Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эксцентричный феминизм в моде эпохи авангарда

Работа №132294

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Изменение положения женщин в историческом процессе 8
§1. Первобытный мир 9
§2. Древняя Греция 14
§3. Древний Рим 22
§4. Средние века 28
§5. Эпоха Нового и Новейшего времени 34
Глава 2. Основные направления феминизма первой половины XX века 43
§ 1. Либеральное и социалистическое направления феминизма 47
§ 2. Культурный феминизм в моде эпохи авангарда 59
Глава 3. Эксцентричный феминизм Запада на службе советской моды 1930-х годов 75
Заключение 91
Список использованных источников и литературы 95

Двадцатый век оказался свидетелем множества самых разнообразных со­бытий - экономические кризисы сменялись войнами, войны - тоталитарными диктатурами, а те в свою очередь геноцидом. Вместе с тем, драматические происшествия вовсе не исключали важных достижений в социальной и право­вой сферах жизни общества.
Начиная с XIX века, когда зародившаяся антропология обратила свой взгляд на развитие семейных отношений, все больше стали звучать голоса за переосмысление роли и места женщины в мире. Первопроходцы в данной об­ласти исследований, такие как Иоганн Бахофен, Джон Мак-Леннан, Льюис Генри Морган, а затем и Фридрих Энгельс, показали, что общество не было патриархальным изначально, оно пережило и матриархальную фазу развития отношений. Порабощение женщин мужчинами возникло значительно позже. Это заставило иначе взглянуть не только на саму «природу» женщин, но и на отношения между полами, которые веками базировались на угнетении по по­ловому признаку. Женщины стали задаваться вопросом, кто они есть и откуда пришли, что положило начало движению за предоставление женщинам всего спектра прав - личных, социальных, политических и экономических. И если в начале XIX века голоса в защиту женщин были редкостью, то в конце него феминистское движение достигло небывалых масштабов. Женщины воспро­тивились тому, что история на протяжении тысячелетий оставалась уделом мужчин. Они стремились найти и свое место в этой истории. Видение женщи­ны как неполноценного дополнения к мужчине больше не удовлетворяло об­щество. Но что же такое «женщина»? Определяется ли она набором хромосом или все же общество делает человека женского пола тем, кого мы зовем «женщиной»? Философия экзистенциализма утверждает, что никаких реаль­ных и незыблемых различий между мужчинами и женщинами не существует, что «женщина» - это социокультурный конструкт, который создает общество. И никакой «женственности», так воспеваемой романтиками, нет, и никогда не было. Многие современные феминистки, в своем желании закрепить женщину как субъект истории, зачастую вступают в конфликт между попытками отыс­кать женскую идентичность и вообще отказаться от понятия «женщина» как социальной категории. Однако такое видение едва ли можно назвать продук­тивным, поскольку все особенности человеческих отношений можно познать лишь в их совокупности.
Между тем, XX век можно по праву назвать эпохой великого прогресса для женщин. Войны, революции, катаклизмы, так часто вторгавшиеся в жизнь людей в данный период, смогли направить историю по несколько иному рус­лу, показав, что женщина может играть важную роль во всех сферах жизни общества. «Безумные двадцатые» подарили миру женщину-гарсона, сороко­вые - женщину с винтовкой, а восьмидесятые недостижимый идеал «super- woman». Вместе с тем, рассмотрение изменения положения женщин было бы неполным, ограничься оно исследованиями истории феминизма. Важно иссле­довать и тему репрезентации женского образа. Первая половина века не про­демонстрировала глубокого разнообразия в этой области. И хотя женщина становится все более независимой, газеты, журналы, кинематограф, а также реклама все еще навязывают образ женщины - матери, вся жизнь которой сводится к поддержанию домашнего очага. Изменяются и сексуальные отно­шения, которые теперь рассматриваются, как способ получить удовольствие, что делает женщину еще и сексуальным объектом. Большинство пытается со­ответствовать этим идеалам, навязываемым массовой культурой. Однако, есть и те, кто, стремясь подчеркнуть свою растущую значимость в обществе и пре­одолеть замкнутый круг, хоть и более либерально, но все же патриархальной системы, все больше берут под контроль процесс моделирования своей соб­ственной репрезентации, что впоследствии и дает такое разнообразие в смене женских визуальных образов за столетие. Естественно, в авангарде этого про­цесса оказываются женщины-кутюрье. Они меняют индустрию согласно соб­ственным представлениям о женщине, перешагивают через господствующие стереотипы и создают в 30-х годах XX века такой феномен, как культурный (или эксцентричный) феминизм. И если изучение традиционных женских об­разов литературы и кинематографа имеют весьма глубокую традицию, то модная индустрия эпохи авангарда, как социокультурный феномен, который является не только транслятором происходящих изменений в жизни женщины, но и сам создает определенный визуальный канон, до сих пор не исследовался как отдельное направление феминизма.
Целью исследования является изучение проявлений феминизма в модной индустрии эпохи авангарда.
Задачами исследования являются рассмотрение положения женщин в историческом контексте, а также выявление господствующих взглядов на женскую «природу»; изучение основных направлений феминизма, которые имели наибольшее влияние в конце XIX - начале ХХ веков; выделение основ­ных моделей поведения женщин-кутюрье 20-30-х годов XX в., а также прояв­ление их феминизма в культурной и экономической жизни; оценка влияния западного модного феминизма на становление образа «новой» советской женщины.
Выбор хронологических рамок исследования объясняется тем, что пер­вая половина XX века была крайне насыщенной в деле женской эмансипации. Женщины получают политические права и становятся активными участника­ми социальной и экономической жизни общества, они также проявляют свою состоятельность в культуре и искусстве и становятся символами финансового успеха, основывая многомиллионные бизнес - империи.
Основными источниками исследования являются воспоминания фран­цузского кутюрье Эльзы Скиапарелли1, известного фотографа Сесила Битона2, а также советская периодическая печать данного периода.
Методология и методы исследования. В основу исследования положе­ны принципы историзма и объективности. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что в работе практически обходится стороной феминистская литература. Это делается сознательно, поскольку большинство работ, посвященных гендерным отношениям, изначально основываются на принципе противопоставления мужского мира женскому, что не может гарантировать объективный взгляд на события. Именно по этой причине, для рассмотрения положения женщин бе­рутся работы ведущих исследователей, которые не стремились рассматривать проблему изменения гендера в историческом процессе. Кроме того, видение данных исследователей важно еще и потому, что транслирует традиционные взгляды своего времени и на проблему семьи и роли женщин в ней. Также важной особенностью исследования является выделение специфического направления феминизма культурного (или эксцентричного), который рассмат­ривается в той же пространственно-временной плоскости, что и либеральный, и социалистический. Эта деталь призвана показать, как в указанный период происходит перераспределение сил между «политическим» феминизмом, ко­торый несколько ослабевает в период между двумя войнами, и феминизмом «культурным», который посредством формирования визуального канона, из­меняет самоценность женщины в обществе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается попытка выделить моду, как одно из направлений феминиз­ма 20-30-х годов XX века, а также вывить влияние западной моды на станов­ление образа «новой» советской женщины.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе «Изменение положения женщин в историческом процес­се» анализируются основные концепции положения женщин в различные ис­торические периоды, а также рассматривается динамика изменения гендерных отношений. Данная интродукция необходима для обоснования неизбежности начала движений за права женщин.
Вторая глава «Основные направления феминизма первой половины XX ве­ка» состоит из двух параграфов: в первом - рассматриваются основные направления феминизма первой половины XX века, которые наиболее сильно повлияли на процесс приобретения женщинами политических, социальных и экономических прав, во втором параграфе раскрывается значение «культурно­го» феминизма в моде на примере трех знаменитых кутюрье, которые и фор­мируют визуальный канон эмансипированной женщины.
В третьей главе «Эксцентричный феминизм Запада на службе советской моды 1930-х годов» подробно изучается приезд Эльзы Скиапарелли в Совет­ский Союз, а также прослеживается ее влияние на формирование образа «но­вой» советской женщины.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении многих веков история была уделом мужчин, женщинам отводилось весьма скромное место его верной подруги. Вместе с тем, такой романтический образ вовсе не отрицал того рабского положения, которое женщина занимала на самом деле. Семья, которая должна была стать смыслом всей ее жизни, выбиралась родителями, стремившимися продать свою дочь на максимально выгодных условиях. Мрачный гинекей греческой демократии сменяется просторным римским атриумом, который, вместе с тем, еще больше сделал женщину «подопечной» своего мужа. И если в греческой традиции она воспринималась, как сестра, то Рим сделал женщину пришлой из рода отца, которая обязана выполнить только одну функцию - родить наследников. Хри­стианство, воспевающее равенство людей перед лицом Бога, так же не стре­милось предоставить женщинам равные с мужчинами права. Отцы Церкви ополчились на них за грехи Евы, которые не могла искупить даже Пречистая Дева. Вместе с тем, христианство сделало одну важную вещь - дало женщине возможность выбрать иной путь, нежели рабство в патриархальной семье. Те­перь за толстыми стенами монастырей, женщины могли иметь хоть какую-то свободу. Однако Средневековье не было столь уж «темным». Горожанки и сельчанки много работали и, зачастую, могли иметь весьма обширную финан­совую независимость. Только на исходе эпохи отношение к результатам жен­ского труда стало скорее отрицательным, что принято связывать с повышени­ем уровня жизни населения. Зарождающийся капитализм грамотно восполь­зовался этим обстоятельством: отныне, за свой изнурительный и кропотливый труд женщины стали получать значительно меньше, нежели мужчины. Маг­наты активно поддерживали данную дихотомию, ведь она позволяла получать колоссальную выгоду. Женский труд стал восприниматься как «вспомогатель­ный» по отношению к мужскому. Однако широкое вовлечение женщины в производство все же привнесло некоторые изменения. Женщина стала экономически вполне независимой, что, впрочем, не снимало с нее оков патриар­хальной семьи. Не желая больше мириться с несправедливостью власть иму­щих, «слабый пол» возглавил Великую французскую революцию. Не случайно именно Марианна стала символом принципа «Свобода, равенство, братство». Но на самих женщин этот принцип распространялся крайне недолго. Револю­ционная недозволенность сменилась «второй волной закрепощения» в XIX ве­ке. Однако начало к движению за освобождение женщин было положено: они стали мощной политической силой, которую всячески пытались подавить идеологически. Женщин снова сковали корсеты, а объемные кринолины не позволяли им даже обуться самостоятельно. Все это еще больше стимулиро­вано женщин вступать в ряды феминисток. Кто-то пошел путем суфражисток, требуя равные с мужчинами права. Некоторые пошли еще дальше в своем же­лании не только изменить существующий миропорядок, а вовсе разрушить его. Марксизм, хоть и не разделял борьбу за права женщин от борьбы рабоче­го класса, все же поставил вопрос о равенстве мужчин и женщин.
С начала XX века движения за права женщин (социалистического и ли­берального толка) смогли добиться колоссальных успехов, а Первая мировая война доказала, что в традиционно «мужских сферах» деятельности, женщина может быть столь же успешной. Риторика государств стремилась нивелиро­вать эту растущую эмансипацию, восхваляя образ женщины-матери. Но они сами больше не были согласны лишать себя профессиональных успехов в уго­ду семье. 20-е годы и вовсе создали стиль «гарсон» - девушки, похожей на мальчика. В одежде начинают прослеживаться те тенденции, которые посте­пенно проявляются в обществе. Женщины больше не желали, чтобы их визу­альную репрезентацию создавали мужчины, они начали сами управлять этим процессом. Когда затихли бури политического феминизма, на свет появилось еще более прогрессивное течение - феминизм культурных, когда эксцентрич­ные женщины стали не только проявлять свою индивидуальность в культуре и искусстве, но и демонстрировать впечатляющие предпринимательские спо­собности, которые ранее были исключительно прерогативой мужчин. Такие кутюрье, как Жанна Ланван, Коко Шанель и Эльза Скиапарелли, продемон­стрировали неограниченные возможности женщины в новом мире. Они стали не только владелицами многомиллионных империй, но и ролевой моделью для многих женщин. Модельеры создавали новый визуальный канон, который должен был продемонстрировать возрастающую самоценность женщины в мире. Между тем, французский эксцентричный феминизм стремился расши­рить свое влияние и на новые территории, где вообще были стерты всякие границы между полами, а именно - в Советском Союзе, где женщины получи­ли политическое равноправие, равную с мужчинами оплату труда, активное содействие государства в деле воспитания детей, а также независимость перед лицом мужа. Советская работница пленила французских кутюрье, которые яв­но с недоверием относились к все более навязываемому образу женщины- матери, пришедшему из Соединенных Штатов Америки. Лакомым кусочком казалось и массовое производство, которое активно налаживалось в СССР.
Советский Союз, в то же время, прекрасно понимал, что радикальная феминизация женщин, к которой привела Октябрьская революция, была для государства крайне невыгодной. Это приводит к тому, что в середине 30-х го­дов начинается формирование «новой» советской женщины. Этот образ дол­жен был вобрать в себя не только черты работницы, но и соединиться с неко­гда осмеянным образом традиционной жены и матери. Для построения этого «нового» образа было принято решение позвать профессионалов с Запада, у которых имелся не только опыт создания эстетичной женской одежды, но и использования массового производства (хоть и в меньших масштабах). Меж тем, на эту роль мог подойти только тот кутюрье, который был «лоялен» к со­ветской идеологии. По этой причине выбор пал именно на Эльзу Скиапарелли. С одной стороны, такое решение было не совсем логичным, поскольку модельер славилась своей эксцентричностью, что было неприемлемо для страны победившего пролетариата, с другой - круг общения и социалистические взгляды Скиапарелли, сделали ее идеальным кандидатом. Модельер воспри­няла идею одеть советскую женщину как величайшую возможность, которая сможет раз и навсегда поставить точку в ее вечном состязании с Коко Шанель. Придумав потрясающий и утонченный образ для эмансипированной работни­цы, Скиапарелли не учла лишь одного: Советский Союз не нуждался в «кутюрье» в том понимании, которое было принято на Западе. Да и мода в СССР должна быть управляемой, в то время как в реальности она крайне ир­рациональна и постоянно нуждается в изменениях ради самих изменений. Именно поэтому Скиапарелли покинула Россию практически ни с чем, ее идеи официально приняты не были. Но риторика советских женских журналов, а также продукция Дома Моды на Сретенке, были весьма созвучны с тем, что создавала модельер. Кроме того, весь западный мир еще не один год обсуждал возможные последствия столь масштабного сотрудничества.


I. Источники.
1.1 Опубликованные источники.
1. Битон С. Зеркало моды. - М., 2015. - 397 с.
2. Конституция (Основной закон) СССР в редакции от 5 декабря 1936 г.
3. Скиапарелли. Э. Моя шокирующая жизнь. М., 2012. - 336 с.
II. Литература.
2.1. Монографические исследования:
1. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. (Очерки полити­ческой теории и истории). М., 1998. - 408 с.
2. Антология гендерных исследований. Сб. пер. // сост. и комментарии Гаповой Е. И. и Усмановой А. Р. Минск, 2000. - 384 с.
3. Аристотель. Политика. М., 1997. - 460 с.
4. Бебель А. Женщина и социализм. Женева, 1904. - 538 с.
5. Битон С. Зеркало моды. - М., 2015. - 397 с.
6. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. М., СПб., 1997. - 832 с.
7. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. - 304 с.
8. Бутовская М. Л. Антропология пола. Фрязино. 2013. - 256 с.
9. Бэлсдон Д. П. Женщины Древнего Рима. Увлекательные истории жизни римлянок всех сословий. М., 2016. - 319 с.
10. Васильев А. А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М., 2009. - 544 с.
11. Вон Хэл. В постели с врагом. Тайная война Коко Шанель. М., 2012. - 480 с.
12. Гесиод. Работы и дни. Иркутск. 1992. - 44 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ