Введение
Глава 1. Социальная история зарождения и возрастания тренда этичного потребления
1.1. Зарождение и развитие представления о феномене культуры потребления
1.2 Зарождение феномена этичного потребления, как части культуры потребления…
Глава 2. Этичное потребление в России и Китае
Глава 2.1 Этичное потребление в Китае
2.2 Этичное потребление в России
2.3 Эмпирическое исследование этичного потребления в России и Китае…………..56
Заключение…
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Программа исследования
Приложение 2.Транскрипт экспертного интервью
В современном мире обсуждение глобальных экологических проблем, и необходимость изменения подходов в сторону бережного отношения человечества к окружающей среде являются важными вопросами для всего мирового сообщества, они становятся приоритетными темами повесток дня на различных политических уровнях. Такие вопросы становятся поводами для создания добровольных групп активистов, различных общественных организаций, инициативных групп среди населения.
Это обусловлено тем, что назревшая в середине двадцатого столетия угроза глобального экологического кризиса, показала мировому сообществу свою всеобщую опасность, как для дальнейшего развития государств, так и для благополучия человечества в своей долгосрочной перспективе. Данный кризис в большой степени затронул экологическое положение сообществ, проживающих в условиях относительно высокой плотности населения на территориях, характеризующихся богатым биоразнообразием. И вместе с тем, отличающихся высоким уровнем технологического прогресса в обществе и высоким, относительно других стран, уровнем жизни. В качестве такого примера можно выделить население Европы, где в 1960-х годах прошлого века очень остро встал вопрос загрязнения окружающей среды, находящимися там производствами.
Ухудшение экологической обстановки дало понять населению развитых стран, что игнорирование данной проблемы существенно ухудшит качество жизни каждого человека, а так же останется вредоносным наследием для последующих поколений и сократит биоразнообразие окружающей среды, в которой им предстоит жить.
В это время под действием кризиса, качественные изменения в общественном самосознании сообществ развитых стран влияют на трансформацию в отношении к предмету экологии происходит интересное явление, когда экология приобрела свои новые междисциплинарные подходы и стала предметом научных интересов представителей новых научных дисциплин, до этого не ставивших данную область в столь приоритетное направление для своего изучения. Если до этого экология составляла основной научный интерес учёных экологов, биологов, химиков, представителей медицины, то под влиянием кризиса к ним присоединились экономисты, политологи, антропологи и, конечно, специалисты социологи.
Специалисты обратили внимание на то, что главным фактором ухудшения экологии является высокий уровень вовлеченности общества в процесс потребления, который для своей реализации требует добычу и доставку ресурсов производства, последствия использования логистики, непосредственный процесс производства товаров и услуг, сопровождающийся уроном для окружающей среды.
Многочисленные производства, работающие на высоком уровне своих мощностей, а также последствия работы всех видов транспорта, осуществляющих вспомогательную функцию для работы производств с целью доставки сырья на производства и доставки готового продукта потребителям. Всё это осуществлялось и продолжает быть актуальным на сегодняшний день в стремлении удовлетворить непрерывно и стремительно возрастающие потребительские потребности.
В то же время, специалисты изучавшие проблему ухудшения экологии дали прогноз, что при сохранении и наращивании объемов потребления, без существенных изменений в подходах к процессу производства и потребления, экосистема мира станет непригодной для жизни человека меньше, чем через 100 лет.
Вслед за экологическим кризисом, с существенным развитием средств масс медиа, а также рекламной отрасли, в стремлении производителей товаров и услуг получить наиболее возможное количество прибыли, используя при этом все доступные им информационные способы привлечения потребителей возникает неблагоприятная ситуация чрезмерного загрязнения информационной среды. Это привело к тому, что потребители явились неподготовленными к новым рекламным подходам. Что в свою очередь повлекло за собой различные негативные явления в обществе, как принятие в качестве нормы нездоровых стандартов красоты и стремление им следовать, это внесло свой вклад в негативное влияние на здоровье потребителей, а также сказывалось на их психологическом состоянии. Также отмечалось информационное влияние на формирование культуры избыточного потребления, которое является причиной негативных последствий для окружающей среды.
Под воздействием всего вышесказанного в Европе зарождается такой вид культуры потребления, как этичное потребление, который характеризуется принципиально новыми подходами к производству, упаковке, доставке, потреблению, и утилизации. А так же, меняет подход к рекламе и информационному сопровождению производства и распределения товаров и услуг.
Осознав возможные опасности и риски в случае, если не будут предприняты своевременные и достаточные меры, мировое сообщество поставило во главу угла обсуждение проблемы надвигающейся экологической катастрофы. Перед человечеством возникла необходимость создания долгосрочных программ развития, которые стали бы включать в себя меры по стабильному увеличению уровня человеческого развития, и вместе с тем, исправляли экологическое состояние планеты. Так была создана Концепция устойчивого развития ООН. И в 2000 году саммитом ООН были приняты цели тысячелетия Концепции устойчивого развития. Программа 2015-2030 гг. включает в себя 17 целей развития, где целью №12 является: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства «Устойчивое потребление и производство направлено на то, чтобы «делать больше и лучше меньшими средствами», наращивая чистую выгоду от экономической деятельности для поддержания уровня благополучия за счет сокращения объема использования ресурсов, уменьшения деградации и загрязнения в течение всего жизненного цикла при одновременном повышении качества жизни.» К этой цели непосредственно относится развитие практик этичного потребления среди стран участников ООН, к которым относятся Россия и Китай.
Так как идеи этичного потребления являются относительно новыми, то отмечается малоизученность данного феномена в обществе.
Тему этичного потребления в своих работах рассматривают следующие авторы: Шабанова М.А., Петров А.В., Ромашкина Г.Ф., Давыденко В.А., Насырова Р.М., Ильин В.И., Томпсон Э.П., Видерхольд М., Мартинес Л.Ф., Фуркад М., Вустер Р., Докинз Дж., Зелизер В. и др.
Культуру потребления в своих работах рассматривали: Рощина Я.М., Петров А.В., Ильин В.И., Иванов П.А., Глухова Т.И., Вебер М., Веблен Т., Хоркхаймер М., Адорно Т., Маркузе Г., Рисмен Д., Бодрийяр Ж., Бурдье П. и др.
Поскольку отсутствуют работы на тему данной диссертации, можно сделать вывод, что социологический анализ этичного потребления в России и Китае является актуальным.
Объект исследования: участники потребительских практик России и Китая.
Предмет исследования: практики этичного потребления в России и Китае.
Цель исследования: Рассмотреть существующие социальные практики этичного потребления в российском и китайском обществе. Провести социологический анализ этичного потребления в России и Китае.
Задачи исследования:
1. Изучить историю появления феномена этичного потребления, как части культуры потребления.
2. Рассмотреть виды потребления и их функции. Определить особенности практик этичного потребления, выделяющие его из других практик потребления, какие функции оно выполняет и определить факторы влияющие на совершение потребителями выбора следования данным практикам.
3. Провести социологическое исследование этичного потребления в России и Китае.
4. На основании результатов исследования подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы.
Методы исследования: При выполнении задач исследования был произведен анализ литературы Шабановой М.А., Ромашкиной Г.Ф., Давыденко В.А., Веблена Т. и т.д., была подробно рассмотрена теория демонстративного и идейного потребления. Для социологического анализа использовался метод анализа документов, а также метод экспертного интервью с представителями торговых компаний, осуществляющих реализацию продукции категории эко-френдли.
Работа включает в себя 3 главы. В первой главе описывается история возникновения потребительских практик, перечислены и рассмотрены виды и функции потребления.
Во второй главе изучается феномен и особенности практик этичного потребления в России и Китае и проводится социологический анализ такого вида потребления в этих двух странах.
В заключении представлены результаты эмпирического исследования и сформулированы выводы по данным результатам исследования.
Основные результаты исследования:
1. В итоге анализа истории изучения видов потребления выявлены основные подходы рассмотрения видов потребления, такие как: экономический, социологический, культурологический. Рассмотрены классические теории “социальной обусловленности” процесса потребления экономической социологии двадцатого века. Противопоставлены потребители, как виды Нomo economicus и Homo sociologicus.
2. Рассмотрены и раскрыты понятия разных типов потребления, таких как: базовый тип потребления, функциональный тип, демонстративный тип, символический тип потребления, идейный тип потребления и потребление эмоций.
3. Показаны негативные эффекты от процесса перепотребления основывающегося на стремлении удовлетворения безграничных потребностей классической экономической теории, и приведены преимущества перехода общества к виду этичного потребления через устойчивое формирование практик данного вида потребления и его распространение в обществе.
4. Перечислены практики этичного потребления и показаны факторы, под воздействием которых происходит мотивация выбора в сторону данных практик. Изучены особенности практик отличающие данный вид потребления от других.
5. Изучены результаты исследования, посвященные теме этичного потребления.
6. Проведены интервью с экспертами, проанализированы результаты интервью с экспертами и сделаны выводы по результатам анализа интервью с экспертами.
В данной работе было проведено исследование феномена этичного потребления в России и Китае. Были рассмотрены подходы к изучению потребления с точки зрения социологии и экономической теории.
Также, в рамках данной работы были рассмотрены различные типы потребления и потребительские практики.
Целью исследования было проведение социологического анализа этичного потребления в России и Китае, с помощью проведения анализа результатов предшествующих исследований в данной области, проводимых учеными в России и Китае, а также проведение формализованного экспертного интервью с экспертами в области торговли товарами, в том числе и категории этичного потребления в России и Китае.
Результатом проведённого исследования являются следующие теоретические и практические выводы:
1. Экологический кризис середины прошлого столетия, случившийся по причине перепроизводства и перепотребления, привел ряд обществ к пониманию того, что необходимо изменять свое привычные паттерны поведения и изменять привычные потребительские практики. В среде наиболее развитых на тот период стран, где большая часть членов общества могла позволить себе реализовывать практики потребления не только базового типа, зародились идеи бережного и ответственного отношения к окружающей среде и появились практики этичного потребления, как одного из видов идейного потребления. Таким образом, сначала в развитых странах Европы и Северной Америки, а затем и в других странах распространился тренд этичного потребления, в 1989 году термин, обозначающий данный вид потребления был закреплён одноименным английским журналом, посвященным тематике идей такого потребления. А в 2000-м году, на саммите ООН была принята концепция устойчивого развития, где одной из целей была цель устойчивого производства и потребления. Эта концепция официально одобрила и закрепила для программы ООН принципы этичного потребления.
2. В первой главе были рассмотрены различные теоретические аспекты этичного потребления с точки зрения экономики и социологии. Было выяснено, что с точки зрения различных экономических теорий потребления индивид стремится максимизировать полезность и минимизировать издержки, принимая решения в вопросах потребления. С точки зрения теорий экономической социологии решения индивида о потреблении рассматриваются как сложный процесс, осуществляющийся под множеством факторов. То есть, в сравнении с экономической социологией экономическая теория упрощает модель своего потребителя, не учитывая множество влияющих на принятие решения, но неэкономических факторов.
3. Далее был рассмотрен феномен этичного потребления в России и Китае. Было выяснено, что в виду схожей политической идеологии в прошлом веке у основного числа потребителей России и Китая не существовало перепотребления, а также из-за плановой государственной экономики, когда государство решало что нужно производить и в каком количестве, не было должных условий для развития различных практик идейного потребления, в том числе и этичного потребления.
4. В ходе анализа результатов исследований, было выяснено, что в 2000-х годах в Китае появился тренд перепотребления, который, в настоящий момент государство пытается взять в Китае под контроль. Также, в 2000-х годах в России и Китае стали формироваться практики этичного потребления. И на сегодняшний момент в результате исследований было выяснено, что больший интерес в России и Китае к практикам этичного потребления проявляют женщины. Практики этичного потребления более распространены среди жителей городов и потребители готовы переплачивать за товары категории этичного потребления.
5. Были также подтверждены выдвинутые в программе исследования гипотезы:
1. описательная: В среде российских и китайских потребителей существуют практики этичного потребления.
Поскольку это подтверждают результаты предыдущих исследований и результаты проведённого в рамках этого исследования интервью с экспертами.
2. о связи признаков: Среди потребителей, практикующих этичное потребление в России и Китае, преобладают жители городов.
Это также подтверждают проведённые исследования в России и Китае, а также опрос экспертов.
3. описательная: Этичные потребители России и Китая готовы переплачивать за товары категории этичного потребления.
Эта гипотеза была подтверждена проведенными исследованиями и результатом интервью с экспертами.
4. объяснительная: Тематические сообщества в сети интернет культивируют практики этичного потребления в среди российских и китайских потребителей.
Данная гипотеза также была подтверждена в результате интервью с экспертами.
1. Концепция устойчивого развития ООН. Цель № 12: Ответственное производство и потребление. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ООН на русском языке URL https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-consumption-production/ (дата обращения: 1.03.2020)
2. Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. — 4-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 224 с. — (Библиотека малых словарей «ИНФРА-М»). [Электронный ресурс]: https://proxy.library.spbu.ru:7813/read?id=336413 (дата обращения: 1.03. 2020)
3. Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 805c.
4. Веблен T. Теория праздного класса : The theory of the leisure class. An economic study of institutions / пер. сангл., вступ. ст. и примеч. С. Г. Сорокиной ; общ. ред. В. В. Мотылева. — Изд. 4-е. — М. : ЛИБРОКОМ, 2011. — 365 c.
5. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - М.: Библион-Русская книга, 2003. — 272 с.
6. Маркс К., К критике политической экономии, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, — 771 c.
7. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег, Litres, 2018. — 955 с.
8. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни / пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой. М.: Университетская книга. — 576 c.
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. – 269 с.
10. Лебон Г. Психология народов и масс / Пер. с фр. СПб.: Макет — 329 c.
11. Зеленый драйвер. Код к экологичной жизни в городе; Р. Саблин; 2013. — 318 с.
12. Гельбрас В. Г. 30 лет реформ открытости КНР // Общественные науки и современность. — 2009. — № 3. — С. 109—117
13. Линь Хуоцань, Фэн Циюй, Яо Цзинь, Сюн Ли Известия. Семь элементов экономики Китая. [Электронный ресурс], URL:https://iz.ru/787546/lin-khuotcan-fen-tciiui-iao-tczin-siun-li/sem-elementov-ekonomiki-kitaia (дата обращения: 05.03.2020)
14. Шабанова М. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития. // Вопросы экономики. 2015. №5. С. 78-102.
15.1tv; В Китае ввели новые правила по сбору мусора [Интернет-ресурс], URL:https://www.1tv.ru/news/2019-07-15/368630-v_kitae_vveli_novye_pravila_po_sboru_musora (дата обращения: 04.03.2020)
16. Duesenberry J.S. Income, Saving and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge: Harvard University Press, 1962. — 123Р.
17. Smelser N.J., The Sociology of Economic Life. Quid Pro Books, 2013. — 177 Р.
18. Modigliani F, The Collected Papers of Franco Modigliani: Savings, Deficits, Inflation, and Financial Theory (Volume 5), The MIT Press 1989, 490 р.
20. Friedman М. A Theory of the Consumption Function, Princeton: Princeton University Press, 1957, 258 p.
21. Ethical Consumer Magazine [Интернет-ресурс], URL: https://www.ethicalconsumer.org/about-us , (дата обращения: 01.03.2020)
22. Klein N. No Logo: Taking Aim at the Brand Bullies/ Picador, 1999 - 490 р.
23. Fairtrade Labelling Organizations International, Ethical Consumerism A Guide for Trade Unions [Интернет-ресурс], URL: https://www.ictu.ie/download/pdf/ethical_consumer_guide_ictu.pdf (режим доступа 04.03.2020)
24. McMurthry J. Unequal Freedoms: The Global Market as an Ethical System. — Kumarian Press, 1998. — 416 p.
25. The Economic Journal, Volume 110, Issue 460, January 2000, 136–158 p.
26. McKinsey, Greater China’s Apparel, Fashion and Luxury Group, China Luxury Report 2019, How young Chinese consumers are reshaping global luxury, 2019, - pp. 6-10.
27. Atsom, Y., Ding, J., Dixit, V., St Maurice, I., & Suessmuth-Dycherhoff, C., (2009). “The Coming of Age,
China’s New Class of Wealthy Consumers” McKinsey & Company Article, 2009, - рр. 8-10.
28. Farrell D, Gersch U, and Stephenson E., McKinsey Quarterly, The value of China’s emerging middle class, 2006, - pp. 4-8.
29. WWF China, Market Transformation Initiative[R], 2012, - рр. 7-11.
30. UNEP, Nairobi, Element of Policies for Sustainable Consumption, 1994
31. China Economic Statistics, China Statistics Bureau:2015 GDP Per capita is RMB49229 [Internet source], URL:http://data.stats.gov.cn/english/index.htm (accessed: 04.03.2020)
32. Alibaba Research Institute, Report on China's Green Consumer. 2016, [Internet source], URL: http://www.alijijinhui.org/Uploads/file/20171012/59deed9c7d00b.pdf (accessed 05.03.2020)
33. Starr M. A. 2009. The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Socio-Economics, Vol. 38, No. 6, pp. 916 — 925.
34. Shabanova, M.A. 2017. Socially Responsible Consumption in Russia: Factors and Development Potential of Market-oriented and Non-market Practices. Social Sciences. 2017. Vol. 48. No. 3. P. 17-36.
35. Davydenko, V.A., Romashkina, G.F., Nasyrova, R.M. 2017. Models of Russian consumer behaviour: retail under crisis pressure. Ekonomska misao i praksa. 2017. No. 2. P. 697-714.;
36. Wiederhold, M., Martinez, L.F. 2018. Ethical consumer behaviour in Germany: The attitude behaviour gap in the green apparel industry. International Journal of Consumer Studies. 2018. Vol. 42. No. 4. P. 419-
429.;
37. Feicka, L., Gierlb, H. 1996. Skepticism about advertising: A comparison of East and West German consumers. International Journal of Research in Marketing. Vol. 13, No. 3, P. 227-235
38. 国务院办公厅关于转发国家发展改革委住房城乡建设部生活垃圾分类制度实施方案的通知, 生活垃圾分类制度实施方案, 2017 URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-03/30/content_5182124.htm (дата обращения 10.03.2020)