ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….…..…4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ВОПРОСАМ ТРУДОВОЙ
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА………………………………...……………..……………6
1.1 Сущность и виды мотивации. Модель мотивационного процесса…………..…...6
1.2 Взгляды ученных на процесс мотивации персонала……………..……................10
1.3 Особенности трудовой мотивации работников торговли……………………..22
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО «КОМПАНИЯ ХОЛИДЕЙ ПРОИЗВОДСТВО»……………………………….....28
2.1 История развития предприятия…………………………………………..……..…28
2.2 Организационная структура управления предприятия…………………..………31
2.3 Ассортимент выпускаемой продукции…………………...………..…………..….31
2.4 Анализ основных показателей производственно – хозяйственной деятельности
и финансового состояния предприятия ООО «Компания Холидей
Производство»………………………………………………………………...............35
2.5 Рынки сбыта продукции……………………………………..…………..……..…..51
2.6 Внешняя среда компании…………………………………..………..……….…….54
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ООО «КОМПАНИЯ ХОЛИДЕЙ ПРОИЗВОДСТВО»…………………………….……59
3.1 Исследование профессиональной мотивации сотрудников
ООО «Компания Холидей Производство»……………………………………….…59
3.2 Нормативные документы, регламентирующие систему мотивации
труда работников в компании……………………………………………………...….60
3.3 Результаты исследования трудовой мотивации работников
ООО «Компания Холидей Производство»………………………………………….61
3.4 Рекомендации по повышению мотивации труда работников компании……….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…..72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..….74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….76
Мотивационный менеджмент – это вид управленческой деятельности, связанный
с формированием и развитием системы мотивирования и стимулирования персонала
организации, направленный на достижение индивидуальных, групповых и организационных целей. Основу мотивационного менеджмента составляют мотивация и стимулирование труда.
Мотивационный процесс начинается с физиологической или психологической потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения (неудовлетворенная
потребность). Потребность – это внутренний побудитель активности. Общего мнения, как классифицировать мотивы человека, нет, но существует следующая их классификация:
1. Первичные мотивы. Являются врожденными и имеют физиологическое происхождение, поэтому их называют: «первичные», «физиологические», «биологические», «врожденные».
2. Общие мотивы. При классификации общие мотивы не всегда выделяются в отдельную категорию. Это врожденные, но не обусловленные физиологией мотивы. В
то время как первичные мотивы стремятся снизить напряжение, общие мотивы побуждают человека к усилению стимулирования, поэтому иногда их называют стимулирующими. К ним относят такие мотивы, как любопытство, желание манипулировать, привязанность и т. д.
Понятие общих мотивов очень важно для объяснения поведения человека, особенно его организационного поведения, поэтому в сфере деятельности работника
общие мотив имеют большее значение, чем первичные мотивы.
3. Вторичные мотивы. По мере того как человеческое общество развивается экономически и становится более сложным, первичные и в меньшей степени общие моИзм. Лист № докум. Подпись Дата
Лист
6тивы при мотивации поведения уступают приобретенным вторичным. Вторичные
мотивы тесно связаны с концепциями научения и подкрепления, когда подкрепление рассматривается как элемент, служащий для повышения мотивации к повторению поведения.
Выделяют три основных вида трудовой мотивации:
Материальная;
Социальная (моральная);
Организационная (административная).
Среди мотивов труда решающее значение уделяется мотивам, связанным с материальной заинтересованностью, так как именно они влияют на выбор профессии,
места работы, определяют отношение к труду.
Материальная мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему
дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации
полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных
трудовых доходов). К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных
расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, медицинское обслуживание, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска,
оплата расходов на страхование жизни работников и их иждивенцев, на страхование
от несчастных случаев и т. п.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку оказывает непосредственное воздействие на результаты их труда и
предприятия в целом. Для эффективного управления персоналом необходимо знать,
что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий.
Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс физиологической
или психологической потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения (неудовлетворенная потребность).
В данной выпускной квалификационной работе было рассмотрено материальное и
нематериальное стимулирование мотивации персонала. Была проанализирована мотивация в организации ООО «Компания Холидей Производство» и были предложены
способы её повышения.
В первой главе были рассмотрены основные классические теории мотивации, существующие на данный момент: содержательные и процессуальные. Содержательные
теории мотивации стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ
данной концепции наибольшее значение имели работы трех человек: А. Маслоу, Ф.
Герцберга и Д. Мак Клелланда. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в
ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные
теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости
и модель Портера-Лоулера.
Изм. Лист № докум. Подпись Дата
Лист
72Во второй главе был сделан анализ хозяйственной деятельности компании который показал, что, несмотря на достаточные темпы роста произведенной и реализованной продукции, увеличение прибыли от реализации и чистой прибыли, финансово-экономическое положение ООО «Компания Холидей Производство» является неустойчивым в связи с недостатком собственных оборотных средств и наличием значительной кредиторской задолженности, предприятие является неплатежеспособным,
так как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в отчётном году принял отрицательное значение. В процессе осуществления своей деятельности компания подвержена многочисленным рискам.
Из третьей главы можно сделать вывод, что ООО «Компании Холидей Производство» следует повышать мотивацию персонала материальными и нематериальными
методами. Следует выплачивать премии работникам, комфортно обустраивать рабочее место и следить за ним, повышать систему коммуникаций, усилить внимание к
каждому человеку в организации, вручать грамоты, значки, устраивать корпоративные вечеринки
Фёдорова Н. В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Фёдорова Н. В., Минченкова О. Ю. – 3 – е изд., и доп. – М.:КНОРУС, 2007. – 416 с.
2 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Базарова Т. Ю., Ерёмина
Б. Л. – 2 изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 560с.
3 Беляцкий Н. П. Управление персоналом: учебник / Н. П. Беляцкий. – Минск:
Современная школа, 2008. – 448 с.
4 Карманова О. А., Куницина Л. П. Особенности трудовой мотивации работников
предприятий: социологический анализ.// Вестник Забайкальского Государственного
Университета. Выпуск № 4 / 2014 – 14с.
5 Понятие системы мотивации в розничной торговле. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://businessareas.ru/Upravlenie-personalom/sistema-motivatsii-vroznichnoj-torgovle#sistema-motivatsii-v-roznichnoj-torgovle1
6 Е.В. Кучерова. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия: Учебное пособие / Е.В. Кучерова, Н.Н. Голофастова, Т.Г. Королёва,
О.М. Кителёва. - Кемерово, 2004. – 77 с.
7 П. В. Масленников. Выпускная квалификационная работа: Методические указания для бакалавров направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» всех форм обучения / П. В. Масленников, Н. М. Гук, Г. А. Подзорова, Е. Г. Першина. – Кемерово,
2015. КемТИПП. 61с.
8 Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. 3 – е изд., доп.
М.: НОРМА, ИНФРА – М, 2001.139с.
9 Соколова М. И., Дементьева А. Г. Управление человеческими ресурсами. – М.:
Проспект, 2005. 389с.
10 Егоршин А. П. Управление персоналом. 2 – е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2015.
11 Одегов Ю. Г. Управление персоналом в структурно – логических схемах:
Учебник. – М.: Академический проект, 2015. – 236с.
12 Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды:
учебное пособие / В.В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2010. 596с.
Изм. Лист № докум. Подпись Дата
Лист
7413 Блинов А.Д. Мотивация персонала корпоративных структур / А.Д. Блинов //
Маркетинг. - 2010. - №1. – 101с.
14 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.-2010. 213с.
15 Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.2012 – 324с
16 Анурова Н.И.. Персонал в торговой организации. Как создать профессиональную команду. М. 2013 -234с.
17 Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. - 5-е
изд. / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2010. - 496с.
18 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. Пособие / Г.В. Савицкая. – 6‑е изд. – Минск: Новое знание, 2011. 281с.
19 Первое независимое рейтинговое агентство [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://pro.fira.ru/search/companies/card/index.html?code=4719198#!20
20 Библиофонд электронная библиотека студента [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=602361#1
21 https://sbis.ru/contragents/5401281005/540101001#msid=s1465839447896
22 Сайт компании Холидей Классик [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.hclass.ru/cms.php?type=page&id=1
23 Интернет - портал Кемеровостата / Официальная статистика / Уровень жизни
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/standards
_of_life/