Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патохарактерологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (Московский Институт Психоанализа)

Работа №132328

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБУ ЦССВ «Берег надежды».
Выборка: 62 человека в возрасте от 12-18 лет.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства 7
1.2. Социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей, оставшихся без попечения родителей 31
Выводы по теоретическому исследованию 38
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Организация и проведение эксперимента и анализ его результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Рассматриваемая тема на сегодняшний день достаточно актуальна, поскольку с каждым годом растет количество детей, оставшихся без попечения родителей, или детей, попавших по тем или иным причинам в трудную жизненную ситуацию. Сегодня, по статистике, большая часть детей, попавших в учреждения социальной реабилитации, – это подростки 12-15 лет. В большинстве случаев родители этих подростков были лишены родительских прав за неисполнение должным образом своих родительских прав.
Также одной из наиболее частых причин, по которой подростки попадают в трудную жизненную ситуацию, является насилие в семье, алкоголизм и наркомания родителей, реже дети остаются без присмотра по причине каких-либо заболеваний, смерти родителей. В российском законодательстве термин «трудная жизненная ситуация» трактуется как трудная ситуация, в которой оказался человек и которую он не может преодолеть самостоятельно. Речь идет об инвалидности, сиротстве, бедности, жестоком обращении в семье и т. д. Сегодня немало семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Это связано с нехваткой рабочих мест, что приводит к росту безработицы в стране, и, как следствие, многие семьи сталкиваются с бедностью, из которой они не могут выбраться самостоятельно.
В научной психологии существует множество понятий, относящихся к категории сложных жизненных ситуаций: «кризисные», «критические», «напряженные», «особые», «проблемные», «фрустрирующие», собственно «трудные», «чрезвычайные» ситуации. и др. Среди отечественных авторов, изучавших специфику этих ситуаций, выделяются В. А. Ананьев, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, Л. Г. Дикая, М. И. Дьяченко, Д. Н. Исаев, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, И.М. Никольская, Т.М. Титаренко, М. Тышкова, А.В. Фурман, С.А. Шапкин и др. К зарубежным исследователям психологических угрожающих ситуаций и особенностей поведения личности в них относятся Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Хаан, М. Перре, Х. Томе и др.
Следует отметить, что достаточно свободное использование в психологической литературе разнообразной терминологии для обозначения трудных жизненных ситуаций привело к иному определению этой категории ситуаций.
Так, Д. Н. Исаев, используя понятие «кризисные ситуации», определяет их как ситуации повышенного риска, создающие условия для возникновения дезадаптационных реакций (определенных кризисных состояний).
А. Н. Фоминова, также употребляющая этот термин, понимает под этими ситуациями функционирование личности на таком пределе ее адаптационных возможностей, который влечет за собой все более полную утрату субъектности личности.
Л. И. Анциферова отметила, что представленные определения трудных жизненных ситуаций не учитывают определенную ценность, которая в критических ситуациях может быть утрачена человеком, что лишь делает ситуацию критической.
А. И. Лактионова определяла трудные жизненные ситуации как ситуации несоответствия стремлений, ценностей, целей и возможностей их реализации или качеств личности.
Критические ситуации, по мнению Ф. Е. Василюка, - это ситуации невозможности «осознать внутренние потребности своей жизни», которые ставят человека перед необходимостью их переживания в смысле совладания с ними, их психологического преодоления.
Несмотря на приведенные выше различия в определении категории рассматриваемых ситуаций, в теоретических исследованиях можно увидеть выделение некоторых общих характеристик этих ситуаций: психическое напряжение, затрудняющее управление поведением и снижающее эффективность решения жизненных задач; наличие значительных личных переживаний как особой внутренней работы по преодолению кризиса тех или иных событий; изменения самооценки и мотивации; проявленная потребность в мотивационной корректировке и внешней психологической поддержке личности.
Объектом исследования являются патохарактерологические особенности личности подростков.
Предметом исследования являются патохарактерологические личностные особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целью исследования является выявление патохарактерологических особенностей у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства;
2. Выявить социально-психологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3. Охарактеризовать особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. Провести экспериментальное исследование на проявление посттравматического стрессового расстройства у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
5. Разработать программу психологической реабилитации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что подростки мужского пола, находящиеся в трудной жизненной ситуации подвержены повышенному риску развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) по сравнению с подростками женского пола,находящимися в трудной жизненной ситуации .
В качестве теоретико-методологической базы данной работы послужили научные взгляды на посттравматическое стрессовое расстройство таких его исследователей, как Н.В. Тарабрина; Ю.А. Александровский ,В.М. Волошин, А.Г Абусева, М.А. Падун, Н.А.Волчек, а также зарубежных авторов G.Janghel, S.Suliman. Многие авторы обращают внимание на негативное воздействие отсутствие должной опеки над детьми , что приводит как к физическим , так и к психологическим трудностям здоровья. Эти последствия могут напрямую повлиять на развитие постравматического стрессового расстройства.
Методы исследования:
− теоретический анализ психологической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;
− диагностические методы (индивидуальная беседа, тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией).
Методики исследования:
1. Карта наблюдений Д. Стотта.
2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко.
3. Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).
4. Опросник диагностики агрессии Басса-Перри.
5. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
Характеристика выборки исследования. В эксперименте приняли участие респонденты 62 человека в возрасте от 12-18 лет.
Эмпирическая база исследования. ГБУ ЦССВ «Берег надежды»..
Практическая значимость работы. Результаты нашего исследования помогут представить более своевременную и точную диагностику ПТСР у детей, а также могут быть использованы в дальнейшей разработке диагностических критериев ПТСР у детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение исследования, проведенного в ГБУ ЦССВ «Берег надежды», можно отметить значимость полученных результатов для понимания характера и личностных особенностей подростков в возрасте от 12 до 18 лет. В ходе эксперимента, основанного на использовании различных методик, включая карту наблюдений Д. Стотта, Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, методику склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел, тест Басса-Дарки для определения уровня и формы агрессии, а также методику диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, были выявлены ключевые аспекты психологического состояния участников исследования.
Проведенное исследование среди 62 подростков (31 девочка, 31 мальчик) в возрасте 12-18 лет, используя различные психологические методики, выявило общие тенденции в эмоциональном и психологическом состоянии обеих групп. У девочек наблюдаются менее выраженные симптомы недоверия, легкие формы депрессии и тревожности, включая враждебность. У мальчиков выражена депрессия, тревожность, враждебность, неугомонность. Обе группы испытывают эмоциональное напряжение, невротические симптомы и неблагоприятные условия среды. Важно отметить разнообразие психологических типов, выявленных с использованием Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) А.Е. Личко.
Подробный анализ психологических аспектов с использованием методики склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел) выявил определенные тенденции в поведении и агрессивности обеих групп. В контексте диагностики агрессии Басса-Перри установлено, что мальчики проявляют более высокий уровень физической агрессии и общего показателя по сравнению с девочками. Несмотря на различия, обе группы демонстрируют повышенные уровни гнева и враждебности, подчеркивая важность внимания к эмоциональному регулированию и социальным навыкам.
Исследование тревожности с использованием Шкалы тревоги Спилбергера-Ханина показало, что оба пола проявляют тревожность на разных уровнях. У девочек высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, в то время как у мальчиков более выраженная ситуативная тревожность. Общая тревожность у мальчиков оказалась немного выше.
Все вышеперечисленные данные обосновывают необходимость индивидуализированного подхода к помощи каждому ребенку, учитывая их уникальные эмоциональные и психологические особенности.
На основе этих данных были сформированы рекомендации для психологической реабилитации подростков,находящихся в трудной жизненной ситуации, они направлены на преодоление травм, связанных с потерей семьи, с акцентом на адаптацию к новой ситуации и обеспечении психологического благополучия. Важные элементы включают индивидуальные и групповые психотерапевтические сессии, способствующие выражению эмоций и развитию социальных навыков. Формирование поддерживающей среды через приемные семьи или специальные учреждения играет ключевую роль в обеспечении заботы и стабильности. Также акцентируются на социализации через развитие социальных навыков и участие в мероприятиях. Для успешной реабилитации обеспечивается доступ к образованию и профессиональным навыкам, создавая перспективы для самостоятельной жизни.



1. Абдрашитова, И.И., Паточкина, Н.А. Проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И.И. Абдрашитова, Н.А. Паточкина. – М.: АСТ, 2017. – 213 с.
2. Абусева, Г.Р. Физическая и реабилитационная медицина: национальное руководство / Г.Р. Абусева, П.В. Антипенко, В.В. Арьков [и др.]; Межрегиональное научное общество физической и реабилитационной медицины. Ассоциация медицинских обществ по качеству. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 688 с.
3. Агибалова, Т.В., Александровский, Ю.А. Посттравматическое стрессовое расстройство. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного медицинского университета, 2016. – 624 с.
4. Александров, Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение / Е.О. Александров. – Новосибирск: Сибвузиздат, 2019. – 154 с.
5. Александрова, М.В. Сотрудничество между образовательными учреждениями и социальными службами как условие успешной коррекции посттравматических расстройств у детей / М.В. Александрова // В сборнике: Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. – 2017. – С. 231-236.
6. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. - М. Медицина. 1993. – 400 с.
7. Апанасевич, В.С. Потребности ребенка. В центре внимания – адаптация к жизни в обществе / В.С. Апанасевич. – М.: Спутник, 2016. – 116 c.
8. Асанова, Н.К. Континуум диссоциативного травматического опыта, пережитого в детском возрасте: механизмы развития диссоциативного расстройства у детей, подростков и взрослых / Н.К. Асанова // В сборнике: Психиатрия и психоанализ: клинические диалоги. Материалы международной конференции. – 2019. – С. 41-44.
9. Бостанова, Л.Ш. Теоретический анализ проблемы посттравматического расстройства личности / Л.Ш. Бостанова, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 363-369.
10. Брутман, В.И. Социальное сиротство и комплексная медико-социально-педагогическая проблема / В.И. Брутман. – М.: Изд-во АСОПИР, 2016. – 195 с.
11. Ван дер Колк, Б. Тело помнит все. Какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть / Б. Ван дер Колк. – М.: Эксмо, 2018. – 364 с.
12. Васильева, А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство – от травматического невроза к МКБ-11: особенности диагностики и подбора терапии / А.В. Васильева // Медицинский совет, 2023. – С.94-108.
13. Васильева, А.В., Караева, Т.А., Незнанова, Н.Г. Психотерапия / А.В. Васильева, Т.А. Караваева, Н.Г. Незнанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 864 с.
14. Васильева, А.В., Караваева, Т.А., Лукошкина, Е.П. Диагностика и терапия посттравматического стрессового расстройства в клинике пограничных расстройств и соматической медицине / А.В. Васильева, Т.А. Караваева, Е.П. Лукошкина // Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы. Сборник методических рекомендаций; сост. Н.В. Семенова, под общ. ред. Н.Г. Незнанова. Выпуск 2. – СПб.: издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2019. – С. 300-324.
15. Волгина, Т.Л., Москалюк, И.Л. Психогенные расстройства у детей раннего возраста в учреждении закрытого типа / Т.Л. Волгина, И.Л. Москалюк // В сборнике: Психосоматические нарушения на рубеже II - III тысячелетия. Сборник научных трудов. – 2000. – С. 142-147.
16. Волошин, В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство. Феноменология, клиника, систематика, динамика и современные подходы к психотерапии / В.М. Волошин. – М.: Академия, 2005. – 199 с.
17. Волчек, Н.А. Сиротский синдром / Н.А. Волчек // Социальная защита. – 2017. – № 9. – 211 с.
18. Грибков, Д.Н. Анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме / Д.Н. Грибков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2017. – № 4. – С. 153-155.
19. Гринь, Е.В. Коморбидность аффективных расстройств и болевого синдрома у пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством / Е.В. Гринь // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2020. – Т. 18. – № 3. – С. 288-291.
20. Гусарова, А.Е., Савченко, С.Л. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – воспитанников интернатных учреждений / А.Е. Гусарова, С.Л. Савченко // Социология. – 2018. – № 22. – С. 276-278.
21. Данилова, М.Н. Экзистенциальная проблематика при посттравматическом стрессовом расстройстве / М.Н. Данилова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 12 (76). – С. 414-420.
22. Дильмухаметова, А.В. Особенности чувства юмора у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством / А.В. Дильмухаметова // Студенческий. – 2021. – № 42-2 (170). – С. 106-107.
23. Есина, О.Б. Влияние клинико-биологических факторов раннего развития на клинические особенности ПТСР у детей / О.Б. Есина // Медицинская психология в России. – 2018. – Т. 10. – № 5 (52). – С. 3.
24. Ивашкина, О.И. Молекулярные и клеточные механизмы формирования посттравматического стрессового расстройства / О.И. Ивашкина // В книге: Современные проблемы системной регуляции физиологических функций. Тезисы докладов IV Междисциплинарной конференции с международным участием, посвященная 90-летию со дня рождения академика К.В. Судакова. Москва, 2022. – С. 218-219.
25. Ивашкина, О.И. Травматическая память: макро- и микросетевые основы формирования посттравматического стрессового расстройства / О.И. Ивашкина. – М.: АСТ, 2020. – 49 с.
26. Кадыров, Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь / Р.В. Кадыров. – СПб.: Речь, 2018. – 448 с.
27. Кадыров, Р.В. Стыд в контексте посттравматического стрессового расстройства / Р.В. Кадыров // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2019. – № 9. – С. 15-21.
28. Караваева, Т.А., Васильева, А.В. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации / Т.А. Караваева, А.В. Васильева // Тактика врача-психиатра: практическое руководство; под ред. Н.Г. Незнанова, Г.Э. Мазо. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2022. – С. 127-135.
29. Касимова, Р.Р. Понятие посттравматического стрессового расстройства / Р.Р. Касимова // В сборнике: Студент и научно-технический прогресс. Материалы XLVI студенческой научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения первого ректора Челябинского государственного университета С.Е. Матушкина. – 2022. – С. 71-75.
30. Кекелидзе, З.И., Портнова, А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков / З.И. Кекелидзе, А.А. Портнова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2002. – Т. 102. – № 12. – С. 56-62.
31. Коршунова, Е.В. Влияние психообразования на выраженность симптомов посттравматического стрессового расстройства / Е.В. Коршунова // Интернаука. – 2023. – № 22-3 (292). – С. 19-21.
32. Кучернюк, М.О. Посттравматическое стрессовое расстройство / М.О. Кучернюк // В книге: Психические расстройства в условиях пандемии COVID-19: проблемы и перспективы. Материалы Научно-практической конференции. Под редакцией Д.М. Ивашиненко. – 2020. – С. 111-114.
33. Лиханов, А.А. Дети без родителей / А.А. Лиханов. – М.: Изд-во Просвещение, 2016. – 592 с.
34. Лыткин, В.М. Дискуссионные проблемы посттравматических стрессовых расстройств / В.М. Лыткин // В сборнике: Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества. материалы научно-практической конференции. – 2019. – С. 64-74.
35. Магомедов, М.Г. Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации / М.Г. Магомедов // Гуманизация образования. – 2012. – № 3. – С. 45-50.
36. Маллаев, Д.М., Магомедов, М.Г. Диагностика посттравматических стрессовых расстройств у детей / Д.М. Маллаев, М.Г. Магомедов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. – № 1 (2). – С. 26-32.
37. Маланчева, Е.П. Факторы риска развития посттравматического стрессового расстройства / Е.П. Маланчева // Вестник магистратуры. – 2022. – № 11-2 (134). – С. 83-84.
38. Марахина, О.В. Психоэмоциональная травма в детском и подростковом возрасте / О.В. Марахина // Социальная работа: теория, методы, практика. – 2012. – № 1. – С. 63-66.
39. Падун, М.А. Регуляция эмоций при посттравматическом стрессовом расстройстве / М.А. Падун // В книге: Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. – 2015. – С. 462-466.
40. Польская, Н.А., Эрда, П.И. Детская травма как фактор диссоциации в подростковом возрасте / Н.А. Польская, П.И. Эрда // В книге: Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия. Сборник материалов IX международной конференции студентов и молодых ученых. Редколлегия: Н.В. Яковлева, Н.Н. Уланова, А.В. Баранова, А.А. Бекетова, Н.В. Наместникова, Д.В. Чуканов. Рязань, 2022. – С. 132-137.
41. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.
42. Пчелкина, Е.П., Разуваева, Т.Н., Кушко, О.Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство как фактор девиантного поведения подростков / Е.П. Пчелкина, Т.Н. Разуваева, О.Ю. Кушко // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-1. – С. 422-425.
43. Резник, А.М. Боевые стрессовые расстройства (условия возникновения и механизмы развития, клинические проявления, подходы к оказанию психиатрической помощи, лечение) / А.М. Резник. – М.: МГУПП, 2022. – 172 с.
44. Руфова, Я.В., Якушин, И.Ю. Сравнительные характеристики посттравматического стрессового расстройства и расстройства адаптации / Я.В. Руфова, И.Ю. Якушин // В сборнике: Week of Russian science (WeRuS-2023). Сборник материалов ХII Всероссийской недели науки с международным участием, посвященной Году педагога и наставника. Редколлегия: Н.А. Наволокин, А.М. Мыльников, А.С. Федонников. – Саратов, 2023. – С. 642-643.
45. Сасина, К.В. Стресс и стрессовая ситуация в детском возрасте: особенности и специфика реагирования / К.В. Сасина // Молодежная наука: тенденции развития. – 2018. – № 1. – С. 11-19.
46. Семья, Г.В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства / Г.В. Семья // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – № 1. – С. 67-82.
47. Солдаткин, В.А. Посттравматическое стрессовое расстройство / В.А. Солдаткин. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ Минздрава России, 2018. – 624 с.
48. Солдаткин, В.А. Клиническая психометрика / В.А. Солдаткин, А.И. Ковалев, М.Н. Крючкова [и др.]; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2020. – 352 с.
49. Стебеньков, А.М., Сунагатуллина, А.И. Экспертная система диагностики посттравматического стрессового расстройства / А.М. Стебеньков, А.И. Сунагатуллина // Программная инженерия. – 2023. – Т. 14. – № 9. – С. 452-459.
50. Сухорукова, В.А. Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, причины и виды психологической помощи / В.А. Сухорукова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2023. – № S2. – С. 193-199.
51. Трушкина, С.В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни / С.В. Трушкина // Современное дошкольное образование. – 2018. – № 3 (85). – С. 24-31.
52. Уласень, Т.В. Комплексная оценка влияния психического здоровья на адаптационные возможности воспитанников социозащитных учреждений / Т.В. Уласень // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2020. – Т. 20. – № 1. – С. 13-23.
53. Шварц, А. Терапия комплексного посттравматического стрессового расстройства / А. Шварц; пер. с англ. О.В. Шевчук. – СПб.: Диалектика, 2020. – 176 с.
54. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб, 2018. – 321 с.
55. Janghel, G. Psychological study in the deprived child: basic causes of deprivation and it’s effect / G. Janghel // Indian journal of health and well-being. – 2016. – № 7. – P. 330-333.
56. Horowitz, M. Stress Response Syndromes / M. Horowitz. – NY.: Academic Press, 1986. – 120 p.
57. Kardiner, A. The Traumatic Neuroses of War / A. Kardiner. – NY.: Psychosomatic Medicine, 2012. – 180 p.
58. Mackes, N.K. Early childhood deprivation is associated with alterations in adult brain structure despite subsequent environmental enrichment / N.K. Mackes // Proc Natl Acad Sci USA. – 2020. – № 117 (1). – P. 641-649.
59. Miller, A.B. Deprivation and psychopathology in the Fragile Families Study: A 15-year longitudinal investigation / A.B. Miller // Child Psychol Psychiatry. – 2021. – № 62 (4). – P. 382-391.
60. Suliman, S. Cumulative effect of multiple trauma on symptoms of posttraumatic stress disorder, anxiety, and depression in adolescents / S. Suliman // Compr Psychiatry. – 2009. – P. 121-127.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ