Введение 3
Глава 1. Винная журналистика как узкий сегмент современной мировой медиаиндустрии 8
1.1 Современная медиаиндустрия в сегментах 8
1.2 Винная журналистика как часть lifestyle-сегмента 11
1.3 Винная журналистика как часть гастрономического сегмента медиа 13
1.4 Винная журналистика как часть трэвел-сегмента 16
1.5 Сравнение характеристик винной журналистики и других тематических сегментов 20
1.6 Отличительные особенности винной журналистики 21
1.7 Винная журналистика Франции как законодатель жанра 30
1.8 История виноделия и становление культа гедонизма 33
Глава 2. Сравнительный анализ винной журналистики Франции и России 36
2.1 Обзор французских изданий, специализирующихся на теме вина 36
2.2 Общие тенденции развития винной культуры в России 39
2.3 Обзор российских изданий, специализирующихся на теме вина 43
2.4 Сравнительная характеристика ведущих изданий России и Франции 47
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Актуальность исследования определяется тем, что винная журналистика (пока не сформировавшаяся в России и развитая на Западе) имеет большой потенциал и ценность для журналистики и культуры региона, производящего и потребляющего вино. Помимо религиозного смысла (вино часть христианского причастия, например) вино приобретает культурный символизм. Употребление вина выходит за рамки обыденного действия, что выражается в создании винных клубов, проведении дегустаций и конкурсов среди изготовителей, сомелье и т.п. В странах- изготовителях распространена такая отрасль туризма, как винный туризм, целью которого является знакомство с аутентичными винами и местами их происхождения. Таким образом вино является не просто напитком, а частью культуры, причем не только для религии. Медиа как источник информации для современного человека играют роль в презентации и распространении любой культуры, поэтому мы рассматриваем новый сегмент СМИ - винную журналистику.
Новизна исследования заключается в попытке изучить потенциальную для российского медиа ландшафта тематическую нишу СМИ. Винная журналистика как отдельный сегмент пока не достаточно определяется, мало исследуется в теоретических источниках и мало выделяется среди развлекательных, гастрономических, трэвел-изданий.
Четкое определение и понимание (как самими СМИ, так и читателями) функций винной журналистики, создание журналистского посредничества между и читателем (здесь же - потребителем продукта) теоретически позволит развивать в стране иное отношение к алкоголю. Важный шаг на пути развития культуры пития - повышение интереса к напитку и его производству на «своих» территориях. Привлечение внимания к вину и, в частности, к отечественным производителям позволит улучшить экономическое положение агро отрасли в стране, разовьет новые туристические направления.
Однако несмотря на практический интерес к винной отрасли на данный момент презентация в стране виноделия, винная культура и винная журналистика в России практически не исследуются на теоретическом уровне. Прежде всего, сохраняется неоднозначность понятий, описывающих культурные аспекты употребления вина, функционирования винной журналистики. Другая проблема связана с отсутствием должного теоретического осмысления винной культуры. Она изучается преимущественно на эмпирическом уровне самими производителями, критиками, рестораторами и в результате предстает перед потребителями вина и потенциальной аудиторией винной журналистики как набор разрозненных правил и рекомендаций. Это информация о сочетании вин и блюд, правила подачи вина к столу, советы сомелье, оценки критиков. Механизмы функционирования винной культуры остаются не изученными, отсутствует единая система номинаций и определений (например, использование термина «шампанское» остаётся до сих пор спорным: регион-создатель закрепил это понятие исключительно за своим продуктом юридически, однако многие производители сохраняют известное название, добавляя определение или кавычки).
В странах-изготовителях вина культура данного напитка подкрепляется научным интересом (все найденные нами статьи и научные работы о винной культуре и винной журналистике - зарубежные) и существованием в винных СМИ. В России современный рынок винных медиа находится в стадии развития. В отличие от взятой нами за образец винной журналистики Франции, в России этот сегмент медиа можно назвать еще только формирующимся, но с большим потенциалом развития за счет роста аудитории. Происходит также и увеличение технических платформ для функционирования СМИ: «гибридные медиа» - с одновременным существованием сайта и бумажной версии, например, Simple Wine News, online-only-медиа только в интернет-пространстве - Винная газета, мобильные приложения - Vivino. В 2017 году была создана первая в России ассоциация винных журналистов и писателей.
Для формирования винной журналистики как самостоятельной отрасли, такой же авторитетной, как в странах Европы и Нового Света, необходим анализ традиций и закономерностей, сформированных в странах-первопроходцах, а затем адаптация этих традиций и прогноз потенциальных направлений развития для иной страны (России в данном случае). Наиболее влиятельна и развита данная тематика в СМИ Франции, поэтому за основу взяты авторитетные французские винные журналы.
Объектом исследования являются французские винные СМИ «Revue du vin de France», «Le Figaro Vin», «Terre de vins» (как образцы и основоположники винной журналистики) и российские издания Simple Wine News, Invisible, Винная газета (как представители альтернативной винной журналистики и трансформации традиций в условиях другого региона и культурного контекста). Предмет ВКР - традиции выбранных СМИ и особенности их функционирования, их влияние на культурное сообщество и экономическое положение регионов.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление особенностей и функций винной журналистики как культового сегмента за рубежом (в частности во Франции) и как молодой отрасли СМИ в России. Задачи исследования - изучить традиции и закономерности в винной журналистике Франции, определить потенциальные направления сегмента и его возможные пути развития в России; изучить винную журналистику как инструмент культурного просвещения и способ создания имиджа региона.
Теоретическая база работы достаточно узка, поскольку в российском научном сообществе тема винной журналистики как отдельного сегмента на данный момент не разработана. Основная работа была проведена с опорой на исследования зарубежных ученых: социологов, культурологов, медиа-экспертов, таких, как Jorg Rossel, Patrick Schenk, Michael Summerfield, Kolleen M. Guy, 0yvind Horverak и другие. Однако и в научных сообществах Европы, Америки винная журналистика как самостоятельная отрасль рассматривается не всегда; большая часть статей и книг, составляющих теоретическое подкрепление ВКР, исследуют проблемы потребления вина как продукта, создание его культа, восприятия напитка как общественной связующей. В силу пока не разработанной тематики мы пользовались теоретическим материалом и самих винных изданий («Le Figaro Vin», «Wine Mag»), где часто встречаются аналитические статьи, обзоры винной сферы.
Эмпирической базой для исследования послужили французские специализированные журналы «Revue du vin de France», «Le Figaro Vin», «Terre de vins» и российские издания «Simple Wine News», «Винная газета», «Invisible».
Хронологические рамки исследования составляют последние 5 лет (были выделены наиболее популярные медиа за это время), поскольку нас интересуют не сиюминутные процессы в онлайн и печатных источниках, а формирование тенденций, традиций, которые зарождаются в одних странах и тиражируются затем по всему миру.
Для исследования тенденций и условий развития винной журналистики были применены количественный и качественный контент-анализы материалов специализированных изданий и разделов, а также анализ теоретических источников с их последующим переводом (с английского или французского).
Структура данного исследования следующая: выпускная квалификационная работа состоит из введения, оглавления, I теоретической части (включающей подглавы Современная медиаиндустрия в сегментах, Винная журналистика как часть lifestyle-сегмента, Винная журналистика как часть гастрономического сегмента медиа, Винная журналистика как часть трэвел-сегмента, Сравнение характеристик винной журналистики и других тематических сегментов, Отличительные характеристики винной журналистики, Винная журналистика Франции как законодатель жанра, История виноделия и становление культа гедонизма) и II практической части, где исследование делится на подглавы Обзор французских изданий, специализирующихся на теме вина, Общие тенденции развития винной культуры в России, Обзор российских изданий, специализирующихся на теме вина, Сравнительная характеристика ведущих изданий России и Франции, а также заключения и списка литературы и источников.
В данном исследовании мы рассмотрели отличительные особенности винной журналистики на примере винных медиа и материалов о вине в других сегментах журналистики досуга.
Проделанная работа позволила нам сделать следующие выводы. Прежде всего, мы установили, что винная журналистика как сфера научного знания еще не сформирована и не располагает достаточным для ее понимания и полноценного функционирования количеством исследований. Однако проведенный анализ показал наличие большого интереса к данному сегменту. Теоретические источники и анализ представителей сегмента помогли нам сформировать несколько отличительных функций, присущих именно винной журналистике. Такими функциями являются:
• создание и развитие новых туристических направлений (энотуризм);
• эстетизация процессов потребления вина и пищи вместе с ним;
• создание социальных групп, клубов по интересам;
• формирование национальной идентичности;
• позиционирование региона-производителя как особенной области (имиджевая политика).
Более того, мы выявили, что законодателем традиций, терминов и ключевых тем в винной журналистике является Франция. В связи с этим мы проанализировали французские издания сегмента и выявили несколько отличительных функций винной журналистики. Эти функции могут быть реализованы только в рамках самостоятельного сегмента, а в рамках других (смежных - lifestyle, трэвел- и гастрономическом) винная журналистика не может развиваться: она существует лишь как дополнение к основной теме.
С помощью соответствующих критериев мы также произвели обзор российского рынка изданий, тематически связанных с винами.
В русскоязычном пространстве понятие «винная журналистика» не укреплено: словари и профессиональные справочники не дают такого определения, данной специализации нет в ВУЗах, отсутствуют также учебные издания этой тематики. Однако сфера получает все большее распространение благодаря нескольким причинам:
• популяризация вина как хорошего и дорогого алкоголя;
• внимание к виноградарству в связи с возрождением хозяйств в южных регионах России;
• общее улучшение экономического положения так называемого среднего класса и, как следствие, большая доступность вин как в магазинах, так и в ресторанах.
Все это ведет к увеличению материалов, посвященных напитку и сопутствующей культуре, а значит, появлению собственных тенденций и законов, требований к винному сегменту журналистики. В первую очередь, необходимо различение журналистики вина и других смежных областей медиа - гастрономической, lifestyle и трэвел.
На основе проведенного контент-анализа и теоретической проработки вопроса мы можем сделать несколько выводов. Винная журналистика Франции является самостоятельным сегментом, она развита и, более того, является законодателем тенденций и источником традиций для других стран, потому что:
• виноградарство исторически является распространенным национальным занятием во Франции;
• виноделие - это экономически важная сфера для государства;
• это ремесло, позволяющее развивать туризм;
• кухня и вино - объекты национального наследия и гордости;
• винная журналистика - важная отрасль культуры;
• винные СМИ в стране существуют на протяжении десятков лет.
Выявленные особенности свидетельствуют о том, что французская винная журналистика - доступный и популярный сегмент медиа, это часть культуры. Она признана французами, что подтверждается числом и длительностью существования винных медиа, а также размером их аудитории.
Винная журналистика России уступает по уровню развитости и популярности французской, но, тем не менее, имеет своего читателя и определенный потенциал развития на рынке медиа. В России на сегодня данная отрасль не достаточно развита по нескольким причинам:
• с 1985 до конца 1990-ых виноградники сознательно уничтожались в стране;
• в этот период культура виноделия искоренялась на государственном уровне;
• российские винные бренды мало известны широкой публике;
• винные хозяйства не развиваются как энотуритиеские направления;
• винная журналистика не определяется как сфера научных исследований и часть культуры;
• винная журналистика появилась и стала развиваться не более 20- ти лет назад.
Российская винная журналистика пока зачастую остается источником информации для гурманов и специалистов сферы, так как на данный момент вино еще не является национальным символом в стране. Однако отрасль активно расширяется - появляются специализированные СМИ, блоги, проводятся конкурсы и фестивали, виноделие поддерживается на государственном уровне и так далее. Поэтому мы видим много потенциальных сфер реализации винной журналистики в России.
1. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. СПб.: Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012.
2. Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учеб. пособие. - М., 2015.
3. По исследованиям Nete Norgaard Kristensen & Unni From (2011) LIFESTYLE JOURNALISM. / Journalism Practice, 2011.
4. По Хейвуд Р. Все о Public Relations. / Пер. с англ. - М., 2009.
5. Редькина, Т.Ю. Этические нормы в трэвел-журналистике // Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: матер. международного семинара (3-4 октября 2011 года) / под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб, 2013.
6. Романова К. М. Средиземноморские субрегиональные реалии лингвокультурной сферы «Виноделие»: дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / Урал. гос. пед. у-т, 2008.
7. С. Косенко. Актуальные аспекты современной культурной политики франции // Власть, 2007.
8. Щербакова Т. С. Конкурентоспособность российского виноделия: проблемы и возможности развития, М.: 2014.
9. Francesc Fuste Forne. FOOD JOURNALISM: Building the discourse on the popularization of gastronomy in the twenty-first century. / Universitat Ramon Llull, Barcelona, 2017.
10. Jo"rg Ro" ssel, Patrick Schenk and Dorothea Eppler. The emergence of authentic products: The transformation of wine journalism in Germany, 19472008. / University of Zurich, 2016.
11. Jo"rg Ro" ssel, Patrick Schenk and Dorothea Eppler. The emergence of authentic products: The transformation of wine journalism in Germany, 1947-2008. / University of Zurich, 2016.
12. Kolleen M. Guy. When Champagne Became French: Wine and the Making of a National Identity. Baltimore, Md.: The Johns Hopkins University Press, 2003.
13. Merriman E. Soft News, the Rise of Critical Journalism, and How to Preserve Democracy / EDGE, Spring Quarter, June 6, 2003.
14. Michael Summerfie. Wine drinking culture in France: a national myth or a modern passion? / Journal of Wine Research, 2013.
15. Nikita Krivtsov. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017.
...