Введение
Глава 1. Концепция «Мягкой силы» в международных отношениях: теоретический аспект
1.1. История появления понятия «мягкая сила» во внешнеполитическом дискурсе
1.2. Источники и ресурсы концепции «мягкой силы»
1.3. Основные отличия «Soft power» и «Hard power» во внешнеполитической деятельности государства
Глава 2. Экспертные оценки «мягкой силы» России и КНР
2.1. Специфика понимания «мягкой силы» в КНР
2.2. Специфика понимания «мягкой силы» в РФ…………………...…………….38
2.3. Критика понятия «мягкой силы» в РФ и КНР………………………………..42
Глава 3.Сравнение «мягкой силы» РФ и КНР. Прогноз возможного варианта дальнейшего развития систем
3.1 Основные сходства и отличия в реализации политики «мягкой силы» в России и КНР
3.2. Перспективы дальнейшего развития «мягкой силы» РФ и КНР
Заключение
Список источников и литературы
В межгосударственных отношениях понятие «сила» имеет целый ряд 8значений. Начиная с самого момента зарождения государственности, сила ассоциировалась с физическим воздействием, доминирующей военной мощью. Однако в конце двадцатого века, совместно с преобразованием самой теории международных отношений, изменилось и трактование понятия: вместо военного понимания силы приходит его мирное переосмысление . Концепция Hard Power в работах большинства теоретиков начинает отходить на второй план, уступая место новому понятию: Soft Power . За основу новой концепции построения межгосударственных отношений были взяты принципы взаимной симпатии государств, участвующих в МО, а также усиление влияния субъекта за счет собственного позитивного образа.
Данная концепция была очень позитивно принята, так как на современном этапе развития международных отношений ключевую роль зачастую играет не доминирование в военной сфере, а привлекательность модели развития государства. Инструменты «мягкой силы» позволяют игроку добиваться своих целей без применения насилия .
На сегодняшний день феномен «мягкой силы» представляет исключительный интерес, так как напрямую связан с процессом глобализации, и по своей сути усиление его влияния является необратимым. В современном мире политическая привлекательность страны основывается на ее возможностях создания наилучших перспектив своим союзникам . Отказ от применения «мягкой силы», несомненно, приведет к негативным последствиям для любого актора международных отношений.
Впервые термин «мягкая сила» был введен в научный оборот известным американским политологом Джозефом С. Наем. Впервые профессор Гарвардского университета упомянул о концепции в своей работе в 90-х годах двадцатого столетия. Этот период и послужил отправной точкой начала распространения термина и повсеместного его изучения. Однако несмотря на огромный интерес со стороны теоретиков и исследователей, на сегодняшний день единого понимания «мягкой силы» не выработано. Однако многие страны мира, претендующие на лидирующие позиции на мировой арене, уже давно является одним из ключевых элементов разработки национальных внешнеполитических стратегий.
Современная Россия является именно тем государством, которое, в силу своих исторических и географических особенностей, имеет очень большой потенциал в расширении своего влияния через инструменты мягкой силы не только в Евразийском регионе, но и во всем мире. Однако рассматривая понимание концепции «мягкой силы» в России стоит отметить, что для нашей страны оно является недостаточно изученным и нуждается в дальнейшем изучении. На сегодняшний день в России уже имеется два крупных центра изучения феномена «мягкой силы» в мире: это МГИМО и Институт философии и права УрО РАН, находящийся в Екатеринбурге. Однако в научной среде до сих пор не сформировалось единое представление не только о роли «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии России, но и относительно того, какую позицию стоит занимать относительно данного феномена.
В то же время ближайший сосед и стратегический союзник России также активно проводит работу по продвижению своего позитивного образа по средствам «мягкой силы». Китайская Народная Республика на протяжении последних двух десятилетий демонстрирует стабильный рост экономической мощи, подкрепленный укреплением внешнеполитических позиций государства . Исторических события вынуждают современный Китай искать возможности продвижения образа культурного центра, богатого традициями и ценностями, миролюбивого и ответственного участника системы международных отношений, который заинтересован в сотрудничестве . Несмотря на неоднозначную оценку нынешнего политического режима со стороны стран Запада, правительство Китая сегодня проделало огромную работу в направлении продвижения позитивного образа страны, а также на пути становления КНР в качестве достойного конкурента сверхдержавам. Сама концепция внешнеполитической деятельности Китая сводится к формированию мирного и равноправного сосуществования, что лишь подтверждает верность избранного страной курса на масштабное использование во внешнеполитической деятельности средств и инструментов «мягкой силы».
Хронологические рамки исследования охватывают промежуток начиная с 2013 года по 2019 год. Данный промежуток времени был выбран не случайно, так как именно в это время начинает прослеживаться стабилизация внешнеполитического курса РФ, В.В. Путиным была сформирована четкая стратегия внешнеполитического развития страны. Именно в 2013 году в политологическую теорию России вошел термин «мягкая сила». Российская Федерация сделала данный шаг в основном по причине значительных успехов тех стран, кто активно применял «мягкую силу» во внешнеполитическом курсе. Так, в статье, написанной президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным «Россия и меняющийся мир» понятие «мягкая сила» определялось как «комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия». В это же время КНР, под руководством Си Цзиньпина, последовательно шел по пути к статусу регионального и мирового лидера, попутно развивая внутригосударственную школу международных отношений.
Основной целью работы является выявление основных сходств и различий при интерпретации «мягкой силы» в вопросах укреплении внешнеполитического влияния России и КНР.
Автором для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1. Изучить историю появления понятия «мягкая сила» во внешнеполитическом дискурсе.
2. Рассмотреть ресурсы и инструменты «мягкой силы».
3. Изучить различия «мягкой силы» от «жесткой силы».
4. Выявить особенности понимания концепции «мягкой силы» в Китае.
5. Рассмотреть специфику понятия «мягкой силы» применяемого в России.
6. Показать основные сходства и различия в применении концепции двумя странами.
7. Построение сценария дальнейшего развития «мягкой силы» в России и Китае.
В соответствии в представленными выше задачами работа имеет следующую структуру: введение, три главы (8 параграфов), заключение, список источников и литературы. Объем диссертации 80 стр. В первой главе рассматриваются предпосылки зарождения и становления «мягкой силы» в качестве внешнеполитического способа достижения цели. Вторая глава посвящена изучению мнения экспертов относительно политики «мягкой силы» РФ и КНР. В третьей главе рассмотрены основные сходства и различия «мягкой силы» в России и Китае, а также дается прогноз относительно ее дальнейшего развития.
Объектом исследования определена внешняя политика КНР и России в начале двадцать первого века.
Предметом исследования являются основные ресурсы и инструменты «мягкой силы», а также формы ее проявления.
При написании данной работы Автором были применены методы сравнительного анализа для выявления сходств и различий между подходами к изучению и определению феномена «мягкой силы» в научных кругах России и Китая, а также для вычленения из общего потока документов именно тех, которые связаны непосредственно с курсом на продвижение «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии страны. Также в данной работе применялся институциональный анализ, который автор использовал для получения информацию по организационно-правовой среде рассматриваемой сферы, и прогностический метод, с помощью которого, в совокупности с методом построения сценариев, были представлены возможные варианты развития дальнейшего продвижения концепции «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе двух стран, и историко-сравнительный метод, необходимый для выявления изменений, произошедших в рамках развития внешнеполитических институтов двух стран.
Источниковая база исследования.
В рамках данной работы было использовано большое количество научной литературы, статей, диссертаций, а также данных с интернет ресурсов. Важным источником при написании работы также являлись нормативные акты КНР и РФ, а также данные СМИ, такие как Синьхуа, Женминь Жибао, Хэйлунцзян Шэньжибао, РГ, которые играют важную роль в формировании имиджа страны и читаются не только внутри страны, но и за рубежом.
В ходе исследования автор обращался к диссертациям таких исследователей, как С.В. Кривохиж и В.Д. Агеева, так как данные работы очень схожи по тематике, и приведенные в них данные позволили более подробно и детально раскрыть поднимаемую тему.
При рассмотрении «мягкой силы» Китая и РФ также были использованы данные с официальных сайтов и новостных источников, предоставляющих статистические данные.
Степень научной разработанности.
Концепция «мягкой силы», разработанная ученым гарвардского университета Дж.Наем, дала начало новому витку исследований феномена «силы» в международных отношениях. По образному выражению Джеймса Маттерна, концепция «мягкой силы» овладела воображением как ученых, так и политиков во всем мире. Одни исследователи, такие как А.Бохас, К.Лейн, И. Фан, Р.Бигон, Р.Купер, посвятили свои исследования критике, уточнениям и теоретическому развитию концепции «мягкой силы», другие на основе идей Ная сформулировали свои собственные концепции силы, например, концепции Маркоса Куналакиса и Нодари Симонии, Джулио Галларотти и А.Вавина. О значении понятия «мягкой силы» для научного сообщества говорит и количество публикаций по данной тематике, вышедших за последние 6 лет. Необходимо отметить, что в последнее время пристальный интерес исследователей прикован к Китаю и его политике «мягкой силы». Ряд как китайских, так и зарубежных авторов работают над классификацией и структурированием данных о трансформации на мировой арене, связанной с усилением внешнеполитического влияния КНР. Западные ученые зачастую подчеркивали скрытую опасность усиления внешнеполитического влияния КНР посредствам «мягкой силы», говоря о ней как о потенциально агрессивной в будущем тактике.
О значении концепции «мягкой силы» в российской и китайской научных трудах по предмету теория международных отношений говорит количество диссертаций, посвященных изучению понятия «мягкая сила» в качестве внешнеполитической концепции, а также в качестве инструмента воздействия на принимаемые международными акторами решения. Российские и китайские исследователи активно работают над изучением таких направлений, как внешнеполитический курс КНР в Юго-Восточной Азии, Африке, Европе, а также российской «мягкой силы» в Евразии.
Огромный вклад в развитие тории «мягкой силы» как внешнеполитической концепции РФ внесли следующие отечественные исследователи: Д.Н. Барышников , Ю.Давыдов, О.Красина, О.Леонова, И.Зевелев, П.Паршин, Т.Зонова и др.
Научная новизна исследования:
1. В процессе сравнения Автор пришел к выводу о том, как различаются подходы к интерпретации понятия «мягкая сила» в Российском и Китайском научных сообществах и руководящих кругах.
2. Была изучена нормативно-правовая база российских и китайских источников по теме «мягкая сила», в том числе и тех, которые не были исследованы ранее.
3. Определены институты реализации политики «мягкой силы» в РФ и КНР, рассмотрены программы, такие как продвижение русского и китайского языка, студенческие обмены и тд.
4. Результатом аналитической работы стало выявление основных слабостей в реализации политики «мягкой силы» в РФ и КНР.
На сегодняшний день из-за увеличения влияния процесса глобализации на международные отношения, каждое, претендующее на доминирование государство стремится использовать все доступные для достижения цели средства. Главной темой данной диссертации станет рассмотрение уменьшения влияния «жесткой силы» (Hardpower), и укрепление, на данном фоне, «мягкой силы» (Softpower). Современные международные отношения строятся на применении военного воздействия исключительно в крайнем случае.
Согласно концепции автора термина «мягкая сила» Джозефа Ная, Softpower – это возможность одного актора привить свои идеалы и ценности другому актору так, чтобы достижение выгоды первого стало самоцелью и для второго. Сам термин трактуется достаточно широко, он затрагивает такие важнейшие сферы, как дипломатия и мировая политика, а также во многом связан с формированием экономического пространства в мире. Из этого следует, что суть «мягкой силы» не только сводится к «разговорам», но и имеет очень сильную сторону в виде создания привлекательности (attractive power) образа страны.
В процессе непрерывного изучения и усложнения термина неотъемлемой частью мягкой силы стало понятие «публичная дипломатия» (publicdiplomacy). Концепцию «публичной дипломатии» в ее современном понимании впервые представил декан Школы права и дипломатии им. А.Б. Флэтчера Университета Тафтся Эдмунд Гуллион, в середине 60-х годов двадцатого столетия во время формирования Центра публичной дипломатии им. Э.Р. Мэрроу. В брошюре, которая была посвящена деятельности центра было указано, что сфера влияния публичной дипломатии выходит за рамки дипломатии традиционной, так как включает в себя такие измерения МО, как формирования актором общественного мнения за границей, открытое освещение влияния международных отношений на политику государства, взаимодействия между дипломатическими работниками и представителями иностранных СМИ. Главной же идеей для публичной дипломатии стало формирование межнационального информационного потока, который формирует МО. Сам же автор термина писал, что под публичной дипломатией понимаются набор средств и инструментов, благодаря которым субъект может, путем воздействия на мнения и установки правительства или народа другой страны, может оказать на влияния на принятые последними решения в сфере внешней политики.
Инструментов для осуществления воздействия в руках акторов достаточно много, однако в рамках данной диссертации автор хотел бы рассмотреть вид продвижения своих идей через интернет, который возник в первом десятилетии двадцать первого века. С распространением влияния интернета в мире, появилась возможность с огромной скоростью распространять информацию и дезинформацию по всему миру на широкие слои населения. В связи с этим важно также отметить и термин «ноополитика», который обозначает «динамичную информационную стратегию по руководству международными процессами путем формирования у общественности положительного или отрицательного отношения к внешней или внутренней политике государства или блока государств с целью создания положительного или отрицательного имиджа пропагандируемых СМИ идей и моральных ценностей с активным использованием механизмов психологического воздействия на массовое сознание».
Именно поэтому сегодня все большую значимость набирает так называемая «дипломатия социальных сетей», родившая новый термин – «твипломатия» (twiplomacy). Такие социальные сети как Twitter стали использоваться внешнеполитическими ведомствами, как важная информационная площадка для трансляции данных. «Твипломатия» - публичная дипломатия в разрезе социальных сетей. Президенты, премьеры, министры, общественно-политические деятели сегодня очень часто выбирают именно такой способ формирования общественного мнения. На сегодняшний момент изучением данного феномена занимается французское информационное агентство «AFP». Таким образом стоит отметить, что данный термин также необходимо учитывать при рассмотрения вопросов инструментов «мягкой силы» в современном мире.
Понятие «мягкая сила», вошедшая в современный научно-политический оборот благодаря трудам Джозефа Ная, имеет очень долгую историю, которая берет свое начало с трудов древнекитайских мыслителей Конфуция, Сунь-цзы, Лао-цзы. Именно тогда начала формироваться система взаимоотношений между людьми на основе гармонии, равенства и справедливости. Позже данные трактаты начали постепенно применяться и в государственных делах.
Сегодня же важность «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности государств не вызывает сомнения, так как на данном этапе большинство проблем невозможно разрешить без взаимодействия различных акторов международных отношений. В процессе взаимодействия нередко возникают спорные ситуации, и именно посредствам softpower государствам удается построить наиболее продуктивный диалог. В нынешней непростой международной обстановке как Россия, так и Китай активно формируют собственные подходы и форматы применения мягкой силы в своей внешнеполитической деятельности.
Подходы двух стран, как показывают исследования отечественных и зарубежных политологов заметно отличаются от методов, применяемых Западом. Как для Китая, так и для России путь «мягкой силы» является отличным не только от интерпретации данного понятия Западом, но и от любых других альтернатив, так как КНР и РФ на протяжении истории развиваются собственным, свойственным только им путем. Исходя из этого можно сделать вывод относительно сложности понятия «мягкая сила», а также важности изучения, анализа и прогнозирования положительных и отрицательных аспектов в ее реализации во внешнеполитической деятельности государств.
Стоит отметить, что на сегодняшний день «мягкая сила» государств реализуется посредствам различных инструментов и ресурсов, которые прямо, или косвенно формируют внешнеполитическую обстановку в интересах страны. Политика мягкой силы представляет собой сложную систему, благодаря которой можно разрешить наиболее важные вопросы. Иначе говоря, в глобальную эпоху «мягкую силу» стоит рассматривать как многоуровневый способ достижения цели путем сочетания не только гуманитарного, но и экономического воздействия.
Основными ресурсами мягкой силы в России является богатая традициями национальная культура, русский язык, на котором говорит большое число жителей постсоветского пространства, а также успехи российских ученых в области научно-технических разработок.
Главными инструментами продвижения образа русского государства в мире являются такие проекты, как фонд «Русский мир», Евразийский проект», гранты и стипендии ведущих вузов РФ, а также факультеты русского языка как иностранного в зарубежных школах и высших учебных заведениях. К инструментам можно отнести также и телеканал RussiaToday, однако, к сожалению, данный проект несет скорее негативное мнение о РФ, нежели положительное.
В качестве ресурсов «мягкой силы» КНР можно отметить также богатую китайскую культуру, огромную общину китайцев, живущих за рубежом, прорыв в области экономического развития, а также научно-технический прогресс, все эти аспекты в совокупности делают Китай очень привлекательную страну не только для иностранных инвестиций, но и для ученых со всего мира, желающих ближе познакомиться с «азиатским чудом».
Важными инструментами китайской «мягкой силы» выступают такие организации, как институты Конфуция, распространенные по всему миру и продвигающие китайский язык среди не носителей, союз буддистов Китая, выступающий в качестве поддерживающего буддистов по всему миру, китайские культурные центры, деятельность которых направленна на поддержание культурных связей между городами и странами, компании Huaweiи Xiaomi, представляющими инновационные китайские технологические разработки в доступной для всех форме. Сюда же можно отнести и китайские госкорпорации: китайская национальная нефтегазовая корпорация, китайская железнодорожная строительная корпорация, которые распространили свое влияние далеко за пределы КНР, реализуя проекты по всему миру. Число китайских инструментов воздействия на мир посредством «мягкой силы» продолжает показывать стремительный рост.
В современном мире также наблюдается тенденция на усиление влияния «мягкой силы» над «жесткой». Однако, стоит также отметить, что сильное государство в своей внешней политике не может опираться исключительно на одну силу, так как только в совокупности возможно обезопасить себя и добиться значимых успехов на международной арене. Так в своих работах Джозеф Най не только не противопоставляет «мягкую силу» силе «жесткой», но и всячески подчеркивает, что залогом мудрой внешней политики является именно «умная сила». Защищая границы своего государства с помощью военной мощи, необходимо развивать отношения с соседями при помощи «мягкой силы». Со всеми видами силы, несмотря на их концептуальные различия, стоит считаться.
Исторически сложилось так, что в китайском обществе принято полагаться на невоенные методы решения конфликтных и спорных ситуаций, из-за чего понятие «мягкая сила» является чрезвычайно важным и дееспособным для Китая.
Китайские исследователи продолжают активную работу над дальнейшим анализом роли и значения «мягкой силы» для страны, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что китайские исследователи сходятся во мнении, относительно укоренившегося в умах китайского народа понимании «мягкой силы», как доктрины, которую необходимо использовать исключительно для построения гармоничного и процветающего общества, что позволит построить великое государство в будущем.
Основополагающим принципом для КНР при построении связей с зарубежными коллегами является принцип гуманности, с китайского языка звучащий как человечность (做人).Этот принцип, построенный на взаимном доверии и уважении, позволяет создавать комфортную среду для существования для всех участников международных отношений.
В целом стоит отметить, что за последние годы концепция «мягкой силы» не только стала одной из самых востребованных в Китае: она также стала основой для научного творчества в России, вдохновив исследователей в сфере международных отношений к созданию новых концепций, способных ответить на новые вызовы глобализации.
На примере приведенных в исследовании работ можно сделать вывод о том, что за очень короткий период времени российские исследователи не только систематизировали накопленные ранее знания, на и смогли вычленить необходимые для формирование собственных концепций компоненты и активно ведут работу по внедрению своих идей на международную арену.
Стремительное развитие российских инструментов «мягкой силы» во многом оказалось возможным благодаря научному прорыву, который был осуществлён отечественными исследователями за последние 6 лет. В целом стоит отметить, что как российский, так и китайский внешнеполитический курс подвергается критике. Россию критикуют за недостаточное использование невоенных методов, агрессивную политику и скромный инструментарий «мягкой силы». Также критики часто отмечают негативный имидж страны в целом за рубежом. Схожие имиджевые проблемы присущи и Китаю, однако руководство КНР критикуют также из-за слишком строгого внутриполитического курса по отношению к инакомыслящим. Однако в большинстве своем критика исходит от стран, имеющих спорные вопросы либо с КНР, либо с РФ.
Россия и Китай, на протяжении последних десятилетий прошли очень интересный путь, время доказало, что две страны являются незаменимыми друг для друга стратегическими партнерами. По этой самой причине многие методы ведения внешнеполитического курса взаимно заимствуются и совершенствуются для того, чтобы послужить на благо двух стран и в будущем.
Однако, учитывая, значительные отличия в менталитете и культуре, а также в обычаях, между «мягкой силой» РФ и КНР существует множество отличий, в таких направлениях, как исторический путь, техническая оснащенность, культурные сходства с остальным миром, а также внутриполитической обстановкой, которая, несомненно, влияет на формирование образа страны на международной арене.
В целом можно отметить, что очевидна тенденция к увеличению влияния РФ и КНР на мировой арене. «Мягкая сила» будет и дальше оставаться основным способом достижения результатов в международных делах. Уже сегодня, исходя из статистических данных (Глобальный рейтинг «мягкой силы»), можно отметить, что несмотря на некоторые изменения, как Россия, так и КНР входят в 30 самых влиятельных стран мира по выбранному критерию.
В качестве рекомендаций, в рамках данного исследования, было предложено изучить варианты создания культурных центров по отдельным районам, на примере Гонконга, так как данный район представляет самобытную и уникальную культуру, стоящую на стыке азиатских обычаев и западного менталитета. Учитывая стремление Гонконга к выражению собственной идентичности, а также близость к европейскому мышлению, можно предположить, что подобная концепция будет жизнеспособна и сможет позволить по-новому взглянуть на китайский мир.
Учитывая интересные и необычные культурные особенности, привлекательные традиции, большие финансовые возможности и стратегическое партнерство с географическим соседом, можно с уверенностью сказать, что обе страны еще далеки от достижения пика своего потенциала в реализации «мягкой силы» в мире.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.02.2013 [Электронный ресурс]// Официальный сайт МИД РФ. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения 14.05.2019).
2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30.11.2016 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт МИД РФ. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//brp_8.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644267FDEDD (дата обращения 19.05.2019).
3. План деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт МИД РФ. – Режим доступа - http://archive.mid.ru//bdomp/ns- osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/a2fd6cef39f67069442 57ba600461abb!OpenDocument (дата обращения 15.05.2019).
4. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию от 20.04.2014 [Электронный ресурс]// Официальный сайт МИД РФ. Режим доступа -http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/ -/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542 (дата обращения 15.05.2019)
Литература
1. Астахов Е.М., Астахова Е.В. Россия и «Русский мир» // Журнал Вестник МГИМО Университета. - 2011. №1.- 322 с.
2. Бажанов, Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века / Е.П. Бажанов. – М.: Известия. – 2007. – 351 с.
3. Барышников, Д.Н. Эффективность дипломатии / Д.Н. Барышников, Р.В. Костюк, С.Л. Ткаченко. – Санкт-Петербург: ВВМ, 2009. – 150 с.
4. Белова М.В. Гибкая власть как инструмент формирования позитивного имиджа // Социология. - 2008. - №2. - 232 с.
5. Боголюбова, Н. М. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – №4. – Ч. 1. – С. 25-27.
6. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. - СПб: СПбКО, 2009. – С. 76-77.
7. Бжезинский З. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 2010. — 256 с.
8. Великая А. Публичная дипломатия как инструмент международного диалога [Электронный ресурс] // Международная жизнь. – Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1440 (дата обращения 22.05.2019).
9. Восканян М. У Евразийского Союза появляется своя "идеология" [Электронный ресурс] // Newscom. – Режим доступа: http://www.newscom.md/rus/u-evrazijskogo-soyuza-poyavlyaetsya-svoya-ideologiya.html (дата обращения 02.05.2019).
10. Гулевич В. Евразийские ценности [Электронный ресурс] // Международная жизнь. – Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/10292 (дата обращения 16.05.2019).
11. Давыдов Ю.П. «Жесткая» и «мягкая» сила в международных отношениях // США Канада: ЭПК. 2007. №1. С.3-24.
12. Доклад о результатах деятельности Россотрудничества по реализации возложенных на него полномочий в 2014 году [Электронный ресурс] // Россотрудничество. – Режим доступа: http://rs.gov.ru/about/document/6694 (дата обращения 14.05.2019).
13. Жеглова Ю. Г. Внешнеполитический имидж Российской Федерации: проблема целеполагания // Вестник МГЛУ. – 2015. № 2 (713). С.43-55.
14. Зевелев И.А., Троицкий М.А. Сила и влияние в американо- российских отношениях: семиотический анализ. Очерки текущей политики. Выпуск 2. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2006.
15. Зеленева И.В. Перспективы экономического и политическогоприсутствия России и Китая в Центральной Азии // Управленческое консультирование. – 2014. №9(69). С.31-38.
16. Зонова Т. Публичная дипломатия и ее акторы [Электронный ресурс] // Дипломатика. Режим доступа: http://www.diplomatica.ru/?pl=page&id=203&lng=ru.
17. Караганов С. Обещание Евразии [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/10/26/karaganov.html (дата обращения 29.05.2019).
18. Капицын В.М. Космополитизм — компонент «мягкой силы» и глобального управления // Научно- аналитический журнал «Обозреватель — Observer». 2009. No 10. С. 70.
19. Киссинджер, Генри. О Китае / Генри Киссинджер. – М.: Астрель. – 2013. – 640 с.
20. Косачев К. Не рыбу, а удочку. В чем состоит особенность «мягкой силы» России [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Ne- rybu-a-udochku-15642 (дата обращения 23.05.2019).
21. Кочеров С.Н. Русский мир: проблема определения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. № 5. С.163-167.
22. Красина О.В. "Мягкая сила" как теоретическая конструкция и властная технология современной мировой политики. Соврем. гуманитар. акад. - Москва : Издательство Современного гуманитарного университета, 2011.
23. Кривохиж С.В. От пропаганды к публичной дипломатии: опыт Китайской Народной Республики // Китай в эпицентре глобальных проблем АТР — г. Москва, — 2013. — С. 56-58
24. Кривохиж С.В. "Мягкая сила" и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13: Востоковедение. Африканистика, 2012. — № 3. — С. 103-113
25. Лао Цзы. Дао дэ цзин (перевод Ян Хиншуна) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lib.ru/POECHIN/lao1.txt
26. Лебедева М.М. Мягкая сила в отношении Центральной Азии: участники и их действия [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО-Университета. -Режим доступа: http:/www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/lebedeva.pdf (дата обращения 29.12.2018).
27. Леонова О. Г. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства // Обозреватель. - 2013. - №4. С.27-40.
28. Лузянин, С.Г. «Возвышение» Китая как фактор мировой политики [Электронный ресурс] / С.Г. Лузянин // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2014. – №5. – Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19427
29. Маркушина Н., Церпицкая О. Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи, как аспект «мягкой силы» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Выпуск No 10 (116) / 2014. С.89-93.
30. Мягкая сила. Мягкая власть. Междисциплинарный анализ. Коллективная монография / Под ред. Е.Г. Борисовой. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2015.
31. Наумов А.О. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/gos/magkaja_sila_i_vneshnepoliticheski j_imidzh_rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm (дата обращения 23.05.2019).
32. Отчет о деятельности Фонда «Русский мир» за 2014 год. [Электронный ресурс]. URL: http://russkiymir.ru/fund/report.php (дата обращения 24.05.2019).
33. Панова Е.П. Высшее образование как потенциал «мягкгой силы» государства // Вестник МГИМО – Университета. №2 (15). 2011.С.157-161
34. Пашенцев, Е.Н. Стратегическая коммуникация Китая в Латинской Америке и ее интерпретация в США / Е.Н. Пашенцев // Государственное управление. Электронный вестник. – 2013.- №36. – С. 80-98.
35. Паршин П. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России// Аналитические доклады, Центр глобальных проблем МГИМО – Университет, выпуск 1 (36), март 2013.
36. Песцов С.К., Бобыло А.М. «Мягкая сила» в мировой политике: проблема операционализации теоретического концепта // Вестник Томского государственного университета. История. – 2015. №2(34). С. 108–114.
37. Путин В.В. Россия и меняющийся мир [Электронный ресурс] // Московские новости. Режим доступа - http://www.mn.ru/politics/78738 (дата обращения 24.05.2019).
38. Пшеничников И.Б. Мягкая сила России: духовное измерение // Российский институт стратегических исследований. URL: http://riss.ru/analitycs/6830/ (Дата обращения: 01.12.2018).
39. Россия и Китай увеличат обмен студентами более чем в два раза [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n/2014/1013/c31517-8793821.html
40. Салин П.Б. «Духовные скрепы» для Евразийского союза[Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Dukhovnye-skrepy-dlya-Evraziiskogo-soyuza-16110 (дата обращения 30.05.2019).
41. Soft power: теория, ресурсы, дискурс / под ред. О.Ф. Русаковой. – Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2015.
42. Свешников, А.А. Концепции КНР в области внешней политики и национальной безопасности / А.А. Свешников // Китай в мировой политике: учебное издание / отв. ред. А.В. Торкунов. – М.: РОССПЭН. – С. 93-143.
43. Сунь Цзы. Искусство войны / Сунь Цзы // пер. Н. Конрад. – М.: Центрполиграф. – 2012. – 192 с.
44. Сергеева, А. Китайский язык как инструмент реализации «китайской мечты» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2388#top
45. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // МГИМО –Университета.№4 (25). 2012.
46. У-цзы. Перевод и комментарий// Конрад Н. И. «Избранные труды. Синология». – М. – 1977.
47. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Закон и право. 2013. № 9.C.67-82.
48. Цыганков А. Всесильно, ибо верно? "Мягкая сила" и теория международных отношений / Россия в глобальной политике. - 2013. - Том 11, № 6.
49. Ван Ивэй. Чжунгуо тэсэ жуаншили («Мягкая сила» с китайским уклоном) / Ван Ивэй // - Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньши. – 2017. – 38 с.
50. Ли Мин. Жуан шили чэньгон юаньинь (Причины успеха «мягкой силы») /Ли Мин //Гуаньдонг чубаньши. – 2019. - №3
51. Лян Тинтин. Лунь гунгунвайцзяо гайнянь лицзедэ гобе хэ шидай ча‘и (Публичная дипломатия в разных странах в разные эпохи) / Лян Тинтин // Журнал Гоцзи синьвэньцзе. – 2011. – №5 – p.47.
52. Ли Хайчуань. Чжунго чжэньчжэнь лиши (Настоящая история Китая) //Вэйсин сивэнь. – 2019.
53. Ли Цзявэй. Сендай гуоди гонгцзю (Современные инструменты международных отношений) / Ли Цзявэй // Журнал Гоцзи Гуанси. - 2018. -№2
54. Лукьянов Ф. Совсем «Восточное партнерство» [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Sovsem - Vostochnoe -partnerstvo - 17472 (дата обращения 29.12.2018).
55. Мэнь Хунхуа. Чжунго жуань шили пингу баогао (Оценка «мягкой силы» Китая) / Мэнь Хунхуа // Журнал Гоцзи гуаньча. – 2007. – № 2-3.
56. Цюй Син. Чжунго вайцзяодэ цзидянь ханьи юй чжунго тэсэ (Классическон определение публичной дипломатии и китайская специфика) / Цюй Син // Гоцзи вэньти яньцзю. – 2010. – №6.
57. Чжао Синьи. Чжунго жуань шили лиши бэйдин (Китайская «мягкая сила» исторические предпосылки) / Чжао Синьи. – Гуанчжоу: Чжуншань дасюж чубаньше. – 2017. – 104 с.
58. Чжао Цичжэн. Гунгун вайцзяо юй куань вэньхуа цзяолю (Публичная дипломатия и коммуникация между странами) / Чжао Цичжэн. – Пекин: Чжунго жэньмин дасюэ чубаньше. – 2011. – 222 с.
59. Чжэн Хуа. Синь гунгунвайцзяо нэйхань дуй жунго гунгунвайцзяодэ циши (Новая публичная дипломатия и публичная дипломатия Китая) / Чжэн Хуа // Шицзе цзинцзи хэ чжэнчжи. – 2011. – №4.
60. Aoyama, Rumi. China‘s Public Diplomacy [Электронный ресурс] / Rumi Aoyama. – Waseda University. – 2007. – 21 p. – Режимдоступа:https://crawford.anu.edu.au/pdf/ajrc/conferences/public_diplomacy/Aoyama.p
61. Atkinson C. Military Soft Power: Public Diplomacy through Military Educational Exchanges. Rowman & Littlefield, 2014.
62. Biegon R. The Banality of Smart Power: Reconstituting US Hegemony after Bush // Postgrad Conference 17 May 2013.
63. Bohas A. The Paradox of Anti-Americanism: Reflection on the Shallow Concept of Soft Power// Global Society, Vol. 20, No. 4, October, 2006.
64. Brady, Anne-Marie. Marketing dictatorship: Propaganda and Thought Work in Contemporary China / Anne-Marie Brady. – Rowman and Littlefield publishers. – 2007. – 246 p.
65. Cai Wu. The Development Process of the New China‘s Foreign Culture Work during the Past 60 Years [Электронный ресурс] / Cai Wu. – Режим доступа: http://chinascope.org/m/content/view/1987/76/
66. Cooper R. Hard power, soft power and the goals of diplomacy // American Power in the 21st Century, 2004, pp. 167-180
67. Chinese language learning increasingly popular in Africa [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://english.people.com.cn/200611/07/eng20061107_319217.html
68. Cull, Nicholas J. «Public Diplomacy» Before Gullion: The Evolution of a Phrase [Электронный ресурс] / Nicholas J. Cull. – Режим обращения: http://uscpublicdiplomacy.org/pdfs/gullion.pdf
69. Fan Y. Soft Power: Power of Attraction or Confusion? Place Branding and Public Diplomacy vol. 4 (2008), №2. PP. 147-158.
70. Gallarotti G. Soft Power: What it is, Why it‘s Important, and the Conditions Under Which it Can Be Effectively Used. 2011. Division II Faculty Publications. Paper 57.
71. Kounalakis M., Simonyi A. The Hard Truth About Soft Power // Perspectives on Public Diplomacy. Paper 5. – Los Angeles: USC Center on Public Diplomacy, 2011.
72. Lane Ph. Présence française dans le monde. L'action culturelle et scientifique, La Documentation Française, 2011.
73. Laruelle M. The ―Russian World‖. Russian Soft Power and Geopolitical Imagination. Center on Global Interest. May 2015.
74. Lu Yiyi. The growth of civil society in China, key challenges for NGOs: briefing paper [Электронный ресурс] / Yiyi Lu. – Chatham house. – Asia programme. –2005. – Режимдоступа: http://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/Research/Asia/china.pdf
75. Mattern J. Why ―Soft Power Isn‘t So Soft: Representational Force and the Sociolinguistic Construction of Attraction in World Politics // Millennium - Journal of International Studies. 2005.
76. McClory J. The Soft Power 30 – A Global Ranking of Soft Power. Portland Communications (2018).
77. Nye J. (Jr.) Soft Power // Foreign Policy, No. 80, Twentieth Anniversary (Autumn, 1990).
78. Nye J. (Jr.) Soft Power: The Means to Success in World Politics. NY: Public Affairs, 2004.
79. Nye J. (Jr.) Understanding 21st Century Power Shifts. [Электронный ресурс] // European Financial Review. Режим доступа - http://www.europeanfinancialreview.com/?p=2743 (дата обращения: 23.05.2019).
80. Nye, J. What China and Russia Don't Get About Soft Power [Электронный ресурс] / J. S. Nye // Foreign Policy. – 2013. – Режим обращения: http://www.foreignpolicy.com/articles/2013/04/29/what_china_and_russia_do n_t_get_about_soft_power?page=0,1
81. Rosenau J.N. A Theory of Change and Continuity. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990.
82. Shambaugh, David. China Goes Global: The partial power / David Shambaugh. – Oxford University Press. – 2014. – 432 p.
83. Through Chinese eyes: Pang Zhongying (part 1). Interview with Professor Pang Zhongying of People's University about China and global governance by Peter Martin and David Cohen [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lowyinterpreter.org/post/2011/12/22/Through-Chinese-eyes-Pang- Zhongying-(part-1).aspx
84. Vuving A. How Soft Power Works. American Political Science Association annual meeting, Toronto. September 3, 2009.
85. Wang Hongying. National Image Building: A Case Study of China (paper presented at International Studies Association Conference in Hong Kong) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://isanet.ccit.arizona.edu/archive/wang.html
86. What is Public Diplomacy? // The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School. Tufts University. http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy
87. Yan Xuetong The path for China to increase it‘s soft power [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ccwe.org.cn/ccweold/en/journal/2/4ThePathforChinatoIncreaseits SoftPower.pdf
88. Zhang Zhexin. China‘s public diplomacy institution: It‘s Development, Challenges and Prospects of Its Practice [Электронный ресурс] / Zhang Zhexin // IO Journal. – 2009. – Vol. 1. – No 1. – P. 13. – Режим доступа: http://www.nxtbook.com/nxtbooks/naylor/JEDQ0409/#/12/OnePage
89. Zhao Qizheng. Dialogue between nations / Zhao Qizheng. – Beijing: Foreign Languages Press. – 2009. – P. 238.
Источники
1. Чжунхуа женьминь гунхэго гоцзяцзихуацзю (Государственное статистическое бюро КНР) [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.stats.gov.cn/.
2. Концепция внешней политики РФ 2013 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/1/
3. Дахуэй вэньцзянь (Материалы съездов Коммунистической партии Китая) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cn.theorychina.org/ddwx/
4. Цзун фэй хэцзо луьтань ди у цзе бучжан цзи хуэйи – бэйцзин синдун цзихуа (2013 нянь чжи 2015 нянь) (План действий 2013-2015 пятой министерской конференции форума Китай - Африка) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.focac.org/chn/zxxx/t954617.htm
5. Чжунго дэ дуйвай юаньчжу 2014 (Белая книга о зарубежной помощи 2014) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gov.cn/zhengce/2014-07/10/content_2715467.htm
6. United Nations country profiles: China [Электронный ресурс] / Режимдоступа: https://data.un.org/CountryProfile.aspx?crName=CHINA
7. Женьминь жибао чубаньши (Газета Женьминь Жибао) [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://people.com.cn
8. Синьхуа чубаньши (Газета Синьхуа) [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.xinhuanet.com
9. Хэйлунцзян Жибао чубаньши (Газета Хэйлунцзян Жибао) [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://livenewspapertv.com/china/chinese/heilongjiang-ribao/
10. Газета РГ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru
11. Официальный сайт МГИМО [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://mgimo.ru
12. Официальный сайт Института философии и права УрО РАН [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.ifp.uran.ru
13. Официальный сайт Агенства Франс Пресс [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.afp.com
14. Официальный сайт Инвестиционного банка Goldman Sachs [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.goldmansachs.com
15. Официальный сайт Глобальной сети Институтов Конфуция [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.confucius-institute.ru
16. Официальный сайт RussiaToday [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://russian.rt.com
17. Официальный сайт Евразийского проекта [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/evraziyskiy-proekt-stupen-k-novoy-sisteme-globalnogo-upravleniya/
18. Официальный сайт фонда «Русский мир» [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://russkiymir.ru
Диссертации
1. Регзенова Д.Б. Исторический опыт стратагемности и принципа "мягкой силы" в социально-экономических реформах Китая: диссертация ... канд.истор. наук: 07.00.03 Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. – Улан-Удэ, 2012.
2. Агеева В.Д. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике РФ в контексте глобализации: дис. …канд. полит. наук: 23.00.04/ Агеева В.Д. – СПб., 2016. – 263с.
3. Кривохиж С.В. Публичная дипломатия Китайской Народной Республики: становление и развитие: дис. …канд. истор. наук: 07.00.15/ Кривохиж С.В. – Спб., 2014. – 254с.
4. Сухарев А.И. Политическое становление субъектов сетевых гуманитарных взаимодействий в международных отношениях глобального мира: автореф. дисс.... докт. полит. наук. М., 2011. С. 44.
5. Шэнь Цзичжу. Жуань шили дуй гоуцзяде цзойон (Роль «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе КНР) : дисс. …докт. полит. наук. Пекин, 2018. 177 с.