Введение 2
Глава 1. Стратегии аналитики массовой культуры в 20 в. 5
1.1. Человек массы в философии Х.Ортеги-и-Гассета 5
1.2. Понятие отрицания у З.Фрейда 10
Глава 2. Сатирическая американская анимация как инструмент массообразования (Симпсоны, Гриффины, Южный парк) 14
2.1. Воздействие анимации на зрителя посредством заражения, внушения, подражания 14
2.2. Эстетические принципы американской анимации 19
2.3. Маркетинг анимационного сериала 25
Глава 3. Феномен массовой культуры и его осмысление в сатирической американской анимации 28
3.1. Массовое и национальное сознание: способы моделирования 28
3.2. Анимация как способ формирования критического самосознания 33
Заключение 40
Список литературы 43
Фильмография 45
Американская сатирическая анимация является одним из ключевых элементов современной массовой культуры. Каким образом сатирическая американская анимация воздействует на массовое сознание? Кто такой «человек массы»? Что такое «массообразование»? Посредством каких механизмов анимация формирует массу? Что побуждает людей объединяться в группы? Но главный, пожалуй, самый сложный вопрос заключается в следующем: каким образом сатирическая анимация формирует не только массовое национальное сознание, но и критическое самосознание?
В данной работе мы, прежде всего, преследуем цель разобраться, посредством каких элементов сатирическая анимация воздействует на человека, а также проанализировать различные механизмы формирования массового сознания на примере таких сатирических мультсериалов как «Симпсоны», «Гриффины» и «Южный парк». Разобраться в данной проблеме необходимо хотя бы потому, что массовая культура имеет сильнейшее воздействие на современного человека, а именно – на формирование его идентичности. Эта проблема с конца XIX – начала XX веков, в период активной трансформации культурного пространства, и до сегодняшних дней вызывала и продолжает вызывать наибольшие споры, дискуссии и рассуждения. Феномен двойственности сатирической анимации представляется актуальной и малоизученной проблемой. Поэтому в ходе работы необходимо разобраться и понять, каким образом сатирический мультсериал воздействует на сознание зрителя.
В ходе работы нами будут рассмотрены механизмы формирования как массового сознания, так и критического самосознания на примере таких американских анимационных сатирических сериалов как «Симпсоны», «Гриффины» и «Южный парк». При выборе визуального материала для работы, на примере которого хотелось бы рассмотреть заявленную проблему, необходимо опираться на несколько критериев. Нас окружает огромное количество материала, на основе которого было бы интересно разобрать феномен массообразования; выбор пал на те мультсериалы, которые являются одними из самых популярных на телевидении, а также посредством своих эстетических особенностей заставляют задуматься как о формировании массового сознания, так и о тех элементах, которые побуждают современного человека к самоидентификации посредством критического отношения к реальности. Сатирические мультсериалы способны вызвать у зрителя не только эмоциональный отклик, но и заставляют задуматься о воздействии массовой культуры на общество и об определении человека в этом самом обществе. Как уже подчеркивалось выше, этот аспект сатирической анимации довольно мало изучен. Представленные мультсериалы являются интересным и уникальным, на наш взгляд, материалом для рассмотрения заявленной в данной дипломной работе проблемы.
В основу рассуждений лягут несколько теоретических работ. Первая из них – работа Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Ее автор видит основной причиной возникновения масс бесконечно растущие возможности, которые открываются современному человеку, не обладающему при этом пониманием целей и задач. «Человек массы», по мнению Хосе Ортеги-и-Гассета лишен каких бы то ни было ориентиров, и в связи с этим, теряет способность к принятию самостоятельных решений, что приводит к полному растворению личности. Далее, нами будут рассмотрены некоторые концепты Зигмунда Фрейда – и в частности, предложенное им понятие отрицания, объясняющее объединение людей в массы, как форму бессознательной психологической защиты. И еще один теоретик, работа которого представляется важной в рамках заявленной проблемы, это Гюстав Лебон. Его труд «Психология народов и масс» позволяет выявить ряд механизмов, используем ых американской анимацией в целях формирования массового сознания.
Целью работы является тематизация феномена американской сатирической массовой анимации как принципиально двойственного феномена, который формирует одновременно и массовое сознание, и критическое самосознание зрителя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть идеи теоретиков относительно объединения людей в группы и идентификации человека в обществе; описать такие механизмы формирования массового сознания, как внушение, заражение и подражание; выявить ключевые эстетические принципы и маркетинговые приемы сатирической американской анимации, максимально эффективно воздействующие на сознание человека; определить посредством каких механизмов анимация влияет на зрителя.
Рассмотрев проблему, поставленную в данной дипломной работе, мы не просто проанализируем и выявим механизмы сатирической американской анимации, воздействующие на сознание человека, но и определим те аспекты, которые могут стать основой для дальнейших исследований в области специфики двойственного воздействия массовой культуры на человека.
В данной работе мы преследовали цель разобраться, каким образом американская сатирическая анимация формирует как массовое национальное сознание, так и критическое самосознание, а также, проанализировать механизмы, посредством которых происходит воздействие на сознание зрителя на примере таких мультсериалов, как «Симпсоны», «Гриффины» и «Южный парк».
Взяв за основу теоретические работы Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Гюстава Лебона («Психология народов и масс»), а так же некоторые концепты Зигмунда Фрейда – в частности, предложенное им понятие отрицания, мы выделили основные механизмы, посредством которых происходит формирование массового сознания и попыталась описать обратный этому процесс, заключающийся в работе критического самосознания.
В ходе работы, мы выделили три основных механизма: заражение, внушение и подражание, которые необходимы при формировании масс. Кроме этого, проанализировали ценностно-нормативные устои американской культуры, сформированные посредством социального опыта и находящие отображение в сатирических мультсериалах. Опираясь на них, мы выделили основную идею создателей анимационных сериалов, стремящихся воплотить представленные ценности как в идеологии, так и в самом дизайне, эстетике эпизодов. Из этого следует, что этот путь представляется гораздо более эффективным в деле формирования национальной идентичности посредством культурных артефактов. Мы убедились в том, что мультсериалы адаптируют определенные ценности и идеи для обыденного зрителя, определяя контекст восприятия действительности в различных областях, учитывая особенности американской национальной культуры, включая профессиональные, гендерные, возрастные субкультуры. С одной стороны, сатирические мультсериалы вырабатывают определенную структуру представлений о современном мире. С другой стороны, сама форма представлений о мире определяет формулы, посредством которых сериалы осуществляют коммуникацию со зрителями. Исходя из этого, были выделены некоторые аспекты формирования массового сознания – и первое, о чем следует сказать, – это относительная простота восприятия, которая обеспечивается выбранными темами эпизодов и доступной формой повествования. Второе – согласованность представленных тем и поднимаемых в эпизодах вопросов, с общим мировоззрением и представлением публики о самой себе, окружающем мире и обществе, а также со спецификой эстетического восприятия. И в конечном счете, представленные в работе сериалы транслируются по самым популярным каналам, обеспечивая доступность для широкого круга зрителей.
Однако, кроме того, что сериалы формируют массовое сознание, мы убедились в том, что они в той же степени ведут к работе критического самосознания. И сатиру мы определили ключевым инструментом в данном процессе, и как следствие, смеховая форма позволяет обсуждать те аспекты, о которых не принято дискутировать из-за моральных установок и культурных табу. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что сатира организует форму вневременного коммуникативного пространства как между людьми, так и между различными культурами. Она оказывается инструментом формирования критического отношения к представленной идеологии. В итоге, мы сталкиваемся с мультсериалами, авторы которых побуждают зрителя формировать критическую позицию и подвергать сомнению увиденное, сознательно упрощая и схематизируя социальный мир, созданный в рамках эпизодов. «Возможно зрителю стоит относиться не только к анимационным сериалам, но и ко всему что окружает, с такой же долей цинизма, с которой сами сериалы относятся к себе и к внешнему миру».
Взяв за основу теоретические материалы и осветив при этом свои собственные идеи относительно американской сатирической анимации (её проблематики, нарративной специфики и эстетики), я прихожу к следующему выводу: сатирическая анимация оказывается одновременно инструментом формирования массового сознания и способом формирования критического самосознания. Эти две, казалось бы, противоположные функции оказываются одновременно выполнимы в пространстве таких сериалов как "Симпсоны", "Гриффины", "Южный парк" за счет механизмов сатиры и наличия цинического как одной из их основных составляющих.
1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Азбука, 2015. 416 с.
2. Жижек С. Власть и цинизм / Запись лекции в Венском музее Фрейда 10 марта 1995 года. [электронный источник] URL: http://lacan.narod.ru/ind_lak/ziz21.htm
3. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. 114 с.
4. Канетти Э. Масса и власть. М.: АСТ, 2000. 576 с.
5. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2016. 320 с.
6. Лебон Г. «Толпотворение» // Новое время. - №3, 1994. 63 с.
7. Московичи С. Век толп. М.: Академический проект, 2000. 396 с.
8. Ортега-и-Гассет. Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2016. 256 с.
9. Ольшанский Д. Психология масс: Питер, 2002. 314 с.
10. Павлов А., Сидоркин С. «Симпсоны» как феномен идеологии и политики // Полис. Политические исследования, 2007. № 5. С. 81-91.
11. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М.: Лабиринт, 1999. 288 с.
12. Слотердайк П. Критика цинического разума. М.: АСТ, 2009. С. 223 с.
13. Тульчинский Г. Маркетинг и массовая культура // Вестник культуры и искусств. 2006. № 2. С. 54 - 66
14. Фрейд З. Отрицание / Пер. Л. А. Голлербах, Лондон, 1969.
15. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М.: Азбука, 2015. 192 с.
16. Халвин Р. «Симпсоны» как философия: У-Фактория, 2005. 232 с.
17. Яновский М. Анализ воздействия мультфильма на моральные установки зрителя (на примере мультфильма «Симпсоны») // Вопросы психологии. 2014. №1. С. 87-97.
18. Alberti J. Leaving Springfield: The Simpsons and the Possibility of Oppositional Culture: Wayne State University Press, 2004. 384 p.
19. Anderson B. South Park Conservatives: The Revolt Against Liberal Media Bias: Regnery Publishing, 2005. 213 p.
20. Brown A. Psychology of The Simpsons: D’oh: BenBella Books, Inc, 2006. 320 p.
21. Cantor A. The Simpsons: Atomistic Politics and the Nuclear Family: Political Theory, 1999. №6. P. 734-749.
22. Gray J. Imagining America: The Simpsons Go Global. Popular Communication: The International Journal of Media, 2007. P. 37-41.
23. Groening M. The Simpsons: A Complete Guide to Our Favorite Family: HarpeCollins Entertainment, 1997. 239p.
24. Groening S. Cynicism and Other Post-ideological Half Measures in South Park // Taking South Park Seriously. 255 p.
25. Henry M. The Simpsons, Satire, and American Culture: Palgrave Macmillan, 2014. 296 p.
26. Hanley R. South Park and philosophy: bigger, longer, and more penetrating: Open Court, 2007. 256 p.
27. Johnson-Woods T. Blame Canada! South Park And Popular Culture: Continuum, 2007. 271 p.
28. Lenburg J. Who’s Who in Animated Cartoons: An International Guide to Film & Television’s Award-Winning and Legendary Animators. Applause Theatre & Cinema books, 2006. 381 p.
29. Scanlan S., Feinberg S. The Cartoon Society: Using «The Simpsons» to Teach and Learn Sociology: Teaching Sociology, 2000. № 2. P. 127-139.
30. Farley R. From Fred and Wilma to Ren and Stimpe: What Makes a Cartoon «Prime Time»? // Prime Time Animation: Television Animation and American Culture. London, 2003. 147 p.
31. Foy J. Homer Simpson Goes to Washington: American Politics through Popular Culture: University Press of Kentucky, 2008. 260 p.