Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ школа №3 г. Юрьев – Польский.
Выборка: 20 детей 3-го класса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе с целью развития познавательного интереса учеников 8
1.1. Характеристика младшего школьного возраста (психические и физические особенности) 8
1.2. Характеристика и методы развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики 12
1.3. Дидактическая игра, понятие, сущность, значение 21
Выводы по главе 1… 29
Глава 2. Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе 31
2.1. Констатирующая диагностика развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики. 31
2.2. Формирующий этап опытно–экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики. 37
2.3. Контрольный этап опытно–экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики. 40
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение А 56
Приложение Б 59
Приложение В 60
В современных образовательных организациях важным представляется методическое обеспечение процесса обучения школьников, в частности, достаточное внимание уделяется разработке и внедрению активных форм обучения школьников. Дидактическая игра представляет собой активную форму обучения.
Актуальность темы. Современному обществу нужен человек не только потребляющий знания, но и способный их добывать. Неординарные ситуации наших дней требуют широты интереса. Интерес – это настоящая причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Проблема развития познавательного интереса младших школьников является актуальной в современном мире.
Социальные и экономические изменения, происходящие в обществе на современном этапе, ведут к росту роли образования, к повышению требований к развитию креативной личности, которая обладает гибким мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Предпосылки к развитию познавательного интереса и личностному саморазвитию закладываются в детском возрасте. В связи с этим возрастают требования к начальным стадиям развития личности детей, в частности, к обучению ребенка в начальной школе. Отсутствие интереса при получении знаний приводит к тому, что они не приносят пользу, в связи с чем одной из наиболее трудных задач педагогики остается проблема воспитания интереса к учению. На протяжении последних нескольких лет отмечается потеря интереса школьников к учебной деятельности, в частности, снижение
интереса к процессу познания на уроках математики отмечается уже в начальной школе. Математика младшими школьниками воспринимается как скучная, сложная и не интересная учебная дисциплина. В связи с этим возникает необходимость поиска учителями эффективных форм и методов обучения, в результате применения которых активизируется учебная деятельность обучающихся, будет развиваться познавательный интерес.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы, явления окружающего мира. Для данной направленности характерно постоянное стремление к познанию, к получению новых полных и глубоких знаний. Систематическое укрепление и развитие познавательного интереса в результате оказывает влияние на положительное отношение к учению. Сферу познавательных интересов представляют процесс приобретения знаний и процесс учения в целом.
В современных условиях важным является повышение качественной составляющей образования, проведение систематической работы, направленной на развитие психических качеств школьников в различных видах деятельности (учебной, трудовой, творческой и т.д.). Важным при этом является введение в процесс обучения дидактической игры.
Игра является важным психолого-педагогическим средством, позволяющим организовывать процесс воспитания. Игра имеет важное значение во введении детей в жизнь, в процесс общения с окружающими людьми, с природой, в приобретении школьниками знаний. В игре всегда присутствует определенная цель, которая заключается в развитии и обучении. Начиная обучение в школе, младшие школьники еще не забыли игр, в которые они играли в дошкольных образовательных организациях; игровая деятельность была ведущей в дошкольном возрасте. В начальной школе также используется игра, в процессе обучения широкое применение находят дидактические игры, оказывающие помощь школьникам в понимании содержания учебной дисциплины, в развитии его способностей. В игровой деятельности происходит активизация общественной жизни школьников, при этом данный вид деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми. Основной задачей учителя начальных классов является планирование и построение урока, оказывающего влияние на удобство и естественность восприятия учебного материала, при этом важным представляется сочетание игры и подачи необходимой для усвоения информации. Профессиональная организация урока способствует открытию в школьниках неповторимой индивидуальности, что позволяет в полной мере обеспечить собственную реализацию в учебной, творческой, коммуникативной деятельности.
Объект исследования – процесс обучения с использованием дидактических игр на уроках математики в начальных классах.
Предмет исследования – дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Цель – обосновать эффективность использования дидактических игр в работе учителя начальных классов для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности психического и физического развития младших школьников.
3. Выявить способы эффективного развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
4. Обосновать взаимосвязь дидактических игр на уроках математики и развитие познавательного интереса в процессе учебной деятельности.
5. Выявить значение дидактических игр на уроках математики в начальной школе.
6. Разработать и провести опытно–экспериментальную работу с целью проверки рабочей гипотезы.
В качестве гипотезы выдвигаем предположение о том, что использование дидактических игр может способствовать развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики и приобщению к изучаемому предмету, если:
– игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы;
– игры используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются и соответствуют познавательным возможностям учащихся;
– игры оказывают стимулирующее воздействие при изучении учебного материала.
Методы исследования.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов: изучение и анализ научной психолого- педагогической литературы по теме исследования, обобщение, классификация, наблюдение, анкетирование.
Этапы исследования:
1 этап – на первом этапе формировались основные теоретические положения научного исследования, изучалась психолого-педагогическая и методическая литература, анализировалась классификация игр, их влияние на процесс развития познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики.
2 этап – на втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в условиях реальной школы на примере 3-го класса. Проводилась опытно– экспериментальная работа, состоящая из трех компонентов: констатирующего, формирующего и контрольного этапа.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
База практического исследования: МБОУ Школа №3 г. Юрьев– Польский. В исследовании приняли участие 20 детей, обучающиеся во 3–м классе.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, доказывающего актуальность исследования, двух глав, выводов по каждой из них, 12 таблиц, 6 рисунков, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной работе представлено рассмотрение вопросов использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников математике с целью развития познавательного интереса.
Применение дидактической игры в процессе обучения математике оказывает эффективное влияние на уточнение, закрепление знаний, но и на формирование практических умений и навыков учащихся. Дидактические игры предоставляют возможность более рационального использования учебного времени, способствуют повышению работоспособности школьников, в ходе непрерывной деятельности учащиеся усваивают новый учебный материал и закрепляют уже пройденный. В рамках игровой деятельности младшие школьники лучше усваивают математические понятия, термины, происходит более эффективное усвоение математических знаний. Дидактические игры вызывают интерес школьников к урокам, к изучаемому материалу. Педагогами в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями школьников, а также в соответствии с требованиями программы, разрабатывается система дидактических игр, которые предлагаются на разных этапах процесса обучения. Правильный подбор, умелое и уместное проведение игры является важным при организации работы в процессе обучения.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития познавательного интереса, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Игра является важным средством, обеспечивающим обучение, развитие, воспитание, социализацию младших школьников. Игра оказывает помощь в раскрытии творческих способностей обучающихся, в связи с чем игровую деятельность широко используют в образовательно-воспитательном процессе.
Познание, которое происходит в рамках игровой деятельности, отличается от обычного обучения; школьники самостоятельно ищут решение ситуации, по-новому смотрят на известные им факты, явления, при этом
происходит расширение знаний, развиваются умения устанавливать сходства и различия, анализировать и т.д. Самым важным представляется отсутствие давления со стороны учителя, в соответствии с желаниями школьников организуется процесс многократного повторения изученного материала. Играя, дети не заметно для себя приобретают новые знания и умения.
Использование дидактических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин:
– игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
– освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет постепенно;
– имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно– образного типа мышления;
– недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствует друг другу.
Известные психологи и педагоги (Ю.Азаров, А.Запорожец, В.Сухомлинский, Д.Эльконин и другие) отмечали, что использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формирует прочные и глубокие знания, развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету. В играх проявляются эмоционально–ценностные отношения. Сейчас каждый учитель должен осознавать, что игра – это метод обучения, с помощью которого эффективно решаются поставленные им образовательные, воспитательные и развивающие цели.
«Можно коня привести к водопою, но нельзя заставить напиться» – гласит народная мудрость. Так же и с детьми, их можно усадить за парты,
организовать дисциплину, но не пробудить желание к обучению. Классическая педагогика утверждала: «Смертельный грех учителя быть скучным». Когда ребенок занимается «из–под палки», он доставляет много хлопот и огорчений, а когда учеба в радость с «искрой в глазах», то и результат будет высоким. Задача учителя, формирующего познавательный интерес – быть внимательным к каждому ученику, уметь видеть малейшую искру интереса, создавать все условия, чтобы разжечь ее в подлинный интерес к науке.
Практическая работа показала, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения учебного материала, способствуют развитию всесторонней и гармоничной личности. Полученные результаты доказывают эффективность развития познавательного интереса посредством введения в занятия дидактических игр.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы раскрыта, поставленная цель достигнута, а задачи решены в полном объеме.
1. Айдарова Л.И. Ребенок и слово – М.: Мир детства. Младший школьник. 2012. – 145с.
2. Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М.: РИПОЛ классик, 2016. – 320 с.
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. – М.: Начальная школа, 2008. – 104с.
4. Богословский В.В. Общая психология. – М., 2001. – 635с.
5. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 2015. – 176 с.
6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 2012. – 304с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. – М., 1996. – 67с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2009. – 274с.
9. Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2014. – 189с.
10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. – М., 2016. – 59с.
11. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963. – 427с.
12. Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск, 2012. – 95с.
13. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1–4 классы). – М.: Эксмо, 2017. – 512 с.
14. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО, 2016. – 149с.
15. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 96с.
16. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2007. – 483с.
17. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 255с.
18. Романова К. М. О психологических особенностях любознательности детей. – М., 1961. – 85с.
19. Селевко Г.К. Великая иллюзия: игра как метод обучения – М., 2005. – 24с.
20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 1979 (не переиздавалась) – Т. 3. – 375с.
21. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1998.– 264с.
22. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 2001. –156с.
23. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
24. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1979. – 456с.
25. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1971. – 358 с.
26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. –208 с.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1999. – 265 с.
28. Эльконин Д.Б Психологическое развитие в детских возрастах М.: Воронеж, 1995. – 416 с.
29. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников. – М.: Вопросы психологии, 1980. – 92 с.
30. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969. 193с.
31. Якиманова М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности. – М.: Мысль, 2012. – 124 с.
32. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 2009. – 109с.