Введение ……………………………………………………3
1 Отображение исторических событий в живописных произведениях В. И. Сурикова 6
1.1 История создания и анализ картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» 6
1.2 Образный строй картины «Боярыня Морозова» 11
1.3 Анализ художественного произведения «Степан Разин» 21
Заключение …………………...…………………………………………...29
Список использованных источников ……30
Список использованных иллюстраций………………33
Приложения
Актуальность исследования. История русского народа довольно сложна и интересна. Возможно, именно поэтому, отечественная историография интересовала многих русских художников. К их числу можно отнести таких деятелей искусства как: И. Репин, В. Суриков, В. Шварц и на этом список деятелей не заканчивается.
Интерес к данной тематики начинается в XIX веке, что объясняется подъёмом патриотизма в России. Многие историографы связывают это явление с событиями Отечественной войны произошедшей в 1812 году, обоснованно считая, что данная война послужила толчком к выступлениям против крепостного права и против политического строя страны в целом.
Исходя из данных событий, деятели искусства не могли не отобразить действующую реальность в своих работах. Благодаря их творениям современный человек может полностью окунутся в мир прошлого, прочувствовать особенности русского менталитета, неповторимые черты души и духа нашего народа.
Просматривая исторические картины, мы с легкостью можем прочувствовать видение художника на происходящие события и увидеть их в новом свете. Одним из таких творцов является Василий Иванович Суриков, его картины исторически верны и в работах данного автора воссоздавались достоверные образы, связанные с действующей в тот или иной период российской историографии реальности. Это объясняется интересом художника к жизни простого народа в отдельно взятом периоде времени. Он отчетливо понимал серьёзность разногласий власти и простого народа, не без доказательно считая это, ключевой проблемой данного времени, что и отобразил в своих работах, к которым можно отнести: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Степан Разин» (1906).
Более того, благодаря работам автора, которые отображают быт, культуру, мировосприятие определенного века, повышается интерес российских граждан к изучению отечественной истории. Так как, увидев работы Сурикова, зрителю обязательно захочется познакомиться поближе с историей жизни опальной боярыни, или узнать о подвигах неукротимого казака, предаться сопереживанию, оставшихся без родных, семьям бунтовщиков, которые сражались за свои убеждения и веру в лучшее будущие России.
Актуальность исследования определяется проблемами исторического жанра в творчестве В. И. Сурикова, его пониманием и отражением данной действительности, и выявлением особенностей художника в следующих картинах: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин».
Объект исследования: исторический жанр в русской живописи второй половины XIX века.
Предмет исследования: характеристика некоторых произведений
В.И. Сурикова, написанных в историческом жанре, в период XIX века.
Цель исследования – проанализировать и раскрыть содержание самых ярких произведений В.И. Сурикова, принадлежащих историческому жанру.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
изучить искусствоведческую литературу, по теме исследования.
исследовать творчество В. И. Сурикова, посвященное историческому жанру.
проанализировать следующие работы автора: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин».
Методологической основой исследования являются учебная, справочная, искусствоведческая литература по теме исследования – труды
Н. Г. Машковцева, В. А. Никольского и др.
Методы исследования – теоретический анализ искусствоведческой литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении и анализе произведений исторической живописи в русском искусстве на примере творчества В.И. Сурикова.
Структура курсовой работы предполагает введение, одну главу, заключение, список использованных источников, список использованных иллюстраций, приложений.
Завершая исследовательскую работу по выбранной мной тематике, можно сделать следующие выводы о том, что Василий Иванович Суриков, является одним из величайших отечественных художников исторического жанра живописи.
Благодаря, Василию Ивановичу, отечественное искусство продвинулось далеко вперёд. С. Н. Дружинин называет Сурикова создателем народной реалистической трагедии в области исторической живописи. Его имя может быть поставлено рядом с именем русского писателя Льва Толстого, творца реалистической народной эпопеи - романа «Война и мир» [11].
Волошин считал тайной творчества Василия Ивановича Сурикова в том, что «он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей» [8].
Нельзя не отметить, особый талант данного деятеля искусства, в передачи эмоций изображаемых им людей. Автор, умело переносит на свои полотна, главную суть проблем изображаемых эпох. Подчеркивая всё мужество и стойкость русского духа. Давая понять своим зрителям, что, чтобы не случилось, Россия сможет выстоять, несмотря ни на что.
1. Баева, К. Б. Великие художники. Альбом 26. Суриков В. / К. Б. Баева. – Москва : Искусство, 2010. ISBN: 978-5-87107-199-1. – Текст : непосредственный.
2. Большакова, Л. А. В. Суриков: Из собрания Государственной Третьяковской галереи : альбом / Л. А. Большакова. – Москва : Искусство, 1985. – 48 с. – Текст : непосредственный.
3. Бойко, Н. П. Василий Иванович Суриков : Истории знаменитых полотен / Н. П. Бойко. – Ростов н/Д : 2006. – 137 с. – Текст : непосредственный.
4. Бойко, Н. П. Василий Иванович Суриков : Истории знаменитых полотен / Н. П. Бойко. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 128-131 с. – Текст : непосредственный.
5. Варшавский, А. С. История одного шедевра / А. С. Варшавский. // Изобразительное искусство в школе. – 2007. – № 1. – С. 45
6. Гольдштейн, С. Н. Воспоминания о художнике / С. Н. Гольдштейн, З. А. Радзимовских. – Текст : непосредственный // Василий Иванович Суриков Письма : Вступительная статья - Санкт-Петербург, 1977. – С. 35-38.
7. Волошин, М. А. Суриков : Материалы для биографии / М. А. Волошин. – Ленинград : Искусство, 1985. – Текст : непосредственный.
8. Волошин, М. А. Суриков. Материалы для биографии / М. А. Волошин. // Аполлон. – Ленинград : Искусство, 1916. № 6-7. ISBN: 978-5-87107-199-1.
9. Гольдштейн, С. Н. В. И. Суриков / С. Н. Гольдштейн. – Москва : Искусство, 1972. – Текст : непосредственный.
10. Дмитриева, Н. А. «Утро стрелецкой казни». Картина В. И. Сурикова / Н. А. Дмитриева. – Москва : Искусство, 1948. – с 26. – Текст : непосредственный.
11. Дружинин, С. Н. Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» / С. Н. Дружинин. – Москва : Искусство, 1960. – Текст : непосредственный.
12. Евдокимов, И. В. Суриков. Жизнь замечательных людей / И. В. Евдокимов. – Москва : Журнально-газетное объединение, 1933. – с .164. Текст : непосредственный.
13. Евдокимов, И. В. Суриков. / И. В. Евдокимов. – Москва : Искусство, 1940. – Текст : непосредственный.
14. Кеменов, В. С. Историческая живопись Сурикова / В. С. Кеменов. – Москва : Искусство, 1963. – Текст : непосредственный.
15. Кеменов, В. С. Философско-исторические основы творчества В. И. Сурикова / В. С. Кеменов. – Текст : непосредственный. // Искусство. – 1948. – № 2.
16. Кузнецов, А. М. Василий Иванович Суриков. / А. М. Кузнецов. – Иваново : ОГИЗ. – 1943. – с. 17. – Текст : непосредственный.
17. Кузнецов, А. М. Василий Иванович Суриков. / А. М. Кузнецов. – Иваново : ОГИЗ. – 1943. – с. 18. – Текст : непосредственный.
18. Кузнецов, А. М. Василий Иванович Суриков. / А. М. Кузнецов. – Иваново : ОГИЗ. – 1943. – с. 22. – Текст : непосредственный.
19. Кутепова, К. "Боярыня Морозова" / К. Кутепова. – Текст : непосредственный. // Творчество народов мира. – 2011. – № 7. – С. 59.
20. Машковцев, Н. Г. В. И. Суриков / Н. Г. Машковцев. – Москва : Искусство. – 1994. – Текст : непосредственный.
21. Никольский, В. А. Творческие процессы Сурикова / В. А. Никольский. – Москва : Всекохудожник. – 1934. – Текст : непосредственный.
22. Сарабьянов, Д. В. В. И. Суриков. / Д. В. Сарабьянов. – Москва : Государственное издательство изобразительного искусства. – 1963. – Текст : непосредственный.
23. Тепин, Я. А. Суриков. / Я. А. Тепин. – Текст : непосредственный. // Аполлон. –1916. – № 4-5.
24. Ченцова, Г. А. Годы знакомства с В.И. Суриковым. / Г.А. Ченцова. – Текст : непосредственный. // – Искусство. – 1961. – № 6.
25. Юрова, Т. К вопросу о замысле картины «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова / Т. Юрова. – Текст : непосредственный. // – Искусство. – 1952. – № С. 18.
26. Юрова, Т. К вопросу о замысле картины «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова / Т. Юрова. – Текст : непосредственный. // Искусство. – 1952. – № С. 28.
27. Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова - Текст: электронный // –URL:https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1436-kartina-boyarynya-morozova-surikov.html (дата обращения: 05.01.2023).
28. Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова - Текст: электронный // –URL: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/279-utro-streleckoy-kazni-vasiliy-ivanovich-surikov.html (дата обращения: 07.10.2023).
29. Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова - Текст: электронный // –URL:https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1460-opisanie-kartiny-stepan-razin-surikov-1906.html (дата обращения: 08.10.2023).
30. Характерные особенности русской живописи второй половины XIX века - Текст: электронный –URL: https://studbooks.net/786739/kulturologiya/istoricheskiy_zhanr_tvorchestve_surikova (дата обращения: 06.10.2023).
Список используемых иллюстраций
Ил.1. В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. ГТГ, Москва
Ил.2. В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. ГТГ, Москва
Ил.3. В. И. Суриков. Степан Разин. 1906. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.