Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Эмоциональные и коммуникативные особенности подростков 9
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 9
1.2 Эмоциональные и коммуникативные особенности подростков. 15
1.2 Роль среды в развитии личности подростка. 20
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков. 32
2.1 Организация и планирование исследования. 32
2.2 Методы исследования 34
Глава 3. Результаты и обсуждения 39
3.1 Результаты сравнительного анализа по методике Фрайбургский личностный опросник. 39
3.2. Результаты сравнительного анализа по методике Басса-Дарки 42
3.3 Результаты по методике «Несуществующее животное». 45
3.4 Результаты по данным наблюдения и интервью. 54
3.5 Результаты корреляционного анализа. 58
Выводы 63
Заключение 64
Приложение А. 72
Приложение Б. 76
Приложение В. 81
Изучение проблем, связанных с подростковым возрастом всегда актуально и является ключевой темой в разных направлениях психологии, особенно юридической психологии. Подростковый возраст характеризуется неустойчивостью, спонтанностью, специфическим, а порой даже неадекватным поведением. Именно в подростковом возрасте человек переживает особенно важные моменты становления его личности, и в это время проявляются наиболее негативные стороны характера индивида.
В этом возрасте происходит не только становление человека, как личности, но и происходит формирование основы фундамента его дальнейшего жизненного пути. В этот период он наиболее подвержен влиянию, как негативному, так и позитивному.
В обществе сложилось, что человек обязательно принадлежит той или иной группе. И он так же может одновременно состоять в нескольких групповых сообществах. И эти группы во многом способствуют становлению его нравственных и этических качеств, его ценностей. Формируются его социальные установки, и его взгляды на жизнь в целом. Не каждый подростков этот важный момент живет и развивается в благополучной среде. Под благополучной средой понимается, то общество, которое способствует положительному развитию личности подростка. Среда, в которой подросток получает достойное воспитание и образование. Среда, в которой при воспитании и обучении учитываются особенности развития подростков, индивидуальные особенности подростков. Среда, в которой у подростка есть выбор свободного времяпровождения.
К сожалению, не каждому подростку повезло воспитываться в хорошей семье, иметь образованных родителей и педагогов. Очень часто, подросток сталкивается с непониманием со стороны учителей и родителей.
Конечно, за последнее десятилетие очень многое изменилось в отношениях учителей и родителей с подростками. Психология не стоит на месте, активно развиваются современные методы воспитания детей. Множество психологических пособий выпускается ежегодно на эту тематику. Педагогов начинают обучать по новым стандартам, которые учитывают вышеописанные методы и принципы взаимодействия с детьми. Более того, активно развиваются различные курсы для будущих родителей. А в государстве даже создаются новые законы. Подростки наделены большим количеством прав.
Это является огромным плюсом для развития современного общества. Но, проблема в том, что все эти техники в большинстве случаев применяются на детях, обучающихся в городских школах. И не многие исследователи задумываются над тем, что некоторые подростки воспитываются без применения новых методов воспитания.
Цель нашего исследования изучить эмоциональные и коммуникативные
особенности подростков, обучающихся в сельской местности и их отличия от подростков, обучающиеся в городских школах.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения:
1. Подростки, проживающие в условиях сельской местности чаще,
испытывают трудности во взаимодействии с окружающими в сравнении с подростками, проживающими в городских условиях.
2. Сельские подростки отличаются от городских по таким эмоциональным характеристикам как агрессивность, подозрительность, тревожность, раздражительность и обидчивость.
Объектом исследования являются подростки, возрастной категории 14-17 лет, учащиеся 9-11 классов.
Предмет исследования: эмоциональные и коммуникативные особенности подростков.
Задачи:
3. Изучение психологических особенностей подростков, проживающих в условиях сельской местности;
4. Изучение психологических особенностей подростков, проживающих в городских условиях;
5. Сравнение особенностей подростков, проживающих в сельской местностями и особенностей подростков, проживающих в городе.
6. Выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в условиях сельской местности и их взаимосвязи.
Для решения поставленных задач, были использованы следующей методики:
Фрайбургский личностный опросникFPI
Опросник Басса-Дарки
Проективная методика «Несуществующее животное»
Интервью
Наблюдение
База дипломного исследования: МКОУ «СОШ ст. Исправной», МБОУ «СОШ №16 г. Невинномысска».
Этапы исследования:
1. Теоретическое изучение особенностей подросткового возраста.
2. Диагностика подростков, проживающих в сельской местности, с целью изучения их особенностей.
3. Диагностика подростков, проживающих в городе, с целью изучения их особенностей.
4. Математическая обработка полученных данных.
5. Сравнительный анализ особенностей подростков обоих групп.
6. Интерпретация результатов.
Научная новизна состоит в том, что проведенное исследование является первым эмпирическим исследованием, посвященным выявлению комплекса эмоциональных и коммуникативных особенностей у подростков, проживающих в сельской местности.
Практическая значимость: материалы данной дипломной работы могут быть использованы специалистами по делам молодежи в сельской местности. Выявленные особенности можно использовать с целью помощи в адаптации сельских студентов, обучающихся в больших городах.
Подростковый возраст считается переходным моментом из детства к взрослой жизни. Этот период характеризуется интенсивными физиологическими и психологическими изменениями. Важность этого этапа заключается в том, что в это время происходит самоопределение подростка, окончательно формируются психические функции, происходит становление подростка как личности. Некоторые характерологические особенности начинают носить устойчивый характер.
В это время внимание подростка направленно на изучение себя как личности, появляется способность к самоанализу. Меняются интересы, которые в этот период зачастую могут носить поверхностный характер. Подросток отдаляется от родителей и больше времени проводит со сверстниками. Появляется интерес к противоположному полу.
Подростки, живущие в сельской местности, как правило, сложнее переживают этот период. Это связано с особенностями образовательной системы. Отсутствием школьных психологов, которые могли бы помочь пережить этот непростой этап жизни, с низкой образованностью родителей.
Особенности сельской местности откладывают отпечаток на формировании личности подростка.
Сельская местность характеризуется низким качеством и уровнем жизни, неразвитостью образовательной системы, отсутствием квалифицированных преподавателей в школах. Скудным спектром развлекательных программ, неразвитостью инфраструктуры. У сельских подростков появляется большое количество свободного времени. Поэтому, с одной стороны, они могут в раннем возрасте пробовать алкоголь, сигареты, и др., что в будущем негативно может отразиться на их жизни, но с другой стороны, замотивированные подростки могут тратить это время на самообразование.
Сельские подростки ведут более размеренный образ жизни, поэтому они менее раздражительны и в меньшей степени подвержены влиянию стрессовых факторов.
Отличительной особенностью сельских подростков является раннее включение в трудовую жизнь. В связи, с чем у подростков может наблюдаться утрата интереса к обучению и знаниям, сельские подростки в большей степени ориентированы на практическую деятельность, но с другой стороны, это способствует развитию волевых качеств, терпимости, выносливости.
Формирование эмоциональных реакций, познавательной деятельности и коммуникативных способностей происходит у сельских подростков в замедленном темпе, иногда это может проявляться в замедленном темпе речи.
Наше исследование было направлено на выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в сельской местности, влияющих на поведение подростка в обществе.
В рамках решения поставленных задач были изучены особенности жизнедеятельности подростков, проживающих в сельской местности и подростков, проживающих в городе.
На основании полученных результатов можно сделать следующие основные выводы:
Подростки, проживающие в сельской местности более агрессивны, в сравнении с подростками, проживающими в городских условиях. Как правило, свою агрессию они выражают в физической форме. Таким образом, получают разрядку. Они застенчивы и тревожны, в то же время общительны и открыты для взаимодействия с социумом. Попадая в новую среду, они могут испытывать сложности в адаптации, а также в установлении личностных контактов.
В результате исследования были подтверждены обе гипотезы о том, что подростки, проживающие в условиях сельской местности чаще, испытывают трудности во взаимодействии с окружающими, а также о том, что сельские подростки отличаются от городских по таким эмоциональным характеристикам как, агрессивность, подозрительность, тревожность и раздражительность.
Полученные в исследовании данные могут иметь практическую значимость для специалистов по делам молодежи в сельской местности, а также для адаптации сельских подростков, попадающих в большие города.
1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб., 2000. – 360 с.
2. Барыльник С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 683-686.
3. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г.
4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва – Воронеж, 1995 – 365 с.
6. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 31–38.
7. Величковский Б.А. Современная когнитивная психология. М., 1982.
8. Возрастная психология, детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издат. центр "Академия", 2001. – 624 с.
9. Выготский Л.С. Педагогика подростка. // М., 1984.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. – 388 с.
11. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 108–125.
12. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 104 с.
13. Горянина В.А Психология общения. Издательство: Академия, 2005. – 384 с.
14. Детская возрастная психология. Обухова Л.Ф. - М.1996. 374 с.
15. Е.П.Ильин «Эмоции и чувства. СПб.: 2001 - 752 с
16. Жилинская А.В. Развитие целеполагания у старших подростков (на материале проектной деятельности): Дисс. … канд. психол. наук / МГППУ. М., 2015. 180 с.
17. Зверева Н.В., Кутырева Я.С., Казакова М.В. Восприятие и выражение эмоций подростками в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 76–92.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: издательство "Питер", 2000. – 512с.
19. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. II, 1952 г., стр. 327.
20. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: СПб.: Питер, 2006.
21. Концепция развития УМБ сельской школы/ Под ред В.И. Козыря - М., 1991г.
22. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989.
23. Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков. [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 55–61.
24. Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998 г.
25. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. – М., 1983.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 1997.
27. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – 4-е изд. – М.: Издательство университета Рос. Академии образования, 1998. – 176 с.
28. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 480 с.
29. Культурно-досуговая деятельность/ Под ред. А.Д. Жаркова, В.М.Чижикова-М., 1998.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
31. Лидерс, А.Г. психологический тренинг с подростками. - М. Академия, 2001. - 256с.
32. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 35-38.
33. Патрушев В.Д. Динамика бюджетов свободного времени горожан//Социологические исследования. 2016 г.№11.с.28-35.
34. Питер Лафренье. Психология детей и подростков: Психологическая энциклопедия. / [Пер. с англ.: М. Васильева и др.] - СПб. :Прайм-Еврознак, 2014 г; - 250 с. : ил.; 27
35. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр "Академ", 2000. – 184с.
36. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста" Вопросы психологии N5 1992 г.
37. Попова, М.В. Психология растущего человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. -128с.
38. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика», М. 2000
39. Психологические особенности агрессивности и враждебности. Е.М. Ковш, М.В.Буняева / Российский психологический журнал. / Том 12. №4 2015 г.
40. Психология современного подростка. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. // М.: Педагогика, 1987.
41. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
42. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. 2006. № 5. - С.3-18.
43. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления М. 2000. – 228 с.
44. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Е.Е. Сапогова. – М,: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
45. Селиванова О. Занятость молодежи – стратегическая проблема // Человек и труд. –2013. - №3. с.29-32.
46. Сиротинина О.Б. Речь современного города.- Омск, 1995.- 244с.
47. Фадеева О.П. Неформальная занятость в российском селе. Экономическая социология, 2001 Т.2.№2. С.61-93.
48. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. – №6.
49. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987.
50. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. – 302 с.
51. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М: Издательство Института Психологии, 2003. – 480с.
52. Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 102–129.
53. Хомякова А.С. Социологический анализ перспектив развития регионов (на примере Ставропольского края) // «Научный и общественно-теоретический журнал». Спец. Вып. 8. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2014 г.
54. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 2000. – 448 с.
55. Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 121–136.
56. Портал правовой статистики http://crimestat.ru
57. База статистических данных по Ставропольскому краю http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/statistics/db/
58. Ashton, M.C., Lee, K., Perugini, M., Szarota, P., de Vries, R.E., Di Blas, L., et al.(2004). A six-factor structure of personality-descriptive adjectives: Solutions from psycholexical studies in seven languages. Journal of Personality and Social Psychology, 1986.
59. Basu K.A. Theory of Association: Social Status, Prices and Markets // Oxford Eco) nomic Papers. 1989. Vol. 41. № 4
60. Dias T., Menezes I. Children and adolescents as political actors: Collective visions of politics and citizenship [Электронныйресурс]: Highlighting Diversity and Intercultural Issues // Journal of Moral Education. 2014. Vol. 43. № 3. P. 250-268.
61. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. Vol. 7 (2).