ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ, МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ………….
1.1Экономическая сущность прибыли и ее виды……………………………………..
1.2 Понятие и основные виды налогов……………………………………………….
1.3 Распределение чистой прибыли……………………………………………………
1.4 Факторный анализ прибыли……..…………………………………………………
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ЦЕНТРПРОДСЕРВИС»………..…………………………………………..
2.1 Характеристика предприятия ………………………………………………………
2.2 Анализ производства и реализации продукции …………………………………
2.3 Анализ финансового состояния ОАО «Центрпродсервис»……………………..
2.3.1 Анализ платёжеспособности и ликвидности предприятия…………………….
2.3.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………………...
2.3.3 Анализ деловой активности предприятия……………………………………….
2.4 Анализ использования труда и заработной платы………………………………...
2.4.1 Анализ производительности труда предприятия ОАО
«Центрпродсервис»………….…….…………………………………………………
2.4.2 Анализ фонда заработной платы…..…………………………………………..
3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОАО «ЦЕНТРПРОДСЕРВИС» ЗА
2012-2014 гг И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ………………………….
3.1 Значение и задачи анализа финансовых результатов……………………………..
3.2 Анализ состава финансовых результатов в динамике…………………………….
3.3 Анализ затрат на производство и реализацию продукции………………………..
2.3.1 Анализ затрат на рубль товарной продукции……………………………………
3.2.2 Анализ издержек обращения…………………………………………….………..
3.2.3 Факторный анализ затрат в зависимости от объема
деятельности организации…………………………………………….………….
3.3 Анализ рентабельности ОАО «Центрпродсервис»……………………..………..
3.4 Факторный анализ прибыли…………………………………………….….……….
3.5 Комплекс мероприятий позволяющих улучшить финансовые результаты
деятельности предприятия……………………………………………………………...
3.5.1 Внедрение тендерных процедур закупки товаров в электронном виде……..
3.5.2 Внедрение мониторинга транспорта на базе системы ГЛОНАСС…………….
3.5.3 Автоматизация работы торговых агентов в секторе оптовых продаж с
использованием мобильных устройств………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………….…….……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………………………….
Приложение
В современной России в полной мере действует рыночная экономика.
Совместно с развитием экономики усиливается и конкуренция, которая является
основным механизмом регулирования хозяйственного процесса, а также
стимулом к развитию компаний.
В современных экономических условиях деятельность каждого
хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга
участников рыночных отношений, как заинтересованных в результатах его
функционирования, так и напротив.
«В целях обеспечения не только выживаемости предприятий в
современной России, но и роста компаний, топ менеджерам, прежде всего,
необходимо грамотно дать реальную оценку экономического состояния, не
только своему предприятию, но и действующим или потенциальным
конкурентам. Своевременный анализ финансовых результатов деятельности
предприятия является основной характеристикой экономической оценки.
Одним из ведущих качественных показателей, характеризующих работу
предприятия - прибыль. Прибыль – это показатель хозяйственной
деятельности предприятия. В данном показателе объединяются результаты
работы предприятия по расширению объема производства, снижению
производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов,
повышению качества продукции, рациональному использованию основных
производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Прибыль – форма выражения чистого дохода предприятия, она достаточно
полно отражает все стороны производственной и хозяйственной деятельности
предприятия. Хотя ряд предприятий может умышленно занижать прибыль, тем
самым оптимизируя свой налоговый портфель. В процессе функционирования
каждое предприятие стремится к постоянному повышению прибыльности своей
хозяйственной деятельности.Однако, важна не только прибыльность для предприятия, но и
рентабельность. Т.е. каждое предприятие должно не просто получить
положительный результат, но и стремиться максимально увеличить
эффективность всей своей деятельности.
Наиболее главными направлениями при реализации данных целей
является:
- управление затратами;
- формирование эффективной ценовой стратегии;
- управление качеством;
- оптимизация процессов;
- внедрение передовых технологий, использование результатов научнотехнического процесса и т.д.
Для рассмотрения существующих видов прибыли и рентабельности,
ценовых стратегий, формирования и распределения прибыли предлагается
рассмотреть следующие вопросы:
- виды прибыли, экономическое значение прибыли, методика их
определения;
- основные виды налогов и их влияние на прибыль;
- схема распределения чистой прибыли;
- экономический смысл и виды рентабельности;
- Виды цен и факторы, влияющие на уровень цен. Влияние цены
продукции на формирование финансового результата предприятия;
- виды ценовой стратегии и ценовой политики.
Проведенный анализ хозяйственной деятельности ОАО
«Центрпродсервис» показал:
За период 2012– 2014 гг. объем товарной продукции вырос на 24,7%,
объем реализованной продукции на 24,3%.
На фоне роста товарооборота на 24,7% наблюдается рост среднесписочной
численности на 3,7%, что сопровождается ростом фонда оплаты труда (+34,9%)
и среднемесячной заработной платы (+12,6%). Не смотря на достаточно высокий
рост затрат на оплату труда наблюдается рост производительности на 3,7% или
на 5,7 тыс. руб./чел.
Рост фондоемкости за период 2012 – 2014 гг. на 24,6% свидетельствует о
недостаточно четком планировании численности на предприятии относительно
основных фондов.
За период 2012 – 2014 гг. стоимость имущества предприятия повышена
на 118814,0 тыс. руб. или на 14,27%. Данный рост обусловлен в основном
ростом оборотных активов предприятия на сумму 211737,0 тыс. руб. (более чем
в 3 раза).
Пассивная часть баланса растет за счет роста нераспределенной прибыли
на сумму 57917,0 тыс. руб. или на 23%. Во-вторых величина заемных средств
организации за три года выросла на 62812,0 тыс. руб. или на 10,8%, что
произошло за счет роста стоимости кредиторской задолженности на сумму
63915,0 тыс. руб. (+23%).
Не смотря на то, что финансовая устойчивость улучшилась по ряду
показателей, имея на балансе значительную по величине стоимость оборотных
активов, предприятие нуждается в большей величине собственных оборотных
средств, т.е. более мобильных средствах.
Все показатели, характеризующие платежеспособность, находятся на
уровне близком к норме, или соответствуют нормативным значениям, чтообъясняется, в основном, наличием у предприятия значительной суммы
краткосрочной задолженности.
Негативная динамика наблюдается в росте кредиторской задолженности,
ее оборачиваемость снижается. Предприятию необходимо постоянно четко
структурировать все долги по срокам выплаты и стараться выплачивать их в
порядке очередности.
Доля оборотных средств в составе имущества достаточно низкая (53%)
предприятие испытывает потребность в оборотных средствах.
В 3 части дипломной работы был проведен анализ прибыли предприятия.
Наблюдается негативная динамика связанная в первую очередь с
превышением роста себестоимости над ростом выручки, также на снижение
прибыли оказывает влияние высокий рост коммерческих расходов за три года на
23,6%, или на 115600 тыс. руб., что привело к снижению прибыли от продаж на
80,2% или на 28492,0 тыс. руб.
Снижение чистой прибыли за три года составило 32143,0 тыс. руб. (-
82,7%).
Факторный анализ прибыли от продаж показал: Положительное влияние
за три года оказало воздействие фактор роста цен на сырье и материалы, а также
снижение удельного веса коммерческих расходов.
Негативное влияние на прибыль от продаж оказал фактор снижения
количества реализованной продукции в 2012 – 2014 гг., рост себестоимости, что
снизило показатель прибыли на 41314,0 тыс. руб.
В общем, за период 2012 - 2014 гг. Совокупное влияние факторов на
прибыль от продаж в ОАО «Центрпродсервис» оказало негативное воздействие,
данный показатель снижен на 28492,0 тыс. руб.
В качестве мероприятий по увеличению прибыли ОАО
«Центрпродсервис» предлагается:
1) Открытие комплексного розничного предприятия. Чистая прибыль в
плановом году от внедрения данного мероприятия составит 792 тыс. руб.;
2) Проведение сезонных распродаж в оптовой и мелкооптовой торговле, что
повысит чистую прибыль на 1754 тыс. руб.
3) Расширение ассортимента оптовой торговли мясными п/ф и тушевым
мясом в охлажденном и замороженном виде, что повысит прибыль на 403,0 тыс.
руб.
Товарооборот предприятия увеличится 22402,0 тыс. руб. или на 0,8%.
Себестоимость будет повышена на 0,5%, валовая прибыль будет увеличена
на 1,8%.
Прибыль увеличится на 43,7 % или на 2950 тыс. руб., что приведет к росту
рентабельности продаж на 0,4%
Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.94 №51-Ф3 (в
редакции ФЗ №352-ФЗ от 27.12 2012 г.).
2 Налоговый кодекс РФ (часть первая, Федеральный закон от 31.07.98
№146-Ф3, и часть вторая, Федеральный закон от 05.08.2000 №117-Ф3.) в
редакции ФЗ №368-ФЗ от 27.12.2012 г.
3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфин РФ от
29.07.98 г. № 34н. (в ред. приказа Минфина РФ от 26.03.2010 г. № 26н).
4 Абрютина, М.С. Современные подходы к оценке финансовой
устойчивости и платежеспособности компании / М.С. Абрютина // Финансовый
менеджмент. -2010. - №6. - С. 14-17.
5 Анализ финансовой отчетности: учебник / М.А. Вахрушина [и др.].
– Москва: Вузовский учебник, 2009. - 365 с.
6 Анисимова, Н.В. Методики сравнительной рейтинговой оценки
финансового состояния предприятий различной отраслевой принадлежности /
Н.В. Анисимова, Е.В. Кобылянская, А.В. Кравчеко // «Эволюция
аналитического инструментария управления финансами организации». Сб.
науч. тр. Сибирского института финансов и банковского дела. Новосибирск. –
2011. – С. 46-88.
7 Батьковский, М.А. Управление финансовым оздоровлением
предприятия в условияз экономического кризиса / М.А. Батьковский, И.В.
Булаева, К.Н. Мингалиев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №1. –
С. 79-85.
8 Басовский, Л.Е. Экономический анализ / Л.Е. Басовский - Москва:
ПРИОР, 2009. – 260 с.9 Безруких, П.С. Бухгалтерский учет / П.С. Безруких – Москва:
Бухгалтерский учет, 2008. - 532 с.
10 Бороненкова, С.А. Управленческий анализ / С.А. Бороненкова //
Учебное пособие - Москва: Финансы и статистика, 2008. – 325 с.
11 Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник под ред. проф.
В.Д. Новодворского Москва: Омега - Л, 2010. – 608 с.
12 Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для
принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина // – СанктПетербург: «Издательский дом Герда», 2008. – 414 с.
13 Вахрин, П.И. Финансовый анализ в коммерческих и не
коммерческих организациях / П.И. Вахрин // Учеб. пособ. - Москва: Маркетинг,
2008. - 320 с.
14 Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник под ред. проф.
В.Д. Новодворского Москва: Омега - Л, 2010. – 608 с.
15 Гашеева, Н.П. Что и как проверять в финансовой отчетности / Н.П.
Гашеева // Финансовый директор. – 2010. - № 2 – С 3-4.
16 Герчикова, И. Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. -
Москва: Издательство АО «Консалтбанкир», 2008.- 312 с.
17 Гиляровская, Л. Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / 2-е
изд.,доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 615 с.
18 Глазунов, В.Г. Анализ финансового состояния предприятия / В.Г.
Глазунов // Финансы. – 2011.- №2. – С. 55-57.
19 Гончаров, А. И. Модель обновления основных средств / А.И.
Гончаров // Финансы. - 2009. - № 9. - С. 65 – 66.
20 Графов А.В. Оценка имущественного комплекса предприятий АПК
/ А.В. Графов // Финансы. -2011 - № 1. - С. 17-19
21 Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности:
Практикум / О.В. Губина, В.Е. Губин // учебное пособие: Москва: Инфра – М,
2010. – 192 с.22 Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности.: практикум / Л.В.
Донцова, Н.А. Никифорова // 3-е изд., перераб. – Москва: ИКЦ «Дело и
Сервис», 2009. – 144 с.
23 Друцкая, М.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия / М.В. Друцкая, С.Ю. Платова // Москва:
РосЗИТЛП, 2009. - 31 с.
24 Ковалева, А.М. Финансы фирмы: учебник / А.М. Ковалева, М.Г.
Лапуста // Москва: ИНФРА - М, 2010. - 358 с.
25 Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной
деятельности / Э.А. Маркарьян // Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 560 с.
26 Макарьева, В.И., Экономический анализ: теория и практика / В.И.
Макарьева // Москва: ЮНИТИ, 2009. - 271 с.
27 Палий, В.Ф. Финансы / Ф.В. Палий // Москва: Дана, 2009. - 183 с.
28 Платова, С.Ю. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, учебное пособие. / С.Ю. Платова, М.В. Друцкая //
Москва: РосЗИТЛП, 2010. – 145 с.