Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Состояние и перспективы энергетического сотрудничества РФ, ФРГ и Европейского союза в контексте реализации проекта «Северный поток – 2»

Работа №132402

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Механизмы энергетического сотрудничества в Европе 10
1.1. Теоретические подходы к формированию энергетической политики ЕС 10
1.2. Эволюция энергетического сотрудничества в Европе на современном этапе 18
1.3. Особенности энергетического сотрудничества в Европе 27
ГЛАВА II Формирование направления сотрудничества РФ, ФРГ и ЕС в рамках энергетической политики 36
2.1. Особенности взаимодействия ФРГ и ЕС в рамках энергетического сектора 36
2.2. Диалог ЕС и РФ в контексте энергетического сотрудничества 45
2.3. Характерные черты взаимодействия РФ и ФРГ в области энергетики 56
Глава III Фактор «Северного потока – 2» в современной схеме энергетического сотрудничества в Европе 66
3.1. Проблема политического влияния ЕС и его партнеров на «СП – 2» 66
3.2. Перспективы сотрудничества РФ, ФРГ и ЕС в условии современной энергетической обстановки в регионе 74
3.3. Модель энергетического сотрудничества РФ-ФРГ-ЕС на современном этапе 84
Заключение 94
Список использованных источников и литературы 98


Актуальность исследования. Энергетика и энергетическая политика занимают очень важное место в деятельности каждого государства. Данная сфера получила серьезное динамическое развитие во второй половине XX века, и сегодня продолжает прогрессировать. В конце XX - начале XXI века роль межгосударственного взаимодействия и регулирования в сфере энергетики заметно возросла в системе международных отношений. Дипломатия в области энергетики сегодня включает в себя ряд вопросов, таких как надежные поставки энергоресурсов потребителям, обеспечение доступа к их источникам, международные аспекты ядерной энергии, а также обращение углеводородов и распределение электроэнергии. На современном этапе развития международных отношений энергетическая дипломатия занимает значительное место в мире.
В последнее время активно обсуждается вопрос преодоления глобального энергетического кризиса, который может быть вызван высокими ценами на энергоносители, снижением эффективности и надежности энергоснабжения, а также резким сокращением частных инвестиций в развитие этой отрасли. Существует два способа решить эту ситуацию. Первый - отказ от конкурентного рынка и усиление государственного контроля в энергетическом секторе. Второй - это интеграция государственной энергетической политики, разработка общих стандартов и законов управления в этой области. Подобные меры приводят к формированию новой модели государственной энергетической политики - интеграционно-конкурентной. Ее цель - создать общий энергетический рынок и разработать единую государственную политику для ряда стран. Один из примеров интеграционно-конкурентной модели мы можем увидеть в энергетической политике Европейского союза и скандинавских стран. Основой государственной энергетической политики в этих странах является продолжение общей политики развития конкуренции и интеграции европейского рынка.
На территории Европы в последние два десятилетия наблюдается формирование и развитие проблемы взаимодействия национальных государств и Европейского союза в ходе реализации энергетической политики. Процесс принятия решений на этом уровне часто носят несогласованный характер. Одним из примеров могут являться конфликты интересов между Германией и институтами ЕС в вопросах обеспечения европейских стран необходимыми энергоресурсами и формирования энергетической безопасности. Подобные противоречия могут трактоваться как результат рационального выбора ФРГ в пользу достижения своих собственных целей в энергетике, несмотря на ее участие в формировании общей энергетической политики интеграционного объединения. Учитывая, что Россия является самым важным и значимым партнером не только для Евросоюза, но и для Германии в частности, а также является частым предметом споров между Берлином и Брюсселем в области энергетической дипломатии, необходимо уделить особое внимание отношениям между РФ, ФРГ и ЕС в рамках энергодиалога.
Энергетическая политика Европейского союза претерпела множество изменений с момента создания Европейского Объединения угля и стали в 1952 году. Проблемы в этой сфере всегда беспокоили европейские страны: сам регион не особо богат энергоресурсами, в каждой отдельной стране есть свои особенности энергетической политики, и т.д. Именно поэтому мы можем сегодня наблюдать активные действия Евросоюза, которые относятся непосредственно к энергетическому сектору: создаются новые институты (например, Энергетический союз ЕС), подписываются новые соглашения, разрабатываются стратегии (например, Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года), поддерживаются крупные проекты по строительству энергетической инфраструктуры (например, расширение доли ВИЭ в Германии), и, наконец, реализуются межгосударственные проекты по транспортировке энергоресурсов в Европу (например, «Северный поток – 2»).
Германию сегодня по праву можно назвать лидером Европейского союза: страна обладает высоким экономическим потенциалом, является финансовым донором для многих стран-членов, занимает первое место по количеству жителей и объему ВВП. Тем не менее, государство сегодня часто сталкивается с проблемами соответствия и поиска компромисса между национальными и наднациональными задачами. Это касается различных сфер деятельности, включая энергетику. Несмотря на поддержку различных инициатив Евросоюза, направленных на поддержку энергетической безопасности и выработки консолидированной позиции в этой области, Берлин предпринимает попытки сохранить определенную независимость в принятии решений в энергетике. Одним из очевидных примеров такой политики может являться стремление ФРГ реализовать проект «Северный поток – 2», который, по мнению ряда европейских институтов, несет прямую угрозу энергетической безопасности в регионе и в будущем будет являться инструментом давления со стороны России. Лоббирование Германией проекта оказалось настолько эффективным, что долгое время на газопровод не распространялись общеевропейские правила Газовой директивы.
Российская Федерация сегодня является важнейшим и основным партнером Европейского союза в энергетической сфере: взаимовыгодное сотрудничество помогает сторонам обеспечивать как энергетическую стабильность, так и постоянный обмен инвестициями и технологиями. Растущее энергопотребление в Европе обеспечивает стабильный импорт энергоносителей из России, однако, в последнее время, стремление ЕС перейти на низкоуглеродную экономику и диверсифицировать поставки вносит некую неопределенность в перспективы сотрудничества двух акторов. Учитывая последние геополитические события (Украинский кризис, «газовые войны», введение санкций), отношения между РФ и ЕС находятся в кризисном состоянии, что отражается и на энергодиалоге: в последнее время Европейский союз все чаще заявляет о том, что Россия злоупотребляет своим доминирующим положением на европейском рынке энергоресурсов. Несмотря на это, отношения между Россией и Германией остаются на достаточно активном уровне, что демонстрируется совместной реализацией «Северного потока – 2» и договоренностями в отношении стран-транзитеров.
Углубление и расширение сотрудничества между РФ, ФРГ и ЕС в области энергетики возможно при соблюдении ряда условий: отказ от взаимных санкций, достижение компромисса в области совместных инвестиционных проектов в энергетике, единство мнений в контексте ожидаемых перспектив обеспечения энергетической безопасности в Европе. Но в то же время, позиции акторов по отношению друг к другу сегодня не позволяют говорить о каком-то прогрессе или улучшении в этой области. В этой связи, Германия может стать надежным посредником между Россией и ЕС, но при этом Берлину придется выбирать между консолидированной позицией интеграционного объединения и партнерскими двусторонними отношениями с РФ. Помимо этого, вопрос реализации и запуска «Северного потока – 2» вносит значительные изменения в риторику сторон: для ФРГ это постоянный и надежный приток энергоресурсов, для РФ газопровод станет важным достижением в рамках импорта на энергетические внутренние рынки Европы, а Европейский союз сможет рассмотреть новые возможности и альтернативы энергоэффективности и перехода на низкоуглеродную экономику.
Энергетика играет ключевую роль в ресурсном обеспечении экономического развития и повышении конкурентоспособности экономики любого государства. Поэтому анализ имеющихся в настоящее время моделей региональной и международной энергетической политики и оценка их эффективности представляются крайне актуальными исследовательскими практиками.
Актуальность исследования обусловлена двумя причинами. Во-первых, в условиях глобализации энергетическая политика стала неотъемлемой частью политических процессов не только государств, но и целых регионов. Этот процесс отражается на поведении и решениях многих акторов и глав государств в частности. Во-вторых, многие исследователи отмечают рост международных событий, которые являются прямым результатом энергетической политики: строительство новых газопроводов и нефтепроводов в Европе и Азии, успехи ведущих стран в поиске новых способов производства энергии (к примеру, производство сланцевой нефти и сжиженного природного газа), обсуждение безопасности ядерной энергетики и т. д.
Целью данного исследования является анализ проблем и перспектив энергетического сотрудничества России, Германии и Европейского союза в рамках реализации «Северного потока – 2» на современном этапе. Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные подходы к вопросам энергетической безопасности и энергетическому сотрудничеству в Европе
2. Выделить особенности сотрудничества ЕС, ФРГ и РФ в рамках энергетической политики
3. Спрогнозировать перспективы энергетического сотрудничества в Европе в контексте запуска проекта «Северный поток – 2»
Объектом исследования является энергетическое сотрудничество между Россией, Германией и Европейским союзом. Предметом исследования – реализация проекта «Северный поток – 2».
Теоретические основы исследования. Сегодня степень изученности вопроса остается незначительной. Большинство источников предоставляют только прогнозы развития и статистические данные, а также исследования, проводимые на их основе. В контексте представленной работы была предпринята попытка проанализировать действия и решения акторов в области энергетики с точки зрения теории рационального выбора.
Методология исследования. В качестве методов исследования использовались:
1) Применение системного метода наглядно продемонстрировало степень зависимости политики Германии и России от внутренних и внешних воздействий и позволило спрогнозировать влияние политический действий и решений на общество и политические элиты исследуемых акторов
2) Структурно-функциональный метод позволил проанализировать функции и взаимодействие энергетической политики Евросоюза и Германии на региональном и международном уровнях, и выявить степень их эффективности
3) Сравнительный анализ дал возможность оценить общие черты и особенности энергетической политики России, Германии и ЕС и сделать на основе этого содержательные выводы
4) При написании второй главы исследования активно применялся метод дедукции, так как отношения рассматривались в порядке «от общего к частному», то есть от наднациональных к национальным.
Источниковая база работы. В качестве источников работы были рассмотрены основные директивы Европейского союза в области энергетики, включая такие базовые документы как Газовая директива ЕС и Третий энергетический пакет. Помимо этого, на формирование оценки энергетической политики ФРГ существенно повлиял анализ внутриполитических документов и инициатив Федерального сетевого агентства. Для рассмотрения современного диалога России и Евросоюза в энергетике были изучены базовые Соглашения о сотрудничестве, а также Дорожные карты.
Степень научной разработанности темы исследования. В целом, тема энергетического сотрудничества в отношениях между Россией, Германией и Евросоюзом анализируется довольно часто, как в отечественной, так и в зарубежной политической науке. В раскрытии общетеоретических вопросов данной темы существенный вклад внесли в своих трудах А. Даунс, Дж. Като, Д. Истон, Т. Восс, В.П.Култыгин, О.В. Боровская, М.Е. Богучарский, и другие. Работы вышеперечисленных исследователей посвящены теоретическому обобщению основных положений, относящихся напрямую к энергетической политике Европейского региона.
В последнее время уделяется особое внимание анализу двусторонних отношений внутри формата РФ-ФРГ-ЕС в области энергетики. Данный вопрос рассматривается в двух плоскостях: как составная часть внешней политики акторов и как важная часть энергетической дипломатии и энергетической безопасности. В этой связи характерны труды таких авторов, как: С. Бикенбах, А. Рар, М. Клепфер, Ф. Оссенбюль, Ж.-П. Шнайдер, Дж. Виланд, И.Н. Матвее, Б.А. Ночвина, М.М. Владимирова, В.Г. Однокоз, К.А. Парусова, М. Пашке . Исследования указанных авторов в основном посвящены изучению исторических, политических и экономических факторов, которые в той или иной степени повлияли на сформировавшуюся архитектуру энергетического сотрудничества в Европе, выявлению некоторых негативных аспектов в сегодняшнем энергетическом партнерстве акторов, а также выдвигают конкретные предположения по будущей структуре энергодиалога в Европе.
Большое значение для осмысления и углубленного анализа влияния проекта «Северный поток – 2» на энергетическое сотрудничество России, Германии и Европейского союза имеют научные труды, связанные с изучением вопросов процесса строительства газопровода и действий наднациональных институтов ЕС в этом контексте. Эти вопросы поднимают в своих работах М. Сандер , Р. Мургаш , С.Ю. Черников, Е.А. Дегтерева , и другие.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
 Впервые сформулирован и проведен анализ политического аспекта проекта «Северный поток – 2» на политику России, Германии и Европейского союза
 Предложена оценка «Северного потока – 2» через призму отношений РФ-ФРГ-ЕС
 Разработан сценарный прогноз развития энергетического сотрудничества в Европе в среднесрочной перспективы после реализации проекта «Северный поток – 2»
Структура работы обусловлена задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе приводятся теоретические основы работы и подробно рассматриваются специфика и состояние энергетического сотрудничества в Европе сегодня. Во второй главе анализируются отношения между Россией, Германией и Европейским союзом в рамках энергетической политики. Третья глава содержит анализ перспектив будущей архитектуры энергетического сотрудничества между рассматриваемыми акторами с учетом фактора строительства и ввода в эксплуатацию проекта «Северный поток – 2». В заключении приводятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно заключить, что, в контексте реализации проекта «Северный поток – 2», отношения между Россией, Германией и Европейским союзом в области энергетики будут претерпевать определенные изменения, которые в будущем окажут прямое воздействие на осуществление внешней политики вышеупомянутых акторов.
В последние 10-15 лет, энергетическая политика Европейского союза является многоплановой и развитой структурой, которая представляется одним из важнейших элементов ядра всего интеграционного объединения. Отталкиваясь от исторических предпосылок, эта политика была важным звеном в формировании единой политики в Европейском регионе, что сделало возможным дальнейшую интеграцию на ее основе. После этого, с вступлением новых членов в ЕЭС, страны начали активизировать сотрудничество в других областях. Среди основных целей современной энергетической политики можно выделить развитие внутреннего энергетического рынка и укрепление энергетической безопасности, поскольку эти цели ясно показывают стремление Евросоюза к максимальной энергетической автономии и снижению энергетической зависимости от других стран. Важным элементом в контексте региональной энергетической повестке дня является участие институтов ЕС в формировании и развитии энергетики. Невозможно выделить один орган, который занимается всеми вопросами в этой области, но Европейская комиссия несет большую ответственность за определение тенденций и дальнейшее развитие. Что особенно важно, благодаря деятельности учреждений учитываются интересы всех сторон в рамках ЕС: населения (Европейский парламент), глав государств и правительств (Европейский совет) и общих интересов Европейского союза (Европейская комиссия)
Внутри Евросоюза постоянно проходят различные этапы модернизации в сфере энергетики, многие проекты внутри Евросоюза и за его пределами, а также позиции стран и общие тенденции играют большую роль. Основными областями, которые интенсивно развиваются энергетической политикой и ее проектами, в частности, являются возобновляемые источники энергии, постепенная денуклеаризация энергии и разработки в области эффективного потребления энергетических ресурсов. Что касается конкретных проектов, то наиболее перспективными и масштабными проектами являются «Северный поток – 2», реализация Директивы 2010/31 об энергоэффективности зданий и Программы финансирования ВИЭ, в которой участвует почти половина стран-членов ЕС. Также энергетическое сотрудничество в Европе сегодня невозможно без диалога между крупным экспортером и импортером энергоресурсов в регионе – России и Европейского союза.
Говоря об энергетическом сотрудничестве внутри треугольника РФ-ФРГ-ЕС, важно отметить влияние на рассматриваемые процессы двусторонних отношений между этими акторами. Германия и Европейский союз, очевидно, существуют в тесной политической и экономической зависимости. Но в последнее время все чаще отмечаются попытки Берлина сохранить превалирующий национальный контроль над некоторыми сферами деятельности, включая энергетику. В рамках внутренней политики Евросоюза, Германия делает все возможное, чтобы европейские страны не сильно зависели от экспорта энергоресурсов. Это выражается в выделении дотаций некоторым странам ЕС и финансировании крупных перспективных энергетических проектов на территории Европы, главным из которых сегодня является «Северный поток – 2». Германия сегодня имеет все условия и предпосылки для того, чтобы стать гарантом энергетической безопасности в Европе: развитые технологии и инновации в области ВИЭ, статус главного дистрибьютера энергоресурсов (особенно, газа) и лидирующие позиции с точки зрения энергетической дипломатии позволят укрепить как региональные, так и глобальные позиции ФРГ в этом контексте. Но подобное усиление нравится далеко не всем странам-членам ЕС, особенно странам-транзитерам, так как они могут лишиться большой доли финансирования. Эти противоречия сегодня вызывают конфликт интересов внутри интеграционного объединения.
Отношения между Евросоюзом и Россией в области энергетики являются напряженными, что вызвано геополитическими (Украинский кризис, введение обоюдных санкций) и экономическими (разница интересов между главным поставщиком и потребителем энергоресурсов) причинами. Хотя внутри ЕС и есть противоречия между странами в рамках осуществления единой энергетической политики в Европе, никто не может оспорить тот факт, что альтернативы России в вопросах обеспечения Европы энергоносителями сегодня не существует. Поэтому главной задачей сторон в среднесрочной перспективе является достижение компромисса и развитие перспективных возможностей, которые смогут придать энергодиалогу статус стратегического сотрудничества. Так или иначе, энергетическая взаимозависимость напрямую будет влиять на отношения РФ и ЕС, особенно в условиях растущей нестабильности на энергетических мировых рынках.
Энергетическое сотрудничество между Россией и Германией является неотъемлемой частью политического диалога. Поэтому можно говорить о формировании уникальных особенностей взаимодействия двух стран в области энергетики. Сотрудничество претерпело серьезное видоизменение – от обычных торговых отношений в сфере энергоресурсов до совместного проектирования инфраструктурных проектов и обмена разработками и инновационных технологий. До сих пор, несмотря на охлаждение отношений между РФ и ЕС, Германия остается важным партнером России на Западе, и несмотря на новые стратегические ориентиры ФРГ в энергетике, страны поддерживают энергетический диалог. Важным подтверждением этому является лоббирование «Северного потока – 2» и модернизация ТЭК России.
Современная энергетическая обстановка в регионе отмечается следующими особенностями: страны ЕС обсуждают уровень и характер воздействия наднационального законодательства на инфраструктурные энергетические проекты, США пытается активно повлиять на энергетический баланс в регионе с помощью продвижения СПГ на внешние энергетические рынки, напряженные отношения Евросоюза с Россией существенно замедлили инициативы в области обеспечения энергетической безопасности. В связи с этим, роль отдельных ведущих стран в регионе приобретает важное и определяющее значение. Так, Германия призывает ЕС принять защитные меры против санкций США, которые напрямую повлияли на завершение строительства «Северного потока – 2» в срок, выступает за сближение с Россией по причинам прямой энергетической взаимозависимости и реализует инициативы по модернизации энергосетей в других европейских странах.
Несмотря на то, что Германия является членом Европейского союза, она продолжает действовать как рациональный актор, стараясь получить максимальную выгоду из всех своих внешнеполитических решений, в том числе и в энергетике. Поддерживая национальные инициативы и проекты, Берлин, конечно, не забывает и о развитии всего интеграционного объединения. Но последние действия ФРГ на внешнеполитической арене показывают, что страна ставит национальные интересы выше наднациональных: так, долгое время удавалось удерживать «Северный поток – 2» вне юрисдикции Газовой директивы, а когда это, по политическим и экономическим причинам, стало невозможным, Федеральное сетевое агентство приняло новое решение – исключить «Северный поток» из-под влияния Газовой директивы на следующие 20 лет на территории Германии. Данное проявление рационального выбора демонстрирует, что ФРГ может в будущем стать еще более влиятельным актором по отношению ко всем странам-членам Европейского союза.
Ожидается, что в перспективе формат отношений РФ-ФРГ-ЕС в рамках энергетического сотрудничества может привести к стабильному обеспечению энергетической безопасности в Европе, модернизации и развитию инновационных технологий, а также к расширению энергосетей и появлению новых совместных инфраструктурных проектов. Россия по-прежнему останется главным импортером энергоресурсов, но ее влияние на страны-транзитеры значительно возрастет. Это будет связано с попытками максимально эффективно использовать обходные маршруты поставок энергоресурсов, одним из которых является «Северный поток – 2». Европейский союз в среднесрочной перспективе будет стараться снизить энергетическую зависимость от России путем поиска новых путей импорта и диверсификации поставок, но по-прежнему не будет кардинально менять политику в отношении своего партнера. А Германия, вероятнее всего, сможет эффективно играть роль посредника в энергодиалоге между РФ и ЕС и этому есть веские причины. Во-первых, именно с этой страной у России наблюдаются самые тесные контакты как в рамках энергетических национальных компаний, так и при согласовании различных энергетических проектов. Во-вторых, Германия старается подчеркнуть свою значимость и сознательно делает выбор в пользу частичного обособления от ЕС в некоторых областях внешней политики, что помогает Берлину более тактично подходить к диалогу со странами, которые не входят в состав интеграционного объединения. И, в-третьих, стремление ФРГ как можно скорее закончить проект «Северный поток – 2» демонстрирует желание Берлина доказать Европейскому союзу состоятельность данной инициативы, что в будущем может послужить хорошим поводом для возобновления активного диалога между ЕС и РФ не только в энергетической, но и в остальных сферах деятельности



1. Договор о Европейском союзе – Маастрихтский договор. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=LEGISSUM:xy0026&from=EN (дата обращения: 15.03.2020)
2. «Дорожная карта» по общему экономическому пространству от 2005 года. URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_economic_space_2005_russian.pdf (дата обращения: 26.02.2020)
3. Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 года // Брюссель. 2011. URL: https://russiaeu.ru/sites/default/files/user/Roadmap%20Russia-EU%20Energy%20Cooperation%20until%202050_Rus.pdf(дата обращения: 17.01.2020)
4. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения: 16.02.2020)
5. Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/Pages/Koncepciya.aspx (дата обращения: 18.03.2020)
6. Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ и ЕС от 2004 года. URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/protocol_to_the_pca_2004_russian.pdf (дата обращения: 25.02.2020)
7. Рамочная конвенция ООН об изменении климата // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 13.03.2020)
8. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ и ЕС от 1997 года. URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_1997_russian.pdf (дата обращения: 25.02.2020)
9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 07.03.2020)
10. 2020 climate & energy package // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/clima/policies/strategies/2020_en (дата обращения: 17.12.2019)
11. 2030 climate & energy framework // European Commission. URL:https://ec.europa.eu/clima/policies/strategies/2030_en (дата обращения: 17.12.2019)
12. 2050long-termstrategy // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/clima/policies/strategies/2050 (дата обращения: 20.12.2019)
13. A policy framework for climate and energy in the period from 2020 to 2030 // European Commission. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52014DC0015&from=EN (дата обращения: 20.03.2020)
14. Clean Energy for all Europeans Package (COM(2016)(0860) // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/energy/topics/energy-strategy/clean-energy-all-europeans_en (дата обращения: 17.03.2020)
15. Concluding document of the 1991 Hague Conference on the European Energy Charter. URL: https://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Legal/1991_European_Energy_Charter.pdf (дата обращения: 18.12.2019)
16. Council Directive 2004/67/EC of 26 April 2004 Concerning Measures to Safeguard Security of Natural Gas Supply/ The Council of the EU // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32004L0067&from=EN (дата обращения: 17.11.2019).
17. Directive 2003/54/EC. Internal market for energy. // European Parliament. URL: http://europa.eu/legislation_summaries/energy/internal_energy_market/l27005_en.htm (дата обращения: 20.01.2020)
18. Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009L0028&from=EN (дата обращения: 16.02.2020)
19. Directive 2009/72/EC concerning common rules for the internal market in electricity. // European Commission. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009L0072&from=EN (дата обращения: 20.01.2020)
20. Directive 2009/73/EC concerning common rules for the internal market in natural gas. // European Commission. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009L0073&from=EN (датаобращения: 20.01.2020)Downs, A. An Economic Theory of Democracy / A. Downs – NYC, Harper, 1957. – pp. 75-79
21. Directive 2012/27/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC // European Parliament. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32012L0027&from=EN (дата обращения: 17.12.2019)
22. Energy for the Future: Renewable sources of Energy. White paper for a Community Strategy and Action Plan // European Commission. URL: https://europa.eu/documents/comm/white_papers/pdf/com97_599_en.pdf (дата обращения: 18.01.2020)
23. Energy Infrastructure Priorities for 2020 and Beyond – A Blueprint for an Integrated European Energy Network // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2011_energy_infrastructure_en.pdf (дата обращения: 21.11.2019)
24. Final Act of the European Energy Charter Conference. Lisbon. 1994. URL: https://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Legal/1994_Final_Act.pdf (дата обращения: 21.12.2019)
25. The Green Paper «Towards a European strategy for the security of energy supply» // European Commission. 2000. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52000DC0769&from=EN (дата обращения: 17.01.2020)
26. The Green Paper «Towards a European strategy for the security of energy supply» (With changes to 03.2015) // European Commission. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52000DC0769&from=EN (дата обращения: 14.12.2019)
27. The Strategic Energy Technology (SET) Plan. Working paper 2017 // European Commission. URL: https://setis.ec.europa.eu/sites/default/files/setis%20reports/2017_set_plan_progress_report_0.pdf (датаобращения: 19.11.2019)
28. Third National Energy Efficiency Action Plan (NEEAP) 2014 for the Federal Republic of Germany. URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2014_neeap_en_germany.pdf (дата обращения: 18.02.2020)
29. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community 2007/C306/01 // Official journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:C:2007:306:FULL&from=FI (дата обращения: 22.01.2020)
30. Die wirtschaftlicheEntwicklung des Bergbaus in der Bundesrepublik Deutschland imJahr 2010 – 2015. Bergwirtschaft und Statistik / BundesministeriumfürWirtschaft und Energie. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Energie/Bergbaustatistiken/bergbau-in-der-brd-bergwirtschaft-statistik-2014.pdf?__blob=publicationFile&v=10 (датаобращения: 01.04.2020)

Литература
31. Басов, Ф. Энергетическое и экологическое сотрудничество России и Германии / Ф. Басов // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. № 8. С. 101-109
32. Боровская, О.В. Правовое регулирование транзита энергоресурсов в европейском политическом контексте/ Боровская, О.В. - М.: 2005, с. 25
33. Богучарский, М.Е. Энергетическая дипломатия Европейского союза/ Богучарский, М.Е. – М.: 2005, с. 101 - 104
34. Борко, Ю.А. ЕС после финансово-экономического кризиса / Ю.А. Борко // Европейский союз в XXI веке: время испытаний. – М.: Изд-во «Весь мир», 2012. – С. 35-71
35. Братковский, К.В. Взаимоотношения России и Европейского союза в энергетической сфере. / К.В. Братковский // Вестник РУДН, серия «Международные отношения». – 2009. № 2. – С. 49 – 55.
36. Бычкова, О.В. Теоретические основы и анализ обеспечения энергетической безопасности государства / О.В. Бычкова // Вестник ДонНУ. Серия В, Экономика и право. - 2017. № 2. – С. 10
37. Владимирова, М.М. Вклад Германии в развитии альтернативной энергетики и энергоэффективности Европейского союза. / М.М. Владимирова // Успехи современной науки и образования. Том 7. – 2017. № 2. – С. 192 – 196.
38. Глушкова, И.В. Место и роль Германии в энергетической политике Европейского союза / И.В. Глушкова // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2014. №3. – С. 30-38
39. Гусев А.С. Политические аспекты энергетического диалога РФ и ЕС: проблемы и перспективы/ Гусев А.С. – НН.: 2009. С. 34
40. Ивашов, Л. Россия заявила о необходимости формирования Евразийского союза // Геополитика. URL: http://www.geopolitics.ru/2012/09/rossiya-zayavila-o-neobxodimosti-formirovaniya-evrazijskogo-soyuza/ (дата обращения: 13.03.2020)
41. Кавешников, Н.Ю., Матвеевский Ю.А. Европейский союз: история, институты, политика: Учебник для вузов / Н. Ю. Кавешников, Ю. А. Матвеевский / Под ред. Н. Ю. Кавешникова. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017 – С. 320
42. Кашкин, С.Ю. Право Европейского союза. Учебное пособие для вузов / под ред. С.Ю. Кашкина. – 3-е изд. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – С.836
43. Квочко, Е.А, Ланьшина Т.А. Проблема и перспективы России и ЕС в рамках энергетического диалога / Е.А. Квочко, Т.А. Ланьшина // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2006. № 4. – С. 7–15.
44. Култыгин, В.П. Теория рационального выбора - возникновение и современное состояние / В.П. Култыгин // Социологические исследования. - 2004. № 1. - С. 27 – 37.
45. Лещенко К.Е. Энергетическая политика Германии: национальный и наднациональный контекст / К.Е. Лещенко // Записки горного Института. – 2013. – С. 48 – 53.
46. Лихачев, В. Возможности сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики / В. Лихачев // Отношения России и ЕС в сфере энергетики. РСМД. – М.: НП РСМД, 2017 – С. 13
47. Матвеев, И.Н. Сотрудничество Российской Федерации и Евросоюза в сфере энергетики в конце XX – начале XXI века / И.Н. Матвеев // Власть. – 2014. № 4. – С. 122 – 125.
48. Мельникова, С.И., Геллер Е.И., Митрова Т.А., Кулагин В.А. Газовый рынок ЕС: эпоха реформ/ Мельникова, С.И., Геллер Е.И., Митрова Т.А., Кулагин В.А. – М.: ИНЭИ РАН-НИУВШЭ, 2016. URL: https://www.eriras.ru/files/gazovyy_rynok_es_-_epokha_reform.pdf (дата обращения: 13.03.2020)
49. Мургаш Р. Современная энергетическая политика Европейского союза / Р. Мургаш – М.: 2019. – С. 28
50. Нань, Я. Альтернативные источники энергии как вектор экономического развития/ Нань Я. – Т.: 2017. с. 37
51. Ночвина Б.А. Проблема энергетического сотрудничества в отношениях ЕС и ФРГ / Б.А. Ночвина // Гуманитарное и социально-научное знание: теоретические исследования и практические разработки. – М.: 2019. – 76 с. – С. 58
52. Однокоз, В.Г. Особенности энергетического сотрудничества России и ЕС/ Однокоз В.Г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-energeticheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-es/viewer (дата обращения: 07.03.2020)
53. Парусова К.А. Развитие сотрудничества ФРГ и России в энергетической сфере в 1998-2002 гг. и его перспективы/ Парусова К.А. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/9999-0200_West_MO_2003_1/33.pdf (дата обращения: 17.01.2020)
54. Пашке М. Правовые аспекты новой энергетической политики Германии / М. Пашке// Записки Горного института. Т.226. – 2017. – С. 488
55. Семенова, В.А Колесников В.И Политический анализ и прогнозирование / Учебное пособие под ред. Семенова В.А [и др.]. – СПб.: Изд-во Питер, 2014. – с. 432
56. Сотрудничество России и Германии в сфере альтернативных источников энергии. URL: https://referatbank.ru/market/referat/i/384385/kursovaya-sotrudnichestvo-rossii-germanii-sfere-alternativnyh-istochnikov-energii.html (дата обращения: 05.04.2020)
57. Тоганова, Н.В. Стратегии ФРГ в сфере возобновляемых источников энергии: внутренняя и внешняя политика // Междисциплинарный синтез в изучении мировой экономики и политики / Под ред. Ф.Г. Войтоловского и А.В. Кузнецова. – М.: Крафт+, 2012. – С. 104-136.
58. Черников С.Ю. Дегтерева Е.А. Современное состояние России: отношения с ЕС в области энергетики / С.Ю. Черников, Е.А. Дегтярева // ComponentsofScientificandTechnologicalProgress. – 2016. № 1(27). – С. 20-24.
59. Энергодиалог Россия – ЕС // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14646 (дата обращения: 17.03.2020)
60. Эттингер. Г. Шматко С.И. Энергетический диалог Россия-ЕС 2000-2010: возможности для нашего будущего партнерства в области энергетики // Доклад по случаю десятилетия энергетического диалога Россия-ЕС. Брюссель. 2010.
61. Black, D. The Behavior of Law / D. Black – NYC. Academic Press, 1976. – pp. 116-147
62. Easton, D. A Systems Analysis of Political Life / D. Easton – NYC, Wiley, 1965. – pp. 64-68
63. Egenhofer, C. European Energy Policy. / C. Egenhofer – Br.: CEPS, 2011. – p. 42
64. IRENA – International Renewable Energy Agency. Official page. URL: https://www.irena.org/ (дата обращения: 07.04.2020)
65. Jegen, M. Energy policy in the European Union: The power and limits of discourse / M. Jegen // Les Cahiers européens de Sciences Po. 2014. URL: https://www.sciencespo.fr/centre-etudes-europeennes/sites/sciencespo.fr.centre-etudes-europeennes/files/cahiers_europeens_2014_02_maya.jegen_.pdf (дата обращения: 07.02.2020)
66. Kato, J. Institutions and Rationality in politics: Three Varieties of Neo – Institutionalist. / J. Kato // British Journal of Political Science – 1996. №4. – P. 553-582
67. Kondakov, A. Oil: Gravitation towards Top End of Price Band / A.Kondakov // International Affairs. – 2006. № 1. – P. 52–57.
68. Rational Choice Theory in Sociology: A Survey / T.Voss [et al]. – London: SAGE Publications 2000. – pp. 50–83
69. Sander, M. A «Strategic Relationship?» The German Policy of Energy Security within the EU and Importance of Russia / M. Sander // The European Union’s Quest for a Common Energy Foreign Policy. – 2017. № 20. – P. 17
70. Scott, J. Rational Choice Theory / J. Scott // Understanding Contemporary Society: Theories of The Present – London: SAGE Publications 2001. – P. 6
71. Simon, H. Models of Man: social and rational / H. Simon – Wiley,1957. – pp. 130-144
72. Bickenbach, C. Die Finanzierung der «Energiewende» in der ZwickmühleausFinanzverfassung und Art. 107, 108 / C. Bickenbach // Die ÖffentlicheVerwaltung. – 2013. № 24. P. – 953-961.
73. Die Deutsche Energiewende // Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/216908/85c6a72c72ea18de2b8cd64c8dd58906/energiewende-data.pdf (дата обращения: 13.11.2019)
74. Kloepfer, M. Amendment of the Atomic Energy Act and fundamental rights / M. Kloepfer // DeutschesVerwaltungsblattmitVerwaltungsarchiv. – 2011. №. 23. P. – 1437-1446.
75. Ossenbühl, F. VerfassungsrechtlicheFrageneinesbeschleunigtenAusstiegsaus der Kernenergie / F. Ossenbühl - NomosVerlagsgesellschaft, 2012. KG Press. – pp. 134-148
76. Rahr, A. Der «Kalte Krieg» ist Geschichte / A. Rahr // IP. – 2007. № 3. – P. 16
77. Schneider, J.-P. Recht der Energiewirtschaft / J.-P. Schneider – B: 4thed, 2013. - § 21. – pp. 1245-1325.
78. Wieland, J. Verfassungsfragen der Beendigung der NutzungderKernenergie / J. Wieland // Zeitschriftfür das gesamteRecht der Energiewirtschaft. – 2013. № 6. – P. 252-.259.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ