АННОТАЦИЯ 2
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ МАРКЕТИНГОВЫХ ФОКУС-ГРУПП В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ. 11
1.1. Понятия и теоретические аспекты креативности 11
1.1.1. Креативный процесс 14
1.1.2.Креативный продукт 20
1.1.3.Креативная личность. 23
1.1.4. Среда и ее влияние на креативность 24
1.2. Мотивационные факторы креативности 26
1.2.1. Мотивация и креативность. 26
1.2.2.Психологический климат, как один из мотивационных факторов креативности. 32
1.3. Маркетинговые фокус-группы в онлайн-формате 37
1.3.1. Фокус-группы как метод качественного исследования. 37
1.3.2.Фокус-группы в онлайн формате. 43
1.3.3. Групповое творчество в условиях временной работы 48
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ МАРКЕТИНГОВЫХ ФОКУС-ГРУПП В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ. 52
2.1. Описание выборки исследования. 52
2.2. Методики исследования. 53
2.3. Основные этапы организации исследования. 57
2.4.Математико-статистические методы обработки данных. 58
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ МАРКЕТИНГОВЫХ ФОКУС-ГРУПП В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ 59
3.1 Социально-психологическая атмосфера и мотивация участников фокус-групп. 63
3.2 Различия ценностных приоритетов участников фокус-групп как фактор качества групповых идей. 66
3.3 Качество групповых идей при разных уровнях сотрудничества и мотивации участников. 68
ВЫВОДЫ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованных источников 78
Приложение А 87
Приложение Б 93
Приложение В 94
Приложение Г 106
Приложение Д 107
За последние годы онлайн-формат проведения фокус групп становится все более популярным. Он позволяет значительно снизить затраты, собрать группу участников из удаленных мест, ускоряет получение результатов. Вместе с тем, онлайн-группы не свободны от проблем. Одна из них состоит в том, что опосредованное общение затрудняет поддержание достаточно высокой мотивации участников. Это особенно важно для задач, связанных с разработкой новых продуктов, идей рекламы и т.д.
В подходе Puchta C., Potter J. (2004) используется баланс двух направлений интервенций модератора, которым соответствуют два показателя групповых процессов: (1) поддержка спокойного (неконфликтного) принятия мнений других участников, и в целом безопасной атмосферы в группе; (2) поддержка разнообразия оценок и несогласия с мнениями других участников.
Первые процессы позволяют снижать тревожность участников, выявлять согласованность мнений и позиций. Вместе с тем, они могут усилить тенденцию к переходу обсуждения безопасных тем, относительно которых участники ощущают согласие, и снижению вовлеченности в содержательное обсуждение. Вторые процессы позволяют выявить расхождения и разнообразие мнений потребителей. Однако расхождения оценок могут вызывать конфликт, который может сделать группу хаотичной и неуправляемой.
Поддержание мотивации участников особенно важно в формате онлайн фокус-групп. Поэтому можно предположить, что более конкурентная атмосфера в группе будет положительно связана с креативностью ее участников, при условии сохранения ощущения безопасности.
Указанным двум направлениям деятельности модератора соответствуют два показателя психологического климата (конкуренция и сотрудничество) в модели Zhu[54], основанной на подходе теории самодетерминацииDeci&Ryan[96]. В этой модели климат сотрудничества повышает внутреннюю мотивацию, а климат конкуренции – и внутреннюю, и внешнюю. Оба вида мотивации положительно связаны с индивидуальной креативностью, однако внешняя мотивация приводит к уменьшению внутренней мотивации.
Цель исследования: Наметить пути повышения эффективности маркетинговых фокус-групп за счет оптимизации факторов, влияющих на мотивацию их участников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по проблеме исследования и по его итогам разработать теоретическую модель мотивационных факторов креативности участников маркетинговых фокус-групп в онлайн-формате;
2. Подобрать блок методик для оценки переменных моделей;
3. Разработать сценарий фокус-группы на примере задачи по генерации идей социальной рекламы и провести ее пилотаж;
4. Провести не менее 10 фокус-групп и оценить результаты их работы на выборке респондентов из целевой аудитории (не менее 200 человек);
5. Провести математико-статистическую обработку результатов и оценить вклад выделенных мотивационных факторов в показатели эффективности творческого процесса и продукта фокус-групп.
Объект исследования: Жители России в возрасте от 18 до 29 лет (общий объем выборки – 270 человек).
Предмет исследования: Мотивационные факторы креативности участников маркетинговых фокус-групп в онлайн-формате.
В процессе исследовательской работы нами было предложено несколько гипотез, а именно:
1. Климат сотрудничества в фокус-группах будет положительно связан с внутренней мотивацией участников этих групп;
2. Внутренняя мотивация участников фокус-групп будет положительно связана с творческой ценностью групповых идей;
3. Просоциальная мотивация участников фокус-групп будет положительно связана с творческой ценностью групповых идей.
Теоретической значимостью является разработанная теоретическая модель мотивационных факторов креативности участников маркетинговых фокус-групп в онлайн-формате.
Практическая значимость:
1. Намеченные пути повышения эффективности маркетинговых фокус-групп за счет оптимизации факторов, влияющих на мотивацию их участников, а также разрабатываемый нами сценарий может быть применен практическими психологами для дальнейшего проведения маркетинговых фокус-групп в онлайн-формате (с небольшими корректировками, в зависимости от темы).
2. По результатам нашего исследования будет создано десять социальных реклам на тему: «Ношение масок при короновирусе». Данные рекламы можно будет использовать для трансформации моделей социального поведения и привлечения внимания к общественно значимой проблеме и явлению в жизни человека.
Методики исследования:
1. Методика T.Amabile (1982) для оценки уровня креативности участников фокус-групп;
2. Отношение к ношению маски для защиты от коронавирусной инфекции. Источник: Rieger - To Wear or Not to Wear? Factors Influencing Wearing Face Masks in Germany during the COVID 19 Pandemic – 2020;
3. Внутренняя и просоциальная мотивация. Источник: Grant - Does intrinsic motivation fuel the prosocial fire _ Motivational synergy in predicting persistence, performance, and productivity – 2008;
4. Климат сотрудничества и климат соперничества – Zhuetal. ++ Relationships Between Work Team Climate, Individual Motivation, and Creativity – 2018;
5. Методика Шварца для изучения ценностей личности, в адаптации В.Н. Карандашева.
Математические методы обработки данных:
• Проверка внутренней согласованности пунктов шкал;
• Оценка связей между переменными с применением R-коэффициента Спирмена
• Проверка гипотез с применением t-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни и χ2 - критерия;
Контингент респондентов:
Жители России в возрасте от 18 до 29 лет. Общий объем выборки – 270 респондентов. Из них: Количество респондентов – участников фокус-групп составляет 60 человек (30 мужчин, 30 женщин), то есть 10 фокус-групп по 6 человек в каждой. Объем выборки респондентов, оценивавших разработанные в фокус-группах идеи социальной рекламы, составил 210 человек.
В результате нашего исследования были проверены и частично подтверждены выдвинутые гипотезы, а также решены поставленные задачи. Использование метода фокус-групп, как качественного метода показало, что в креативном процессе рождаются оригинальные идеи, климат сотрудничества и соперничества приводят к отсутствию различий в воспринимаемой творческой ценности и убедительность групповых идей, при этом климат сотрудничества положительно связан с внутренней мотивацией.
Намеченные пути повышения эффективности маркетинговых фокус-групп за счет оптимизации факторов, влияющих на мотивацию их участников, а также разрабатываемый нами сценарий может быть применен практическими психологами для дальнейшего проведения маркетинговых фокус-групп в онлайн-формате (с небольшими корректировками, в зависимости от темы).
По результатам нашего исследования создано десять социальных реклам на тему: «Ношение масок при коронавирусе». Данные рекламы можно использовать для трансформации моделей социального поведения и привлечения внимания к общественно значимой проблеме и явлению в жизни человека.
1. Антонов А.Ю. Психология изобретательского творчества. СПб, 1978.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, СПб, 2007.
3. Богомолова H. НФоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997
4. Брессо Т.И. Основные подходы к проблеме мотивации просоциального поведения личности // Инициативы XXI века. Москва, 2012. №3. С. 83-86.
5. Буторина О. В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2003. С. 276–278.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М., 1965. С. 433–457.
7. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2007.
9. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих задач / Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М., «Наука», 1983. С. 62-101
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб, 2009.
11. Круглов В.Г. Психологическая оценка творческой ценности телевизионной рекламы на этапе разработки. СПб, 2010.
12. Крюгер, Ричард, Кейси, Мэри Энн Фокус-группы. Практическое руководство. : Пер. с англ. — М .: Издательский дом“Вильямс”, 2003. — 256 с .
13. Лебедев П.А. Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. Проспект, 2017. – 144 с
14. Любарт Т. Психология креативности. М., 2009.
15. Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: Учеб. Пособие для студентов вузов / О.Т. Мельникова. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 320 с.
16. Мороз В.В. Обзор зарубежных теорий креативности // Вестник Оренбургского государственного университета 2016 № 12 (200)
17. Морозов В.В. Обзор зарубежных теорий креативности
18. Петров В.Д. Петров Д.В. Фокус-группы. Снижение риска при принятии решений. Саратов, 2000, 57 С
19. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
20. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 74–79.
21. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 123–132
22. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002
23. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире // Психологические проблемы самореализации личности / Под.ред. Реан А.А., Коростылева Л.А, 1998.
24. Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. С. 127-142.
25. Amabile T. M. Social Psychology of Creativity: A Consensual Assessment Technique // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 43. P. 997–1013.
26. Amabile T. M., Hannesey B. A. The conditions of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 11–43.
27. Amabile, T. M. 1998. How to kill creativity. HarvardBusinessReview, 76(5): 76-87.
28. Anderson, N. and West, M.A. (1998) Measuring Climate for Work Group Innovation: Development and Validation of the Team Climate Inventory. Journal of Organizational Behaviour, 19, 235–58
29. Anderson, N., Potocnik, K., & Zhou, J. 2014. Innovation and creativity in organizations: A state-of-the-science review and prospective commentary. JournalofManagement, 40: 1297-1333.
30. Bakker, R. (2010) Taking Stock of Temporary Organizational Forms: A Systematic Review and Research Agenda. International Journal of Management Reviews, 12, 466–86.
31. Barron F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 76–98.
32. Batson, C. D. (1987). Prosocial motivation: Is it ever truly altruistic? In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 20, pp. 65–122). NewYork: AcademicPress
33. Batson, C. D. (1998). Altruism and prosocial behavior. In D. T. Gilbert, S. T. Fiske, & G. Lindzey (Eds.), The handbook of social psychology (4th ed., Vol. 2, pp. 282–316). NewYork: McGraw-Hill
34. Bechky, B.A. (2006) Gaffers, Gofers, and Grips: Rolebased Coordination in Temporary Organizations. Organization Science, 17, 3–21.
35. Boden M. A. Creativity and artifical intelligence // Artifical Intelligence. 1998. V. 103. P. 347–356.
36. Brown, S. P., Cron, W. L., & Slocum, J. W. 1998. Effects of trait competitiveness and perceived intraorganizational competition on salesperson goal setting and performance. JournalofMarketing, 62: 88-98.
37. Carmeli, A., Dutton, J. E., & Hardin, A. E. 2015. Respect as an engine for new ideas: Linking respectful engagement, relational information processing and creativity among employees and teams. HumanRelations, 68: 1021-1047.
38. Cawelti S., Rappaport A., Wood B. Modelling Artistic Creativity: An Empirical Study // Journal of Creative Behavior. 1992. Vol. 26. N 2. P. 83–94.
39. Cropley A. J. Defining and Measuring Creativity: Are Creativity Tests Worth Using? // Roeper Review. 2000. Vol. 23. Issue 2. P. 72–80.
40. Csikszentmihalyi, M. Flow: the psychology of optimal experience / MihalyCsikszentmihalyi.— HARPER & ROW, PUBLISHERS, New York, 1990. – 314 p
41. Deci, E. L., & Ryan, R. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. NewYork: PlenumPress.
42. Deci, E. L., Betley, G., Kahle, J., Abrams, L., &Porac, J. 1981. When trying to win: Competition and intrinsic motivation. Personality and Social Psychology Bulletin, 7: 79-83.
43. Drazin, R., Glynn, M.A. and Kazanjan, R. (1999) Multilevel Theorizing about Creativity in Organizations: A Sensemaking Perspective. Academy of Management Review, 24, 286–307.
44. Eisenberger, J., & Thompson, W. F. 2011. The effects of competition on improvisers’ motivation, stress, and creative performance. CreativityResearchJournal, 23: 129-136.
45. Eisenberger, R., &Shanock, L. 2003. Rewards, intrinsic motivation, and creativity: A case study of conceptual and methodological isolation. CreativityResearchJournal, 15: 121-130.
46. Feldman D. H. Creativity: dreams, insights and transformation // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 271–297.
47. Franklin K.K. Computer-mediated focus group sessions: naturalis-tic inquiry in a networked environment [Text] / K.K. Franklin, C. Lowry //Qualitative research. 2001. No 1 P. 169-184.
48. Gagné, M., & Deci, E. L. 2005. Self-determination theory and work motivation. JournalofOrganizationalBehavior, 26: 331-362.
49. Gardner H. Creativity lives and creative works: a synthetic scintific approach // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 298–324.
50. George, J. M. 2007. Creativity in organizations. AcademyofManagementAnnals, 1: 439-477
51. Gilson, L. L., &Shalley, C. E. 2004. A little creativity goes a long way: An examination of teams’ engagement in creative processes. JournalofManagement, 30: 453-470.
52. Goodman, R.A. and Goodman, L.P. (1976) Some Management Issues in Temporary Systems: A Study of Professional Development and Manpower – The Theatre Case. Administrative Science Quarterly, 21, 494–501.
53. Grabher, G. (2002) Cool Projects, Boring Institutions: Temporary Collaboration in Social Context. Regional Studies, 36, 205–14.
54. Gruber H., Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-systems approach to creative thinking // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 243–270.
55. Hanisch, B. and Wald, A. (2013) Effects of Complexity on the Success of Temporary Organizations: Relationship Quality and Transparency as Substitutes for Formal Coordination Mechanisms. Scandinavian Journal of Management, 30, 197–213.
56. Hargadon, A.B. and Bechky, B.A. (2006) When Collections of Creatives Become Creative Collectives: A Field Study of Problem Solving at Work. Organization Science, 17, 484–500.
57. Hirst, G., van Knippenberg, D., Chen, C. H., & Sacramento, C. 2011. How does bureaucracy impact individual creativity? A cross-level investigation of team contextual influences on goal orientation-creativity relationships. AcademyofManagementJournal, 54: 621-641.
58. Jackson P. W., Messik S. The person, the product, and the response: conceptual problems in the assessment of creativity // Journal of Personality. 1965. Vol. 33. Issue 3. P. 309–329.
59. Kenis, P.N., Janowicz-Panjaitan, M.K. and Cambré, B. (eds.) (2009) Temporary Organizations: Prevalence, Logic and Effectiveness. EdwardElgar, Cheltenham
60. Kozlowski, S.W.J., &Ilgen, D. R. 2006. Enhancing the effectiveness of work groups and teams. PsychologicalScienceinthePublicInterest, 7: 77-124.
61. Lanzara, G.F. (1983) Ephemeral Organizations in Extreme Environments: Emergence, Strategy, Extinction. Journal of Management Studies, 20, 71–95.
62. Lindkvist, L. (2005) Knowledge Communities and Knowledge Collectives: A Typology of Knowledge Work in Groups. Journal of Management Studies, 4, 1189–210.
63. Loch, C. H., Galunic, D. C., & Schneider, S. 2006. Balancing cooperation and competition in human groups: The role of emotional algorithms and evolution. ManagerialandDecisionEconomics, 27: 217-233.
64. Lubart T. I., Sternberg R.J. An investment approach to creativity: Theory and data // S. M. Smith, T. B. Ward, R. A. Linke (eds.). The creative cognition approach. Cambridge, MA. MIT Press. 1995.
65. Lundin, R. and Söderholm, A. (1995) A Theory of the Temporary Organization. Scandinavian Journal of Management, 8, 437–55.
66. Ma, H.-H. 2009. The effect size of variables associated with creativity: A meta-analysis. CreativityResearchJournal, 21: 30-42.
67. Maslow A. H. Creativity in self-actualising people // H. H. Anderson (ed.). Creativity and its cultivation. NY. Harper. 1959.
68. Mayerson, D., Weick, K.E. and Kramer, R.M. (1996) Swift Trust and Temporary Groups. In Kramer, R.M. and Tyler, T.R. (eds.), Trust in Organizations: Frontiers of Theory and Research. Sage, ThousandOaks, CA, pp. 166–95.
69. Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. V. 69. № 2. P. 220–232.
70. Merton R. K., Fiske M. & Kendall P. L. (1956). The focused interview (Glencoe, IL: Free Press).
71. Moorman, C. and Miner, A.S. (1998) Organizational Improvisation and Organizational Memory. Academy of Management Review, 23, 698–723.
72. Mumford M., Gustafson S. Creativity syndrome: integration, application and innovation // Psychological Bulletin. 1988. V. 103. P. 27–43.
73. Packendorff, J. (1995) Inquiring into the Temporary Organization: New Directions for ProjectManagement Research. Scandinavian Journal of Management, 11, 310–33.
74. Percins D. N. The possibility of invention // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 362–385.
75. Prins, S. (2006) The Psychodynamic Perspective in Organizational Research: Making Sense of the Dynamics of Direction Setting in Emergent Collaborative Processes. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 79, 335–55
76. Reeve, J., & Deci, E. L. 1996. Elements of the competitive situation that affect intrinsic motivation. PersonalityandSocialPsychologyBulletin, 22: 24-33.
77. Runco M. A. Personal creativity: Lessons fromj literary critism // L. Dorfman et al. (eds.). Emotion, creativity and art. V. 1. Perm. Perm State Institute of Arts and Culture. 1997. P. 305–317.
78. Saunders, C.S. and Ahuja, M.K. (2006) Are All Distributed Teams the Same? Differentiating between Temporary and Ongoing Distributed Teams. Small Group Research, 37, 662–700.
79. Shalley, C. E., & Gilson, L. L. 2004. What leaders need to know: A review of social and contextual factors that can foster or hinder creativity.LeadershipQuarterly, 15: 33-53.
80. Simonton D. K. Creativity, leadership and chance // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 76–98
81. Sternberg R.J. Patterns of Giftedness: A TriarchicAnalisys // Roeper Review, 2000, Vol. 22, Issue 4, P. 231-236.
82. Sternberg R.J., Kaufman J.C., Pretz J.E. The Propulsion Model of Creative Contribution Applied to the Arts and Letters // Journal of Creative Behavior, 2001, Vol. 35, Num. 2, P. 75-101
83. Sternberg R.,Tardif T.(eds.). The nature of creativity. Cambridge. CambridgeUniversityPress. 1988.
84. Sullivan, F.R. (2011) Serious and Playful Inquiry: Epistemological Aspects of Collaborative Creativity. Educational Technology & Society, 14, 55–65.
85. Taylor C. W. Various approaches to and definions of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 99–126.
86. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in its testing // R. J. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 43–75
87. Uzzi, B., & Spiro, J. 2005. Collaboration and creativity: The small world problem. AmericanJournalofSociology, 111: 447-504.
88. Vallerand, R. J., &Losier, G. F. 1999. An integrative analysis of intrinsic and extrinsic motivation in sport. JournalofAppliedSportPsychology, 11: 142-169.
89. Weisberg R. Problem solving and creativity // R. J.Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. Cambridge. Cambridge University Press. 1988
90. West, M.A. (1990) The Social Psychology of Innovation in Groups. In West, M.A. and Farr, J.L. (eds.), Innovation and Creativity at Work: Psychological and Organizational Strategies. JohnWiley&Sons, Chichester, pp. 309–33.
91. Zhu Yu-Qian, Donald G. ,Houn-Gee C. Relationships Between Work Team Climate, Individual Motivation, and Creativity // Journal of Management, 2018 г.