ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
|
Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Эмоциональные и коммуникативные особенности подростков 9
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 9
1.2 Эмоциональные и коммуникативные особенности подростков. 15
1.2 Роль среды в развитии личности подростка. 20
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков. 32
2.1 Организация и планирование исследования. 32
2.2 Методы исследования 34
Глава 3. Результаты и обсуждения 39
3.1 Результаты сравнительного анализа по методике Фрайбургский личностный опросник. 39
3.2. Результаты сравнительного анализа по методике Басса-Дарки 42
3.3 Результаты по методике «Несуществующее животное». 45
3.4 Результаты по данным наблюдения и интервью. 54
3.5 Результаты корреляционного анализа. 58
Выводы 63
Заключение 64
Приложение А. 72
Приложение Б. 76
Приложение В. 81
Введение 5
Глава 1. Эмоциональные и коммуникативные особенности подростков 9
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 9
1.2 Эмоциональные и коммуникативные особенности подростков. 15
1.2 Роль среды в развитии личности подростка. 20
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков. 32
2.1 Организация и планирование исследования. 32
2.2 Методы исследования 34
Глава 3. Результаты и обсуждения 39
3.1 Результаты сравнительного анализа по методике Фрайбургский личностный опросник. 39
3.2. Результаты сравнительного анализа по методике Басса-Дарки 42
3.3 Результаты по методике «Несуществующее животное». 45
3.4 Результаты по данным наблюдения и интервью. 54
3.5 Результаты корреляционного анализа. 58
Выводы 63
Заключение 64
Приложение А. 72
Приложение Б. 76
Приложение В. 81
Изучение проблем, связанных с подростковым возрастом всегда актуально и является ключевой темой в разных направлениях психологии, особенно юридической психологии. Подростковый возраст характеризуется неустойчивостью, спонтанностью, специфическим, а порой даже неадекватным поведением. Именно в подростковом возрасте человек переживает особенно важные моменты становления его личности, и в это время проявляются наиболее негативные стороны характера индивида.
В этом возрасте происходит не только становление человека, как личности, но и происходит формирование основы фундамента его дальнейшего жизненного пути. В этот период он наиболее подвержен влиянию, как негативному, так и позитивному.
В обществе сложилось, что человек обязательно принадлежит той или иной группе. И он так же может одновременно состоять в нескольких групповых сообществах. И эти группы во многом способствуют становлению его нравственных и этических качеств, его ценностей. Формируются его социальные установки, и его взгляды на жизнь в целом. Не каждый подростков этот важный момент живет и развивается в благополучной среде. Под благополучной средой понимается, то общество, которое способствует положительному развитию личности подростка. Среда, в которой подросток получает достойное воспитание и образование. Среда, в которой при воспитании и обучении учитываются особенности развития подростков, индивидуальные особенности подростков. Среда, в которой у подростка есть выбор свободного времяпровождения.
К сожалению, не каждому подростку повезло воспитываться в хорошей семье, иметь образованных родителей и педагогов. Очень часто, подросток сталкивается с непониманием со стороны учителей и родителей.
Конечно, за последнее десятилетие очень многое изменилось в отношениях учителей и родителей с подростками. Психология не стоит на месте, активно развиваются современные методы воспитания детей. Множество психологических пособий выпускается ежегодно на эту тематику. Педагогов начинают обучать по новым стандартам, которые учитывают вышеописанные методы и принципы взаимодействия с детьми. Более того, активно развиваются различные курсы для будущих родителей. А в государстве даже создаются новые законы. Подростки наделены большим количеством прав.
Это является огромным плюсом для развития современного общества. Но, проблема в том, что все эти техники в большинстве случаев применяются на детях, обучающихся в городских школах. И не многие исследователи задумываются над тем, что некоторые подростки воспитываются без применения новых методов воспитания.
Цель нашего исследования изучить эмоциональные и коммуникативные
особенности подростков, обучающихся в сельской местности и их отличия от подростков, обучающиеся в городских школах.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения:
1. Подростки, проживающие в условиях сельской местности чаще,
испытывают трудности во взаимодействии с окружающими в сравнении с подростками, проживающими в городских условиях.
2. Сельские подростки отличаются от городских по таким эмоциональным характеристикам как агрессивность, подозрительность, тревожность, раздражительность и обидчивость.
Объектом исследования являются подростки, возрастной категории 14-17 лет, учащиеся 9-11 классов.
Предмет исследования: эмоциональные и коммуникативные особенности подростков.
Задачи:
3. Изучение психологических особенностей подростков, проживающих в условиях сельской местности;
4. Изучение психологических особенностей подростков, проживающих в городских условиях;
5. Сравнение особенностей подростков, проживающих в сельской местностями и особенностей подростков, проживающих в городе.
6. Выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в условиях сельской местности и их взаимосвязи.
Для решения поставленных задач, были использованы следующей методики:
Фрайбургский личностный опросникFPI
Опросник Басса-Дарки
Проективная методика «Несуществующее животное»
Интервью
Наблюдение
База дипломного исследования: МКОУ «СОШ ст. Исправной», МБОУ «СОШ №16 г. Невинномысска».
Этапы исследования:
1. Теоретическое изучение особенностей подросткового возраста.
2. Диагностика подростков, проживающих в сельской местности, с целью изучения их особенностей.
3. Диагностика подростков, проживающих в городе, с целью изучения их особенностей.
4. Математическая обработка полученных данных.
5. Сравнительный анализ особенностей подростков обоих групп.
6. Интерпретация результатов.
Научная новизна состоит в том, что проведенное исследование является первым эмпирическим исследованием, посвященным выявлению комплекса эмоциональных и коммуникативных особенностей у подростков, проживающих в сельской местности.
Практическая значимость: материалы данной дипломной работы могут быть использованы специалистами по делам молодежи в сельской местности. Выявленные особенности можно использовать с целью помощи в адаптации сельских студентов, обучающихся в больших городах.
В этом возрасте происходит не только становление человека, как личности, но и происходит формирование основы фундамента его дальнейшего жизненного пути. В этот период он наиболее подвержен влиянию, как негативному, так и позитивному.
В обществе сложилось, что человек обязательно принадлежит той или иной группе. И он так же может одновременно состоять в нескольких групповых сообществах. И эти группы во многом способствуют становлению его нравственных и этических качеств, его ценностей. Формируются его социальные установки, и его взгляды на жизнь в целом. Не каждый подростков этот важный момент живет и развивается в благополучной среде. Под благополучной средой понимается, то общество, которое способствует положительному развитию личности подростка. Среда, в которой подросток получает достойное воспитание и образование. Среда, в которой при воспитании и обучении учитываются особенности развития подростков, индивидуальные особенности подростков. Среда, в которой у подростка есть выбор свободного времяпровождения.
К сожалению, не каждому подростку повезло воспитываться в хорошей семье, иметь образованных родителей и педагогов. Очень часто, подросток сталкивается с непониманием со стороны учителей и родителей.
Конечно, за последнее десятилетие очень многое изменилось в отношениях учителей и родителей с подростками. Психология не стоит на месте, активно развиваются современные методы воспитания детей. Множество психологических пособий выпускается ежегодно на эту тематику. Педагогов начинают обучать по новым стандартам, которые учитывают вышеописанные методы и принципы взаимодействия с детьми. Более того, активно развиваются различные курсы для будущих родителей. А в государстве даже создаются новые законы. Подростки наделены большим количеством прав.
Это является огромным плюсом для развития современного общества. Но, проблема в том, что все эти техники в большинстве случаев применяются на детях, обучающихся в городских школах. И не многие исследователи задумываются над тем, что некоторые подростки воспитываются без применения новых методов воспитания.
Цель нашего исследования изучить эмоциональные и коммуникативные
особенности подростков, обучающихся в сельской местности и их отличия от подростков, обучающиеся в городских школах.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения:
1. Подростки, проживающие в условиях сельской местности чаще,
испытывают трудности во взаимодействии с окружающими в сравнении с подростками, проживающими в городских условиях.
2. Сельские подростки отличаются от городских по таким эмоциональным характеристикам как агрессивность, подозрительность, тревожность, раздражительность и обидчивость.
Объектом исследования являются подростки, возрастной категории 14-17 лет, учащиеся 9-11 классов.
Предмет исследования: эмоциональные и коммуникативные особенности подростков.
Задачи:
3. Изучение психологических особенностей подростков, проживающих в условиях сельской местности;
4. Изучение психологических особенностей подростков, проживающих в городских условиях;
5. Сравнение особенностей подростков, проживающих в сельской местностями и особенностей подростков, проживающих в городе.
6. Выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в условиях сельской местности и их взаимосвязи.
Для решения поставленных задач, были использованы следующей методики:
Фрайбургский личностный опросникFPI
Опросник Басса-Дарки
Проективная методика «Несуществующее животное»
Интервью
Наблюдение
База дипломного исследования: МКОУ «СОШ ст. Исправной», МБОУ «СОШ №16 г. Невинномысска».
Этапы исследования:
1. Теоретическое изучение особенностей подросткового возраста.
2. Диагностика подростков, проживающих в сельской местности, с целью изучения их особенностей.
3. Диагностика подростков, проживающих в городе, с целью изучения их особенностей.
4. Математическая обработка полученных данных.
5. Сравнительный анализ особенностей подростков обоих групп.
6. Интерпретация результатов.
Научная новизна состоит в том, что проведенное исследование является первым эмпирическим исследованием, посвященным выявлению комплекса эмоциональных и коммуникативных особенностей у подростков, проживающих в сельской местности.
Практическая значимость: материалы данной дипломной работы могут быть использованы специалистами по делам молодежи в сельской местности. Выявленные особенности можно использовать с целью помощи в адаптации сельских студентов, обучающихся в больших городах.
Подростковый возраст считается переходным моментом из детства к взрослой жизни. Этот период характеризуется интенсивными физиологическими и психологическими изменениями. Важность этого этапа заключается в том, что в это время происходит самоопределение подростка, окончательно формируются психические функции, происходит становление подростка как личности. Некоторые характерологические особенности начинают носить устойчивый характер.
В это время внимание подростка направленно на изучение себя как личности, появляется способность к самоанализу. Меняются интересы, которые в этот период зачастую могут носить поверхностный характер. Подросток отдаляется от родителей и больше времени проводит со сверстниками. Появляется интерес к противоположному полу.
Подростки, живущие в сельской местности, как правило, сложнее переживают этот период. Это связано с особенностями образовательной системы. Отсутствием школьных психологов, которые могли бы помочь пережить этот непростой этап жизни, с низкой образованностью родителей.
Особенности сельской местности откладывают отпечаток на формировании личности подростка.
Сельская местность характеризуется низким качеством и уровнем жизни, неразвитостью образовательной системы, отсутствием квалифицированных преподавателей в школах. Скудным спектром развлекательных программ, неразвитостью инфраструктуры. У сельских подростков появляется большое количество свободного времени. Поэтому, с одной стороны, они могут в раннем возрасте пробовать алкоголь, сигареты, и др., что в будущем негативно может отразиться на их жизни, но с другой стороны, замотивированные подростки могут тратить это время на самообразование.
Сельские подростки ведут более размеренный образ жизни, поэтому они менее раздражительны и в меньшей степени подвержены влиянию стрессовых факторов.
Отличительной особенностью сельских подростков является раннее включение в трудовую жизнь. В связи, с чем у подростков может наблюдаться утрата интереса к обучению и знаниям, сельские подростки в большей степени ориентированы на практическую деятельность, но с другой стороны, это способствует развитию волевых качеств, терпимости, выносливости.
Формирование эмоциональных реакций, познавательной деятельности и коммуникативных способностей происходит у сельских подростков в замедленном темпе, иногда это может проявляться в замедленном темпе речи.
Наше исследование было направлено на выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в сельской местности, влияющих на поведение подростка в обществе.
В рамках решения поставленных задач были изучены особенности жизнедеятельности подростков, проживающих в сельской местности и подростков, проживающих в городе.
На основании полученных результатов можно сделать следующие основные выводы:
Подростки, проживающие в сельской местности более агрессивны, в сравнении с подростками, проживающими в городских условиях. Как правило, свою агрессию они выражают в физической форме. Таким образом, получают разрядку. Они застенчивы и тревожны, в то же время общительны и открыты для взаимодействия с социумом. Попадая в новую среду, они могут испытывать сложности в адаптации, а также в установлении личностных контактов.
В результате исследования были подтверждены обе гипотезы о том, что подростки, проживающие в условиях сельской местности чаще, испытывают трудности во взаимодействии с окружающими, а также о том, что сельские подростки отличаются от городских по таким эмоциональным характеристикам как, агрессивность, подозрительность, тревожность и раздражительность.
Полученные в исследовании данные могут иметь практическую значимость для специалистов по делам молодежи в сельской местности, а также для адаптации сельских подростков, попадающих в большие города.
В это время внимание подростка направленно на изучение себя как личности, появляется способность к самоанализу. Меняются интересы, которые в этот период зачастую могут носить поверхностный характер. Подросток отдаляется от родителей и больше времени проводит со сверстниками. Появляется интерес к противоположному полу.
Подростки, живущие в сельской местности, как правило, сложнее переживают этот период. Это связано с особенностями образовательной системы. Отсутствием школьных психологов, которые могли бы помочь пережить этот непростой этап жизни, с низкой образованностью родителей.
Особенности сельской местности откладывают отпечаток на формировании личности подростка.
Сельская местность характеризуется низким качеством и уровнем жизни, неразвитостью образовательной системы, отсутствием квалифицированных преподавателей в школах. Скудным спектром развлекательных программ, неразвитостью инфраструктуры. У сельских подростков появляется большое количество свободного времени. Поэтому, с одной стороны, они могут в раннем возрасте пробовать алкоголь, сигареты, и др., что в будущем негативно может отразиться на их жизни, но с другой стороны, замотивированные подростки могут тратить это время на самообразование.
Сельские подростки ведут более размеренный образ жизни, поэтому они менее раздражительны и в меньшей степени подвержены влиянию стрессовых факторов.
Отличительной особенностью сельских подростков является раннее включение в трудовую жизнь. В связи, с чем у подростков может наблюдаться утрата интереса к обучению и знаниям, сельские подростки в большей степени ориентированы на практическую деятельность, но с другой стороны, это способствует развитию волевых качеств, терпимости, выносливости.
Формирование эмоциональных реакций, познавательной деятельности и коммуникативных способностей происходит у сельских подростков в замедленном темпе, иногда это может проявляться в замедленном темпе речи.
Наше исследование было направлено на выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в сельской местности, влияющих на поведение подростка в обществе.
В рамках решения поставленных задач были изучены особенности жизнедеятельности подростков, проживающих в сельской местности и подростков, проживающих в городе.
На основании полученных результатов можно сделать следующие основные выводы:
Подростки, проживающие в сельской местности более агрессивны, в сравнении с подростками, проживающими в городских условиях. Как правило, свою агрессию они выражают в физической форме. Таким образом, получают разрядку. Они застенчивы и тревожны, в то же время общительны и открыты для взаимодействия с социумом. Попадая в новую среду, они могут испытывать сложности в адаптации, а также в установлении личностных контактов.
В результате исследования были подтверждены обе гипотезы о том, что подростки, проживающие в условиях сельской местности чаще, испытывают трудности во взаимодействии с окружающими, а также о том, что сельские подростки отличаются от городских по таким эмоциональным характеристикам как, агрессивность, подозрительность, тревожность и раздражительность.
Полученные в исследовании данные могут иметь практическую значимость для специалистов по делам молодежи в сельской местности, а также для адаптации сельских подростков, попадающих в большие города.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - Социальная адаптация сельской молодежи в студенческой среде
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2012 - ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Особенности переживания злости, у лиц выросших в алкогольной семье (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Формирование основ безопасного поведения в сети интернет у подростков с
инвалидностью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021



