Введение 3
Глава 1. Этические проблемы освещения темы взаимоотношений учеников и учителей 8
1.1 Понятие профессиональной этики журналиста 8
1.2 Этический аспект освещения темы школьных конфликтов 11
1.3 Проблема достоверности информации 14
1.4 Влияние СМИ на психологическое здоровье подростков 18
1.5 Проблемы взаимоотношений между учителем и учеником 21
Глава 2. Тенденции освещения школьных конфликтов в СМИ 27
2.1 Анализ текстов о наиболее обсуждаемых случаях нападения школьников на учителей и учеников 27
2.2 Анализ текстов о случаях непрофессионального отношения учителей к ученикам 38
2.3 Анализ материалов о фактах сексуальных домогательств в школах 47
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Успешное выполнение педагогом своих обязанностей является залогом эффективной социализации ребенка, формирования необходимых навыков для дальнейшей самостоятельной жизни. В связи с этим большое значение в образовательном процессе приобретают взаимоотношения учителя и ученика.
Проблемы взаимодействия в школьном коллективе становятся известными кому-либо за пределами учебного заведения редко. Изменения, связанные с этими скандалами, осуществляются в образовательных учреждениях лишь после того, как в газетах появляются статьи, а на телевидении выходят сюжеты об указанных ситуациях. СМИ формируют у общественности негативное отношение к происходящим событиям, выявляют проблемы в системе образования (например, такие скандалы умалчиваются, а учитель, совершивший противозаконные действия, может остаться работать в школе или уволиться с положительными рекомендациями).
Мы можем видеть и негативные стороны в процессе информирования общества о школьных скандалах. Прежде всего, это касается самих учеников, так как слишком пристальное внимание к учащимся, их школе, может не лучшим образом отразиться на психологическом состоянии подростков. Детализация преступлений, скандальных подробностей и личных данных детей в прессе может травмировать детскую психику и мешать следствию.
В 2018 году в России мы можем заметить превращение единичных явлений нарушения взаимодействия между учителем и учеником в тенденцию по всей стране. Иллюстрацией подобного явления служат случаи стрельбы в школах, которые получили популярность в первой половине 2018 года. Кроме того, за последние три года широко освещались эпизоды сексуальных домогательств в образовательных учреждениях. Тот факт, что в скандальных школьных ситуациях одной из конфликтных сторон являются несовершеннолетние, накладывает большую ответственность на журналистов. Они должны создавать свои тексты таким образом, чтобы не привлечь общественность к травле подростка и его семьи. Акцентируя внимание на негативных явлениях действительности, СМИ транслируют ложные ценности, особенно велико влияние на молодую аудиторию. Поэтому важно понимать, какие принципы лежат в основе качественных журналистских материалов, посвященных теме нарушения взаимоотношений между педагогом и школьником, чем и обусловлена актуальность исследования.
Новизна работы обусловлена недостаточной разработанностью темы в российской науке; впервые тексты в СМИ на тему школьных скандалов анализируются на основе принципов соблюдения или нарушения журналистской этики. Благодаря выявлению определенных тенденций и специфики информирования в подобных ситуациях, дипломная работа может стать базисом для создания перечня практически ориентированных рекомендаций для профессионального сообщества при освещении данной проблематики.
Этика - философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль, то есть принятые в обществе нормы поведения, добро и зло, правильное и неправильное. Многие ученые занимались изучением этических проблем в различных сферах жизни.
Исследованием особенностей журналистской профессии, создания публикаций, понятием профессиональной этики и её местом в деятельности журналиста занималась Г.В. Лазутина. Она рассказывает о двойственном характере связи журналистики и политики, влиянии рабочего процесса на формирование этических профессиональных кодексов, а также о том, как недоработанность этических кодексов отражаются на качестве журналистских произведений.
Т. И Фролова глубже исследует влияние этических кодексов журналиста на публикации. Она выделяет темы, которые жестко регламентируются документами, посвящёнными проблемам этики. Соответственно, авторы должны уделять особое внимание соответствию созданных текстов этике.
Публикация сведений, не соответствующих действительности является нарушением профессиональной этики. В. А. Бейненсон рассуждает о причинах трансляции СМИ непроверенной или недостоверной информации, а также акцентирует внимание на задаче прессы предоставлять читателю или зрителю правдивых и объективных сведений.
С. Н. Ильченко указывает, почему для публикаций имеет большое значение визуальный контент, дает определение фейков и представляет их классификацию. Альтернативную классификацию фейковых новостей представляют А. П. Суходолов, А. М. Бычкова.
Объектом исследования являются тексты интернет-порталов Meduza и Life.ru, которые освещают скандальные ситуации, происходящие в школах.
Предмет исследования - этический аспект информирования Meduza и Life.ru о школьных скандальных ситуациях.
Цель дипломной работы - на примере публикаций Meduza и Life.ru рассмотреть, насколько этично в средствах массовой информации осуществляется процесс информирования о скандальных школьных ситуациях, а именно, какую оценку происходящих событий формируют журналисты, не затрагивают ли публикации чьи -либо чувства, не происходит ли популяризация негативных для общества явлений или тенденций за счет публикаций журналистов. На основе полученных знаний мы составим список рекомендаций для журналистов, освещающих эту тему.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать, какие типы скандальных школьных ситуаций наиболее часто упоминаются в СМИ;
2) проанализировать тексты выбранных СМИ в аспекте полезности для читателя, информативности, объективности, а также этичности, выделив их позитивные и негативные стороны;
3) сравнить, как освещают факты нарушения взаимодействия между преподавателями и школьниками в выбранных медиа;
4) на основе анализа составить общие тенденции в процессе информирования;
5) составить список практически ориентированных рекомендаций.
Эмпирическим материалом послужили текстовые материалы, которые рассказывают о скандальных ситуациях в школах (случаи нападения подростков на учителей и учеников, примеры непрофессионального поведения учителей по отношению к ученикам, факты сексуальных домогательств в школах).
При разработке темы и выполнении исследования применены методы: описание, обобщение, сопоставление, сравнительный анализ.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава представляет собой обзор теоретических материалов, посвященных особенностям взаимоотношений между учителем и учеником, проблемам достоверности информации и профессиональной этики журналиста.
Во второй главе представляются примеры материалов интернет- порталов Meduza и Life.ru, осуществляется их анализ и сравнение на основе принципов профессиональной этики, выявляются определенные тенденции в информировании о школьных скандальных ситуациях, формируются выводы.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируется список рекомендаций для журналистов.
В рамках данного исследования мы провели работу по сравнительному анализу публикаций, посвященных школьным скандальным ситуациям в 2017-2018 годах на примере Meduza и Life.ru. В ходе проведенного исследования были установлены позитивные и негативные стороны в процессе информирования СМИ о фактах нарушения взаимодействия учителей и учеников.
Мы выявили, что масс-медиа за счет транслирования ценностей, моделей поведения сильно влияют на процесс социализации подростков. Поэтому журналисты должны освещать конфликтные ситуации с участием школьников, соблюдая кодекс профессиональной этики, федеральные законы и другие.
Исследуя публикации СМИ о случаях стрельбы подростков в школах, случаях сексуальных домогательств педагогов по отношению к ученикам и неподобающего отношения учителей к школьникам в призме этического аспекта, мы выяснили, что наиболее грамотно осуществляется информирование о случаях педофилии в школах. Возможно, это связано с тем, что законы жестко регламентируют, какие данные несовершеннолетних могут публиковать СМИ, с другой стороны, мы столкнулись с тем, насколько законодательство неконкретно оговаривает разрешение на обнародование персональных данных совершеннолетних подозреваемых в преступлениях .
Анализируя тексты Life.ru, мы можем столкнуться со следующими тенденциями в процессе информирования о упомянутых происшествиях:
1. для большей сенсационности или достоверности материалов СМИ публиковали фотографии или видеозаписи, противоречащие закону о СМИ;
2. разглашают имена и фамилии несовершеннолетних;
3. журналисты указывали скандальные, но ненужные подробности произошедших событий или биографий героев публикации;
4. некоторые публикуемые материалы содержат недостоверную или противоречивую информацию;
5. журналисты распространяют сведения (имена, фамилии, род занятий) о подростках, напавших на учителей и школьников, и семей виновников чрезвычайных происшествий;
6. в текстах осуществляется популяризация негативных явлений культуры, а также самих подростков, совершивших противоправные деяния.
Журналисты Meduza в основном оповещают общественность о скандалах в школах посредством информационных заметок.
Соответственно, редакция реже сталкивается с необходимостью дополнения материалов визуальным контентом или эксклюзивными подробностями. Однако мы можем выявить следующие негативные характеристики, которые были обнаружены в текстах:
1. в текстах встречается частое упоминание негативных явлений культуры;
2. журналисты транслировали скандальные, но необязательные подробности происшествий;
3. значительное влияние на отбор фактов для материалов служит редакционная политика;
Таким образом, мы приходим к выводу, что Meduza, являясь качественным изданием, создает тексты с меньшим количеством этических нарушений.
Выявив все негативные тенденции в процессе информирования, мы может составить список практически ориентированных рекомендаций:
1. не распространять фамилии, имена школьников, пострадавших от противоправных деяний или совершивших их;
2. журналистам следует избегать использования фото- и видеоматериалов, которые позволят распознать несовершеннолетних виновников происшествия или пострадавших в результате таких действий;
3. не акцентировать внимание читателя на приверженность молодых людей, совершивших противоправное деяние, отрицательным явлениям популярной культуры, например, заинтересованность «Колумбайном»;
4. не указывать излишние скандальные подробности о биографии, личной жизни героев;
5. не дополнять тексты ненужными деталями, оскорбляющими достоинство подростка;
Учитывая данные рекомендации, качество журналистских текстов на тему скандальных школьных ситуаций может повыситься, также потенциально уменьшится вероятность негативного психологического воздействия на подростков, распространение отрицательных явлений популярной культуры среди молодежной аудитории.
Книги, монографии, сборники
1. Бейненсон В.А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности. В сборнике: Журналистика в системе альтернативных источников информации // Сборник материалов научной конференции кафедры журналистики. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского , 2017.
2. Анохин С.М., Анохина Н.Ф. Проявления кибербуллинга в высшей школе. Проявления кибербуллинга в высшей школе // Сборник материалов VII Международной заочной научно-практической конференции. Уфа: Башкирский государственный университет, 2017.
Научные статьи
1. Газматова М.П. Влияние СМИ на социализацию подростков // Современное образование: наука, техника, образование. Уфа: Башкирский государственный университет , 2016.
2. Дубинина, Т. М. Дети в Интернете // ИКТ в образовании, 2008. № 14.
3. Ильченко С.Н. Журналистика источников лжеинформации: кризис доверия в условиях шоу-цивилизации // Век информации. 2015. №2-1 (S2).
4. Ильченко С.Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности // Медиаскоп. 2016. №4.
5. Колищев Н.С. Взаимоотношения между учителями и учениками - проблемы и решения // Вестник тульского филиала финуниверситета. 2014. №1.
6. Култышева О.М., Каратаева А.Г. К вопросу о профессиональной этике журналиста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1.
7. Лазутина Г.В. Профессиональная деятельность журналиста: подходы к пониманию журналистской этики // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. №2.
8. Мусин А.И. Кибербуллинг // Педагогическое образование на Алтае. 2013. №1.
9. Суходолов А.П., Бычкова А.М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры продиводействия. Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 2
10. Фролова Т.И. Журналистская этика: особые ситуации и особые герои // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Филологические науки. 2018. №1.
Учебные пособия, лекции
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991.
2. Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учеб. пособ. М.: Логос, 2010.
3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М.: Аспект Пресс, 1999.
...