Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка интерактивной инфографики для научно-популярного сетевого издания

Работа №132345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Визуальное представление информации в СМИ 6
§1. Принципы дизайн-проектирования инфографики и эффективность визуального восприятия 6
§2. Типы композиционно-графических моделей информационной графики 14
§3. Научно-популярная инфографика в сетевых СМИ 18
Глава 2. Разработка визуальной концепции научно-популярной интерактивной инфографики 25
§4. Интерактивная инфографика «Путь лекарства»: цели и задачи проекта, описание заказчика и аудитории 25
§5. Изучение зависимости уровня восприятия информации от композиционно-графической модели, наличия интерактивности и цвета в инфографике 29
Заключение 35
ИСТОЧНИКИ 39
Список используемой литературы 39
Приложения 42

Распространение интернета сделало возможным внедрение новых форм визуализации. Сегодня средства массовой информации активно используют технологии, позволяющие создавать интерактивные, мультимедийные истории, карты, тесты, таймлайны, диаграммы и другие инфографические модели, привлекающие аудиторию и позволяющие максимально просто, интересно и качественно передать суть информационного сообщения. Особенно значительны такие способы представления контента для научно-популярных онлайн-изданий, основная цель которых - сделать доступными для массового читателя сложные научные темы.
Однако создавая инфографику, никто не пытался проверить, действуют ли законы визуального восприятия в данном конкретном случае. Учитывая растущий спрос на визуализацию различных данных в массмедиа, в том числе и научных, такое исследование кажется нам актуальным.
Гипотеза исследования: интерактивность позволяет не перегружать читателя информацией.
Научная новизна работы заключается в модернизации жанровой структуры и разработке эффективной модели интерактивной инфографики для научно-популярного сетевого издания.
Объектом исследования является интерактивная инфографика в научно-популярном сетевом издании.
Предмет исследования - зависимость уровня восприятия информации от композиционно-графической модели, наличия интерактивности и цвета в инфографике.
Цель данной работы - разработать интерактивную инфографику для научно-популярного сетевого издания, отвечающую современным требованиям восприятия визуальной информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) с помощью научной литературы выявить особенности восприятия визуальной информации человеком;
2) определить оптимальные композиционно-графические модели для разных типов данных;
3) проанализировать инфографики в научно-популярных СМИ на наличие интерактивности и цвета, определить частоту встречаемых композиционно-графических моделей;
4) смоделировать несколько проектов одной и той же инфографики;
5) выявить уровень восприятия каждого проекта аудиторией с помощью эксперимента и выбрать наиболее приемлемый вариант;
6) сформулировать факторы, влияющие на усвоение информации.
Работа опирается на примеры научных исследований инфографики отечественных и зарубежных авторов. Например, А. В. Крапивенко, С. Э. Некляев, С. В. Остриков обращаются к международному опыту изучения инфографики и дают общее представление о требованиях к алгоритмам ее создания и использования. Такие ученые, как А. В. Горяйнова, В. В. Лаптев, С. В. Федорова, К. Хейли, О. В. Пескова в своих трудах рассматривали инфографику в контексте воздействия на аудиторию. Выделить виды и жанры инфографики, создать различные классификации и подходы к ее созданию пытались Г. А. Никулина, А. А. Жиленко и О. В. Климова. Аспекты восприятия визуальной информации человеком, а также влияние цвета на эффективность усвоения материала описывали К. Хэйли, Р. Арнхейм, Н. Яу, К. Вэр, Э. Тафти, Р. Симмон. Наиболее эстетически привлекательными и эффективными нам показались примеры научно-популярной информационной графики в таких изданиях, как «Дилетант» и «Вокруг света» (статичная инфографика) и «Чердак», МИА «Россия сегодня», ТАСС (интерактивная инфографика).
В исследовании были использованы методы сбора, обработки, анализа данных и интерпретации результата, сравнительно-сопоставительный анализ, методы дизайн-проектирования, структурно-функциональный анализ, контент-анализ.
Апробация разработанного проекта прошла во время его демонстрации заказчику - научно-образовательному проекту ТАСС «Чердак».
В качестве эмпирической базы было взято 50 образцов инфографики, опубликованных на сайтах научно-популярных изданий (Чердак, N+1, «Популярная механика», «Вокруг света», «Дилетант», Naked Science, Индикатор) и 17 образцов интерактивной инфографики, опубликованных на сайтах универсальных СМИ (МИА «Россия сегодня», ТАСС, «Медуза»).
Структура исследования соответствует заявленной цели и поставленным задачам: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе приведен обзор опубликованных в СМИ инфографик с различными композиционно-графическими моделями, выявлены оптимальные модели для разных типов данных. Во второй главе описан процесс создания интерактивной инфографики, особенности ее разработки, а также - эксперимент на эффективность восприятия разных композиционно-графических моделей и его результаты. В библиографии представлен список исследований на данную тему на русском и английском языках, а также указаны интернет- источники. В приложении представлены иллюстрации, демонстрирующие особенности разработки проекта, а также таблицы с полными результатами проведенного тестирования аудитории.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Символьный способ познания мира - наиболее древний и потому удобный для человека. Однако создание инфографики - сложный процесс, который не предполагает автоматически эффективного результата. Необходимо достичь гармоничного слияния текстовых блоков и иллюстративного материала в единое смысловое целое, которое будет работать на правильное понимание информации аудиторией. Так, создавая инфографику, необходимо сперва собрать сырые данные, затем обработать и преобразовать их в таблицы данных, из которых впоследствии получатся визуальные структуры - диаграммы, графики, географические локации, таймлайны. В разработке визуальных структур желательно придерживаться гештальт-принципов, правильно использовать цветовые палитры для разных типов данных. Объединяя визуальные элементы в одно композиционное целое, надо учитывать иерархию элементов, направление движения глаз; важно уметь не только создать эстетически привлекательный продукт, но и сделать так, чтобы элементы стиля помогали читателю ориентироваться в визуальном и информационном пространстве графики. Большую роль в этом играет выбор оптимальной композиционно-графической модели инфографики.
В научной литературе существует большое количество классификаций инфографики по различным параметрам. Как правило, это разделение обусловлено содержанием графики. Учитывая, что для успешной коммуникации должна присутствовать взаимосвязь между формой и содержанием, целью и средствами визуализации, сформулированные типы композиционно-графической модели отличаются друг от друга, в том числе и смысловой составляющей. Таким образом, были выделены такие типы композиционно-графических моделей информационной графики, как хронологическая (временная, или таймлайн), процессуальная (стадийная), иерархическая, структурная, географическая, статистическая инфографика и алгоритм. Разумеется, в одной инфографике могут использоваться несколько способов визуализации информации, но композиционно-графическая модель будет зависеть от цели, преследуемой создателем, и отвечающей ей главной траектории композиции.
Были выявлены тенденции использования разных типов композиционно-графических моделей, интерактивной и цветной инфографики на сайтах ведущих научно-популярных СМИ. Самым частотным оказался статистический тип композиционно-графической модели, следующим по «популярности» является комплексный тип, объединяющий в себе несколько способов представления информации. Это объясняется сложностью подачи такой информации в вербальном виде. Тем не менее, остальные типы - географическая, хронологическая, процессуальная, иерарическая и структурная инфографика тоже встречаются на сайтах научно-популярных СМИ. Практически все они цветные, хотя у значительной части цвет не выполняет когнитивную функцию.
Собственная инфографика, как правило, публикуется лишь на сайтах научно-популярных журналов, которые дублируют в сеть уже напечатанный вариант («Вокруг света», «Дилетант»). В отличие от универсальных общественно-политических СМИ специально для сайта научно-популярные издания такую продукцию не производят. Это подтверждает отсутствие примеров информационной графики у сугубо сетевых СМИ (N+1, Индикатор). Следовательно, практически отсутствуют и примеры интерактивной инфографики, поскольку печатные издания не имеют ресурсов для ее создания. Исключением является образовательный проект ТАСС «Чердак», который производит контент исключительно для сайта и работает над созданием интерактивных инфографик.
Возможность заказчика - научно-образовательного проекта ТАСС «Чердак» - публиковать интерактивные варианты инфографики привела к следующей гипотезе: интерактивность позволяет не перегружать читателя информацией. Возможность преподнести информацию с помощью разных композиционно-графических моделей также поставила вопрос об эффективности их использования в конкретном случае. Тенденция роста количества «цветных» инфографик навела на мысль, что отсутствие цвета может повлиять на восприятие информации, заложенной в графике. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо было разработать собственный проект - интерактивную инфографику «Путь лекарства» и провести научный эксперимент на аудитории.
По итогам проведенного исследования можно сформулировать некоторые факторы, влияющие на восприятие информации. Это могут быть:
1) социально-демографические характеристики (в числе них - возраст, пол, уровень и сфера образования и интересов), которые могут определять привычки респондента;
2) наличие разных типов данных и их представление с помощью цвета, размера, формы - в том числе разных типов композиционно-графических моделей;
3) количество времени, проведенное за изучением информации, а также количество времени, прошедшее от момента изучения до момента применения знаний;
4) представление информации в виде одной статичной иллюстрации или интерактивных переключающихся слайдов.
Обращение не только к объективным, но и субъективным оценкам эффективности 12 вариантов дипломного творческого проекта «Путь лекарства» продемонстрировало необходимость одновременно учитывать и смысловую составляющую, и эстетическую привлекательность инфографики, поскольку образцы, изучение которых привело к наилучшим результатам, не совпадают с теми, которым отдали предпочтение реципиенты. Так, определенный положительный когнитивный эффект имелся у респондентов, рассматривавших статичный монохромный вертикальный таймлайн и другие статичные монохромные модели. Тем не менее, большинство участников исследования отметило целесообразность использования интерактивного цветного горизонтального таймлайна. Причиной этому может служить привычка респондентов смотреть на цветные иллюстрации и фотографии в СМИ, отсутствие определенных типов данных, для демонстрации отличий которых необходим цвет, удобство восприятия информации «слева-направо» по прямой линии и отсутствие необходимости «прокручивать» веб-страницу. Можно сказать, что сегодня вовлечение аудиторию в интерактивные форматы представления информации проходит успешно. Это показали и результаты проведенного эксперимента. Несмотря на то, что интерактивные образцы уступили статичным на когнитивном этапе, они вызвали большую симпатию респондентов в субъективных оценках. Кроме того, необходимо учитывать, что проект «Путь лекарства» реализуется для научно-популярного сетевого СМИ, поэтому преимущественными должны быть такие факторы, как ориентированность на сетевую среду и углубленное, а не поверхностное изучение инфографики реципиентами.


1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М, 1974.
2. Артюхин В. В. Статистическая графика и инфографика: области применения, актуальные проблемы и критерии оценки // Прикладная информатика № 6. 2012. М, 2012.
3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М, 2004.
4. Васнев С. А. Статистика: Учебное пособие. М, 2001.
5. Вашунина И. В. Особенности визуального способа представления информации // Вестник университета российской академии образования. 2008. № 3-41. С. 39-43.
6. Войскунский А. Е., Скрипкин С. В. Качественный анализ данных. Вестник Московского Университета. 2001. Сер. 14. Психология, № 2. С. 93-109.
7. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие. М, 2009.
8. Горяйнова А. В. Симакова С. И. Инфографика современный подход к визуализации журналистских материалов // Знак: проблемное поле медиаобразования: научный журнал. 2010. № 2 (6). С. 68-73.
9. Желязны Д. Говори на языке диаграмм. М, 2007.
10. Жиленко А. А., Климова О. В. Определение видов инфографики как редакторская проблема // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы: сборник материалов VI Международной научно-практической интернет-конференции: электронное издание. 2017. С. 39-45.
11. Куркова Ю. В. Принципы информационного дизайна как критерии для сравнения инфографики в научных и научно-популярных изданиях / / Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: материалы XII международной конференции студентов и аспирантов. 2013. С. 381-382.
12. Куркова Ю. В. Сравнительный анализ направлений исследований инфографики и тенденций ее развития в СМИ в России и за рубежом // Российские исследования массмедиа и журналистики в международном контексте. С. 148-149.
13. Некляев С. Э. Инфографика: Принципы визуальной журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистикика. 2010. №4. С. 53-66.
14. Пескова О. В. О визуализации информации // Вестн. МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». 2012. С. 158-173.
15. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М, 2001.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ