Введение 4
Глава 1
Причины и предпосылки русско-турецкой войны 1735-1739 гг. 21
§1. Внешняя политика Петра I 21
§2. Экономические цели России 25
§3. Casus belli и истинные причины начала русско-турецкой войны 1735-1739 гг. 31
Глава 2
Донская флотилия во время осады Азова 1736 г. 37
§1. Финансирование Тавровского адмиралтейства 37
§2. Строительство флотилии 39
§3. Комплектование личного состава 44
§4. Начало осады и действия Донской флотилии 48
§5. Взятие Азова 59
§6. Оценка осады 63
§7. Память о взятии Азова в 1736 г. 68
Глава 3
Действия Донской флотилии в кампаниях 1737-1739 гг. 72
§1. Новая судостроительная программа 72
§2. Кампания 1737 г. 81
§3. Кампания 1738 г. 96
§4. Кампания 1739 г. 102
Заключение 104
Список публикаций автора 108
Список сокращений 109
Источники и литература 110
Приложение 121
Данное исследование затрагивает коренные проблемы российской государственности. Еще Петр I, воплотивший в жизнь идею о превращении отсталой страны в великую державу, уделял особую роль морскому фактору в решении внутренних и внешних задач государства. Именно в военно-морском флоте и армии он видел инструмент, который был способен придать России надлежащий вес на международной арене и помочь совершить качественный рывок1. Эту особую роль он отразил и во введении к «Морскому уставу», где определил всю значимость военно-морского флота для Российского государства: «И понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице, что всякий Потентант, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет) <... >»2.
Россия проделала долгий путь до становления в качестве Черноморской державы. В IX-X вв. славянские племена начали поступательно движение на юг, который манил их плодородными землями и торговыми путями в Византийскую империю. Еще Константин Багрянородный красочно описал плавание русских однодеревок (моноксилов) по Днепру в Византию3.
Серьезная борьба за выход к Черному морю начинается в конце XVII - начале XVIII вв. при Петре I. Однако после неудачного Прутского похода 1711 г. Петр I концентрируется на решении проблем в Балтийском регионе. После заключения Ништадского мира, Петр I, понимая особое значение Причерноморья, начал подготовку к новым походам в последние годы своего правления, но смерть императора прервала подготовительные работы. В связи с этим решение черноморской проблемы вышло на первый план в
...
Новая восточная война являлась попыткой Российской Империи добиться выхода к Черному и Азовским морям. Русский двор скрывал под желанием прекратить разорение Малороссии татарами, которые были вассалами Османской империи, свои истинные цели - расширение своего экономического влияния в черноморском регионе и уменьшение зависимости от английских купцов в русском экспорте. Цели Санкт-Петербурга вписываются во внешнеполитические проекты Петра I. Именно им были заданы импульсы внешнеполитического развития России.
В конце своего правления Петр I начал подготовку для новой войны с Османской империей. Одной из главнейших его целей стало возвращение выхода в Азовское море через устье р. Дон. В связи с этим предполагалось повторение сценария Азовских походов, во время которых крепость Азов была бы взята при помощи слаженных действий армии и флота. Он понимал стратегическое значение Азова, как важного стратегического пункта на юге. Однако задумка Петра I осуществилась лишь спустя 20 лет после его смерти во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг.
После восшествия на престол Анны Иоанновны правительство вновь вспомнило о старом петровском проекте новой войны в причерноморском регионе для получения выхода к Азовскому и Черному морям, через которые стало бы возможным начать активную внешнюю торговлю со средиземноморскими державами. Согласно этому проекту планировалось создание Донской флотилии, которая должна была действовать в тесной взаимосвязи с армией.
Под руководством М.Х. Змаевича завершалось строительство старых судов и реорганизовывалось адмиралтейство в Таврове. Однако из-за возникших неурядиц в Польше правительство не переходило к решительным действиям. В 1733 г. в Санкт-Петербурге стало ясно, что война с Османской империей неизбежна. Вследствие этого наступает этап решительной подготовки флотилии к войне. Производится строительство новых судов, и начинаются приготовления для спуска флота на воду. Это приводило к замедлению темпов формирования новой военно-морской экспедиции. Таким образом, внутриполитические проблемы помешали закончить флотилию к концу 1735 г. и спустить все суда на воду.
Также с проблемой подготовки флотилии к войне связан недостаток плотников и рабочих на Тавровском адмиралтействе. Однако вопрос о комплектовании судов морскими служителями был отчасти решен, поскольку большая часть их штатного состава находилась в распоряжении нового начальника флотилии - контр-адмирала П.П. Бредаля. По его представлениям было увеличено денежное финансирование адмиралтейства в Таврове. Также он уделял внимание моральному духу личного состава на судах.
Таким образом, флотилия находилась в весьма плохом состоянии. Однако большинство судов ко времени начала кампании 1736 г. уже были готовы к походу против турок. Тем самым, можно констатировать факт, о частичном завершении подготовки флотилии к началу осады Азова в 1736 г., которая была проведена весьма успешно. Ряд ошибок, допущенных Б.Х. Минихом, были сглажены новым руководителем осады - П.П. Ласси. Ему удалось создать цепь фортификационных укреплений против города. Главная заслуга П.П. Ласси состоит в соединении командования армией и флотом для выработки единой тактики осады крепости. Имея в своих руках все тактическое руководство осадой, он мог распределять силы на нужных направлениях и грамотно их использовать. Подобная система позволила П.П. Бредалю, как главе Донской флотилии, реализовать поставленные перед ним задачи. Суда флотилии успешно выполнили свои задачи: заблокировали любую связь турок с Азовским морем, организовали постоянные бомбардировки города, грамотно взаимодействовали с сухопутной армией. Однако П.П. Ласси и П.П. Бредаль в ходе осады не решили проблему снабжения армии свежим провиантом и медикаментами, которая привела к эпидемии в рядах морских служителей. Следует также отметить, что победа над турками в 1736 г. использовалась Анной Иоанновной для конструирования собственной идеологии правления, что отразилось в создании труда Г.З. Байера.
Таким образом, тактика, созданная еще в Петровскую эпоху, реализованная П.П. Ласси, привела к сдаче города с минимальными потерями. Донская флотилия оказала неоценимую помощь при осаде Азова в 1736 г. Благодаря взятию Азова, русские войска открыли себе выход в Азовское море. Город в устье р. Дон стал плацдармом для военно-морских сил и сухопутной армии в борьбе против Крымского ханства и эялата Кефе.
После получения доступа к Азовскому морю разгорелся спор между П.П. Бредалем и Адмиралтейств-коллегией по судостроительной программе для Донской флотилии. Вице-адмиралу удалось пролоббировать свой проект благодаря поддержке Б.Х. Миниха и основой флотилии стали казачьи лодки. В связи с этим основная роль флотилии заключалась фактически только в перевозке провианта и солдат сухопутной армии П.П. Ласси.
Не обладая достаточным количеством крупных судов, флотилия была фактически беззащитна перед турецким флотом на море. В ходе столкновений с неприятелем П.П. Бредаль повторял одну и ту же тактику - постройка береговых батарей для защиты своих судов.
Тактика вице-адмирала оправдала себя и позволяла отбить турецкие атаки в ходе военных кампаний. Турецкий флот в тоже время вел себя весьма грамотно - постоянно проводил разведку галерами и малыми судами, чтобы установить глубину и дальнобойность российских береговых батарей. Также ими были сделаны выводы из кампании 1737 г. Благодаря этому они предугадали действия флотилии в 1738 г., что в итоге привело к её морской блокаде и самоуничтожению. Это стало фактически концом флотилии, не смотря на бурную судостроительную деятельность зимой 1738-1739 гг. В 1739 г. на Украине разразилась эпидемия чумы, которая затронула и флотилию, из-за чего П.П. Ласси не решался использовать флотилию в 1739 г.
Таким образом, флотилия выполнила поставленную перед собой задачу - содействовала армии в ходе крымских экспедиций. Однако непродуманная судостроительная деятельность и нежелание Адмиралтейств-коллегии настоять на своей судостроительной программе привело к тому, что флотилия фактически состояла исключительно из малых судов, которые ничего не могли противопоставить османскому флоту.
В тоже время российское государственное руководство допустило ошибку, которая заключалось в том, что оно лишь частично последовало проекту петровской эпохи и не создало четкого плана по созданию и использованию военно-морского флота в русско-турецкой войне 1735-1739 гг.
I. Архивные источники
Российский государственный архив Военно-Морского Флота
1. Ф. 141. (Азовская контора над портом и Адмиралтейская контора крепости Св. Анны). Оп. 1. Д. 3, 13.
2. Ф. 146. (Воинская Морская Комиссия). Оп. 1. Д. 63, 83.
3. Ф. 212. (Государственная Адмиралтейств-Коллегия). Оп. 7. Д. 153, 158, 159, 162, 169.
4. Ф. 212. (Государственная Адмиралтейств-Коллегия). Оп. 1736. Д. 2.
5. Ф. 231. (Канцелярия вице-адмирала П.П. Бредаля). Оп. 1. Д. 18, 20.
6. Ф. 315. (Материалы по истории русского флота). Оп. 1. Д. 28.
7. Ф. 327. (Чертежи по судостроению парусного и гребного флотов). Оп. 1. Д. 4079, 4112, 4841, 5260.
8. Ф. 1331. (Атласы, карты и планы Архива Центрального картографического производства ВМФ). Оп. 4. Д. 687.
Российская национальная библиотека
1. Отдел картографии. К1 -План 1/38.
2. Отдел картографии. К1-РоссЕ 4/59.1.
3. Отдел картографии. К1-Чер 4/26.
Национальная библиотека Украины им. Вернадского
1. Институт рукописей. Ф.1. (Литературные материалы). Д. 292.
The New York Public Library
I. Map Division. LHS. 329. 97-6053.
II. Опубликованные источники
1. Архив князя Воронцова. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1871. Кн. 2. - 652 с.
2. Всеподданнейшие донесения гр. Миниха // Сборник военно-исторических материалов. СПб.: Военная тип., 1897. Вып. 10. - 330 с.
...