Введение 3
Глава 1. Кинопрокат Ленинграда в 1945-1960-х гг 11
§1. Киносеть Ленинграда по окончании Великой Отечественной войны 11
§2. Система управления и организации кинообслуживания населения и проката фильмов 17
§3. Репертуар ленинградских кинотеатров 27
Глава 2. Организация досуга ленинградцев 35
§1. Кинотеатры как центры организации досуга горожан 35
§2. Культурно-просветительская работа учреждений кинопроката 41
Глава 3. Экономика ленинградского кинопроката 49
§1. Роль кинопроката в экономике Ленинграда 49
§2. Строительство и оборудование городских кинотеатров 52
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Приложение 61
Проблема организации свободного времени является одной из наименее изученных тем в отечественной историографии. Обусловлено это, прежде всего тем, что большое количество этого времени у граждан появилось, в связи с введением пятидневной рабочей недели лишь в 1967 г. Поэтому специальные исследования на эту тему появились недавно. Однако и прежде ученые обращались к таким сюжетам. Например, для 1950-1960-х гг. было характерно появление трудов, в центре внимания которых находились вопросы деятельности партии по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня жизни населения.1 Используя подходы, обращенные к проявлениям организации свободного времени советских людей исследователи вводили в научный оборот немало материалов по этой проблематике.
Для научной литературы, 1960-1980-е гг., была характерна приверженность идеологеме «коммунистического строительства», в 1970-е гг. модифицированной в концепцию «развитого социализма». Объективно существовавшие будничные проблемы повседневной жизни в основном связывались с «остатками старого в быту», «нарушением принципов социализма» и «капиталистическим окружением». Кроме того, в исследованиях бытовая сторона жизни общества находила отражение лишь в качестве дополнения «большой» истории. Особенностью советской историографии было преимущественно фрагментарное рассмотрение основных аспектов советской повседневности, что препятствовало ее глубокому анализу. Основной акцент делался на сознательности советских тружеников, их прямой заинтересованности в результатах своего труда и стремлении приблизить «светлое будущее».2 Следует отметить, что на рубеже 1970-1980-х г. в исследованиях материального благосостояния советских людей наметилось существенное продвижение вперед, чему способствовала разработка историками первичных материалов бюджетных обследований семей рабочих и колхозников.3 В частности, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов и другие исследователи отмечали, что благодаря перенесению в сферу общественного производства ряда бытовых занятий, значительно увеличилась продолжительность свободного времени городских рабочих. Тогда же многие виды досуга (посещение музеев, выставок, библиотек и театров) перестали быть элитарными формами времяпрепровождения, хотя они и не получили достаточного распространения среди населения.
Заметным явлением в историографии советского периода стала многотомная история советского рабочего класса, содержавшая богатый фактический материал о быте, питании, обеспечении семей рабочих жильем, предметами первой необходимости и услугами.4 Однако качественно новым этапом в изучении советской повседневности и уровня жизни населения СССР стал период конца 1980-х - начала 1990-х гг.5 Значительный интерес применительно к нашей теме представляет исследование Е. Ю. Зубковой о послевоенном советском обществе.6 Широкое использование писем и воспоминаний простых граждан позволило реконструировать советскую жизнь не только в официальном дискурсе, но и глазами обычных людей того времени.
Очевидно, что в современной российской исторической науке история повседневности возникла на волне очевидного самоисчерпания позитивистских приемов работы с источниками и устаревания прежних объяснительных парадигм - марксистской и структуралистской. Проблемное поле исследований советской повседневности составили следующие основные темы: формирование советского «ландшафта»; изменение публичного и частного жилищного пространства горожанина; качество жизни советского человека; гендерные аспекты советской повседневности; советское детство: школа и детская литература, детское кино и театр; миграция как фактор повседневности: бегство и высылка, переселение и переезд, «покорение Севера» и распределение.
Особо можно выделить ряд исследований, внесших существенный методологический и историографический вклад в изучение советской повседневности. Среди них книга Н. Н. Козловой «Советские люди: Сцены из истории», основанная на материалах «Народного архива» и включенная в специфический интеллектуальный контекст7. В отличие от исследователей, которые в 1990-х гг. оценивали советское прошлое как нечто «безвозвратно ушедшее» и «больное», Козлова не рассматривала границу между прошлым и настоящим как непроницаемую: «Советское общество - предпосылка того, что происходит здесь и теперь».8
Примером применения социологического подхода к истории повседневности является монография Н. Б. Лебиной о советском городе 1920—1930-х гг. Концептуальной основой для анализа различных форм повседневной жизни исследователю послужила дихотомия «норм и отклонений». В книге изучаются как традиционные «аномалии» (пьянство, преступность, проституция и самоубийства), так и аномалии, ставшие нормой при новой власти и, прежде всего, коммунальный быт и коммунистическая религия. В работе предложены два весьма характерных постулата: нэп ознаменовался «возрождением привычных бытовых практик», а «великий перелом» - переходом «к аномальным практикам повседневности».9 В совместном исследовании Н. Б. Лебина и А. Н. Чистиков анализируют, как конкретно проявлялись новые веяния эпох НЭПа и «оттепели» в таких сферах как жилье, одежда, досуг советского человека. Уделяют авторы внимание и кино как одному из любимых видов времяпрепровождения жителей Ленинграда10.
Специальных работ по истории досуга советских людей и, в частности, организации кинообслуживания совсем немного. Существуют диссертационные исследования, посвященные проблемам кинопроизводства и кинопроката в СССР созданные за последние 15 лет11. Однако настоящее исследование посвящено вопросам, связанным непосредственно с кинопрокатом, поэтому использование публикаций о кинематографе обусловлено влиянием процессов создания фильмов на кинопрокат.
В историографии наблюдается некоторая однобокость в исследованиях, посвященных проблемам кинематографа и кинопроката. Так, например, в работах, написанных до 1956 г. критиковалось развитие коммерческого кинорынка и постоянно подчеркивалась руководящая роль И. В. Сталина в развитии советского кинопроизводства. В более поздний период исследователи отмечали выдающиеся успехи советского киноискусства, уже не обращаясь к оценке деятельности «главного советского кинозрителя».
В постсоветское время исследователи истории отечественного кинематографа стали более критично относиться к источникам, формируются новые концептуальные подходы. Так, Е. С. Громов используя архивные материалы и мемуары изучил тему взаимодействия власти и искусства в СССР12. В монографии подробно исследовано воздействие взглядов художественного вкуса вождя на судьбы деятелей литературы и искусства.
В современной историографии формируются новые подходы и концепции исследования по истории и кинопроката. Выходят отдельные статьи и публикации по вопросам кинопроизводства, кинопроката, а также взаимоотношений системы кинообслуживания со зрителем13.
Целью исследования является изучение организации и развития системы кинопроката в послевоенном Ленинграде.
Задачами исследования являются рассмотрение деятельности системы органов управления кинопрокатом и кинофикацией в Ленинграде; выявление закономерностей развития советской и ленинградской системы кинообслуживания населения; изучение развития городской сети кинотеатров, а также проблем, стоявших перед ней и путей их решения; оценка экономической эффективности кинопроката.
Объектом исследования выступает ленинградская система кинообслуживания как важнейший вид организации свободного времени городского населения.
Выбор хронологических рамок исследования объясняется тем, что окончание Великой Отечественной войны и восстановление городского хозяйства стимулировали потребность населения в культурном проведении досуга. 23 марта 1963 г. был образован союзно-республиканский Государственный комитет по кинематографии при Совете Министров СССР (Госкино), которому подчинялась контора «Ленкинопроката», занимавшаяся организацией кинопроката в Ленинграде. Таким образом завершается процесс реорганизации системы управления советским кинопроизводством и кинопрокатом.
Источниковую базу исследования составили законодательные акты, делопроизводственная документация, воспоминания сотрудников системы кинопроката и посетителей кинотеатров, материалы периодической печати. В основу исследования легли материалы двух архивов: Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), а также Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб).
Законодательные акты представлены официальными постановлениями советского правительства и приказами министерства культуры, затрагивающие вопросы развития кинопроката14. Органы власти и управления постоянно определяли основные направления и приоритеты развития кинематографа и кинопроката. В директивных документах большое внимание уделялось финансовой эффективности систем производства фильмов и кинопроката. Установление цен на билеты, контроль за выполнением финансовых показателей являлись приоритетными задачами, которые ставило государство перед системой кинопроката.
Делопроизводственная документация является наиболее информативным видом письменных источников, потому что содержит комплексную информацию о функционировании системы кинопроката и кинообслуживания населения, отражает процессы взаимодействия её элементов на различных уровнях, начиная с взаимоотношения органов государственной власти с киноорганизациями и заканчивая работой контор кинопроката и отдельных кинотеатров со зрителями. Основной пласт данного вида источников представляет собой документацию Ленинградского городского совета народных депутатов, Главного управления кинофикации и кинопроката государственного комитета Совета министров РСФСР по кинематографии Ленинградская областная контора «Ленкинопрокат» и Управления кинофикации Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов.
Материалы периодической печати представлены центральной газетной периодикой в основном касающейся освещения проведения в Ленинграде кинофестивалей различного уровня («Правда», «Литературная газета»). В местной печати («Ленинградская правда», «Вечерний Ленинград», «Смена») имеются материалы о репертуаре и просветительской работе, городских кинотеатров.
Методология и методы исследования. В основу исследования положены принципы историзма и объективности. Первый предполагает рассмотрение объекта, как результата диалектического взаимодействия объективных и субъективных факторов в конкретно-исторических условиях. Второй определяет воспроизводство необходимых исторических фактов, суждений и оценок, имеющихся в историографии при критическом к ним подходе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается попытка проследить роль системы кинопроката Ленинграда с точки зрения его экономической составляющей, так и отметить основные моменты во взаимоотношениях с массовым зрителем.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Апробация работы и публикации по теме исследования. Основные положения работы изложены в виде доклада на студенческой конференции «Ноябрьские чтения», проводившейся 20 ноября 2015 г. в Институте истории СПбГУ15, а также статьи в сборнике студенческих научных трудов16.
По окончании блокады и войны инфраструктура Ленинграда, в том числе сферы организации досуга горожан и, в частности, сеть кинопроката была в очень непростом положении. Не хватало средств для восстановления городской сети кинотеатров, во многих залах отсутствовала проекционная и звукоусилительная аппаратура, не хватало профессиональных кадров. Все это значительно снижало качество кинопоказа. Тем не менее, благодаря усилиям работников ленинградского кинопроката, уже к концу 1945 г. многие проблемы были частично решены.
В послевоенные годы в ленинградских кинотеатрах проводилась большая работа по организации досуга горожан. Эффективным способом привлечения зрителей в кинозалы была реклама, размещавшаяся как на улицах города, так в газетах и на радио. Распространенной практикой стала организация коллективных просмотров фильмов для работников промышленных предприятий, популяризация достижений киноискусства. Еще одной задачей кинопроката было предоставление горожанам возможности проведения «культурного отдыха» в качестве альтернативы иным, подчас неприемлемым, формам свободного времяпрепровождения. В организации досуга ленинградцев в городских кинотеатрах имелись существенные недостатки. Успешной работе кинопроката препятствовало устаревшее оборудование, отсутствие необходимой квалификации и опыта работы, а порой халатность и недобросовестность сотрудников. Это в свою очередь иногда порождало у горожан отрицательное отношение к посещению кинотеатров.
Значительный объем культурно-просветительских мероприятий, те формы организации досуга, которые предлагали горожанам учреждения кинопроката Ленинграда, были весьма востребованы. Кинофестивали, тематические показы фильмов, встречи с деятелями кинематографа, лекции, выставки пользовались большой популярностью у жителей города.
Кинопрокат приносил большую прибыль в городской бюджет. Однако далеко не все кинотеатры справлялись с планами по сбору выручки. Причины неэффективной работы зрелищных учреждений заключались в том числе в невыгодном месторасположении, недостаточном количестве рекламы и информационной продукции, с которой могло знакомиться население. Размещение большого количества кинотеатров в центре города, в частности на Невском проспекте приходило в противоречие с новыми принципами доступности, уровнем массовости кинематографа. Использование устаревших подходов, порой отсутствие продуманной политики расширения возможностей сотен тысяч горожан в организации досуга десятилетия спустя были нерациональны и неэффективны.
Существенно затрудняла работу ленинградских кинопрокатчиков необходимость сочетания решения политико-идеологических задач и требования постоянного роста доходности кинотеатров. Наибольшую прибыль прокату давала демонстрация популярных у большинства зрителей фильмов. Многие документальные и художественные фильмы, посвященные темам социалистического строительства, целью которых было формирование идейно «правильного» советского человека были не востребованы и обычно не приносили планируемой прибыли, что отрицательно сказывалось на выполнении финансовых планов.
I. Источники.
1. Неопубликованные источники:
1) . ЦГА СПб (Центральный государственный архив Санкт- Петербурга).
Ф. 7384. Санкт-Петербургский (Ленинградский) городской совет народных депутатов, 1917-1993 гг. Оп. 28. Д. 121.; Оп. 29. Д. 168.
2) . ЦГАЛИ СПб (Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга).
Ф. 245. Главное управление кинофикации и кинопроката государственного комитета Совета министров РСФСР по кинематографии (Г оскино РСФСР) Ленинградская областная контора «ЛЕНКИНОПРОКАТ». Оп. 3. Д. 98, 113, 121, 144, 218.
Ф. 386. Управление кинофикации Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 46, 51, 52, 81, 88, 92, 99, 121, 144, 168, 176, 177, 180, 181, 190.
2. Опубликованные источники:
1) . История отечественного кино. Хрестоматия. // Рук. проекта Будяк Л. М. Авт.-сост. Трошин А. С., Дымшиц Н. А., Ишевская С. М., Левитова В. С. М., 2012. 672 с.
2) . Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. Составители: Базанов С. Н., Бодиско В. Х., Жилина Н. П., Козлов В. А., Попов И. И., Суслова М. А., Эльдарова И. К., Юрине Г. Р. М., 1979. 680 с.
II. Литература.
2.1. Монографические исследования:
1) . Бутовский Я., Лисина С., Листов В., Матизен В., Шкаликов М. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб., 2004. 760 с.
2) . Громов Е. Сталин: искусство и власть. М., 2003. 544 с.
3) . Гусев А., Шавловский К. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VI. СПб, 2004. 880 с.
4) . Калистратов Ю. А., Анашкин А. А. Кинопрокат и его проблемы. М, 1963. 180 с.
5) . Калистратов Ю. А. Экономика производства и обращения кинофильмов в СССР. М., 1958. 304 с.
6) . Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003. 344 с.
7) . Перельман А. Л. Размышления о декабристах (продолжение) / под редакцией засл. деят. науки, профессора В. Н. Романенко и засл. деят, науки и образования, профессора Г. В. Никитиной; В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. Памяти друга: Воспоминания об А. Л. Перельмане. СПб., 2014. 328 с.
2.2. Периодическая печать (газеты):
1) . Ленинградская правда. 16 октября, 1955.
2) . Литературная газета. 4 августа 1964.
3) . Правда. 1 августа 1964 г.; 9 августа 1964.
...