АННОТАЦИЯ
АННОТАЦИЯ (английский язык)………………………………………………….5
ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ПОДРОСТКА ……………….………..10
1.1.1. Кризис подросткового возраста…………………………………………….10
1.1.2. Социальная зрелость у подростков……………………………….………..12
1.1.3. Инфантильное поведение у подростков ………………………...…………16
1.1.4. Ценностные ориентации в подростковом периоде ……………………….21
1.1.5. Совладающее со стрессом поведение у подростков…………………..…..25
1.1.6. Защитные механизмы у подростков………………………………..………29
1.2.1. Внутренняя картина болезни у детей и подростков ………............…..…..33
1.2.2. Личностные реакции на болезнь……………………………………………37
1.2.3. Адаптация подростка к стационару.………………………………..………41
1.2.4. Взаимоотношение в семье больного подростка…………………….…….47
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………51
2.1. Цель, задачи и организация исследования ……………………………….….51
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования ……….…..53
2.3. Методы обработки данных …………………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…….…..67
3.1.Результаты исследования …………………………………………………...…67
3.1.1. Результаты исследования типа самооценки……………...…...……………67
3.1.2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей личности
3.1.3. Анализ способов совладающего поведения
3.1.4. Результаты исследования близкого окружения……………………………78
3.1.5.Результаты исследования клинической беседы……………………………80
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Ситуация болезни – одна из тех неприятных ситуаций, в которую попадает в течение жизни каждый человек. Болезнь может пройти бесследно, а может запомниться на всю жизнь и повлиять на нее. Иногда болезнь производит на человека такое сильное эмоциональное впечатление или наносит столь мощную физическую и психическую травму, что это становится для него значимым жизненным событием, определяет особенности поведенческих и эмоциональных реакций на всю последующую жизнь. Болезни бывают разные: некоторые из них могут повлечь за собой тяжелейшее лечение или даже летальный исход, а другие – проходят незаметно и не вносят в жизнь человека кардинальных изменений.
Пубертатный период является одним из самых сложных периодов в жизни любого человека, так как для подростка в этом возрасте характерна высокая эмоциональность и, как следствие, ранимость: любые неудачи воспринимаются как катастрофа. В этой связи информация об онкологическом заболевании и необходимости госпитализации в лечебное учреждение является травмирующей для подростка. К сожалению, тяжелые детские болезни еще не побеждены в наше время, и их сильное влияние на психику подростка может оставить большой отпечаток на всю его последующую жизнь. Такие последствия могут закалить характер подростка, и он научится справляться и с другими сложными жизненными ситуациями, а могут и, наоборот, сделать подростка слабым, депрессивным и инфантильным. Ребенок очень ярко реагирует на негативные и позитивные изменения в его жизни. При сильных стрессовых условиях, как например, постановка диагноза и госпитализация, могут возникнуть невротические и соматические заболевания. Испытания в виде болезни изменяют и вносят коррективы в жизнь подростков и оказывают влияние на становление их личности. Такой сложный период как лечение в виде химиотерапии, гормональной терапии и хирургических вмешательств не может не оставить свой след в процессе становления личности подростка.
В данной работе рассматривается актуальная проблема становления личности подростка под воздействием тяжелого онкологического заболевания и лечения. Изучение особенностей личности подростков, переживающих тяжелое лечение, сможет помочь психологам более эффективно оказывать им психологическую помощь во время лечения и ремиссии. Адекватная психологическая помощь облегчит адаптацию подростков в социальной жизни.
Цель данной работы – определить влияние болезни на личность подростков больных лейкозом во время лечения и на этапе ремиссии.
Гипотеза исследования – у подростков во время лечения лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Объект исследования – подростки больные лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить преобладающий тип самооценки у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
2. Изучить индивидуально-психологические особенности личности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
3. Установить преобладающие копинг-стратегии у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
4. Изучить особенности переживания болезни, отношения к врачу, ценностных ориентаций и ориентации на будущее у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
5. Определить у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии стремление к социальной зрелости или к инфантильности.
В качестве методов исследования использовались:
клинико-психологический метод (клиническая беседа в виде интервью) и экспериментально-психологический метод: психодиагностические методики - Социальный атом (Дж.Л.Морено); тест «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой; методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант); опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская).
Основные этапы дипломного исследования:
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования и подобраны диагностические материалы.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей подростков больных лейкозом. Проводилась математико-статистическая обработка показателей, затем - качественный и количественный анализ полученных результатов.
На третьем этапе осуществлялась интерпретация результатов исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических пакетов программ SPSS 17.0, Microsoft Office Excel. Был использован метод статистической обработки данных: U-Манна-Уитни и Хи-квадрат Пирсона.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст иллюстрирован схемами, таблицами и диаграммами.
В первой главе данной работы раскрываются теоретические аспекты изучения особенностей кризиса подросткового возраста, восприятия внутренней картины болезни подростком, а также понятия социальной зрелости и инфантильности. Теоретический анализ литературных источников показал, что влияние на формирования личности подростка в момент болезни влияют множество факторов.
Во второй главе представлены программа и этапы исследования, описывается выборка испытуемых, а также применяемые методы и методики исследования.
В третьей главе данной работы раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что подростки, которые находятся на разных этапах лечения, имеют разное представление об окружающем мире и разный стиль поведения. Необходимо учитывать этап лечения подростков, так как на разных этапах лечения имеются свои важные задачи в оказании психологической помощи. Как было сказано в работе, подростки, которые находятся на тяжелом лечении химиотерапии, нуждаются в помощи психолога, для того, чтобы помочь им выразить негативные эмоции, обиду, чувство вины. Такая помощь может облегчить переживания и напряжения в период тяжелого и долгого лечения. Особенности психологической работы с подростками на этапе ремиссии так же имеют важные задачи. Необходимо учитывать, что подросток большое количество времени был изолирован от социального мира. Задача психолога помочь подростку после болезни адаптироваться к социальному миру.
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что у подростков во время лечения от лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
1. Весна Е.Б. Изучение личности подростка. – Курган: Научно-производственное объединение “Юность”, 1992. – 168 с.
2. Грицанов А.А Новейший философский словарь. 3-е изд. — Минск: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. — (Мир энциклопедий).
3. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. -СПб.: Специальная литература, 1996. - 454 с.
4. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. — 11-е изд. — СПб.: Питер, 2004. - 1166 с. — (Мастера психологии).
5. Калашникова Л.А. Формирование основ социальной зрелости подростков средствами краеведения в условиях воспитательной среды общеобразовательного учреждения. - Москва, 2013. - 262 с.
6. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики.– СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 608 с. — (Психологическая энциклопедия).
7. Лакосина, В.М. Клиническая психология. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 576 с.
8. Ланцковский Ф. Детская гематология и онкология. – 3-е изд. – М.: Лори, 2005. -763 с.
9. Лафренье П Эмоциональное развитие детей и подростков. - М:. Прайм Еврознак 2004. – 534 с.
10. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. - 4-е изд. - М.: Медицина, 1977. - 112с
11. Мохов В.А., Крештапова М.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях с тяжелобольными детьми. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru
12. Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения «внутренней» картины болезни»/ Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. (диссертация), 1976 . - 98-99 с.
13. Никольская И.М. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - С-Пб.: Речь, 2000.-507с.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
15. Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7497
16. Райгородский Д.Я. Самосознания и механизмы защиты личности – Христоматия. – Самара: Издательство Дом «Бахрах – М» 2008. – 656с.
17. Рубинштейн С.Л , Основы общей психологии - СПб: «Питер», 2000 - 712 с.
18. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла-95: Руководство по использованию– Челябинск: ЮУрГУ, 2000.
19. – 54 с.
20. Тхостов А.Ш. Осознание заболевания у онкологических больных // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. № 12. 1839—1884 с.
21. Хейли Д. и др.. Эволюция психотерапии: Том 3. "Let it be. гуманистическая психотерапия / Пер зависимая фирма "Класс",1998. — 304 с. - психологии и психотерапии).. 1998. 52-58с.
22. Чулкова В.А., Моисеенко В.М. Психоонкология : Пособие для врачей. Спб 2007. - 38 с.
23. Чулкова В.А., Моисеенко В.М. Психологические проблемы в онкологии // Практическая онкология. 2009. Т. 10. № 3. 151-157 с.
24. Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. Монография. – СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
25. Эйдемиллер Э. Детская психиатрия. Издательство: Питер Серия: Национальная медицинская библиотека .2005 г. - 1120 с.
26. Ялом И. Экзистенциальная психология. М.: Римис. 2008г. – 608с.
27. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс. 1994г.-552с
28. Enric C. Sumalla, Cristian Ochoa, Ignacio Blanco . Clinical Psychology Review. Posttraumatic growth in cancer: Reality or illusion. Article history: Received 25 May 2008 Received in revised form 4 September 2008 Accepted 22 September 2008
29. Paul Jones, Megan Blunda, Gina Biegel, Linda E. Carlson, Matthew Biel and Lori Wiener. Can mindfulness-based interventions help adolescentswith cancer?//Psycho-Oncology. Sep.2013, Vol. 22 Issue 9, p.2148-2151.
30. Zwahlen, D.ab,Hagenbuch, N.a,Carley, M.I.c,Jenewein, J.a, Buchi, S.a. Posttraumatic growth in cancer patients and partners - Effects of role, gender and the dyad on couples' posttraumatic growth experience. Article history: Psycho-Oncology Volume 19, Issue 1, January 2010, Pages 12-20