Эстетическое воспитание детей средствами кудринской росписи (Алтайский государственный институт культуры)
|
Введение 3
Глава I. Эстетическое воспитание детей средствами художественной росписи 6
1.1 Кудринская роспись как средство воспитания детей 6
1.2. Сущность и специфика эстетического воспитания детей 11
Глава II. Разработка программы эстетического воспитания детей средствами художественной росписи 19
Заключение 27
Список литературы 29
Глава I. Эстетическое воспитание детей средствами художественной росписи 6
1.1 Кудринская роспись как средство воспитания детей 6
1.2. Сущность и специфика эстетического воспитания детей 11
Глава II. Разработка программы эстетического воспитания детей средствами художественной росписи 19
Заключение 27
Список литературы 29
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что народное декоративное искусство, искусство народных промыслов способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Народные промыслы призваны украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народных промыслов побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Поэтому знакомство с народными промыслами народов России становится неотъемлемой часть работы по художественно-эстетическому развитию детей в условиях дополнительного образования.
Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дети легко переходят к подражательству. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию. Изобразительная деятельность – основа эстетического воспитания, которому во все времена значительное место. Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволяет детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства разносторонне воздействует на развитие чувств, умственных способностей, характер ребёнка.
Народные ремесла – это целый мир, сочетающий в себе вымысел и реальность, поэзию и трудовую повседневность. Приобщение детей к практической художественной деятельности способствует формированию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Для общего развития детей, для воспитания у них уважения к труду необходимо знакомить их с различными техниками росписи. Особый интерес представляет кудринская роспись, так как продукты творческой деятельности, выполненные в технике кудринской росписи, не только служат украшением пространства, но и способствуют формированию эстетического восприятия произведений искусства у детей.
Объект исследования – кудринская роспись.
Предмет исследования – особенности эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи.
Цель исследования – изучить особенности эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Раскрыть особенности кудринской росписи как средство воспитания детей.
2) Охарактеризовать сущность и специфику эстетического воспитания детей.
3) Описать методику преподавания кудринской росписи.
4) Разработать программу эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи «Русские узоры».
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, методы аналогии и классификации, обобщение, синтез; моделирование – разработка программы и программного обеспечения.
Методологическую основу работы составили научные труды отечественных ученых и педагогов. Проблема эстетического воспитания детей раскрыта И.В. Савиновой [21], А.Н. Тарасовым [22] и др. Эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства описано в работах Т.С. Комаровой [7], С.Л. Кудрявцевой [11], Е.Л. Прасоловой [18] и др. Вопросы обучения детей художественной росписи в методическом и педагогическом аспектах стали предметом исследования Н.К. Величко [2], А.В. Конаковой [8], В.Б. Кошаева [10] и др.
Структура работы: данная курсовая состоит из введения, в котором представлена актуальность выбранной темы, объект, предмет, методы исследования, поставлена цель, сформулированы задачи; двух глав; заключения; списка литературы, состоящего из 30 источников и приложения.
Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дети легко переходят к подражательству. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию. Изобразительная деятельность – основа эстетического воспитания, которому во все времена значительное место. Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволяет детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства разносторонне воздействует на развитие чувств, умственных способностей, характер ребёнка.
Народные ремесла – это целый мир, сочетающий в себе вымысел и реальность, поэзию и трудовую повседневность. Приобщение детей к практической художественной деятельности способствует формированию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Для общего развития детей, для воспитания у них уважения к труду необходимо знакомить их с различными техниками росписи. Особый интерес представляет кудринская роспись, так как продукты творческой деятельности, выполненные в технике кудринской росписи, не только служат украшением пространства, но и способствуют формированию эстетического восприятия произведений искусства у детей.
Объект исследования – кудринская роспись.
Предмет исследования – особенности эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи.
Цель исследования – изучить особенности эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Раскрыть особенности кудринской росписи как средство воспитания детей.
2) Охарактеризовать сущность и специфику эстетического воспитания детей.
3) Описать методику преподавания кудринской росписи.
4) Разработать программу эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи «Русские узоры».
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, методы аналогии и классификации, обобщение, синтез; моделирование – разработка программы и программного обеспечения.
Методологическую основу работы составили научные труды отечественных ученых и педагогов. Проблема эстетического воспитания детей раскрыта И.В. Савиновой [21], А.Н. Тарасовым [22] и др. Эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства описано в работах Т.С. Комаровой [7], С.Л. Кудрявцевой [11], Е.Л. Прасоловой [18] и др. Вопросы обучения детей художественной росписи в методическом и педагогическом аспектах стали предметом исследования Н.К. Величко [2], А.В. Конаковой [8], В.Б. Кошаева [10] и др.
Структура работы: данная курсовая состоит из введения, в котором представлена актуальность выбранной темы, объект, предмет, методы исследования, поставлена цель, сформулированы задачи; двух глав; заключения; списка литературы, состоящего из 30 источников и приложения.
Целью курсовой работы явилось изучение особенностей эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи Объектом исследования определена кудринская роспись. Предметом исследования являются особенности эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи.
Так, в первом параграфе «Кудринская роспись как средство воспитания детей» первой главы «Эстетическое воспитание детей средствами художественной росписи » курсовой работы рассмотрены особенности эстетического воспитания детей средствами художественной росписи на примере кудринской росписи. Был сформулирован вывод, что значение произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе и изделий, оформленных кудринской росписью, при формировании художественного вкуса обуславливается еще и тем, что в них специфически преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Мы должны помочь детям понять художественный замысел произведения, объяснить основные принципы декоративно-прикладного искусства, которое проявляется, во-первых, в необходимости взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, во-вторых, в соотношении формы и материала, и, в-третьих, формы и украшения.
Во втором параграфе «Сущность и специфика эстетического воспитания детей» первой главы сформулирован вывод о том, что эстетическое воспитание преодолевает противоречия между интересами физического и духовной жизни индивида, сочетая физическую культуру и духовную культуру личности. Именно эстетическое сознание способно связать телесное и духовное в человеке в единое целое. Духовно воспитанной личностью может считаться тот человек, у которого органично сочетаются воспитанность, высокая внутренняя и внешняя культура, образованность, взвешенность в действиях и поступках. Конечной целью эстетического развития является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, а всесторонность и гармоничность.
В первом параграфе «Методика преподавания кудринской росписи у детей» второй главы «Разработка программы эстетического воспитания детей средствами художественной росписи» кратко описаны методические аспекты обучения детей искусству кудринской росписи. Отметим, что основными принципами обучения детей кудринским узорам являются принципы: доступности, наглядности, от простого к сложному. Дети уже могут применить полученные знания о декоративно-прикладном искусстве в самостоятельной изобразительной деятельности: они создают нарядные, обобщенные, условные образы; украшают предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера; используют ритм, симметрию в композиционном построении.
Второй параграф «….» второй главы позволил сделать вывод о том, что ...
Таким образом, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены.
Так, в первом параграфе «Кудринская роспись как средство воспитания детей» первой главы «Эстетическое воспитание детей средствами художественной росписи » курсовой работы рассмотрены особенности эстетического воспитания детей средствами художественной росписи на примере кудринской росписи. Был сформулирован вывод, что значение произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе и изделий, оформленных кудринской росписью, при формировании художественного вкуса обуславливается еще и тем, что в них специфически преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Мы должны помочь детям понять художественный замысел произведения, объяснить основные принципы декоративно-прикладного искусства, которое проявляется, во-первых, в необходимости взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, во-вторых, в соотношении формы и материала, и, в-третьих, формы и украшения.
Во втором параграфе «Сущность и специфика эстетического воспитания детей» первой главы сформулирован вывод о том, что эстетическое воспитание преодолевает противоречия между интересами физического и духовной жизни индивида, сочетая физическую культуру и духовную культуру личности. Именно эстетическое сознание способно связать телесное и духовное в человеке в единое целое. Духовно воспитанной личностью может считаться тот человек, у которого органично сочетаются воспитанность, высокая внутренняя и внешняя культура, образованность, взвешенность в действиях и поступках. Конечной целью эстетического развития является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, а всесторонность и гармоничность.
В первом параграфе «Методика преподавания кудринской росписи у детей» второй главы «Разработка программы эстетического воспитания детей средствами художественной росписи» кратко описаны методические аспекты обучения детей искусству кудринской росписи. Отметим, что основными принципами обучения детей кудринским узорам являются принципы: доступности, наглядности, от простого к сложному. Дети уже могут применить полученные знания о декоративно-прикладном искусстве в самостоятельной изобразительной деятельности: они создают нарядные, обобщенные, условные образы; украшают предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера; используют ритм, симметрию в композиционном построении.
Второй параграф «….» второй главы позволил сделать вывод о том, что ...
Таким образом, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены.



