Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии виртуальной и дополненной реальности в журналистике

Работа №132353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ИММЕРСИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 8
§1. Виртуальная реальность: понятие, технологические особенности и применение в журналистике 8
§2. Технология дополненной реальности в современной медиасреде 24
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ VR/AR ТЕХНОЛОГИЙ 29
§3. Подготовка экспериментального исследования 29
§4. Анализ результатов исследования материала виртуальной реальности и его традиционного аналога 36
§5. Анализ результатов исследования материала дополненной реальности и его традиционного аналога 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Современное общество сейчас находится не просто на стыке форм массовых коммуникаций, оно полноценно живёт в эпоху новых медиа. Скорость изменений в индустрии информационных технологий велика настолько, что исследователи формируют теоретическую базу буквально на ходу. Стихийно появляются проекты, для описания опыта которых ещё не существует устоявшихся терминов. Для того, чтобы не упустить социально значимый тренд, необходимо чутко следить за всеми изменениями в отрасли. Предлагаемого для одного пользователя в сутки контента стало в разы больше, чем он физически способен усвоить за всю свою жизнь. Именно поэтому такой феномен как «информационный шум» не сходит с уст журналистов, маркетологов, рекламистов и других специалистов гуманитарных наук. Принимая во внимание тот факт, что журналистика - среда конкурентная, стремление к завоеванию первенства за внимание аудитории становится естественным не только концептуально, но и с экономической точки зрения. Кроме того, всё ещё существует борьба между любительским и профессиональным контентом 1 , которая появилась благодаря активному развитию блоггинга.
С ростом популярности социальных сетей, появилась возможность пользователям самостоятельно генерировать и оперативно публиковать контент, который вполне удовлетворяет информационный голод читателя. Так, например, первыми, кто опубликовал новость о взрыве в Петербургском метро в апреле 2017 года, была группа социальной сети «ВКонтакте» «ДТП/ЧП Санкт-Петербурга». СМИ добрались до информационного повода только через 15 минут после происшествия2.
В исследовании мы предлагаем обратиться к феноменам, сферы влияния которых ещё не до конца изучены, но успешные перспективы их развития с каждым днём подтверждаются самыми разнообразными исследователями. Это феномен виртуальной и дополненной реальности. Наряду с медициной, образованием, культурой, сферой туризма и маркетингом постепенно эти технологии находят своё место и в журналистике. Кроме того, уже несколько лет назад и в России начал появляться термин для обозначения журналистики с элементами дополненной реальности и проектов в виртуальной реальности - журналистика погружения или иммерсивная журналистика.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена новыми тенденциями в цифровых СМИ.
Научная новизна работы заключается в исследовании технологий виртуальной и дополненной реальности в журналистике, которые только начинают использовать в иностранных СМИ и имеют единичные случаи практического применения представителями российских средств массовой информации. В России данная тема с научной точки зрения практически не рассматривалась.
Степень изученности возможностей применения технологий виртуальной и дополненной реальности в журналистике невелика. В зарубежной практике изучением виртуальной и дополненной реальности как метода создания проектов новых медиа занимается Лев Манович, Нонни Де Ла Пения, Мари-Лор Райан и многие другие исследователи. Кроме того, создание лабораторий новых медиа при университетах в США - распространённая практика. В нашем исследовании мы в том числе будем опираться и на их наблюдения, так как их замечания нередко имеют большую ценность для практического применения. В российской же практике с научной точки зрения это вопрос рассматривается крайне редко. Несмотря на большое количество материалов о новых технологиях, как правило, все они носят ознакомительный характер. Одну из первых попыток теоретического научного осмысления феномена предприняли А. В. Замков и В. Ю. Благов. Формированием научной базы в области интерактивного повествования и режиссуры мультимедиа занимается Н. И. Дворко.
Объектом исследования является технология виртуальной и дополненной реальности в российских и зарубежных средствах массовой информации.
Предмет исследования - влияние технологий виртуальной и дополненной реальности на формирование пользовательского опыта субъекта медиапотребления.
Цель данной выпускной квалификационной работы - изучить возможности использования технологий виртуальной и дополненной реальности в российской журналистике.
В связи с поставленной целью, было необходимо выполнить ряд основных задач для её успешного достижения:
1. охарактеризовать технологии виртуальной и дополненной реальности в контексте решаемых с их помощью практических задач;
2. охарактеризовать жанровые и технологические особенности современных зарубежных и российских медиапроектов, созданных с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности;
3. определить с помощью эксперимента вектор пользовательских предпочтений между VR/AR и традиционным контентом;
4. сформулировать на основе результатов эксперимента принципы эффективного использования технологий виртуальной и дополненной реальности в отечественных средствах массовой информации.
Теоретической базой исследования послужили работы российских и зарубежных современных медиаисследователей, посвящённые новым медиа в целом, специфике режиссуры мультимедийных проектов, интерактивному повествованию и иммерсивной журналистике. Данную базу составили труды отечественных и зарубежных авторов: Льва Мановича, А. А. Шнайдера, Мари-Лоры Райан, Нони Де Ла Пенья, А. В. Замкова, В. Ю. Благова, Е. Л. Вартановой, А. А. Гаврилова и других.
Методологическую базу составляют описательно-аналитический метод, предусматривающий непосредственное изучение анализируемых явлений наряду с систематизацией наблюдаемых фактов, и метод эксперимента.
Эмпирическую базу исследовательской работы составили проекты с использованием виртуальной и дополненной реальности, созданные в 2017 году следующими СМИ: Russia Today и «Спорт-Экспресс». Для проведения эксперимента были отобраны два проекта: VR сюжет «Революция 360» канала Russia Today от 25 октября 2017 года; инфографика с использованием AR газеты «Спорт-экспресс» за 24 июня 2017 года. Эмпирическая база ограничена редкостью выпуска подобных мультимедийных проектов.
Исследование обладает практической значимостью. Так, выпускная квалификационная работа могла бы быть полезна не только в качестве ознакомительного материала, но и как некоего руководства к действию: в заключение сформулирован ряд рекомендаций для использования технологий виртуальной и дополненной реальности в работе современного журналиста.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Введение описывает актуальность исследования, показывает степень изученности выбранной темы, характеризует научную новизну и практическую значимость работы, выделяет объект и предмет исследования, его цель и задачи, и указывает, при помощи какого метода оно будет осуществлено. Первая глава представляет собой попытку сформировать понятийный аппарат и описать изучаемый феномен, его характеристики и многообразие сфер использования. Во второй главе с помощью эксперимента на основе пользовательских предпочтений исследуются возможности применения технологий виртуальной и дополненной реальности в журналистике в российских СМИ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были исследованы две новые технологии представления информации в СМИ - виртуальная и дополненная реальность. Целью исследования являлось изучение возможностей использования технологий виртуальной и дополненной реальности в российской журналистике.
Для достижения поставленной во введении цели в рамках нашего исследования были заявлены задачи, первой из которых являлось охарактеризовать технологии виртуальной и дополненной реальности, ознакомиться с понятийным аппаратом. Мы пришли к выводу, что определение термина виртуальной реальности варьируется в зависимости от сферы его использования, однако всегда подразумевает наличие искусственно созданной среды и погружение в неё пользователя. Дополненная же реальность для всех сфер представляется одинаково - технология, при которой в рамках реальности появляются дополнительные элементы.
Далее, в соответствии с поставленной задачей, мы изучили, в каких областях применяется VR и AR. Предусмотрительно отобрав при этом только те гуманитарные области, которые помогли бы нам оценить перспективу использования технологий в журналистике. Основываясь на приведённых примерах, мы выявили ряд закономерностей и определили несколько перспектив внедрения элементов VR и AR в жизнь человека. В первую очередь, бесспорное преимущество виртуальной реальности - искусственная среда. Перед любой наукой это открывает безграничные возможности. Будь-то медицина, где хирург может проводить виртуальные операции, результат которых идентичен реальным последствиям процедуры. Будь-то образование, где обучающийся может увидеть всё то, что прежде было нематериальным и непонятным. Сделать наглядным любые абстрактные понятия, представить потенциальные закономерности, вовлечь пользователя в любой процесс созданием иллюзии присутствия, продемонстрировать реальный результат необратимого процесса без потерь - это функции, которыми обладает виртуальная среда. Продуктивное выполнение этих функций уже продемонстрировали учёные разных областей. Кроме того, стремительное упрощение в использовании VR аппаратуры делает технологии доступнее и с экономической, и с практической точки зрения. В отличие от виртуальной, дополненная реальность выполняет скорее рекреативную функцию. Безусловно, специалисты внедряют AR в разные сферы жизни человека, однако самым явным результатом этих попыток до сих пор является развлечение.
Определение места виртуальной и дополненной реальности в современной журналистике и выявление особенностей проектов с использованием этих технологий было выделено следующими задачами исследования, при выполнении которых мы изучили самые современные исследования в области новых медиа. Изучив теоретическую базу, проанализировав уже существующие на рынке журналистские проекты, мы пришли к выводу, что виртуальная и дополненная реальность - это не просто уникальная технология рассказывания историй, а мощный инструмент журанлиста, породивший такое направление как иммерсивная журналистика.
Важно отметить, что иммерсивная журналистика обладает рядом особенностей, отличающим её от традиционных форматов СМИ. К этим особенностям мы отнесли: изменение роли зрителя со стороннего наблюдателя на участника события, сложность построения нарратива, трансформация этических аспектов, формирование иного отношения к фактам, вариативность глубины погружения, серьёзное влияние на эмоциональное состояние пользователя.
Особое внимание в исследовании было уделено реализации одной из последних поставленных во введении задач, а именно попытке выяснить предпочтения пользователя.
Для достижения поставленной цели мы провели эксперимент, предоставив респондентам для изучения два вида контента: традиционный, который включает в себя текст и фотографии, и материал с использованием технологий виртуальной реальности или дополненной. Проведя анкетирование и сравнительный анализ нам удалось сформулировать несколько выводов относительно эмоционального удовлетворения пользователей и удовлетворения их потребности в информации. Результаты исследования мы разделили на два блока и предоставили наблюдения последовательно: сначала представлены наблюдения за работой пользователей с материалом, выполненным в виртуальной реальности и её текстовым аналогом, а после - наблюдения за работой пользователей с материалом, выполненным с дополненной реальностью и её традиционным аналогом.
В процессе изучения взаимодействия пользователей с VR контентом мы пришли к выводу, что пользователи отдают предпочтения новым формам представления информации. Более 80% респондентов по предложенной пятибалльной шкале материалу с технологиями давали наивысшие оценки - 4 и 5, при сравнительном анализе этого проекта с его текстовым аналогом, мы выяснили, что не было ни одного респондента, который оценил бы VR ниже, чем традиционную форму подачи информации, абсолютное большинство участников эксперимента захотели продолжить изучать показанную историю в очках виртуальной реальности. Такой результат позволяет нам прийти к выводу, что сами пользователи нуждаются во внедрении новых технологий в их взаимодействие с разными типами контента. На фоне тенденции к визуализации информации, которая продолжает сохраняться в современной журналистике, мы видим неподдельный интерес к инструменту, который предлагает воздействовать сразу на несколько каналов восприятия. В условиях информационного шума, о котором мы упоминали в работе ранее, журналисту необходима технология, помогающая сконцентрировать внимание читателя и зрителя только на предлагаемой информации. Ощущение полного погружения, описываемое участниками нашего эксперимента, доказывает выполнение VR проектами такой функции. Кроме того, создание такого проекта требует профессионального подхода и формирования полноценной рабочей группы. Основываясь на результатах нашего эксперимента, который показал, что респонденты лучше усваивают в VR-очках даже не линейный нарратив, мы пришли к выводу, что такие показатели - заслуга специалистов, работающих над материалом. Журналистам удалось скомпоновать все части продукта так, что в результате пользователь воспринимали показанный сюжет как линейную, законченную, полноценную историю.
С одной стороны, трудоёмкость процесса делает конечный продукт дороже и менее оперативным. С другой стороны, подобный подход избавляет современную журналистику от такого опасного тренда как любительский контент. Журналистика с использованием технологии виртуальной реальности - эта сфера деятельности, в которой могут работать исключительно профессионалы, осведомлённые как о технической стороне процесса, таки и об этических аспектах.
Важно отметить, что не смотря на интерактивность материала и сложность его нарратива, по результатам нашего исследования, пользователи всё равно воспринимают и усваивают предложенные им факты и события. Это значит, что опасения относительно искажения объективной реальности из-за применения VR технологий, выдвинутые в работе ранее, не подтвердились.
Основываясь на всех вышеперечисленных данных, мы пришли к выводу, что у технологии виртуальной реальности есть большой потенциал в документальной журналистике. При должной подготовке и внимательному подходу к работе с материалами и пользователями, такой инструмент через определённый срок может стать не предметом научно-исследовательской работы, а нашей объективной реальностью. На данном этапе работы, мы с уверенностью можем утверждать, что выдвинутая гипотеза относительно применения возможностей виртуальной реальности в журналистике в представленном жанре подтвердилась.
Следующим этапом было оценивание возможностей дополненной реальности в журналистике. В процессе изучения взаимодействия пользователей с AR контентом мы пришли к выводу, что эта технология встречалась пользователями с меньшим энтузиазмом. Несмотря на то, что респонденты по пятибалльной шкале оценивали инфографику с дополненной реальностью достаточно высоко, их личные отзывы были критикующими. Основные замечания касались скорее самого контента, нежели технологии. Вероятнее всего это связано с тем, что дополненная реальность используется в разных сферах достаточно давно. Читатели и зрители уже не реагируют эмоционально на подобные инновации, а подходят к ним рационально.
В связи с этим, мы пришли к выводу, что при использовании технологий дополненной реальности в спортивной журналистике специалистам следует быть внимательным к самому контенту. Материал с AR должен разительно отличаться от традиционного аналога для того, чтобы и журналисты, и сами пользователи понимали необходимость применения такой технологии в каждом конкретном случае. Если в изучении виртуальной реальности пользователи заинтересованы сами, то с дополненной реальностью необходима мотивация.
Кроме того, риск разочарования пользователя крайне велик в связи с завышенными ожиданиями от новых технологий. Работая с таким типом материала, журналисту необходимо как можно чётче формулировать цель применения AR. В противном случае, читатель приобретёт газету или журнал на страницах которого есть интерактивные элементы, но в процессе чтения осознает, что технология была применена в рекламных целях.
Такая манипуляция не просто негативно скажется на всём последующем опыте пользователя, но и может навсегда отвернуть покупателя от издания. Таким образом, конкурентное преимущество станет главным недостатком.
Серьёзные опасения вызывает и показатель усвоения информации. Респонденты, отвечающие с меньшим и равным количеством ошибок на вопросы после материала с AR, распределились поровну. Всё же были те, кто ухудшил свои показатели: после прочтения текстового аналога они запомнили числа и факты лучше, чем после изучения его же в дополненной реальности. Это говорит о том, что применение AR технологий может навредить полноценному взаимодействию читателя с контентом. Мы можем предположить, что на эти результаты повлияло несколько факторов.
В первую очередь, тема самого материала имеет узкую направленность. Это значит, что не все респонденты изначально имеют достаточную мотивацию для ознакомления с подобного рода фактами. Следующим фактором может стать исполнение инетрактива. Ограниченная функциональность привела к тому, что пользователи были скованны в своих действиях и не получили должного удовлетворения от полученного опыта.
Вышеперечисленные данные позволяют нам сделать ряд выводов об использовании технологии дополненной реальности в журналистике.
Во-первых, журналисту следует проводить тщательный анализ материала, на котором будет базироваться дополненная реальностью, чтобы выявить необходимость, целесообразность внедрения AR в контент.
Во-вторых, не все типы материалов подходят для наложения на них интерактивных элементов.
В-третьих, журналисту следует учитывать, что дополненная реальность как самостоятельная инновация, уже не вызывает бурного ажиотажа в обществе. Активное применение её в других сферах, повлияло на восприятие пользователей. Это значит, что уже не достаточно просто сделать инфографику в AR, необходимо расширить функциональность приложения, дать возможность пользователю взаимодействовать с ним разными способами. Это увеличит удовлетворённость пользователя от прочтения конкретного материала, увеличит время, которое читатель проводит в информационном поле, а значит сократит количество информационного шума. Пользователь сможет сосредоточиться на изучении одного полноценного материала, избегая поверхностного потребления новостей.
Для окончательного ответа: быть или не быть дополненной реальности в журналистике, - на наш взгляд следует провести подобные эксперименты с материалами разных тематик и жанров. Однако уже сейчас мы можем сделать вывод о том, что возможности AR не так однозначны, как предполагалось в начале исследования. Гипотеза относительно необходимости внедрения технологии дополненной реальности подтвердилась частично.
Возможность применения технологий виртуальной и дополненной реальности - инновационное решение для журналистики, находящееся на самом начальном этапе развития. Наблюдение за использованием VR и AR технологий в журналистском деле, фиксирование полученного опыта, обмен результатами исследований с коллегами отечественных и зарубежных СМИ скорее приведёт к становлению полноценного формата рассказывания историй и укрепит его практическое использование. Как телевидение стало символом новой эпохи, так и технологии виртуальной и дополненной реальности станут для общества началом новых взаимоотношений между обществом и информацией.


1. Амзин А. И др. Как новые медиа изменили журналистику. Екатеринбург, 2016.
2. Бирюков В. А. Использование технологии дополненной реальности при конструировании контента средств массовой информации. М., 2016.
3. Благов В. Ю. Иммерсивная журналистика в медиареальности // Вестник Волжского университета. 2017.
4. Бояршинов Я. П. Об использовании технологии дополненной реальности в печатных изданиях // Актуальная проблемы книгоиздания и журнальной периодики. Екатеринбург, 2015.
5. Бхатия Г. Виртуальная реальность в СМИ: такими новости вы не видели // http://bestapp.menu/virtualnaya-realnost-v-zhurnalistike-takimi- novosti-vy-eshhe-ne-videli/
6. Вартанова Е., Зинченко Ю., Миронов В. Человек как субъект и объект медиапсихологии. М., 2011.
7. Вартанова Е. В будущее - опираясь на достигнутое // http://jrnlst.ru/v- budushchee-opirayas-na-dostignutoe
8. Вихорева Л. Г. Приложения дополненной реальности как вспомогательный фактор рекреативной журналистики // Вестник РУДН. 2016.
9. Гаврилов А. А. Медиареальность как тип виртуальной реальности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013.
10. Дворко Н. И. Интерактивное повествование и режиссура мультимедиа // Сборник научных трудов Центра образования и исследований в области интерактивных цифровых медиа. СПб, 2010 год.
11. Дороничев А. Что такое Daydream и каким Google видит будущее виртуальной реальности // https://daily.afisha.ru/brain/2715-chto-takoe- daydream-i-kak-google-vidit-buduschee-virtualnoy-realnosti/
12. Замков А. В., Крашенникова М. А., Лукина М. М., Цынарева Н. А. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования. М., 2017.
13. Изосина Е. В., Семеркова Л. Н. Оценка стратегической привлекательности рынка виртуальной и дополненной реальности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион, 2017.
14. Карбасова Н. Визуальное будущее журналистики. Частный Корреспондент // http://www.chaskor.ru/article/vizualnoe_budushchee_zhurnalistiki_33519
15. Качкаева А., Кирия И., Коломеец К., Лосеева Н., Силантьева О., Телень Л., Тихомирова Т., Филимонов М. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ