Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое воспитание детей средствами кудринской росписи (Алтайский государственный институт культуры)

Работа №132457

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы31
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Эстетическое воспитание детей средствами художественной росписи 6
1.1 Кудринская роспись как средство воспитания детей 6
1.2. Сущность и специфика эстетического воспитания детей 11
Глава II. Разработка программы эстетического воспитания детей средствами художественной росписи 19
Заключение 27
Список литературы 29

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что народное декоративное искусство, искусство народных промыслов способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Народные промыслы призваны украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народных промыслов побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Поэтому знакомство с народными промыслами народов России становится неотъемлемой часть работы по художественно-эстетическому развитию детей в условиях дополнительного образования.
Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дети легко переходят к подражательству. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию. Изобразительная деятельность – основа эстетического воспитания, которому во все времена значительное место. Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволяет детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства разносторонне воздействует на развитие чувств, умственных способностей, характер ребёнка.
Народные ремесла – это целый мир, сочетающий в себе вымысел и реальность, поэзию и трудовую повседневность. Приобщение детей к практической художественной деятельности способствует формированию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Для общего развития детей, для воспитания у них уважения к труду необходимо знакомить их с различными техниками росписи. Особый интерес представляет кудринская роспись, так как продукты творческой деятельности, выполненные в технике кудринской росписи, не только служат украшением пространства, но и способствуют формированию эстетического восприятия произведений искусства у детей.
Объект исследования – кудринская роспись.
Предмет исследования – особенности эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи.
Цель исследования – изучить особенности эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Раскрыть особенности кудринской росписи как средство воспитания детей.
2) Охарактеризовать сущность и специфику эстетического воспитания детей.
3) Описать методику преподавания кудринской росписи.
4) Разработать программу эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи «Русские узоры».
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, методы аналогии и классификации, обобщение, синтез; моделирование – разработка программы и программного обеспечения.
Методологическую основу работы составили научные труды отечественных ученых и педагогов. Проблема эстетического воспитания детей раскрыта И.В. Савиновой [21], А.Н. Тарасовым [22] и др. Эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства описано в работах Т.С. Комаровой [7], С.Л. Кудрявцевой [11], Е.Л. Прасоловой [18] и др. Вопросы обучения детей художественной росписи в методическом и педагогическом аспектах стали предметом исследования Н.К. Величко [2], А.В. Конаковой [8], В.Б. Кошаева [10] и др.
Структура работы: данная курсовая состоит из введения, в котором представлена актуальность выбранной темы, объект, предмет, методы исследования, поставлена цель, сформулированы задачи; двух глав; заключения; списка литературы, состоящего из 30 источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью курсовой работы явилось изучение особенностей эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи Объектом исследования определена кудринская роспись. Предметом исследования являются особенности эстетического воспитания детей средствами кудринской росписи.
Так, в первом параграфе «Кудринская роспись как средство воспитания детей» первой главы «Эстетическое воспитание детей средствами художественной росписи » курсовой работы рассмотрены особенности эстетического воспитания детей средствами художественной росписи на примере кудринской росписи. Был сформулирован вывод, что значение произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе и изделий, оформленных кудринской росписью, при формировании художественного вкуса обуславливается еще и тем, что в них специфически преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Мы должны помочь детям понять художественный замысел произведения, объяснить основные принципы декоративно-прикладного искусства, которое проявляется, во-первых, в необходимости взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, во-вторых, в соотношении формы и материала, и, в-третьих, формы и украшения.
Во втором параграфе «Сущность и специфика эстетического воспитания детей» первой главы сформулирован вывод о том, что эстетическое воспитание преодолевает противоречия между интересами физического и духовной жизни индивида, сочетая физическую культуру и духовную культуру личности. Именно эстетическое сознание способно связать телесное и духовное в человеке в единое целое. Духовно воспитанной личностью может считаться тот человек, у которого органично сочетаются воспитанность, высокая внутренняя и внешняя культура, образованность, взвешенность в действиях и поступках. Конечной целью эстетического развития является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, а всесторонность и гармоничность.
В первом параграфе «Методика преподавания кудринской росписи у детей» второй главы «Разработка программы эстетического воспитания детей средствами художественной росписи» кратко описаны методические аспекты обучения детей искусству кудринской росписи. Отметим, что основными принципами обучения детей кудринским узорам являются принципы: доступности, наглядности, от простого к сложному. Дети уже могут применить полученные знания о декоративно-прикладном искусстве в самостоятельной изобразительной деятельности: они создают нарядные, обобщенные, условные образы; украшают предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера; используют ритм, симметрию в композиционном построении.
Второй параграф «….» второй главы позволил сделать вывод о том, что ...
Таким образом, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены.



1. Антонов, В. И. Техника росписи «хохлома» в декаративно-прикладном искусстве / В. И. Антонов // В сборнике : Образование. Наука. Производство. Сборник докладов XIV Международного молодежного форума. – Белгород, 2022. – С. 4-8.
2. Величко, Н. К. Русская роспись. Техника. Промыслы. Изделия. Энциклопедия / Н. К. Величко. – Москва : АСТ-ПРЕСС книга, 2009. – 874 с.
3. Галанжина, Е. Нравственно-эстетическое воспитание / Е. Галанжина. – Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 348 c.
4. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник / П. С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2019. – 430 с.
5. Долоза, А. В. Традиционная культура как средство художественно-эстетического воспитания школьников / А. В. Долоза // В сборнике : Стратегии социального развития современного общества : российские и мировые тренды. Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. – 2015. – С. 151-152.
6. Исенова, А. Ш. Средства эстетического развития учащихся / А. Ш. Исенова // Альма-Матер. – 2020. – №1. – С. 74-78.
7. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – Москва : Зимородок, 2006. – 416 с.
8. Конакова, А. В. Особенности техник традиционной ручной росписи / А. В. Конакова // В сборнике : Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2017». Всероссийский форум молодых исследователей «Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века». – 2017. – С. 59-62.
9. Короткина, Т. К. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Т. К. Короткина. – Москва : Инфра, 2016. – 367 с.
10. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» / В. Б. Кошаев. – Москва : Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2010 – 272 с.
11. Кудрявцева, С. Л. Подходы к понятию «эстетическое развитие» в современной педагогике / С. Л. Кудрявцева // Педагогические исследования. – 2019. – №2. – С. 102-105.
12. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования / С. П. Ломов. – Москва : Просвещ., 2010. – 104 с.
13. Лупандина, Е. А. Художественно-эстетическое развитие детей средствами народного декоративно-прикладного искусства / Е. А. Лупандина // В сборнике : Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 371-375.
14. Максимов, Ю. В. Творческие семинары как форма возрождения и развития традиций народного искусства / Ю. В. Максимов // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 41-44
15. Максимов, Ю. В. У истоков мастерства / Ю. В. Максимов. – Москва : Просвещ., 1983. – 159 с.
16. Мальцева, Л. В. Обучения искусству в школе / Л. В. Мальцева // Академическая публицистика. – 2023. – № 11-1. – С. 480-482.
17. Нешумов, Б. В. Основы декоративного искусства в школе / Б. В. Нешумов. – Москва : Просвещение, 2000. – 146 с.
18. Прасолова, Е. Л. В союзе с красотой (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) / Е. Л. Прасолова. – Москва : Просвещение, 2015. – 240 c.
19. Рондели, Л. П. Народное декоративно-прикладное искусство / Л. П. Рондели. – Москва : АСТ, 2012. – 258 с.
20. Савельева, Е. А. Методика обучения младших школьников приемам народной росписи / Е. А. Савельева // В сборнике : Традиции и инновации в национальных системах образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 807-810.
21. Савинова, И. В. Эстетическое воспитание одаренных детей посредством декоративно-прикладного искусства / И. В. Савинова // В сборнике : Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности. сборник материалов Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова». – Чебоксары, 2022. – С. 81-86.
22. Тарасов, А. Н. Эстетическое воспитание в условиях социокультурной трансформации / А. Н. Тарасов // Russian Journal of Education and Psychology. –2022. – Т. 13. – № 2-3. – С. 76-80.
23. Умный, В. Г. Средства эстетического воспитания / В. Г. Умный // Концепт. – 2017. – №4. – С. 245-246.
24. Усанова, Е. А. Разработка и выполнение декоративных работ в технике роспись по дереву с учащимися на уроках технологии / Е. А. Усанова // В сборнике : Мой профессиональный стартап. сборник статей по материалам VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – 2019. – С. 294-296.
25. Шафикова, Р. Р. Формирование национального самосознания обучающихся в процессе освоения художественной росписи хохлома / Р. Р. Шафикова // В сборнике : Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2020. – С. 138-140.
26. Швайцер, Е. А. Художественно-эстетическое воспитание обучающихся во внеурочной работе / Е. А. Швайцер // В книге : Вызовы XXI века. Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Набережные Челны, 2023. – С. 476-479.
27. Широбокова, Т. Ю. Эстетическое воспитание как компонент нравственного воспитания / Т. Ю. Широбокова // В сборнике : Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. Материалы VI региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. – 2019. – С. 241-242.
28. Фоменко, Т. А. Эстетическое воспитание как целенаправленный и систематический процесс духовно-нравственного воспитания / Т. А. Фоменко // В сборнике : Актуальные вопросы современной науки и образования. сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2 частях. –Пенза, 2021. – С. 187-192.
29. Чепель, Е. А. Возможности внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс художественной школы / Е. А. Чепель // В сборнике : Научные исследования: история, образование и культура, сфера дизайна и туризма. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. – 2017. –С. 344-349.
30. Черникова, Н. В. Динамика и специфика эстетического воспитания личности в процессе ее возрастного развития / Н. В. Черникова // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2 : Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2018. –№ 2 (34). – С. 29-34.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ