Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация женского и мужского визуального образа на страницах специализированных печатных изданий (1950-2015)

Работа №132300

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы106
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Теоретическая часть 7
I. Журнал как тип издания 7
II. Появление и развитие женской прессы 11
1. Женские журналы XIX-начала XX вв 11
2. Женские журналы советской эпохи 19
3. Женские журналы в постсоветский период и современность 27
III. Появление и развитие мужской прессы 29
1. Становление мужской периодики в XVIII-XIX вв 29
2. Мужские журналы советской эпохи 32
3. Мужские журналы в постсоветский период и современность 35
Практическая часть 40
I. Трансформация женского образа на страницах женских журналов (на примере изданий «Крестьянка» за 1955 г., «Крестьянка» за 2014 г., «Cosmopolitan» 2014 г.) 42
II. Трансформация мужского образа на страницах мужских журналов (на примере изданий «Советский воин» за 1954 г., «За рулем» за 1955 г., «Моделист-Конструктор» за 1966 г.,., «Медведь» за 2011 г., «Esquire» за 2014 г.) 53
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Приложения 71

Средства массовой информации не только отражают информационную модель происходящих событий, но и активно формируют стандарты социального поведения. Журналы, которые делят аудиторию по гендерному признаку представляют особый интерес, так как они продвигают ролевые стереотипы, которые потом воссоздаются в повседневной жизни.
Особенности наполнения гендерно-ориентированных журналов, как в СССР, так и в постсоветской России, зависят от гендерной политики государства.
В Советском Союзе все средства массовой информации были государственными и в первую очередь выполняли агитационную функцию, транслируя гендерные образы в ключе государственной пропаганды. Нормативные образы «настоящего мужчины» или «настоящей женщины» встраивались в идеологический замысел обобщенного образа «советского человека». В этой связи, гендерную политику советского государства можно рассматривать как политику фактического равенства полов. Женщины рассматривались как важный ресурс производства, были активно вовлечены в процесс построения социалистического общества и его материально-технической базы. В этих условиях, визуальный образ женщины в советском журнале не может кардинально отличаться от мужского образа, а гендерная роль женщины будет выражаться только в супружестве и материнстве.
С распадом СССР и упразднением государственной цензуры, в современной России СМИ стали выполнять, помимо прочего, и рекламную, коммерческую функцию. В этой связи, визуальный образ мужчины и женщины начинает формироваться под руководством не государственных, политических, а коммерческих задач. Это неизбежно ведет к трансформации мужского и женского визуальных образов, расширению круга интересующих читателя тем, и в конечном итоге, формированию эталонов, для достижения которых читатель будет стремиться к приобретению рекламируемых товаров и услуг.
Следовательно, в отличие от унифицированного образа мужчины и женщины (образ «советского человека»), гендерные стереотипы современной России на страницах специализированных печатных изданий будут максимально дифференцированы друг от друга.
Трансформация мужского и женского визуального образа в гендерно-ориентированных печатных изданиях происходит в зависимости от политического режима государства, а также целей, которые государство диктует средствам массовой информации.
Объектом настоящего исследования являются женские и мужские журналы, формирующие соответствующие гендерные образы, которые впоследствии становятся стереотипами, по которым можно охарактеризовать эпоху, в которой они издавались.
Предмет данного исследования - трансформация женского и мужского визуального образа на страницах специализированных журналов советской и современной эпох.
Актуальность темы заключается в том, что при общем уровне востребованности мужской и женской периодики в современном мире пресса служит не только пропагандистским, но и коммерческим целям. В этой связи, перед средствами массовой информации стоят задачи выработки таких образов, пытаясь достичь которые, мужчины и женщины будут способствовать расширению потребительского рынка. В связи с этим, специализированным журналам необходимо не только выявить уже существующие потребности читателей в сложившейся экономической ситуации, но и сформировать новые потребности и в конечном итоге предложить товар, который будет востребован в условиях пресыщенности рынка и жесткой конкуренции.
Цель данного исследования: проследить трансформацию женского и мужского визуального образа на страницах специализированных печатных изданий.
Для её выполнения было необходимо решить целый ряд задач:
1. На примере наиболее популярных журналов советского периода в самом его расцвете (50-е гг.) определить, какие женские и мужские образы представляло аудитории тоталитарное государство, и как эти образы вписывались в общую канву тоталитарной пропаганды.
2. На примере самобытного женского журнала «Крестьянка», продолжающего издаваться и в наше время, а также первого мужского журнала в России «Медведь», получить понимание того, как изменились женские и мужские образы, предлагаемые данными изданиями в нынешних реалиях.
3. На примере популярных западных изданий, издаваемых в нашей стране - «Cosmopolitan» и «Esquire» - сравнить женские и мужские образы, привычные для западных СМИ с образом, транслируемым со страниц современных непосредственно российских женских и мужских изданий.
Работа над выполнением этих задач была поделена на следующие составляющие:
• рассмотрение основных этапов развития женских и мужских журналов в нашей стране;
• выявление особенностей периодических печатных изданий для женщин и для мужчин, целевую аудиторию гендерно-ориентированных журналов, а также факторы, формирующие контент специализированных журналов для мужчин и женщин.
• проведение анализа формируемых и пропагандируемых в общественном сознании образов в их ретроспективе;
• прогнозирование и аргументация пути последующего формирования женской и мужской специализированной прессы.
Методы научного анализа: контент-анализ, классификация, сравнение, аналогия, наблюдение, измерение, обобщение.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XX века, а также первые 15 лет XXI века.
Теоретическую базу дипломной работы составляют труды российских ученых и исследователей таких как Смеюха В.В., Альперина С.И., Козлова М.М., Лапик Н.А., Кон С.И., Минаева О.Д., и др.
Эмпирической базой исследования являются материалы, опубликованные в специализированных периодических изданиях «Крестьянка» (1955, 2014 гг.), «Cosmopolitan» (2014 г.), «За Рулем» (1956 г.), «Советский воин» (1954 г.), «Моделист-Конструктор» (1966 г.), «Медведь» (2011 г.) и «Esquire» (2014 г.).
Структура работы определяется задачами и особенностями предмета исследования. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, приложений и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, на основе приведенных исследований, можно сделать выводы о том, что формирование как женского, так и мужского образа средствами массовой информации в современном демократическом обществе, в отличие от советской тоталитарной системы, подчинено не столько политическим, сколько экономическим целям. Для этого формируются стереотипы, которым должна соответствовать современная женщина и современный мужчина - стереотипы успешной ухоженной красавицы, реализованной в первую очередь в личной жизни, и только потом в карьере или общественной деятельности, и стильного самодостаточного и разборчивого интеллектуала, для которого главным источником дохода является его ум.
Обилие рекламных материалов в современных женских изданиях вынуждает женщину покупать популярные косметические товары и одежду, чтобы соответствовать предложенному женскими журналами образу. Современные глянцевые мужские журналы рекламируют более дорогие вещи и аксессуары, основной целью которых является демонстрация в первую очередь высокого статуса, а не красоты мужчины.
В отличие от журналов советского образца, где текстовый материал преобладает над визуальным, в современных специализированных гендерно­ориентированных изданиях большее внимание уделяется фотографиям, на основе которых читательницам сразу становится понятно, какую одежду носить, как наносить макияж, какие продукты покупать и как должны выглядеть приготовленные современной женщиной блюда, а мужчины понимают, какие вещи стоит приобрести для того, чтобы подчеркнуть свою натуру и иметь успех в обществе.
Так из образа разносторонней интеллектуально развитой женщины- труженицы и матери, разбирающейся в искусстве, политической ситуации и международном положении (пусть и всецело подчиненным пропаганде), на современном этапе женский образ трансформировался в образ женщины- покупательницы, первостепенное внимание уделяющей внешнему виду и игнорирующей темы внутреннего содержания и интеллектуального развития.
Мужской образ, в свою очередь, претерпел обратную трансформацию: из молодого атлетически сложенного мужчины-спортсмена, мастера на все руки, труженика, мужской образ трансформировался в образ небритого мужчины средних лет, для которого производственные успехи в контексте развития государства не имеют никакого значения, главное для него гармония в интеллектуальной самореализации.
Таким образом, с точки зрения перспектив развития женской прессы необходимо учитывать проблему снижения общего уровня эрудированности и культуры населения, в то время, как в формировании мужского образа, общий уровень эрудированности не снижается, однако меняет свою направленность от научно-технических категорий к социально­политическим.
На современном этапе мужской и женский образы более дифференцированы, нежели в советской периодике. Однако эта тенденция более прослеживается именно в женской прессе. То есть при относительной стагнации образа мужчины, женский образ максимально дистанцируется от мужского, при задействовании наибольшего количества критериев.
Журналы элитарной категории, к которым относится брендовый «Cosmopolitan», в силу своей специфики, постараются сохранить тиражи и популярность. При этом им придется в какой-то степени меняться для удержания аудитории. Сохранится стремление к упрощению языка и тематик предлагаемых читателям материалов, а также тенденция к увеличению количества иллюстраций и фотографий на страницах журнала. Одновременно такие издания продолжат транслировать потребительский образ жизни, для того чтобы не потерять рекламодателей, а значит и прибыль.
Таким образом, можно сделать вывод, что при отсутствии жёсткой цензуры средств массовой информации, СМИ перестают соответствовать целям государственной пропаганды, приобретая функции по достижению коммерческой прибыли.
В стремлении к увеличению продаж и в условиях жесткой конкуренции, транслировать образ мужчины и женщины только исходя из функции их гражданской и государственной пользы, становится не выгодно.
Товары, способные заинтересовать мужчину и женщину разнородны, и с целью увеличения потребительского спроса, категории товаров для мужчин и для женщин должны все больше разделяться.
После распада СССР, женский образ на страницах периодических печатных изданий более стремится к женственности - длинные волосы, цветы и платья, специальные гигиенические и косметические средства, товары, подчеркивающие различия между мужчиной и женщиной, психологические материалы, декларирующие полную противоположность мужчины и женщины. В то же время, мужской образ также уходит в сторону осознания собственной самобытности - мужчине отныне не нужно стремиться быть быстрее, выше, сильнее, государство не диктует ему, как следует выглядеть, какой длины волосы носить. Все это ведет к тому, что образ мужчины приобретает более маскулинные черты - небритый плотный мужик зрелого возраста, способный рассуждать на любые интеллектуальные темы, заработавший определенный капитал, способный содержать свою семью и удовлетворять собственные потребности - вот образ современного мужчины, транслируемый на страницах современных мужских глянцевых журналов.
Таким образом, при исследовании контента, предлагаемого мужскими и женскими журналами, можно наблюдать дифференциацию мужского и женского образов, отход от унифицированного образа мужчины и женщины в образе «советского человека» в советской прессе, к противоположным мужским и женским образам, с целью формирования наибольшего потребительского интереса.
Учитывая вышеизложенное, тем не менее, нельзя однозначно вывести единый, соответствующий всем изданиям, образ женщины или мужчины в российской прессе. Очевидно, что, трансформируясь с годами, он продолжит изменяться под воздействием общественных, социальных и политических течений. Соответственно, мужские и женские журналы в будущем сохранят свое разнообразие, периодически подстраиваясь под веяния времени и интересы аудитории, в то же время и формируя эти интересы.


1. Акопов А. И., Общий курс издательского дела: учебное пособие для студентов-журналистов / А. И. Акопов. — Воронеж: Фак. журналистики ВГУ, 2004. — 217 с.
2. Боннер- Смеюха В. В., Издания для прекрасных дам: женские журналы России / В. В. Смеюха. — Ростов-на-Дону: Печатник, 2009. — 120 с.
3. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. / Ольга Вайнштейн — М.: Новое литературное обозрение, 2005 — 615 с.
4. Дыко Л.П., Головня А.Д., Фотокомпозиция. — Москва : Искусство, 1955. — 160 с.
5. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. - Ульяновск, 2000 — 90 с.
6. Лисовский Н.М., Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.: (Материалы для истории рус. журналистики) / Сост. и изд. Н.М. Лисовский. — Петроград: тип. АО тип. дела, 1915
7. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. / С. Я. Махонина. — 2-е изд. — М: Флинта Наука, 2003. — 238 с.
8. Симонова О. А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов — М., 2008 — 23 с.
9. Смеюха В. В. Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект: Монография. — Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011 — 187 с.
10. Шаповал Ю.Г., Изобразительная журналистика. - Львов: Вища школа. Изд-во при Львов. ун-те, 1988. - 172 с.
11. Crewe B. Cultural Production and Producers in the Men’s Magazines Market. Oxford - N. Y.: Berg, 2003.
Статьи
1. Альперина С. И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Эль»). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2003.
2. Бельский Д. О. Типологическая специфика мужского журнала // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика — 2014 — № 3.
3. Лапик Н.А. Воплощение стиля ампир в «модной» гравюре французских и русских журналов мод первой четверти XIX века // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств — 2013 — №1 (14).
4. Смеюха В.В. Развитие отечественной женской прессы в конце XVIII первой половине XIX веков // Филологический вестник Ростовского университета — 1998 — № 1.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ