Введение 4
Глава 1. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса 6
1.1 Государственно-частное партнерство: понятие и формы. 6
1.2 Регулирование государственно-частного партнерства и финансовых инструментов государственного-частного партнерства в российском законодательстве и российской практике 11
1.3 Выводы по первой главе 19
Глава 2. Анализ финансового аспекта проектов государственно-частного партнерства 21
2.1 Финансовый аспект проектов государственно-частного партнерства 21
2.2 Анализ финансовой составляющей зарубежных и российских проектов ГЧП 40
2.3 Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 56
В настоящее время государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) признается органами государственной власти в России и в других странах как наиболее эффективный способ создания и эксплуатации инфраструктуры, а также предоставления общественных благ с использованием всех преимуществ частного сектора, таких как управленческая гибкость, применения современных технологий. Применение ГЧП позволяет значительно снизить нагрузку на государственный бюджет и разделить риски осуществления проекта между партнерами. Необходимость использования государственно-частных партнерств закреплена в государственных документах федеральных и региональных уровней, ввиду бюджетных трудностей, которые возникли в настоящее время в связи с экономической ситуацией, в то время как общественная инфраструктура по-прежнему требует расширения и модернизации.
Проблема заключается в относительной неразвитости того спектра финансовых инструментов, который может быть использован при реализации проектов ГЧП в Российской Федерации. Существующие и активно использующиеся в развитых экономиках механизмы государственной прямой или косвенной финансовой поддержки применяются на практике слабо, что является одним из препятствий к широкому применению ГЧП в России, поскольку вопрос надежности и возврата инвестиций всегда является одним из ключевых для частного инвестора при выборе объекта вложения своих ресурсов.
Данная работа посвящена рассмотрению вопроса финансирования проектов государственно-частных партнерств в мировой практике реализации таких проектов, а также российском опыте применения этого механизма. Конкретные механизмы финансирования стали главным объектом исследования.
Целью данной работы и предполагаемыми результатами может стать идентификация перечня (классификации) тех инструментов, которые используются при финансовом взаимодействии участников в рамках соглашения о ГЧП, а также установление возможности внедрения таких инструментов в российскую практику.
Для достижения цели, в первой главе будет рассмотрено понятие ГЧП, история его развития и определение в зарубежной практике. Также будет проанализирован Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Российский закон о ГЧП), который призван всесторонне урегулировать данную сферу. На основе изучения трактовок ГЧП будет выделены основные черты ГЧП и исключены те формы взаимодействия государства и частного сектора, которые не будут относиться к данному понятию.
Вторая глава будет посвящена изучению и анализу зарубежной практики реализации проектов ГЧП в части финансовых взаимодействий между государством и частным сектором, а также институтами финансирования. Анализ будет проводиться на основе реальных проектов, реализуемых или уже реализованных на настоящий момент.
Проведенное в рамках настоящей выпускной квалификационной работы исследование актуальных вопросов финансирования проектов государственно-частных партнерств в мировой практике реализации таких проектов, а также российском опыте применения этого механизма, последовательно затронуло рассмотрение понятия государственно-частного партнёрства, историческое развитие взаимодействия частного и государственного сектора, основных источников финансирования проектов ГЧП и применяемых в них платежных механизмов. Это позволило получить следующие выводы.
Непосредственно термин государственно-частное партнёрство стал появляться на рубеже восьмидесятых-девяностых годов прошлого века и связан с развитием в Великобритании так называемой «частной финансовой инициативы», направленной на либерализации экономики и снижение долговой нагрузки на бюджет, путем привлечения частных инвестиций. До сих пор в литературе и практике применения государственно-частного партнёрства нет общепринятой трактовки этого понятия. Понятие варьируется от широкого, когда под ГЧП понимают любые формы взаимодействия государства и честного бизнеса, начиная от традиционного государственного заказа и заканчивая приватизацией. Однако, анализ применяемых в законодательстве других стран и международных организаций определений ГЧП, а также, что наиболее важно, принятого недавно Российского закона о ГЧП, позволяет выделить основные черты государственно-частного партнерства. К ним будут относиться:
1. Партнерство фиксируется специальным договором (соглашением о ГЧП, концессионным соглашением, контрактом) между государственным органом и частным сектором;
2. В качестве объекта соглашения выступает государственная или муниципальная собственность, а также публичные услуги, оказываемые населению;
3. Целью партнерства является создание и эксплуатация общественной инфраструктуры, а также предоставление и повышение качества общественных благ, и их развитие, на основе широкого привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;
4. Объединение финансовых, управленческих, организационных, технологических ресурсов государства и частного партнера;
5. Разделение рисков между сторонами соглашения;
6. Проект ГЧП реализуется в течение фиксированного, закрепленного в договора длительного срока.
Таким образом, анализ основных черт позволяет отделить те формы взаимодействия государственного и частного сектора, которые не будут определяться в РФ как ГЧП. К таким формам будут относиться следующие механизмы:
1. Приватизация;
2. Создание совместных акционерных обществ;
3. Аренда с инвестиционными обязательствами;
4. Классический государственный контракт;
5. Долгосрочный государственный контракт.
Вышеперечисленные механизмы, согласно нормативному определению в РФ и выделенным основным чертам ГЧП, не могут называться государственно-частным партнерством, они регулируются отдельными нормативно-правовыми актами. В свою очередь, в Российской Федерации и далее в работе под государственно-частными партнерствами будут рассматриваться взаимодействия, реализованные на основе Российского закона о ГЧП и закона о концессиях.
Что касается вопросов финансового взаимодействия, то анализ нормативно-правовых актов РФ, а именно, Российского закона о ГЧП и закона о концессиях, а также зарубежного опыта реализации проектов ГЧП позволил составить представление об имеющихся на данный момент инструментах финансового взаимодействия. Эти инструменты выделяются в три крупных аспекта финансовой стороны ГЧП. А именно:
• Источники финансирования
• Платежные механизмы
• Меры государственной поддержки
Подробное изучение каждого аспекта позволило выделить их составляющие.
Источники финансирования делятся на государственные и частные.
К государственным источникам относятся:
• Банк развития и внешнеэкономической деятельности (далее –Внешэкономбанка);
• Инвестиционного фонда РФ;
• Российского фонда прямых инвестиций;
• Федерального фонда национального благосостояния (сокращ.- ФНБ);
• Федеральный дорожный фонд;
• Средства регионального и муниципальных бюджетов через субсидии;
• Банки с государственным участием;
• Капитальные гранты;
• Целевые программы.
К источникам частных средств можно отнести:
• Собственные средства СПК (акционерный капитал)
o Акции;
o Уставной капитал.
• Заемные средства (долговое финансирование):
o Коммерческие банки
o Международные финансовые организации
o Экспортно-кредитные агентства
o Рынки капитала (выпуск облигаций)
Выбор соотношения государственного/частного капитала не имеет определенного правила и зависит от конкретной страны и проекта. Однако, исходя из цели ГЧП, а именно привлечения ресурсов частного сектора и сокращении нагрузки на государственный бюджет, можно сказать, что значительный объем средств должен привлекаться частным партнером, а государство должно выступать в качестве гаранта финансовой устойчивости частной стороны. Такие государственные гарантии реализуются посредством выбора платежного механизма, а также дополнительных гарантий со стороны государства, которые были подробно описаны в данной главе.
Вышеперечисленные аспекты были выделены также и в результате анализа конкретных российских и зарубежных проектов ГЧП проектов. Из анализа можно увидеть, что доля государственного финансирования в проектах ГЧП (в том числе и через кредиты из банков с государственным участием, а также учреждение проектных компаний компаниями с государственным участием) в Российской Федерации очень высока, в то время как в развитых странах эта доля в сравнении с долей финансовых ресурсов частного партнера намного меньше. Такая ситуация в целом характерна для развивающихся стран и продиктована прежде всего уровнем развития финансового рынка и общим опытом применения механизма ГЧП в стране. Так как в РФ механизм ГЧП относительно новый (начало активного применения в середине 2000-ых годов, в сравнении с несколькими десятилетиями опыта применения в западных странах), а федеральный закон о ГЧП вступил в действие с начала этого года, можно сказать что задача органов государственной власти заключается в постоянном развитии данного механизма на основе успешного опыта зарубежных стран.
1) Постановление правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 07.12.2015) «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» : [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75354/
2) Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» от 27.07.2007 № 1007-р (с изменениями на 13.01.2014 г.).[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.veb.ru/ifi/normpr/mem/.
3) Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. От 29.12.2015) «О банке развития» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68404/18f89b684e1dd59eae88144142ccaedea6ce3e99/
4) Федеральный закон от 13.07.205 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_182660/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
5) Федеральный закон от от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О концессионных соглашениях» »: [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/
6) АмунцД.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов//Справочник руководителя учреждения культуры. - №12, 2005.
7) Бланк И. А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. / И. А. Бланк. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2012.
8) Бондарь Н. Н. Место государственно-частного партнерства в инвестиционном обеспечении развития отраслей экономики // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого . 2012. №4 (51). С.080-086.
9) Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. - М.: Наука, 2005.
10) Варнавский, В. Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др.// Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2010. – C. 18.
11) Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. -М.: Дело, 2001.
12) Делмон Дж.Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти [Электронный ресурс]// Public-privateinfrastructureadvisoryfacillity (PPIAF), 2014. - Доступ: http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/Jeff%20Delmon_PPP_russian.pdf. - Заглавие с экрана (22.04.2016)
13) Ларин, С. Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии [Текст] / С.Н. Ларин // Государственно-частное партнерство в инновационных системах; Под общ. ред. С. Н. Сильвестрова. - Издательство ЛКИ, 2008.
14) Литвяков С.С. Государственно-частное партнёрство в финансировании: дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Литвяков Сергей Сергеевич. ― Москва, 2014. ― 199 л.
15) Михеев О.Л. Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства / О.Л. Михеев. – М.: Изд-во «Анкил», 2008.
16) Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. [Текст] / И.А. Никонова. - М.: АП, 2012.
17) Соловьев М.М. Проблема эффективности государственно-частного партнерства / М.М. Соловьев, К.Г. Жалкубаева, М.М. Македонская // Материалы международной конференции по проблемам управления в ИЛУ РАМ. - М.: ИЛУ РАН, 2008.
18) Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/29/novosti/smi-o-centre/19032010.html - Заглавие с экрана (11.04.2016)
19) Фрейдин И.В.Механизмы финансирования развития транспортной инфраструктуры:дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Фрейдин Игорь Витальевич. ― Москва, 2011. ― 182 л.
20) Шевёлкина К.Л. Финансирование транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства: дис. канд. экон. наук: 08.00.10 /Шевёлкина Ксения Леонидовна. ― Москва, 2014. ― 185 л.
21) Аржаник, Е. П. Финансовое моделирование проектов государственно-частного партнерства: дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Аржаник Екатерина Петровна. ― СПб., 2014. ― 176 л. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://disser.spbu.ru/disser2/disser/Arzhanik_diss.pdf
22) Бруссер П.А. Финансовые модели и основные финансовые инструменты ГЧП // МГИМО, 2016. [Электронный ресурс]— Режим доступа:http://mgimo.ru/files/238488/presentation.pdf
23) Воротников А.М., Королев В.А. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. №2(43), 2010. [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://dpr.ru/journal/journal_41_15.htm
24) Лебедева А.В. Привлечения внебюджетного финансирования при помощи биржевых инструментов для реализации проектов государственно-частного партнёрства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/10992
25) Мрикаев Д.В. Особенности проектного финансирования инфраструктурных объектов ГЧП //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №4(36), 2014, [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektnogo-finansirovaniya-infrastrukturnyh-obektov-gchp.
26) Возможности использования механизмов государственной поддержки для финансирования проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в регионах − М.: Газпромбанк, 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://etp-avtodor.ru/upload/seminars.pdf
27) Долговое финансирование. Содействие в привлечении финансирования. Подготовка бизнес-планов и финансовых моделей − М.: КПМГ в России и СНГ, 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/FIN_6r.pdf
28) Закон о государственно-частном партнерстве: руководство к применению − М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2016[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://pppcenter.ru/assets/docs/Zakon-Block_28-09-2015_v01.pdf.
29) Оценка развития ГЧП в России. Мнение бизнеса− М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2016[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://pppcenter.ru/assets/files/presentations/Opros.pdf
30) Официальный сайт компании «Делойт» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deloitte.com/view/ru_RU/ru/7561/140947/index.htm.
31) Официальный сайт Государственной компании «Автодор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russianhighways.ru/; http://www.russianhighways.ru/for_investor/konkurs-na-stroitelstvo-uchastkov-dorogi-moskva-sankt-peterburg/about/Memo_543-684_ru_final_18102013.pdf; http://www.russianhighways.ru/upload/ckad/Infomemo_CRR4_rus.pdf.
32) Yescombe E.R. Principles of Project Finance / Academic Press, New York – 2013.
33) Yescombe E.R. Public-Private Partnerships: Principles of Policy and Finance / Butterworth-Heinemann, London. – 2007.
34) Brocklebank, Peter. 2014. Private Sector Involvement in Road Financing. Sub-Saharan Africa Transport Policy Program (SSATP) discussion paper, №102. WorldBank, Washington, DC.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/21572
35) Felix Villalba-Romero ChampikaLiyanage , (2016), «Implications of the use of different payment models», International Journal of Managing Projects in Business, Vol. 9 Iss 1 pp. 11 – 32 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1108/IJMPB-09-2015-0095
36) About Public-Private Partnerships [Электронный ресурс]//, Public-private partnerships in infrastructure resource center, 2016. - Доступ: http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/overview/what-are-public-private-partnerships. - Заглавие с экрана (22.04.2016)
37) Backgroung to Public-Private Partnerships [Электронный ресурс]//, Toolkit for Public-Private Partnerships in roads and highways, PPIAF, 2016. - Доступ: https://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/documents/toolkits/highwaystoolkit/6/pdf-version/1-21.pdf. - Заглавие с экрана (22.04.2016)
38) Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnerships. [Электронный ресурс]//,ADeloitteResearchStudy, 2006.Р.5. http://www.cnrs.fr/aquitaine/IMG/pdf/closing_the_infrastructure_gap.pdf- Заглавие с экрана (22.04.2016)
39) Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions. Brussels. 30.04.2004. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2004:0327:FIN:EN:PDF.
40) European Investment Bank, The EIB’s role in Public-Private Partnerships, July 2004
41) Report to Congress on Public-Private Partnerships. U.S. Department of Transportation, Federal Highway Administration, December 2004. [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:http://www.fhwa.dot.gov/reports/pppdec2004/.
42) Public-Private Partnerships [Электронный ресурс]//, Glossary of statistical terms, OECD, 2016 - Доступ: https://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=7315. - Заглавие с экрана (22.04.2016)
43) Public-Private Partnerships [Электронный ресурс]//, International Monetary Fund, 2016 - Доступ: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2001/09/gerrard.htm. - Заглавие с экрана (22.04.2016)
44) Standard & Poor’s PPP Credit Survey 2005
45) Public Private Partnerships – the Government’s Approach. London. The Stationary Office. 2000,р. 6.
46) Public-private partnership [Электронный ресурс]//, Department of Economic Affairs, Ministry of Finance, Government of India. 2016. - Доступ: http://www.jurisonline.in/2010/11/public-private-partnership-in-india/- Заглавие с экрана (22.04.2016)