Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЕННАЯ ЭЛИТА ГЕРМАНИИ В ЭГОДОКУМЕНТАХ И СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ: ПРИМЕР ФАБИАНА ФОН ДОНЫ

Работа №132284

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
§1 Цели и задачи исследования 7
§2 Эгодокументы и их место в исторической науке 8
§3 Общие труды по истории автобиографий и эгодокументов 16
§4 Немецкая историографическая традиция изучения эгодокументов 24
§5 Новые пути развития изучения автобиографий и эгодокументов 30
§6 Фабиан фон Дона: литература и источники 33
Глава №1 37
§7 Фабиан фон Дона: биография и родственные связи 37
§8 Ранние годы 44
§9 Военная и дипломатическая служба 50
§10 Участие в походах немецких протестантов во Францию 55
§11 Возвращение в Пруссию 60
Глава №2 69
§12 Автобиография Фабиан фон Дона: автор в тексте эгодокумента 69
Заключение 84
Список литературы и источников 88

Эгодокументы как исторические источники всегда представляли огромную ценность для историков. В них вполне оправданно стремились разглядеть не только картины общественного быта, но и авторизованный взгляд на различные явления эпохи. Успехи исторической антропологии и микроанализа социальных структур сегодня вновь и вновь возвращают ученых к, казалось бы, хорошо известным памятникам.
Говоря о мемуарах и автобиографиях раннего Нового времени как о жанре повествования, необходимо уяснить принципиально важные моменты построения произведений. Следует обратить внимание на то, что любые воспоминания, изложенные на бумаге, в понимании современного человека, стремятся воссоздать картину1, соответствующую социальным нормам, которые могут быть подвержены сильной дифференциации2. Мемуары XVI—XVII века построены несколько по-другому3: в них есть определенный стандарт, отражающий поведение персонажей или наиболее существенные для них деяния, а не ярко выраженная индивидуальность4. Всё это обусловливает отрывочность рассказов, недостаток внимания к личным волнениям, к духовной жизни героев5. Можно сказать, что субъективность источника уже сама по себе является источником, отражающим тот стиль восприятия жизни, который был свойственен авторам. Увеличение подобного рода произведений в немецких землях XVI-XVII веков весьма показательно (к примеру, биографии братьев Фрундсбергов)6. Отдельно взятая персона была интересна, прежде всего, как член корпорации7.
Исторические изыскания последних десятилетий обращают внимание на эгодокументы представителей военной элиты Священной Римской Империи раннего Нового времени. Характерно, что исследователи стали фокусировать внимание не на ярчайших представителях высшего сословия, а на среднестатистических выходцев из мелких дворянских корпораций, низших слоев населения эпохи Средних веков и раннего Нового времени8. Малоизученные документы вновь выходят на авансцену исторической науки - автобиографии, мемуары, записки, дневники, корреспонденция подвергаются тщательному анализу историков и рассматриваются в рамках актуальных направлений. Особенно отмечаются документы, в которых историк может проследить не только трансформации общественного уклада, социальные катаклизмы, но и изменения в мировоззрении автора, в канонах записей о себе.
В данном случае вызывает интерес автобиография представителя немецкой военной элиты, прусского дипломата, бургграфа Кёнигсберга Фабиана фон Доны, которая была создана в начале XVII века. Как и многие коллеги по сословию, во второй половине XVI века Дона начинал свой путь с обучения в городских гимназиях, поездок по знаковым местам Европы. Одним из главных достижений дворянина стало поступление на службу к знаменитым княжеским династиям Империи (к примеру - пфальцским Виттельсбахам и бранденбургским Гогенцоллернам). Отсутствие средств существования заставляло Фабиана и заниматься вербовкой наёмников для пфальцграфа Иоганна Казимира, и выступить на стороне польской короны в осаде Пскова 1581 года во время Ливонской войны. Тесные контакты с протестантской элитой помогли прусскому дворянину стать во главе военных экспедиций на помощь гугенотам в соседнюю Францию в 1587 и 1591 годах, которые не достигли поставленных целей. Военные неудачи Фабиан фон Дона с лихвой восполнял незаурядными коммуникативными способностями - последние десятилетия XVI века пфальцское курфюршество будет нуждаться в дипломатической службе выходца из Восточной Пруссии. После кончины дорогого и любимого господина Иоганна Казимира, Дона был приглашен ко двору бранденбургских курфюрстов Иоахима Фридриха и Иоганна Сигизмунда. В 1600 году дипломат полностью переключается на вопросы дальнейшего устройства прусского герцогства. Защищая интересы местной знати и протестантов, вступая в борьбу за независимость и самостоятельность региона, Фабиан фон Дона внёс ощутимый вклад в сохранение суверенитета и культурного наследия Пруссии9.
Персона Фабиана фон Доны - это продукт социальной и культурной среды немецких земель эпохи раннего Нового времени, так как через его жизненный путь прошел ряд значимых событий XVI-XVII вв.. Изучение эгодокументов, связанных с прусским дипломатом, позволит взглянуть от лица персонажа на реалии общественной жизни в Германии XVI-XVII вв., так же позволит сформировать представление о типичном или нетипичном в восприятии собственных деяний, описанных в тексте автобиографии . Объектом исследования выступает жизненный путь в зеркале самооценки и отношения с семейной корпорацией, коллегами, друзьями, а так же патронами через призму отдельных замечаний автора на страницах эгодокумента.
Верхняя граница хронологического отрезка изучаемого в работе определяется второй половиной XVI века, потому как именно в это время начинается жизненный путь героя мемуаров - Фабиана фон Доны. Во второй половине XVI века в Германии произошли заметные перемены: Реформация дала толчок общественному движению и разделила страну на два религиозных лагеря. Противостояния и социальные катаклизмы этой эпохи отразились как на судьбе Фабиана фон Доны, так и на его мировосприятии. Крайне важно предоставить подробный обзор биографии прусского дипломата, дабы сформировать представление о среде, в которой жил герой мемуаров. Нижняя граница определяется 1621 годом, так как к этому времени жизнь изучаемого персонажа подошла к концу.
Актуальность работы обусловлена тем, что проблема исследования авторизованных сочинений представителей мелкого дворянства Германии, остается не до конца изученной в отечественной науке. На современном этапе зарубежные научные изыскания, связанные с изучением эгодокументов западноевропейской сословной элиты раннего Нового времени, занимают ведущие позиции в мире исторической антропологии и новой социальной истории10. Подобного рода исторические источники всегда находились в центре внимания, однако всегда существовал огромный комплекс проблем исследования мемуаристики: типологизация, методология исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Автобиографию прусского дипломата Фабиана фон Доны вполне можно охарактеризовать как типичный эгодокумент эпохи раннего Нового времени. По всем канонам авторизованного сочинения Дона представляет читателю свой жизненный путь в свойственной тому времени манере. Перед нами эгодокумент, в котором мы видим повествование по хронологическому принципу, погодные записи событий, отрывочные сведения о личной жизни, достаточно подробные рассказы о поездках, контактах и службе. Цель создания подобного произведения следует связать с желанием продемонстрировать потомкам, а так же коллегам авторизованный взгляд на поворотные моменты в истории не только прусского региона, но и в целом Европы. Но посвящений, адресованных кому-либо просто невозможно найти в документе.
Отрывочность изложения на бумагу собственного мнения видится вполне не случайной. Личность Фабиана фон Доны - безусловно, воспринимается в духе своего времени и её восприятие окружающего мира не всегда чётко отражается в тексте автобиографии. Это может быть связано с личной позицией автора, который не мог позволить по ряду причин акцентировать внимание на описание отдельных событий, дабы не портить свою репутацию. Или же некоторые фрагменты собственного жизнеописания казались автору обыденными.
Затрагивая понятие самооценки в тексте эгодокумента стоит отметить, что характеристика автора того или иного события, поступка, происшествия проявляется в ярких, но крайне редких фрагментах текста, где дворянин начинает рассуждать о мотивах и деталях. Такие воспоминания Доны связаны со службой при дворе Иоганна Казимира, прежде всего - с последствиями неудачного похода немецких протестантов в 1587 году на помощь гугенотом, где Фабиан отвечал за немецкую сторону дела1. Фактически, это единственная тема, на которую Дона обращает должное внимание в рамках своего жизнеописания. Этот факт видится совершенно не случайным, так как после провала военной компании во Франции положение Фабиана фон Доны при дворе довольно серьёзно пошатнулось. Около года понадобилось дипломату чтобы попасть в Гейдельберг ко двору любимого господина и вновь получить привилегированное положение в Пфальце2. Оценивая весь жизненный путь в тексте жизнеописания, можно сказать, что отсутствие успеха предприятия протестантов во Франции - самая большая неудача на пути бурно развивающейся карьеры прусского дворянина, за которую Доне придется оправдываться достаточно долго3. К сожалению, взгляда самого участника на события и ход военной экспедиции не осталось.
Перед читателем мемуаров предстает образ прусского дворянина, который из обычного представителя мелкой знати на периферии Империи превращается в знатока всех дипломатических тонкостей и одного из влиятельных людей прусского герцогства начала XVII века.
Касаясь структурной социограммы отношений с родственниками, друзьями и патронами складывается следующая ситуация: герой оставляет совершенно формальные записи о членах семьи, которые косвенно фигурируют во многих эпизодах биографии Фабиана фон Доны. Самая яркий представитель дворянской семьи в описании прусского дипломата - это, безусловно, Агаций фон Дона4. Старший брат, глава семейства, опекун Фабиана - к его советам на протяжении всего жизненного пути Дона будет прислушиваться и выполнять его просьбы фактически безукоризненно. Влияние Агация на становление Фабиана фон Доны как видного деятеля протестантской дипломатии невозможно переоценить. В тексте эгодокумента старший брат выступает один из самых близких людей, который всегда следит за деятельностью своего младшего брата.
Отношения с коллегами по сословию и патронами не лишены формальностей и биографических штампов того времени. Без особого энтузиазма Дона рассказывает о контактах с товарищами, компаньонами5. Совершенно иными видятся отношения с патронами, а конкретно - с одним ярким представителем княжеской ассамблеи Священной Римской Империи. Пфальцграф Иоганн Казимир не только являлся вдохновителем всех военных компаний протестантов Империи во второй половине XVI века, но и могущественным покровителем, добрым другом своего слуги Фабиана фон Доны. На протяжении всего текста автобиографического свидетельства читатель имеет возможность сравнить отношение автора к персоне Иоганна Казимира с другими патронами, к примеру - бранденбургскими курфюрстами из рода Гогенцоллернов. Задушевные рассказы из уст пфальцграфа, встречи, совместное времяпрепровождение, переживания за мнение господина о своем верном слуге - всё это находит отражение в тексте сочинения прусского дипломата6. Полное доверие своему подданному (к примеру - назначение регентом в Гейдельберге) и всевозможная поддержка оставили след в памяти бургграфа, который будет к концу своей жизни часто вспоминать дорого господина7. Эти факты могут говорить лишь о том, что до самой смерти пфальцграф Иоганн Казимир, наравне с близкими родственниками, входил в орбиту особо приближенных людей к персоне Фабиана фон Доны.


1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит. статья A. А. Столярова. — М.: «Ренессанс», СП ИВО - СиД, 1991. - 488 С.;
2. Жизнь Якова Андреэ, доктора теологии, описанная им самим с большой достоверностью и искренностью вплоть до 1562 г. от Рождества Христова// Память детства: Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего Нового времени (III—XVI вв.)/ Под ред. В. Г. Безрогова. М.: Изд-во УРАО, 2001;
3. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Под ред. И.И. Толстого. М., 1993;
4. Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., Алетейа-Новый акрополь, 1998. 224 С.;
5. Петр Абеляр. История моих бедствий / Петр Абеляр; перевод с лат. С.С. Неретиной ; [примеч. С.С. Неретиной] / Послесловие С.С. Неретиной. Рос. акад. наук, Ин-т филосо- фии. - М. : ИФРАН, 2011. - 125 С.;
6. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева,
B. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. Т. 1, 3. 1990-1993;
7. Полный перевод: Исократ. Речи. Письма; Малые аттические ораторы. - М., 2012. - 1072 С.;
8. Руссо Ж.-Ж.: Избранные сочинения. М., 1961;
9. Салимбене де Адам. Хроника. Пер. с лат. И. С. Култышевой, С. С. Прокопович, В. Д. Савуковой, М. А. Таривердиевой. Статьи О. Ф. Кудрявцева, В. Д. Савуковой, М. А. Таривердиевой. Сост. В. Д. Савуковой. М.: РОССПЭН, 2004. 984 С.;
10. Састров В. фон. Рассказы о жизни / Пер. Е. Казбековой // Память детства: Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего Нового времени (III--XVI вв.);
11. Св. Игнатий Лойола. Рассказ паломника о своей жизни, или Автобиография. — Москва: Колледж философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, 2002;
12. Adam ReiBner: Historia Herrn Georgen vnnd Herrn Casparn von Frundsberg, Vatters vnd Sons, Frankfurt am Main, 1568;
13. Aubais: Pieces typiques pour servir a 1'histoire de France, Chaubert, 1765;
14. Bezo1d, Friedrich von: Briefe des Pfalzgrafen Johann Casimir mit verwandten Schriftstucken; Bd. 3. Munchen. 1903;
15. Christian Krollmann: Selbstbiographie des Burggrafen Fabian zu Dohna. Dunckerund Humblot, Berlin. 1905;
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ