ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (2010-2017 гг.)
|
Введение
Глава 1. Эволюция взаимоотношений Российской Федерации и Великобритании в период правления коалиционного правительства Дэвида Кэмерона и Ника Клегга…..…..…....…9
1.1. Политические аспекты осложнения двусторонних отношений между Российской Федерацией и Великобританией
1.2. Экономические аспекты российско-британского сотрудничества………….....26
1.3. Украинский кризис как предпосылка к приостановке сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенным Королевством
Глава 2. Российско-британские отношения в период правления консервативных правительств Дэвида Кэмерона и Терезы Мэй ……………………………….……….…39
2.1. Проблемы политического характера, препятствующие сотрудничеству между Российской Федерацией и Великобританией
2.2. Экономические отношения между Россией и Соединенным Королевством: состояние и перспективы
2.3. Подход Великобритании и Российской Федерации по урегулированию ситуации в Сирии
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Эволюция взаимоотношений Российской Федерации и Великобритании в период правления коалиционного правительства Дэвида Кэмерона и Ника Клегга…..…..…....…9
1.1. Политические аспекты осложнения двусторонних отношений между Российской Федерацией и Великобританией
1.2. Экономические аспекты российско-британского сотрудничества………….....26
1.3. Украинский кризис как предпосылка к приостановке сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенным Королевством
Глава 2. Российско-британские отношения в период правления консервативных правительств Дэвида Кэмерона и Терезы Мэй ……………………………….……….…39
2.1. Проблемы политического характера, препятствующие сотрудничеству между Российской Федерацией и Великобританией
2.2. Экономические отношения между Россией и Соединенным Королевством: состояние и перспективы
2.3. Подход Великобритании и Российской Федерации по урегулированию ситуации в Сирии
Заключение
Список использованных источников и литературы
Россия и Великобритания — два важнейших актора на международной арене: оба государства обладают ядерным оружием и являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Их влияние на обеспечение международной безопасности заставляет уделить особое внимание рассмотрению «холодной конфронтации», которая прослеживается во взаимоотношениях Лондона и Москвы.
Актуальность темы исследования. Состояние российско-британских отношений оценивается на данный момент как напряженное. Великобритания и Российская Федерация сотрудничали друг с другом исключительно в период Мировых войн, и построение дружественных взаимоотношений в мирное время не было приоритетной задачей для Соединенного Королевства и России. Исторический фон взаимоотношений дает полное представление о том, что доверительные отношения с Россией Великобритания не ставила во главу угла при реализации своей внешней политики. В период двух Мировых войн, Британия была в коалиции с Россией, однако вступала она скорее для того, чтобы преследовать собственные национальные интересы и из-за страха распространения фашизма по всему миру, чем из-за заинтересованности в построении крепких дружественных отношений с Российской империей, а впоследствии с Советским Союзом. Холодная война положила начало образованию нового двухполюсного мирового порядка с двумя конфронтационными центрами силы: США и СССР. Тогда, внешнеполитический вектор Соединенного Королевства без колебаний продолжал указывать на Соединенные Штаты, хотя в последующие годы во внешнеполитической деятельности Великобритании в отношении СССР не прослеживались явные антагонистические мотивы. Напротив, Лондон одно время выражал желание стать посредником между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки, однако в таком качестве так и не выступил. С распадом СССР необходимость в посреднике отпала в виду окончания Холодной войны и, как следствие, образования многополярного мироустройства. Попытки правительства лейбористов во главе с Энтони Блэром, а затем и коалиционного правительства при кабинете Дэвида Кэмерона создать конструктивный политический диалог между двумя государства не увенчались успехом, главным образом из-за расхождений позиций стран по многим ключевым вопросам международной повестки дня. Переломными моментами во взаимоотношениях Великобритании и России стали украинский кризис и конфликт на Ближнем Востоке. На данный момент состояние российско-британского диалога остается натянутым. Британия свернула сотрудничество почти во всех сферах деятельности и активно поддерживает антироссийские санкции. Надежды на нормализацию отношений между Москвой и Лондоном крайне малы, так как проблемы, препятствующие этому достаточно серьезные и требуют заинтересованности обеих стран в их решении, а у Соединенного Королевства интереса в этом пока не наблюдается. Российская Федерация и Великобритания являются одними из главных акторов на международной арене: оба государства являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и официально считаются обладателями ядерного оружия, поэтому состояние их взаимоотношений является важным фактором поддержания безопасности и стабильности в мире. Исходя из этого, российско-британские отношения являются актуальным объектом исследования, а проблемы в двустороннем сотрудничестве двух стран требуют наиболее полного и глубокого изучения.
Основу источниковой базы составили официальные доклады британского правительства, дебаты в Палате Общин, касаемо взаимоотношений с РФ, официальные заявления и пресс-конференции российского руководства, в частности МИД России и Президента РФ, интервью политических руководителей России и Великобритании, а также высших должностных лиц обеих стран, новостные статьи, опубликованные в британских и российских СМИ, авторами которых являются члены британского и российского политического руководства. Среди них можно отметить статьи Бориса Джонсона «Let’s deal with the devil: we should work with Vladimir Putin and Bashar al-Assad in Syria» , «Assad’s murderous behavior offers an opportunity for Russia to end a tyranny» и др., Дэвида Кэмерона «We won’t let the voice of freedom be muzzled» . Также, при исследовании использовались проекты резолюций и резолюции Совета Безопасности ООН и нормативные акты, принятые российским руководством.
Степень изученности объекта исследования. Проблемы российско-британских отношений являются объектом внимания многих исследователей, как в России, так и за рубежом. В России был учрежден специальный Центр британских исследований Института Европы РАН, который возглавляет кандидат философских наук, Елена Ананьева. Данная организация выпускает различные аналитические записки, рабочие тетради, статьи отечественных авторов, посвященные двухсторонним взаимоотношениям Великобритании и России. Алексей Громыко, директор Института Европы РАН, является автором множества статей, посвященных европейской безопасности, Великобритании и отношениям России со странами Европы: «Новая реальность и европейская безопасность», «Россия, США, малая Европа (ЕС): конкуренция за лидерство в мире полицентричности», «Великобритания: новая политическая ситуация», «Большая Европа: идеи, реальность, перспективы», «Большая Европа в паутине украинского кризиса» и др. Российский совет по международным делам посвятил целый выпуск сотрудничеству Москвы и Лондона. Их рабочая тетрадь «Российско-британские отношения на современном этапе», подготовленная основными исследователями Великобритании Алексеем Громыко и Еленой Ананьевой, наиболее полно информирует читателя о состоянии политического диалога между данными государствами на момент начала украинского кризиса, а также основные предпосылки приостановки двухстороннего сотрудничества по разным направлениям. Ещё больше о Соединенном Королевстве: ее внешней и внутренней политике, позиции в Европейском Союзе — все это можно найти в трудах Елены Ананьевой, которая является прекрасным специалистом в вышеупомянутой области исследования. Является автором более 100 публикаций, среди которых: «От «нового лейборизма» к «прогрессивному консерватизму», «Россия во внешней политике коалиционного правительства Великобритании», «Мягкая безопасность становится жестче» «Промышленная политика Великобритании» и др.
Среди зарубежных авторов необходимо отметить, что, основное внимание взаимоотношениям РФ и Британии уделяется в статьях, кратких аналитических обзорах и докладах членов британского правительства. Комитет по международным делам является главным «спонсором» подобного рода докладов и статей. Среди них «UK relations with Russia», «UK relations with Russia 2016» автором которых является Бэн Смит (Ben Smith). Бэн Смит является членом Палаты Общин, заседал в комитете по международным делам и обороне (International affairs and defense) до 2015 года. Помимо этого, является автором большого количества статей, посвященных различным аспектам в области международных отношений: от статей о Тунисе до публикаций, касающихся миграции в Европе, ситуации с курдами, Сирии, отношениям Великобритании и Ирана и др. Ряд статей посвящены России, такие как «Russian foreign and security policy Persecution of sexual minorities in Russia», «Ukraine, Crimea and Russia» и др. Стоит отметить аналитические статьи Люка Хардинга (Luke Harding), который публикуется в таких известных печатных изданиях как «The Guardian», «The Times» и «The Telegraph». Большая часть его аналитических обзоров посвящена взаимоотношениям Великобритании и РФ на разных этапах их сотрудничества.
Объектом исследования является внешняя политика Великобритании и России.
Предметом исследования являются двухсторонние отношения между Соединенным Королевством и Российской Федерацией.
Цель ВКР: выявить проблемы, препятствующие построению доверительных двухсторонних отношений между Российской Федерацией и Великобританией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть внешнеполитическую стратегию Великобритании по отношению к Российской Федерации после прихода к власти консерваторов во главе с Дэвидом Кэмероном.
2. Охарактеризовать проблемы политического характера, препятствующие нормализации взаимоотношений Москвы и Лондона.
3. Выявить закономерность влияния политических проблем на экономическое сотрудничество России и Британии.
4. Охарактеризовать разницу в позициях России и Великобритании по вопросам урегулирования ситуации на Ближнем Востоке и на Украине.
5. Определить степень влияния международной политической обстановки на развитие двустороннего сотрудничества Британии и РФ.
6. Выявить проблемы, которые препятствуют развитию стабильного политического диалога России и Великобритании на современном этапе.
Хронологические рамки исследования. Нижней временной границей историографии исследуемого вопроса является 2010 год. Верхние временные рамки – это начало 2017 года.
Нижняя временная рамка определена датой проведения парламентских выборов в Великобритании, по итогам которых к власти пришло коалиционное правительство во главе с консерватором Дэвидом Кэмероном. Верхняя временная рамка — начало 2017 года, так как, несмотря на отставку Дэвида Кэмерона, правящей партией остается консервативная, но лидером теперь является Тереза Мэй.
Методы исследования. При написании работы были использованы общенаучные методы (синтез, анализ) и междисциплинарные методы, среди которых:
Историко-описательный метод позволит рассмотреть российско-британские отношения в исторической ретроспективе, что поможет выявить процесс формирования российского вектора британской внешней политики. Это будет касаться не только периода правления коалиционного, а далее консервативного правительства, но и краткая история взаимоотношений до кабинета Дэвида Кэмерона.
Политико-описательный метод будет использован для рассмотрения всестороннего изучения фактического развития политического диалога между Москвой и Лондоном на современном этапе.
Системный метод поможет рассмотреть становление и эволюцию политики Соединенного Королевства по отношению к Российской Федерации в контексте развития международной среды и выявить внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование внешнеполитической стратегии Британии по отношению к России при первом и втором кабинетах Дэвида Кэмерона, и охватит период правления Терезы Мэй.
Актуальность темы исследования. Состояние российско-британских отношений оценивается на данный момент как напряженное. Великобритания и Российская Федерация сотрудничали друг с другом исключительно в период Мировых войн, и построение дружественных взаимоотношений в мирное время не было приоритетной задачей для Соединенного Королевства и России. Исторический фон взаимоотношений дает полное представление о том, что доверительные отношения с Россией Великобритания не ставила во главу угла при реализации своей внешней политики. В период двух Мировых войн, Британия была в коалиции с Россией, однако вступала она скорее для того, чтобы преследовать собственные национальные интересы и из-за страха распространения фашизма по всему миру, чем из-за заинтересованности в построении крепких дружественных отношений с Российской империей, а впоследствии с Советским Союзом. Холодная война положила начало образованию нового двухполюсного мирового порядка с двумя конфронтационными центрами силы: США и СССР. Тогда, внешнеполитический вектор Соединенного Королевства без колебаний продолжал указывать на Соединенные Штаты, хотя в последующие годы во внешнеполитической деятельности Великобритании в отношении СССР не прослеживались явные антагонистические мотивы. Напротив, Лондон одно время выражал желание стать посредником между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки, однако в таком качестве так и не выступил. С распадом СССР необходимость в посреднике отпала в виду окончания Холодной войны и, как следствие, образования многополярного мироустройства. Попытки правительства лейбористов во главе с Энтони Блэром, а затем и коалиционного правительства при кабинете Дэвида Кэмерона создать конструктивный политический диалог между двумя государства не увенчались успехом, главным образом из-за расхождений позиций стран по многим ключевым вопросам международной повестки дня. Переломными моментами во взаимоотношениях Великобритании и России стали украинский кризис и конфликт на Ближнем Востоке. На данный момент состояние российско-британского диалога остается натянутым. Британия свернула сотрудничество почти во всех сферах деятельности и активно поддерживает антироссийские санкции. Надежды на нормализацию отношений между Москвой и Лондоном крайне малы, так как проблемы, препятствующие этому достаточно серьезные и требуют заинтересованности обеих стран в их решении, а у Соединенного Королевства интереса в этом пока не наблюдается. Российская Федерация и Великобритания являются одними из главных акторов на международной арене: оба государства являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и официально считаются обладателями ядерного оружия, поэтому состояние их взаимоотношений является важным фактором поддержания безопасности и стабильности в мире. Исходя из этого, российско-британские отношения являются актуальным объектом исследования, а проблемы в двустороннем сотрудничестве двух стран требуют наиболее полного и глубокого изучения.
Основу источниковой базы составили официальные доклады британского правительства, дебаты в Палате Общин, касаемо взаимоотношений с РФ, официальные заявления и пресс-конференции российского руководства, в частности МИД России и Президента РФ, интервью политических руководителей России и Великобритании, а также высших должностных лиц обеих стран, новостные статьи, опубликованные в британских и российских СМИ, авторами которых являются члены британского и российского политического руководства. Среди них можно отметить статьи Бориса Джонсона «Let’s deal with the devil: we should work with Vladimir Putin and Bashar al-Assad in Syria» , «Assad’s murderous behavior offers an opportunity for Russia to end a tyranny» и др., Дэвида Кэмерона «We won’t let the voice of freedom be muzzled» . Также, при исследовании использовались проекты резолюций и резолюции Совета Безопасности ООН и нормативные акты, принятые российским руководством.
Степень изученности объекта исследования. Проблемы российско-британских отношений являются объектом внимания многих исследователей, как в России, так и за рубежом. В России был учрежден специальный Центр британских исследований Института Европы РАН, который возглавляет кандидат философских наук, Елена Ананьева. Данная организация выпускает различные аналитические записки, рабочие тетради, статьи отечественных авторов, посвященные двухсторонним взаимоотношениям Великобритании и России. Алексей Громыко, директор Института Европы РАН, является автором множества статей, посвященных европейской безопасности, Великобритании и отношениям России со странами Европы: «Новая реальность и европейская безопасность», «Россия, США, малая Европа (ЕС): конкуренция за лидерство в мире полицентричности», «Великобритания: новая политическая ситуация», «Большая Европа: идеи, реальность, перспективы», «Большая Европа в паутине украинского кризиса» и др. Российский совет по международным делам посвятил целый выпуск сотрудничеству Москвы и Лондона. Их рабочая тетрадь «Российско-британские отношения на современном этапе», подготовленная основными исследователями Великобритании Алексеем Громыко и Еленой Ананьевой, наиболее полно информирует читателя о состоянии политического диалога между данными государствами на момент начала украинского кризиса, а также основные предпосылки приостановки двухстороннего сотрудничества по разным направлениям. Ещё больше о Соединенном Королевстве: ее внешней и внутренней политике, позиции в Европейском Союзе — все это можно найти в трудах Елены Ананьевой, которая является прекрасным специалистом в вышеупомянутой области исследования. Является автором более 100 публикаций, среди которых: «От «нового лейборизма» к «прогрессивному консерватизму», «Россия во внешней политике коалиционного правительства Великобритании», «Мягкая безопасность становится жестче» «Промышленная политика Великобритании» и др.
Среди зарубежных авторов необходимо отметить, что, основное внимание взаимоотношениям РФ и Британии уделяется в статьях, кратких аналитических обзорах и докладах членов британского правительства. Комитет по международным делам является главным «спонсором» подобного рода докладов и статей. Среди них «UK relations with Russia», «UK relations with Russia 2016» автором которых является Бэн Смит (Ben Smith). Бэн Смит является членом Палаты Общин, заседал в комитете по международным делам и обороне (International affairs and defense) до 2015 года. Помимо этого, является автором большого количества статей, посвященных различным аспектам в области международных отношений: от статей о Тунисе до публикаций, касающихся миграции в Европе, ситуации с курдами, Сирии, отношениям Великобритании и Ирана и др. Ряд статей посвящены России, такие как «Russian foreign and security policy Persecution of sexual minorities in Russia», «Ukraine, Crimea and Russia» и др. Стоит отметить аналитические статьи Люка Хардинга (Luke Harding), который публикуется в таких известных печатных изданиях как «The Guardian», «The Times» и «The Telegraph». Большая часть его аналитических обзоров посвящена взаимоотношениям Великобритании и РФ на разных этапах их сотрудничества.
Объектом исследования является внешняя политика Великобритании и России.
Предметом исследования являются двухсторонние отношения между Соединенным Королевством и Российской Федерацией.
Цель ВКР: выявить проблемы, препятствующие построению доверительных двухсторонних отношений между Российской Федерацией и Великобританией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть внешнеполитическую стратегию Великобритании по отношению к Российской Федерации после прихода к власти консерваторов во главе с Дэвидом Кэмероном.
2. Охарактеризовать проблемы политического характера, препятствующие нормализации взаимоотношений Москвы и Лондона.
3. Выявить закономерность влияния политических проблем на экономическое сотрудничество России и Британии.
4. Охарактеризовать разницу в позициях России и Великобритании по вопросам урегулирования ситуации на Ближнем Востоке и на Украине.
5. Определить степень влияния международной политической обстановки на развитие двустороннего сотрудничества Британии и РФ.
6. Выявить проблемы, которые препятствуют развитию стабильного политического диалога России и Великобритании на современном этапе.
Хронологические рамки исследования. Нижней временной границей историографии исследуемого вопроса является 2010 год. Верхние временные рамки – это начало 2017 года.
Нижняя временная рамка определена датой проведения парламентских выборов в Великобритании, по итогам которых к власти пришло коалиционное правительство во главе с консерватором Дэвидом Кэмероном. Верхняя временная рамка — начало 2017 года, так как, несмотря на отставку Дэвида Кэмерона, правящей партией остается консервативная, но лидером теперь является Тереза Мэй.
Методы исследования. При написании работы были использованы общенаучные методы (синтез, анализ) и междисциплинарные методы, среди которых:
Историко-описательный метод позволит рассмотреть российско-британские отношения в исторической ретроспективе, что поможет выявить процесс формирования российского вектора британской внешней политики. Это будет касаться не только периода правления коалиционного, а далее консервативного правительства, но и краткая история взаимоотношений до кабинета Дэвида Кэмерона.
Политико-описательный метод будет использован для рассмотрения всестороннего изучения фактического развития политического диалога между Москвой и Лондоном на современном этапе.
Системный метод поможет рассмотреть становление и эволюцию политики Соединенного Королевства по отношению к Российской Федерации в контексте развития международной среды и выявить внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование внешнеполитической стратегии Британии по отношению к России при первом и втором кабинетах Дэвида Кэмерона, и охватит период правления Терезы Мэй.
Рассмотрение эволюции развития российско-британских отношений позволило прийти к нижеперечисленным выводам:
Отношения между Великобританией и Российской Федерацией всегда носили нестабильный характер. Сотрудничество, которое прослеживается между данными государствами, было продиктовано, в основном, заинтересованностью в этой кооперации Соединенного Королевства. Преследуя свои собственные интересы, Британия шла на контакт с российским государством, однако, когда действия России не находили поддержки у ЕС или США, сворачивала сотрудничество, даже если это шло вразрез и их собственными интересами. Неспособность Соединенного Королевства проводить свой независимый внешнеполитический курс делало и продолжает делать невозможным улучшение политического климата между Британией и РФ. Нерешенные «проблемы из прошлого» поставили под удар нормализацию отношений между Москвой и Лондоном. «Дело Литвиненко», которое получило широкий общественный резонанс, стало главным камнем преткновения для вывода из состояния «комы» двухстороннего политического диалога, куда ввела его лейбористская партия, во главе которой находились Энтони Блэр и Гордон Браун. Последствия экономического кризиса отрицательно сказались на британской экономике, поэтому в интересах нового коалиционного правительства, которое возглавил в 2010 году Дэвид Кэмерон, стало постепенное возобновление сотрудничества с Россией. Предполагалось, что торгово-инвестиционный синергизм поможет Британии преодолеть трудности, которые стали следствием экономического кризиса. Однако, рост антироссийских настроений в британском политическом истеблишменте, который подпитывали различные вбросы в британские СМИ относительно шпионажа и хакерских атак на британские правительственные сети со стороны России, а также русофобская позиция стран-членов Европейского Союза и стратегического партнера Британии США, лишь усугублял состояние российско-британских отношений. Именно члены британского правительства, в лице как однопартийцев, так и оппозиции, придерживающиеся антироссийской риторики, не позволили правительственному кабинету спустить на тормоза дело Литвиненко и усилили критику по отношению к России, широко осветив предполагаемые хакерские атаки, дело Кати Затуливетер, которую поначалу обвинили в шпионаже в пользу британского правительства и резко осудив действия РФ на Ближнем Востоке. Можно сделать вывод о значительном влиянии, которое оказывают британские СМИ, которые в свою очередь формируют общественное мнение в стране, а также ксенофобы с антироссийскими настроениями, на процесс реализации внешнеполитического курса Соединенного Королевства. В свою очередь стоит отметить воздействие фактора внешней среды на процесс принятия решений в британском правительстве. Несмотря на жесткий прессинг, которому подвергалось британское правительство, Дэвиду Кэмерону и его коллегам все же удалось сдвинуть с мертвой точки российско-британский политический диалог. Были проведены различные встречи на уровнях глав государств, министров иностранных дел, министров обороны, а также двухсторонние конференции российских и британских бизнесменов. Однако начало украинского кризиса свело на «нет» тот хрупкий диалог, который удалось возобновить обеим сторонам. Великобритания подвергла жесткой критике российское руководство за вхождение в состав РФ бывшей украинской Республики Крым и за поддержу Юго-Востока Украины. Следует отметить схожесть позиций Соединенного Королевства и Соединенных Штатов по вопросам урегулирования ситуации на Украине и конфликта на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что коалиционное правительство Великобритании с началом своего правления провозгласило проведение «британской внешней политики», им не удалось всецело выйти из-под влияния своего Западного партнера. Антироссийская риторика Вашингтона была полностью поддержана Лондоном, который в свою очередь активно лоббировал идею изоляции РФ, в частности, ужесточения санкций в ее отношении в Европейском Союзе и НАТО. Таким образом, можно отметить весомую роль «особых отношений» Британии с США в процессе сворачивания российско-британского диалога. После победы консерваторов на выборах 2015 года и переизбрания Дэвида Кэмерона на пост главы британского правительства, негативное отношение к России было официально закреплено в обновленной Стратегии национальной безопасности Великобритании, где РФ рассматривается, в качестве одной из угроз безопасности Соединенного Королевства, наряду с международным терроризмом. После публикации данной стратегии стало ясно об отсутствии заинтересованности у британцев возобновить сотрудничество с Россией. Политические проблемы, которые коалиционное правительство старалось разрешить для продуктивного сотрудничества с РФ в экономической сфере, стали одним из аргументов корректировки внешнеполитического курса Британии по отношению к России при новом правительстве консерваторов. В частности, во внушительном докладе коронера по делу Литвиненко, который представили в январе 2016 года, были сделаны выводы о причастности РФ, а в частности Владимира Путина к убийству бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Члены британского парламента одобрили результаты, тем самым согласившись с достаточно смелыми обвинениями в адрес России и российского руководства. Британское руководство неоднократно заявляло на международных встречах (на которых не присутствовала Россия) о необходимости оказывать давление на российское руководство, выступало за ужесточение санкций в отношении России, хотя, в то же время, при встречах и во время телефонных разговоров с президентом РФ, британский премьер-министр выражал согласие с заявлением российского коллеги, который подчеркивал необходимость кооперации с целью ликвидации угрозы международного терроризма и установления мира на Ближнем Востоке. Кабинет Терезы Мэй продолжил придерживаться антироссийского политического курса, о чем не раз было заявлено в ходе телефонных разговоров и визитов своих Западных партнеров.
Экономическое сотрудничество не подверглось политической конъюнктуре в период правления коалиционного правительства во главе с Дэвидом Кэмероном. Национальный интерес Соединенного Королевства на тот момент состоял из необходимости восстановить британскую экономику, по которой нанес удар экономический кризис. Британское руководство видело решение данной проблемы в создании благоприятного инвестиционного климата в стране. Россия была одним из основных инвесторов, поэтому правительство Британии постаралось сделать так, чтобы проблемы политического характера не стали следствием ухудшения отношений между двумя государствами в торгово-экономической сфере. Было проведено множество встреч с британскими крупными компаниями, продолжил свою активную деятельность Межправительственный российско-британского комитет по торговле и инвестициям и Российско-Британская торговая палата, торгово-экономическое партнерство было темой обсуждения двухсторонних переговоров глав государств России и Британии. Однако стабильный экономический диалог государств не выдержал последствий начала украинского кризиса и сотрудничество все же подверглось влиянию политической обстановки в мире. Пойдя на поводу у Запада, Британия поступилась своими национальными интересами и почти полностью свернула сотрудничество в торговой сфере с Россией. Показатель торгового оборота снизился, и к концу 2016 года РФ уже не была в списке основных импортеров и экспортеров британских товаров и услуг. В Европейском Союзе Британия активно продвигала идею о полной независимости стран-членов ЕС от российских энергоносителей. Она призывала активно разрабатывать альтернативные источники энергии, которые в будущем помогут избавится от энергетической зависимости от РФ. В связи с выходом Великобритании из ЕС предполагалось, что британское руководство осознает необходимость сотрудничества с Россией, чтобы пережить упадок экономики в первый период после выхода, однако Тереза Мэй, пресекла попытки президента Владимира Путина развить тему восстановления торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами при встрече в рамках саммита G20, что можно охарактеризовать, как явное нежелание британской стороны идти на контакт и развивать отношения с российскими партнерами в обозримом будущем.
Разница в подходах по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке стало «яблоком раздора» между Соединенным Королевством и Россией. Однако, если в период коалиционного правительства, британское руководство предпринимало попытки примерить на себя роль посредника между РФ и США с целью выработки компромиссных решений по данному вопросу, то в период консервативного правительства, руководство Британии полностью поддержало антироссийскую позицию Соединенных Штатов по данному вопросу и совместно со своим Западным партнером осуждали действия российских ВКС и обвиняли Россию в бомбардировках и химических атаках мирных жителей Сирийской Арабской Республики. Поддержка РФ правительства Асада вызывала негативные отклики Запада, который видел окончательное урегулирование конфликта в Сирии и установление мира на Ближнем Востоке только при условии отставки Башара Асада и формирования демократического строя в регионе. Британское руководство призывало своих российских коллег прекратить поддерживать официальное сирийское правительство и объединится с США и европейскими странами для ликвидации угрозы международной безопасности, которая исходит из данного региона. На проекты резолюций СБ ООН по ситуации на Ближнем Востоке, которые были представлены Великобританией и странами Запада и которые выступали с критикой в адрес сирийского руководства, Россия наложило вето, что также вызывало бурю негодования и заявления британского представительства о том, что Россия злоупотребляет своим правом вето.
На данный момент сотрудничество между Великобританией и Российской Федерацией во всех ключевых сферах деятельности заморожено. Несмотря на негативное отношение британского руководства, Россия высказалась за готовность сотрудничать с Соединенным Королевством и заявила, что для Британии по-прежнему открыты все «российские» двери. Все зависит только от ее заинтересованности идти на контакт и сотрудничество. Однако пока в рядах британского политического истеблишмента желания вывести российско-британские отношения из состояния «комы» отсутствует и вряд ли возникнет в ближайшем будущем.
Отношения между Великобританией и Российской Федерацией всегда носили нестабильный характер. Сотрудничество, которое прослеживается между данными государствами, было продиктовано, в основном, заинтересованностью в этой кооперации Соединенного Королевства. Преследуя свои собственные интересы, Британия шла на контакт с российским государством, однако, когда действия России не находили поддержки у ЕС или США, сворачивала сотрудничество, даже если это шло вразрез и их собственными интересами. Неспособность Соединенного Королевства проводить свой независимый внешнеполитический курс делало и продолжает делать невозможным улучшение политического климата между Британией и РФ. Нерешенные «проблемы из прошлого» поставили под удар нормализацию отношений между Москвой и Лондоном. «Дело Литвиненко», которое получило широкий общественный резонанс, стало главным камнем преткновения для вывода из состояния «комы» двухстороннего политического диалога, куда ввела его лейбористская партия, во главе которой находились Энтони Блэр и Гордон Браун. Последствия экономического кризиса отрицательно сказались на британской экономике, поэтому в интересах нового коалиционного правительства, которое возглавил в 2010 году Дэвид Кэмерон, стало постепенное возобновление сотрудничества с Россией. Предполагалось, что торгово-инвестиционный синергизм поможет Британии преодолеть трудности, которые стали следствием экономического кризиса. Однако, рост антироссийских настроений в британском политическом истеблишменте, который подпитывали различные вбросы в британские СМИ относительно шпионажа и хакерских атак на британские правительственные сети со стороны России, а также русофобская позиция стран-членов Европейского Союза и стратегического партнера Британии США, лишь усугублял состояние российско-британских отношений. Именно члены британского правительства, в лице как однопартийцев, так и оппозиции, придерживающиеся антироссийской риторики, не позволили правительственному кабинету спустить на тормоза дело Литвиненко и усилили критику по отношению к России, широко осветив предполагаемые хакерские атаки, дело Кати Затуливетер, которую поначалу обвинили в шпионаже в пользу британского правительства и резко осудив действия РФ на Ближнем Востоке. Можно сделать вывод о значительном влиянии, которое оказывают британские СМИ, которые в свою очередь формируют общественное мнение в стране, а также ксенофобы с антироссийскими настроениями, на процесс реализации внешнеполитического курса Соединенного Королевства. В свою очередь стоит отметить воздействие фактора внешней среды на процесс принятия решений в британском правительстве. Несмотря на жесткий прессинг, которому подвергалось британское правительство, Дэвиду Кэмерону и его коллегам все же удалось сдвинуть с мертвой точки российско-британский политический диалог. Были проведены различные встречи на уровнях глав государств, министров иностранных дел, министров обороны, а также двухсторонние конференции российских и британских бизнесменов. Однако начало украинского кризиса свело на «нет» тот хрупкий диалог, который удалось возобновить обеим сторонам. Великобритания подвергла жесткой критике российское руководство за вхождение в состав РФ бывшей украинской Республики Крым и за поддержу Юго-Востока Украины. Следует отметить схожесть позиций Соединенного Королевства и Соединенных Штатов по вопросам урегулирования ситуации на Украине и конфликта на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что коалиционное правительство Великобритании с началом своего правления провозгласило проведение «британской внешней политики», им не удалось всецело выйти из-под влияния своего Западного партнера. Антироссийская риторика Вашингтона была полностью поддержана Лондоном, который в свою очередь активно лоббировал идею изоляции РФ, в частности, ужесточения санкций в ее отношении в Европейском Союзе и НАТО. Таким образом, можно отметить весомую роль «особых отношений» Британии с США в процессе сворачивания российско-британского диалога. После победы консерваторов на выборах 2015 года и переизбрания Дэвида Кэмерона на пост главы британского правительства, негативное отношение к России было официально закреплено в обновленной Стратегии национальной безопасности Великобритании, где РФ рассматривается, в качестве одной из угроз безопасности Соединенного Королевства, наряду с международным терроризмом. После публикации данной стратегии стало ясно об отсутствии заинтересованности у британцев возобновить сотрудничество с Россией. Политические проблемы, которые коалиционное правительство старалось разрешить для продуктивного сотрудничества с РФ в экономической сфере, стали одним из аргументов корректировки внешнеполитического курса Британии по отношению к России при новом правительстве консерваторов. В частности, во внушительном докладе коронера по делу Литвиненко, который представили в январе 2016 года, были сделаны выводы о причастности РФ, а в частности Владимира Путина к убийству бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Члены британского парламента одобрили результаты, тем самым согласившись с достаточно смелыми обвинениями в адрес России и российского руководства. Британское руководство неоднократно заявляло на международных встречах (на которых не присутствовала Россия) о необходимости оказывать давление на российское руководство, выступало за ужесточение санкций в отношении России, хотя, в то же время, при встречах и во время телефонных разговоров с президентом РФ, британский премьер-министр выражал согласие с заявлением российского коллеги, который подчеркивал необходимость кооперации с целью ликвидации угрозы международного терроризма и установления мира на Ближнем Востоке. Кабинет Терезы Мэй продолжил придерживаться антироссийского политического курса, о чем не раз было заявлено в ходе телефонных разговоров и визитов своих Западных партнеров.
Экономическое сотрудничество не подверглось политической конъюнктуре в период правления коалиционного правительства во главе с Дэвидом Кэмероном. Национальный интерес Соединенного Королевства на тот момент состоял из необходимости восстановить британскую экономику, по которой нанес удар экономический кризис. Британское руководство видело решение данной проблемы в создании благоприятного инвестиционного климата в стране. Россия была одним из основных инвесторов, поэтому правительство Британии постаралось сделать так, чтобы проблемы политического характера не стали следствием ухудшения отношений между двумя государствами в торгово-экономической сфере. Было проведено множество встреч с британскими крупными компаниями, продолжил свою активную деятельность Межправительственный российско-британского комитет по торговле и инвестициям и Российско-Британская торговая палата, торгово-экономическое партнерство было темой обсуждения двухсторонних переговоров глав государств России и Британии. Однако стабильный экономический диалог государств не выдержал последствий начала украинского кризиса и сотрудничество все же подверглось влиянию политической обстановки в мире. Пойдя на поводу у Запада, Британия поступилась своими национальными интересами и почти полностью свернула сотрудничество в торговой сфере с Россией. Показатель торгового оборота снизился, и к концу 2016 года РФ уже не была в списке основных импортеров и экспортеров британских товаров и услуг. В Европейском Союзе Британия активно продвигала идею о полной независимости стран-членов ЕС от российских энергоносителей. Она призывала активно разрабатывать альтернативные источники энергии, которые в будущем помогут избавится от энергетической зависимости от РФ. В связи с выходом Великобритании из ЕС предполагалось, что британское руководство осознает необходимость сотрудничества с Россией, чтобы пережить упадок экономики в первый период после выхода, однако Тереза Мэй, пресекла попытки президента Владимира Путина развить тему восстановления торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами при встрече в рамках саммита G20, что можно охарактеризовать, как явное нежелание британской стороны идти на контакт и развивать отношения с российскими партнерами в обозримом будущем.
Разница в подходах по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке стало «яблоком раздора» между Соединенным Королевством и Россией. Однако, если в период коалиционного правительства, британское руководство предпринимало попытки примерить на себя роль посредника между РФ и США с целью выработки компромиссных решений по данному вопросу, то в период консервативного правительства, руководство Британии полностью поддержало антироссийскую позицию Соединенных Штатов по данному вопросу и совместно со своим Западным партнером осуждали действия российских ВКС и обвиняли Россию в бомбардировках и химических атаках мирных жителей Сирийской Арабской Республики. Поддержка РФ правительства Асада вызывала негативные отклики Запада, который видел окончательное урегулирование конфликта в Сирии и установление мира на Ближнем Востоке только при условии отставки Башара Асада и формирования демократического строя в регионе. Британское руководство призывало своих российских коллег прекратить поддерживать официальное сирийское правительство и объединится с США и европейскими странами для ликвидации угрозы международной безопасности, которая исходит из данного региона. На проекты резолюций СБ ООН по ситуации на Ближнем Востоке, которые были представлены Великобританией и странами Запада и которые выступали с критикой в адрес сирийского руководства, Россия наложило вето, что также вызывало бурю негодования и заявления британского представительства о том, что Россия злоупотребляет своим правом вето.
На данный момент сотрудничество между Великобританией и Российской Федерацией во всех ключевых сферах деятельности заморожено. Несмотря на негативное отношение британского руководства, Россия высказалась за готовность сотрудничать с Соединенным Королевством и заявила, что для Британии по-прежнему открыты все «российские» двери. Все зависит только от ее заинтересованности идти на контакт и сотрудничество. Однако пока в рядах британского политического истеблишмента желания вывести российско-британские отношения из состояния «комы» отсутствует и вряд ли возникнет в ближайшем будущем.
Подобные работы
- ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-БРИТАНСКОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В ПЕРИОД РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЭВИДА
КЭМЕРОНА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Взаимоотношения России и Великобритании после окончания «холодной войны» в рамках Совбеза ООН
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - ОБРАЗ РОССИИ В МЕМУАРАХ БРИТАНСКИХ ДИПЛОМАТОВ И
КАРИКАТУРАХ БРИТАНСКОЙ ПРЕССЫ
(первая половина XIX- начало XX вв.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Дипломатические разногласия между Россией и Великобританией в период с 2008 по 2018 годы
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ БРИТАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 21В
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Влияние миграционных потоков из Азии на отношения Турции и ЕС в 2010-2017 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
(1922-1991 гг.)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2020 - Сравнительный анализ публичной дипломатии России и Великобритании
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020



