Введение
Глава 1. Великобритания как центр англоязычного мира………………………………….…5
1.1. Страноведческая характеристика Великобритании.……….…………………….……5
1.2. История возникновения английского языка ……….……………..……………...…...7
1.3. Распространение языка за пределы Англии.
1.4. Английский язык как язык международного общения……………………...……….19
Глава 2. Великобритания как центр обучающего туризма…………………………………..21
2.1. Обучающий туризм
2.2. Обучение английскому языку……………………………………….…………………22
2.3. Языковые курсы………………………………………………………………..……….23
2.4. Рынок курсов английского языка……………………………………..……………….30
2.5. Региональные показатели…………………………………………………..…………..33
2.6. Туристы, посещавшие курсы
2.7. Экономический вклад
Глава 3. Российский рынок обучающих туров в Великобританию…………………………47
3.1. Анализ предложений ведущих туроператоров…………………….…………………47
3.2. Разработка памятки для российских туроператоров
Заключение
Список использованной литературы……………………………………………….…...…….54
Приложения
В современном мире отчетливо выделяется большая группа стран, занимающая важное место в становлении и развитии современной цивилизации. Это страны так называемого англоязычного мира, который объединяет в себе более 50 стран Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании и насчитывающий около двух с половиной миллиардов человек, проживающих на третьей части суши нашей планеты. Связующими звеньями этого мира являются, в первую очередь, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и собственно английский язык. Если учесть, что на английском языке говорят миллионы людей, не принадлежащих к англосаксонскому миру, но активно его изучающих и использующих, то роль Великобритании в воспитании и образовании этих людей трудно переоценить. Выше изложенное определяет тему данной работы.
Новизна и актуальность исследования заключается не только в попытке описать и проанализировать такой мировой феномен, как английский язык, но и убедительно доказать, что британский рынок обучающих языковых туров является не только уникальной частью современного туристического пространства, но также неотъемлемой составляющей национального достояния Великобритании.
Объект изучения – регионы Соединенное Королевство как центр англоязычного мира и обучающего туризма.
Предметом данной работы является описание закономерностей становления и распространения английского языка и основных тенденций спроса и предложения языковых курсов в Великобритании.
Цель выпускной работы – изучение основных периодов становления английского языка как уникального явления не только британской, но и мировой культуры, а также анализ структуры языковых курсов и образовательных программ как неотъемлемой части национального достояния Соединенного Королевства.
Цель работы диктует постановку следующих задач:
• изучение географического положения и природных особенностей Великобритании
• систематизация и изучение материала, связанного с ее социально-экономической, политической историей
• описание культурно-лингвистических и туристических особенностей каждого региона страны, оценивая их историческое наследие и современные предложения.
Методами исследования служат выделение и рассмотрение отдельных сторон и историко-культурных особенностей регионов, влияющих на концентрацию языковых туров. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, выявляется универсальное и специфическое. Кроме того, в работе использованы методы картографирования, статистический анализ и обработка собранных данных.
Структура и содержание. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе описана история зарождения и распространения английского языка, рассмотрены причины закрепления за языком международного, интернационального статуса и функции, которые он выполняет в современном мире. Во второй главе дается анализ курсов английского языка в составе обучающих туров и раскрываются основные термины, которые использовались в работе. В третьей главе представлен материал о российском рынке обучающих языковых курсов (на основе предложений некоторых образовательных компаний и туроператоров), а также разработанная автором работы памятка по обучающему туризму в Великобритании для отечественных туроператоров. В заключении подводятся итоги проведенной работы. Список литературы состоит из 41 источника и Интернет-ресурса, из которых 20 – на английском языке. Приложение содержит 7 карт и картосхем, 6 таблиц и один рисунок.
Основными источниками для написания работы послужили книги и учебные пособия по истории, страноведению, туризму и лингвистике, научно-популярные энциклопедии и другая литература. Были использованы данные Интернет источников, а также картографические материалы.
Таким образом, на основании собранных, проанализированных и обработанных данных, материалов и наблюдений можно сделать следующие выводы:
1) На территории Британских островов существовали первые древнеанглийские племена, сложилась английская народность и национальный язык, который распространился по всему миру посредством социально-экономической и политической деятельности страны. В настоящее время Великобритания поддерживает внутреннее единство Содружества Наций, которое обнаруживается в политических институтах британского типа, в преемственности форм образования, в расширении сферы применения английского языка, особенно в управлении, среднем и высшем образовании, косвенно являясь главой более 50 государств.
2) Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии действительно является в настоящее время центром англоязычного мира и обучающего туризма.
3) Сегодня английский считается не только одним их самых распространенных языков мира, но и самым изучаемым. Практичность и доступность английского языка, его широкое применение во всех сферах жизни объясняет постоянное стремление многих людей во всем мире изучать его.
Многовековые традиции в сочетании с современными методами обучения, персональным подходом, развитием индивидуальных способностей и спортивных задатков обуславливают известность и престижность языковых туров, широко представленных в разных регионах Великобритании. Около 35% студентов со всего мира, выезжающих за рубеж для изучения английского языка, едут именно в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – родину языка и культуры и один из самых востребованных и передовых центров обучающего туризма.
4) Сложившаяся и оправдавшая себя система обучения языку в Великобритании пользуется стабильным спросом как во всем мире, так и в России, которая входит в число 15 стран-лидеров по количеству обучающихся. Российские туроператоры в настоящее время предлагают классические и комбинированные туры, все больше расширяя отечественный рынок этого перспективного направления.
5) Разработанная автором памятка и рекомендации, основанные на полученных в ходе исследования данных, призваны оказать помощь российским туроператорам в создании новых обучающих туров в Великобританию.
1. Аракин В. Д. История английского языка. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003, 272 с.
2. Беляева Т. М., Потапова И. А. Английский язык за пределами Англии. Л., 1961, 152 с.
3. Высокова В. В., Чемякин Е. Ю., Макрушина К. А. Британская империя: становление, эволюция, распад. Екат.: Изд-во «Волот», 2010, 188 с.
4. Горлова И.И. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика. Краснодар, 2015, 24 с.
5. Заболотный В. М. История, география и культура англоязычных стран. М:. Университетская книга, 2011, 550 с.
6. Ильиш Б. А. История английского языка. М., 1968, 420 с.
7. Основы туризма. Под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014, 384 с.
8. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. М./СПб.: ГПОССА/КАРО, 2004, 336 с.
9. Chaloner J., Evans A., Pragnell M. Supporting the British economy through teaching English as a foreign language: An assessment of the contribution of English language teaching to the United Kingdom economy. London, 2015, 38 c.
10. Crystal D. English as a global language. New York: Cambridge University Press, 2003, 212 с.
11. Ferguson N. Empire: The rise and demise of the British world order and the lessons for global power. New York, NY: Basic Books, 2004, 384 с.
12. Gray J., Student statistics report – executive summary. London: StudentMarketing, 2015, 48 c.
13. Inbound visitors who undertake an English language course. London: VisitBritain, 2014, 20 c.
14. Phillips S. International Strategy 2015-17. London: EnglishUK, 2015, 40 c.
15. Porter A. The Oxford History of the British Empire: The nineteenth century. Volume III. Oxford University Press, 2001, 774 с.
Ресурсы сети Интернет:
1. http://b-bright.ru – данные об образовательной компании «Bright», 29 апреля 2017
2. http://cetour.ru – данные о туроператоре «Центр Эксклюзив Тур», 2 мая 2017
3. http://digimage.com.ua – данные о населении, экономики Великобритании, 24 февраля 2017
4. https://inna.ru – данные о туроператоре «ИННА ТУР», 4 мая 2017
5. http://llyw.cymru - статистические данные по туризму Уэльса, 16 мая 2017
6. https://r-express.ru – данные о туроператоре «Русский Экспресс», 2 мая 2017
7. http://school.elitestudent.ru – данные о профессиональном агентстве международного образования «EliteStudent», 29 апреля 2017
8. http://staracademy.ru – данные об образовательной компании «Star Academy», 30 апреля 2017
9. http://teonort.ru – данные об образовательной компании «Teonort», 29 апреля 2017
10. http://thecommonwealth.org – данные о составе Содружества Наций, 15 января 2017
11. https://www.bsistudy.ru – данные о туроператоре «BSI Group», 2 мая 2017
12. http://www.dsbw.ru – данные о туроператоре «DSBW», 3 мая 2017
13. http://www.ef.ru – данные об образовательной компании «English First», 30 апреля 2017
14. http://www.englishuk.com – данные о языковых курсах национальной ассоциации аккредитованных центров английского языка в Великобритании, 14 мая 2017
15. https://www.estudy.ru – данные о языковом центре «Канцлер», 29 апреля 2017
16. http://www.iclass.ru – данные об образовательном агентстве «Iclass», 29 апреля 2017
17. http://www.intertour.ru – данные о туроператоре «Интертур», 4 мая 2017
18. http://www.kmp.ru – данные о туроператоре «КМП групп», 2 мая 2017
19. https://www.pac.ru – данные о туроператоре «PAC GROUP», 2 мая 2017
20. http://www.paradise-travel.ru – данные об образовательной компании «Парадайз»
21. http://www.rossita-travel.com – данные о туроператоре «РОССИТА», 3 мая 2017
22. http://www.study-express.ru – данные об образовательном центре «Стади-Экспресс», 30 апреля 2017
23. http://www.svoiludi.ru – данные о туроператоре «Свои люди», 3 мая 2017
24. https://www.tourismni.com - статистические данные по туризму Северной Ирландии
25. https://www.visitbritain.org – статистические данные управления по туризму Великобритании, 15 мая 2017
26. http://www.visitscotland.org - статистические данные по туризму Шотландии, 16 мая 2017