзежинский Зб. Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис. N. Y.2012 г. – 421 c.
2. Загладин Н.В., Борисюк В.И., Вайнштейн Г.И., Перегудов С.П., Преображенская А.А., Чугров С.В. Тенденции социальных и политических перемен в развитых странах в условиях перехода к информационному обществу. Российская академия наук, Институт мировой экономики и международных отношений; Н.В.. Москва, 2004. – 384 c.
3. Зонова T.B. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития, М., 2003. – 330c.
4. Киссинджер Г. Мировой порядок. N. Y.2014 г.- 451c.
5. Кокошина А.А. США: за фасадом глобальной политики. Изд-во полит. лит-ры, 1981.-321c.
6. Кубышкин А.И., Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США. М..: Аспект Пресс, 2013. – 271c.
7. Матвеев. В.М. Дипломатическая служба США. М.: Международные отношения, 1987. – 265c.
8. Овинников Р.С. Уолл-стрит и внешняя политика. М.: Международные отношения, 1980. – 261 c.
9. Dorman S. Inside a U.S. Embassy. Foreign Service Books.: American Foreign Service Association. Washington, 2011. – 321 p.
10. Harr J.E. The Professional Diplomat/ Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2009. - 233p.
11. Manheim J.B. The War of Images: Strategic Communication in the Gulf Conflict // Pittsburgh. London: University of Pittsburgh Press, 2013. – 332 p.
12. Schlesinger A., Jr. A Thousand Days. John F. Kennedy in the White House. Boston: Houghton Mifflin Co., 1995. – 511 p.
13. Snyder R., Bruch H., Sapin B. (eds.) Foreign Policy Decision-Making: An Approach to the Study of International Politics. N.Y., 2008. – 244 p.
14. Watt D.C.Succeeding John-Bull. America in Britain’s Place. L.: Cambridge. – 504 p.
15. Yetiv S. Explaining Foreign Policy: U.S. Decision-Making and the Persian Gulf War. Baltimore. London// The Johns Hopkins University Press, 2004. – 231p.
Научные статьи:
16. Jett. D. How to get better ambassadors. // AFSA publications. March, 2015. PP. 46-54.
17. Kraushaar J. The Republican Party’s Identity Crisis. // National Journal. URL: https://www.nationaljournal.com/ Дата обращения: 27. 04. 2017.
18. Kumar М. The 2008 National Security Council Transition// Providing Continuity in a Bipartisan Environment. Towson University. №7, 2004. PP. 45-56.
19. Graffy C. The Public Diplomacy // The Journal of International Security Affairs. July 2009. PP. 26-34.
20. Солянова М.В. Американская дипломатия и развитие. Четырёхлетний обзор дипломатии и развития // Интернет-издание Россия и Америка в XXI веке. – 2011. – № 3. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=305 Дата обращения: 20.09.2015.
21. Самуйлов С.М. О современном реформировании Госдепартамента. // Россия и Америка в XXI веке.№1, 2008. URL: http://www.rusus.ru/print.php?id=68 Дата обращения: 23.01.2017.
22. Зиновьева Е. Цифровая дипломатия, международная безопасность и возможности для России. // Индекс безопасности № 1 (104), Том 19. URL: http://www.pircenter.org/media/content/files/10/13559069820.pdf. Дата обращения: 23.01.2017.
23. Цатурян С.А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии.США и Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 8. С. 105-115.
24. Фокин В. И. Формирование содержания понятий «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия» в международной деятельности современных государств // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, международные отношения. 2003. № 2. C. 33-41.
25. Шариков П.А. Информационный фактор в «умной» стратегии США. США и Канада: экономика, политика, культура. 2015.URL:http://www.iskran.ru/journal.php Дата обращения: 03.02.2017.
26. Holmes A.Where Are the Civilians? How to Rebuild the U.S. Foreign Service. Council on Foreign Relations//Foreign Affairs, №1. January/February 2009. PP. 148-160.
27. Kelly A. Reforming Entry-level Assignments // The foreign service journal. July-August 2016.PP.46-54.
28. Atwood, J. Brian, M. Peter McPherson, and Nasties A. Arrested Development: Making Foreign Aid a More Effective Tool // Foreign Affairs, Council on Foreign Relations, November-December 2008. PP.81-104.
29. Шариков П.А Информационные операции в современной военной стратегии США. Анализ доктринальных документов Министерства Обороны и Государственного департамента США. // Россия и Америка в XXI веке. №1 URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=268 Дата обращения: 12. 04. 2017.
30. Журавлева В.Ю. Концепция «умной власти» и стратегия национального развития Б. Обамы. Россия и Америка в XXI веке. №1 URL:http://www.rusus.ru/?act=read&id=268 Дата обращения: 12. 04. 2017.
31. Шариков П.А. Тенденции развития Интернета в современном мире. Россия и Америка в XXI веке. №1, №2, 2013. URL:http://www.rusus.ru/?act=read&id=268 Дата обращения: 15. 03. 2017
32. Сучков М. Уроки “холодной войны” и безопасность США. Международные процессы. Том 11. Номер 3–4 (34–35). Сентябрь–декабрь, 2013. URL: http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/899/Suchkov-34-35.pdf Дата обращения: 03.09.2016.
33. Iyengar R., Monten J., Is There an ‘Embodiment’ Effect? Evidence from the Iraq Insurgency// National Bureau of Economic Research Working Paper No. 13839, March 2008, URL: http://people.rwj.harvard.edu/~riyengar/insurgency.pdf. Дата обращения: 05.12.2016.
34. Уткин А.И. Сомнения сверхдержавы // США: экономика, политика, идеология № 11. С.71-87.
35. Самуйлов С.М. Современный Совет Национальной Безопасности США// Институт США и Канады РАН «США и Россия в XXI веке», № 2, 2007. С.23-44.
36. Christopher J. The Other Side of Powell’s Record.// Foreign Affairs Council. March 6, 2006. URL: http://www.unc.edu/. Датаобращения: 12.07.2016.
37. Цветкова Н. А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США. СПб: ИздательствоСПбГУ, 2011. C. 14-27.
38. Gerson D. Graffy C. The Rise of Public Diplomacy 2.0. // The Journal of International Security Affairs. July 2009. PP. 46-54.
Диссертационные исследования:
39. Манжулина О.А. Публичная дипломатия США. Автореферат диссертации по политологии// Научный сайт: Человек и наука. URL: http://cheloveknauka.com/publichnaya-diplomatiya-sshaДатаобращения: 12.05.2016.
40. Самуйлов С. М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Дата защиты: 20.06.08 Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН.
Доклады и отчеты научных исследовательских институтов и мозговых центров:
41. American Academy of Diplomacy and the Stimson Center. A Foreign Affairs Budget for the Future: Fixing the Crisis in Diplomatic Readiness. October 2008.
42. Beecroft R., Pickering T.,Neumann R,Ellen Laipson E. Forging a 21st-Century Diplomatic Service for the United States through Professional Education and Training // Stimson Center. Washington. February 2011.
43. Channing, J. Wikileaks Releases Secret Report on Military Equipment, // The New York Sun, February 2014. URL: http://www.nysun.com/foreign/wikileaks-releases-secret-report-on-military/6236/ Дата обращения: 12.07.2016.
44. Cowan G., Arsenault A. Moving from Monologue to Dialogue to Collaboration: The Three Layers of Public Diplomacy // Annals of the American Academy of Political and Social Science. W. 2008.
45. Ford, Jess T. Testimony Before the Subcommittee on Oversight of Government Management, the Federal Workforce, and the District of Columbia, Committee on Homeland Security and Governmental Affairs, US Senate.” United States Government Accountability Office, September 2009.
46. Hannah G., Kevin A. O'Brien, Andrew Rathmel Intelligence and Security Legislation for Security Sector Reform. RAND Europe, 2005. PP. 34-46.
47. Hocking B. Melissen J. Diplomacy in the Digital Age // Netherlands Institute of International Relations Clingendael. July 2015.
48. Michael A. Campion Summary for Diplomats in Residence// Education and Work Experience of Passers of the FSO Selection Processes at the US Department of State.. Prepared for Office of Recruitment, Examination, and Employment Bureau of Human Resources, US Department of State, October 8, 2009.
49. Paul Ch. Whither Strategic Communication? A Survey of Current Proposals and Recommendations // Occasional Paper. Published 2009 by the RAND Corporation. Дата обращения: 12.02.2017.
50. Whittaker A., Smith Fr., McKune E. The National Security Policy Process: The National Security Council and Interagency System. Research Report. Wash. (D.C.): Industrial College of the Armed Forces, National Defense University, U.S. Department of Defense, 2005.
Публицистические статьи:
51. Freeman Сh. Interview with Goldberg A. // The Americаn Conservative. May 2011. URL: http://inosmi.ru/amconmag_com/ Дата обращения: 11.12.2016.
52. Gerson D., Michael T. Pound-foolish on National Security. // The Washington Post, October 1, 2010. PP. 13-25.
53. Glassman J. Public Diplomacy in the 21st Century, remarks before the Council on Foreign Relations Washington, D.C., June 30, 2008, URL: http://www.cfr.org/publication/16698/public_diplomacy_in_the_twentyfirst_century_rush_transcript_federal_news_service.html October. 2008. Дата обращения: 09.04.2017.
54. Jeffrey B. Jones. Strategic Communication: A Mandate for the United States. Joint Forces Quarterly, Issue №39 URL: http://www.dtic.mil/doctrine/jel/jfq_pubs/1839.pdf, May, 2008. Дата обращения: 01.04.2017.
55. Michael T. Pound-foolish on National Security. // The Washington Post, October 1, 2015. PP. 23-33.
56. Василенко Е.В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государства. // Сетевое издание центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/kulturnaja_diplomatija_kak_instrument_magkoj_sily_gosudarstva_2015-11-23.htm Дата обращения: 1.02.2017.
57. Голос Америки. Тиллерсон: уровень расходов Госдепартамента не может быть сохранен. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/tillerson-state-dept-spending/3768590.html Дата обращения: 17.03.2017.
58. Закон Пендлтона о гражданской службе 1883 года. Реформирование гражданской службы США.// Всеобщая история государства и права. URL: http://constitutionallaw.ru/?p=1915Датаобращения: 12.01.2017.
59. Закон Роджерса в переводе О.А. Жидкова. Изд. Московского университета // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm Дата обращения: 12.07.2016.
60. Звягина Д. А. Культурное влияние как компонент «мягкой силы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11 (25). Ч. 2. С.94-98.
61. Корнев М.. Дипломатия Веб 2.0: как Фейсбук и соцсети меняют мировую политику// Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3076#top-content/. Дата обращения 01.10.17.
62. Кортунов С.В. Принятие внешнеполитических решений в России и США// Международная жизнь № 4, 2007. URL: http://www.intertrends.ru/five/005.htm Дата обращения: 29.02.2017.
63. Офицеров-Бельский Д. Блеск и нищета американской дипломатии.// Внешняя политика аналитическое агентство. URL: http://www.foreignpolicy.ru/analyses/blesk-i-nischeta-amerikanskoy-diplomatii/ Дата обращения: 12.03.2016.
64. Пермякова Л. Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты. Российский совет по международным делам // Аналитика. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=862#top-content Дата обращения:03.05.2016.
65. Печатнов В.О. О проблемах изучения внешней политики и дипломатии США ХХ в. Электронный научно-образовательный журнал История. 2010. № 4. URL: https://history.jes.su/?sl=RUДата обращения: 12.03.2017.
66. Суржанский, А. Барак Обама поручил сформировать группу экспертов по вопросам использования технологий при сборе разведывательной информации// Ведомости №6, Август, 2015. С.13-17.
67. Шаклеина Т.А. Внешнеполитические дискуссии в США: поиски глобальной стратегии // Коммерсант № 10. Март, 2002. С.23-27.