Введение. 3
Глава 1. Направления торгово-экономического взаимодействия Швейцарии со странами-членами Европейского союза. 6
1.1. Торговые отношения между Швейцарией и Европейским союзом. 13
1.2. Сотрудничество Швейцарии и Европейского союза в рамках сельского хозяйства. 17
1.3. Особенности Швейцарской инвестиционной политики в отношении стран-членов Европейского союза. 18
1.4. Взаимодействие Швейцарии и Европейского союза в области развития малого и среднего предпринимательства. 22
Глава 2. Проблемы и перспективы развития экономических отношений Швейцарии и Европейского союза. 28
2.1 Механизмы формирования взаимодействия Швейцарии и стран-членов Европейского союза. 28
2.2. Противоречивость фискальной политики Швейцарии как основная преграда на пути интеграции с Европейским союзом. 36
2.3. Особенности конфликта интересов между Швейцарией и ЕС в банковском секторе. 42
2.4. Вектор дальнейшего развития экономических взаимоотношений между Швейцарией и Европейским союзом. 51
Заключение. 57
Список источников и литературы. 61
Отношения между Швейцарией и Европейским союзом развиваются на протяжении десятилетий, количество двусторонних соглашений постоянно увеличивается. Наиболее важные решения в направлении Европейской политики, в Швейцарии принимаются на референдуме, такой подход делает возможным находить особые решения для множества вопросов.
Актуальность. Причиной успешного развития Швейцарии в качестве субъекта мирового хозяйства является активное участие, а также особый статус страны в системе международных отношений, отличительной чертой которой можно назвать интернационализацию хозяйственной жизни.
К факторам определяющим стратегию развития Швейцарии можно отнести политический нейтралитет, статус мирового финансового центра, экономику ориентированную на экспорт. Не менее важную роль это имеет при выстраивании взаимоотношений с другими субъектами мирового хозяйства. Швейцария является активным участником процесса регионализации, что укрепляет взаимоотношения с её основным торговым партнером - Европейским Союзом, тем самым создавая базу для эффективного экономического развития.
Важный элемент исследования в рамках выбранной темы - систематизирование и резюмирование исторического и фактологического материала по отношениям между Швейцарией и ЕС. Автором рассматриваются экономические отношения между отдельным государством и интеграционным объединением, что дает возможность применить данный опыт в изучении построения отношений между ЕС и другими странами, так как на сегодняшний день тема остается актуальной для многих стран, не входящих в состав Евросоюза, но принимающих активное участие в международных рыночных отношениях.
Объектом исследования являются экономические отношения Швейцарии и ЕС в условиях глобализации.
Предметом исследования является комплекс причин, оказывающих влияние на экономические отношения Швейцарии и ЕС. Анализируя историческую динамику различных аспектов интеграционного процесса на отдельных этапах, рассматриваются усилия Берна и Брюсселя в поиске новых эффективных форм взаимодействия.
Хронологические рамки работы охватывают новейший этап отношений Швейцарии и ЕС, который начинается с момента подачи заявки Швейцарии на вступление в ЕС по настоящее время.
Цель исследования заключается в обозначении проблем экономических отношений Швейцарии и стран ЕС, а также выделении перспектив развития взаимодействия в данной области.
Основные задачи исследования определяются поставленной целью и заключаются в следующем:
-выделить наиболее характерные черты и особенности отдельных этапов взаимодействия экономических отношений Швейцарии и ЕС;
-проанализировать основные формы и направления экономического взаимодействия Швейцарии со странами ЕС;
- выявить основные направления торгово-экономического взаимодействия Швейцарии со странами ЕС;
-на основании проведенного исследования и систематизации новейших источников дать оценку степени развития и перспективам двусторонней системы взаимоотношений между Швейцарией и ЕС.
Степень научной разработанности:
Благодаря работам зарубежных авторов, наиболее полно раскрывающих проблемы и задачи взаимодействия Швейцарии и ЕС, удалось теоретически обосновать указанную тему и раскрыть вопрос успешного экономического развития Швейцарской Конфедерации. Роберт Кеохейн, М. Валь, Р. Швок, М. Оеш, Н. Гролимунд помогли отразить в данной диссертации все аспекты политики и экономики Швейцарии, касающиеся взаимоотношений со странами ЕС.
Также использовались работы и отечественных авторов, где изучались глобальные интеграционные процессы, проблемы и возможности экономического развития Швейцарии, ее торговые отношения со странами Европейского Союза. Это труды О.Е Трофимовой, Н. Говоровой, Е. Карсановой, Л. Бабыниной.
При исследовании тем, касающихся взаимоотношений Швейцарии и ЕС, несмотря на актуальность проблем интеграционных процессов, удалось выяснить, что комплексный научных трудов, обозначающих вопрос отношений между интеграционным блоком и отдельной страной, нет. При работе были изучены документальные нормативы Европейского Союза, которые регулируют развитие взаимоотношения с развивающимися странами.
Методологическая основа исследования формировалась при изучении научных трудов российских и зарубежных ученых, которые посвящены актуальным проблемам экономических отношений Швейцарии и ЕС. Также были изучены основные документы ЕС, формирующие направление развития отношений с третьими странами.
В качестве методологической базы диссертации использовались общенаучные методы - диалектический, метод структурного анализа, метод системного анализа.
Теоретическую базу работы составили научные труды отечественных и зарубежных исследователей по интеграционным проблемам, экономическим отношениям.
Информационно-статистическую базу исследования составили информационные порталы Европейского Союза и его структур, а также базы Федеральной службы статистики Швейцарии, Государственного секретариата по экономике Швейцарии.
Подробно рассмотрены экономические отношения между интеграционным объединением и отдельно взятым государством, что позволяет использовать данный опыт взаимоотношений ЕС со странами, не являющимися его членами. Стоит сказать, что отношения между Швейцарией и ЕС развиваются на протяжении нескольких десятилетий и большую роль здесь играют двухсторонние соглашения, число которых постоянно увеличивается. Однако, швейцарская политика во взаимоотношениях с Европой строится с помощью решений, принятых на референдуме, что дает возможность успешно решать многие задачи и находить особые ответы.
В работе был изучен новейший этап развития экономических отношений Швейцарии и ЕС. Начинается он с того момента, когда Швейцарская Конфедерация подала заявку на вступление в ЕС и завершается настоящим временем. Стоит отметить, что в данный момент страна отозвала заявку на вступление в ЕС, четко определив для себя перспективы имеющегося положения. Выбранная парадигма развития взаимоотношений между ЕС и Швейцарией полностью отвечает политическим и экономическим интересам последней, что позволяет судить о ее достаточной эффективности. На сегодняшний день Швейцарская Конфедерация считается одной из самых развитых в экономическом плане стран мира.
Главными отраслями, оказывающими положительное влияние на стремительное развитие, являются высокоразвитая сфера услуг и прогресс наукоемких отраслей для экспортных поставок. Отводя большую роль производству качественной и трудоемкой продукции, Швейцария принимает активное участие в международном разделении труда и товарообмене. Здесь основными партнерами для внешней торговли выступают страны Европейского союза – региональные соседи, взаимодействующие на социальном, экономическом, политическом и культурном уровне. Такие показатели внутренней экономики, как безработица, экономический рост, темпы инфляции остаются для Швейцарии стабильными на протяжении многих десятилетий, благодаря специфике хозяйственной деятельности и активной внешнеэкономической политике. И, если размеры ВВП у данного государства оставляют желать лучшего, то размер ВВП на душу населения характеризуется очень высоким уровнем, что делает его одним из лидеров в европейских странах по данному показателю. Это дает возможность с уверенностью говорить о высоком уровне жизни жителей страны в социальном и экономическом плане. Привлекательна Швейцарская Конфедерация и для инвестиционных вливаний, так как ее стабильно-устойчивые экономика и политика представляют огромный интерес со стороны иностранных инвесторов. До недавнего времени привлекательность инвестиций к тому же была обусловлена льготным налогообложением и банковской тайной.
Национальная политика Швейцарии ориентирована на повышение экономической конкурентоспособности страны на международном рынке. Ведь огромное по своим объемам производство научно-технической продукции значительно превышает внутренний спрос и требует выхода на международные рынки сбыта. Данная работа подтвердила, что высокая конкурентоспособность государства обусловлена специфической политикой нейтралитета, политической стабильностью и государственными программами, направленными на развитие экономики. Для швейцарских компаний законодательно создана целая система, способствующая стимулированию поиска потенциальных рынков сбыта. Чтобы данная система работала максимально эффективно, на государственном уровне Швейцария поддерживает страны, недавно вступившие в ЕС. И, такая политика рассматривается с ее стороны как долгосрочный инвестиционный проект, который в будущем принесет огромные дивиденды. Своими финансовыми вливаниями в бюджет развивающихся стран, Швейцария не только обеспечивает экономическую стабильность в регионе, но и закладывает фундамент будущих деловых отношений на международном рынке. Ведь от активного развития рынков этих стран напрямую зависят объемы экспорта Швейцарской Конфедерации. Во многом высокому темпу экономического развития Швейцарии способствуют двусторонние соглашения со странами ЕС, обеспечивающие финансовую помощь развивающимся странам. Именно, благодаря двусторонним соглашениям в дальнейшей перспективе Швейцария получает потенциальных партнеров и новые рынки сбыта для успешного развития внешнеторговых связей.
Низкие процентные ставки и регулирование стабильности швейцарского франка, которые обеспечиваются работой Швейцарского национального банка способствуют экономическому развитию страны. Как выяснилось, политика нейтралитета Швейцарской Конфедерации по отношению к политике ЕС связана не только с традиционными установками и принципами, но и с особенностями финансовой политики. В первую очередь, это льготное налогообложение и банковская тайна, которые с одной стороны делают государство привлекательным для инвестиций, с другой – порождают международные конфликты с субъектами мирового хозяйства из-за возможности отмывания денежных средств и уклонения от налогов. Именно из-за такой налоговой политики Швейцария пополнила собой серый список ОЭСР, с нарушениями международных стандартов, утвержденных ЕС.
Национальный бизнес страны заинтересован в ее сближении со странами Европейского союза. Однако, здесь на первый план по приоритетности выступает традиционная политика нейтралитета и прямой демократии. Именно эти факторы оказывают наиболее сильное воздействие на развитие внешней экономики Швейцарии. Такие взаимоотношения со странами ЕС, которые наблюдаются на сегодняшний день, являются выгодными и эффективными для швейцарской экономики. Но, здесь следует сказать, что выбранная модель отношений никак не считается универсальной и вряд ли будет применена другими европейскими государствами. Ведь современные политические взаимоотношения ЕС и Швейцарии основаны на глубоком тесном культурном и историческом их взаимодействии, сложившихся с древних времен. Исходя из этого, можно утверждать, что для Швейцарской Конфедерации главными являются две цели. Первая – сохранить нейтралитет и независимость во внешнеторговых и экономических связях, вторая – продолжать развивать эти связи, особенно, с ЕС.
На примере Швейцарии можно утверждать, что внутренние факторы страны не являются ключевым фактором успешного экономического развития и роста, а также высокой конкурентоспособности. К ним относятся – географическое положение, природные ресурсы, площадь государства, трудовые ресурсы и численность населения. Так, площадь швейцарской территории и ее внутренний рынок совершенно небольшие, но это не влияет на активную внешнеторговую политику государства и не является преградой для того, чтобы занимать ведущие позиции на мировом рынке в самых наукоемких сферах промышленности. Однако, благодаря развитой инфраструктуре, трудовых ресурсов высокой квалификации, устойчивости финансового рынка благотворно влияют на стабильное конкурентное преимущество страны над другими участниками международных отношений.
В диссертации были изучены усиленные попытки Брюсселя и Берна найти наиболее эффективный и выгодный для обеих сторон способ взаимодействия. Освещен в диссертации конфликт между ними и единственно верный путь выхода, открывший перед Швейцарией особые перспективы. Сегодня две стороны пришли к обоюдному согласию, при компромиссном подходе со стороны Швейцарии, которая в итоге поступилась некоторыми принципами, но в целом осталась в таком же положении, как и до конфликта.
Благодаря выполненному анализу, выяснилось, что инновационная система управления и построения внешней экономики позволяет Швейцарии оставаться конкурентоспособной на международном рынке страной. Главными составляющими инновационной системы являются стремительное увеличение объемов реализуемой наукоемкой и капиталоемкой промышленности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Несмотря на то, что бизнес Швейцарии активно выступает за сближение с ЕС, такие черты, как нейтралитет и прямая демократия имеют большее влияние на формирование внешнеэкономической политики страны;
- Особенность взаимоотношений Швейцарии и ЕС, к которой можно отнести частичную интеграцию, позволяет стране сократить давление со стороны Европейского союза, при этом сохраняя специфику своей эффективной экономики и находя компромиссные решения с ЕС;
- Одним из главных факторов процветания экономики Швейцарской Конфедерации является приоритетное развитие исследовательской и инновационной деятельности. Данные отрасли поддерживаются не только государством, но и бизнесом, что выводит Швейцарию на передовые позиции. Именно инновационная система - основной фактор развития конкурентоспособности страны;
- Взаимоотношения Швейцарии и Европейского союза представляют своеобразный пример партнерства интегрированного в высокой степени группы стран и отдельного европейского государства, с одной стороны, стремящегося к торгово-экономическому альянсу с ЕС, с другой стороны, избегающего полноценного членства, что обусловлено нежеланием передавать значительные полномочия на наднациональный уровень и стремлением сохранить собственную идентичность. Поиск приемлемого соотношения между следованием национальным интересам с учетом принципов прямой демократии и участием в интеграционных процессах приводит к сложной конфигурации отношений между Швейцарией и Европейским союзом.
- Можно смело утверждать, что в ближайшие годы Швейцарская Конфедерация будет сохранять нейтралитет, не становясь новым членом ЕС. И, несмотря на конфликты между ними, связанные с банковской тайной и льготным налогообложением, отношения ЕС и Швейцарии будут совершенствоваться и становиться еще более глубокими.
1. Финансовая площадка Швейцарии. Switzerland Global Enterprise. Лозанна, 2017. С. 3 // https://www.s-ge.com/sites/default/files/cserver/publication/free/factsheet-financial-center-s-ge_0.pdf
2. Agreement between the European Community and the Swiss Confederation concerning direct insurance other than the life insurance 1989 // [Электронный ресурс]// http://ec.europa.eu/world/agreements/ prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step=0&redirect=true&treat yId=103
3. Agreement between the European Community and the Swiss Confederation on certain aspects of government procurement // [Электронный ресурс] // http://ec.europa.eu/world/agreements/downloadFile. do?fullText=yes&treatyTransId=562
4. Agreement between the European Community and the Swiss Confederation on the Carriage of Goods and Passengers by Rail and Road // [Электронный ресурс] // http://ec.europa.eu/world/ agreements/downloadFile.do?fullText=yes&treatyTransId=560; data from FDFA/ FDEA: www.admin.ch
5. Art. 24 of the Agreement between the European Community and the Swiss Confederation on Air Transport // [Электронный ресурс] // http://ec.europa.eu/world/agreements/downloadFile.do?fullText=yes&treaty TransId=559
6. Bank Groups, http://www.swissbanking.org/en/home/fs-allgemein.htm
7. Banks in Switzerland 2006. Swiss National Bank Statistics. 2007.
8. Business Location in Switzerland. SECO State Secretariat for Economic Affairs. 2008. January.
9. EEA Info Kit. An introduction to the European Economic Area and other EFTA Activities. EFTA Secretariat. 2006. May.
10. EU enlargement eastwards in 2004 and in 2007. // Confederation Swiss // https://www.erweiterungsbeitrag.admin.ch
11. European Commission: Market Access Database Statistics // http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/switzerland
12. European Union, Trade with Switzerland. European Commission. Directorate-General for Trade. April 16. 2018 // http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/switzerland/, http://my-swiss.ru/ekonomika-i-finansy/eksport-shvejcarii.html
13. EY’s Attractiveness Survey Switzerland. May 2017. Direct investment in Europe: franc drives Swiss abroad. 2017. 20 рр.
14. Euro-Mediterranean statistics, 2007. European Communities. 2007.
15. Federal Statistics Office FSO, Swiss National Bank SNB // https://www.snb.ch/en/iabout/stat
16. Financial Services.
http://www.stendort.zh.ch/intemet/vd/awa/standort/en/wirtschaft/branchen/finan
z.html
17. Human Development Indices. http://hdr.undp.org/en/media/HDI_2008_EN_Tables.pdf
18. Key data. Integration Office FDFA/FDEA. http://www.europa.admin.ch/themen/00499/00504/index.html?lang=en
19. Key data. http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/en/index/international/laenderportraets/schw eiz/blank/kennzahlen.html
20. National Coordination Units // National Strategy for Switzerland's Protection // https://www.enisa.europa.eu/topics/national
21. Pensions. Integration Office FDFA/FDEA.
http://www.europa.admin.ch/themen/00500/00506/00517/index.html?lang=en
22. Results of the Swiss participation in the 6 Research Framework Programme.
http ://www. sbf. admin. ch/htm/themen/international/6frp_en.html
23. SME Portal for small and medium-sized enterprises // URL: https://www.kmu.admin.ch/kmu/en/home.html;
24. Swiss-EU relations in numbers. Integration Office FDFA/FDEA. http://www.europa.admin.ch/
25. Swiss financial centre and financial market policy. Federal Department of
Finance, Bern. 2006. September
26. Swiss National Bank. Topic Overview. International economic review. Direct investment. SNB. Zurich. 2018 // http://data.snb.ch/en/topics/aube#1!/cube/fdichtlanda
27. Swiss contributions to the Environment for Europe process. http://www.environmentforeurope.org/contributions/switzerland.html
28. Switzerland: Foreign Investment.Santardertrade.com // http://en.portal.santandertrade.com/establish-overseas/switzerland/foreign-investment
29. Votation populaire du 3 décembre 1972 // [Электронный ресурс] // http://www.admin.ch/ch/f/pore/va/19721203/ index.html.
30. Votation populaire du 6 décembre 1992 // [Электронный ресурс] // http://www.admin.ch/ch/f/pore/va/19921206/ index.html
31. Votation populaire du 21 mai 2000// [Электронный ресурс] // http://www.admin.ch/ch/f/pore/va/20000521/ index.html
32. Votation populaire du 05.06.2005 // [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] // https://www.admin.ch/ch/f/pore/va/20050605/index. html
Литература.
33. Банковская тайна: Швейцария уступила международному давлению. 2009. 29 марта. http://www.swissinfo.ch/eng/swissinfo.html?siteSect=43&sid=l 0511042&ty=st
34. Буторина О.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. - М.: «Деловая литература», 2003.
35. Бэрлохер Ю., Шипе Б., Штальдер П. // Вступление в ЕС дорого обойдется швейцарской экономике // Евро. 1999. № 12. С. 43.
36. Бабынина Л., Говорова Н., Тимошенкова Е. Европейский союз и Швейцария: разнонаправленные векторы сотрудничества // Современная Европа. №2. 2015. С. 34-47.
37. Видмер Марад// Швейцария попала в "серый список ЕС"// Швейцария Деловая// https://business-swiss.ch/2017/12/shvejtsariya-sery-j-spisok-es/
38. Волыпкина М.В. Инновации и предпринимательство // Закон. 2006. № 4.
39. Горюхин А. // В тихой гавани больше не спрячешься? // Интернет-журнал «Вся Европа». 2008. № 3 (20). http://alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=621
40. Даетян МЛ. Формирование денежно-кредитной системы ЕС и перспективы развития интеграционных связей с Россией // Вестник Финансовой академии. 2004. № 2
41. Европейские прямые инвестиции в России / Под редакцией д.э.н. А.Кузнецова. М.:
ИМЭМО РАН, 2016. 223 c.
42. Зверева Т.В.// Об отношениях Швейцарии с ЕС// электронное сетевое издание Международный правовой курьер// http://inter-legal.ru/ob-otnosheniyax-shvejcarii-s-es
43. Иммиграция из ЕС в Швейцарию рекордно низкая // https://www.swissinfo.ch/rus/politics швейцария-ес_рекордное-снижение-иммиграции-из-ес-в-швейцарию/43824622.
44. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е. С. Дилеммы европейской интеграции. http://www.politnauka.org/library/mpimo/ino-kuz.php
45. Кашкин СЮ. Введение в право Европейского Союза. Учебное пособие/Под ред. д.ю.н., проф. Кашкина СЮ.4 - М.: Эксмо, 2005.
46. Крайзер Андреас // Швейцарский финансовый центр и новые правила игры // swissinfo.ch // https://www.swissinfo.ch/rus/business/налоги_швейцарский-финансовый-центр-и-новые-правила-игры/41206840
47. Красавина Л.Н. // Международные валютно-кредитные и финансовые отношения // 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2006. С. 9.
48. Кружков В., Марков О. 200 лет без войн. Швейцарский нейтралитет в новом веке // Международная жизнь. 2002. № 8
49. Мааг Р. Изменения в макроэкономике в европейской финансовой системе после введения евро // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2.
50. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2007.
51. Оценка стабилизирующей роли прямых иностранных инвестиций // БИКИ. 2007. 6 марта. № 27 (9123).
52. Пищик В.Я. Европейская валютная интеграция: Учебное пособие. М.: Финакадемия, 2007.
53. Семин Р.Н.// Конкуренция «государственных машин»: новые явления в мировой экономике // Финансовый бизнес. 2006. Ноябрь-декабрь. С. 43.
54. Смитиенко Б.М // Международные экономические отношения / Под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2005. С. 401.
55. Степанова С.И. Швейцария и Европейский союз: становление взаимоотношений // Вестник РГУ им. С.А.Есенина, №2 (51). 2016. С. 82-90.
56. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: Учебник для вузов / В.Ф. Уколов, В.А. Галайда, С.С. Мазин. — М.: Экономика, 2009.
57. Фирсова С. // Швейцария и ЕС: развод и девичья фамилия? // Интернет-журнал «Вся Европа». 2007. № 11 (16). http://alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=461
58. Хейфец Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике / Б.А. Хейфец. - М.: Экономика, 2008. С. 87.
59. Хейфец Б.А. Роль оффшоров в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №11. С. 74.
60. Хнелевская Н.Г. Траектории институциональной глобализации мировых финансовых центров // Финансы и кредит. 2008. № 32.
61. Шифф М., Алан У.Л. Региональная интеграция и развитие / Пер. с англ.; Всемирный банк. - М.: Весь мир, 2005.
62. Шишков Ю.В. Европа и процессы глобализации экономики. http://ieras.ru/journal/journall.2000/4.htm
63. Юданов Ю.И. Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнерства // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 2.
64. A Progress Report on the Jurisdictions Surveyed by the OECD Global Forum in Implementing the Internationally Agreed Tax Standard. 2009.2 April, http://www.oecd.org/dataoecd/38/14/42497950.pdf
65. A Progress Report on the Jurisdictions Surveyed by the OECD Global Forum in Implementing the Internationally Agreed Tax Standard. 2009. 12 October. http://www.oecd.Org/dataoecd/50/0/43606256.pdf
66. Breuss F. Austria and Switzerland — Experiences with and without EU Membership // Austrian Economic Quarterly. 2006/1.
67. Campbell D.// Havens that have become a tax on the world's poor. 2004. 21 September. http://www.guardian.co.uk/money/2004/sep/21/internationalaidanddevelopment.tax
68. Church C. Switzerland and the European Union. A close contradictory and misunderstood relationship. N.Y.: Routledge, 2007. P. 191–192.
69. Davis N.// Switzerland starts slow retreat over banking secrecy and tax evasion. // 2009. 13 March. http://www.guardian.co.uk/business/2009/mar/13/switzerland-slow-retreat-tax-surrender
70. Djankov S., Ganser Т., McLiesh С, Ramalho R., Shleifer A. // The Effect of Corporate Texes on Investment and Enrepreneurship. 2008. January. // Working Paper No. 13756. National Bureau of Economic Research. P. 29.
71. Education, vocational training, youth. Integration Office FDFA/FDEA.
http://www.europa.admin.ch/themen/00500/00506/00518/index.html?lang=en
72. Enlargement contributions to the states that joined the EU in 2004 and 2007. 2008. March.//http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/documents/dv/deea20080618_32/deea20080618_32EN.pdf
73. European Cities & Regions of the Future 2008/09. www.fdimagazine.com
74. Handbook for Investors. Business Location in Switzerland. 2008. January. SECO State Secretariat for Economic Affairs. P. 55
75. Her: D. Die Europaische Union./Verlag C.H. Beck oHG - Mtlnchen. 2002. p.12-13
76. Hines J.R., Summers Jr.L.H. How Globalization Affects Tax Design. January. 2009. Working Paper No. 14664. National Bureau of Economic Research.
77. Ichiyama Y. The theory of optimum currency areas: A survey, 1975. // Цит. по: Евро - дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: Сборник статей. Пер. с англ. - M.: Дело, 2002. С. 247.
78. Keohane O. Robert , "Economic Limits of Modern Politics: International Liberalism Reconsidered", // unpub.1986
79. Koeppel R. War Against Switzerland. 2009. 19 March. http://online.wsj.com/article/SB123749785655288729.html
80. Liberal Economic System. http://www.osec.ch/intemet/osec/en/home/invest/factors/economy/system.html
81. Liechtenstein - Financial center, http://www.liechtenstein.li/en/pdf-flmultimedia-information-finanzplatz-druck.pdf.
82. Liechtenstein — Industrial location, http://www.liechtenstein.li/en/pdf-flmultimedia-information-industriestandort-druck.pdf
83. Malhotra N.K., AgarwalJ., Baalbaki I. Heterogeneity of regional trading blocs and global marketing strategies. A multicultural prospective // International Marketing Review. 1998. Vol. 15. № 6. P. 480
84. Moeckli D. Switzerland and the EU: the Prospects of Bilateralism // Center for Security Studies, ETH Zurich. Vol. 3. No. 37. 2008. July. P. 1.
85. Mundell R. The Theory of Optimum Currency Area // The American Economic Review. 1961. September. Vol. 51. Issue 4. P. 661.
86. OECD explains to Swiss its position on tax. 2009. 9 April. http://vww.swissinfo.ch/eng/archive.html?siteSect=104&sid=10560771&ty=nd
87. Reducing Poverty and Promoting Peace. http://www.swiss contribution.admin.ch/malta/en/Home/Swiss_Contribution_in_general/About_Switzerland_s_International_Cooperation_worldwide_in_general
88. Roth J.-P. The Swiss economy and financial centre — successes and new
challenges. http://www.snb.ch/en/mmr/speeches/id/ref_20080225Jpr
89. Roth J. -P. Switzerland - a platform for global business. http://www.bis.org/review/r070918a.pdf
90. Roth J.-P. Switzerland - small, but global. http://www.snb.cli/en/rnrnr/speeches/id/ref_20041116Jpr_2/source/ref_200411 16_jpr_2.en.pdf
91. Roth U. Switzerland is not a haven for tax evaders. 2009. 12 February.
http://www.guardian.co.ukycommentisfree/2009/feb/12/tax-avoidance-havens switzerland
92. Russet B. and O'Neal J., Triangulating Peace: Democracy, Interdependence, and International Organization, New York: Norton 2001;
93. Simonian Н. A vault unlocked // Financial Times. 2009. 24 March. P.61
94. Strahm R. Bank-Geheimnis ade: Geht die Schweiz jetzt pleite? 2009. 13
Maerz. http://www.blick.ch/news/wirtschaft/bank-geheimnis-ade-geht-die
schweiz-jetzt-pleite-114368
95. Strengthening Swiss innovation. 2005. 7 July. http://fmeth.ethz.ch/eth/media/FMPro?-db=pressemitteilungen.fp5&-lay=html&
format=pr_detail_de.html&pr_id=2005-46&-fmd
96. Swiss contributions to the Environment for Europe process // http://www.environmentforeurope.org/contributions/switzerland.html
97. Swiss interests - How does Switzerland's contribution to EU enlargement benefit Switzerland?http://www.erweiterungsbeitrag.admin.ch/en/Home/The_Swiss_contribution/Swiss_interests
98. Swiss help to break down eastern bloc barriers. 2007. 28 November. // http://vvww.swissinfo.ch/eng/search/Result.html?siteSect=882&ty=st&sid=8473815
99. Swiss policy on the European Union: The bilateral path. Integration Office
FDFA/FDEA. http://www.europa.admin.ch/
100. Switzerland pushes its scientific prowess. 2009. 31 March. http://www.swissinfo.ch/eng/front/Switzerland_pushes_its_scientific__prowess.html?siteSect=l 08&sid=l 0518424&cKey= 123 85143 70000&ty=st
101. Switzerland SME's Policy // URL: https://www.wbf.admin.ch/wbf/en/home.html, p.8-10;
102. Taxation of savings. Integration Office FDFA/FDEA. http://www.europa.admin.ch/themen/00500/00506/005 ll/index.html?lang=en
103. Timetable Bilateral Agreements II. Integration Office FDFA/FDEA. http://www.europa.admin.ch/themen/00500/00507/00527/index.html?lang=en
104. Vahl М., Grolimund N. Integration without Membership. Switzerland's Bilateral Agreements with the European Union. Centre for European Policy Studies. 2006. P.
105. World Economic Outlook. Financial Stress, Downturns, and Recoveries. International Monetary Fund. 2008. October.