Особенности потребительского поведения казахстанских студентов в Санкт-Петербурге
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Специфика формирования и развития концепции потребления 8
1.2. Модели потребительского поведения 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ОГРАНИЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 23
2.1. Факторы студенческого потребления 23
2.2. Особенности студенческого потребительского поведения 28
2.3. Организация и проведение социологического анализа потребления казахстанских граждан в среде петербургского студенчества 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА И ТУРИЗМА 65
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Специфика формирования и развития концепции потребления 8
1.2. Модели потребительского поведения 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ОГРАНИЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 23
2.1. Факторы студенческого потребления 23
2.2. Особенности студенческого потребительского поведения 28
2.3. Организация и проведение социологического анализа потребления казахстанских граждан в среде петербургского студенчества 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГЛОССАРИЙ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА И ТУРИЗМА 65
На протяжении всей истории российского высшего образования в стране обучалось большое количество иностранцев из стран СНГ, Европы, Америки, а также из развивающихся стран Азии и Африки. К 1990-м гг. число зарубежных студентов СССР составляло 89300 человек. Но, в связи с кризисом во всех сферах общества, вызванным распадом Советского Союза, количество иностранных студентов в России снизилось.
Значительный переломный момент в истории был отмечен во второй половине 1990-х гг., в результате которого непрерывно возрастал приток так называемых учебных мигрантов (детей советских и российских эмигрантов, уехавших в своё время на постоянное жительство в Германию, Израиль, США, Канаду, Австралию), средняя численность которых по состоянию на 2001 г. составляла порядка 54 тыс. человек.
При этом, по состоянию на 1 января 2018 г. средняя численность казахстанских студентов по данным МОН РФ, обучающихся в различных высших учебных заведениях Российской Федерации (без учета аспирантов) составляет свыше 65 тыс. человек.
Такое количество студентов из соседней республики вызывает закономерный интерес для изучения сложившегося явления. Следует отметить, что казахстанцы занимают первое место по численности среди иностранных студентов, обучающихся в России. Географически казахстанские студенты в РФ распределяются по следующим городам (в порядке убывания по количеству): Москва, Санкт-Петербург, Омск, Томск, Астрахань, Оренбург, Саратов, Челябинск, Тюмень, Барнаул, Казань. Российское образование популярно среди казахстанцев по многим причинам. Абитуриенты из Казахстана имеют равные с россиянами условия и возможности для поступления: возможность учиться бесплатно, предоставление общежитий очникам, большой выбор специальностей. Также влияет языковая, социально-экономическая, культурная и ментальная близость России и Казахстана. Кроме того, оба государства являются членами Болонского процесса, поэтому системы высшего образования соответствуют одним и тем же нормам, принципам и стандартам качества. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, России с документов об образовании любой из этих стран. Помимо этого важно, что гражданам Казахстана не нужно оформлять визу для въезда в Россию.
В Санкт-Петербурге получает образование 7205 студентов из Казахстана. Санкт-Петербург является, во-первых, одной из основных точек, принимающих иностранных студентов, и, во-вторых, он является наиболее отдалённым городом, что подразумевает высокую стоимость перемещения.
Казахстан представляет собой пример уникального государства с объединённым экономическим и культурным складом Азии, России, последствиями советской эры. Формирование многонационального общества обусловило появление собственной казахстанской культуры, где каждая народность привнесла частицу своей культуры. Экономический рост последних десятилетий и стабильность повлияли на модели поведения казахстанских потребителей. Социокультурный профиль казахстанского потребителя значительно изменился. Безусловно, учебная миграция накладывает свой отпечаток на потребительское поведение молодых казахстанцев.
К настоящему моменту потребительское поведение казахстанских студентов в Санкт-Петербурге не изучено. Такая ситуация делает это исследование актуальным и релевантным. Принимая во внимание всё перечисленное, было проведено эмпирическое исследование с целью определения некоторых социокультурных факторов поведения казахстанских студентов как потребителей.
Отношение студентов к окружающей их действительности прямо влияет на модель и принципы их потребления. Фактически в основе их потребительского поведения лежит именно их схема понимания и восприятия социума и его норм. Именно по этой причине анализируя принципы потребительского поведения студентов, удается сформулировать выводы относительно их ценностей и приоритетов в реальной жизни. То есть частные исследования принципов студенческого поведения при потреблении представляют собой основу глобальной концепции ценностей студентов.
При этом, модели студенческого потребления рассматриваются как некий специфический барометр общего настроения студентов и их интересов. Резкие отклонения такого барометра свидетельствуют о том, что стабильность общества нарушена и необходимо основательная корректировка.
В совокупности, такое понимание студенческого потребления повышает актуальность вопроса изучения предпочтений, интересов человека на всех этапах его жизненного развития. На сегодняшний день существует множество исследований, в которых модель потребительского поведения рассматривается с точки зрения разных наук и сфер интересов. Так, с точки зрения западной традиции, в работах таких авторов как С. Джевонс, Дж. Б. Кларк, Т. Р. Мальтус потребительское поведения анализируется с точки зрения экономики с последующей оценкой его влияния на экономическую стабильность.
Следующий этап (на рубеже XIX - XX вв.) развития понимания сущности потребительского поведения представлен сферой маркетинга, которая была обособлена от общей экономической системы. При этом, уже в XX в. изучение особенностей потребительского поведения человека выделяется в отдельную независимую дисциплину (поведение потребителей). Данный вопрос находил отражение во многих исследованиях как российских, так и зарубежных авторов. Однако, в рамках написания настоящей диссертации, особое внимание уделялось работам Р. Д. Блэкуэла, Ф. Котлера, А. Кутлалиева и т.д.
В совокупности все рассмотренные ранее подходы к пониманию сущности потребительского поведения отражают экономическую систему потребления. То есть потребление рассматривается как зависимый процесс от ряда независимых факторов, таких как структура спроса, структура расходов и доходов, уровень цен и т.д. При этом, понимание модели потребительского потребления с точки зрения социологии впервые было отражено в работах М. Вебера, Т. Веблена, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, К. Маркса и др.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучения моделей потребления, условно они подразделяются на две группы: нормативные (рассматривают потребление как процесс, который должен отвечать и соответствовать нормам) и поведенческие (рассматривают потребление как фактор, отражающий специфику предпочтений и интересов самого человека, а не внешней среды).
Так, по мнению А. А. Овсянникова, именно поведенческий подход к пониманию процесса потребления представляет собой некий инструмент обнаружения существующих в социологии законов поведения людей в сфере потребления [49, с.53]. Следующий этап развития концепции интерпретации сущности потребления был отмечен во второй половине XX в. Так, впервые было определено понятие «потребительская культура».
Таким образом, целью диссертационной работы является изучение особенностей (характеристик) культуры потребления казахстанских студентов в Санкт-Петербурге. Осуществление этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить специфику процесса формирования и развития концепции потребления.
2. Выявить методы проведения прикладного исследования.
3. Выявить особенности и отличительные характеристики потребительского поведения современных студентов.
4. Организовать социологический анализ модели поведения казахстанских студентов в Санкт-Петербурге.
5. Оценить степень влияния студенческой казахстанской культуры на поведение студентов в Санкт-Петербурге.
6. Сформулировать выводы и гипотезы относительно поведения казахстанских студентов в Санкт-Петербурге.
Объектом настоящего исследования являются казахстанские студенты в Санкт-Петербурге. Предмет исследования потребительское поведение студенческой молодежи.
Методологическое основание настоящей выпускной магистерской диссертации представлено работами таких авторов как М. С. Каган, JI. Н. Коган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев. В основе изучения феномена потребления лежит междисциплинарный подход, позволяющий оценивать потребительское поведения с точки зрения различных наук: экономики, социологии, психологии.
Структура настоящего исследования представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.
Значительный переломный момент в истории был отмечен во второй половине 1990-х гг., в результате которого непрерывно возрастал приток так называемых учебных мигрантов (детей советских и российских эмигрантов, уехавших в своё время на постоянное жительство в Германию, Израиль, США, Канаду, Австралию), средняя численность которых по состоянию на 2001 г. составляла порядка 54 тыс. человек.
При этом, по состоянию на 1 января 2018 г. средняя численность казахстанских студентов по данным МОН РФ, обучающихся в различных высших учебных заведениях Российской Федерации (без учета аспирантов) составляет свыше 65 тыс. человек.
Такое количество студентов из соседней республики вызывает закономерный интерес для изучения сложившегося явления. Следует отметить, что казахстанцы занимают первое место по численности среди иностранных студентов, обучающихся в России. Географически казахстанские студенты в РФ распределяются по следующим городам (в порядке убывания по количеству): Москва, Санкт-Петербург, Омск, Томск, Астрахань, Оренбург, Саратов, Челябинск, Тюмень, Барнаул, Казань. Российское образование популярно среди казахстанцев по многим причинам. Абитуриенты из Казахстана имеют равные с россиянами условия и возможности для поступления: возможность учиться бесплатно, предоставление общежитий очникам, большой выбор специальностей. Также влияет языковая, социально-экономическая, культурная и ментальная близость России и Казахстана. Кроме того, оба государства являются членами Болонского процесса, поэтому системы высшего образования соответствуют одним и тем же нормам, принципам и стандартам качества. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, России с документов об образовании любой из этих стран. Помимо этого важно, что гражданам Казахстана не нужно оформлять визу для въезда в Россию.
В Санкт-Петербурге получает образование 7205 студентов из Казахстана. Санкт-Петербург является, во-первых, одной из основных точек, принимающих иностранных студентов, и, во-вторых, он является наиболее отдалённым городом, что подразумевает высокую стоимость перемещения.
Казахстан представляет собой пример уникального государства с объединённым экономическим и культурным складом Азии, России, последствиями советской эры. Формирование многонационального общества обусловило появление собственной казахстанской культуры, где каждая народность привнесла частицу своей культуры. Экономический рост последних десятилетий и стабильность повлияли на модели поведения казахстанских потребителей. Социокультурный профиль казахстанского потребителя значительно изменился. Безусловно, учебная миграция накладывает свой отпечаток на потребительское поведение молодых казахстанцев.
К настоящему моменту потребительское поведение казахстанских студентов в Санкт-Петербурге не изучено. Такая ситуация делает это исследование актуальным и релевантным. Принимая во внимание всё перечисленное, было проведено эмпирическое исследование с целью определения некоторых социокультурных факторов поведения казахстанских студентов как потребителей.
Отношение студентов к окружающей их действительности прямо влияет на модель и принципы их потребления. Фактически в основе их потребительского поведения лежит именно их схема понимания и восприятия социума и его норм. Именно по этой причине анализируя принципы потребительского поведения студентов, удается сформулировать выводы относительно их ценностей и приоритетов в реальной жизни. То есть частные исследования принципов студенческого поведения при потреблении представляют собой основу глобальной концепции ценностей студентов.
При этом, модели студенческого потребления рассматриваются как некий специфический барометр общего настроения студентов и их интересов. Резкие отклонения такого барометра свидетельствуют о том, что стабильность общества нарушена и необходимо основательная корректировка.
В совокупности, такое понимание студенческого потребления повышает актуальность вопроса изучения предпочтений, интересов человека на всех этапах его жизненного развития. На сегодняшний день существует множество исследований, в которых модель потребительского поведения рассматривается с точки зрения разных наук и сфер интересов. Так, с точки зрения западной традиции, в работах таких авторов как С. Джевонс, Дж. Б. Кларк, Т. Р. Мальтус потребительское поведения анализируется с точки зрения экономики с последующей оценкой его влияния на экономическую стабильность.
Следующий этап (на рубеже XIX - XX вв.) развития понимания сущности потребительского поведения представлен сферой маркетинга, которая была обособлена от общей экономической системы. При этом, уже в XX в. изучение особенностей потребительского поведения человека выделяется в отдельную независимую дисциплину (поведение потребителей). Данный вопрос находил отражение во многих исследованиях как российских, так и зарубежных авторов. Однако, в рамках написания настоящей диссертации, особое внимание уделялось работам Р. Д. Блэкуэла, Ф. Котлера, А. Кутлалиева и т.д.
В совокупности все рассмотренные ранее подходы к пониманию сущности потребительского поведения отражают экономическую систему потребления. То есть потребление рассматривается как зависимый процесс от ряда независимых факторов, таких как структура спроса, структура расходов и доходов, уровень цен и т.д. При этом, понимание модели потребительского потребления с точки зрения социологии впервые было отражено в работах М. Вебера, Т. Веблена, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, К. Маркса и др.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучения моделей потребления, условно они подразделяются на две группы: нормативные (рассматривают потребление как процесс, который должен отвечать и соответствовать нормам) и поведенческие (рассматривают потребление как фактор, отражающий специфику предпочтений и интересов самого человека, а не внешней среды).
Так, по мнению А. А. Овсянникова, именно поведенческий подход к пониманию процесса потребления представляет собой некий инструмент обнаружения существующих в социологии законов поведения людей в сфере потребления [49, с.53]. Следующий этап развития концепции интерпретации сущности потребления был отмечен во второй половине XX в. Так, впервые было определено понятие «потребительская культура».
Таким образом, целью диссертационной работы является изучение особенностей (характеристик) культуры потребления казахстанских студентов в Санкт-Петербурге. Осуществление этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить специфику процесса формирования и развития концепции потребления.
2. Выявить методы проведения прикладного исследования.
3. Выявить особенности и отличительные характеристики потребительского поведения современных студентов.
4. Организовать социологический анализ модели поведения казахстанских студентов в Санкт-Петербурге.
5. Оценить степень влияния студенческой казахстанской культуры на поведение студентов в Санкт-Петербурге.
6. Сформулировать выводы и гипотезы относительно поведения казахстанских студентов в Санкт-Петербурге.
Объектом настоящего исследования являются казахстанские студенты в Санкт-Петербурге. Предмет исследования потребительское поведение студенческой молодежи.
Методологическое основание настоящей выпускной магистерской диссертации представлено работами таких авторов как М. С. Каган, JI. Н. Коган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев. В основе изучения феномена потребления лежит междисциплинарный подход, позволяющий оценивать потребительское поведения с точки зрения различных наук: экономики, социологии, психологии.
Структура настоящего исследования представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.
Целью диссертационной работы являлось изучение особенностей (характеристик) культуры потребления казахстанских студентов в Санкт-Петербурге. По нашему мнению, поставленная задача была достигнута, поскольку удалось не только провести теоретический анализ вопросов потребления, моделей потребительского поведения, но и проанализировать посредством практики и социологического опроса особенности потребительского поведения казахстанских студентов в Санкт-Петербурге.
В рамках проведения теоретического исследования удалось проанализировать существующие модели потребительского поведения, выявить основные факторы потребительского поведения, а также определить какие из факторов, в наибольше мере, отражаются на студенческом поведении при принятии решения о потреблении: культурные, социальные, психологические и личностные.
При этом, оценка трех последних групп факторов значительно отягощена рядом институциональных и иных ограничений. В связи с чем наибольшее внимание было направлено на изучение культурных факторов потребительского поведения казахстанских студентов в Санкт-Петербурге, таких как: гастрономические пристрастия, культурные интересы и досуговые предпочтения.
По результатам проведенного опроса удалось установить, что наибольшая часть опрошенных респондентов испытывают потребности в употреблении национальных казахстанских продуктов, однако, при этом также отметили, что в Санкт-Петербурге недостаточно мест национальной кухни, которые бы соответствовали таким параметрам как цена, качество еды, атмосфера и общий эмоциональный настрой.
Безусловно, цена, как удалось установить, является определяющим фактором потребления казахстанских студентов в Санкт-Петербурге, поскольку половина опрошенных респондентов в качестве основного источника дохода рассматривают родительские средства, при этом также половина опрошенных респондентов проживает в общежитии, что также свидетельствует о недостаточном уровне материального обеспечения.
Особое значение в данной работе отводится логистической регрессии, которая позволила оценить насколько некоторые независимые переменные, такие как форма обучения, источник денежных средств, место проживания, потребность в казахстанских продуктах и активность посещения казахстанских ресторанов в Санкт-Петербурге влияют на процесс изменения потребительских предпочтений студентов.
Так, было установлено, что:
1. Студент в качестве основного источника дохода рассматривает не собственные средства (родительские денежные средства или стипендию), то в процессе его нахождения в Санкт-Петербурге он будет изменять собственные потребности потребления.
2. Если студент проживает не в собственной квартире, а в общежитии, то в процессе его нахождения на учебе в Санкт-Петербурге, его потребности будут изменяться.
3. В случае, если студент учится платно, то его потребительские предпочтения также подлежат изменению.
4. Если студент регулярно посещает рестораны казахстанской кухни в Санкт-Петербурге, то его предпочтения как показывает исследования не будут меняться, так как он не будет нуждаться в отказе от привычных ему правил приема пищи.
5. Если студент регулярно испытывает потребность в национальных продуктах, то его потребительское поведение, согласно расчетам, также не подлежит изменению.
В рамках проведения теоретического исследования удалось проанализировать существующие модели потребительского поведения, выявить основные факторы потребительского поведения, а также определить какие из факторов, в наибольше мере, отражаются на студенческом поведении при принятии решения о потреблении: культурные, социальные, психологические и личностные.
При этом, оценка трех последних групп факторов значительно отягощена рядом институциональных и иных ограничений. В связи с чем наибольшее внимание было направлено на изучение культурных факторов потребительского поведения казахстанских студентов в Санкт-Петербурге, таких как: гастрономические пристрастия, культурные интересы и досуговые предпочтения.
По результатам проведенного опроса удалось установить, что наибольшая часть опрошенных респондентов испытывают потребности в употреблении национальных казахстанских продуктов, однако, при этом также отметили, что в Санкт-Петербурге недостаточно мест национальной кухни, которые бы соответствовали таким параметрам как цена, качество еды, атмосфера и общий эмоциональный настрой.
Безусловно, цена, как удалось установить, является определяющим фактором потребления казахстанских студентов в Санкт-Петербурге, поскольку половина опрошенных респондентов в качестве основного источника дохода рассматривают родительские средства, при этом также половина опрошенных респондентов проживает в общежитии, что также свидетельствует о недостаточном уровне материального обеспечения.
Особое значение в данной работе отводится логистической регрессии, которая позволила оценить насколько некоторые независимые переменные, такие как форма обучения, источник денежных средств, место проживания, потребность в казахстанских продуктах и активность посещения казахстанских ресторанов в Санкт-Петербурге влияют на процесс изменения потребительских предпочтений студентов.
Так, было установлено, что:
1. Студент в качестве основного источника дохода рассматривает не собственные средства (родительские денежные средства или стипендию), то в процессе его нахождения в Санкт-Петербурге он будет изменять собственные потребности потребления.
2. Если студент проживает не в собственной квартире, а в общежитии, то в процессе его нахождения на учебе в Санкт-Петербурге, его потребности будут изменяться.
3. В случае, если студент учится платно, то его потребительские предпочтения также подлежат изменению.
4. Если студент регулярно посещает рестораны казахстанской кухни в Санкт-Петербурге, то его предпочтения как показывает исследования не будут меняться, так как он не будет нуждаться в отказе от привычных ему правил приема пищи.
5. Если студент регулярно испытывает потребность в национальных продуктах, то его потребительское поведение, согласно расчетам, также не подлежит изменению.



