Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы работы. 7
1.1 Проблемы изучения формирования корпоративной культуры в экономической социологии. 7
1.2 Анализ методик исследования корпоративной культуры 10
1.3 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры 15
1.4 Понятие здорового образа жизни как элемента корпоративной культуры 18
Глава 2: Особенности формирования мотивации работника 22
2.1 Процесс формирования мотивации работника 22
2.2 Особенности воздействия корпоративной культуры на внутреннюю мотивацию работника. 27
Заключение 56
Список используемой литературы 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
С развитием экономической среды в мире, появляется все больше новых предприятий. Несмотря на количество предприятий, каждое из них особенно по-своему. С первых дней своего существования, оно (предприятие) начинает формировать свою собственную рабочую атмосферу, климат, характерные роду занятий и принципам компании. Такой климат является фундаментом уникальной организационной (корпоративной) культуры, которая находит свое отражение в формальных и неформальных правилах, ценностях и стилях поведения, регулирующих социально-экономические коммуникации в рамках данной организации.
Изучение феномена корпоративной культуры становится все более популярным и актуальным с каждым годом, поскольку экономическая среда развивается и интерес со стороны ученых-практиков (представители организационного менеджмента, HR-менеджмента и т.д) и теоретиков растет.
Корпоративная культура является основополагающим моментом в жизни той или иной компании. Не будет лишним упомянуть, что мы живем в век свободы, толерантности и поддержания здорового образа жизни. Корпоративная культура объединяет все эти аспекты, внося в них объединяющее звено — создание общих ценностей, верований, убеждений.
Корпоративная культура является действенным способом конкурентной борьбы на рынке. Ее развитие в фирме принесет дополнительный доход, улучшение рабочей среды и создание целостного предприятия, способного противостоять неустойчивым условиям живого рынка. Основными носителями корпоративной культуры являются люди. Даже если она формально нигде не оформлена, она все равно существует. Она определяет основные моменты существования работника в данной среде: того, как он должен работать, взаимодействовать — передается этика предприятия.
«В здоров теле — здоровый дух»! — высказывание, которое может описать все последующие предложения о том, что элемент здорового образа жизни является наиважнейшим в корпоративной культуре. Сюда входит не только физический аспект здоровья работника, но и его морально-психологическое состояние. Ни для кого не секрет, что человек, который хорошо питается, занимается спортом, регулярно посещает психолога, имеет строгий режим дня, спит достаточное количество времени и просто поддерживает себя в хорошем состоянии, более целеустремленный и смекалистый в сфере труда. Также важно отметить, как сильно влияет на состояние работника рабочая среда, загруженность, коллектив и наличие четко нормированного рабочего дня – все эти компоненты могут объяснить тот или иной уровень мотивации работника выполнять поставленные задачи качественно.
В данном случае на работу можно смотреть через призму соревновательного духа как в спорте, так и на работе. Выработка его через спорт в рабочую деятельность в фирме может привести к повышению эффективность рабочей деятельности, но также это может повлиять негативно на состояние работника, в зависимости от уровня принуждения участия в оздоровительных мероприятиях, ведь каждый работник индивидуален в вопросах спорта.
Забота о состоянии здоровья работников — важное направление в работе крупных компаний. Из-за того, что нынешнее поколение довольно мобильно, оно часто меняет место работы. Удержание ключевых кадров является одной из причин повышения лояльности к сотрудникам. Интересно заметить, что поддержания здорового образа жизни в коллективе чревато тем, что в дальнейшем, при найме на работу будут уделять внимание образу жизни будущего подопечного. Также в данном вопросе важно учитывать тренды среди молодежи и на рынке труда, ведь на этом основывается, чаще всего, подход компаний в организации корпоративных мероприятий.
Непосредственно в экономической социологии делается акцент на способность корпоративной культуры влиять на мотивацию трудового коллектива. Сам феномен мотивации стоит изучать с двух сторон: с точки зрения формирования внутренней мотивации и формирования внешней мотивации. “Мотивирование убивает мотивацию” – так считает Райнхард К. Шпренгер .
Формирование внутренней мотивации работников является наиважнейшей функцией корпоративной культуры. Внешняя мотивация, чаще всего, сопровождается многими контрпродуктивными побочными влияниями и отдаленными последствиями, которые сводят к нулю намеченный эффект роста достижений.
Таким образом, актуальностью данной работы можно назвать ситуацию на рынке в целом и существование среди молодежи тенденции ведения здорового образа жизни и заботы о себе. Также важно отметить популярность темы мотивирования работников, которая обсуждается на многих форумах, посвященных труду. Сама корпоративная культура является основой существования той или иной компании и ее изучение может позволить влиять на результативность работы сотрудников и общее понимание того, насколько успешно компания ведет работу как внешне, то есть на рынке, так и внутренне, то есть внутри компании.
Объектом исследования в данной дипломной работе является корпоративная культура, как способ формирования внутренней мотивации работника. Предметом исследования является процесс формирования внутренней мотивации работника в условиях корпоративной культуры с упором на здоровый образ жизни. Цель данной дипломной работы заключается в анализе актуальности внедрения тех или иных элементов здорового образа жизни для создания внутренней мотивации работника.
Задачами дипломной работы являются:
1. Исследовать отношение студентов 3-4 курсов ВУЗов Санкт-Петербурга к практикам здорового питания;
2. Изучить основные аспекты мотивации работника;
3. Проанализировать существующие тенденции в вопросах корпоративной культуры;
4.Определить понятие здорового образа жизни в условиях осуществления рабочей деятельности в организации;
5. Проанализировать понятие корпоративной культуры в организации.
Для проведения эмпирического исследования отношения студентов 3-4 курсов ВУЗов Санкт-Петербурга к практикам здорового питания был разработан анкетный опрос, состоящий из трех основных блоков: социально-демографические данные, практики пищевого поведения и здоровый образ жизни.
Идея корпоративной культуры не так очевидна, как это может показаться в самом начале ее изучения/исследования. В начале изучения данной темы я была уверена, что в большей степени понимаю, о чем это и “с чем это едят”. Сейчас же, посетив Международный Форум труда в 2019, 2020 и в 2021 годы, проведя не менее 7 прикладных исследований, которые были связаны с общением в коллективе и исследованием тех или иных рабочих моментов, напрямую столкнувшись с работой в организации и с уже созданной корпоративной культурой, а также проведенными интервью для данной дипломной работы, пришло осознание того, что корпоративная культура это то, что нельзя исследовать до конца и это не то, что можно сформировать одному человеку. Ее можно направлять, но формируется она сама, в условиях группы людей. Она есть везде, не только на работе, но и в другой жизненной среде. Под нее надо подстраиваться и ее надо понимать, иначе не получится работать, к сожалению.
Это можно назвать актуальностью данной дипломной работы и моим личным интересом изучения данного вопроса. Я понимаю, что диплом должен быть максимально научным и сдержанным в выражениях, но все же мне бы хотелось добавить немного живости в это искусство написания серьезных работ, ведь это тоже творчество. Мне очень хочется, чтобы эта дипломная работа привнесла практическую и эмоционально позитивную полезность.
Именно таким лирическим отступление, не то, чтобы научным, я бы хотела завершить свою дипломную работу.
Важность корпоративной культуры сейчас отмечается практически на каждом форуме, посвященному труду. Так, на корпоративную культуру необходимо смотреть с двух точек зрения: с точки зрения управления и с точки зрения тех, на кого это управление осуществляется. Что касается второй категории, а именно категории работников, то тут необходимо, по моему мнению, смотреть в первую очередь на молодежь, и на те тренды, которые существуют. Каждая корпоративная культура особенна по-своему. Непросто так в данном словосочетании присутствует такой термин, как культура. Культура, как ее принято понимать, это то, что формируется человеком, а именно разнообразием социальных связей в том или ином социальном институте или среде. Так, в рабочей сфере принято говорит о корпоративной культуре. Каждый работодатель сейчас знает, что это такое.
Также, в данном вопросе важно понимание того, что ожидает современный работодатель. С переходом в постиндустриальное общество процесс адаптации к новым условиям труда и формирование новых навыков ускоряется. Появляются новые тренды и новые способы мотивирования работников. Именно в этом моменте пересекаются три составляющие моей дипломной работы: корпоративная культура, мотивация и здоровый образ жизни как элемент корпоративной культуры. Я бы хотела сделать акцент на молодежь в возрасте от 16 до 35 лет, которая непосредственно и формирует тренды и является одной из основных составляющих в сфере креативности нашего общества. По данным исследования, которое я провела был выявлен тренд на здоровое питание среди молодежи. В завершение дипломной работы я бы хотела, опять же, подчеркнуть важность трендов в формировании корпоративной культуры и готовности работников к внедрению новых элементов в корпоративную культуру.
1. Безруков Д.Н. Общая оценка состояния и развития организационной культуры в современной России // Вестник ПАГС. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2011. - №4, С. 162 – 166.
2. Годпастер Е., Холлоран Т. Анатомия духовного и социального сознания корпорации: кейс Medtronic, INC. Российский журнал менеджмента. 2006. № 4.–С. 99-118.
3. Энциклопедический социологический словарь / Общ.ред. Осипова Г.В. М., 1995.–С. 45
4. Карасева К.С., Петров А.В. Исследования корпоративной культуры труда в современной экономической социологии. // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 4. – С. 80–83.
5. Барков С.А., Дорохина О.В. Объединение компаний как социальный процесс: современные реалии [Текст]. - Вестник московского университета Сер. 18. Социология и политология. 2013 – С.27- 45.
6. Башурина С. – Внимание работодателей к здоровому образу жизни сотрудников: нам спорт работать и жить помогает? [Электронный ресурс]. URL:http://moneyandwork.ru/?p=1669(Дата обращения 20.05.19).
7. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.–С. 79.
8. Шпренгер, Райнхард Мифы мотивации. Выходы из тупика/ Перевод с нем. - «Духовное познание», Калуга, 2004– С. 99.7
9. Карпович Ю.В., Лепихин В.В. Корпоративная культура как инструмент здоровьесберегающего менеджмента предпринимательской организации [Текст]. - Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2013 – C. 76-84.
10. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка [Текст]: / СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. – C. 24-31.
11. Тонгуш В.В. Особенности влияния корпоративной культуры на развитие организации // Инновационная наука. No4. 2017. – C. 206-209.
12. Унылова А.В. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации - Теория и практика общественного развития, 2014 [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-podderzhanie-korporativnoy-kultury-v-organizatsii/viewer (Дата обращения 23.05.20).
13. Bourdieu P. La Distinction. Critique sociale du jugement. P.: Minuit, 1979.–С. 36.
14. «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г. Махачкала» – «Здоровый Образ Жизни» [Электронный ресурс]. URL:https: //rzhdb05.ru/patsientam/zoj.html(Дата обращения 18.04.21).
15. Информационно-образовательный портал HR-tv.ru “Забота о питании как часть корпоративной культуры ГК «Р-Фарм” [Электронный ресурс]. URL:https://hr-tv.ru/articles/zabota-o-pitanii-kak-chast-korporativnoj-kultury-gk-r-farm.html(Дата обращения 23.04.21).
16. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Республике Мордовия “Результаты исследования по ведению здорового образа жизни на основе анонимного анкетирования работников медицинской организации г. Саранска” [Электронный ресурс]. URL:http://13.rospotrebnadzor.ru/center/services/zdorov_obraz/135886(Дата обращения 23.04.21).
17. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб: Питер, 2011. – C. 173-235.
18. Власова Е.Ф. Корпоративная культура как фактор социальной адаптации новых работников: автореф. дис.…канд. социол. наук. – Екатеринбург: НОУ ВПО «Гуманитарный университет», 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2510/1/urgu0747s.pdf (дата обращения: 20.04.21).