Патохарактерологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (Московский Институт Психоанализа)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБУ ЦССВ «Берег надежды».
Выборка: 62 человека в возрасте от 12-18 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства 7
1.2. Социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей, оставшихся без попечения родителей 31
Выводы по теоретическому исследованию 38
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Организация и проведение эксперимента и анализ его результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
База исследования: ГБУ ЦССВ «Берег надежды».
Выборка: 62 человека в возрасте от 12-18 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства 7
1.2. Социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей 20
1.3. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей, оставшихся без попечения родителей 31
Выводы по теоретическому исследованию 38
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Организация и проведение эксперимента и анализ его результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Рассматриваемая тема на сегодняшний день достаточно актуальна, поскольку с каждым годом растет количество детей, оставшихся без попечения родителей, или детей, попавших по тем или иным причинам в трудную жизненную ситуацию. Сегодня, по статистике, большая часть детей, попавших в учреждения социальной реабилитации, – это подростки 12-15 лет. В большинстве случаев родители этих подростков были лишены родительских прав за неисполнение должным образом своих родительских прав.
Также одной из наиболее частых причин, по которой подростки попадают в трудную жизненную ситуацию, является насилие в семье, алкоголизм и наркомания родителей, реже дети остаются без присмотра по причине каких-либо заболеваний, смерти родителей. В российском законодательстве термин «трудная жизненная ситуация» трактуется как трудная ситуация, в которой оказался человек и которую он не может преодолеть самостоятельно. Речь идет об инвалидности, сиротстве, бедности, жестоком обращении в семье и т. д. Сегодня немало семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Это связано с нехваткой рабочих мест, что приводит к росту безработицы в стране, и, как следствие, многие семьи сталкиваются с бедностью, из которой они не могут выбраться самостоятельно.
В научной психологии существует множество понятий, относящихся к категории сложных жизненных ситуаций: «кризисные», «критические», «напряженные», «особые», «проблемные», «фрустрирующие», собственно «трудные», «чрезвычайные» ситуации. и др. Среди отечественных авторов, изучавших специфику этих ситуаций, выделяются В. А. Ананьев, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, Л. Г. Дикая, М. И. Дьяченко, Д. Н. Исаев, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, И.М. Никольская, Т.М. Титаренко, М. Тышкова, А.В. Фурман, С.А. Шапкин и др. К зарубежным исследователям психологических угрожающих ситуаций и особенностей поведения личности в них относятся Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Хаан, М. Перре, Х. Томе и др.
Следует отметить, что достаточно свободное использование в психологической литературе разнообразной терминологии для обозначения трудных жизненных ситуаций привело к иному определению этой категории ситуаций.
Так, Д. Н. Исаев, используя понятие «кризисные ситуации», определяет их как ситуации повышенного риска, создающие условия для возникновения дезадаптационных реакций (определенных кризисных состояний).
А. Н. Фоминова, также употребляющая этот термин, понимает под этими ситуациями функционирование личности на таком пределе ее адаптационных возможностей, который влечет за собой все более полную утрату субъектности личности.
Л. И. Анциферова отметила, что представленные определения трудных жизненных ситуаций не учитывают определенную ценность, которая в критических ситуациях может быть утрачена человеком, что лишь делает ситуацию критической.
А. И. Лактионова определяла трудные жизненные ситуации как ситуации несоответствия стремлений, ценностей, целей и возможностей их реализации или качеств личности.
Критические ситуации, по мнению Ф. Е. Василюка, - это ситуации невозможности «осознать внутренние потребности своей жизни», которые ставят человека перед необходимостью их переживания в смысле совладания с ними, их психологического преодоления.
Несмотря на приведенные выше различия в определении категории рассматриваемых ситуаций, в теоретических исследованиях можно увидеть выделение некоторых общих характеристик этих ситуаций: психическое напряжение, затрудняющее управление поведением и снижающее эффективность решения жизненных задач; наличие значительных личных переживаний как особой внутренней работы по преодолению кризиса тех или иных событий; изменения самооценки и мотивации; проявленная потребность в мотивационной корректировке и внешней психологической поддержке личности.
Объектом исследования являются патохарактерологические особенности личности подростков.
Предметом исследования являются патохарактерологические личностные особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целью исследования является выявление патохарактерологических особенностей у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства;
2. Выявить социально-психологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3. Охарактеризовать особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. Провести экспериментальное исследование на проявление посттравматического стрессового расстройства у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
5. Разработать программу психологической реабилитации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что подростки мужского пола, находящиеся в трудной жизненной ситуации подвержены повышенному риску развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) по сравнению с подростками женского пола,находящимися в трудной жизненной ситуации .
В качестве теоретико-методологической базы данной работы послужили научные взгляды на посттравматическое стрессовое расстройство таких его исследователей, как Н.В. Тарабрина; Ю.А. Александровский ,В.М. Волошин, А.Г Абусева, М.А. Падун, Н.А.Волчек, а также зарубежных авторов G.Janghel, S.Suliman. Многие авторы обращают внимание на негативное воздействие отсутствие должной опеки над детьми , что приводит как к физическим , так и к психологическим трудностям здоровья. Эти последствия могут напрямую повлиять на развитие постравматического стрессового расстройства.
Методы исследования:
− теоретический анализ психологической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;
− диагностические методы (индивидуальная беседа, тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией).
Методики исследования:
1. Карта наблюдений Д. Стотта.
2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко.
3. Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).
4. Опросник диагностики агрессии Басса-Перри.
5. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
Характеристика выборки исследования. В эксперименте приняли участие респонденты 62 человека в возрасте от 12-18 лет.
Эмпирическая база исследования. ГБУ ЦССВ «Берег надежды»..
Практическая значимость работы. Результаты нашего исследования помогут представить более своевременную и точную диагностику ПТСР у детей, а также могут быть использованы в дальнейшей разработке диагностических критериев ПТСР у детей.
Также одной из наиболее частых причин, по которой подростки попадают в трудную жизненную ситуацию, является насилие в семье, алкоголизм и наркомания родителей, реже дети остаются без присмотра по причине каких-либо заболеваний, смерти родителей. В российском законодательстве термин «трудная жизненная ситуация» трактуется как трудная ситуация, в которой оказался человек и которую он не может преодолеть самостоятельно. Речь идет об инвалидности, сиротстве, бедности, жестоком обращении в семье и т. д. Сегодня немало семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Это связано с нехваткой рабочих мест, что приводит к росту безработицы в стране, и, как следствие, многие семьи сталкиваются с бедностью, из которой они не могут выбраться самостоятельно.
В научной психологии существует множество понятий, относящихся к категории сложных жизненных ситуаций: «кризисные», «критические», «напряженные», «особые», «проблемные», «фрустрирующие», собственно «трудные», «чрезвычайные» ситуации. и др. Среди отечественных авторов, изучавших специфику этих ситуаций, выделяются В. А. Ананьев, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, Л. Г. Дикая, М. И. Дьяченко, Д. Н. Исаев, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, И.М. Никольская, Т.М. Титаренко, М. Тышкова, А.В. Фурман, С.А. Шапкин и др. К зарубежным исследователям психологических угрожающих ситуаций и особенностей поведения личности в них относятся Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Хаан, М. Перре, Х. Томе и др.
Следует отметить, что достаточно свободное использование в психологической литературе разнообразной терминологии для обозначения трудных жизненных ситуаций привело к иному определению этой категории ситуаций.
Так, Д. Н. Исаев, используя понятие «кризисные ситуации», определяет их как ситуации повышенного риска, создающие условия для возникновения дезадаптационных реакций (определенных кризисных состояний).
А. Н. Фоминова, также употребляющая этот термин, понимает под этими ситуациями функционирование личности на таком пределе ее адаптационных возможностей, который влечет за собой все более полную утрату субъектности личности.
Л. И. Анциферова отметила, что представленные определения трудных жизненных ситуаций не учитывают определенную ценность, которая в критических ситуациях может быть утрачена человеком, что лишь делает ситуацию критической.
А. И. Лактионова определяла трудные жизненные ситуации как ситуации несоответствия стремлений, ценностей, целей и возможностей их реализации или качеств личности.
Критические ситуации, по мнению Ф. Е. Василюка, - это ситуации невозможности «осознать внутренние потребности своей жизни», которые ставят человека перед необходимостью их переживания в смысле совладания с ними, их психологического преодоления.
Несмотря на приведенные выше различия в определении категории рассматриваемых ситуаций, в теоретических исследованиях можно увидеть выделение некоторых общих характеристик этих ситуаций: психическое напряжение, затрудняющее управление поведением и снижающее эффективность решения жизненных задач; наличие значительных личных переживаний как особой внутренней работы по преодолению кризиса тех или иных событий; изменения самооценки и мотивации; проявленная потребность в мотивационной корректировке и внешней психологической поддержке личности.
Объектом исследования являются патохарактерологические особенности личности подростков.
Предметом исследования являются патохарактерологические личностные особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целью исследования является выявление патохарактерологических особенностей у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства;
2. Выявить социально-психологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3. Охарактеризовать особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. Провести экспериментальное исследование на проявление посттравматического стрессового расстройства у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
5. Разработать программу психологической реабилитации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что подростки мужского пола, находящиеся в трудной жизненной ситуации подвержены повышенному риску развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) по сравнению с подростками женского пола,находящимися в трудной жизненной ситуации .
В качестве теоретико-методологической базы данной работы послужили научные взгляды на посттравматическое стрессовое расстройство таких его исследователей, как Н.В. Тарабрина; Ю.А. Александровский ,В.М. Волошин, А.Г Абусева, М.А. Падун, Н.А.Волчек, а также зарубежных авторов G.Janghel, S.Suliman. Многие авторы обращают внимание на негативное воздействие отсутствие должной опеки над детьми , что приводит как к физическим , так и к психологическим трудностям здоровья. Эти последствия могут напрямую повлиять на развитие постравматического стрессового расстройства.
Методы исследования:
− теоретический анализ психологической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;
− диагностические методы (индивидуальная беседа, тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией).
Методики исследования:
1. Карта наблюдений Д. Стотта.
2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко.
3. Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).
4. Опросник диагностики агрессии Басса-Перри.
5. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
Характеристика выборки исследования. В эксперименте приняли участие респонденты 62 человека в возрасте от 12-18 лет.
Эмпирическая база исследования. ГБУ ЦССВ «Берег надежды»..
Практическая значимость работы. Результаты нашего исследования помогут представить более своевременную и точную диагностику ПТСР у детей, а также могут быть использованы в дальнейшей разработке диагностических критериев ПТСР у детей.
В заключение исследования, проведенного в ГБУ ЦССВ «Берег надежды», можно отметить значимость полученных результатов для понимания характера и личностных особенностей подростков в возрасте от 12 до 18 лет. В ходе эксперимента, основанного на использовании различных методик, включая карту наблюдений Д. Стотта, Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, методику склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел, тест Басса-Дарки для определения уровня и формы агрессии, а также методику диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, были выявлены ключевые аспекты психологического состояния участников исследования.
Проведенное исследование среди 62 подростков (31 девочка, 31 мальчик) в возрасте 12-18 лет, используя различные психологические методики, выявило общие тенденции в эмоциональном и психологическом состоянии обеих групп. У девочек наблюдаются менее выраженные симптомы недоверия, легкие формы депрессии и тревожности, включая враждебность. У мальчиков выражена депрессия, тревожность, враждебность, неугомонность. Обе группы испытывают эмоциональное напряжение, невротические симптомы и неблагоприятные условия среды. Важно отметить разнообразие психологических типов, выявленных с использованием Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) А.Е. Личко.
Подробный анализ психологических аспектов с использованием методики склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел) выявил определенные тенденции в поведении и агрессивности обеих групп. В контексте диагностики агрессии Басса-Перри установлено, что мальчики проявляют более высокий уровень физической агрессии и общего показателя по сравнению с девочками. Несмотря на различия, обе группы демонстрируют повышенные уровни гнева и враждебности, подчеркивая важность внимания к эмоциональному регулированию и социальным навыкам.
Исследование тревожности с использованием Шкалы тревоги Спилбергера-Ханина показало, что оба пола проявляют тревожность на разных уровнях. У девочек высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, в то время как у мальчиков более выраженная ситуативная тревожность. Общая тревожность у мальчиков оказалась немного выше.
Все вышеперечисленные данные обосновывают необходимость индивидуализированного подхода к помощи каждому ребенку, учитывая их уникальные эмоциональные и психологические особенности.
На основе этих данных были сформированы рекомендации для психологической реабилитации подростков,находящихся в трудной жизненной ситуации, они направлены на преодоление травм, связанных с потерей семьи, с акцентом на адаптацию к новой ситуации и обеспечении психологического благополучия. Важные элементы включают индивидуальные и групповые психотерапевтические сессии, способствующие выражению эмоций и развитию социальных навыков. Формирование поддерживающей среды через приемные семьи или специальные учреждения играет ключевую роль в обеспечении заботы и стабильности. Также акцентируются на социализации через развитие социальных навыков и участие в мероприятиях. Для успешной реабилитации обеспечивается доступ к образованию и профессиональным навыкам, создавая перспективы для самостоятельной жизни.
Проведенное исследование среди 62 подростков (31 девочка, 31 мальчик) в возрасте 12-18 лет, используя различные психологические методики, выявило общие тенденции в эмоциональном и психологическом состоянии обеих групп. У девочек наблюдаются менее выраженные симптомы недоверия, легкие формы депрессии и тревожности, включая враждебность. У мальчиков выражена депрессия, тревожность, враждебность, неугомонность. Обе группы испытывают эмоциональное напряжение, невротические симптомы и неблагоприятные условия среды. Важно отметить разнообразие психологических типов, выявленных с использованием Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) А.Е. Личко.
Подробный анализ психологических аспектов с использованием методики склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел) выявил определенные тенденции в поведении и агрессивности обеих групп. В контексте диагностики агрессии Басса-Перри установлено, что мальчики проявляют более высокий уровень физической агрессии и общего показателя по сравнению с девочками. Несмотря на различия, обе группы демонстрируют повышенные уровни гнева и враждебности, подчеркивая важность внимания к эмоциональному регулированию и социальным навыкам.
Исследование тревожности с использованием Шкалы тревоги Спилбергера-Ханина показало, что оба пола проявляют тревожность на разных уровнях. У девочек высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, в то время как у мальчиков более выраженная ситуативная тревожность. Общая тревожность у мальчиков оказалась немного выше.
Все вышеперечисленные данные обосновывают необходимость индивидуализированного подхода к помощи каждому ребенку, учитывая их уникальные эмоциональные и психологические особенности.
На основе этих данных были сформированы рекомендации для психологической реабилитации подростков,находящихся в трудной жизненной ситуации, они направлены на преодоление травм, связанных с потерей семьи, с акцентом на адаптацию к новой ситуации и обеспечении психологического благополучия. Важные элементы включают индивидуальные и групповые психотерапевтические сессии, способствующие выражению эмоций и развитию социальных навыков. Формирование поддерживающей среды через приемные семьи или специальные учреждения играет ключевую роль в обеспечении заботы и стабильности. Также акцентируются на социализации через развитие социальных навыков и участие в мероприятиях. Для успешной реабилитации обеспечивается доступ к образованию и профессиональным навыкам, создавая перспективы для самостоятельной жизни.



