Ценностно-целевой подход в организационной диагностике IT-компаний
|
Введение 2
ГЛАВА 1 8
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ 8
1.1. Организационная диагностика как объект социологического анализа: исторический обзор и современные практики. 8
1.1.1. Сущность понятия «организационная диагностика» 8
1.1.2. Этапы организационной диагностики в современной практике. 12
1.1.3.Виды организационной диагностики. 15
1.2. Теории организационной диагностики как предтечи ценностно-целевого подхода: социологическая рамка 16
1.2.1. Структурный подход 18
1.2.2 Теории изменений 22
1.2.3 Психологический подход 24
1.2.4 Аксиологический подход 28
1.3. Социологические методы сбора и обработки данных в организационной диагностике 32
1.4. Особенности проведения организационной диагностики в рамках консалтинга
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2 45
ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКЕ IT-КОМПАНИЙ 45
2.1. Ценностно-целевая теория в социологии организаций 45
2.2.1. Методы сбора данных в ценностно-целевом подходе 48
2.2.3. Методы обработки данных в ценностно-целевом подходе 61
2.3. Описание социологического эмпирического исследования IT-компании с применением ценностно-целевого подхода 69
2.3.1. Объект исследования 69
2.3.2. Описание этапов исследования IT-компании с применением ценностно-целевого подхода 70
2.3.3. Результаты эмпирического исследования IT-компании
Выводы по главе 2 74
Заключение 87
Список литературы 90
ГЛАВА 1 8
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ 8
1.1. Организационная диагностика как объект социологического анализа: исторический обзор и современные практики. 8
1.1.1. Сущность понятия «организационная диагностика» 8
1.1.2. Этапы организационной диагностики в современной практике. 12
1.1.3.Виды организационной диагностики. 15
1.2. Теории организационной диагностики как предтечи ценностно-целевого подхода: социологическая рамка 16
1.2.1. Структурный подход 18
1.2.2 Теории изменений 22
1.2.3 Психологический подход 24
1.2.4 Аксиологический подход 28
1.3. Социологические методы сбора и обработки данных в организационной диагностике 32
1.4. Особенности проведения организационной диагностики в рамках консалтинга
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2 45
ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКЕ IT-КОМПАНИЙ 45
2.1. Ценностно-целевая теория в социологии организаций 45
2.2.1. Методы сбора данных в ценностно-целевом подходе 48
2.2.3. Методы обработки данных в ценностно-целевом подходе 61
2.3. Описание социологического эмпирического исследования IT-компании с применением ценностно-целевого подхода 69
2.3.1. Объект исследования 69
2.3.2. Описание этапов исследования IT-компании с применением ценностно-целевого подхода 70
2.3.3. Результаты эмпирического исследования IT-компании
Выводы по главе 2 74
Заключение 87
Список литературы 90
Ценностно-целевой подход к организационной диагностике является перспективной сферой развития социологической науки при анализе коммерческих компаний. В отличие от большинства других применяемых в оргдиагностике подходов, данный подход позволяет анализировать организацию с учетом требований общества и рынка, в котором она находится. Это особенно важно в условиях преобладания такого подхода к оргдиагностике и развитию компании, при котором ценности экономических показателей преобладают над показателями качества социальных взаимодействий при отсутствии осознавания руководителями взаимосвязи двух этих переменных. В результате исследование часто сводится к использованию малозатратных методов в ущерб качеству итоговых результатов.
Ценностно-целевой подход также отвечает требованиям, предъявляемым к диагностике компаний, работающих в сфере информационных технологий. Такие компании, с одной стороны, должны отличаться значительной гибкостью и быстрой скоростью реагирования на изменения внешних условий, так как это одна из наиболее быстро развивающихся в данный момент отраслей . В то же время, рынок труда в сфере IT чрезвычайно конкурентен: работодатели вступают в борьбу за кадры и стараются их удержать как можно дольше. В ситуации, когда материальная мотивация больше не является удерживающим фактором , компаниям необходимо максимально удовлетворять потребности своих сотрудников, неразрывно связанные с ценностями.
Несмотря на все достоинства ценностно-целевого подхода, имеется необходимость в его развитии путем дополнения методами, которые позволят определять ценности индивидов на более глубоком, качественном уровне, в развитие нынешних методов, предоставляющих сведения о заявленных, осознаваемых ценностях. Именно этим и определяется фокус данной работы — на развитии методологии ценностно-целевого подхода для глубинного анализа структуры IT-компании.
Актуальность темы определяется динамичностью современного общества, в том числе под влияниям экономической и политической конъюнктуры. В ходе таких глобальных и постоянных перемен сейчас меняются и ценности общества, а значит и сотрудников организаций. В данной диссертации рассматриваетсяIT-отрасль, представителей которой еще три десятилетия назад можно было сравнить с маргинальной группой. Сейчас же они востребованные профессионалы, которые знают себе цену, потому что необходимы обществу. И все же сложно сказать, что будет с IT-отраслью дальше, с учетом быстрого развития технологий в других отраслях и нарастающей паники общества перед лицом увеличивающегося контроля за гражданами, возможного благодаря распространению информационных технологий. В этих условиях такой гибкий и адаптируемый к внешним условиям ценностно-целевой подход отвечает требованиям часто непредсказуемо развивающегося общества.
Объектом исследования являются IT-компании. Предметом — организационная диагностика, основанная на применении ценностно-целевого подхода.
Цель данной работы — выявление и обобщение существующих практик организационной диагностики на основании ценностно-целевого подхода в социологии, развитие и тестирование ценностно-целевого подхода к социологической организационной диагностике IT-компаний и подготовка рекомендаций по ее проведению в организациях.
Задачи исследования:
● Описание социологических подходов, применяемых при проведении организационной диагностики.
● Анализ теорий организационной диагностики для выявления особенностей, соответствующих требованиям ценностно-целевого подхода в социологии.
● Развитие методологии в рамках ценностно-целевого подхода к социологической диагностике организации.
● Тестирование применимости доработанной социологической методологии ценностно-целевого подхода к диагностике IT-компании.
Теоретико-методологическое основание исследования базируется на богатой социологической традиции изучения ценностей, начавшейся с работ О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера . Далее эту тему активно разрабатывали У. Томас и Ф. Знанецкий , Ф. Адлер, Г. Беккер, П. Блау, Г. Блумер, П. Бурдье, К. Клакхон, Н. Луман, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, М. Рокич, Н. Смелзер, П. Сорокин, Ю. Хабермас, Дж. Хоманс, А. Шюц , П. Штомпка, А. Этциони и другие.
Ценностно-целевой подход является развитием сетевых теории в социологии, в частности концепции трехуровневых гипотез П. Лазарсфельда, описывающие свойства коллектива, его членов и коллектива как части более общей структуры. Сюда же, к структурному подходу, относятся такие ученые, как М.Вайсборд, Т.Питерс и Р. Уотерман, Н.Тичи. Развиваясь в духе теории изменений, ценностно-целевая теория выходит из концепций У. Берка и Д. Литвина, Р.Ликерт.
Аксиологический подход, на котором основана данная работа, базируется на работах Агриса К., Э.Шейна, А.Д. Чанько. Важнейшей концепцией для этой дипломной работы является психоаналитическая методология, берущая начало от З.Фрейда, в социологии продолжающаяся в работах Г. Левинсона , а в отечественной социологии — Красовского Ю.Д. .
Методические основания исследования определяются необходимостью поиска оптимальных способов проведения диагностики организации, ориентированной на выявление ценностей её членов. В соответствии с этим применяется мультипарадигмальный теоретико-методологический подход, с использованием опыта как зарубежной, так и отечественной социологии по вопросам анализа организаций в целом, IT-компаний и их ценностно-целевых характеристик. В данной работе использованы научные принципы ценностно-целевого и психоаналитических подходов, благодаря которым можно осуществить анализ ценностных ориентаций и ценностей представителей IT-компаний на теоретическом и эмпирическом уровнях. Для выявления осознаваемых ценностных ориентаций используются методы опроса и сетевого анализа, а для определения бессознательных ценностей — методы анализа совещаний и психоаналитическое интервью.
В работе выдвинуты следующие гипотезы:
● Основная часть социологических методологий организационной диагностики ориентирована на применение только качественных либо только количественных методов.
● В современной практике организационной диагностики преобладают подходы, слабо ориентированные на использование социологических и психологических концепций.
● Специфические характеристики IT-компаний и IT-специалистов нуждаются в более узком и глубоком социологическом анализе при организационной диагностике с применением ценностно-целевого подхода.
Прикладное значение этого исследования заключается в возможности применения предлагаемых диагностических методов для оценки эффективности организационных процессов IT-компаний. Это позволит руководителям и менеджерам использовать наиболее подходящие методы воздействия на среду с целью улучшить качество социальных связей в коллективе. В конечном счете, это должно положительно сказаться на уровне корпоративной культуры, HR-бренде и эффективности труда.
Научная новизна работы состоит в проведении комплексного социологического анализа современных практик организационной диагностики, обзора социологических подходов к организационной диагностике, совмещении качественных и количественных методов социологических и психологических методологий при проведении оргдиагностики с применением ценностно-целевого подхода. Более того, показана целесообразность и специфические особенности его применения при анализе IT-компаний.
Методологическая основа дипломной работы прошла апробацию в виде публикаций и выступления на конференции:
1. Дерюгин, П. П., Тараненко, А. С., Баруздин, И. А.& Сивоконь, М. Методика эмпирического исследования социодинакими корпоративных ценностей: сетевое измерение. 2018, В : Дискурс. - 6.
2. Дерюгин, П. П., Милецкий, В. П., Сивоконь, М. &Тараненко, А. С. Социологическая диагностика рисков, уязвимостей и доверия в цифровую эпоху (По материалам работ С.А. Кравченко), 2019.
3. Дерюгин, П.П., Тараненко А.С. Крым и Севастополь в фокусе исследований общероссийской солидарности, 2019, Социс (принято в печать).
4. Выступление с докладом на конференции «Информация – Коммуникация – Общества». Общество в цифровую эпоху. Санкт-Петербургский государственный университет «ЛЭТИ». 24–25 января 2019 года.
Положения, выносимые на защиту:
1.Большая часть методологий организационной диагностики не учитывает требований современной социологической науки к использованию как качественных, так и количественных методов. В результате они не охватывают многогранности взаимоотношений коллектива организации и общества, в котором данная организация находится.
2. Многие подходы к организационной диагностике не используют социологических и психологических теорий. Применение таких концепций не приводит к получению разносторонних и достоверных сведений о взаимодействии организации и общества, а также личностей сотрудников с ее руководством.
3. Специфическая динамика развития IT-отрасли, а также разнообразие сфер, выделяемых в ней, требуют особого внимания к ценностям рынка и участников диагностируемой организации. Ценностно-целевой подход дает сведения, необходимые для принятия решений в таких условиях.
Ценностно-целевой подход также отвечает требованиям, предъявляемым к диагностике компаний, работающих в сфере информационных технологий. Такие компании, с одной стороны, должны отличаться значительной гибкостью и быстрой скоростью реагирования на изменения внешних условий, так как это одна из наиболее быстро развивающихся в данный момент отраслей . В то же время, рынок труда в сфере IT чрезвычайно конкурентен: работодатели вступают в борьбу за кадры и стараются их удержать как можно дольше. В ситуации, когда материальная мотивация больше не является удерживающим фактором , компаниям необходимо максимально удовлетворять потребности своих сотрудников, неразрывно связанные с ценностями.
Несмотря на все достоинства ценностно-целевого подхода, имеется необходимость в его развитии путем дополнения методами, которые позволят определять ценности индивидов на более глубоком, качественном уровне, в развитие нынешних методов, предоставляющих сведения о заявленных, осознаваемых ценностях. Именно этим и определяется фокус данной работы — на развитии методологии ценностно-целевого подхода для глубинного анализа структуры IT-компании.
Актуальность темы определяется динамичностью современного общества, в том числе под влияниям экономической и политической конъюнктуры. В ходе таких глобальных и постоянных перемен сейчас меняются и ценности общества, а значит и сотрудников организаций. В данной диссертации рассматриваетсяIT-отрасль, представителей которой еще три десятилетия назад можно было сравнить с маргинальной группой. Сейчас же они востребованные профессионалы, которые знают себе цену, потому что необходимы обществу. И все же сложно сказать, что будет с IT-отраслью дальше, с учетом быстрого развития технологий в других отраслях и нарастающей паники общества перед лицом увеличивающегося контроля за гражданами, возможного благодаря распространению информационных технологий. В этих условиях такой гибкий и адаптируемый к внешним условиям ценностно-целевой подход отвечает требованиям часто непредсказуемо развивающегося общества.
Объектом исследования являются IT-компании. Предметом — организационная диагностика, основанная на применении ценностно-целевого подхода.
Цель данной работы — выявление и обобщение существующих практик организационной диагностики на основании ценностно-целевого подхода в социологии, развитие и тестирование ценностно-целевого подхода к социологической организационной диагностике IT-компаний и подготовка рекомендаций по ее проведению в организациях.
Задачи исследования:
● Описание социологических подходов, применяемых при проведении организационной диагностики.
● Анализ теорий организационной диагностики для выявления особенностей, соответствующих требованиям ценностно-целевого подхода в социологии.
● Развитие методологии в рамках ценностно-целевого подхода к социологической диагностике организации.
● Тестирование применимости доработанной социологической методологии ценностно-целевого подхода к диагностике IT-компании.
Теоретико-методологическое основание исследования базируется на богатой социологической традиции изучения ценностей, начавшейся с работ О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера . Далее эту тему активно разрабатывали У. Томас и Ф. Знанецкий , Ф. Адлер, Г. Беккер, П. Блау, Г. Блумер, П. Бурдье, К. Клакхон, Н. Луман, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, М. Рокич, Н. Смелзер, П. Сорокин, Ю. Хабермас, Дж. Хоманс, А. Шюц , П. Штомпка, А. Этциони и другие.
Ценностно-целевой подход является развитием сетевых теории в социологии, в частности концепции трехуровневых гипотез П. Лазарсфельда, описывающие свойства коллектива, его членов и коллектива как части более общей структуры. Сюда же, к структурному подходу, относятся такие ученые, как М.Вайсборд, Т.Питерс и Р. Уотерман, Н.Тичи. Развиваясь в духе теории изменений, ценностно-целевая теория выходит из концепций У. Берка и Д. Литвина, Р.Ликерт.
Аксиологический подход, на котором основана данная работа, базируется на работах Агриса К., Э.Шейна, А.Д. Чанько. Важнейшей концепцией для этой дипломной работы является психоаналитическая методология, берущая начало от З.Фрейда, в социологии продолжающаяся в работах Г. Левинсона , а в отечественной социологии — Красовского Ю.Д. .
Методические основания исследования определяются необходимостью поиска оптимальных способов проведения диагностики организации, ориентированной на выявление ценностей её членов. В соответствии с этим применяется мультипарадигмальный теоретико-методологический подход, с использованием опыта как зарубежной, так и отечественной социологии по вопросам анализа организаций в целом, IT-компаний и их ценностно-целевых характеристик. В данной работе использованы научные принципы ценностно-целевого и психоаналитических подходов, благодаря которым можно осуществить анализ ценностных ориентаций и ценностей представителей IT-компаний на теоретическом и эмпирическом уровнях. Для выявления осознаваемых ценностных ориентаций используются методы опроса и сетевого анализа, а для определения бессознательных ценностей — методы анализа совещаний и психоаналитическое интервью.
В работе выдвинуты следующие гипотезы:
● Основная часть социологических методологий организационной диагностики ориентирована на применение только качественных либо только количественных методов.
● В современной практике организационной диагностики преобладают подходы, слабо ориентированные на использование социологических и психологических концепций.
● Специфические характеристики IT-компаний и IT-специалистов нуждаются в более узком и глубоком социологическом анализе при организационной диагностике с применением ценностно-целевого подхода.
Прикладное значение этого исследования заключается в возможности применения предлагаемых диагностических методов для оценки эффективности организационных процессов IT-компаний. Это позволит руководителям и менеджерам использовать наиболее подходящие методы воздействия на среду с целью улучшить качество социальных связей в коллективе. В конечном счете, это должно положительно сказаться на уровне корпоративной культуры, HR-бренде и эффективности труда.
Научная новизна работы состоит в проведении комплексного социологического анализа современных практик организационной диагностики, обзора социологических подходов к организационной диагностике, совмещении качественных и количественных методов социологических и психологических методологий при проведении оргдиагностики с применением ценностно-целевого подхода. Более того, показана целесообразность и специфические особенности его применения при анализе IT-компаний.
Методологическая основа дипломной работы прошла апробацию в виде публикаций и выступления на конференции:
1. Дерюгин, П. П., Тараненко, А. С., Баруздин, И. А.& Сивоконь, М. Методика эмпирического исследования социодинакими корпоративных ценностей: сетевое измерение. 2018, В : Дискурс. - 6.
2. Дерюгин, П. П., Милецкий, В. П., Сивоконь, М. &Тараненко, А. С. Социологическая диагностика рисков, уязвимостей и доверия в цифровую эпоху (По материалам работ С.А. Кравченко), 2019.
3. Дерюгин, П.П., Тараненко А.С. Крым и Севастополь в фокусе исследований общероссийской солидарности, 2019, Социс (принято в печать).
4. Выступление с докладом на конференции «Информация – Коммуникация – Общества». Общество в цифровую эпоху. Санкт-Петербургский государственный университет «ЛЭТИ». 24–25 января 2019 года.
Положения, выносимые на защиту:
1.Большая часть методологий организационной диагностики не учитывает требований современной социологической науки к использованию как качественных, так и количественных методов. В результате они не охватывают многогранности взаимоотношений коллектива организации и общества, в котором данная организация находится.
2. Многие подходы к организационной диагностике не используют социологических и психологических теорий. Применение таких концепций не приводит к получению разносторонних и достоверных сведений о взаимодействии организации и общества, а также личностей сотрудников с ее руководством.
3. Специфическая динамика развития IT-отрасли, а также разнообразие сфер, выделяемых в ней, требуют особого внимания к ценностям рынка и участников диагностируемой организации. Ценностно-целевой подход дает сведения, необходимые для принятия решений в таких условиях.
В завершение работы описываются основные результаты, которые были достигнуты в ходе исследования.
В первой главе описан детальный обзор определений понятия “организационная диагностика”, с учётом как научных взглядов на тему, так и тех, что применяются в повседневной практике консультирующих организаций. Такое исчерпывающее описание позволило в дальнейшем выйти на методологию, учитывающую как требования к валидности результатов, так и необходимость соответствовать ограничениям, накладываемым быстрым развитием коммерческих организаций.
Там же были описаны теоретические подходы к организационной диагностике, тематически классифицированные. Данный анализ теорий, многократно описанных в научных публикациях, был необходим для дальнейшего использования в применяемой методологии элементов различных теоретических концепций, как то психоаналитических, аксиологических и др.
Раздел, описывающий методы сбора и обработки данных, в обоих случаях разделённый на качественные и количественные методы, также позволил логически обосновать выбранную для эмпирической части методологию, в которой используются, противопоставляются и дополняются социологические методы.
В первой главе также был сделан акцент на организационной диагностике в рамках консалтинга, значительно отличающейся от исследования, проводимого постоянным сотрудником (например, социологом) организации. Рассмотрение организационной диагностики с учётом проблематики и специфики консалтинга — относительно редкое явление в научной литературе, несмотря на то, что абсолютное большинство социологических исследований проводится в условиях консалтинга. Таким образом, рассмотрение данного аспекта проблемы позволило сделать методику исследования узконаправленной.
Далее, во второй главе, описывается развитая в данной диссертации методология организационной диагностики, в основании которой лежит ценностно-целевой подход. От более ранних методологий она отличается интеграцией её с психоаналитическим подходом. Результатом проделанной работы становится описанная концепция изучения ценностей методом психоаналитического интервью, а также её сопоставление с традиционным методом, применяемым в ценностно-целевом подходе, — опросом.
Эмпирическое исследование позволило наглядно продемонстрировать валидность результатов, получаемых методом психоаналитического интервью и психоаналитического анализа совещаний, в рамках организационной диагностики. Сопоставление данных качественных результатов с результатами сетевого анализа позволило выявить значимые различия как в том, какая сторона объекта изучается, так и в том, какие ведущие ценности (ценностные ориентации) выделяются у одних и тех же индивидов.
В результате теоретической части исследования подтверждена первая гипотеза исследования о том, что большинство практик организационной диагностики ориентировано на применение только качественных либо только количественных методов. Так же, благодаря анализу современных практик организационной диагностики, подтверждена вторая гипотеза о преобладании менеджерского подхода, практически полностью исключающего использование социологических и психологических концепций. Эмпирическая часть исследования показала справедливость третьей гипотезы о том, что специфические характеристики IT-компаний и IT-специалистов требуют более узкого и глубокого анализа при организационной диагностике с применением ценностно-целевого подхода.
Фокусом данного исследования являются IT-компании. Главным образом это повлияло на набор ценностей, отобранных на этапе анализа литературы и обнаруженных в ходе качественного исследования. И все же недостаточно работы было проделано для адаптации методологии под специфические нужды IT-компаний. Для дальнейших исследований является так же целесообразным изучить возможность подобных адаптаций под конкретную отрасль: возможно, специфичность направлений и компаний в рамках отдельных отраслей во многом нивелирует общую схожесть сектора.
В целом, как уже было отмечено в тексте ранее, дальнейшее развитие ценностно-целевого подхода с применением психоаналитических методов исследования видится в сторону междисциплинарности, при которой достижения экономической, психологической и менеджментской наук в аксиологической сфере смогут дополнить первоначальный социологический базис методологии.
В первой главе описан детальный обзор определений понятия “организационная диагностика”, с учётом как научных взглядов на тему, так и тех, что применяются в повседневной практике консультирующих организаций. Такое исчерпывающее описание позволило в дальнейшем выйти на методологию, учитывающую как требования к валидности результатов, так и необходимость соответствовать ограничениям, накладываемым быстрым развитием коммерческих организаций.
Там же были описаны теоретические подходы к организационной диагностике, тематически классифицированные. Данный анализ теорий, многократно описанных в научных публикациях, был необходим для дальнейшего использования в применяемой методологии элементов различных теоретических концепций, как то психоаналитических, аксиологических и др.
Раздел, описывающий методы сбора и обработки данных, в обоих случаях разделённый на качественные и количественные методы, также позволил логически обосновать выбранную для эмпирической части методологию, в которой используются, противопоставляются и дополняются социологические методы.
В первой главе также был сделан акцент на организационной диагностике в рамках консалтинга, значительно отличающейся от исследования, проводимого постоянным сотрудником (например, социологом) организации. Рассмотрение организационной диагностики с учётом проблематики и специфики консалтинга — относительно редкое явление в научной литературе, несмотря на то, что абсолютное большинство социологических исследований проводится в условиях консалтинга. Таким образом, рассмотрение данного аспекта проблемы позволило сделать методику исследования узконаправленной.
Далее, во второй главе, описывается развитая в данной диссертации методология организационной диагностики, в основании которой лежит ценностно-целевой подход. От более ранних методологий она отличается интеграцией её с психоаналитическим подходом. Результатом проделанной работы становится описанная концепция изучения ценностей методом психоаналитического интервью, а также её сопоставление с традиционным методом, применяемым в ценностно-целевом подходе, — опросом.
Эмпирическое исследование позволило наглядно продемонстрировать валидность результатов, получаемых методом психоаналитического интервью и психоаналитического анализа совещаний, в рамках организационной диагностики. Сопоставление данных качественных результатов с результатами сетевого анализа позволило выявить значимые различия как в том, какая сторона объекта изучается, так и в том, какие ведущие ценности (ценностные ориентации) выделяются у одних и тех же индивидов.
В результате теоретической части исследования подтверждена первая гипотеза исследования о том, что большинство практик организационной диагностики ориентировано на применение только качественных либо только количественных методов. Так же, благодаря анализу современных практик организационной диагностики, подтверждена вторая гипотеза о преобладании менеджерского подхода, практически полностью исключающего использование социологических и психологических концепций. Эмпирическая часть исследования показала справедливость третьей гипотезы о том, что специфические характеристики IT-компаний и IT-специалистов требуют более узкого и глубокого анализа при организационной диагностике с применением ценностно-целевого подхода.
Фокусом данного исследования являются IT-компании. Главным образом это повлияло на набор ценностей, отобранных на этапе анализа литературы и обнаруженных в ходе качественного исследования. И все же недостаточно работы было проделано для адаптации методологии под специфические нужды IT-компаний. Для дальнейших исследований является так же целесообразным изучить возможность подобных адаптаций под конкретную отрасль: возможно, специфичность направлений и компаний в рамках отдельных отраслей во многом нивелирует общую схожесть сектора.
В целом, как уже было отмечено в тексте ранее, дальнейшее развитие ценностно-целевого подхода с применением психоаналитических методов исследования видится в сторону междисциплинарности, при которой достижения экономической, психологической и менеджментской наук в аксиологической сфере смогут дополнить первоначальный социологический базис методологии.
Подобные работы
- EVP-МОДЕЛИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ВНЕШНЕГО HR-БРЕНДА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ЛАМА»
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Организационный механизм управления проектной деятельностью университета с учетом влияния заинтересованных сторон
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ HR-БРЕНДА РАБОТОДАТЕЛЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4460 р. Год сдачи: 2024 - СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ HR И ПРОДУКТОВОГО БРЕНДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021



