ВЛИЯНИЕ БОЛЕЗНИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ЛЕЙКОЗОМ
|
АННОТАЦИЯ
АННОТАЦИЯ (английский язык)………………………………………………….5
ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ПОДРОСТКА ……………….………..10
1.1.1. Кризис подросткового возраста…………………………………………….10
1.1.2. Социальная зрелость у подростков……………………………….………..12
1.1.3. Инфантильное поведение у подростков ………………………...…………16
1.1.4. Ценностные ориентации в подростковом периоде ……………………….21
1.1.5. Совладающее со стрессом поведение у подростков…………………..…..25
1.1.6. Защитные механизмы у подростков………………………………..………29
1.2.1. Внутренняя картина болезни у детей и подростков ………............…..…..33
1.2.2. Личностные реакции на болезнь……………………………………………37
1.2.3. Адаптация подростка к стационару.………………………………..………41
1.2.4. Взаимоотношение в семье больного подростка…………………….…….47
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………51
2.1. Цель, задачи и организация исследования ……………………………….….51
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования ……….…..53
2.3. Методы обработки данных …………………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…….…..67
3.1.Результаты исследования …………………………………………………...…67
3.1.1. Результаты исследования типа самооценки……………...…...……………67
3.1.2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей личности
3.1.3. Анализ способов совладающего поведения
3.1.4. Результаты исследования близкого окружения……………………………78
3.1.5.Результаты исследования клинической беседы……………………………80
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
АННОТАЦИЯ (английский язык)………………………………………………….5
ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ПОДРОСТКА ……………….………..10
1.1.1. Кризис подросткового возраста…………………………………………….10
1.1.2. Социальная зрелость у подростков……………………………….………..12
1.1.3. Инфантильное поведение у подростков ………………………...…………16
1.1.4. Ценностные ориентации в подростковом периоде ……………………….21
1.1.5. Совладающее со стрессом поведение у подростков…………………..…..25
1.1.6. Защитные механизмы у подростков………………………………..………29
1.2.1. Внутренняя картина болезни у детей и подростков ………............…..…..33
1.2.2. Личностные реакции на болезнь……………………………………………37
1.2.3. Адаптация подростка к стационару.………………………………..………41
1.2.4. Взаимоотношение в семье больного подростка…………………….…….47
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………51
2.1. Цель, задачи и организация исследования ……………………………….….51
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования ……….…..53
2.3. Методы обработки данных …………………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…….…..67
3.1.Результаты исследования …………………………………………………...…67
3.1.1. Результаты исследования типа самооценки……………...…...……………67
3.1.2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей личности
3.1.3. Анализ способов совладающего поведения
3.1.4. Результаты исследования близкого окружения……………………………78
3.1.5.Результаты исследования клинической беседы……………………………80
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Ситуация болезни – одна из тех неприятных ситуаций, в которую попадает в течение жизни каждый человек. Болезнь может пройти бесследно, а может запомниться на всю жизнь и повлиять на нее. Иногда болезнь производит на человека такое сильное эмоциональное впечатление или наносит столь мощную физическую и психическую травму, что это становится для него значимым жизненным событием, определяет особенности поведенческих и эмоциональных реакций на всю последующую жизнь. Болезни бывают разные: некоторые из них могут повлечь за собой тяжелейшее лечение или даже летальный исход, а другие – проходят незаметно и не вносят в жизнь человека кардинальных изменений.
Пубертатный период является одним из самых сложных периодов в жизни любого человека, так как для подростка в этом возрасте характерна высокая эмоциональность и, как следствие, ранимость: любые неудачи воспринимаются как катастрофа. В этой связи информация об онкологическом заболевании и необходимости госпитализации в лечебное учреждение является травмирующей для подростка. К сожалению, тяжелые детские болезни еще не побеждены в наше время, и их сильное влияние на психику подростка может оставить большой отпечаток на всю его последующую жизнь. Такие последствия могут закалить характер подростка, и он научится справляться и с другими сложными жизненными ситуациями, а могут и, наоборот, сделать подростка слабым, депрессивным и инфантильным. Ребенок очень ярко реагирует на негативные и позитивные изменения в его жизни. При сильных стрессовых условиях, как например, постановка диагноза и госпитализация, могут возникнуть невротические и соматические заболевания. Испытания в виде болезни изменяют и вносят коррективы в жизнь подростков и оказывают влияние на становление их личности. Такой сложный период как лечение в виде химиотерапии, гормональной терапии и хирургических вмешательств не может не оставить свой след в процессе становления личности подростка.
В данной работе рассматривается актуальная проблема становления личности подростка под воздействием тяжелого онкологического заболевания и лечения. Изучение особенностей личности подростков, переживающих тяжелое лечение, сможет помочь психологам более эффективно оказывать им психологическую помощь во время лечения и ремиссии. Адекватная психологическая помощь облегчит адаптацию подростков в социальной жизни.
Цель данной работы – определить влияние болезни на личность подростков больных лейкозом во время лечения и на этапе ремиссии.
Гипотеза исследования – у подростков во время лечения лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Объект исследования – подростки больные лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить преобладающий тип самооценки у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
2. Изучить индивидуально-психологические особенности личности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
3. Установить преобладающие копинг-стратегии у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
4. Изучить особенности переживания болезни, отношения к врачу, ценностных ориентаций и ориентации на будущее у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
5. Определить у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии стремление к социальной зрелости или к инфантильности.
В качестве методов исследования использовались:
клинико-психологический метод (клиническая беседа в виде интервью) и экспериментально-психологический метод: психодиагностические методики - Социальный атом (Дж.Л.Морено); тест «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой; методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант); опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская).
Основные этапы дипломного исследования:
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования и подобраны диагностические материалы.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей подростков больных лейкозом. Проводилась математико-статистическая обработка показателей, затем - качественный и количественный анализ полученных результатов.
На третьем этапе осуществлялась интерпретация результатов исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических пакетов программ SPSS 17.0, Microsoft Office Excel. Был использован метод статистической обработки данных: U-Манна-Уитни и Хи-квадрат Пирсона.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст иллюстрирован схемами, таблицами и диаграммами.
Пубертатный период является одним из самых сложных периодов в жизни любого человека, так как для подростка в этом возрасте характерна высокая эмоциональность и, как следствие, ранимость: любые неудачи воспринимаются как катастрофа. В этой связи информация об онкологическом заболевании и необходимости госпитализации в лечебное учреждение является травмирующей для подростка. К сожалению, тяжелые детские болезни еще не побеждены в наше время, и их сильное влияние на психику подростка может оставить большой отпечаток на всю его последующую жизнь. Такие последствия могут закалить характер подростка, и он научится справляться и с другими сложными жизненными ситуациями, а могут и, наоборот, сделать подростка слабым, депрессивным и инфантильным. Ребенок очень ярко реагирует на негативные и позитивные изменения в его жизни. При сильных стрессовых условиях, как например, постановка диагноза и госпитализация, могут возникнуть невротические и соматические заболевания. Испытания в виде болезни изменяют и вносят коррективы в жизнь подростков и оказывают влияние на становление их личности. Такой сложный период как лечение в виде химиотерапии, гормональной терапии и хирургических вмешательств не может не оставить свой след в процессе становления личности подростка.
В данной работе рассматривается актуальная проблема становления личности подростка под воздействием тяжелого онкологического заболевания и лечения. Изучение особенностей личности подростков, переживающих тяжелое лечение, сможет помочь психологам более эффективно оказывать им психологическую помощь во время лечения и ремиссии. Адекватная психологическая помощь облегчит адаптацию подростков в социальной жизни.
Цель данной работы – определить влияние болезни на личность подростков больных лейкозом во время лечения и на этапе ремиссии.
Гипотеза исследования – у подростков во время лечения лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Объект исследования – подростки больные лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить преобладающий тип самооценки у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
2. Изучить индивидуально-психологические особенности личности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
3. Установить преобладающие копинг-стратегии у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
4. Изучить особенности переживания болезни, отношения к врачу, ценностных ориентаций и ориентации на будущее у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
5. Определить у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии стремление к социальной зрелости или к инфантильности.
В качестве методов исследования использовались:
клинико-психологический метод (клиническая беседа в виде интервью) и экспериментально-психологический метод: психодиагностические методики - Социальный атом (Дж.Л.Морено); тест «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой; методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант); опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская).
Основные этапы дипломного исследования:
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования и подобраны диагностические материалы.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей подростков больных лейкозом. Проводилась математико-статистическая обработка показателей, затем - качественный и количественный анализ полученных результатов.
На третьем этапе осуществлялась интерпретация результатов исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических пакетов программ SPSS 17.0, Microsoft Office Excel. Был использован метод статистической обработки данных: U-Манна-Уитни и Хи-квадрат Пирсона.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст иллюстрирован схемами, таблицами и диаграммами.
В первой главе данной работы раскрываются теоретические аспекты изучения особенностей кризиса подросткового возраста, восприятия внутренней картины болезни подростком, а также понятия социальной зрелости и инфантильности. Теоретический анализ литературных источников показал, что влияние на формирования личности подростка в момент болезни влияют множество факторов.
Во второй главе представлены программа и этапы исследования, описывается выборка испытуемых, а также применяемые методы и методики исследования.
В третьей главе данной работы раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что подростки, которые находятся на разных этапах лечения, имеют разное представление об окружающем мире и разный стиль поведения. Необходимо учитывать этап лечения подростков, так как на разных этапах лечения имеются свои важные задачи в оказании психологической помощи. Как было сказано в работе, подростки, которые находятся на тяжелом лечении химиотерапии, нуждаются в помощи психолога, для того, чтобы помочь им выразить негативные эмоции, обиду, чувство вины. Такая помощь может облегчить переживания и напряжения в период тяжелого и долгого лечения. Особенности психологической работы с подростками на этапе ремиссии так же имеют важные задачи. Необходимо учитывать, что подросток большое количество времени был изолирован от социального мира. Задача психолога помочь подростку после болезни адаптироваться к социальному миру.
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что у подростков во время лечения от лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Во второй главе представлены программа и этапы исследования, описывается выборка испытуемых, а также применяемые методы и методики исследования.
В третьей главе данной работы раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что подростки, которые находятся на разных этапах лечения, имеют разное представление об окружающем мире и разный стиль поведения. Необходимо учитывать этап лечения подростков, так как на разных этапах лечения имеются свои важные задачи в оказании психологической помощи. Как было сказано в работе, подростки, которые находятся на тяжелом лечении химиотерапии, нуждаются в помощи психолога, для того, чтобы помочь им выразить негативные эмоции, обиду, чувство вины. Такая помощь может облегчить переживания и напряжения в период тяжелого и долгого лечения. Особенности психологической работы с подростками на этапе ремиссии так же имеют важные задачи. Необходимо учитывать, что подросток большое количество времени был изолирован от социального мира. Задача психолога помочь подростку после болезни адаптироваться к социальному миру.
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что у подростков во время лечения от лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ БОЛЕЗНИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ЛЕЙКОЗОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОСТРЫМ ЛИМФОБЛАСТНЫМ ЛЕЙКОЗОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь психологического состояния ребенка, проходящего лечение методом трансплантации костного мозга и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Изучение взаимосвязи между типом отношения к болезни и уровнем депрессии у людей с онкогематологическими заболеваниями
Курсовые работы, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



