Введение 3
Глава 1. Изменение положения женщин в историческом процессе 8
§1. Первобытный мир 9
§2. Древняя Греция 14
§3. Древний Рим 22
§4. Средние века 28
§5. Эпоха Нового и Новейшего времени 34
Глава 2. Основные направления феминизма первой половины XX века 43
§ 1. Либеральное и социалистическое направления феминизма 47
§ 2. Культурный феминизм в моде эпохи авангарда 59
Глава 3. Эксцентричный феминизм Запада на службе советской моды 1930-х годов 75
Заключение 91
Список использованных источников и литературы 95
Двадцатый век оказался свидетелем множества самых разнообразных событий - экономические кризисы сменялись войнами, войны - тоталитарными диктатурами, а те в свою очередь геноцидом. Вместе с тем, драматические происшествия вовсе не исключали важных достижений в социальной и правовой сферах жизни общества.
Начиная с XIX века, когда зародившаяся антропология обратила свой взгляд на развитие семейных отношений, все больше стали звучать голоса за переосмысление роли и места женщины в мире. Первопроходцы в данной области исследований, такие как Иоганн Бахофен, Джон Мак-Леннан, Льюис Генри Морган, а затем и Фридрих Энгельс, показали, что общество не было патриархальным изначально, оно пережило и матриархальную фазу развития отношений. Порабощение женщин мужчинами возникло значительно позже. Это заставило иначе взглянуть не только на саму «природу» женщин, но и на отношения между полами, которые веками базировались на угнетении по половому признаку. Женщины стали задаваться вопросом, кто они есть и откуда пришли, что положило начало движению за предоставление женщинам всего спектра прав - личных, социальных, политических и экономических. И если в начале XIX века голоса в защиту женщин были редкостью, то в конце него феминистское движение достигло небывалых масштабов. Женщины воспротивились тому, что история на протяжении тысячелетий оставалась уделом мужчин. Они стремились найти и свое место в этой истории. Видение женщины как неполноценного дополнения к мужчине больше не удовлетворяло общество. Но что же такое «женщина»? Определяется ли она набором хромосом или все же общество делает человека женского пола тем, кого мы зовем «женщиной»? Философия экзистенциализма утверждает, что никаких реальных и незыблемых различий между мужчинами и женщинами не существует, что «женщина» - это социокультурный конструкт, который создает общество. И никакой «женственности», так воспеваемой романтиками, нет, и никогда не было. Многие современные феминистки, в своем желании закрепить женщину как субъект истории, зачастую вступают в конфликт между попытками отыскать женскую идентичность и вообще отказаться от понятия «женщина» как социальной категории. Однако такое видение едва ли можно назвать продуктивным, поскольку все особенности человеческих отношений можно познать лишь в их совокупности.
Между тем, XX век можно по праву назвать эпохой великого прогресса для женщин. Войны, революции, катаклизмы, так часто вторгавшиеся в жизнь людей в данный период, смогли направить историю по несколько иному руслу, показав, что женщина может играть важную роль во всех сферах жизни общества. «Безумные двадцатые» подарили миру женщину-гарсона, сороковые - женщину с винтовкой, а восьмидесятые недостижимый идеал «super- woman». Вместе с тем, рассмотрение изменения положения женщин было бы неполным, ограничься оно исследованиями истории феминизма. Важно исследовать и тему репрезентации женского образа. Первая половина века не продемонстрировала глубокого разнообразия в этой области. И хотя женщина становится все более независимой, газеты, журналы, кинематограф, а также реклама все еще навязывают образ женщины - матери, вся жизнь которой сводится к поддержанию домашнего очага. Изменяются и сексуальные отношения, которые теперь рассматриваются, как способ получить удовольствие, что делает женщину еще и сексуальным объектом. Большинство пытается соответствовать этим идеалам, навязываемым массовой культурой. Однако, есть и те, кто, стремясь подчеркнуть свою растущую значимость в обществе и преодолеть замкнутый круг, хоть и более либерально, но все же патриархальной системы, все больше берут под контроль процесс моделирования своей собственной репрезентации, что впоследствии и дает такое разнообразие в смене женских визуальных образов за столетие. Естественно, в авангарде этого процесса оказываются женщины-кутюрье. Они меняют индустрию согласно собственным представлениям о женщине, перешагивают через господствующие стереотипы и создают в 30-х годах XX века такой феномен, как культурный (или эксцентричный) феминизм. И если изучение традиционных женских образов литературы и кинематографа имеют весьма глубокую традицию, то модная индустрия эпохи авангарда, как социокультурный феномен, который является не только транслятором происходящих изменений в жизни женщины, но и сам создает определенный визуальный канон, до сих пор не исследовался как отдельное направление феминизма.
Целью исследования является изучение проявлений феминизма в модной индустрии эпохи авангарда.
Задачами исследования являются рассмотрение положения женщин в историческом контексте, а также выявление господствующих взглядов на женскую «природу»; изучение основных направлений феминизма, которые имели наибольшее влияние в конце XIX - начале ХХ веков; выделение основных моделей поведения женщин-кутюрье 20-30-х годов XX в., а также проявление их феминизма в культурной и экономической жизни; оценка влияния западного модного феминизма на становление образа «новой» советской женщины.
Выбор хронологических рамок исследования объясняется тем, что первая половина XX века была крайне насыщенной в деле женской эмансипации. Женщины получают политические права и становятся активными участниками социальной и экономической жизни общества, они также проявляют свою состоятельность в культуре и искусстве и становятся символами финансового успеха, основывая многомиллионные бизнес - империи.
Основными источниками исследования являются воспоминания французского кутюрье Эльзы Скиапарелли1, известного фотографа Сесила Битона2, а также советская периодическая печать данного периода.
Методология и методы исследования. В основу исследования положены принципы историзма и объективности. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что в работе практически обходится стороной феминистская литература. Это делается сознательно, поскольку большинство работ, посвященных гендерным отношениям, изначально основываются на принципе противопоставления мужского мира женскому, что не может гарантировать объективный взгляд на события. Именно по этой причине, для рассмотрения положения женщин берутся работы ведущих исследователей, которые не стремились рассматривать проблему изменения гендера в историческом процессе. Кроме того, видение данных исследователей важно еще и потому, что транслирует традиционные взгляды своего времени и на проблему семьи и роли женщин в ней. Также важной особенностью исследования является выделение специфического направления феминизма культурного (или эксцентричного), который рассматривается в той же пространственно-временной плоскости, что и либеральный, и социалистический. Эта деталь призвана показать, как в указанный период происходит перераспределение сил между «политическим» феминизмом, который несколько ослабевает в период между двумя войнами, и феминизмом «культурным», который посредством формирования визуального канона, изменяет самоценность женщины в обществе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается попытка выделить моду, как одно из направлений феминизма 20-30-х годов XX века, а также вывить влияние западной моды на становление образа «новой» советской женщины.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе «Изменение положения женщин в историческом процессе» анализируются основные концепции положения женщин в различные исторические периоды, а также рассматривается динамика изменения гендерных отношений. Данная интродукция необходима для обоснования неизбежности начала движений за права женщин.
Вторая глава «Основные направления феминизма первой половины XX века» состоит из двух параграфов: в первом - рассматриваются основные направления феминизма первой половины XX века, которые наиболее сильно повлияли на процесс приобретения женщинами политических, социальных и экономических прав, во втором параграфе раскрывается значение «культурного» феминизма в моде на примере трех знаменитых кутюрье, которые и формируют визуальный канон эмансипированной женщины.
В третьей главе «Эксцентричный феминизм Запада на службе советской моды 1930-х годов» подробно изучается приезд Эльзы Скиапарелли в Советский Союз, а также прослеживается ее влияние на формирование образа «новой» советской женщины.
На протяжении многих веков история была уделом мужчин, женщинам отводилось весьма скромное место его верной подруги. Вместе с тем, такой романтический образ вовсе не отрицал того рабского положения, которое женщина занимала на самом деле. Семья, которая должна была стать смыслом всей ее жизни, выбиралась родителями, стремившимися продать свою дочь на максимально выгодных условиях. Мрачный гинекей греческой демократии сменяется просторным римским атриумом, который, вместе с тем, еще больше сделал женщину «подопечной» своего мужа. И если в греческой традиции она воспринималась, как сестра, то Рим сделал женщину пришлой из рода отца, которая обязана выполнить только одну функцию - родить наследников. Христианство, воспевающее равенство людей перед лицом Бога, так же не стремилось предоставить женщинам равные с мужчинами права. Отцы Церкви ополчились на них за грехи Евы, которые не могла искупить даже Пречистая Дева. Вместе с тем, христианство сделало одну важную вещь - дало женщине возможность выбрать иной путь, нежели рабство в патриархальной семье. Теперь за толстыми стенами монастырей, женщины могли иметь хоть какую-то свободу. Однако Средневековье не было столь уж «темным». Горожанки и сельчанки много работали и, зачастую, могли иметь весьма обширную финансовую независимость. Только на исходе эпохи отношение к результатам женского труда стало скорее отрицательным, что принято связывать с повышением уровня жизни населения. Зарождающийся капитализм грамотно воспользовался этим обстоятельством: отныне, за свой изнурительный и кропотливый труд женщины стали получать значительно меньше, нежели мужчины. Магнаты активно поддерживали данную дихотомию, ведь она позволяла получать колоссальную выгоду. Женский труд стал восприниматься как «вспомогательный» по отношению к мужскому. Однако широкое вовлечение женщины в производство все же привнесло некоторые изменения. Женщина стала экономически вполне независимой, что, впрочем, не снимало с нее оков патриархальной семьи. Не желая больше мириться с несправедливостью власть имущих, «слабый пол» возглавил Великую французскую революцию. Не случайно именно Марианна стала символом принципа «Свобода, равенство, братство». Но на самих женщин этот принцип распространялся крайне недолго. Революционная недозволенность сменилась «второй волной закрепощения» в XIX веке. Однако начало к движению за освобождение женщин было положено: они стали мощной политической силой, которую всячески пытались подавить идеологически. Женщин снова сковали корсеты, а объемные кринолины не позволяли им даже обуться самостоятельно. Все это еще больше стимулировано женщин вступать в ряды феминисток. Кто-то пошел путем суфражисток, требуя равные с мужчинами права. Некоторые пошли еще дальше в своем желании не только изменить существующий миропорядок, а вовсе разрушить его. Марксизм, хоть и не разделял борьбу за права женщин от борьбы рабочего класса, все же поставил вопрос о равенстве мужчин и женщин.
С начала XX века движения за права женщин (социалистического и либерального толка) смогли добиться колоссальных успехов, а Первая мировая война доказала, что в традиционно «мужских сферах» деятельности, женщина может быть столь же успешной. Риторика государств стремилась нивелировать эту растущую эмансипацию, восхваляя образ женщины-матери. Но они сами больше не были согласны лишать себя профессиональных успехов в угоду семье. 20-е годы и вовсе создали стиль «гарсон» - девушки, похожей на мальчика. В одежде начинают прослеживаться те тенденции, которые постепенно проявляются в обществе. Женщины больше не желали, чтобы их визуальную репрезентацию создавали мужчины, они начали сами управлять этим процессом. Когда затихли бури политического феминизма, на свет появилось еще более прогрессивное течение - феминизм культурных, когда эксцентричные женщины стали не только проявлять свою индивидуальность в культуре и искусстве, но и демонстрировать впечатляющие предпринимательские способности, которые ранее были исключительно прерогативой мужчин. Такие кутюрье, как Жанна Ланван, Коко Шанель и Эльза Скиапарелли, продемонстрировали неограниченные возможности женщины в новом мире. Они стали не только владелицами многомиллионных империй, но и ролевой моделью для многих женщин. Модельеры создавали новый визуальный канон, который должен был продемонстрировать возрастающую самоценность женщины в мире. Между тем, французский эксцентричный феминизм стремился расширить свое влияние и на новые территории, где вообще были стерты всякие границы между полами, а именно - в Советском Союзе, где женщины получили политическое равноправие, равную с мужчинами оплату труда, активное содействие государства в деле воспитания детей, а также независимость перед лицом мужа. Советская работница пленила французских кутюрье, которые явно с недоверием относились к все более навязываемому образу женщины- матери, пришедшему из Соединенных Штатов Америки. Лакомым кусочком казалось и массовое производство, которое активно налаживалось в СССР.
Советский Союз, в то же время, прекрасно понимал, что радикальная феминизация женщин, к которой привела Октябрьская революция, была для государства крайне невыгодной. Это приводит к тому, что в середине 30-х годов начинается формирование «новой» советской женщины. Этот образ должен был вобрать в себя не только черты работницы, но и соединиться с некогда осмеянным образом традиционной жены и матери. Для построения этого «нового» образа было принято решение позвать профессионалов с Запада, у которых имелся не только опыт создания эстетичной женской одежды, но и использования массового производства (хоть и в меньших масштабах). Меж тем, на эту роль мог подойти только тот кутюрье, который был «лоялен» к советской идеологии. По этой причине выбор пал именно на Эльзу Скиапарелли. С одной стороны, такое решение было не совсем логичным, поскольку модельер славилась своей эксцентричностью, что было неприемлемо для страны победившего пролетариата, с другой - круг общения и социалистические взгляды Скиапарелли, сделали ее идеальным кандидатом. Модельер восприняла идею одеть советскую женщину как величайшую возможность, которая сможет раз и навсегда поставить точку в ее вечном состязании с Коко Шанель. Придумав потрясающий и утонченный образ для эмансипированной работницы, Скиапарелли не учла лишь одного: Советский Союз не нуждался в «кутюрье» в том понимании, которое было принято на Западе. Да и мода в СССР должна быть управляемой, в то время как в реальности она крайне иррациональна и постоянно нуждается в изменениях ради самих изменений. Именно поэтому Скиапарелли покинула Россию практически ни с чем, ее идеи официально приняты не были. Но риторика советских женских журналов, а также продукция Дома Моды на Сретенке, были весьма созвучны с тем, что создавала модельер. Кроме того, весь западный мир еще не один год обсуждал возможные последствия столь масштабного сотрудничества.
I. Источники.
1.1 Опубликованные источники.
1. Битон С. Зеркало моды. - М., 2015. - 397 с.
2. Конституция (Основной закон) СССР в редакции от 5 декабря 1936 г.
3. Скиапарелли. Э. Моя шокирующая жизнь. М., 2012. - 336 с.
II. Литература.
2.1. Монографические исследования:
1. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. (Очерки политической теории и истории). М., 1998. - 408 с.
2. Антология гендерных исследований. Сб. пер. // сост. и комментарии Гаповой Е. И. и Усмановой А. Р. Минск, 2000. - 384 с.
3. Аристотель. Политика. М., 1997. - 460 с.
4. Бебель А. Женщина и социализм. Женева, 1904. - 538 с.
5. Битон С. Зеркало моды. - М., 2015. - 397 с.
6. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. М., СПб., 1997. - 832 с.
7. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. - 304 с.
8. Бутовская М. Л. Антропология пола. Фрязино. 2013. - 256 с.
9. Бэлсдон Д. П. Женщины Древнего Рима. Увлекательные истории жизни римлянок всех сословий. М., 2016. - 319 с.
10. Васильев А. А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М., 2009. - 544 с.
11. Вон Хэл. В постели с врагом. Тайная война Коко Шанель. М., 2012. - 480 с.
12. Гесиод. Работы и дни. Иркутск. 1992. - 44 с.
...