Введение …………………………………………………………………………..3
Теоретическая основа исследования …………………………………..
1.1. Дискурс как единица лингвистического исследования …………………5
1.1.1. Основные определения дискурса…………………………………………6
1.1.2. Дискурс и текст…………………………………………………………….9
1.1.3. Время и пространство дискурса ………………………………………...11
1.2. Особенности диалогического дискурса…………………………………13
1.2.1. Общая характеристика диалогической речи…………………………...15
1.2.2. Интервью как вид диалога……………………………………………….17
1.2.3. Виды интервью……………………………………………………………20
Выводы
Глава 2. Исследование дискурсивного диапазона ответных высказываний в ходе интервью
2.1. Дискурсивные границы, обусловленные речевым поведением интервьюера
2.1.1. Временные границы
2.1.2. Пространственные границы
2.2. Дискурсивные границы, обусловленные личностными характеристиками интервьюируемого
2.2.1. Временные границы
2.2.2. Пространственные границы
Выводы…
Заключение
Библиография
Список сокращений
Тема выпускной квалификационной работы (Дискурсивные границы ответных высказываний в ходе интервью) предполагает изучение когнитивных единиц языка. Данные языковые единицы передают процессы восприятия и постижения мира, мыслительные операции, связанные с получением, обработкой и использованием структур знаний, а также с формированием этих знаний в сознании человека.
Предметом изучения является дискурсивное и когнитивное функционирование языковых моделей в ходе интервью.
Объектом изучения избраны дискурсы, микро-диалоги и ответы на вопросы интервьюера.
Актуальность настоящей работы определяется ее прямой связью с проблематикой анализа дискурса и диалогической речи. Сочетания этих направлений позволяет предположить новую трактовку дискурсивных границ, используемых в ходе интервью.
Научная новизна исследования состоит в том, что в фокус рассмотрения попадают малоизученные единицы. Впервые рассматриваются дискурсивные границы в ходе интервью с точки зрения когнитивистики.
Цель исследования –доказать, что в связи с когнитивными процессами, дискурсивные границы в ходе интервью могут зависеть от времени, пространства, от речевого поведения интервьюера, а также от личностных характеристик интервьюируемого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• выявить дискурсивные границы в ходе интервью;
• привести примеры наличия данных дискурсивных границ;
• провести когнитивное исследование причин наличия данных дискурсивных границ.
Материалом для исследования послужили ответные высказывания интервьюируемых, полученные методом выборки из книг, газет и журналов, расположенных на просторах интернета.
В работе применяется метод сравнительного и обобщающего лингвистического анализа.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих лингвистов: Л.В. Цуриковой, В.И. Карасик, Ю.И. Плахотной, А.Г. Гурочкиной.
Работа состоит из введения, теоретической главы, исследовательской главы, заключения, библиографии и списка сокращений источников примеров. В теоретической главе проводится изучение дискурса, в исследовательской главе анализируются примеры, содержащие временные и пространственные дискурсивные границы.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении когнитивных условий, при которых используются данные дискурсивные границы.
Практическая значимость состоит в том, что основные положения могут использоваться при обучении когнитивному анализу текста.
Основные результаты исследования были представлены на XX открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ.
Дискурс является одним из самых распространённых и исследуемых понятий в лингвистике. Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками для определения дискурса (Н.Д. Арутюнова, П. Серио) мы исходим из понимания, что дискурс – это результат восприятия. Для более подробного изучения дискурса, мы рассматриваем взаимосвязь дискурса и текста и приходим к заключению, что данные понятия различаются по четырем параметрам: связь с процессом и результатом, с текущем временем, с динамичностью и статичностью и с устной и письменной речью. Мы также изучаем категории времени и пространства дискурса во время интервью. В данной работе мы исходим из понимания, что временная дискурсивная граница – это реакция респондента на вопрос интервьюера, а пространственная дискурсивная граница – это объем мыслей интервьюируемого.
В связи с тем, что дискурс имеет прямую связь с диалогическим общением, мы рассматриваем понятие диалогического дискурса. Мы придерживаемся мнения Т.Н. Колокольцевой, которая считает, что диалогический дискурс включает в себя как собственно речевое произведение собеседников, так и набор экстралингвистических признаков, обеспечивающих адекватное понимание сообщаемого.
В данном исследовании мы изучаем общую характеристику диалогической речи и отталкиваемся от понимания, что она включает в себя реплицирование (чередование двух или более реплик). Опираясь на работу Л.П. Чахоян, мы приходим к выводу, что одна из реплик является интенциональной, дающей стимул к разговору, а другая ¬¬¬¬¬ — реактивной, отвечающей на этот стимул. Предложенная классификация стимулирующих и реагирующих реплик М.М Бахтина показывает, какие бывают отношения между ними: вопрос – ответ, утверждение – реакция на утверждение, побуждение – реакция на побуждение. Данная классификация позволяет нам проанализировать, что в диалоге, и в том числе в интервью, чаще всего встречается реплика «вопрос-ответ».
Благодаря классификации видов интервью А.А. Грабельникова, мы познакомились с такими видами интервью, как интервью-диалог, интервью-монолог, интервью-портрет, интервью-беседа, коллективное интервью, анкета и блиц-опрос. Можно сказать, что интервью-диалог является наиболее актуальным среди других видов, так как с его помощью раскрывается характер интервьюируемого в полной мере из-за дополнительного влияния личности и вопросов интервьюера.
В ходе практической части нашего исследования мы рассматриваем примеры, доказывающие, что как временные, так и пространственные дискурсивные границы ответов интервьюируемого зависят от речевого поведения интервьюера и от характера самого интервьюируемого. Данные дискурсивные границы могут говорить о степени заинтересованности интервьюируемого в определенной теме, о закрытом или открытом характере интервьюируемого, об искажении в понимании смысла вопросов, о личной неприязни или симпатии между интервьюером и интервьюируемым, о приятных и провокационных вопросах или о непрофессиональной деятельности интервьюера. Данные показатели очень важны для читателей/слушателей/зрителей интервью, если интервьюируемый играет значимую роль в обществе. В конечном итоге по ответам в интервью у людей может сложиться представление о респонденте, а отношение к нему может как улучшиться, так и наоборот, ухудшиться, что обязательно отразится на жизни самого интервьюируемого.
1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979.
3. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: от психолингвистики к лингвосинергетике. Изд. 3-е, испр. М.: Книж. дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
4. Винокур Т.Г. Диалог / Русский язык; Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998.
5. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М.: РИП-холдинг, 2001.
6. Греймас Альгирдас Ж., Курте Жозеф. Семиотика: Объяснительный словарь теории языка. Сост., вст.ст. и общ. редакция Ю.С.Степанова. М.: Радуга, 1983.
7. Гурочкина А.Г. Диалогический дискурс как среда и результат межличностного взаимодействия //Актуальные проблемы современного языкознания. STUDIA LINGUISTICA XVIII.: Сборник научн. статей. СПб.: Политехника-сервис, 2009.
8. Дарбанова Н.А. Время в лингвистических исследованиях: Предыстория и современность // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 10: Филология, 2010.
9. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. Режим доступа:http://ruslang.isu.ru/education/discipline/philology/disrurs/material/material2/
10. Кибрик А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе. Дисс. доктора филол. наук.М.: Институт языкознания РАН, 2003.
11. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2001.
12. Костомаров В.Г. Изучение и преподавание русского слова от Пушкина до наших дней: Мат-лы конференций и семинаров / В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1999.
13. Красных В.В.«Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003.
14. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб.обзоров. М.: ИНИОН, 2000.
15. Кустова Г.И. Тип концептуализации пространства и семантические свойства глагола (группа попасть) Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000.
16. Лукина М.М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003.
17. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1998.
18. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003.
19. Пилатова В.Н. Понятие о когнитивной функции языка. Санкт-Петербургский государственный университет. Филологический факультет. Материалы XXXIX международной филологической конференции. Вып. 14. СПб, 2010.
20. Плахотная Ю.И. Диалогический дискурс в когнитивном аспекте. Вестник Челябинского государственного университета. №25 (240). Филология. Искусствоведение. Вып. 58, 2011.
21. Попов А.Ю. Основные отличия текста от дискурса // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: Сб. науч. ст. СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
22. Селезнева Л.В. Исследования дискурса в современной лингвистике: опыт, направления, проблемы. Вестник СВФУ, том 8, № 4, 2011
23. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999.
24. Холодная М.А. Психология интеллекта:Парадоксы исследования. СПб, 2001.
25. Цурикова Л.В. Проблемы когнитивного анализа дискурса в современной лингвистике. Вестник ВГУ. Серия 1, №2: Гуманитарные науки, 2001.
26. Чахоян Л.П. Синтаксис диалогической речи современного английского языка. М.: Высшая школа, 1979.
27. Шведова Н.Ю. О понятии синтаксического ряда // Историко-филологические исследования. М.: Наука, 1967.
28. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык // Избр. работы по русскому языку. М.: Просвещение, 1957.
29. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986.
30. Evans, V., Green M. Cognitive linguistics: Edinburgh university press, 2006. Режим доступа:http://npu.edu.ua/!e-book/book/djvu/A/iif_kgpm_Cognitive%20Linguistics%20An%20Introduction.pdf
31. Fauconnier, G. & M. Turner. Conceptual blending, form and meaning, 2002 Режимдоступа:http://tecfa.unige.ch/tecfa/maltt/cofor-1/textes/Fauconnier-Turner03.pdf
32. Hoey M. The place of clause relational analysis in linguistic description / English Language Research Journal. Vol. 4., 1983.