ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. История вопроса 9
1.1. История изучения Масленицы 9
Глава 2. Описание масленичной обрядности 15
2.1 Этнографическое бюро князя В. Н Тенишева 15
2.2. Общая характеристика празднования Масленицы 17
2.3. Действующие лица 19
2.4. Атрибутика 25
2.5. Локусы 29
Глава 3. Анализ масленичной обрядности 31
3.1. Обрядовые игрища и увеселения 31
3.1.1. Катание на лошадях 31
3.1.2. Катание с горки 32
3.1.3. Бои 36
3.2. Обрядовая еда 40
3.2.1. Обряды, связанные с молодожёнами 40
3.2.2. Порядок трапезы 50
3.3. Смерть и смех 53
3.4. Прощение и Поминание усопших 56
Глава 4. Заключения 58
Использованная литература 60
Приложение 66
1. Иллюстрации 66
2. Описание Масленицы по губерниям 69
Празднование как императив
Народный праздник - явление, широко исследованное наукой с разных точек зрения, включая семантику, символику, социальные функции и т. д. В своем исследовании я буду касаться феномена празднования в русском крестьянском обществе конца XIX — начала XX в.в., а именно его обязательного (императивного) характера. Материалом послужили этнографические описания масленичной обрядности корреспондентов Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева, публикуемые Российским Этнографическим Музеем начиная с 2006 г. Также были использованы аудиозаписи интервью и фотографии из архива кафедры Фольклора СПБГУ, сделанные мной и моими коллегами в ходе фольклорно-антропологических экспедиции на русский Север.
Динамическая смена будней и праздников определяла структуру народного календаря крестьян. Об этом писала Т. А. Бернштам в статье «Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX— начало XX в.)», в которой она описала широкую картину эволюции представлений о времени у русских крестьян с дохристианской эпохи до начала XX в.
Т. А. Бернштам детально описывает динамику обыденной жизни крестьян, которая характеризовалась чётким делением времени, мест и занятий в зависимости от а) солнечного движения, б) времени года, и в) половозрастных отношений. Например, утренние занятия в основном осуществлялись дома или во дворе. Позже, в осенне-зимней поре, мужчины перемещались на двор или в другие места в зависимости от их рода деятельности. Женщины же проводили большинство времени дома или во дворе. В летне-весеннюю пору все работоспособные выходили из дома выполнять хозяйственные работы, а вечером мужчины собирались на улице около дома какого-либо из них, либо около трактира. Женщины ходили друг к другу, стояли у двора или на завалинке.1 В доме были места женские - у печи, порога; и места мужские - передний угол и подпалатье рядом с ним. Места для спанья распределялись по возрастным категориям: старики - на/у печи; взрослые женатые - на лавках под палатями, дети - на полатях и т. д.
В день рабочие отрезки времени менялись на короткие нерабочие (время молитв, питания и отдыха), которые назывались праздными.2 Для данного исследования очень важное наблюдение Т. А. Бернштам о том, что такая динамика чередования рабочего времени (буднего) и нерабочего (праздного) с характерной для каждого формой поведения распространялась не только на структуру дня, но и недели, и целых периодов года.3 Дальше я буду говорить именно об одном из таких нерабочих периодов времени - о празднике.
Как известно из работ В.Я. Проппа, А.Ф. Некрыловой, и др. церковные традиции в народе приобретали новые смыслы, наполнялись элементами аграрных и магических представлений. Таким образом, смыслы и порядки церковного праздника влияли на языческие или светские праздники, либо наоборот, что и обнаруживается в приведённом ниже примере.
А. В. Балов, корреспондент по Ярославской г., сообщает: «храмовые праздники празднуются обыкновенно дня три: на празднике собираются близкие и дальние родные и знакомые и идёт пирушка»4. Дальше он продолжает описание наблюдением о том, что кроме храмовых праздников, в деревнях празднуют мольбы и обещанные праздники: крестьяне молятся в этот день в церкви и берут иконы на дом. Помимо этого «чисто церковного празднования» крестьяне стали устраивать пирушки, и теперь эти праздники праздновали также широко, как и другие.5 Такая тенденция прослеживается повсеместно, но этот пример особо показателен, потому что он демонстрирует момент изменения традиции.
Корреспонденты Этнографического бюро описывали большой спектр крестьянских праздников. В их описаниях содержится весьма ценная информация о том, как праздник приурочивается к какому-либо случаю, бедствию, либо об их назначении, например, чтобы рос урожай или были здоровыми кони и т. д. Как мне представляется, это открывает перед нами цели праздничного действа, что заставляет задаваться вопросами о том, какие намерения были у крестьян и почему для них было так важно соблюдать эти обычаи.
И.Н. Кузнецов сообщает, что крестьяне села Троицко-Леденское соблюдают все двунадесятые праздники и «празднуют по своему обычаю с древних времён», после чего описывает обычай ставить часовни в честь святых вследствие местных бедствий - Святителя Николая из-за пандемий, которые распространилась в селе; Великомученика Георгия из-за падежа скота; Ильи Пророка из-за пожара; Преображения от градобития и т. п. В церковном календаре к каждому святому прикреплён день, когда их почитают (См. А. Ф. Некрылова, 2007). Например, 18 августа крестьяне ездят на лошадях в храм, освящённый в честь Флоры и Лавра, чтобы лошади не болели6.
Такие действия с целью воздействовать на природу нам известны и в календарных праздниках благодаря В.Я. Проппу. Для него русская крестьянская культура - это культура сил, поэтому ритуальная жизнь людей была направлена на распределение сил «от объектов, в максимальной степени ими наделенных в тот или иной момент времени, к объектам, в возрастании силы которых заинтересованы организаторы ритуала».7 8 Ввиду этого, культ предков осуществлялся во время между двумя солнцеворотами, когда пробуждение природных сил необходимо для земледельческих работ. Именно в таком ключе автор толкует, например, поминание предков, объясняя его представлением о том, что умершие имеют власть над землёй, они могут влиять на воссоздание жизни, на перераспределение сил. Для того, чтобы это случилось, с ними необходимо поддерживать контакт путём поминания едой и т.д.
Таким образом, среди целей празднования обнаруживается связь, с одной стороны, с представлением о возможности влияния на окружающую действительность посредством определенных действий (на урожай, на благосостояние лошадей, скота), с другой стороны, - с желанием избегать бед, предотвращать нежелательные события (болезни, пожары).
Каждое время предполагало правила, соблюдение которых обеспечивало нормальное функционирование сообщества. Необходимость отмечать все праздники и воздерживаться от работы в эти дни для крестьян представляла важность не в меньшей степени, чем выполнение хозяйственных работ. Достаточно вспомнить пословицы «Хоть с себя что заложить, да масляну проводить»*, «Птица гнезда не завевает, девки косы не заплетают» или «кто будет работать в этот день, того убьёт громом»9, чтобы понять насколько существенно место, которое занимает модус праздничного действа в общей системе габитуса крестьянского коллектива. Празднование представляло собой культурный императив, который прослеживается в практиках, фольклорных текстах и обрядах.
В данной работе я рассматриваю один из самых крупных праздников крестьянского календаря - Масленицу.
Масленица состоит из ряда обрядов, каждый из которых подразумевает определённый набор действий (вербальных и невербальных) и осуществляется в пространственно-временных координатах с участием коллектива, чётко стратифицированного по половозрастному признаку, а также по социальному положению.
Объект моего исследования - обрядовые действия как типизированные формы поведения.
Предмет исследования - этнографические описания о праздновании Масленицы в конце XIX в., содержащиеся в архиве Этнографического бюро князя В. Н Тенишева.
Методология для данного исследования взята из работ С. Б. Адоньевой, которая при помощи прагматического метода анализирует русскую культуру, особенно культуру русских крестьян. В основе прагматического метода лежит идея о том, что в жизни человека существуют два типа практик. Первая связана с человеком, который, рассуждая, познает мир. Вторая связана с человеком, который живет и действует. Практика действия (вторая) определяется картиной мира - интерпретационными схемами и набором сценариев, которые использует человек для организации своего поведения10. Эта картина мира или верования в терминологии Ч. С. Пирса, являются социальным явлением - санкционируются всеми членами общества, передаются и закрепляются через авторитет. Они являются обязательными, в обществе преследуется их нарушения. Таким образом, они оказываются связанными с общим существованием социума и с индивидуальными чертами социального поведения11.
Для организации материала я решила воспользоваться структурой, предложенной В. Я. Проппом в книге «Русские аграрные праздники». В ней автор представляет и анализирует русские календарные праздники, но свой материал располагает не по циклу праздников, а по ритуальным темам - слагаемым, составляющим структуру самых крупных праздников народного календаря12.
Цель исследования - выявить и проанализировать набор действий, участников и пространственно-временных координат, составляющий основу масленичной обрядности.
Задачи исследования
• Собрать описания о празднования Масленицы из материалов архива Этнографического Бюро Кн. Тенишева.
• Описать масленичную обрядность с учётом набора действий, участников и локусов
• Проанализировать масленичную обрядность
Актуальность исследования заключается в том, что мной будут проанализированные материалы Этнографического бюро, которые были опубликованные относительно недавно. Это исследования является началом работы с этим архивом, поэтому после её осуществления станет понятнее, каким образом можно использовать материалы Этнографического бюро в разных исследованиях.
В первую очередь еще раз подчеркнем основные наблюдения, которые были сделаны во время работы с материалами Этнографического бюро князя Тенишева. В этом архиве хранятся ценные сведения о жизни крестьян разных губернии России. Я посмотрела все опубликованные тома, при этом целенаправленно я искала данные о праздновании Масленицы. В итоге, получилась богатая картина, показывающая состояние этой традиции. Но при этом во многом потерялись региональные особенности, так как по каждой губернии данные являются неоднородными: одни более полные, другие представляют собой лишь небольшие упоминания. Представляется, что было бы продуктивнее работать с материалами одной губернии, так из них можно было бы создать довольно полное представление о жизни крестьян (о культуре, экономике, и т. д).в определённой местности
Итак, мной были рассмотренные описания корреспондентов празднования Масленицы из материалов архива Этнографического Бюро Кн. Тенишева. На их основе я составила общую картину масленичной обрядности с учётом набора, участников, совершаемых действий, времени и локусов.
В третьей главе я проанализировала некоторые значимые обрядовые действия, которые по моему мнению в научной литературе ещё не получали достаточного внимания, или были освещены с другой точки зрения. Например, ритуальные темы, выделенные В. Я. Проппом, которые позволяют увидеть обряды Масленицы в общей картине ритуалов.
В заключение важно подчеркнуть, что русская Масленица предполагает выход отношений ее участников (семейного круга) из интимной сферы в публичную .И это особенно отражается в сюжете масленичной лирике .Мной были выделенные поведенческие сценарий участников обрядов, что позволило понять смысл осуществления их действий с точки зрения социального и ритуального контекста актуального для данного периода.
Как уже было отмечено, Масленица - это праздник, сочетающий в себе не только аграрно-трудовые элементы, которые должны повлиять на окружающую природу, но и элементы, направленные на упорядочивание, регулирование и контролирование отношений между участниками деревенского сообщества.
Опубликованные источники
I. Даль В.И. Пословицы русского народа. Том II. СПб.- М.,1879.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.Ш. СПБ - М.: Тип. М.О. Вольфа, 1998.
3. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка: Материалы для лексической разработки заимствованных слов в рус. лит. речи / Сост. под ред. А.Н. Чудинова. - Санкт-Петербург : В.И. Губинский, 1894.
4. Словарь русских народных говоров. Л., СПб.: Наука, 1965-2014.
Архивные источники
5. Архив кафедры фольклора СПБГУ
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева:
6. Том 1. Костромская и Тверская губернии. СПб, 2004 г.
7. Том 2. Ярославская губерния. Часть 1. Пошехонский уезд. СПб., 2006.
8. Том 2. Ярославская губерния. Часть 2. Даниловский, Любимский, Романово-Борисоглебский, Ростовский и Ярославский уезды. СПб., 2006.
9. Том 3. Калужская губерния. СПб., 2005.
10. Том 4. Нижегородская губерния. СПб., 2006.
11. Том 5. Вологодская губерния. Часть 1. Бельский и Вологодский уезды. СПб., 2007.
12. Том 5. Вологодская губерния. Часть 2. Грязовецуий и Кадниковский уезды. СПб., 2007.
13. Том 5. Вологодская губерния. Часть 3. Никольский и Сольвычегодский уезды. СПб., 2007.
14. Том 5. Вологодская губерния. Часть 4. Тотемский, Усть-сысольский, Устюгский и Яренский уезды. СПб., 2008.
15. Том 6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. СПб., 2008.
...