Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевые особенности фельетонов И. А. Рябова

Работа №132492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы125
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Фельетон как жанр советской публицистики 7
1.1. Исторический очерк развития жанра фельетона в советской публицистике 7
1.2. Жанрообразующие факторы фельетона 27
1.3. Речевые особенности фельетона 31
Глава 2. Речевые особенности фельетона XX века в творчестве И. А. Рябова 35
2.1. О творческой манере публициста И. А. Рябова 35
2.2. Комическое в фельетонах И. А. Рябова 70
2.3. Образность в фельетонах И. А. Рябова 88
Заключение 97
Список литературы 100
Список источников 107
Приложение 112

Данная работа посвящена исследованию речевых особенностей фельетона советского периода на примере творчества публициста Ивана Афанасьевича Рябова, сатирические произведения которого в 1940-1950-х годах публиковались в таких изданиях, как газета «Правда» и журнал «Крокодил». Иван Рябов - советский журналист, начавший свою карьеру в Тверской губернии и продолживший ее в редакциях нескольких столичных газет. Кроме фельетонов в его творческое наследие входит большое количество очерков и литературно-критических статей.
Актуальность исследовательской работы характеризуется тем, что в настоящее время наблюдается трансформация журналистских жанров. В связи с этим смещается представление о классических образцах речежанровой формы текста. Происходит размытие представления о жанровой форме фельетона. Фельетоном зачастую называют любой текст, содержащий элементы комического. Соответственно, возникает необходимость описать текстотип фельетона для формирования представления о жанре, образцах жанра, что позволит современной общественности выработать образцовую модель жанра.
Научная новизна работы определяется тем, что творчество И. А. Рябова никогда не было подвергнуто комплексному анализу и было незаслуженно забыто. При поиске научной литературы по теме исследования не было обнаружено ни одной исследовательской работы, посвященной публицистике И. А. Рябова. Между тем, например, в предисловии Я. Е. Эльсберга к сборнику «Советский фельетон» И. А. Рябов называется в числе таких фельетонистов, как М. Е. Кольцов, И. Ильф и Е. Петров, Д. И. Заславский. Исследователи Б. В. Стрельцов и Е. И. Журбина в своих научных работах отмечают вклад И. А. Рябова в развитие проблемного фельетона в СССР.
Гипотеза: речевые особенности жанров отражают не только индивидуальный стиль автора, но и особенности эпохи создания текста.
Объект исследования - фельетонное творчество И. А. Рябова.
Предмет исследования - речевые особенности, отличающие фельетоны И. А. Рябова, способы создания комизма и образности в этих фельетонах.
Теоретико-методической базой исследования послужили научные труды Б. Ю. Борева, В. Я. Проппа о комическом, Е. И. Журбиной, которая рассматривает спор о происхождении и формировании жанра фельетона, Л. Ф. Ершова о развитии газетного фельетона, Н. Д. Арутюновой о языковых механизмах комизма, С. В. Ильясовой и В. З. Санникова о языковой игре, Л. Е. Кройчика, который подробно рассматривает сатирическую и публицистическую «природу»1 фельетона, и другие. О фельетоне как жанре советской публицистики написано много учебников и монографий. Однако основная проблема в том, что часто источники просто дублируют друг друга. Обнаружить действительно уникальное, новаторское исследование, в котором автор не слепо повторяет основные истины вслед за классиками литературоведения и знаменитыми филологами, а высказывает оригинальные, свежие мысли, ставит под сомнение общепризнанные положения, нелегко.
Деятельность и творчество Ивана Рябова пока практически не изучено. Разрозненные сведения об этом публицисте существуют в виде воспоминаний современников, например, некоторые данные о личности Ивана Рябова можно почерпнуть в книге Бориса Полевого «Силуэты» и в воспоминаниях Корнея Чуковского «О том, что видел». Небольшую информацию дают публикации в газетах, где трудился публицист, приуроченные к памятным датам, связанным с ним. В сборнике Н. П. Павлова «Русские писатели в нашем крае» основной упор автор делает на биографические сведения, но также уделяет внимание очеркам Ивана Рябова, поясняет их специфику, тематические предпочтения автора в этом жанре, на некоторых конкретных очерках останавливается более подробно, о фельетонах публициста упоминает вскользь.
Характеристика источников исследования: эмпирическим материалом исследования послужили 58 фельетонов И. А. Рябова, опубликованных в разное время в газете «Правда» и в журнале «Крокодил» и выпущенных в сборниках «Иерусалимские камешки», «Меценаты и поросята», «Фельетоны», «Во глубине России: Публицистика, очерки, фельетоны, воспоминания», «Голоса жизни: Очерки, фельетоны», «За тридевять земель: Фельетоны», «Очерки и фельетоны», «Земля и люди: очерки, фельетоны, статьи», «Советский фельетон» (Приложение 5). Именно такое количество фельетонов, публиковавшихся с 1940-го по 1958-й годы, было обнаружено во время поиска информации, посвященной творчеству Ивана Рябова.
Цель работы - осмысление речежанровой структуры фельетона в контексте языкового вкуса эпохи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• выделение жанрообразующих факторов фельетона;
• выявление исторических особенностей развития жанра;
• определение индивидуальных особенностей фельетонного творчества И. А. Рябова.
В ходе исследования были применены такие методы, как сравнительный анализ, метод сплошной выборки, лингвостилистический анализ, контент-анализ.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы определяют ее структуру. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка источников и приложения. Во введении определяется актуальность, цели и задачи исследования, его объект и предмет. Первая глава представляет собой обзор теоретического материала, посвященного изучению фельетона как жанра: в ней рассматривается трансформация жанра в зависимости от исторического периода, выделяются основные жанрообразующие факторы и речевые особенности фельетона. Во второй главе проводится анализ фельетонов И. А. Рябова. В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы. Список литературы включает 69 наименований. В приложении представлены таблицы, иллюстрирующие отдельные теоретические и практические положения, терминологический словарь и эмпирический материал.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе выполнено исследование речевых особенностей фельетона советского периода на материале фельетонного творчества публициста Ивана Афанасьевича Рябова. Высказанная ранее гипотеза о том, что речевые особенности жанра фельетона отражают индивидуальный стиль автора и особенности эпохи создания текста подтвердилась с помощью анализа творчества одного из советских фельетонистов. В процессе подготовки исследования для реализации намеченной цели - осмысления речежанровой структуры фельетона в контексте языкового вкуса эпохи - были выделены жанрообразующие факторы и стилистические черты фельетона; выявлены особенности исторического развития жанра, определены индивидуально-авторские особенности фельетона И. А. Рябова.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• развитие фельетона на протяжении примерно двух столетий, качественно изменяясь, движется по спирали: проходя 3 примерно схожие стадии: 1) информативность превалирует над оценочным, сатирическим компонентом, задача жанра - обличение с помощью простого информирования о факте; 2) значимости оценки, авторской позиции превалирует над информативным компонентом, задача жанра - проанализировать явление, которое проявляется в конкретном факте; 3) фельетон «шевеления пустяков»1, смех ради смеха, задача жанра - в большей степени, развлечение и отвлечение. В данный момент жанр находится в третьей стадии развития (на втором качественном уровне), однако, опираясь на теоретические исследования, можно предположить, что фельетон приближается к переходу на новый этап развития;
• по итогам анализа подтверждается высказанная ранее гипотеза о высокой социальной значимости фельетона в советское время в отличие от современных фельетонов, демонстрирующих холостую работу языка, создание комического эффекта ради смеха;
• со временем задача жанра меняется: «в нем теперь нет борьбы, призыва или отстаивания какой-либо точки зрения»2, в современном мире фельетон не выполняет своей функции формирования взглядов общества на определенные явления действительности;
• советскому фельетону присущи следующие качества: документальность - опора на конкретные факты, злободневность, оперативность, простота формы и доступность широкому кругу читателей, высокая социальная оценочность;
• в настоящее время наблюдается трансформация жанра, взаимопроникновение чужих жанровых черт в фельетон. В то же время некоторые черты фельетона, в частности, ироническое отношение к действительности, сарказм, становятся характерными для прочих жанров;
• отсутствие канонического фельетона в современных СМИ, потеря им такого качества, как идейность, являются причинами того, что в обществе отсутствуют четко выраженные идеалы, так как именно эту задачу и призван решить жанр;
• тематические доминанты творчества Ивана Афанасьевича Рябова отражают наиболее актуальные, значимые проблемы и вопросы, волновавшие современников публициста и соответственно формируют портрет эпохи;
• в творчестве Ивана Рябова имеются как проблемные фельетоны, так и фельетоны-факты. Фельетоны обеих разновидностей являются адресно-конкретными. Также в его творчестве представлена такая разновидность как положительный фельетон («Мелихово», «Вечный город»);
• И. А. Рябов обычно применяет следующие приемы создания комического эффекта и образности: использование интертекста и трансформация прецедентного текста (почти в каждом фельетоне встречаются ссылки на цитаты Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова- Щедрина, А. С. Пушкина, либо на героев их произведений. Фельетоны пестрят фразеологизмами, пословицами и поговорками, литературными аналогиями); семантический и стилистический контраст, их сочетание; тропы и фигуры речи (метафора, сравнение, гипербола, анафорический параллелизм), игра слов. В некоторые материалы автор вводит элементы вымысла. Кроме индивидуальных образов Иван Рябов использует также образы-тезисы.
«Фельетон - вещь особая, специфическая. В нем не только ружье, которое висит на стене в начале действия, обязательно должно выстрелить, в нем четко должны сработать каждая деталь, каждое предложение или догадка, каждое слово. Фельетонист же за поступками конкретных людей должен видеть суть явления, оголять корни, которые питают это явление, и формировать относительно его общественное мнение»3, - такое понимание жанра фельетона и задачи фельетониста представляется наиболее выразительным и емким. Иван Рябов писал: «наибольшие “муки слова” я переживаю именно в работе над фельетоном. Куда легче дается корреспонденция, статья, очерк. Трудное и сложное дело - самое интересное дело. Может быть, именно поэтому я очень люблю фельетон и люблю работать над его темой и формой»4. В то же время это и один из наиболее действенных жанров.


1. Арутюнова Н. Д. Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. М.: Индрик, 2007. - 728 с.
2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 571 с. URL: http://www.classes.ru/grammar/174.Akhmanova/ (дата обращения: 15.04.2018)
3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. М.: Русские словари, 1996. С. 159-206. - 730 с. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm (дата обращения: 15.04.2018)
4. Борев Ю. Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.: Искусство, 1979. - 272 с.
5. Борев Ю. Б. Комическое. Концепции комического в истории эстетики // Эстетика: Учебник. М.: Высш. шк., 2002. - 511 с.
6. Вакуров В. Н. Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 54 с.
7. Виленский М. Э. Как написать фельетон. М.: Мысль, 1982. - 208 с.
8. Выровцева Е. В. Стилистические особенности текстов печатных СМИ как формы медиавируса // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 80. 2013. №21. С. 128. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/stilisticheskie-osobennosti- tekstov-pechatnyh-smi-kak-formy-mediavirusa (дата обращения: 15.04.2018)
9. Гилев В. И. Смех - дело серьезное / [Донецкое обл. отд-ние Союза журналистов СССР]. - Донецк: Кн. изд-во, 1962. - 29 с.
10. Гоголь Н. В. О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952. Т. 8. Статьи. 1952. С. 156—176. URL: http://feb- web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8- 156-.htm?cmd=p (дата обращения: 15.04.2018
11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М. 1863-1866. URL: http://slovardalja.net/ (дата обращения: 15.04.2018)
12. Дмитровский М. И. Спорные вопросы по фельетону. Алма-Ата, 1966. - 32 с.
13. Евдокимова Т. Н. Оценочность современного сатирического текста (на примере пафмлета Дмитрия Быкова «Правоправила») // Вестник Московского государственного университета печати. 2015. С. 320-327. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenochnost-sovremennogo- satiricheskogo-teksta-na-primere-pamfleta-dmitriya-bykova-pravopravila (дата обращения: 15.04.2018)
14. Ершов Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (от эпиграммы до романа). Л.: Наука, 1977. -282 с.
15. Журбина Е. И. Искусство фельетона: монография. М.: Художественная литература, 1965. - 286 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ