Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интеркультурные характеристики архетипических образов и визуальных кодов в туристических справочниках и путеводителях

Работа №132167

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

туризм

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Туризм и туристический дискурс в пространстве современной культуры. 7
1. Путешествие и туризм как феномен культуры 7
2. Пространство путешествия и способы его описания 11
Типология путеводителей 14
Архетипические образы и визуальные коды в описании мест памяти 15
Архетипический образ 15
Понятие «код» 19
Визуальные коды 21
Места памяти 23
Выводы к главе I 25
Глава II. Туристические путеводители как инструмент межкультурной коммуникации 27
§1 Туристический путеводитель как жанр туристического дискурса 27
Определение дискурса 27
Туристический дискурс 29
Туристическая концептосфера в межкультурной коммуникации 30
Жанры туристического дискурса 32
§ 2 Визуальные коды, архетипические образы, и ''манипуляция'' в структуре туристического путеводителя 33
Визуальные коды в системе путеводителей 33
Архетипические образы и их роль в туристическом дискурсе 35
Аргументация и убеждение в туристическом дискурсе 36
Выводы к главе II 37
Глава III. Оценочный дискурс и средства убеждения в текстах туристических путеводителей. 38
§ 1. Теоретические основы исследования средств убеждения и оценочного дискурса.
Оценка 39
Стратегии убеждения 40
Классификация оценок по Н. Д. Арутюновой 41
Шкала оценки 43
Оценочный стереотип 44
§ 2. Оценочный дискурс, средства убеждения и визуальные коды как способы формирования архетипа в путеводителе «Нью-Йорк» издательства Афиша. 44
Архетипический образ дискурса путеводителя издательства «Афиша» 50
§ 3. Оценочный дискурс, средства убеждения и визуальные коды как способы формирования архетипа в путеводителе «Нью-Йорк» издательства «Полиглот» 51
Архетипический образ дискурса путеводителя издательства «Полиглот» 54
§ 4. Оценочный дискурс, средства убеждения и визуальные коды как способы формирования архетипа в путеводителе «Top 10 New York City» издательства Dorling Kindersley Limited 55
Архетипический образ дискурса путеводителя издательства «Дорлинг Киндресли» 61
Выводы к главе III 63
Заключение 64
Библиография 67


Развитие индустрии туризма в настоящее время стало толчком к созданию туристических справочников и путеводителей. Семиологи, филологи и философы не могли обойти стороной данный феномен. Изучение письменного туристического дискурса осуществляется во многих направлениях: в прагматическом (изучение стратегий убеждения, аргументации, оценочного дискурса), в когнитивном (концептосфера туристического дискурса, типология концептов),
Настоящее исследование находится на пересечении данных областей: культурология, психология, когнитивная лингвистика, функциональная грамматика, коммуникативная грамматика.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим: путеводитель представляет собой популярный жанр за счет большого количества общедоступных источников информации (интернет, библиотеки, магазины). Но после анализа стратегий убеждения, оценки и визуальных кодов в определенном туристическом справочнике или путеводителе не был осуществлен подход к выделению типов архетипа всего дискурса.
Объектом исследования данный работы является письменный туристический дискурс путеводителей издательств «Афиша», «Полиглот» и «DorlingKindersley».
Предметом исследования являются архетипические образы, визуальные коды и знаки, а также стратегии убеждения, оценочность и их взаимное функционирование в туристическом дискурсе и влияние на формирование типа архетипа.
В работе используются методы междисциплинарного синтеза, лингвистического описания, анализа дискурса туристического текста, его визуальных кодов, когнитивный анализ, семиотический анализ.
Материалом для исследования стали путеводители издательств «Афиша», «Полиглот» и «DorlingKindersley» по городу Нью-Йорк. Выбор данного материала обусловлен тем, что путеводитель издательства «Афиша» является первым непереводным путеводителем в России, что позволит увидеть структуру путеводителя, лишенного истоков из-за рубежа. Издательство «Полиглот» наоборот представляет переводной путеводитель, адаптированный под русского читателя. Путеводитель издательства «DorlingKindersley» будет взят в оригинале — это даст возможность проследить структуру дискурса, написанного носителем английского языка.
Цель дипломной работы: после описания туристического дискурса вышеперечисленных путеводителей выявить систему функционирования визуальных кодов и знаков, стратегий убеждения и их воздействие на создание архетипического образа всего дискурса путеводителя.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение данных задач:
1. Описать туризм (по Ж. Бодрийяру, Р. Барту и З. Бауману) и туристический дискурс в пространстве современной культуры.
2. Выявить специфику способов путешествия и туризма как феномена культуры.
3. Осуществить типологию жанров в туристических дискурсах.
4. Определить специфику текста туристических путеводителей как жанр дискурса.
5. Определить значение архетипических образов (по К. Г. Юнгу и М. Элиаде) и визуальных кодов (По У. Эко) в структуре путеводителя.
6. Исследовать и описать особенности оценочного дискурса и средств убеждения в текстах туристических путеводителей.
7. Выделить, какие аспекты наиболее выражены в справочниках, и каким образом они формируют тип архетипа в путеводителе.
Практическая значимость работы заключается в том, что, определив архетипический образ дискурса путеводителя, становится возможным дать читателю примерное представление о стиле путеводителя, на что он опирается, какие приемы использует для передачи информации и убеждения в ее истинности. Соответственно, читатель может сделать выбор в пользу того или иного архетипа в зависимости от того, как он лучше воспринимает информацию.
Структура работы и объем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе нами была представлена попытка описания туристического дискурса в пространстве постмодерна. Для выполнения поставленной задачи был проведен обзор подхода к проблеме туризма и возникновения его феномена на основе соответствующей литературы, также исследовано пространство путешествия, в какой исторический период стало необходимо введение путеводителей, выявлена типология путеводителей, которая дает подтверждение о том, что пространство путешествия расширялось.
Также, опираясь на работы К. Г. Юнга и М. Элиаде были определены образы архетипов, и на это основании было выявлено, что места памяти воспринимаются сквозь призму архетипов; на основании работ У. Эко, Ж. Бодрийяра и М. Ю. Лотмана представлена ясная картина о проблематике определения «кода», дана классификация визуальных кодов по У. Эко для использования ее в анализе туристического дискурса в IIIглаве.
Во второй главе были рассмотрены различные подходы к определению дискурса, проанализированы его отличительные черты, и выбрано определение для осуществления поставленных задач.
В результате обзора проблематики межкультурной коммуникации было выявлено, что туристические справочники и путеводители представляют собой инструмент осуществления межкультурной коммуникации и проведен набор концептов, через которых осуществляется коммуникация.
С помощью анализа жанров туристического дискурса был сделан вывод о том, что путеводитель относится к письменному туристическому жанру, что позволяет анализировать его с точки зрения лингвистического подхода и когнитивной лингвистики.
Визуальные коды играют важную роль в письменном туристическом дискурсе, так как они выполняют роль не только пояснения, расширения и облегчения восприятия информации, но и рекламирует путеводитель. Поэтому дискурсивный анализ без рассмотрения визуальных кодов в этой работе представляется невозможным.
Основываясь на теории, рассмотренной в работе, был сделан вывод о том, что манипуляция читателем присутствует в дискурсе, что позволяет перейти к анализу средств убеждения и оценочного дискурса в IIIглаве работы и увидеть, как они влияют на формирования архетипического образа всего дискурса путеводителя.
В третьей части работы было проведено исследование оценочного дискурса и средств убеждения в текстах туристических путеводителей, которое позволило в полной мере провести анализ письменного туристического дискурса путеводителей издательств «Афиша», «Полиглот» и «DorlingKindersley», в результате которого было выявлено, что автор осуществляет прием ''манипуляции'' с помощью оценочного дискурса, эффекта личного присутствия, средств убеждения и визуальных кодов.
Это исследование дискурсов путеводителей позволило отнести дискурс к определенному архетипическому образу, который следует на протяжении всего путеводителя. Однако также было выявлено, что туристический дискурс путеводителя может совмещать в себе более одного образа архетипа. Примечательно, что данный вывод был сделан после анализа непереведённого на русский язык и неадаптированного для русского читателя путеводителя издательства «DorlingKindersley», в отличие от путеводителей издатель «Афиша» и «Полиглот». Вдобавок, именно этот путеводитель представил самый яркий спектр визуальных кодов и полностью оправдал свое заявление о наличии уникального подхода к графическому изображению.
Таким образом, представляется, что все поставленные задачи: было дано описание феномена туризма и туристического дискурса в эпоху постмодерна, обнаружена специфика исследования пространства путешествия и его описание; проведена типология жанров туристического дискурса и определена их специфика; выявлено значение архетипических образов и визуальных кодов в туристическом дискурсе.
С помощью применения перечисленных выводов был осуществлен анализ путеводителей и выполнена цель, поставленная перед дипломной работой: после описания туристического дискурса путеводителей выбранных издательств и анализа средств убеждения, оценочного дискурса и визуальных кодов стало ясно, каким образом они создают архетипический образ дискурса путеводителя.



1. Д. Дугаев, Михаил Визель Нью-Йорк Путеводитель «Афиши», Компания Афиша, 2014, С. 7
2. Метцгер К. Нью-Йорк, Полиглот, Москва, 2011,
3. Berman E. Top 10 New York City. New York: DK Publishing, 2010,
Справочная литература:
1. Акимова Т. Г., Берков В. П. Теория функциональной грамматики, Наука, 1996, С. 157.
2. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1990, С. 136-137.
3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений (Оценка. Событие. Факт), Наука, 1988, С. 44
4. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. (Оценка. Событие. Факт). – М. : Наука, 1988, С. 137.
5. Барт Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры. М. : Издательство им. Сабашниковых., 2003, С. 512.
6. Бауман З. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2005, С. 174.
7. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М. :Добросвет, 2000, С. 388.
8. Борботько, В. Г. Элементы теории дискурса: уч. пособие. Грозный: Изд-во Чечено-Ингуш. гос. ун-та, 1981. – С. 8.
9. Бордийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М. : Республика, 2006,С. 193.
10. Вольф Е. М. Функциональна? семантика о?????, Москва, 2002, С. 11.
11. Гордеева О. Н., Емельянова О. В. Диалектика текста Том I, изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999, С. 95.
12. Гузик М. Культура Византии. Истоки православия: учебный словарь. М. : «Флинта», 2012, С. 338.
13. Кибрик А. А. Дискурс и возникновение функционализма. М. :Едиториал УРСС, 2002, С. 307.
14. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. М. :Гнозис, 2003, С. 200-201.
15. Лотман М. Ю. Семиосфера / Культура и взрыв. Спб: Искусство, 2000, С. 704.
16. Мошняга Е. В. Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации: монография. М. : Советский спорт, 2010, 52 с.
17. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб. : Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999, С. 18.
18. Бокова О. В. Функции иконических средств в немецкоязычных сообщения и поступлениях. М. : 2012, С. 57.
19. Рикер П. Память, история, забвение / Пер. с франц. - М. : Изд-во гуманитарной лит-ры, 2004, С. 562.
20. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Пер. В. В. Наукманова под общей ред. А. А. Юдина. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996,С. 98.
21. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М. : АСТ, 2003, С. 669.
22. Фадеева Г. М. О перспективах использования концепции М. Юнга в исследовании дискурса // Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы: Мастер. Междуар. научн. конф., М., 17-18 ноября 2011. – М. : Рема, 2011. – С. 262.
23. Филатова Н. В. Дискурс сферы туризма в прагматическом и лингвистическом аспектах: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2010. – С. 12.
24. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник. СПб. :Петрополис, 1998, С. 19.
25. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М. :Ладомир, 2000. С. 53.
26. Юнг К. Г. "Бог и бессознательное" М, Олимп, ООО Издательство АСТ-Лтд, 1998 - 480 с.
27. Юнг К. Г. Архетип и символ / Пер. В. В. Зеленский. - СПб. : Ренессанс, 1991, С. 64.
28. Юнг К. Г. Архетип и символ / Пер. В. В. Зеленский. СПб. : Ренессанс, 1991, С. 52.
29. Юнг К. Г. Бог и бессознательное. М. : АСТ-ЛТД, 1998, С. 480.
30. Юнг К. Г. Божественный ребенок // Божественный ребенок. М. : АСТ-ЛТД, 1997, С. 400.
31. Юнг К. Г. Человек и его символы. М. : Серебряные нити, 2006, С. 354.
Справочная литература на иностранном языке:
1. Beal P. A Dictionary of English Manuscript Terminology 1450-2000. Oxford: Oxford University Press, 2011. [Online version].
2. Dijk T. Van Ideology: A Multidisciplinary Approach. – London: Sage, 1998, P. 20.
3. Dijk T. Van Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998, P. 75.
4. Edward T. Hall «The Silent Langauge» Doubleday&Company, INC., Garden City, New York, 1959, P. 15
5. Koshar R. What Ought to Be Seen: Tourists Guidesooks and National Identities in Morden Germany and Europe // Journal of Contemporary History. New York: Sage Publications, 1998, P. 323-340.
6. Leiper N. An etymology of Tourism. Sydney: Sydney Technical College: 1983, P. 277.
7. Ryan C. Recreational Tourism: Demand and Impacts. Bristol: Channel View Publications, 2003, P. 3-4.
Интернет ресурсы:
4. AboutDorlingKindersley [электронный ресурс]. URL: http://www.dk.com/uk/information/about-dk/ . (Дата обращения 15.05.16)
5. Бауман З. От паломника к туристу / Пер. О. А. Оберемко [электронный ресурс]. URL: http://qps.ru/FCkHV.(Дата обращения 20.04.16)
6. История компании «Мишлен» [электронный ресурс]. URL: http://selfire.com/2012/05/4118/. (Дата обращения 19.05.16)
7. Краткий курс лекций по дисциплине «История туризма и гостеприимства» [электронный ресурс]. URL: http://qps.ru/fqAcb. (Дата обращения 19.05.16)
8. Продукция издательства «Афиша» [электронный ресурс]. URL: http://www.labirint.ru/pubhouse/578/. (Дата обращения 19.05.16)
9. Путеводитель по путеводителям [электронный ресурс]. URL [http://qps.ru/Tf8pX]. (Дата обращения 19.05.16)
10. Серия Путеводители Lonelyplanet [электронный ресурс]. URL:[http://www.labirint.ru/series/23758/]. (Дата обращения 19.05.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ