ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС В АРКТИКЕ
|
Введение
Глава 1. Система современного международного сотрудничества в Арктике: общая характеристика
1.1. Основные этапы становления арктического партнёрства и институциональные основы 1.2.Неарктические страны и их интересы в Арктике
Глава 2. Анализ интересов стран БРИКС в рамках арктического сотрудничества
2.1 Интересы Бразилии в Арктике
2.2 Приоритеты России в Арктике
2.3. Перспективы Индии в Арктике
2.4. Политика Китая на территории Арктики
Глава 3. БРИКС как новый участник арктического сотрудничества
3.1. Охрана окружающей среды
3.2. Охрана водных ресурсов
3.3. Сфера науки, технологий и инноваций
3.4. Энергетическая отрасль
3.5. Экономическое развитие
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Глава 1. Система современного международного сотрудничества в Арктике: общая характеристика
1.1. Основные этапы становления арктического партнёрства и институциональные основы 1.2.Неарктические страны и их интересы в Арктике
Глава 2. Анализ интересов стран БРИКС в рамках арктического сотрудничества
2.1 Интересы Бразилии в Арктике
2.2 Приоритеты России в Арктике
2.3. Перспективы Индии в Арктике
2.4. Политика Китая на территории Арктики
Глава 3. БРИКС как новый участник арктического сотрудничества
3.1. Охрана окружающей среды
3.2. Охрана водных ресурсов
3.3. Сфера науки, технологий и инноваций
3.4. Энергетическая отрасль
3.5. Экономическое развитие
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Сегодня вокруг Арктики формируется небывалый на протяжении долгого времени международный интерес. Это обусловлено изменениями глобального климата, а также богатым потенциалом природных ресурсов в регионе. Сегодня мир сталкивается с новыми политическими и экономическими вызовами, благодаря которым как различные международные организации, так и отдельные страны начинают осуществлять внешнеполитическую деятельность далеко за рамками своего местоположения.
Актуальность темы данного исследования обусловлена несколькими факторами:
Во - первых, формат БРИКС играет значимую роль в современных международных отношениях. Все государства – члены объединения являются региональными державами, обладающими весомым потенциалом для образования ведущей мировой ассоциации. С каждым годом страны БРИКС расширяют базу для сотрудничества, затрагивая актуальные вопросы и выдвигая новые проекты. Участники формата дополняют друг друга научными, технологическими, инновационными, энергетическими, финансовыми ресурсами, что способствует росту взаимной выгоды для государств БРИКС, соответственно, данный формат имеет все шансы на продолжительное и перспективное сотрудничество.
Во - вторых, Арктика сегодня представляет из себя востребованный регион, где сосредоточены интересы как арктических стран, так и неарктических. Данная территория является перспективным пространством для реализации ведущих нефтегазовых, научно – исследовательских, экономических программ, а также для добычи природных ресурсов и совместного противостояния новым вызовам (климатические изменения, загрязнения арктических вод и т.д.).
В – третьих, сегодня наблюдается растущий интерес к Арктике со стороны неарктических стран, среди которых и государства – члены БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР). Некоторые из них уже сделали значительные шаги к закреплению своих позиций в регионе, что и стоит проанализировать.
Научная новизна работы состоит в том, что проблема межгосударственного партнёрства на арктической территории в формате БРИКС не исследована широко, так как на данном этапе страны БРИКС не участвуют напрямую в арктическом сотрудничестве.
Цель исследования заключается в выявлении наиболее перспективных направлений партнёрства стран БРИКС в Арктическом регионе.
Соответственно, нами поставлены следующие задачи:
1) Рассмотрение современных этапов формирования международного сотрудничества в Арктике;
2) Анализ интересов стран БРИКС в арктическом регионе;
3) Выявление перспективных направлений деятельности в Арктике для государств БРИКС на национальном уровне;
4) Рассмотрение организации БРИКС как нового участника арктического партнёрства;
5) Определение перспектив партнёрства государств-членов альянса в контексте российских интересов на арктическом шельфе.
Методами исследования являются:
1) Историко-сравнительный метод, на основании которого был проведён анализ значимых для работы БРИКС документов (Московская декларация-28 октября 2015 г., Форталезская декларация – 15 июля 2014 г.,Декларация Гоа-16 октября 2016 г. и др.)
2) Институциональный метод, характеризующий сотрудничество стран БРИКС в Арктике.
3) Системный метод, позволивший рассмотреть деятельность каждого государства-члена БРИКС как внутри самой организации, так и за её пределами.
4) Прогностический метод, выявляющий перспективы деятельности каждой страны-участницы БРИКС.
Объектом работы выступают непосредственно страны БРИКС, а предметом-участие этих государств в контексте арктического сотрудничества.
Источниковую базу исследования составили следующие группы документов:
1) Декларативные документы стран БРИКС: Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС в китайском городе Санья (14 апреля 2011 г.), Делийская декларация (29 марта 2012 г.), Декларация министров торговли БРИКС (19 апреля 2012 г.), Этеквинская декларация (27 марта 2013 г.), Форталезская декларация (15 июля 2014 г.), Декларация министров труда и занятости стран БРИКС (26 января 2015 г.), Уфимская декларация (9 июля 2015 г.), Декларация участников форума ведущих СМИ государств-участников БРИКС «Пути создания общего информационного пространства БРИКС» (8 октября 2015 г.), Совместная декларация 5-й встречи министров сельского хозяйства и аграрного развития стран БРИКС (9 октября 2015 г.), Декларация министров промышленности стран БРИКС (20 октября 2015 г.), Московская декларация (28 октября 2015 г.), Декларация Гоа (16 октября 2016 г.). Данные документы являются прямым доказательством того, что сотрудничество в объединении есть. Более того, если обратить внимание на даты, то можно заранее прийти к выводу о возрастающем развитии межгосударственных контактов в рамках БРИКС.
2) Рейтинги научно-исследовательских проектов: The Global Innovation Index (GII), International Energy Agency (IEA) и др. Названные статистики необходимы для получения данных о степени развития государств в определённых сферах, что позволит сделать прогнозы об их перспективах в Арктике.
3) Российские и иностранные новостные пространства: Деловой мир Арктики , РБК , ТАСС , BRICS Business Magazine, PRO-ARCTIC, THE ARCTIC, China Daily, The Diplomat и др., так как полноценное исследование невозможно без последних данных из журналов и новостей.
4) Официальные сайты: Arctic Council, BRICS, МИД РФ и др. Эти сайты необходимы для более детального изучения деятельности государств в составе Арктического совета, БРИКС и других объединений.
Библиографическую базу исследования составили работы российских и зарубежных исследователей.
Прежде всего, мы отметили труды доктора политических наук, профессора кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Конышева В.Н. в соавторстве с Сергуниным А. А. – доктором политических наук, профессором кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: Стратегии иностранных государств в Арктике: общее и особенное, Арктическое направление внешней политики России, Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность и др. В своих работах авторы акцентируют внимание на деятельности региональных организаций и на национальных интересах стран в Арктике, что помогло нам понять цели участия государств в том или ином блоке, в связи с чем эти труды были полезны для всех глав работы.
В ходе написания первой главы мы выделили статью кандидата исторических наук, доцента кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт – Петербургского государственного университета Харлампьевой Н.К.: Арктика – новый регион мира, а также её работы в соавторстве с кандидатом политических наук, доцентом кафедры мировой политики нашего факультета Лагутиной М.Л.: Трансарктическая модель арктического управления в XXI веке, Международное сотрудничество в Арктике: эколого-политический аспект. Вместе с тем мы включили работу ведущего научного работника Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН Лабецкой Е.О.: Транснациональное политическое пространство Арктики (Trans-Arctic): проблемы и перспективы сотрудничества стран БРИКС. Данные статьи отражают систему современного международного арктического сотрудничества и её эволюцию в XXI в.
Для написания второй главы необходимо было рассмотрение работ членов Российской академии наук (РАН): Фундаментальные аспекты рационального освоения ресурсов нефти и газа Арктики и шельфа России: стратегия, перспективы и проблемы (Н.П. Лавёров, В.И. Богоявленский и И.В. Богоявленский), Индия и Арктика: охрана окружающей среды, экономика и политика (Т.Л. Шаумян и В.П. Журавель), Переосмысляя Арктику: динамика российских приоритетов (Мартьянов В.С.) и др. В этих работах содержится детальное рассмотрение деятельности государства в арктическом регионе, что помогало нам рассмотреть перспективные направления стран БРИКС на национальном уровне.
Работы Лагутиной М.Л.: Арктический транзит: перспективы для России, Перспективы участия стран БРИКС в арктическом сотрудничестве и др. были универсальны для всех глав, но особенно полезны для последней, поскольку Лагутина М.Л. является одним из немногих авторов, которые занимаются анализом БРИКС в контексте арктического сотрудничества. Стоит отметить, что немалая часть статей и интервью Лагутиной М.Л. содержится в таких новостных пространствах, как PRO-ARCTIC и THE ARCTIC, откуда мы брали значительную часть информации.
Несмотря на большое число использованной литературы, монографий о странах БРИКС в рамках арктического сотрудничества мало. Поэтому в ходе выявления перспективных направлений партнёрства блока мы ориентировались прежде всего на приоритетные сферы для каждого государства – члена БРИКС и, основываясь на ведущих мировых статистиках и декларациях БРИКС, анализировали, насколько эти области сотрудничества развиты и актуальны.
Актуальность темы данного исследования обусловлена несколькими факторами:
Во - первых, формат БРИКС играет значимую роль в современных международных отношениях. Все государства – члены объединения являются региональными державами, обладающими весомым потенциалом для образования ведущей мировой ассоциации. С каждым годом страны БРИКС расширяют базу для сотрудничества, затрагивая актуальные вопросы и выдвигая новые проекты. Участники формата дополняют друг друга научными, технологическими, инновационными, энергетическими, финансовыми ресурсами, что способствует росту взаимной выгоды для государств БРИКС, соответственно, данный формат имеет все шансы на продолжительное и перспективное сотрудничество.
Во - вторых, Арктика сегодня представляет из себя востребованный регион, где сосредоточены интересы как арктических стран, так и неарктических. Данная территория является перспективным пространством для реализации ведущих нефтегазовых, научно – исследовательских, экономических программ, а также для добычи природных ресурсов и совместного противостояния новым вызовам (климатические изменения, загрязнения арктических вод и т.д.).
В – третьих, сегодня наблюдается растущий интерес к Арктике со стороны неарктических стран, среди которых и государства – члены БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР). Некоторые из них уже сделали значительные шаги к закреплению своих позиций в регионе, что и стоит проанализировать.
Научная новизна работы состоит в том, что проблема межгосударственного партнёрства на арктической территории в формате БРИКС не исследована широко, так как на данном этапе страны БРИКС не участвуют напрямую в арктическом сотрудничестве.
Цель исследования заключается в выявлении наиболее перспективных направлений партнёрства стран БРИКС в Арктическом регионе.
Соответственно, нами поставлены следующие задачи:
1) Рассмотрение современных этапов формирования международного сотрудничества в Арктике;
2) Анализ интересов стран БРИКС в арктическом регионе;
3) Выявление перспективных направлений деятельности в Арктике для государств БРИКС на национальном уровне;
4) Рассмотрение организации БРИКС как нового участника арктического партнёрства;
5) Определение перспектив партнёрства государств-членов альянса в контексте российских интересов на арктическом шельфе.
Методами исследования являются:
1) Историко-сравнительный метод, на основании которого был проведён анализ значимых для работы БРИКС документов (Московская декларация-28 октября 2015 г., Форталезская декларация – 15 июля 2014 г.,Декларация Гоа-16 октября 2016 г. и др.)
2) Институциональный метод, характеризующий сотрудничество стран БРИКС в Арктике.
3) Системный метод, позволивший рассмотреть деятельность каждого государства-члена БРИКС как внутри самой организации, так и за её пределами.
4) Прогностический метод, выявляющий перспективы деятельности каждой страны-участницы БРИКС.
Объектом работы выступают непосредственно страны БРИКС, а предметом-участие этих государств в контексте арктического сотрудничества.
Источниковую базу исследования составили следующие группы документов:
1) Декларативные документы стран БРИКС: Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС в китайском городе Санья (14 апреля 2011 г.), Делийская декларация (29 марта 2012 г.), Декларация министров торговли БРИКС (19 апреля 2012 г.), Этеквинская декларация (27 марта 2013 г.), Форталезская декларация (15 июля 2014 г.), Декларация министров труда и занятости стран БРИКС (26 января 2015 г.), Уфимская декларация (9 июля 2015 г.), Декларация участников форума ведущих СМИ государств-участников БРИКС «Пути создания общего информационного пространства БРИКС» (8 октября 2015 г.), Совместная декларация 5-й встречи министров сельского хозяйства и аграрного развития стран БРИКС (9 октября 2015 г.), Декларация министров промышленности стран БРИКС (20 октября 2015 г.), Московская декларация (28 октября 2015 г.), Декларация Гоа (16 октября 2016 г.). Данные документы являются прямым доказательством того, что сотрудничество в объединении есть. Более того, если обратить внимание на даты, то можно заранее прийти к выводу о возрастающем развитии межгосударственных контактов в рамках БРИКС.
2) Рейтинги научно-исследовательских проектов: The Global Innovation Index (GII), International Energy Agency (IEA) и др. Названные статистики необходимы для получения данных о степени развития государств в определённых сферах, что позволит сделать прогнозы об их перспективах в Арктике.
3) Российские и иностранные новостные пространства: Деловой мир Арктики , РБК , ТАСС , BRICS Business Magazine, PRO-ARCTIC, THE ARCTIC, China Daily, The Diplomat и др., так как полноценное исследование невозможно без последних данных из журналов и новостей.
4) Официальные сайты: Arctic Council, BRICS, МИД РФ и др. Эти сайты необходимы для более детального изучения деятельности государств в составе Арктического совета, БРИКС и других объединений.
Библиографическую базу исследования составили работы российских и зарубежных исследователей.
Прежде всего, мы отметили труды доктора политических наук, профессора кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Конышева В.Н. в соавторстве с Сергуниным А. А. – доктором политических наук, профессором кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: Стратегии иностранных государств в Арктике: общее и особенное, Арктическое направление внешней политики России, Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность и др. В своих работах авторы акцентируют внимание на деятельности региональных организаций и на национальных интересах стран в Арктике, что помогло нам понять цели участия государств в том или ином блоке, в связи с чем эти труды были полезны для всех глав работы.
В ходе написания первой главы мы выделили статью кандидата исторических наук, доцента кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт – Петербургского государственного университета Харлампьевой Н.К.: Арктика – новый регион мира, а также её работы в соавторстве с кандидатом политических наук, доцентом кафедры мировой политики нашего факультета Лагутиной М.Л.: Трансарктическая модель арктического управления в XXI веке, Международное сотрудничество в Арктике: эколого-политический аспект. Вместе с тем мы включили работу ведущего научного работника Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН Лабецкой Е.О.: Транснациональное политическое пространство Арктики (Trans-Arctic): проблемы и перспективы сотрудничества стран БРИКС. Данные статьи отражают систему современного международного арктического сотрудничества и её эволюцию в XXI в.
Для написания второй главы необходимо было рассмотрение работ членов Российской академии наук (РАН): Фундаментальные аспекты рационального освоения ресурсов нефти и газа Арктики и шельфа России: стратегия, перспективы и проблемы (Н.П. Лавёров, В.И. Богоявленский и И.В. Богоявленский), Индия и Арктика: охрана окружающей среды, экономика и политика (Т.Л. Шаумян и В.П. Журавель), Переосмысляя Арктику: динамика российских приоритетов (Мартьянов В.С.) и др. В этих работах содержится детальное рассмотрение деятельности государства в арктическом регионе, что помогало нам рассмотреть перспективные направления стран БРИКС на национальном уровне.
Работы Лагутиной М.Л.: Арктический транзит: перспективы для России, Перспективы участия стран БРИКС в арктическом сотрудничестве и др. были универсальны для всех глав, но особенно полезны для последней, поскольку Лагутина М.Л. является одним из немногих авторов, которые занимаются анализом БРИКС в контексте арктического сотрудничества. Стоит отметить, что немалая часть статей и интервью Лагутиной М.Л. содержится в таких новостных пространствах, как PRO-ARCTIC и THE ARCTIC, откуда мы брали значительную часть информации.
Несмотря на большое число использованной литературы, монографий о странах БРИКС в рамках арктического сотрудничества мало. Поэтому в ходе выявления перспективных направлений партнёрства блока мы ориентировались прежде всего на приоритетные сферы для каждого государства – члена БРИКС и, основываясь на ведущих мировых статистиках и декларациях БРИКС, анализировали, насколько эти области сотрудничества развиты и актуальны.
В результате проделанного исследования мы пришли к следующим выводам:
В ходе анализа современного арктического сотрудничества мы выявили, что международная обстановка в регионе эволюционировала. Иными словами, в связи с качественными системными изменениями на рубеже XX – XXI вв. в Арктике сложилась транснациональная модель управления, включающая в себя: на государственном уровне – арктические страны, региональные организации (АС); на уровне гражданского общества – неправительственные организации (Северный форум); на уровне бизнеса – ТНК (Газпром) и финансовые институты (АБИИ). Таким образом, сформировалась трансарктическая модель управления, где все акторы взаимозависимы, а Арктика представляет из себя мировую экспериментальную платформу для внедрения новой управленческой модели.
Наиболее перспективными направлениями сотрудничества стран БРИКС в Арктике являются охрана окружающей среды и охрана водных ресурсов; наука, технологии и инновации; энергетика; экономическое развитие.
Для выявления названных сфер партнёрства мы рассмотрели систему международного арктического сотрудничества с целью поиска ответа на вопрос о том, есть ли в Арктике место для БРИКС. Очевидно, что есть, так как этот формат является наглядным примером транснациональной модели управления и имеет все шансы на становление сотрудничества в рамках трансарктической модели. Также сегодня всё чаще наблюдается тенденция к появлению в регионе неарктических государств, стремящихся закрепиться в Арктике посредством участия в различных региональных организациях (Арктический совет, СБЕР и др.). В свою очередь, БРИКС является перспективной платформой для продвижения интересов государств – внерегионалов, то есть всех стран формата, за исключением России. Индия и Китай являются наблюдателями АС с 2013 г., в то время как Бразилия претендует на данный статус, что доказывает растущее вовлечение стран – участниц БРИКС в арктическое сотрудничество. Поэтому анализ совместных возможностей государств БРИКС в контексте арктического партнёрства сегодня актуален.
При рассмотрении интересов и деятельности участников БРИКС в Арктике мы выделили приоритетные направления для каждого государства на национальном уровне. Так, перспективными сферами развития в арктическом регионе для Бразилии являются: область охраны окружающей среды и водных ресурсов; сфера науки, технологий и инноваций; энергетическая отрасль; экономическое развитие. Россия отдаёт приоритет продвижению энергетического сектора, области ООС и охраны водных ресурсов, сфере НТИ, сфере перевозок (Северный морской путь и др.), правовому регулированию арктического региона. Индийская сторона видит свои перспективы в развитии энергетического сектора, сферы ООС и охраны водных ресурсов, а также области НТИ и экономического роста. Приоритетными направлениями КНР выступают: энергетика, наземные и морские перевозки, ООС, НТИ.
Отметим, что анализ перспективных направлений сотрудничества ЮАР отсутствует, так как сегодня включение этого государства в арктическое сотрудничество развито слабо. Однако Южно – Африканская Республика участвует в совместных инициативах стран БРИКС на территории Арктики, а значит, тоже имеет шансы на становление важного арктического партнёра.
В результате выявления перспективных направлений арктического сотрудничества государств - членов блока на национальном уровне мы определили общие сферы взаимодействия на наднациональном уровне в рамках БРИКС и рассмотрели их, опираясь на конкретные проекты, планы, стратегии и статистические данные. Становление БРИКС в роли нового участника арктического сотрудничества находится на стадии формирования, так как значительная часть отраслей партнёрства развивается преимущественно на двустороннем уровне (сфера энергетики). Сегодня наиболее удачным направлением арктического сотрудничества в многостороннем формате мы считаем область экономического развития по причине успешного продвижения единой банковской системы БРИКС, несмотря на её недавнее появление (Новый банк развития БРИКС, Пул условных валютных резервов БРИКС).
Насколько перспективным является арктическое сотрудничество в рамках БРИКС для нашей страны? Мы считаем, что данная платформа открывает России большие возможности в продвижении своих интересов на базе Арктического совета, а также в формировании прочной институциональной, экономической, научной, энергетической основы для ликвидации зависимости от наложенных на РФ западных санкций. Если наша страна будет активно продвигать совместные инициативы, развивать энергетические, экономические, научные проекты в рамках БРИКС, то освоение российского арктического шельфа останется масштабным и перспективным внешнеполитическим направлением РФ.
Однако есть и негативный сценарий развития событий в Арктике для России. Амбициозные планы Китая могут изменить расстановку сил на арктической территории не в нашу пользу. С одной стороны, у нас нет другого выбора страны – инвестора, так как ряд проектов с ведущими иностранными компаниями был заморожен в результате антироссийских санкций. С другой стороны, Москве не стоит полагаться преимущественно на энергетический сектор, так как эта сфера особенно подвержена внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. Наша страна должна двигаться по более инновационному пути, а не по направлению постоянного поиска государств для экспорта энергоресурсов. Продвижение в области науки, технологий и инноваций может послужить толчком к появлению новых основ экономического развития и внешнеполитического авторитета России.
В ходе анализа современного арктического сотрудничества мы выявили, что международная обстановка в регионе эволюционировала. Иными словами, в связи с качественными системными изменениями на рубеже XX – XXI вв. в Арктике сложилась транснациональная модель управления, включающая в себя: на государственном уровне – арктические страны, региональные организации (АС); на уровне гражданского общества – неправительственные организации (Северный форум); на уровне бизнеса – ТНК (Газпром) и финансовые институты (АБИИ). Таким образом, сформировалась трансарктическая модель управления, где все акторы взаимозависимы, а Арктика представляет из себя мировую экспериментальную платформу для внедрения новой управленческой модели.
Наиболее перспективными направлениями сотрудничества стран БРИКС в Арктике являются охрана окружающей среды и охрана водных ресурсов; наука, технологии и инновации; энергетика; экономическое развитие.
Для выявления названных сфер партнёрства мы рассмотрели систему международного арктического сотрудничества с целью поиска ответа на вопрос о том, есть ли в Арктике место для БРИКС. Очевидно, что есть, так как этот формат является наглядным примером транснациональной модели управления и имеет все шансы на становление сотрудничества в рамках трансарктической модели. Также сегодня всё чаще наблюдается тенденция к появлению в регионе неарктических государств, стремящихся закрепиться в Арктике посредством участия в различных региональных организациях (Арктический совет, СБЕР и др.). В свою очередь, БРИКС является перспективной платформой для продвижения интересов государств – внерегионалов, то есть всех стран формата, за исключением России. Индия и Китай являются наблюдателями АС с 2013 г., в то время как Бразилия претендует на данный статус, что доказывает растущее вовлечение стран – участниц БРИКС в арктическое сотрудничество. Поэтому анализ совместных возможностей государств БРИКС в контексте арктического партнёрства сегодня актуален.
При рассмотрении интересов и деятельности участников БРИКС в Арктике мы выделили приоритетные направления для каждого государства на национальном уровне. Так, перспективными сферами развития в арктическом регионе для Бразилии являются: область охраны окружающей среды и водных ресурсов; сфера науки, технологий и инноваций; энергетическая отрасль; экономическое развитие. Россия отдаёт приоритет продвижению энергетического сектора, области ООС и охраны водных ресурсов, сфере НТИ, сфере перевозок (Северный морской путь и др.), правовому регулированию арктического региона. Индийская сторона видит свои перспективы в развитии энергетического сектора, сферы ООС и охраны водных ресурсов, а также области НТИ и экономического роста. Приоритетными направлениями КНР выступают: энергетика, наземные и морские перевозки, ООС, НТИ.
Отметим, что анализ перспективных направлений сотрудничества ЮАР отсутствует, так как сегодня включение этого государства в арктическое сотрудничество развито слабо. Однако Южно – Африканская Республика участвует в совместных инициативах стран БРИКС на территории Арктики, а значит, тоже имеет шансы на становление важного арктического партнёра.
В результате выявления перспективных направлений арктического сотрудничества государств - членов блока на национальном уровне мы определили общие сферы взаимодействия на наднациональном уровне в рамках БРИКС и рассмотрели их, опираясь на конкретные проекты, планы, стратегии и статистические данные. Становление БРИКС в роли нового участника арктического сотрудничества находится на стадии формирования, так как значительная часть отраслей партнёрства развивается преимущественно на двустороннем уровне (сфера энергетики). Сегодня наиболее удачным направлением арктического сотрудничества в многостороннем формате мы считаем область экономического развития по причине успешного продвижения единой банковской системы БРИКС, несмотря на её недавнее появление (Новый банк развития БРИКС, Пул условных валютных резервов БРИКС).
Насколько перспективным является арктическое сотрудничество в рамках БРИКС для нашей страны? Мы считаем, что данная платформа открывает России большие возможности в продвижении своих интересов на базе Арктического совета, а также в формировании прочной институциональной, экономической, научной, энергетической основы для ликвидации зависимости от наложенных на РФ западных санкций. Если наша страна будет активно продвигать совместные инициативы, развивать энергетические, экономические, научные проекты в рамках БРИКС, то освоение российского арктического шельфа останется масштабным и перспективным внешнеполитическим направлением РФ.
Однако есть и негативный сценарий развития событий в Арктике для России. Амбициозные планы Китая могут изменить расстановку сил на арктической территории не в нашу пользу. С одной стороны, у нас нет другого выбора страны – инвестора, так как ряд проектов с ведущими иностранными компаниями был заморожен в результате антироссийских санкций. С другой стороны, Москве не стоит полагаться преимущественно на энергетический сектор, так как эта сфера особенно подвержена внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. Наша страна должна двигаться по более инновационному пути, а не по направлению постоянного поиска государств для экспорта энергоресурсов. Продвижение в области науки, технологий и инноваций может послужить толчком к появлению новых основ экономического развития и внешнеполитического авторитета России.
Подобные работы
- Стратегические аспекты международного экономического сотрудничества Индии и стран БРИКС на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2020 - Перспективы сотрудничества стран БРИКС в Антарктике
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Международные культурные связи КНР в рамках БРИКС
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Международные культурные связи КНР в рамках БРИКС
Диссертации (РГБ), международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Российско-китайское научно-техническое сотрудничество в 21 веке: причины развития, результаты (Дальневосточный федеральный университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Приоритеты российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023 - Сибирский регион в контексте отношений России со странами АТР
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Соперничество государств в Арктике в современных международных отношениях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024



