Введение 3
Глава 1. Стратегия и реализация редизайна районного издания 6
1.1. Редизайн как инструмент продвижения издания 6
1.2. Положение районной прессы в медиапространстве Санкт-Петербурга 12
1.3. Практика редизайна районных изданий 17
Глава 2. Редизайн газеты «Славянка сегодня» 27
2.1. История издания «Славянка сегодня» 27
2.2. Разработка новой тематической концепции издания 30
2.3. Создание композиционно-графической модели газеты и сайта «Славянка сегодня» 38
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 55
Во время активного распространения информации по сети Интернет и перехода многих средств массовой информации в онлайн существует мнение, что скоро газеты совсем исчезнут из медиапространства. Однако эксперты считают, что, как минимум, районная и корпоративная пресса всегда будут существовать в печатном варианте. В последнем отчете Роспечати со ссылкой на газету «Коммерсантъ» отмечается, что доверие россиян к интернету, телевидению и радио как источникам информации заметно снизилось, а к газетам и журналам - возросло1.
Районная пресса является большим сегментом печатной журналистики и остается самой близкой к аудитории. Н. М. Фролова отмечает, что информация, публикующаяся на страницах районных газет, остается «тематически и географически близкой для ее непосредственного потребителя»2. Дизайн газеты является важным фактором существования печатного издания, так как он не только визуализирует типологические и содержательные характеристики издания, создает индивидуальный облик и указывает на целевую аудиторию, но и, в первую очередь, становится главной экспериментальной площадкой формирования новой модели взаимодействия «газета - читатель»3. Газеты не просто сообщают новости, а «показывают» их с помощью иллюстраций, графиков, схем, дополнительных справок, цифр и т.д. Исследователи отмечают тенденцию районных газет совершенствовать свое оформление и уходить от принятых стандартов, однако зачастую им не хватает вкуса, чувства меры, а иногда и специалистов, способных осуществить необходимые изменения.
Сегмент районной прессы в Санкт-Петербурге развит достаточно сильно, но многие районные газеты имеют дизайн, не соответствующий современным тенденциям, поэтому, на наш взгляд, данная проблема требует решения. Один из инструментов, позволяющих преобразовать дизайн издания, а также вывести газету на новые платформы, - редизайн, при грамотном осуществлении которого газета становится популярнее среди аудитории и способствует общему повышению визуальной культуры. Этим и обусловлена актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Новизна работы состоит в том, что процесс редизайна впервые рассматривается комплексно в отношении районной газеты «Славянка сегодня» и состоит не только в преобразовании оформления печатной версии издания, но и затрагивает аспекты работы редакции, а также адаптацию редизайна для сайта и сообщества в социальной сети «ВКонтакте».
Объектом выпускной квалификационной работы является газета Администрации Невского района Санкт-Петербурга «Славянка сегодня».
Предметом - редизайн газеты «Славянка сегодня».
В соответствии с объектом и предметом целью является осуществление комплексного редизайна газеты «Славянка сегодня» (печатная версия издания, сайт и группа «ВКонтакте»).
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
• изучить механизмы и этапы осуществления редизайна и рассмотреть его как инструмент продвижения издания;
• определить положение и состояние районной прессы в медиапространстве Санкт-Петербурга;
• проанализировать результаты осуществления редизайна районных газет Санкт-Петербурга и выявить проблемы, с которыми столкнулись редакции;
• проследить этапы развития газеты «Славянка сегодня»;
• преобразовать тематическую концепцию издания и предложить новые способы продвижения газеты;
• разработать новую композиционно-графическую модель печатной версии и сайта газеты «Славянка сегодня».
Теоретическую базу работы составили научные статьи, посвященные редизайну и дизайну средств массовой информации в целом таких исследователей как А. Ю. Тышецкая, В. В. Тулупов, С. И. Галкин, Ю. Н. Мясников, А. Королькова и др. Также во внимание принимались статьи зарубежных практиков и теоретиков газетного дизайна: М. Г арсиа, Р. Локвуда, С. Аймса и Д. Моэма. Для анализа состояния районной прессы использовались статьи О. А. Вороновой, А. Д. Золотых, З. Антипной, а также публикации в журналах «Журналист».
В качестве основных методов использовались экспертное интервью, письменный опрос (анкетирование), а также такие эмпирические методы, как описание, сравнение, эксперимент и моделирование.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски газеты «Славянка сегодня» с 1994 года по настоящее время. Кроме того, для изучения кейсов были использованы номера следующих изданий Санкт-Петербурга: «Гражданские вести, «Новости из Центра», «Кронштадтский вестник», «РЯОтрадное, «Гагаринский курьер». Также были проанализированы сайты и сообщества в социальных сетях газет «Кронштадтский вестник», «РЯОтрадное и «Гагаринский курьер.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В рамках данной выпускной квалификационной работы был осуществлен комплексный редизайн газеты Невского района Санкт- Петербурга «Славянка сегодня».
Первоначально было подробно изучено понятие «редизайн», методики и техники его осуществления, а также описан процесс редизайна в «идеальном варианте», то есть с изменением не только визуального облика издания, но и с внесением изменений в тематическую модель, редакционную политику и структуру редакции, в маркетинговую составляющую издания. Кроме того, были отмечены возможности редизайна в мультиплатформенном продвижении издания.
Изучение состояния районной прессы в Санкт-Петербурге с опорой на статьи исследователей и результаты Фестивалей малой прессы в Санкт- Петербургском государственном университете, а также разбор кейсов редизайна пяти изданий позволили сделать выводы о том, что газеты выживают в условиях малого финансирования, во многом зависят от желания властей, но все же стремятся соответствовать потребностям аудитории. Дизайн многих районных газет оставляет желать лучшего, а издания, решившиеся на редизайн, отмечают следующие сложности: необходимость уменьшения объемов текста, отсутствие в штате редакции профессиональных фотографов, инфографов, а иногда и дизайнеров. Также некоторые редакции не готовы менять устоявшиеся принципы работы: они готовы заменить шрифты и логотип, но не хотят преобразовывать внутреннее содержание газеты - это говорит о том, что комплексно редизайн не применяется практически ни в одной редакции районной газеты Санкт-Петербурга.
Нами был создан проект комплексного редизайна газеты «Славянка сегодня»:
• предложены новые рубрики и их оформление («Цифры / графика / инфографика», «Мнения», «Люди района», «Вопрос - ответ», «Фоторепортаж», «Фотоновость», «Анонсы») на основании опроса реальных читателей газеты;
• сформулированы основные подходы к организации публичной страницы газеты «Славянка сегодня» в социальной сети «ВКонтакте», с помощью которой можно сделать взаимодействие с читателями в разы эффективнее и расширить аудиторию газеты;
• разработана новая композиционно-графическая модель газеты, по цветовому содержанию соответствующая истории издания газеты, по шрифтовому наполнению и наличию множества визуальных дополнительных элементов способствующая легкому восприятию информации, а также повышению визуальной привлекательности и узнаваемости издания;
• спроектирован прототип нового сайта «Славянки сегодня», который связан с дизайном печатной версии газеты и отличается удобством и простотой навигации и поиска информации.
Редакция газеты «Славянка сегодня» ознакомлена с результатами проведенной работы и выразила желание внедрить проект нового дизайна в жизнь летом 2018 года. Первоначально предполагалось выпустить газету в новом дизайне уже в мае 2018 года, однако в последний момент редакцией было принято решение отложить этот процесс на лето в связи с нехваткой времени для реализации всех предложенных идей, а также с необходимостью длительных утверждений нового оформления и содержания газеты с Администрацией Невского района и АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки». Несмотря на это, все задачи, поставленные перед началом работы, выполнены, а главная цель достигнута.
1. Антипина З. Районная газета в поисках сообщества. Опыт работы пермской прессы в социальных сетях // Мультимедийная журналистика / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции Минск, 1-2 марта 2018 г. Минск. 2018. С. 127.
2. Воронова О. А. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестник Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 2000. № 5. С. 3-24.
3. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: Учеб. пособие / под ред. С.И. Галкин. М. 2007.
4. Золотых А.Д. Местная пресса мегаполиса: зеркало жизни или служанка власти? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 5. С. 75-84.
5. Королев Е.А. Фестиваль малой прессы в СПбГУ // Век информации. 2016. №3. С. 127-130.
6. Королькова А. Живая типографика. М., 2007.
7. Костык И.В. Типичные проблемы функционирования районных газет (на примере газеты Кривошеинского района Томской области «Районные вести») // Актуальные проблемы журналистики: Сборник трудов молодых ученых. Вып. VIII / Отв. ред. Н.В. Жилякова, Е.А. Войтик. Томск. 2013. С. 151-153.
8. Марио Гарсиа в Москве: «Ставьте на мобильные телефоны». Московские новости. Беседовал А. Уткин. URL: http: //www. mn. ru/society/20130201/336678413. html
9. Нечитайло, А. А. Менеджмент в книжном деле: учебник / А.А. Нечитайло, А.А. Гнутова, Н.В. Прядильникова. Самара. 2011.
10. Нигматуллина К. Маленький гигант большого текста // Журналист. 2018. №4. С. 44-51.
11. Носаев Д.А. Современные тенденции развития графической модели газеты // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2012. №3 (105). С. 45-50.
12. Овсянникова А.А. Редизайн издания как комплексный процесс трансформации редакционного менеджмента // Молодой исследователь Дона. 2017. №5 (8). С. 126-130.
13. Петрусевич И. Современные тенденции в оформлении региональных печатных СМИ // Визуально-семантические средства современной медиаиндустрии: материалы Респ. науч.-практ. конф. 20-21 марта 2015 г. / редкол.: С.В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. Минск. 2015. С. 121-123.
14. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции, перспективы. Отраслевой доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2016. С. 69.
15. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Журналистика» / [Засурский Я. Н., Алексеева М. И., Болотова Л. Д. и др.]; под ред. Я. Н. Засурского. М., 2003.
...