Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Международная Олимпийская Академия Спорта, Государственное бюджетное образовательное учреждение спортивная школа Олимпийского резерва по самбо в г.Кстово Нижегородской области.
Выборка: 20 спортсменов по тхэквондо в возрасте 11-13 лет и 35 тренеров из разных городов Нижегородской области.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. Обзор литературных источников по теме исследования………………..9
1.1. Тхэквондо как вид спорта. ……………….9
1.2. Особенности процесса спортивной подготовки юных тхэквондистов…….12
1.3. Особенности физического воспитания в тхэквондо…………………...……16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ….…………………24
2.1. Методы исследования…………..….24
2.1.1. Анализ научно-методической литературы…………….....…..…………24
2.1.2. Педагогическое наблюдение……….24
2.1.3. Метод анкетирования…………….…………….25
2.1.4. Метод контрольных испытаний……27
2.1.5. Метод математической статистики……31
2.2. Организация исследования…………………32
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ 11-13 ЛЕТ………………………..34
3.1. Результаты констатирующего исследования показателей физической подготовленности тхэквондистов…………………34
3.2. Структура разработанного комплекса упражнений физической подготовки для тхэквондистов 11-13 лет……………41
3.3. Определение уровня физической подготовленности тхэквондистов на контрольном этапе исследования……49
3.4. Анализ полученных данных анкетирования…………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………61
Актуальность исследования. В современном мире высоко возрос интерес к различным видам восточных единоборств. Тхэквондо в силу своей доступности, динамичности и зрелищности является одним из наиболее популярных видов боевых искусств, зарожденных в Южной Корее. Включение тхэквондо в программу Олимпийских игр в 2000 году ставит перед специалистами задачу научно обосновать систему спортивной подготовки российских тхэквондистов к успешным выступлениям на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх. Следует отметить, что на Олимпийских играх 2020, проходивших в 2021 году, наши спортсмены показали лучший результат за всю историю тхэквондо России. Золотые медали завоевали Максим Храмцов и Владислав Ларин, серебряная медаль у Татьяны Лариной, бронза у Артамонова Михаила. Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности физических упражнений, которые могли бы максимально отвечать требованиям, определяемым спецификой вида спорта, так как 80% составляют удары ногами. Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий тхэквондо в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков.
Повышение эффективности начальной спортивной подготовки следует, очевидно, искать не в прямом увеличении объемов и интенсивности тренировочной нагрузки детей, а в оптимизации тренировочного процесса за счет качественного подхода к формам организации занятий, выбору средств и методов тренировки.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты оценки физической подготовленности, недостатки в планировании и пути повышения эффективности тренировочного процесса представлены в зарубежной и отечественной научной литературе.
Недостатки в планировании тренировочного процесса, которое направлено на физическую подготовку, рассмотрены в научных работах следующих авторов: Галкин П.Ю., Никифоров Ю.Б., Никоноров Б.Н, Худадов Н.А.
Поиск путей повышения эффективности тренировочного процесса описан в работах таких авторов как Ариткулов А.Х., Багаев С.В., Коротких И.А.
Цель исследования: разработка научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности физических упражнений в тхэквондо.
Объект исследования: тренировочный процесс в секциях тхэквондо на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: условия повышения эффективности физических упражнений в тхэквондо на этапе начальной подготовки.
Гипотеза: предполагается, что разработанная методика применения вспомогательного инвентаря в физических упражнениях в тренировочном процессе тхэквондистов на начальном этапе подготовки повысит эффективность развития физических качеств занимающихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень физической подготовленности юных тхэквондистов.
3. Определить особенности развития организма спортсменов 11-13 лет для построения комплекса специализированных упражнений, направленных на совершенствование физической подготовленности тхэквондистов.
4. Разработать и экспериментально обосновать эффективность специализированного комплекса упражнений в повышении уровня физической подготовленности тхэквондистов начального этапа спортивной подготовки.
Методы исследования, используемые в работе:
1. Анализ. В результате анализа научно-методической литературы разработано теоретико-методологическое обоснование проблемы совершенствования технологии управления подготовкой спортсменов.
2. Педагогическое наблюдение. Педагогические наблюдения проводились в условиях учебно-тренировочного процесса и в сдаче контрольно-переводных нормативов.
3. Анализ. Анализ спортивной деятельности спортсменов тхэквондистов проводился не только в результатах нормативов, но и в соревновательном процессе.
4. Педагогический эксперимент. Проведен педагогический эксперимент в условиях учебно-тренировочного процесса в ходе непосредственной предсоревновательной подготовки.
5. Математическая обработка результатов исследований. Результаты исследования обработаны с помощью методов математической статистики.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Международной Олимпийской Академии Спорта в Государственном бюджетном образовательном учреждении спортивной школе Олимпийского резерва по самбо в г.Кстово Нижегородской области. В экспериментальной работе принимали участие 55 человек (20 спортсменов в возрасте 11-13 лет и 35 тренеров по тхэквондо в Нижегородской области)
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На 1-м этапе осуществлялось изучение и анализ научно-методической литературы по подготовке и воспитанию спортсменов-тхэквондистов. Был рассмотрен материал о виде спорта тхэквондо, его особенности и нюансы. Рассматривались методы, формы и средства физического воспитания спортсменов-тхэквондистов.
На 2-м этапе проводилось контрольное тестирование спортсменов-тхэквондистов 11-13 лет. Проходил анализ метода наблюдения за тренировками и спортсменами. Проводились опросы (интервьюирование) среди тренеров по тхэквондо Нижегородской области. Проводился педагогический эксперимент, а также занятия по разработанному специализированному специализированному комплексу упражнений.
На 3-м этапе выполнялась обработка и анализ полученных данных. Происходила формулировка выводов по данной теме.
Положение, выносимое на защиту:
Разработанная методика физических упражнений имеет преимущества по сравнению с традиционной, используемой на этапе начальной подготовки у тхэквондистов по следующим параметрам:
-позволяет повысить эффективность тренировочного процесса у спортсменов тхэквондистов за счет встраивания разработанного комплекса физических упражнений в структуру занятий с учетом целей и задач, которые поставлены тренером;
-позволяет достигнуть высоких темпов роста скоростных и взрывных способностей, а также выносливости;
-обеспечивает положительное взаимодействие тренировочных эффектов без повышения общего объема нагрузки.
Новизна работы заключается в ранее неиспользуемом подходе к повышению качества тренировочного процесса с применением вспомогательного инвентаря.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в определении основ методики организации тренировочного процесса на этапе начальной подготовки в тхэквондо с использованием игровых средств.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в целях индивидуальной подготовки тхэквондистов, при планировании подготовки и как фактор управления подготовкой спортсмена.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Основное содержание дипломной работы:
Во введении обоснована актуальность темы, обозначена степень научной разработанности проблемы, определены цель и задачи, предмет и объект, методы исследования. Изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
1 глава «Теоретические основы физической подготовки тхэквондистов» содержит анализ изученной литературы. Описывает особенности вида спорта тхэквондо и особенности процесса спортивной подготовки юных тхэквондистов. Глава состоит из 16 страниц.
2 глава «Основные направления исследования физической подготовленности юных тхэквондистов» содержит описание условий для проведения исследования и основные его направления и состоит из 10 страниц.
3 глава «Экспериментальное исследование физической подготовленности тхэквондистов 11-13 лет» содержит описание полученных в ходе исследования результатов и состоит из 20 страниц.
Исследование проводилось на базе спортивной школы олимпийского резерва по самбо в городе Кстово.
В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проанализирована научно-методическая литература по теме исследования.
В ходе исследования были проанализированы Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Тхэквондо», программы и методические рекомендации Министерства спорта России, регламентирующие тренировочную деятельность при подготовке спортсменов по тхэквондо, а также научные работы (диссертации, статьи в научных журналах, материалы конференций), посвященные процессу физической подготовки в единоборствах в общем и тхэквондо, в частности. Анализ существующих методик по повышению специальной физической подготовки спортсменов в единоборствах не дает полного представления по совершенствованию уровня специальной физической подготовки в тхэквондо.
2. Определён уровень физической подготовленности юных тхэквондистов.
Уровень физической подготовленности определялся для того, что бы увидеть разницу в подготовке спортсменов до эксперимента и после него. В начале эксперимента уровень физической подготовки спортсменов был средний. Все нормативы физической подготовки были выполнены, но некоторые на низком и среднем уровнях. После эксперимента, показатели физического уровня экспериментальной группы значительно улучшился. Нормативы были выполнены на высоком уровне.
3. Определены особенности развития организма спортсменов 11-13 лет для построения плана комплекса специализированных упражнений, направленных на развитие физической подготовки тхэквондистов.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей, особенно скоростных и координационных способностей длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной и большой интенсивности. Развитие двигательных способностей осуществляется по двум основным направлениям - стимулирующее и направленное. Стимулирующее развитие осуществляется в процессе формирования двигательных умений и навыков и связано с обучением детей основам управления движениями. Направленное развитие проявляется в повышении функциональных возможностей организма и обеспечивается путем выполнения хорошо освоенных упражнений в условиях изменения величины тренировочной нагрузки.
4. Разработана и экспериментально обоснована эффективность специализированного комплекса упражнений в повышении уровня физической подготовленности тхэквондистов начального этапа спортивной подготовки.
Решив все поставленные задачи, мы выполнили поставленную цель: разработали научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности физических упражнений в тхэквондо. Применение на тренировках вспомогательного инвентаря такого как латеральный эспандер, эластичная силовая лента и утяжелители приводит результат спортсменов на высокий уровень. Физические упражнения с использованием инвентаря в тренировочном процессе помогают спортсменам достичь лучшего результата, чем физические упражнения без инвентаря.
В ходе анкетирования тренеров Нижегородской области мы выявили, что многие тренеры не используют вспомогательный инвентарь такой как утяжелители, эластичная силовая лента и латеральный эспандер в тренировочном процессе. Однако, если у них будет разработанный комплекс упражнений, с доказанной эффективностью перечисленного вспомогательного инвентаря, они будут использовать его в подготовке своих спортсменов.
Также была подтверждена поставленная гипотеза, которая гласит, что разработанная методика применения новых средств физических упражнений в тренировочном процессе тхэквондистов на начальном этапе подготовки повысит эффективность развития физических качеств занимающихся.
Таким образом, можно сказать, что экспериментальное исследование позволило определить, что юные тхэквондисты 11-13 лет, которые принимали участие в исследование, в рамках первоначального тестирования общей физической подготовленности обладали низким уровнем исходя из результатов спортивных тестов, большинство спортсменов справились со спортивными тестами на низком уровне.
Полученные результаты спортивного и физиологического состояния позволили сформировать понимание, каким образом необходимо выстроить комплекс упражнений, который будет содержать в себе необходимую направленность для системного физического развития спортсменов. Разработанный комплекс упражнений содержал в себе упражнения, которые были направлены на всестороннее развитие физических способностей, начиная от контроля состояния суставов и развития стабилизации мышц, заканчивая упражнения, которые содержали в себе направленность на развитие основных мышц и физических качеств.
По окончании формирующего этапа исследования, были проведены повторные результаты физической подготовленности участников исследования, было определено, что разработанный комплекс упражнений оказал положительную эффективность на физическую подготовку экспериментальной группы исследования.
В ходе эксперимента произошло развитие физических качеств тхэквондистов 11-13 лет, следственно уровень физической подготовленность спортсменов также вырос. Данный комплекс упражнений позволяет наиболее быстро адаптировать спортсменов к спортивной деятельности и реализовывать упражнения, непосредственно связанные со спортивной специализацией.
1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации №988 от 15 ноября 2022 г. «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Тхэквондо». Москва, 2022. - 36 с.
2. Приказ Министерства спорта Российский Федерации №263 от 29.03.2022г. «Об утверждении правил вида спорта тхэквондо». - URL: https://sudact.ru/law/pravila-vida-sporta-tkhekvondo-utv-prikazom-minsporta_2/ (дата обращения 1.12.2023).
3. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов // Педиатрия. - 2014. - №3. - С. 9–14.
4. Бахарев Ю.А. Развитие быстроты двигательных реакций у спортсменов учебно-тренировочного этапа подготовки в тхэквондо / Ю.А. Бахарев, Д.В. Малышкин, И.А. Сорокин, П.В. Великанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №8. – С. 34–37.
5. Богданова Т.Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология: учебник для специального профессионального образования / Т.Г. Богданов. - Москва: Юрайт, 2019. - 236 с.
6. Бурухин С.Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика / С.Ф. Бурухин. - Москва: Юрайт, 2019. - 174 с.
7. Варфоломеева З.С. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте: учеб. пособие / З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Е.В. Максимихина, С.Е Шивринская. - 2-е изд. - Москва: ФЛИНТА, 2012. - 154 с.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанская. - М.: Физкультура и спорта, 2018. - 331 с.
9. Головина Е.А. Формирование нравственных качеств личности в процессе занятий тхэквондо / Е.А. Головина, В.К. Петрова, А.В. Власова // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования». - 2015. – С. 95–98.
10. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2019. - 430 с.
11. Дрозд К.В. Проектирование образовательной среды: учебное пособие для бакалавров и магистров / К.В. Дрозд, И.В. Плаксин. - Москва: Изд-во Юрайт, 2018. - 437 с.
12. Зарубина Н.С., Лозовская Л.Б. Педагогические условия воспитания морально-волевых качеств юных спортсменов / Н.С. Зарубина, Л.Б. Лозовская // Нижегородское образование: сб. науч. тр. – Нижний Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2020. - С. 106–112.
13. Кабачков В.А. Коррекция физического и психоэмоционального состояния детей средствами физической культуры и спорта / В.А. Кабачков // Научные труды. - М.: ВНИИФК, 2011. - С. 46–60.
14. Ковшов Д.В. Технико-тактическая подготовка тхэквондистов 8–10 лет с применением игрового метода / Д.В. Ковшов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: cборник статей по материалам CLXXI международной научно-практической конференции, Москва, 22 июня 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – Т 24. - С. 55–61.
15. Коданева Л.Н. Примерное планирование учебного материала по физической культуре для учащихся младшего школьного возраста / Л.Н. Коданева // Физическая культура в школе. - 2012. - № 3. - С. 53–55.
16. Коробейников С.А. Физическое воспитание в учебных заведениях / С.А. Коробейников. - М.: Просвещение, 2010. - 220 с.
17. Косованова Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учеб-метод. пособие / Л.В. Косованова, М.М. Мельникова, А.А. Айзман. - Новосибирск: Сиб. университет, 2013. - 240 с.
18. Кипор Г.В. Проблемы индивидуального подхода и оценке скоростно – силовой подготовленности в единоборствах / Г.В. Кипор, В.И. Ишков, В.И. Шпанов, Д.О. Юшков. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 34 с.
19. Кузнецов В.С. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2020. - 256 с.
20. Кучкин С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности / С.Н. Кучкин. - Волгоград, 2014. - 104 с.
21. Литвинова О.В. Влияние занятий тхэквондо на физическое развитие младших школьников города Иркутска / О.В. Литвинова, В.Ю. Либединский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3. - С. 76–79.
22. Ловягина А.Е. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 531 с.
23. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – Москва: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
24. Малышкин Д.В. Подготовка единоборцев: теория, методика и практика. / Д.В. Малышкин, Ю.А. Бахарев, В.П. Тупицын // Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Чайковский, 2022. – С. 78–84.
25. Найн А.А. Особенности вида спорта тхэквондо / А.А. Найн, М.К. Ташбаев // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: Материалы Х Всероссийской с международным участием научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых. – Челябинск, 2022. – С. 236–237.
26. Патрушева И.В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И.В. Патрушева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 130 с.
27. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – Москва: Советский спорт, 2005. – 820 с.
28. Пятеркова В.А. Оценка физического развития детей и подростков: методическое пособие / В.А. Пятеркова. – Москва: Альфа-Эндо, 2017. – 98 с.
29. Пятков В.В. Тхэквондо. Осознанный выбор / В.В. Пятков. – 2020. - С. 89–96 с.
30. Рябинин С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. - Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2017. - 153 с.
31. Савченко В.А. Совершенствование ударной техники тхэквондистов с учетом биомеханической структуры системы движений / В.А. Савченко. – Краснодар: КГУФКСТ, 2019.
32. Бушин И.А. Совершенствование методики обучения ударной технике ног в тхэквондо / И.А. Бушин, Е.И. Ким // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. - Краснодар, 2018. – С. 24–25.
33. Сухарев А.Д. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Д. Сухарев. - М.: Медицина, 2011. - 87 с.
34. Таймазов В.А. Сравнительный анализ технических действий тхэквондо версий (итф) и (втф) / В.А. Таймзов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков // Научнотеоретический журнал «Ученые записки». - № 11. – 2014. - С. 148–154
35. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 175 с.
36. Функциональные состояния в спорте / И.В. Левшин, А.С. Солодков, Ю.М. Макаров, А.Н. Поликарпочкин // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 71–75.
37. Хегай А.Ю. Влияние занятий тхэквондо на физические качества учащихся младшего школьного возраста / А.Ю. Хегай // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием / под редакцией: И.В. Молдовановой. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 78–79.
38. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Академия, 2015. - С. 480.
39. Цыганкова В.О. Координационные способности в тхэквондо / В.О. Цыганкова // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сб. ст. по мат. национ. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. – Краснодар: КГАУ, 2020. – С. 443–453.
40. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца: учебное пособие / Е.М. Чумаков. - М.: РГАФК, 2016. - С. 196.
41. Шестопалов Я.В. Значение физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям жизни / Я.В. Шестопалов, В.О. Цыганкова // Наукосфера. – 2022. – №3. – С. 122–125.
42. Щербакова М.А. Физическое развитие детей и подростков: методические рекомендации / М.А. Щербакова. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – 56 с.