Введение 3
Биография Аψмад-и Джβма 4
Образ и убеждения Аψмад-и Джβма 15
Семья Аψмад-и Джβма 20
Сочинения Аψмад-и Джβма 23
История изучения жизни и творчества Аψмад-и Джβма 32
«Диван» Аψмад-и Джβма 40
Заключение 59
Список использованной литературы 60
Данная работа посвящена жизни и творчеству персидского суфийского поэта Аψмад-и Джβма (440-536/1048-1141). Этот деятель прославился как суфий и знаток мистических и исламских наук. Пропагандируя свои идеи и отстаивая позиции истинного учения, он сумел заручиться большим авторитетом среди своих последователей и учеников. Слава о духовной силе и о чудесных деяниях, которые он совершал, быстро распространялась далеко за пределы его родной провинции Х̱урβсβн.Шейх Аψмад-и Джβм запечатлел свое имя в истории как мудрый духовный наставник и суфий. Он оставил после себя значительные поучительные труды, к которым еще долгое время обращались его последователи и люди, стремившиеся встать на праведный путь к спасению. Память об Аψмад-и Джβме не угасла и до настоящего времени. Многие пребывают к его могиле, расположенной в городе Турбат-и Джβм недалеко от его священной обители, и отдают дань памяти великому учителю.
Многие западные ученые занимались исследованием биографии и творчества Аψмад-и Джβма. За последний век, благодаря изучению сохранившихся рукописей его трудов, а также сочинений его учеников и потомков удалось достаточно подробно узнать о его жизни, учении и идеях.
В данной работе я ставлю себе целью: 1) представить имеющиеся биографические сведения об Аψмад-и Джβме; 2) отразить историю его изучения исследователями; 3) дать характеристику поэтического «Дивана» Аψмад-и Джβма.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы. О биографии Аψмад-и Джβма мы имеем достаточно информации и можем выстроить более-менее стройный жизненный путь шейха. Благодаря трудам многих ученых, мы имеем возможность детально ознакомиться с жизнью и творчеством Аψмад-и Джβма, в частности с его сочинениями. Спорным остается вопрос об авторстве прозаических трактатов и поэтического дивана, приписываемых Аψмад-и Джβму. Ведь по утверждению источников они написаны «по божественному вдохновению», ибо Аψмад был неграмотным. Труды же шейха выявляют его незаурядную компетентность в вопросах теологии, литературы, научных знаниях того времени.
Анализ стихов «Дивана» показывает наличие стройно разработанной философской системы. При его прочтении создается впечатление достаточной целостности и единства содержания и стиля стихотворений, за исключением нескольких, стоящих особняком, стихов – восхвалений и сугубо ортодоксальных поэм проповедей.
Хотелось бы отметить важность фигуры Аψмад-и Джβма, как поэта, теолога и автора важных мистико-философских трудов. Изучение его сочинений позволяет нам более подробно узнать о мировоззрении и идеалах людей, стремящихся к праведной жизни.
Данная работа не является подробным исследованием поэта и представляет обще ознакомительный труд, однако в дальнейшем, она может стать основой для более детальных исследований жизни и наследия Аψмад-и Джβма.
1) Рейснер М.Л. Эволюция классической газели на фарси (X-XIV века). – М: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989 – 224 с.
2) Lewis F., Moayyad H. The Colossal Elephant and His Spiritual Feats: Shaykh Ahmad-e Jam: The Life and Legend of a Popular Sufi Saint of 12th Century Iran Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, Inc., 2004. – 460 p.
3) Moayyad H., “Ahmad-E Jam // Encyclopedia Iranica. [Electronic resource]. – URL: http://www.iranicaonline.org/articles/ahmad-e-jamПроверено: 19 марта 2014 г.
4) Ivanow W. “A Biography of Shaykh Ahmad-i-Jam,” Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland (April 1917). P. 291–365.
5) Meier F. “Zur Biographie Aḥmad-i Ğām’s und zur Quellenkunde von Ğāmī’sNafaḥātu’l-Uns” ZDMG 97, 1943. - P.47-67.
6)Ritter H. Das Meer der Seele: Mensch, Welt und Gott in den Geschichten des Farīduddīn ʿAṭṭār, Leiden, 1955. – 780 p.
7)The Encyclopedia of Islam. New edition. Vol.7 – Leiden: E.J.Brill, 1998. – 1058 p.
8) СаджβдδСэйидД̣δйβ’ ад-Дин. Муπаддаме-йδ бар мабβни-йδ ‘ирфβн ва таτавуф (Основы мистицизма и суфизма).-Тегеран,1372/1994. –337 с.
9) Джβм Аψмад. Мифтβψ ан-наджβт (Ключ к спасению). – Тегеран, 1347/1968. – 368 с.
10) Джβм Аψмад. Унс ат-тβ’ибδн (Доверительность к раскаивающимся). – Тегеран, 1350/1971. – 392 с.
11) Джβм Аψмад. Сирβдж ас-сβ’ирδн (Светильник путников). – Тегеран, 1368/1989. – 480 с.
12) Джβм Аψмад. Дδвβн-и Хад̣рат-и Аψмад-и Джβм Жанде Пδл (Диван Аψмад-и Джβма Жанде Пδл’я). – Канпур, 1303/1884. – 196 с.
13) Джβмδ Нζр ад-Дδн ‘Абд ар-Раψмβн. Нафаψβт ал-унс мин ψад̣рβт ал-πудс (Дуновение дружбы из обители святости). – Тегеран, 1386/2007. – С. 363 – 371.
14) Бζзджβнδ Дарвδш ‘Алδ. Рауд̣ат ар-рδйβψδн (Сад ароматных растений). – Тегеран, 1345/1966. – 175 с.
15) Ходизода Расул. Адабиёти форсу точик дар асрхои XII – XIV, кисмиякум. – Душанбе, 1976. –347 с.